План-конспект образовательной деятельности по экологии в разновозрастной группе (2 младшая - средняя группа) Экологическая сказка в рамках проектной деятельности: «Человек и природа».Тема: Экологическая сказка "Живая душа природы"
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) по теме

 Коробкова Татьяна Викторовна

Цель: приобщить детей к миру природы, к пониманию ее универсальной ценности в жизни каждого человека, своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, обитателей, живущих рядом с вами и объектов неживой природы. Закрепление правил поведения в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskaya_skazka.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект образовательной деятельности по экологии в разновозрастной группе (2 младшая - средняя группа)

Экологическая сказка в рамках проектной деятельности: «Человек и природа»

                                                   Тема:

                Экологическая сказка «Живая душа природы»

Цель: приобщить детей к миру природы, к пониманию ее универсальной ценности в жизни каждого человека, своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, обитателей, живущих рядом с вами и объектов неживой природы. Закрепление правил поведения в природе.

 

Оборудование: макет цветика-семицветика, цветы для поляны, костюмы экологических персонажей, таблички (картинки) с правилами поведения в природе.

Предварительная работа:

Участие разновозрастной группы в проекте «Человек и природа» с региональным компонентом

1) Прогулка с детьми по аллеям микрорайона станицы  Гиагинской, на участок в детском саду, чтобы дети могли вдоволь налюбоваться красотой природы, послушать звуки   природы: журчанье ручья, шелест листвы, радостные и звонкие голоса щебечущих птиц, шум ветра и дождя, красота разноцветной радуги;

2)Тематическое рисование «Красота природы» (по временам года) и «Защитим природу».

Результат: у детей возникло желание выращивать цветы на участке, более бережное отношение к растениям, поддерживают чистоту, зимой заботятся о птицах, сами замечают интересные явления в природе. Неорганизованные дети стали меньше ломать кустарники, не срывают, а помогают поливать цветы, не обижают бездомных животных и птиц. Просмотр экологической сказки был представлен детям детского сада и неорганизованным детям микрорайона станицы Гиагинской.

Ход экологической  сказки:

В зал входит воспитатель в одежде туриста, в руках держит цветик-семицветик.                                                                                              (Включается запись голосов леса).

Турист подходит к березке.

Турист: – Что случилось, Березка? Почему ты плачешь?

Березка ( ребёнок): – Я проснулась и вдруг пришли люди и порезали ножами мой ствол, и текут мои слезки-сок. Мне очень больно.

Турист: – О! Это ужасно, что есть люди, которые не ценят, не берегут и не жалеют природу. Ведь березки украшают нашу жизнь, а из березовых почек делают лекарства. Я думаю, нам поможет цветик-семицветик. Надо оторвать лепесток и загадать желание.                                                                               (Сорвав волшебный лепесток цветика-семицветика, турист произносит):

– Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли

Быть по-моему вели!

   - Хочу, чтобы березка и все растения земли были всегда целыми и невредимыми,  цвели и зеленели на радость людям.

Березка (кланяется): – Спасибо за помощь, ребята! (Отступает в сторону).

В зал заходит муравей.

Турист: – куда ты так торопишься, Муравьишка и что несешь?

Муравей (ребёнок): – Несу дощечки для стройки. Люди в лесу разворошили наш муравейник, все истоптали, нам домик сломали. Будем его чинить (вздыхает).

Турист: – Муравьи - санитары леса. Где много муравьев – лес чистый. Муравьишка сейчас ты узнаешь, что у тебя много друзей защитников.  

Песня «Про меня и муравья»

Турист: – Мы с ребятами поможем и тебе, Муравьишка. (Сорвав волшебный лепесток цветика-семицветика, турист произносит):

– Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли

Быть по-моему вели!

   -Хочу, чтобы муравейники в лесу никогда не разрушались!                           (Муравей благодарит и убегает).

Турист: – Ребята, что-то мне пить захотелось. Пойду к речке и напьюсь воды.  

                                                                                                                        (Появляется девочка-речка).

Речка ( ребёнок): – Мою речную воду нельзя пить. На берегу отдыхали люди и весь мусор бросали в воду. Вода стала очень грязной, погибло много рыбок и пить ее стало опасно!

 Турист: – не печалься, реченька, твоей беде мы поможем. (Сорвав волшебный лепесток цветика-семицветика, турист произносит):

– Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли

Быть по-моему вели!

-Хочу, чтобы вода в речке стала чистой!

Пусть на земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда!

Пусть чистой остается в них на веки

Студеная, прозрачная вода!

(Речка благодарит и «уплывает»).

Кашляя, входит доктор Айболит.

Айболит (взрослый): – Горчичники не помогут. Заводы, фабрики, машины выбрасывают в воздух много пыли и копоти. И всем тяжело дышать: и людям и животным и растениям. У меня звери болеют и болеют. Нам нужен чистый воздух!

Турист: – И тебе и нам, доктор Айболит, чистый воздух просто необходим, мы поможем.(Сорвав волшебный лепесток цветика-семицветика, турист произносит):

– Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли

Быть по-моему вели!

  -Хочу, чтобы воздух на Земле был всегда чистым и свежим!

Айболит: – Вот, спасибо, помогли! (доктор уходит).

В зал вбегает  мышка.

Турист: – Я слышу чей-то голосок, кто-то жалобно пищит.

Мышка  (ребёнок): – Это я, мышка, здесь пищала. Я живу в норке в земле. В нее попадает много мусора, вредных веществ, они отравляют почву. От этого страдают все: и люди и животные и растения.

Турист: – Успокойся, Мышка. Наш волшебный цветок поможет очистить почву. (Сорвав волшебный лепесток цветика-семицветика, турист произносит):

– Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли

Быть по-моему вели!

   -Хочу, чтобы почва на Земле всегда была здоровой и плодородной.

(Мышка благодарит и убегает).

Турист: – Что-то дымом пахнет. Кажется, что-то горит.

В зал вбегает Медведь и влетает птичка.

Медвежонок (ребёнок): – Помогите! Защитите! В лес пришла большая беда – пожар! В огне погибают животные, птицы, насекомые. Горят растения и деревья!

Турист: – Надо срочно погасить пожар! Ведь лес очищает воздух. Он дает Земле кислород, поглощает углекислый газ. (Сорвав волшебный лепесток цветика-семицветика, турист произносит):

- Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли

Быть по-моему вели!

  -Хочу, чтобы в наших лесах никогда не было пожаров!

Медведь: – Спасибо вам, друзья!

– А вы знаете как надо  вести себя в лесу?

Турист: – Не волнуйся, Мишенька. Ребята сейчас расскажут нам правила поведения в лесу.

1-ый ребенок: – В траве много маленьких животных и насекомых, чтобы их не растоптать - ходи осторожно.

2-ой ребенок: – Не шуми в лесу! Помни! Громкие звуки пугают лесных жителей, и они покидают свои домики.

3-й ребенок: – Не рви цветы, а любуйся их красотой. Помни! Сорванные цветы быстро погибнут, а значит, не будет семян и новых растений.

4-й ребенок: – Не лови бабочек! Они украшают природу и опыляют растения!

5-й ребенок: – Не разрушай муравейники! Они уничтожают вредителей-насекомых, которые губят лес.

6-й ребенок: – Не сбивай несъедобные грибы! Они нужны лесу. Ими лечатся лесные животные.

7-й ребенок: – Не трогай птичьи гнезда! Помни - это испугает птицу и она бросит гнездо.

8-ребенок: – Не лови в лесу маленьких зайчат, бельчат или ежат. Они лесные жители и в квартире (доме) им будет плохо.

9-й ребенок:  – Не разжигай в лесу костер. Это может привести к пожару, гибели животных, растений и людей.

Турист: – Ребята, мы пришли в лес полюбоваться природой, отдохнуть и набраться сил. Но оказалось – природа сама нуждается в нашей помощи и защите.

Ребёнок:

Земля наш мир - Земля наш дом!

Кораблик в океане звездном,

Возьмемся за руки друзья,

Спасём наш мир, пока не поздно!

Песня: «Расцветай моя Земля»

Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса.

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась,

И была на ягодах роса.

Припев:

Зеленея в лучах света

Расцветай моя Земля! (2раза)

Мы хотим, чтоб солнце грело,

И березка зеленела,

И под елкой жил смешной колючий еж.

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы лил весёлый теплый дождь!

Припев:

Зеленея в лучах света

Расцветай моя Земля!  (2 раза)

Турист:

- Наше путешествие подошло к концу.

- Надеюсь, ребята, после нашего путешествия, вы станете более внимательны к тому, что нас окружает, и станете беречь и охранять природу.

Результат: у детей возникло желание выращивать цветы на участке, более бережное отношение к растениям, поддерживают чистоту, зимой заботятся о птицах, сами замечают интересные явления в природе. Неорганизованные дети стали меньше ломать кустарники, не срывают, а помогают поливать цветы, не обижают бездомных животных и птиц.

План-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему:

экологическая сказка "Путешествие в осенний лес"

 

1.        Способствовать обогащению и обобщению представлений детей о сезонных изменениях и путях приспособления к ним лесных зверей и птиц.

2.        Развивать познавательный интерес детей к природе.

3.        Формировать навыки правильного дыхания.

4.        Активизировать творческое воображение и импровизацию.

5.        Воспитывать потребность и необходимость заботливого отношения к живым существам.

6.        Побуждать к возникновению желания создавать поделки с использованием осенних листьев и других природных материалов.

                                                                                                                         

                    СЦЕНАРИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СКАЗКИ

                          «ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕННИЙ ЛЕС»

1.        Ведущий гуляет среди деревьев осеннего леса и восхищается его красотой:

    - Как хорошо осенью в лесу. Деревья все стоят золотом убранстве, воздух чистый и прозрачный. Было бы очень интересно узнать, о чем думают эти красивые деревья. А давайте помечтаем, что это произошло…

(Звучит запись «Звуки леса»)

2.        Из-за деревьев по очереди выходят дети в костюмах деревьев и читают «про себя» стихи:

Береза:  Я – береза белоствольная

              Красивая и стройная.

              Русских я лесов душа –

              До чего же хороша!

Дуб:      Я могучий великан

              Ствол мой в три обхвата.

              Мне не страшен ураган.

              Я же дуб, ребята.

Ива:      Говорят, что я плаксива,

             Невеселая и – ива.

             Ветви низко опустила,

             Словно голову склонила.

Ель и сосна:    Мы – елочка с сосеночкой

                         Колючие иголочки.

                        Круглый год мы зелены

                        И энергии полны.

Липа:     Липа – я, красавица.

               Всем, конечно, нравлюсь я

               От простуды берегу –

               Чай свой липовый дарю.

Рябина:   Я – рябинушка, рябина,

                Очень славная дивчина.

                Ягоды – мои плоды

                Очень любят снегири.

Клен:      Клен кудрявый гладкоствольный

                Величавый и спокойный.

                Листики мои – ладошки.

                Мне похлопайте немножко.

Все вместе:     Видеть рада вас, друзья,

                         Я в лесу этом осеннем.

                         Разноцветный ваш наряд

                         Мне поднимет настроенье.

(Дети-деревья выходят из-за деревьев и становятся по обе стороны от воспитателя)

                         ПЕСНЯ   «ХОРОШО В ЛЕСУ».

Слова:  Осипова О. А.

               Хорошо в лесу у нас.

               Все деревья просто класс.

              Все мы лучшие друзья,

              Приходи мы ждем тебя. – 2 раза.

              Прошуршим тебе листвой,

              Покачаем головой.

              С нами некогда скучать.

              Будем песни распевать. – 2 раза.

Восп- ль:  Ой, что за звук такой я слышу? Что происходит?

3.        (Звучит запись ветра, дети – деревья прячутся за деревья.  Появляются мальчик в костюме ветра и его спутники. Мальчики обегают вокруг деревьев и убегают за кулисы. Мальчик-ветер остается).

Ветер:   Я – осенний озорник,

              С листьями играть привык.

              Вот подую посильней

              Сразу станет веселей.

              Листья в небе закружат

              И наступит листопад.

(Мальчик-ветер дует, звучит запись вальса.  Дети в образе осенних листьев с листьями в руках танцуют вальс. В конце вальса подбрасывают листья, а деревья разворачиваются обратной стороной и предстают зрителям с обнаженными ветвями. Дети-листочки вместе с детьми-деревьями убегают за кулисы).

4.        Ведущий:

- Вот проказник-ветерок что натворил. Все листочки с деревьев сорвал, по земле их разбросал. Стоят теперь они, совсем раздетые. А листочки под ногами шуршат, очень приятно по ним гулять.  И в лесу так светло и просторно стало, даже лесных жителей я увидала. Интересно, чем они сейчас занимаются? Давайте вместе посмотрим.

5.        (Под музыку по очереди выходят лесные зверята со своими стихами):

Волк:    Говорят, что я злодей

             Ем зайчаток целый день.

             Но поверьте мне, друзья,

             Вовсе не плохой ведь я.

             Лес родной я обхожу

             За здоровьем в нем слежу.

             И хоть питаться должен мясом,

             Но здоровым я зверям абсолютно безопасен.

Медведь:   Лето с осенью гулял

                   Жир на зиму запасал.

                   Нам, медведям, ведь, увы,

                   Спать придется до весны.

                   Ведь зимой в лесу – беда.

                   Пропадет наша еда.

                   Нету ягод и грибов,

                   И вся рыбка подо льдом.

                   Даже крошки муравьи

                   Все попрятались, увы.

                   Так что пойду ель искать

                   И берлогу себе создавать.

Еж:            Для нас, колючих ежей,

                  Осень – время горячих дней.

                  Трудиться пришлось нам с зари до зари,

                  Чтоб сделать запас нам для ранней весны.

                  Зимой же спим в своей норе.

                 Нам там тепло и сухо.

                 И не страшны в ней холода,

                 И ни мороз, ни вьюга.

Лиса:        Я – охотница лесная

                  И тружусь я целый год,

                  Себе еду я добываю

                  И много у меня хлопот:

                  Пора мне норку утеплять

                  И шубку теплую менять.

                  Ведь скоро зима придет

                  И холод с собой принесет.

Заяц:         Я – маленький зайчишка,

                  Серенький трусишка.

                  Жду я зимушку-зиму,

                  Шубку белую ищу.

                  А зимой придется, есть кору

                  И спать прямо на снегу.

Восп-ль: Оказывается очень много дел у лесных жителей осенью. Дорогие не спешите от нас уходить, немножко отдохните. К нам сюда вы выходите и веселый хоровод дружно заводите.

                 Песня с хороводом  «Осень золотая».

5. Ведущий:

- Какая незабываемая у нас получилась прогулка по осеннему лесу. Стоило нам только захотеть, немножко помечтать и… сколько нового мы узнали. Надеюсь, после нашего путешествия, вы станете более внимательны к тому, что нас окружает и станете беречь своих новых друзей.

План-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме:

Конспект НОД по экологии в средней группе на тему: "Как помочь природе".

Основная цель конспекта сформировать у детей осознанно-правильное отношение к природе.

Программные задачи:1)сформировать у детей понимание того, как влияет необдуманная деятельность человека на природу ,что любой объект живой природы существует до тех пор, пока для это есть необходимые условия , нарушение которых ведёт к его гибели;

      2)показать, как человек пользуется дарами дикой природы и убедить в жизненной необходимости разумного, бережного отношения к ней;

      3)побуждать детей оценивать свои поступки и поступки окружающих людей, делать соответствующие выводы;

      4)воспитывать стремление к творческой деятельности;

      5)активизировать речь детей, расширять словарный запас.

Пособия: Картины с изображением леса, листы бумаги, карандаши.

                                             Ход НОД:

Восп-ль: Прекрасен и разнообразен мир растений и животных нашей планеты. На первый взгляд  кажется, что богатства нашей природы неистощимы: рыба ловится, сколько её лови; леса будут с зелеными кронами, сколько их не истребляй. Вы согласны с этим мнением?

Дети: Да, согласны. У нас много лесов, в которых живет много разных животных, много рек, где водится разнообразная рыба.

Восп-ль:  Это глубокое заблуждение. Ученые-экологи сейчас бьют тревогу: «Природа в опасности». «Почему вдруг природа в опасности?» - спросите вы. Ведь люди любят природу. Да, любят, но эгоистичной любовью, постепенно беря от природы самое лучшее, ничего не отдавая взамен. Люди любят отдыхать в живописном месте, купаться в чистой реке , собирать в лесу грибы, ягоды, охотиться на диких животных. А как вы думаете, сможет природа, звери, птицы существовать без человека?

Дети: Дикие животные сами себе добывают пищу, заботятся о своем жилье, воспитывают своих детенышей. Иногда люди наносят им вред.

Восп-ль: А теперь подумайте и скажите, сможет ли человек существовать без природы?

Дети: Человек не сможет жить без природы. Природа самый главный помощник человека. Она дает ему пищу, материал для постройки жилья, пошива одежды т.д.

Восп-ль: Несомненно, человек находится в большой зависимости от природы. И не смотря на это, наносит ей невосполнимый ущерб своей необдуманной деятельностью. Безжалостно вырубаются леса, загрязняются водоемы, истребляются многие виды животных ради мяса и меха, исчезают редкие растения. Нам прислали письмо юные экологи, защитники природы. Они учатся в третьем классе, но на их счету много добрых дел по защите и охране природы родного края. Об этом свидетельствует газета «СОС», В которой они помещают тревожные сигналы бедствия, поступающие из разных мест нашего края. Дети пишут не только обо всех видах бедствий, происходящих в окружающей природе, но и стараются оказать помощь. Они подключают в эту работу своих друзей, родителей. Есть в этой газете свои фотографы. Они прислали нам вот эти фото. (показывает фото и рассказывает о каждом происшествии, изображенном на фото). Это случай с пожаром произошел в парке. Мальчик не погасил костер. В результате обгорело много деревьев. На этой фотографии вы видите птицу с подбитым крылом. Её ранил мальчик из рогатки. Юные экологи помогли ей, вылечили её, но она не может летать и живет в школьном уголке природы. На соседнем фото вы видите других обитателей их уголка природы: это ёж-Пых. Его дети нашли раненным на дороге и принесли к себе. Юные экологи часто общаются с лесником Фёдором Ивановичем. Он приходит в гости, рассказывает много интересного о своей работе. У лесника много дел. Охраняет лес и его обитателей от браконьеров. Особенно часто происходят происшествия летом. Их виновниками являются и дети. Вот посмотрите на эту фотографию, посмотрите какая красивая поляна. А вот как она выглядела после того, как на ней отдохнула группа туристов: пепел от костра, вытоптанные  кусты, цветы, валяются бумажки, стекла от разбитой посуды. И сколько таких туристов устремляется летом в лес. Вам не встречались такие? Вы видели мусор на полянах?

Дети: Да, очень часто, когда мы приходили в лес с родителями, видели беспорядок который оставляют после себя люди. Это очень некрасиво и неприятно.

Восп-ль: Но можно оставить после себя и добрый след. Обратите внимание на это фото: как вы думаете, откуда появилась эта скамеечка и деревянный теремок в лесу?

Дети: Наверное, его построил какой-нибудь добрый человек, который заботился о лесе.

Восп-ль: А вот в письме написано, что как-то шел по лесу Фёдор Иванович и увидел заросший травой, затянутый тиной и грязью ручеёк. Давал ему жизнь подземный родник. Вода в руднике самая чистая и вкусная. Но без помощи человека трудно пробиться руднику на поверхность. Фёдор Иванович расчистил родник, обложил его камешками, поставил навес. И побежал веселый ручеёк, неся живительную влагу. Как вы думаете дети, кто придет к этому ручейку утолить жажду?

Дети: К роднику придут люди, которые будут отдыхать в лесу и животные.

Восп-ль: Правильно, и усталый путник, и звери, и птицы. Все будут благодарны человеку, спасшему родник. А еще, дети, родники дают жизнь рекам и озерам. Текут маленькие ручейки , сливаются вместе и вот уже получилась река, а река впадает в озеро или в море. Давайте поиграем в игру «Ручейки». Вы, наверное, все видели в лесу муравейники и знаете, какую пользу приносят муравьи? Расскажите об этом.

Дети: Муравьи истребляют вредных насекомых. Особенно успешно это делают рыжие муравьи. Очень часто можно встретить муравейники около деревьев.

Восп-ль: Дети, как вы думаете, с какой стороны дерева муравьи построят свой дом с северной или южной?

Дети: С южно стороны, т.к. дерево защищает муравейник от холодного ветра.

Восп-ль: Дети, а знаете ли вы, как и из чего муравьи строят свой дом?

Дети: Из травинок, мелких веточек, стебельков.

Восп-ль: Да, из мелких хворостинок, скрепляя слои выделяемой жидкостью. Верхний слой куполообразного домика состоит из мелких хвоинок, затем следует  слой из тоненьких веточек и основание муравейника тоже выстроен из мелких хвоинок. Муравьи- искусные строители. Много труда затрачивают муравьи, чтобы построить свой дом. Нередко приходится наблюдать , как дети необдуманно разрушают муравейники. Дети, Фёдор Иванович просил передать вам такую просьбу: многие ребята, как им кажется умеют правильно вести себя в природе, они не наносят вреда животному и растительному миру. Но не все знают, что в лесу нельзя громко шуметь, брать в руки яйца из птичьих гнезд, рвать букеты редких цветов, даже нельзя сбивать ногами ядовитые грибы. Просьба эта важная. И если вы её выполните, то внесете свой вклад в дело охраны и защиты природы родного края. Нарисуйте, пожалуйста, экологические знаки, которые предупреждают и объясняют, как надо правильно вести себя в лесу, на реке, в парке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект образовательной деятельности с дошкольниками 2 младшей группы «В гостях у русской народной сказки «Колобок»».

План – конспект образовательной деятельности с дошкольниками 2 младшей группы«В гостях у русской народной сказки «Колобок»».Педагогические технологии: Здровье-сберегающие: Физминутка.Лисност...

Конспект образовательной деятельности по экологии в средней группе. «Экологическая тропа осенью»

Тема:«Прохождение экологической тропы осенью».Задачи:1. Расширять и закрепить некоторые представления детей об осенних изменениях в природе.2. Показать объекты экологич...

План конспект Образовательной деятельности по развитию речи в средней группе Тема «В гостях у сказки»

Цель: Активизация речевой деятельности через сказку разнообразными способами и методами.Задачи: 1. Учить узнавать знакомые русские народные сказки,  героев сказок с помощью загадок.2.Закреплять у...


 

Комментарии

Задорова Наталья Васильевна

Молодцы! Удачи!