Календарно - тематическое планирование в старшей группе Народная культура
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Снегова Людмила Евгеньевна

Помощь педагогам в составлении плана

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_nedeli.docx43.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема недели:  «Народная культура»

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослых и детей с учетом образовательных областей

Организация развивающей среды для совместной деятельности

Взаимодействие с родителями

Групповая

Подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

ПОНЕДЕЛЬНИК 20.03

УТРО

Побуждать детей спокойно заходить в группу, прислушиваться к указаниям взрослого

«Утро радостных встреч»

Беседа по теме: «Русская матрешка»

Цель: продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями; с культурой родного края

Разучивание закличек: «Приходи весна», «Жаворонки»

Дидактическая игра: «Подбери слово»

Цель: развитие грамматического строя речи; активизация словарного запаса, развитие речи детей с Варей и Олесей

Трудовые поручения: «Накрой на стол к завтраку»

Цель: закрепление умений и навыков накрывания на стол дежурных к завтраку; учить детей правильно располагать ложку и вилку

Оформление ширмы с предметными картинками: «Народная игрушка» для наглядного видения образов

Поговорить с родителями о самочувствии детей

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей

Рекомендовать родителям обратить внимание на изменения в природе и погоде

НОД

  1. Развитие речи

Тема: «Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства»»

Цель: познакомить детей с рассказом В. Драгунского «Друг детства», помочь им оценить поступок мальчика

  1. Художественное развитие – Рисование

Тема: «Роспись матрешки элементами гжельской росписи»

               Цель: Развивать умение выделять специфику гжельской росписи. Формировать умение передавать элементы росписи. Воспитывать интерес к декоративному искусству. Закреплять умение рисовать акварелью. Вызвать положительный отклик на прекрасное

  1. Музыкальное развитие – музыка

Тема: «Подарки весны»

Цель: развитие музыкального слуха и грамоты. Отработка танцевальных движений повторение слов песен. Распевки, музыкальные подвижные игры

ПРОГУЛКА

Наблюдение за неживой природой

Цель: формировать представление о марте как месяце пробуждения природы; развивать умение замечать новые изменения в неживой природе

П/И «Пробеги тихо», «Дети и волк»

Цель: развитие двигательной активности детей, умение быстро и ловко передвигаться.

П/У «Самым ловким окажись!»

Цель: продолжать развивать ловкость, выносливость

«Попади снежным комом в цель»

Цель: развитие глазомера и силу броска с Андреем и Максимом

Воспитание культурно – гигиенических навыков

Цель: закреплять умение самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своем шкафу

Игровой центр. Сюжетно – ролевые игры по желанию детей

Цель: формировать желание организовывать сюжетно – ролевые игры

ВЕЧЕР

 Гимнастика после сна.                

 Цель: здоровье сбережение

Чтение русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Цель: познакомить детей с новым произведением, развивать внимание и память при запоминании сюжета сказки

Д/И «Кто больше найдет небылиц по произведениям К. Чуковского «Путаница»

Д\У «Назови одним словом»

Цель: развивать словарный запас, мышление и память; активизация и обогащение словаря детей с Варей и Ульяной

 Трудовые поручения «Наведем порядок в группе»

Цель: помогать сверстникам прибирать игрушки, расставлять их на свои места

Предложить сюжетно – ролевую игру «Магазин народных игрушек»

Цель: воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослых и детей с учетом образовательных областей

Организация развивающей среды для совместной деятельности

Взаимодействие с родителями

Групповая

Подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

ВТОРНИК – 21.03

УТРО

Рассказ на тему: «Русские народные  инструменты»

Цель: расширять представления о народном искусстве, фольклоре, музыке.

Инсценированное чтение потешек

Цель: развитие умения выразительно передать содержание

Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам

Цель: воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа

Д/И «отгадай загадки»

Цель: развитие мышления. Памяти и воображения

Трудовые поручения:

«протирание пыли с листочков комнатных растений»

Цель: развивать трудовые навыки, желание заботиться о комнатных растениях

Подбор художественной литературы: русские народные сказки, потешки, прибаутки, небылицы, загадки

Семейный просмотр русских народных сказок, мультфильмов, чтение художественной и познавательно- энциклопедической литературы по теме: «Народная культура»

Маршрут выходного дня: посещение вместе с детьми музеев, выставок

НОД

  1. Художественное творчество – Рисование

Тема: «Дымковская игрушка»

                Цель: Продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывая эстетическое отношение к предметам. Помочь детям замечать и

                         выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи.

                         Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги); Учить детей

                        самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.

  •                          развивать творчество, фантазию, интерес к рисованию
  •                  2.  Физическое развитие – физкультура

Занятие№3

Цель:  повторить ходьбу со сменой движения; упражнять в ползании по гимнастической скамейке, в равновесии и прыжках

  1. Ознакомление с окружающим миром

Тема: «Культура и традиция русского народа»

               Цель: Познакомить детей с понятием «традиция»; закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, культуре, закрепить знание овощей; воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его традициям.

ПРОГУЛКА

 Наблюдение за снегом

Цель: формирование умения самостоятельно выделять первые признаки весны в неживой природе; продолжать знакомить со свойством снега; воспитывать интерес к весенним наблюдениям

П/И «Кот и мыши», «Пробеги тихо»

Цель: развитие двигательной активности

Индивидуальная работа с Ксюшей и Ульяной по развитию движений; отработка подскоков и приставного шага у Андрея Р. И Арсения

Д/И «Выдели слово»

Цель: закрепить правильное произношение определенных звуков в словах, учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком с Соней и Андреем Р

Экспериментальная деятельность на прогулке: «Опыт по определению плотности снега»

Цель: развитее наблюдательности и любознательности

Самостоятельная игровая деятельность детей на участке, игры  с выносным материалом – развитие навыков совместной игровой деятельности

ВЕЧЕР

Игровая ситуация «Мы встречаем гостей – угощаем их блинами»

Цель: продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями; с культурой родного края.

Рассматривание и чтение книги «Русские народные промыслы», иллюстрации о проведении обряда встречи весны; картинок с изображением различных видов обуви; картин о родной природе, деревне; об устройстве избы; куклы в русском национальном костюме; народных игрушках

Д/И «Раскраски, трафареты на тему «Русские народные художественные промыслы»

Цель: развитие мелкой моторики

Мастерская «Укрась Даше сарафан»

Цель: развитие творческих способностей детей, умение самостоятельно придумывать узор на сарафане

Ситуативный разговор на тему: «Как жили люди на Руси»

Цель: возобновить в памяти игровую ситуацию «Музей в чемодане», развитие памяти, обогащение словаря, развитие грамматического строя речи

Чтение: Русский фольклор:

«Николенька – гусачок…»

«Как у бабушки козел…»

«Ранним – рано по утру…»

«грачи – кричи», Ласточка – ласточка…», «Дождик, дождик веселей…» «По дубочку по стучишь…»

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослых и детей с учетом образовательных областей

Организация развивающей среды для совместной деятельности

Взаимодействие с родителями

Групповая

Подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

СРЕДА  - 22.03

УТРО

Отгадывание и составление загадок о предметах быта, народных приметах, природных явлениях.

Цель: воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа

Д/И «скажи по – другому»

Цель: развитие грамматического строя речи¸ обогащение словарного запаса

Д/И «Кто, где работает?» (село, город)

Д/И «Кому, что нужно для работы?»

Цель: способствовать общему развитию ребенка, прививая любовь к Родине

Поручение индивидуальные и коллективные «Мы сегодня соблюдаем порядок в группе»

Цель: уважение труда взрослых

 Подготовить материал для Нод (счетный  дидактический материал, наглядность, иллюстрации)

Предложить детям придумать колыбельную для куклы Маши

Цель: развитие памяти, активизация словаря, развитие воображения

Поговорить с родителями о самочувствии детей

Тематическая подборка материала  «Читаем и учим вместе с детьми»

 

Просмотр телепередачи «играй гармонь»

НОД

  1. Познавательное развитие – ФЭМП

Тема: «Раздели круг на части»

Цель: продолжать знакомить с делением круга на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть; развивать представление о независимой части числа от цвета и пространственного расположения предметов; совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках;

Музыкальное развитие - музыка

Тема: «Подарки весны»

Цель: развитие музыкального слуха и грамоты. Отработка танцевальных движений повторение слов песен. Распевки, музыкальные подвижные игры

  1. Развитие речи

Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба –бах»»

Цель: учить детей дифференцировать звуки ц – ч; познакомить со стихотворением Дж. Ринвза «Шумный Ба – бах» (перевод с англ. М. Боровицкой)

ПРОГУЛКА

Наблюдение за солнцем

Цель: уточнить знание детей о влиянии солнца на жизнь человека; развиваем наблюдательность, любознательность; рассказать детям о влиянии солнца на здоровье человека; развивать активный словарь детей

Подвижная игра «Самолеты» - научить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение

Дидактическая игра «Что это…» «Направо – налево…»- закреплять пространственные ощущения

Подвижная игра «кот и мыши»

Цель: закрепить правила игры; упражнять детей в беге; развивать умение бегать и действовать по сигналу воспитателя. Воспитывать интерес к игре

Формировать у детей умение ориентироваться в пространстве, учить задействовать для игры всю площадку, следить за своей осанкой во время движения. Способствовать закаливанию детского организма

Трудовая деятельность: «Расчистка участка от снега»

Цель: продолжать учить детей пользоваться детской лопаткой; развивать физические способности; воспитывать трудолюбие, ответственное отношение к своим обязанностям

ВЕЧЕР

Физкультурный досуг «За здоровьем в детский сад» - совместно с родителями

Цель: пропагандировать значение физической культуры как средства достижения физической красоты, силы, ловкости и выносливости. Способствовать комплексному развитию двигательных навыков. 

«Литературная викторина по русским народным сказкам»

Цель: активизация пассивного и активного словаря, развитие памяти, воображения, быстроты мышления с Максимом и Олесей

 Закрепить с детьми правила ухода за растениями (полив, протирание пыли) – совместная деятельность

Предложить детям активизацию внимания в уголке физического развития (боулинг, хоккей с мячом, дартс).

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослых и детей с учетом образовательных областей

Организация развивающей среды для совместной деятельности

Взаимодействие с родителями

Групповая

Подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

ЧЕТВЕРГ  - 23.03

УТРО

Театрализованные занятия на развитие фантазии, творчества, средств эмоциональной выразительности: «Постучим в теремок»

Цель: расширять представления о народном искусстве, фольклоре, музыке

Д/И «Повтори скороговорку»

Цель: развитие памяти, воображения, развитие артикуляционного аппарата

Разучивание Песенок – потешек: «Катя, Катя маленька», «Ранним – рано по утру…»»Ласточка – ласточка»

Цель: воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа с Соней и Ульяной

(формирование КГН за столом)

Цель: продолжать учить детей вести правильно себя за столом во время приема пищи (сидеть ровно, не качаться на стуле, не спешить и не разговаривать с набитым ртом); воспитывать культурное поведение за столом, аккуратность

Предложить детям русские народные игры: «Гуси – лебеди», «карусель», «Гори – гори ясно»

Цель: развитие двигательной активности детей, приобщение к культуре русского народа

Взаимодействие с родителями при приеме и уходе детей домой

Индивидуальные беседы с родителями по их запросам

Буклет «Потешки, прибаутки»

«Воспитание сказкой»

НОД

  1. Ознакомление с окружающим миром

Тема: «Русская матрешка»

                        Цель: Рассказать о самой популярной народной деревянной игрушке-матрешки. Учить детей различать разные техники росписи матрешек.

                        Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрешки. Продолжать воспитывать детей

                        на русских народных традициях, углублять их знания о народном творчестве.

                       Формировать эстетическое отношение к миру.

2. Физическое развитие – физкультура

Занятие№3

         Цель:  повторить ходьбу со сменой движения; упражнять в ползании по гимнастической скамейке, в равновесии и прыжках

ПРОГУЛКА

Наблюдение  на прогулке за голубями – уточнить представление детей об изменении образа жизни птиц весной; установить связи между погодой, изменениями состояния растений и образом жизни известных детям птиц

Подвижная игра «Стоп!» - продолжать учить вслушиваться в звучание слов; упражнять в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков в них

Подвижная игра «Свободное место»- развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в быстром беге

Подвижная игра «День – ночь». «Прыг – скок»

Прыжки на двух ногах с продвижением вокруг очерченного круга

Продолжать развивать желание играть в групповые игры, не обижаться, уметь радоваться за победителя. Развивать ловкость прыжка вверх с приземлением на две ноги, соблюдение осторожности в игре

Выносной материал

Лопатки, карандаши, маски для игр, формочки для игры со снегом, кукла, одетая по погоде, детские игрушечные санки.

Трудовая деятельность: расчистка дорожек от снега, прометание веранды от мусора

ВЕЧЕР

 Беседа по теме: «Русские народные промыслы – деревянная, глиняная игрушки»

Цель: продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями; культурой родного края

Музыкально – дидактическая игра «Угадай, на чем играю» (муз. инструмент)»

Цель: развитие музыкального слуха и памяти

Мастерская. Конструирование из бумаги.

«Скамейка, печка, стол, изба»

Цель: развитие умения детей в складывании бумаги по принципу оригами по образцу и схеме с Максимом и Ксюшей

Воспитывать культурно – гигиенические навыки – совершенствовать навыки умывания – намылить руки до образования пены, тщательно смывать, мыть лицо, насухо вытирать полотенцем, своевременно пользоваться разными видами застежек

Чтение русских народных сказок: «Теремок», «Курочка ряба», «Царевна – лягушка», «Хаврошечка», «Сивка – бурка», «Гуси – лебеди», «Жихарка», «Волк и семеро козлят», «Морозко», «Лиса и журавль», «Хвосты»

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослых и детей с учетом образовательных областей

Организация развивающей среды для совместной деятельности

Взаимодействие с родителями

Групповая

Подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

ПЯТНИЦА  - 24.03

УТРО

Слушание:

П.И. Чайковский «Русская песня», «Танец пастушков»; «Вдоль по Питерской», р.н.песня

Пляски и игры:

«Заинька», обр.С.Кондратьева; «Кострома» и «Казачок», обр, М. Иорданского;

Русские народные прибаутки «Ворон», «Лиса»;

Цель: расширять представления о народном искусстве фольклоре, музыке

Мастерская. Рисование

«Декоративное по мотивам дымковской росписи: «Водоноски – франтихи» или «Дымковский конь» с Ксюшей и Дашей и Андреем Р.

Цель: развитие мелкой моторики, умение изображать узор по дымковским мотивам

 Закрепление навыка сметание остатков крошек и пищи со стола специальными принадлежностями

Цель: развитие трудолюбия у детей и уважение труда взрослых

Украшение плоскостного изображения матрешек, посуды, игрушек

Центр театрализованных игр.

Набор игрушек кукольного плоскостного, пальчикового театров для обыгрывания русских народных сказок, потешек

Папка – передвижка «Русское народное творчество»

Консультация «Воспитательное значение русского фольклора»

Делимся впечатлением о прошедшей неделе

НОД

  1. Художественное развитии  - Аппликация

                       Тема: «Воздушные шары»

                        Цель: учить детей вырезать круг из квадрата, делать заготовки для работы, создавать композицию – воздушный шар с корзиной. Развивать эстетическое восприятие, воображение. Учить создавать объемную работу.

  1. Физическое развитие – физкультура

Занятие№3

        Цель: повторить ходьбу со сменой движения; упражнять в ползании по гимнастической скамейке, в равновесии и прыжках

ПРОГУЛКА

 Наблюдение за одеждой взрослых и детей – продолжать формировать умение устанавливать простейшие связи между изменениями в неживой и живой природе

Дидактическая игра «Что из чего сделано» - учить детей определять материал из которого сделан предмет

«Найди предмет похожего цвета» - упражнять ребенка в сопоставлении предметов по цвету и их обобщении признаку цвета

Игра «Волк во рву» Цель: развивать смелость и ловкость, умение действовать по сигналу. Упражнять в прыжках в длину с разбегу

Трудовые поручения: «Чистка снежных построек от снега. Цель: поддерживать стремление детей приносить пользу, следить за порядком.

Дидактическая игра «Какой ветер» - научить подбирать относительные прилагательные

Развивать основные физические качества, двигательные способности, а так же познавательные, коммуникативные умения детей в совместной деятельности

Самостоятельные игры детей.

Цель: приучать детей играть дружно, самостоятельно выбирать игры роли, действия

Подвижная игра «Море волнуется». Развивать фантазию, умение выражать в движении задуманный образ

ВЕЧЕР

Пальчиковая игра: «Мы сегодня рисовали» Наши алые цветки»

Д/И «Собери матрешку», «Найди такую же», «Подбери картинки», «Матрешкины подружки»

Цель: развитие мышления, воображения, памяти

Мастер класс «Сделай игрушку из цилиндра»

Цель: развитие творческого воображения, умение видеть образ

Мастерская. Лепка

«Тарелка с узором» «ваза»

Цель: развитие мелкой моторики, умение вылепить, примазывать, оттягивать, закреплять все способы лепки с Андреем П.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, заниматься самостоятельно выбранным делом.

Приучать после игры разбирать постройки, убирать на место строительный материал, аккуратно складывать его

Самостоятельные игры в игровых уголках, оборудованных атрибутами рус. нар. сказки

Складывание пазлов по мотивам русских народных сказок.

Создание условий для самостоятельной художественной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

В данном материале представлено КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА с  учётом интеграции  для 2 младшей группы на Март 2 неделя. Тем...

Календарно-тематическое планирование по теме "Народная культура и традиции"

Знакомить  детей с  народными  традициями  и  обычаями. Знакомить  детей с  народными  песнями , плясками.Расширять  представления  о  разнообраз...

Календарно -тематическое планирование на тему "Народная культура и традиции"

Ознакомление детей с игрушками  народных промыслов....

Календарно-тематическое планирование по теме "Народная культура и традиции" в подготовительной группе

Цель: расширять представления детей об искусстве, традициях и обычаях народов России; продолжать знакомить с народными промыслами, обрядами, календарными праздниками, приметами, пословицами, поговорка...

Календарно-тематическое планирование по теме "Воспитание культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста"

Темы занятий с детьми разработаны на весь учебный год. Предлагаемые метододы и приемы работы могут быть дополнены или изменены. Формы работы представлены в разных видах деятельности....

Календарно - тематическое планирование в старшей группе. Тема «Народная культура и традиции»

Календарно - тематическое планирование в старшей группе. Тема «Народная культура и традиции»...