«Методическое сопровождение педагогов по вовлечению семей воспитанников в образовательный и воспитательный процесс ДОУ в рамках проектной деятельности (проектная технология)»
статья
В статье раскрываются принципы проектной деятельности, значение внедрения проектной технологии в образовательный и воспитательны процесс ДОУ для повышения профессионализма как каждого педагога в отдельности, так и всего педагогического коллектива в целом. Особо подчеркиватся значение вовлечения семей воспитанников в проекты разного вида, что способствует укреплению детско-родительских отношений, а жизнь детей и родителей становится насыщенной разными событиями и положительными эмоциями. Приведены примеры двух проектов с семьями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Методическое сопровождение педагогов по вовлечению семей воспитанников в образовательный и воспитательный процесс ДОУ в рамках проектной деятельности (проектная технология)»
Проектная деятельность – представляет собой особый тип взаимодействия ребенка и взрослого и строится на следующих принципах:
- Проектная деятельность начинается тогда, когда прямое воздействие оказывается невозможным;
- Проектная деятельность в отличие от продуктивной деятельности предполагает движение ребенка в пространстве возможного;
- Проектная деятельность опирается на субъектность ребенка, то есть на выражение его инициативы, проявление самостоятельной активности;
- Проектная деятельность предполагает не просто реализацию идеи ребенка, но и реализацию его смыслов;
- Проектная деятельность имеет адресный характер (ребенок выражает свое отношение к решаемой проблеме и личные смыслы, поэтому он всегда ищет адресата- того, к кому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта).
Проектная деятельность позволяет дошкольнику проявить себя, как личность. Дошкольники успешно выполняют проектную деятельность. Наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Существенно изменяются межличностные отношения воспитанников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Наблюдаются изменения и в отношениях между детьми и родителями. Дети становятся интересными для родителей, как партнеры по совместной деятельности.
Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего образовательного и воспитательного процесса. Проектная деятельность предполагает различные формы активности детей, логично взаимосвязанные разными этапами реализации замысла.
Внедрение проектной технологии позволяет:
- Повысить профессиональный уровень педагогов и степень их вовлеченности в деятельность сделать педагогический коллектив более сплоченным;
- Развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателем);
- Развивать у детей такие качества, как социализированность и активность, а также поддерживать детскую познавательную инициативу в условиях ДОУ и семьи);
- Создавать продукты которые можно предъявлять социуму (возрастает уровень их оригинальности и социальной значимости, что способствует более успешному позиционированию дошкольного учреждения)
Виды проектов: исследовательский, творческий и нормативный.
Приведу два примера проектной деятельности, в основе которых лежит развитие детско-родительских отношений. Благодаря этим проектам жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием.
Проект «С папой я своим дружу, его дружбой дорожу!»»
( в рамках празднования Дня отца в России)
Цель: Укрепления семейных, духовно-нравственных ценностей и повышения значимости института семьи.
Время проведения: в период с 10.10.2023 по 16.10.2023
Участники: семьи воспитанников (возраст детей участников – 1,5 - 7 лет, возраст родителей, сотрудников - без ограничения).
Мероприятия проекта:
1. «Папина радость» - фотовыставки и видео в Контакте ДОУ папы с ребенком, отражающие любовь и уважение к нему (семьи приносят фото, где папа и ребенок чем-то занимаются, куда-то пришли и т.д.; папы самостоятельно выкладывают видеоролики в ВКонтакте официального сайта ДОУ, где проявляется нежность и внимание к ребенку и маленький комментарий к нему).
2. «Мой папа для меня пример во всем!», «Мой папа - самый лучший!» - групповые поздравительные фотогазеты, выставки творческих работ выполненных детьми «Портретная галерея папочек», изготовление поздравительных открыток из аппликации и оригами. Вся эта творческая деятельность осуществляется совместно воспитателей с детьми группы, как приятный сюрприз для папочек.
3. «Папа может!» - фотогалереи в физкультурном зале и видео материалы в Контакте ДОУ о спортивных увлечениях семьи (опять активно привлекаются семьи).
4. «Папа, спорт и я - лучшие друзья!» - презентации детских рисунков и плакатов, которые отражают активную жизненную позицию семей по пропаганде здорового образа жизни и сохранению семейных традиций (совместное рисование и дома, и в детском саду).
5. «Вместе с папой» - групповые физкультурно-психологические праздники в физкультурном зале ДОУ с семьями воспитанников групп в рамках работы детско-родительского клуба «Подсолнух» (ведущие – педагог-психолог и инструктор по физической культуре: каждый ребенок приходит с папой, вся деятельность происходит в парах).
Итоговое мероприятие проекта: «Веселый концерт» в музыкальном зале ДОУ (выступают папы с творческими номерами по одному, с ребенком, всей семьей).
Проект «Все начинается с мамы»
( в рамках празднования Всемирного Дня Матери)
Цель: Укрепления семейных, духовно-нравственных ценностей и повышения значимости института семьи.
Время проведения: в период с 20.11.2023 по 28.11.2023
Участники: семьи воспитанников (возраст детей участников – 1,5 - 7 лет, возраст родителей, сотрудников - без ограничения).
Мероприятия проекта:
1. «Мамина радость» - фотовыставки и видео в Контакте ДОУ мамы с ребенком, отражающие любовь и уважение к ней.
2. «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» - видео рассказ (виртуальная экскурсия) о профессии мамы, где ребенок выступает в роли гида в Контакте ДОУ.
3. «Для мамы с любовью» - групповые поздравительные фотогазеты выставки творческих работ выполненных детьми «Портретная галерея мамочек», «Букеты для мамулечки», изготовление подарков из бросового материала.
4. «Вместе с мамой к спорту» - фотогалереи в физкультурном зале и видео материалы в Контакте ДОУ о спортивных увлечениях семьи.
5. «Вместе с мамочкой играю» - групповые физкультурно-психологические праздники в физкультурном зале ДОУ с семьями воспитанников групп в рамках работы детско-родительского клуба «Подсолнух» (ведущие – педагог-психолог и инструктор по физической культуре: каждый ребенок приходит с мамой, вся деятельность происходит в парах).
Итоговое мероприятие проекта: «ЯРМАРКА – золотые руки мамы» (продажа изделий, сделанных руками мам и бабушек) в музыкальном зале ДОУ.
Литература:
- Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников», М., «Мозаика-Синтез», 2018 г.
- «Партнерство дошкольной организации и семьи», под ред. С.С. Прищепа, Т.С. Шатверян, М., «Мозаика – Синтез», 2016 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "Вовлечение семей воспитанников в образовательную деятельность"
В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий ур...
«Методическое сопровождение педагога в условиях освоения умений реализации образовательной области «Речевое развитие» .
Данная публикация ракрывает опыт работы ДОУ по развитию речи дошкольников, а также содержит примерное распределение содержания и форм работы по развитию речи на неделю для воспитателей(Сетка для кален...
Вовлечение семей воспитанников в образовательную деятельность через проведение совместных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей
Актуальность данной темы обусловлена потребностью государства в здоровой нации . Известно ,что состояние здоровья детей дошкольного возраста является гарантом благополучия общества. Поэтому необходимо...
Формирование у воспитанников дошкольной образовательной организации осознанного отношения к соблюдению ПДД в проектной деятельности
Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Поэтому обеспечение безопасности движения, связанного с предупреждением детского д...
Работа по самообразованию «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»
Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности пед...
«Вовлечение семей воспитанников в образовательную деятельность через проведение совместных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей»
Выступление на педсовете....
План по самообразованию «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»
Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности пед...