Календарно-тематическое планирование по теме "Воспитание культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Темы занятий с детьми разработаны на весь учебный год. Предлагаемые метододы и приемы работы могут быть дополнены или изменены. Формы работы представлены в разных видах деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Календарно- тематическое планирование по теме «Воспитание культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста»
Месяц | Регламентированная деятельность | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей |
Сентябрь Сентябрь | 1. «Учимся представляться. Будем знакомы». Цель: Помочь составить ребенку представление об основных правилах знакомства с окружающими взрослыми и сверстниками, об употребляемых этикетных выражениях в определенных случаях. Методы и приемы: - беседа - игровые упражнения на развитие чувства близости «Ласковое имя» - художественное слово - проигрывание игровых ситуаций «Знакомство». - Ситуативное общение «Как тебя называют дома?» 2. «Говорю и понимаю без слов» Цель: Познакомить детей с возможностью общаться без слов и понимать, о чем говорят другие, понимать настроение при помощи жестов и мимики. Методы и приемы: - Беседы - игры на раскрепощение детей - проигрывание проблемных ситуаций - игровые упражнения | Чтение художественных произведений: Г. Остер «Будем знакомы», рассказы В. Осеевой, С. Афонькин «Как побороть страх», Л. Найденова «Новая девочка», С. Маршак « О мальчиках и девочках». Игры: - Дидактическое упражнение «Мы похожи- мы отличаемся» - «Назови соседа ласково» - «Кто под платочком?» - «Кто к нам пришел?» - «Внимание! Пропал ребенок!» (найти по словесному описанию) - игровые ситуации знакомства. Игра «Подари движение», «Покажи настроение», рассматривание и обсуждение фотографий «Эмоции», игровое упражнение «Мимическая гимнастика» | Включение в ролевые игры детей игровых ситуаций знакомства; Игра «Лучшее знакомство» Включение в ролевые игры детей игру «Придумай и покажи». Драматизация знакомых художественных произведений без слов с помощью жестов и мимики. Подвижная игра «Море волнуется раз…» |
Октябрь | 1. «Давайте говорить друг другу комплименты…» Цель: Познакомить с применением комплиментов, как способа восхищения, поощрения, выражения доброжелательности. Методы и приемы: - игровые упражнения - разъяснения - моделирование и анализ ситуаций - рассматривание фотоиллюстраций - чтение художественной литературы 2. «Все начинается со слова «Здравствуй». Цель: Раскрыть значение слова «Здравствуй», употребление его в зависимости от времени суток, партнера вариативных слов приветствия. Методы и приемы: - Беседа, разъяснение - моделирование и анализ ситуаций приветствия - игровые упражнения - художественное слово | Беседа с детьми. Игры: «Чудесные превращения», «Вежливые отгадки», «Бояре», «Эхо», «Вежливый котик». Игровое упражнение «Скажи другу комплимент». Игровая ситуация «Волшебные очки», «Озвучь картинку». Чтение художественных произведений: А. Кондратьева «Добрый день», А.Барто «Шла вчера я по Садовой», М. Дружининой «Кто знает волшебное слово». Игры «Кто правильно поздоровается?», «Скажи по- другому» Игра- драматизация Страна вежливости» | Продуктивная деятельность: рисуем автопортрет «В подарок другу», дидактические настольные игры, игры парами, побуждающие детей к воспроизведению известных им формул одобрения, поощрения Использование этикетных формул во время приветствия. Игры- драматизации. Использование слов приветствия во время сюжетно- ролевых игр. |
Ноябрь | 1.«Расставаясь, говорим мы «до свидания» Цель: Раскрыть значение слова «До свидания», употребление в зависимости от партнера различных форм прощания. Методы и приемы: - слушание отрывков из художественных произведений - моделирование и анализ ситуаций прощания - этюд на расслабление - игра- драматизация - игровое упражнение 2. «Волшебное слово «Спасибо». Цель: Обучить детей уместному использованию различных слов, формул благодарности. Методы и приемы: - моделирование - проигрывание и анализ ситуаций - прием ТРИЗ «Что было бы, если…» - чтение худ. литературы, обсуждение прочитанного - игровые упражнения - ситуации общения | Загадки, чтение художественной литературы, игра «Скажи по- другому», моделирование ситуаций прощания Игра-драматизация «День рождения», игровая ситуация «У нас в гостях Незнайка», Игра «Вежливый котик», чтение художественных произведений, проигрывание ситуаций | Использование этикетных формул при прощании. Использование этикетных формул прощания в сюжетно-ролевых играх. Игра «Факиры». Использование различных формул благодарности в сюжетно- ролевых играх. Дидактические игры, игры парами, в ситуациях общения, взаимодействия с взрослыми и сверстниками. |
Декабрь | 1-2 «Вежливая просьба» Цель: Познакомить детей с доступными формами выражения просьбы, адресованной разным партнерам по общению: незнакомым, знакомым людям, близкому человеку, взрослому и сверстнику. Методы и приемы: - беседа - художественное слово - прием ТРИЗ «Что было бы, если…» - проигрывание ситуаций - игровые упражнения - рассматривание иллюстраций, фотографий. | Чтение С. Я. Маршака «Ежели вы вежливы», «Знал одного ребенка я», И. Пивоваровой «Был ослик очень вежливый», С. Погореловского «Что значит быть вежливым», В. Осеевой «Вежливое слово». Игры-драматизации «Как Буратино стал вежливым». Литературное викторина «Здравствуйте, пожалуйста, спасибо». Сочинение этикетной сказки. | Драматизация сказки «Колобок». Использование форм выражения просьб в ситуациях каждодневного общения, в сюжетно- ролевых играх, упражнение «Доскажи словечко», настольно- печатные игры, игры в командах. |
Январь | 1. «Разговор о том, как быть уступчивым» Цель: Объяснить, как важно в любой совместной деятельности уступать друг другу, применяя специальные этикетные стереотипы: советы, извинения, согласие, одобрение. Методы и приемы: - Беседа - художественное слово - моделирование и проигрывание ситуаций - игровые упражнения - прием ТРИЗ «Цепочка слов» 2. «.Настроение мое и окружающих». Цель: Учить детей выражать свое настроение речевыми и неречевыми средствами общения, а также понимать настроение окружающих взрослых и детей. Методы и приемы: - слушание музыкальных произведений - дидактические игры - рисование своего настроения - беседа - этюды на выражение эмоций - рассматривание фотографий | Чтение художественных произведений о дружбе. Игра- драматизация «Катание кукол на санках», Этюд «Кто виноват?». Упражнение «Волны», «Передай другому». Упражнение «Настроение». Игра «Покажи настроение». Этюды «Облака», «Сосредоточенный», «Усталость», «Солнышко» и др. Рассматривание и обсуждение иллюстраций, пиктограмм | Игра парами «Мозаика в парах», «Рукавички», «Рисуем домики». Игра «Старенькая бабушка», «На мостике». Подвижная игра «Не намочи ноги». Применение разученных этюдов в ролевых играх. Дидактические игры «Узнай, кто это?», «Найди меня». Этюд «Мои эмоции» |
Февраль | 1. «Я учусь культурно разговаривать». Цель: Познакомить детей с правилами культурного поведения при общении с окружающими. Методы и приемы: - Беседа - Художественное слово - игра- драматизация - дидактическая игра 2. «Мы будем разговаривать, и будем выговаривать все правильно и внятно, чтоб было всем понятно». Цель: Развитие грамматически правильной речи: произносить слова чисто, внятно, выразительно. Методы и приемы: - игровые упражнения - артикуляционная гимнастика - упражнения на регуляцию дыхания - художественное слово | Чтение произведений устного народного творчества. Игра- обсуждение «Взаимоотношения», «Воздушный шарик, прилетай». Дид. игра «Скажи наоборот». Драматизация сказок. Артикуляционная гимнастика. Упражнения на регуляцию дыхания. Чтение художественных произведений с последующей беседой. Этюд «Кому как можно подражать». Игра- драматизация «Черепаха и заяц». Сочинение сказок- перевертышей. Игры «Конкурс хвастунов», «Испорченный телефон», «Эхо», «Бабушка Маланья». | Упражнения «Часы», «Лего». Использование в свободном речевом общении скороговорок, потешек, прибауток. Словесные дидактические игры. Подвижные игры со словами. |
Март | 1. «Разговор с другом»( взрослым, или сверстником) Цель: Формирование у детей умения слушать собеседника, быть внимательным к партнеру по общению. Методы и приемы: - игры парами - игровые упражнения - моделирование и проигрывание ситуаций - слушание отрывков из художественных произведений | Чтение В.Катаев «Цветик- семицветик», В. Осеева «Три товарища». Игровые упражнения «Опиши друга», «Подарок другу», «Сравнения», «Волшебный магазин». Совместное рассказывание сказки «Продолжай рассказывать». | Игры парами. Игры- драматизации, постановки кукольных спектаклей по желанию детей (по подгруппам: первая- артисты, вторая- зрители). Сюжетные творческие игры. |
Март- апрель | 1. Сострадание, утешение, милосердие, забота» Цель: Учить применять сопереживание со словесным выражением сочувствия, утешения, употребляя для этого специальные этикетные формулы. Методы и приемы: - художественное слово - моделирование и проигрывание ситуаций - прием ТРИЗ «Хорошо- плохо» - рассматривание иллюстраций - игра- драматизация | Использование приема ТРИЗ ««Хорошо- плохо». Знакомство и обсуждение пословиц, поговорок по теме. Упражнения «Связующая нить», «Цветок вежливости». Игры «Добрые волшебники», «Царевна- Несмеяна», «Утка с утятами», «На мостике», «Старенькая бабушка». Чтение сказки «Кукушка», Р. Зернов «Как Антошка полюбил ходить в детский сад». | Дид. .игры, изготовление разных поделок для детей младших групп. Игры с детьми младших групп, показ театрализованных представлений, взаимопосещение. |
Апрель | 1. «Добрые дела, волшебные слова» Цель: Формировать доброжелательное отношение к окружающим взрослым, сверстникам, малышам, умение выбирать правильную формулу выражения своих чувств, мыслей. Методы и приемы: - рассматривание иллюстраций - беседа - сочинение сказок- перевертышей - этюды - игровое упражнение - Моделирование и анализ ситуации - разъяснение вежливых обращений - чтение художественной литературы | Сочинение сказок- перевертышей, вежливых сказок. Игры: «Улыбка», «Добрые мысли», «Воздушный шарик, прилетай», «Весенняя веточка», игры с правилами | Поделки своими руками для детей младших групп, родителей. Употребление вежливых слов в повседневном общении, обыгрывание волшебных слов в ролевых и творческих играх. |
Май | 1. «Якалки, плаксы, ябеды» Цель: Учить детей адекватному, культурному поведению, общению в конфликтной ситуации. Методы и приемы: - игровое упражнение - прием ТРИЗ «Цепочка слов» - моделирование и проигрывание ситуаций - игра- драматизация - чтение художественной литературы - обсуждение поступков героев | Чтение художественных произведений Б. Житков «Как слон спас хозяина от тигра», Л. Квитко «Два друга». Игры: «Ситуации», «Морозко», «Узнай, кто это?», «Волшебное зеркало» | Подвижные игры, ролевые игры, дидактические игры, игры парами, театрализованные игры. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы кружка «Говорушки» по воспитанию культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.
Знакомить детей с основными целями общения....
Формирование культуры межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста в полиэтнической среде детского сада.
Формирование культуры межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста в полиэтнической среде детского сада.Изучение человеческих отношений, взаимоотношений, общения, ставшее по утверждени...
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье обосновывается актуальность проблемы развития навыков речевого общения у детей старшего дошкольного возраста. Автором раскрыто содержание основных понятий – «общение», &laqu...
Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания культуры межэтнического общения у детей старшего дошкольного возраста
Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания культуры межэтнического общения у детей старшего дошкольного возраста...
Формирование культуры межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста в полиэтническом детском саду
В статье анализируются результаты исследования и описан опыт работы по формированию межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях полиэтнического детского сада...
Детский телеканал как средство развития речевого общения у детей старшего дошкольного возраста
Организация детского телеканала «Академия» в образовательном учреждении, послужит хорошей мотивацией для развития речевого общения у детей старшего дошкольного возраста, так как применение...
Кружок "Раз словечко, два словечко..." по воспитанию культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста
Перспективный план кружковой деятельности....