«Методическое сопровождение педагогов по вовлечению семей воспитанников в образовательный и воспитательный процесс ДОУ в рамках проектной деятельности (проектная технология)»
статья

Балашова Ольга Алексеевна

В статье раскрываются принципы проектной деятельности, значение внедрения проектной технологии в образовательный и воспитательны процесс ДОУ для повышения профессионализма как каждого педагога в отдельности, так и всего педагогического коллектива в целом. Особо подчеркиватся значение вовлечения семей воспитанников в проекты разного вида, что способствует укреплению детско-родительских отношений, а жизнь детей и родителей становится насыщенной разными событиями и положительными эмоциями. Приведены примеры двух проектов с семьями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

«Методическое сопровождение педагогов по вовлечению семей воспитанников в образовательный и воспитательный процесс  ДОУ в рамках проектной деятельности (проектная технология)»

Проектная деятельность – представляет собой особый тип взаимодействия ребенка и взрослого и строится на следующих принципах:

  1. Проектная деятельность начинается тогда, когда прямое  воздействие оказывается невозможным;
  2. Проектная деятельность в отличие от продуктивной деятельности предполагает движение ребенка в пространстве возможного;
  3. Проектная деятельность опирается на субъектность ребенка, то есть на выражение его инициативы, проявление самостоятельной активности;
  4. Проектная деятельность предполагает не просто реализацию идеи ребенка, но и реализацию его смыслов;
  5. Проектная деятельность имеет адресный характер (ребенок выражает свое отношение к решаемой проблеме и личные смыслы, поэтому он всегда ищет адресата- того, к кому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта).

Проектная деятельность позволяет дошкольнику проявить себя, как личность. Дошкольники успешно выполняют проектную деятельность. Наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Существенно изменяются межличностные отношения воспитанников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Наблюдаются изменения и в отношениях между детьми и родителями. Дети становятся интересными для родителей, как партнеры по совместной деятельности.

Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего образовательного и воспитательного процесса. Проектная деятельность предполагает различные формы активности детей, логично взаимосвязанные  разными этапами реализации замысла.

Внедрение проектной технологии позволяет:

  1. Повысить профессиональный уровень педагогов и степень их вовлеченности в деятельность сделать педагогический коллектив более сплоченным;
  2. Развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей,  общаются между собой и с воспитателем);
  3. Развивать у детей такие качества, как социализированность и активность, а также поддерживать детскую познавательную инициативу в условиях ДОУ и семьи);
  4. Создавать продукты которые можно предъявлять социуму (возрастает уровень их оригинальности и социальной значимости, что способствует более успешному позиционированию дошкольного учреждения)

Виды проектов: исследовательский, творческий и нормативный.

Приведу два примера проектной деятельности, в основе которых лежит развитие детско-родительских отношений. Благодаря этим проектам жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием.

Проект «С папой я своим дружу, его дружбой дорожу!»»

( в рамках празднования Дня отца в России)

Цель: Укрепления  семейных, духовно-нравственных ценностей и  повышения значимости института семьи.

Время проведения:         в период с 10.10.2023 по 16.10.2023 

Участники: семьи воспитанников (возраст детей участников  – 1,5 - 7 лет, возраст родителей, сотрудников - без ограничения).

Мероприятия проекта:

1. «Папина радость»  - фотовыставки  и видео в Контакте ДОУ папы с ребенком, отражающие любовь и уважение к нему (семьи приносят фото, где папа и ребенок чем-то занимаются, куда-то пришли и т.д.; папы самостоятельно выкладывают видеоролики в ВКонтакте официального сайта ДОУ, где проявляется нежность и внимание к ребенку и маленький комментарий к нему).

2. «Мой папа для меня пример во всем!», «Мой папа - самый лучший!» - групповые поздравительные фотогазеты, выставки  творческих работ выполненных детьми «Портретная галерея папочек», изготовление поздравительных открыток из аппликации и оригами. Вся эта творческая деятельность осуществляется совместно воспитателей с детьми группы, как приятный сюрприз для папочек.

3. «Папа может!» - фотогалереи в физкультурном зале и видео материалы в Контакте ДОУ о спортивных увлечениях семьи (опять активно привлекаются семьи).

4. «Папа, спорт и я - лучшие друзья!» - презентации детских рисунков и плакатов, которые отражают активную жизненную позицию семей по пропаганде здорового образа жизни и сохранению семейных традиций (совместное рисование и дома, и в детском саду).

5. «Вместе с папой» - групповые физкультурно-психологические праздники в физкультурном зале ДОУ с семьями воспитанников групп в рамках работы детско-родительского клуба «Подсолнух» (ведущие – педагог-психолог и инструктор по физической культуре: каждый ребенок приходит с папой, вся деятельность происходит в парах).

Итоговое мероприятие проекта: «Веселый концерт» в музыкальном  зале ДОУ (выступают папы с творческими номерами по одному, с ребенком, всей семьей).

Проект «Все начинается с мамы»

( в рамках празднования Всемирного Дня Матери)

 

Цель: Укрепления  семейных, духовно-нравственных ценностей и  повышения значимости института семьи.

Время проведения:         в период с 20.11.2023 по 28.11.2023 

Участники: семьи воспитанников (возраст детей участников  – 1,5 - 7 лет, возраст родителей, сотрудников - без ограничения).

Мероприятия проекта:

1. «Мамина радость»  - фотовыставки  и видео в Контакте ДОУ мамы с ребенком, отражающие любовь и уважение к ней.

2. «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» - видео рассказ (виртуальная экскурсия) о профессии мамы, где ребенок выступает в роли гида в Контакте ДОУ.

3. «Для мамы с любовью» - групповые поздравительные фотогазеты выставки  творческих работ выполненных детьми «Портретная галерея мамочек», «Букеты для мамулечки», изготовление подарков из бросового материала.

4. «Вместе с мамой к спорту» - фотогалереи в физкультурном зале и видео материалы в Контакте ДОУ о спортивных увлечениях семьи.

5. «Вместе с мамочкой играю» - групповые физкультурно-психологические праздники в физкультурном зале ДОУ с семьями воспитанников групп в рамках работы детско-родительского клуба «Подсолнух» (ведущие – педагог-психолог и инструктор по физической культуре: каждый ребенок приходит с мамой, вся деятельность происходит в парах).

Итоговое мероприятие проекта: «ЯРМАРКА – золотые руки мамы» (продажа изделий, сделанных руками мам и бабушек) в музыкальном зале ДОУ.

Литература:

  1. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников», М., «Мозаика-Синтез», 2018 г.
  2. «Партнерство дошкольной организации и семьи», под ред. С.С. Прищепа, Т.С. Шатверян, М., «Мозаика – Синтез», 2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Вовлечение семей воспитанников в образовательную деятельность"

В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий ур...

«Методическое сопровождение педагога в условиях освоения умений реализации образовательной области «Речевое развитие» .

Данная публикация ракрывает опыт работы ДОУ по развитию речи дошкольников, а также содержит примерное распределение содержания и форм работы по развитию речи на неделю для воспитателей(Сетка для кален...

Вовлечение семей воспитанников в образовательную деятельность через проведение совместных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей

Актуальность данной темы обусловлена потребностью государства в здоровой нации . Известно ,что состояние здоровья детей дошкольного возраста является гарантом благополучия общества. Поэтому необходимо...

Формирование у воспитанников дошкольной образовательной организации осознанного отношения к соблюдению ПДД в проектной деятельности

Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Поэтому обеспечение безопасности движения, связанного с предупреждением детского д...

Работа по самообразованию «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»

Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности пед...

План по самообразованию «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»

Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности пед...