Партнерство педагогов в рамках проектной деятельности
консультация (подготовительная группа) на тему

Барышева Валентина Алексеевна

Проектная деятельность педагогов привлекает к себе особое внимание представителей педагогической, психологической науки и практиков. По мнению ученых, без проекта невозможно движение к цели, особенно амбициозной и инновационной. Педагоги дошкольных учреждений чаще всего используют проект как метод или педагогическую технологию работы, побуждающую детей к самостоятельному исследованию, познанию, освоению новых видов деятельности. Авторами большинства проектов в ДОУ, направленных на работу с воспитанниками отдельной группы (объект проекта), являются отдельные воспитатели и специалисты.

Современный педагог должен владеть знаниями и умениями педагогического проектирования и организации детской проектной деятельности, нацеленных на преобразование будущего в сфере воспитания и образования дошкольников. Таким образом, используя в своей работе педагогическое проектирование, а в работе с дошкольниками методику работы с детьми по организации проектной деятельности (технологию проектного обучения), мы реализуем личностно-ориентированный, компетентностный и развивающий подходы к обучению и воспитанию.

 Проектная деятельность позволяет нам:

повысить профессиональный уровень педагогов и степень их вовлеченности в деятельность, сделать педагогический коллектив более сплоченным;

формировать профессиональное взаимодействие педагогов с детьми дошкольного возраста, которое основывается на субъектном отношении педагога к ребенку; индивидуальном подходе, учете зоны ближайшего развития ребенка; мотивационном подходе; доброжелательном отношении к ребенку;

развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателем, а при педагогическом проектировании общаются между собой все участники образовательного пространства детского сада); создавать продукты, которые можно предъявить социуму (возрастает уровень их оригинальности и социальной значимости, что способствует более успешному позиционированию детского сада).

Под проектом понимается завершенный цикл проектирования, его цель и результат.

Субъектом (автором, исполнителем) проекта м.б. отдельный специалист или группа специалистов-партнеров. Объектом конкретного проекта в ДОУ могут выступать как сами педагоги, так и воспитанники одной или нескольких групп, одного или разного возраста. Предмет проекта – любая педагогическая реальность (образовательная система, программа, область, технология, методика, личностное или интеллектуальное развитие, межличностные отношения и т.п.). данная педагогическая реальность должна содержать проблему, разрешение которой требует поиска новых путей, средств и форм решения.

Существует особый вид проектной деятельности педагогов – партнерский проект. Партнерским называется проектирование, субъектом которого является группа педагогов-партнеров, которые, несмотря на собственные (иногда различные) области профессиональной ответственности, осознали наличие общей проблемы и цели, готовы к соединению (сложению) своих информационных и методических ресурсов ради достижения этой цели.

В социальном партнерстве ДОУ можно выделить следующие уровни, которые в целом составляют систему партнерства.

Первый уровень – внутри-организационное партнёрство между педагогами одной или разных групп, между педагогами и специалистами, между педагогами и родителями, между отдельными социальными субъектами- конкретными людьми.

Второй уровень – внешнеорганизационное партнерство, в котором можно выделить:

·              Отраслевой уровень- взаимодействие ДОУ с другими учреждениями образования (ДОУ, школами, информационно- методическим центром, учреждениями управления образования, учреждениями повышения квалификации и т.п.);

·              Межотраслевой уровень – предполагает взаимодействие ДОУ с учреждениями культуры, здравоохранения или любой другой социальной сферы.

Каждый уровень, представленный соответствующими субъектами, имеет свои особенности, цели, формы, средства и результаты для ДОУ. Опыт участия педагогов в различных формах внутриорганизационного партнерства служит основой и источником более активного участника дошкольного учреждения во внешнеорганизационном партнерстве, обеспечивающим для ДОУ эффект.

Эффекты реализации внутриорганизационного партнерства условно можно разделить на эффекты для педагогического коллектива, управления ДОУ и для детей.

Рассмотрим эффекты внутриорганизационного партнерства для педагогического коллектива и управления дошкольным учреждением.

·        Осознание общности целей и интересов – первый шаг в построении команды. Поскольку партнерство педагогов возможно только при осознании общей значимой социальной проблемы, оно служит основой для формирования команд как особого уровня социальных групп внутри педагогического коллектива как единой эффективной команды. Благодаря этому формируется ценностно- ориентационное единство партнеров.

·        Другой эффект- информационный обмен и информационное обогащение партнеров. Поскольку партнеры (педагоги одной или разных групп, специалисты, родители), как правило, владеют разной информацией о детях, представляют различные профессиональные компетенции, предпочтения и умения, то в процессе взаимодействия каждый из них получает возможность ознакомиться с другим взглядом на проблему, дополняющим, углубляющим либо противоречащим его личной позиции. Подробное информационное обогащение способствует поиску комплексного и гармоничного способа решения социальной педагогической задачи.

·        Следующий эффект- партнёрство – источник инноваций и творчества. Каждый педагог зачастую использует привычные для себя способы решения профессиональных задач. Совместная деятельность с партнерами посредством сотрудничества активизирует, создает условия для поиска новых, интересных форм деятельности, инноваций, личного и коллективного творчества.

·        Еще один эффект для педагогического коллектива и управления дошкольным учреждением – профессиональное обучение и повышение квалификации. Совместное с партнерами решение педагогических задач создает предпосылки для наблюдения, анализа и обсуждения профессиональной деятельности коллег, получения обратной связи (оценок, мнений) относительно собственных результатов деятельности и идей. Другими словами, партнерство в ДОУ – эффективная форма внутриорганизационного обучения, повышения профессиональной квалификации и применения усвоенного на практике.

·        Следующий эффект- мотивированность профессиональной деятельности как важнейшая управленческая задача. Эффективность и удовлетворенность любой профессиональной деятельности напрямую зависит от ее мотивации.  Согласно концепции мотивации труда Ф.Герцберга, истинным стимулом к труду является оценка работником содержания труда, его значимости, ответственности, важности творчества, достижения результата, принятия решения. Интересно, что все это обеспечивается в условиях партнерских отношений: они устанавливаются для решения значимой социально- педагогической задачи, что осознается не одним человеком, а группой, партнеры разделяют и принимают на себя ответственность за решения, творчество и конечный результат.

         При формировании внутриорганизационного партнерства ДОУ следует учитывать существенные признаки партнерских отношений:

·        Сходство (общность) интересов;

·        Добровольность;

·        Взаимодействие;

·        Взаимная ответственность.

Сотрудники ДОУ могут стать партнерами, только если они осознали общие или сходные интересы, добровольно и активно взаимодействуют, принимают и разделяют ответственность за собственную и коллективную деятельность, ее результаты.  Субъектами внутриорганизационных партнерских отношений могут выступать отдельные люди и небольшие группы педагогов, специалистов, родителей, администрация. Партнерство может быть продолжительным (учебный год и более) или коротким, ситуативным (неделя). Партнерские отношения могут быть установлены по ходу реализации различных проектов, выставок, мастерских, лабораторий, педагогических советов, семинаров и т.п.

         Каждая форма партнерства имеет свои особенности, но общая технология организации партнерских отношений  состоит из нескольких этапов:

I этап – проблемно-ориентирующий заключается в том, что группа педагогов-партнеров определяет объединяющее  их проблемное поле, находит проблемные зоны и нерешенные задачи в контексте этой проблемы.

II этап – определение формата проекта (временные рамки), формулирует задачи проекта, разрабатывают общий план-конспект итогового мероприятия (досуга).

III этап – планирование и реализация партнерского проекта – каждый из педагогов и привлеченные педагоги-специалисты в соответствии с составленным планом-конспектом совместного итогового досуга планируют собственную работу с детьми – определяют задачи, виды деятельности, время их реализации, с тем, чтобы успешно подготовить детей к участию в итоговом мероприятии. На этом этапе, в рамках основного проекта,  возможно возникновение краткосрочных проектов. В результате постоянного взаимодействия, возможно, потребуется корректировка первоначального замысла проведения досуга, возникнут новые находки и творческие решения.

 IV этап – анализ результатов итогового мероприятия проводится на совместном заседании педагогов-партнеров.  Обсуждается новый опыт, полученный детьми в ходе реализации проекта и формы представления данного опыта (самопрезентация и др.); анализируются продукты детской деятельности (если имели место); определяется эффективность данного проекта для достижения поставленных целей.

Результаты данного проекта могут быть представлены педагогической и родительской общественности.

        Для детей результатом (эффектом) партнерства взрослых в ДОУ является их социализация.

        Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также на добровольной основе вовлекаются родители и другие члены семьи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.pptx493.91 КБ
Файл partnerstvo_pedagogov_dou.docx23.05 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для педагогов . « Партнерство педагогов в рамках проектной деятельности» Подготовила: Воспитатель подготовительной группы Барышева Валентина Алексеевна

Слайд 2

Проектная деятельность педагогов привлекает к себе особое внимание представителей педагогической, психологической науки и практиков. По мнению ученых, без проекта невозможно движение к цели, особенно амбициозной и инновационной. Педагоги дошкольных учреждений чаще всего используют проект как метод или педагогическую технологию работы, побуждающую детей к самостоятельному исследованию, познанию, освоению новых видов деятельности.

Слайд 3

Современный педагог должен владеть знаниями и умениями педагогического проектирования и организации детской проектной деятельности, нацеленных на преобразование будущего в сфере воспитания и образования дошкольников. Существует особый вид проектной деятельности педагогов – партнерский проект. Партнерским называется проектирование, субъектом которого является группа педагогов-партнеров, которые, несмотря на собственные (иногда различные) области профессиональной ответственности, осознали наличие общей проблемы и цели, готовы к соединению (сложению) своих информационных и методических ресурсов ради достижения этой цели.

Слайд 4

В социальном партнерстве ДОУ можно выделить следующие уровни, которые в целом составляют систему партнерства. Первый уровень – внутри-организационное партнёрство . Второй уровень – внешнеорганизационное партнерство, в котором можно выделить: - Отраслевой уровень- взаимодействие ДОУ с другими учреждениями образования; - Межотраслевой уровень – предполагает взаимодействие ДОУ с учреждениями культуры, здравоохранения или любой другой социальной сферы.

Слайд 5

Эффекты реализации внутриорганизационного партнерства условно можно разделить на эффекты для педагогического коллектива, управления ДОУ и для детей. Рассмотрим эффекты внутриорганизационного партнерства для педагогического коллектива и управления дошкольным учреждением. Осознание общности целей и интересов – первый шаг в построении команды. И нформационный обмен и информационное обогащение партнеров . П артнёрство – источник инноваций и творчества . П рофессиональное обучение и повышение квалификации . М отивированность профессиональной деятельности как важнейшая управленческая задача.

Слайд 6

При формировании внутриорганизационного партнерства ДОУ следует учитывать существенные признаки партнерских отношений: Сходство (общность) интересов; Добровольность; Взаимодействие; Взаимная ответственность.

Слайд 7

Каждая форма партнерства имеет свои особенности, но общая технология организации партнерских отношений состоит из нескольких этапов. I этап – проблемно-ориентирующий II этап – определение формата проекта III этап – планирование и реализация партнерского проекта IV этап – анализ результатов итогового мероприятия

Слайд 8

Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно -образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также на добровольной основе вовлекаются родители и другие члены семьи.

Слайд 9

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !



Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение Центр развития ребенка Детский сад №2 «Рябинка»

Консультация для педагогов

на тему:

«Партнерство педагогов в рамках проектной деятельности»

Подготовила:

 Воспитатель подготовительной группы

Барышева Валентина Алексеевна

г.Москва, г.Троицк

Апрель 2016

Проектная деятельность педагогов привлекает к себе особое внимание представителей педагогической, психологической науки и практиков. По мнению ученых, без проекта невозможно движение к цели, особенно амбициозной и инновационной. Педагоги дошкольных учреждений чаще всего используют проект как метод или педагогическую технологию работы, побуждающую детей к самостоятельному исследованию, познанию, освоению новых видов деятельности. Авторами большинства проектов в ДОУ, направленных на работу с воспитанниками отдельной группы (объект проекта), являются отдельные воспитатели и специалисты.

Современный педагог должен владеть знаниями и умениями педагогического проектирования и организации детской проектной деятельности, нацеленных на преобразование будущего в сфере воспитания и образования дошкольников. Таким образом, используя в своей работе педагогическое проектирование, а в работе с дошкольниками методику работы с детьми по организации проектной деятельности (технологию проектного обучения), мы реализуем личностно-ориентированный, компетентностный и развивающий подходы к обучению и воспитанию.

 Проектная деятельность позволяет нам:

повысить профессиональный уровень педагогов и степень их вовлеченности в деятельность, сделать педагогический коллектив более сплоченным;

формировать профессиональное взаимодействие педагогов с детьми дошкольного возраста, которое основывается на субъектном отношении педагога к ребенку; индивидуальном подходе, учете зоны ближайшего развития ребенка; мотивационном подходе; доброжелательном отношении к ребенку;

развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателем, а при педагогическом проектировании общаются между собой все участники образовательного пространства детского сада); создавать продукты, которые можно предъявить социуму (возрастает уровень их оригинальности и социальной значимости, что способствует более успешному позиционированию детского сада).

Под проектом понимается завершенный цикл проектирования, его цель и результат.

Субъектом (автором, исполнителем) проекта м.б. отдельный специалист или группа специалистов-партнеров. Объектом конкретного проекта в ДОУ могут выступать как сами педагоги, так и воспитанники одной или нескольких групп, одного или разного возраста. Предмет проекта – любая педагогическая реальность (образовательная система, программа, область, технология, методика, личностное или интеллектуальное развитие, межличностные отношения и т.п.). данная педагогическая реальность должна содержать проблему, разрешение которой требует поиска новых путей, средств и форм решения.

Существует особый вид проектной деятельности педагогов – партнерский проект. Партнерским называется проектирование, субъектом которого является группа педагогов-партнеров, которые, несмотря на собственные (иногда различные) области профессиональной ответственности, осознали наличие общей проблемы и цели, готовы к соединению (сложению) своих информационных и методических ресурсов ради достижения этой цели.

В социальном партнерстве ДОУ можно выделить следующие уровни, которые в целом составляют систему партнерства.

Первый уровень – внутри-организационное партнёрство между педагогами одной или разных групп, между педагогами и специалистами, между педагогами и родителями, между отдельными социальными субъектами- конкретными людьми.

Второй уровень – внешнеорганизационное партнерство, в котором можно выделить:

  • Отраслевой уровень- взаимодействие ДОУ с другими учреждениями образования (ДОУ, школами, информационно- методическим центром, учреждениями управления образования, учреждениями повышения квалификации и т.п.);
  • Межотраслевой уровень – предполагает взаимодействие ДОУ с учреждениями культуры, здравоохранения или любой другой социальной сферы.

Каждый уровень, представленный соответствующими субъектами, имеет свои особенности, цели, формы, средства и результаты для ДОУ. Опыт участия педагогов в различных формах внутриорганизационного партнерства служит основой и источником более активного участника дошкольного учреждения во внешнеорганизационном партнерстве, обеспечивающим для ДОУ эффект.

Эффекты реализации внутриорганизационного партнерства условно можно разделить на эффекты для педагогического коллектива, управления ДОУ и для детей.

Рассмотрим эффекты внутриорганизационного партнерства для педагогического коллектива и управления дошкольным учреждением.

  • Осознание общности целей и интересов – первый шаг в построении команды. Поскольку партнерство педагогов возможно только при осознании общей значимой социальной проблемы, оно служит основой для формирования команд как особого уровня социальных групп внутри педагогического коллектива как единой эффективной команды. Благодаря этому формируется ценностно- ориентационное единство партнеров.
  • Другой эффект- информационный обмен и информационное обогащение партнеров. Поскольку партнеры (педагоги одной или разных групп, специалисты, родители), как правило, владеют разной информацией о детях, представляют различные профессиональные компетенции, предпочтения и умения, то в процессе взаимодействия каждый из них получает возможность ознакомиться с другим взглядом на проблему, дополняющим, углубляющим либо противоречащим его личной позиции. Подробное информационное обогащение способствует поиску комплексного и гармоничного способа решения социальной педагогической задачи.
  • Следующий эффект- партнёрство – источник инноваций и творчества. Каждый педагог зачастую использует привычные для себя способы решения профессиональных задач. Совместная деятельность с партнерами посредством сотрудничества активизирует, создает условия для поиска новых, интересных форм деятельности, инноваций, личного и коллективного творчества.
  • Еще один эффект для педагогического коллектива и управления дошкольным учреждением – профессиональное обучение и повышение квалификации. Совместное с партнерами решение педагогических задач создает предпосылки для наблюдения, анализа и обсуждения профессиональной деятельности коллег, получения обратной связи (оценок, мнений) относительно собственных результатов деятельности и идей. Другими словами, партнерство в ДОУ – эффективная форма внутриорганизационного обучения, повышения профессиональной квалификации и применения усвоенного на практике.
  • Следующий эффект- мотивированность профессиональной деятельности как важнейшая управленческая задача. Эффективность и удовлетворенность любой профессиональной деятельности напрямую зависит от ее мотивации.  Согласно концепции мотивации труда Ф.Герцберга, истинным стимулом к труду является оценка работником содержания труда, его значимости, ответственности, важности творчества, достижения результата, принятия решения. Интересно, что все это обеспечивается в условиях партнерских отношений: они устанавливаются для решения значимой социально- педагогической задачи, что осознается не одним человеком, а группой, партнеры разделяют и принимают на себя ответственность за решения, творчество и конечный результат.

         При формировании внутриорганизационного партнерства ДОУ следует учитывать существенные признаки партнерских отношений:

  • Сходство (общность) интересов;
  • Добровольность;
  • Взаимодействие;
  • Взаимная ответственность.

Сотрудники ДОУ могут стать партнерами, только если они осознали общие или сходные интересы, добровольно и активно взаимодействуют, принимают и разделяют ответственность за собственную и коллективную деятельность, ее результаты.  Субъектами внутриорганизационных партнерских отношений могут выступать отдельные люди и небольшие группы педагогов, специалистов, родителей, администрация. Партнерство может быть продолжительным (учебный год и более) или коротким, ситуативным (неделя). Партнерские отношения могут быть установлены по ходу реализации различных проектов, выставок, мастерских, лабораторий, педагогических советов, семинаров и т.п.

         Каждая форма партнерства имеет свои особенности, но общая технология организации партнерских отношений  состоит из нескольких этапов:

I этап – проблемно-ориентирующий заключается в том, что группа педагогов-партнеров определяет объединяющее  их проблемное поле, находит проблемные зоны и нерешенные задачи в контексте этой проблемы.

II этап – определение формата проекта (временные рамки), формулирует задачи проекта, разрабатывают общий план-конспект итогового мероприятия (досуга).

III этап – планирование и реализация партнерского проекта – каждый из педагогов и привлеченные педагоги-специалисты в соответствии с составленным планом-конспектом совместного итогового досуга планируют собственную работу с детьми – определяют задачи, виды деятельности, время их реализации, с тем, чтобы успешно подготовить детей к участию в итоговом мероприятии. На этом этапе, в рамках основного проекта,  возможно возникновение краткосрочных проектов. В результате постоянного взаимодействия, возможно, потребуется корректировка первоначального замысла проведения досуга, возникнут новые находки и творческие решения.

 IV этап – анализ результатов итогового мероприятия проводится на совместном заседании педагогов-партнеров.  Обсуждается новый опыт, полученный детьми в ходе реализации проекта и формы представления данного опыта (самопрезентация и др.); анализируются продукты детской деятельности (если имели место); определяется эффективность данного проекта для достижения поставленных целей.

Результаты данного проекта могут быть представлены педагогической и родительской общественности.

        Для детей результатом (эффектом) партнерства взрослых в ДОУ является их социализация.

        Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также на добровольной основе вовлекаются родители и другие члены семьи.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект образовательной деятельности по экологии в разновозрастной группе (2 младшая - средняя группа) Экологическая сказка в рамках проектной деятельности: «Человек и природа».Тема: Экологическая сказка "Живая душа природы"

Цель: приобщить детей к миру природы, к пониманию ее универсальной ценности в жизни каждого человека, своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, обитателей, живущих рядом с вами и ...

Презентация опыта "Партнерство педагогов ДОУ в рамках проектной деятельности"

Педагогический опыт "Партнерство педагогов ДОУ в рамках проектной деятельности"...

Непосредственно образовательная деятельность «Сварим борщ из овощей» с детьми средней группы (С интеграцией образовательных областей «Познание» (математика, экология), «Коммуникация», «Социализация») (с использованием ТРИЗ, в рамках проектной деятельно

Цели занятия:  Закрепление у детей понятий о качестве овощей (вкусе, форме, цвете, величине). Обучение детей использовать »овощи» в играх с куклами. Использование в речи новых слов: бордовый, ора...

Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями в рамках проектной деятельности

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования большое внимание уделяется взаимодействию ДОУ с родителями. Одна из задач, на решение которой направлен ста...

Методическая разработка "Взаимодействие педагогов и родителей в рамках проектной деятельности."

Проектная  деятельность, является  способом организации педагогического процесса основанного на тесном взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой, которая направлена на о...

Статья "Организация совместной и самостоятельной деятельности детей, педагогов и родителей в рамках проектной деятельности".

Данный материал -  показывает одну из форм  организации совместно – самостоятельной деятельности, положенной в основу любого проекта.  Детям  помогает  развивать са...

«Методическое сопровождение педагогов по вовлечению семей воспитанников в образовательный и воспитательный процесс ДОУ в рамках проектной деятельности (проектная технология)»

В статье раскрываются принципы проектной деятельности, значение внедрения проектной технологии в образовательный и воспитательны процесс ДОУ для повышения профессионализма как каждого педагога в отдел...