Статья "Организация совместной и самостоятельной деятельности детей, педагогов и родителей в рамках проектной деятельности".
статья по окружающему миру (подготовительная группа)
Данный материал - показывает одну из форм организации совместно – самостоятельной деятельности, положенной в основу любого проекта.
Детям помогает развивать самостоятельность, познавательную активность, установить позитивные межличностные отношения друг с другом.
Родителям дает возможность сделать общение с детьми познавательно наполненным, интересным, развивающим.
Педагогам дает возможность реализовать инновационные подходы в сфере образования, а также установить эмоционально – личностный контакт, без которого нет, и не может быть доверительных отношений между детским садом и семьей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация совместной и самостоятельной деятельности детей, педагогов и родителей в рамках проектной деятельности.
Реформирование дошкольного образования предполагает использовать для реализации воспитательных и образовательных задач, новые подходы, находить более доступные пути взаимодействия с семьей. Построить такое взаимодействие можно, сделав детский сад «открытой системой» для родителей, в которой все «прозрачно», в которой все «вместе в детском саду» и «вместе дома». Таким инструментом взаимодействия для нас стала «проектная деятельность». Она позволяет не только развивать свободную творческую личность, но и оформить деятельность ее в виде культурно значимого продукта [1].
Взаимодействие детей, педагогов и родителей, сочетание всех видов детской деятельности в одном проекте помогает дошкольникам развивать свою познавательную активность, установить позитивные межличностные отношения друг с другом.
Родителям дает возможность прожить вместе с ребенком радостные моменты его «открытий», помогает созданию в семье общих интересов, дел. Общение родителей и детей становится познавательно наполненным, интересным, развивающим.
Педагогам дает возможность реализовать инновационные подходы в сфере образования, а также установить тот самый эмоционально – личностный контакт, без которого нет, и не может быть доверительных отношений между детским садом и семьей.
Спланировать и провести организованное обучение (занятие) дело не сложное. Мы все этому неплохо научились. У всех вызывает серьезное затруднение организация совместной и самостоятельной деятельности. Как сделать самостоятельную деятельность целенаправленной, как сделать совместную деятельность психологическим инструментом, позволяющим ребенку осуществлять движение в пространстве культуры и выходить за его пределы, создавая творческий продукт [1], как сделать родителей партнерами по деятельности, а детский сад домом, в который хочется приходить снова и снова. В результате поисков мы нашли, как нам, кажется, очень удобный вариант совместной и самостоятельной деятельности детей, педагогов и родителей. Дети в таком подходе к самостоятельной деятельности развиваются не стихийно, а целенаправленно. Педагоги успешно внедряют новые подходы в образовании, а родители могут участвовать в жизни детского сада тогда, когда у них есть желание и возможность войти в нашу «открытую систему».
Совместная и самостоятельная деятельность детей родителей и педагогов в подготовительной группе в рамках проекта « Космос».
Воспитатель: Сиднева М.В.
1. Игра «Круг».
Дети поочередно сжимают друг другу руки, стоя в кругу, взявшись за руки. В конце игры воспитатель спрашивает: « Приятно было почувствовать тепло друг друга?
Дети: Очень!
Воспитатель: А теперь посмотрите друг на друга. Когда все улыбаются, значит у всех хорошее настроение, и мы можем начинать.
Цель: создание условий для привлечение внимания к собственным мышечным ощущениям, своевременное реагирование на полученный сигнал, принятия и доброжелательного отношения друг к другу, переключение внимания самостоятельную и совместную деятельность.
2. Игра «Загадки»
Воспитатель: Кто знает ребята, какой сегодня праздник?
Дети: День космонавтики.
Воспитатель: Конечно! 12 апреля 1961 года в космос полетел первый космонавт, и звали его…
Дети: Юрий Алексеевич Гагарин.
Воспитатель: Полетел он на космическом корабле…
Дети: Восток. Он облетел вокруг земли и вернулся на космодром.
Воспитатель: Космонавту приходится решать трудные вопросы в полете,
проводить эксперименты, а для этого каким он должен быть?
Дети: Умным, сообразительным.
Воспитатель: Хотите тоже потренировать свою сообразительность?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда попробуем отгадать загадки:
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его – полоска света,
А зовут объект…(комета).
Чтобы глаз вооружить.
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный …(телескоп)
Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам …(луна)
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется…(земля)
Цель: создание условий для развития смекалки, сообразительности, умение выделять существенные признаки предметов и явлений, обогащение словаря.
3. Презентация центров.
Воспитатель: Ну что ж, свою смекалку мы потренировали, а теперь нам
предстоит неблизкий путь. Сегодня мы с вами продолжаем двигаться по проекту «Космос». Послушайте, какие интересные дела ждут нас в центрах. Затем выберете для себя то, чем вам захочется заняться, а потом всем покажете, что получилось.
Центр физкультуры.
Воспитатель: Здесь у нас сегодня космическая разминка. Чтобы отправиться в космос, какое здоровье должен иметь космонавт?
Дети: Хорошее здоровье, иметь сильные, крепкие мышцы, быть ловким, метким.
Воспитатель: Что для этого необходимо делать?
Дети: Тренироваться, делать физкультуру.
Детям предлагаются карточки для самостоятельных упражнений в спортивном уголке
Цель: создание условий для самостоятельного развития и совершенствования своих двигательные навыки, выполнять упражнения осознанно.
Центр творчества.
Воспитатель: Здесь у нас сегодня много интересного. Можно сделать космических жителей, можно нарисовать и вырезать, можно коллективно сделать карту космоса, используя технику «оригами», и аппликации. А потом всем вместе рассказать и показать свою работу, что у вас получилось.
Цель: создание условий для развития творческих способностей, умения комбинировать в работе разные материалы, работать коллективно.
Центр математики.
Воспитатель: Это очень важный центр. Сюда обычно идут капитаны космического корабля. Потому что нужно все правильно сосчитать, начертить путь к звездам и планетам и повести за собой команду.
Цель: создание условий для развития вычислительных способностей, координации руки и глаза, личностных качеств – чувство ответственности за других.
Центр познания.
Воспитатель: В этом центре вы сегодня закончите работу по изготовлению планет, раскрасите их, напишите название, чтобы другим людям было легко узнать планеты, расскажете, что вы о них знаете.
Цель: создание условий для развития познавательных способностей, внимания, памяти, мышления, доказательной речи, мелкой моторики, кругозора.
Центр кулинарии.
Воспитатель: Космонавтам в космосе без питания будет выжить невозможно, поэтому в центр кулинарии, сегодня идет тот, кто любит работать с тестом и заботиться о других людях. Здесь можно будет сделать космическое печенье, которое мы потом возьмем в полет.
Цель: создание условий для закрепления навыков работы с тестом: месить, раскатывать, вырезать нужные формы.
Центр строительства.
Воспитатель: В центре строительства тоже сегодня очень ответственная работа. На чем космонавты летают в космос? (На ракете). Ракету нужно строить точно по схеме, которую нам дали конструкторы.
Цель: создание условий для развития конструктивных способностей, произвольности, умения работать по схеме, воспитывать личностные качества - желание ставить цель и доводить дело до конца, самостоятельность, целеустремленность, презентовать продукт своей деятельности.
Центр песка и воды.
Воспитатель: В этом центре можно сделать космические «секретики» и загадать их друзьям-космонавтам.
Цель: создание условий для развития речевого творчества, умения придумывать и составлять описательные рассказы о предметах, имеющих отношение к проекту.
Центр экспериментов.
Воспитатель: Это важный центр. Космонавты проводят в космосе много экспериментов, чтобы понять, как устроены разные предметы и явления. Мы сегодня тоже проведем эксперимент « Почему на Меркурии жарче, чем на Плутоне?» Ответ на этот вопрос дано хотел получить Данила. Надеемся, что он этот ответ сегодня и получит, проведя эксперимент.
Цель: создание условий для развития умения самостоятельно находить ответ на свой вопрос.
Центр книги.
Воспитатель: В центре книги, кто захочет, сможет сделать сегодня
« Космический справочник». Это справочник, в который мы можем найти неизвестные космические слова – термины, если встретим что-то неизвестное нам в полете.
Цель: создание условий для развития умения изготавливать книжки – малютки по схеме, работа по образцу - писать слова печатными буквами, правильно пользоваться стиплером.
Центр настольных игр.
Воспитатель: Здесь у нас игра «Космический бой». Чтобы в нее поиграть, надо знать правила, ходить по очереди, чтобы стать терпеливым и не нарушать правила. Эти качества необходимы для космонавтов.
Цель: создание условий для развития коммуникативных навыков: договариваться, не мешать друг другу, радоваться успехам других.
Дети выбирают деятельность, которая соответствует их интересам, потребностям, настроению, состоянию здоровья (т.к. есть в группе дети с ОВЗ). Педагоги и родители включаются в ту деятельность, в которой ребенок может испытывать затруднения.
Презентация продуктов деятельности.
Цель: создание условий для развития умения презентовать продукт своей деятельности, подвести к осознанию того, что только сотрудничество помогает нам достижению
общей цели.
Воспитатель: После нашей космической подготовки мы многому, научились самостоятельно. Теперь можно отправиться в космическое путешествие.
Просмотр фильма «Астрономия».
Цель: создание условий для закрепления представлений, полученных в результате самостоятельной и совместной деятельности, развитие воображения «мы, как будто отправились в полет», развитие игровых замыслов для будущих творческих игр, формирование общих духовных интересов детей и родителей.
Литература:
1. Н. Е. Веракса, А.Н. Веракса. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика – Синтез, 2010.
2.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.12. 2020 г. № 61573 г. Москва « Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 сан-эпид требования к организациям воспитания обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей в рамках проектной деятельности
Тема проекта: "Развитие связной речи у детей с ТНР, через развитие представлений о целостности картины окружающего мира" (тема в рамках проекта: "Космос")...
Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями в рамках проектной деятельности
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования большое внимание уделяется взаимодействию ДОУ с родителями. Одна из задач, на решение которой направлен ста...
Методическая разработка "Взаимодействие педагогов и родителей в рамках проектной деятельности."
Проектная деятельность, является способом организации педагогического процесса основанного на тесном взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой, которая направлена на о...
Конспект ООД «Как помириться?» (По сказке «Лиса и журавль») для детей средней группы № 9 (в рамках проектной деятельности)
Художественно-эстетическое развитие. Социально-коммуникативное развитие. Физическое развитее. Речевое развитее. Познавательное развитие....
Конспект ООД по познавательному развитию «О любви и доброте в семье» для детей средней группы № 9 (в рамках проектной деятельности)
Цель: Формировать представление детей о семье, о доброжелательных отношениях родных людей. Задачи:Обучающие:Познакомить детей с правилами доброй, совестливой жизни с людьми и миром.Расширять пред...
Взаимосвязь с родителями в рамках проектной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Читают ли современным детям разные сказки, истории, рассказы? К сожалению, большинство родителей не читают детям сказки, более того, вообще мало разговаривают со своими детьми. Родители практически ве...
Картотека бесед для детей старшего дошкольного возраста в рамках проектной деятельности "Тайны космоса"
Беседа «Солнечная система»....