Презентация опыта "Партнерство педагогов ДОУ в рамках проектной деятельности"
презентация к уроку на тему
Педагогический опыт "Партнерство педагогов ДОУ в рамках проектной деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
parnerstvo_pedagogov_v_ramkakh_proektnoy_deyatelnosti.pptx | 1.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В настоящее время социальное партнерство в образовании рассматривается в новом контексте: как важное свойство, средство и результат построения гражданского общества, ресурс повышения качества образования и перехода системы образования на более интегрированный в социум уровень. Уровни социального партнерства ДОУ внутриорганизационное партнерство – это партнерство между педагогами одной или нескольких групп, между педагогами и родителями, педагогами и воспитанниками, между отдельными социальными субъектами – конкретными людьми. внешнеорганизационное партнерство: - отраслевой уровень (взаимодействие ДОУ с другими учреждениями образования: ДОУ, школами, учреждениями повышения квалификации , здравоохранения или любой социальной сферы). 1 уровень 2 уровень
Актуальность « Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования », принятые Министерством образования и науки Российской Федерации обусловили необходимость важных изменений в определении содержания образовательного процесса в дошкольном учреждении . XXI век – время новых технологий и высоких скоростей - предъявляет к современному человеку требования непрерывного образования и развития его способностей . Главной целью образования становится не столько передача знаний и социального опыта , сколько развитие личности ребёнка в интегрированной деятельности . Изменения в развивающемся дошкольном учреждении происходят не хаотично , а прогнозируются участниками образовательного процесса , что требует от педагогов определенных управленческих способностей , в том числе проектировочных умений.
Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Все это требует от педагогов нового комплекса умений - проектировать развитие собственной образовательной деятельности и профессиональной деятельности, направленной на современного ребенка, развитие его активности, умения воспринимать и перерабатывать получаемую информацию. Педагогическое проектирование позволяет достаточно точно сформулировать цели и задачи предстоящей деятельности, выработать четкий алгоритм действий, проанализировать, систематизировать совокупность наличных необходимых средств.
Новизна Уникальным средством обеспечения сотрудничества педагогов, сотворчества детей и взрослых на основе гуманистических отношений, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию, а также сочетание в себе различных образовательных областей является технология проектирования Проектная деятельность педагогов ДОУ является одним из инновационных методов–методом развивающего обучения и самообразования , направленный на выработку исследовательских умений. Современный педагог - профессионал должен быть способен к таким видам деятельности, как формулировка проблемы, разработка средств ее решения, рефлексия результатов, построение содержательной коммуникации с другими субъектами образовательной деятельности.
Основы проектной деятельности
Педагогическое проектирование: практико – ориентированная деятельность, целью которой является разработка новых образовательных систем и видов педагогической деятельности (профессор И.А.Колесников )
Проектная деятельность Интеллектуальный труд это требующий высокий уровень мышления сформированная база
По мнению ученых , без проекта невозможно движение к цели, особенно амбициозной и инновационной. Педагоги дошкольных учреждений чаще всего используют проект как метод или педагогическую технологию работы, побуждающую детей к самостоятельному исследованию, познанию, освоению новых видов деятельности
Признаки педагогического проектирования: практическая ориентация, инновационная направленность, отнесенность ко всей системе образования.
Структура проектной деятельности субъект проекта (автор, исполнитель) – могут быть отдельный специалист или группа специалистов-партнеров; объект проекта - могут выступать как сами педагоги, так и воспитанники, причем одной или нескольких детских групп, одного или разного возраста; предмет проекта – любая педагогическая реальность (образовательная система, программа, область, технология, методика, личностное или интеллектуальное развитие, межличностные отношения, мониторинг и т.п.
Базовые ориентиры по организации партнерской деятельности в рамках педагогического проектирования.
Цель: развитие проектной культуры в образовательном процессе ДОУ, оказание методической помощи педагогам в организации партнерских отношений (педагог-педагог, педагог-ребенок, педагог – родитель) в проектной деятельности.
Практическая значимость : создание учебно-методического пособия по проектной деятельности в рамках партнерских отношений.
Алгоритм организации проектной деятельности: обозначение проблемы в образовательном процессе определение масштаба направления деятельности в рамках ДОУ интеграция деятельности педагога с деятельностью коллег; обсуждение имеющихся и недостающих ресурсов для проектной деятельности; изучение инновационных источников по данной проблеме; принятие решения о разработке проекта и определении срока его введения и действия; выбор форм, методов, средств для реализации проекта реализация проекта; внеплановые совещания участников реализации проекта по возникшим проблемам; подведение итогов, представление результатов и определение новых задач для новых проектов.
Принципы работы партнеров в рамках проектного метода обучения Принцип равноправных, партнерских, диалоговых взаимоотношений педагога с коллегой , педагога с специалистом , педагога с воспитанником, педагога с родителем ( законным представителем). Принцип предоставления права ребенку на самостоятельное действие. Принцип стимулирования и поощрения детских талантов и возможностей. Принцип кооперативной работы в группе. Принцип учета в своей деятельности задач дошкольного возраста. Принцип критического осмысления собственной деятельности. Принцип формирования качественно новой позиции педагога.
Признаки партнерских отношений: сходство (общность интересов), добровольность , взаимодействие , взаимная ответственность.
Этапы реализации проектной деятельности.
Первый этап : Вхождение участников проектной деятельности в проблему : осознание цели и задач , масштаба проблемности , мотивация (для взрослых). Детей необходимо ввести в игровую или сюжетную ситуацию , ввести в проблему , помочь определить задачу и наметить цель, вызвав, таким образом, активную жизненную позицию.
Второй этап : Планирование деятельности по эффективному решению задач и достижению цели Объединение в творческие группы, изучение методических источников . У детей так же происходит создание рабочих групп и распределение ролей.
Третий этап: Участники проекта осуществляют распределенные роли в практической деятельности, приобретая опыт исследовательской, познавательной , интегрированной деятельности . Взрослый ненавязчиво (при необходимости) оказывает детям практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта , показывая себя партнером общего дела. Важны внимание , позитивная оценка со стороны руководителей.
Четвертый этап : Проводится анализ собранного в ходе проекта материала , он приводится в систему и представляется в форме электронной презентации, выставки , печатно -иллюстрированного материала , макетов и др . Все участники партнеры выражают своё удовлетворение работой в команде , созданием нового продукта своей деятельности.
Какие ценности приобретает каждый участвующий в партнерской проектной деятельности?
Осознание общности целей и интересов (а это команда, ценностно - ориентационное единство партнеров ). Информационный обмен и информационное обогащение (возможность ознакомиться с другим взглядом на проблему, дополняющим, углубляющим либо противоречащим его личной позиции). Источник инноваций и творчества ( поиск новых интересных форм деятельности , инноваций, личного и коллективного творчества). Мотивированность профессиональной деятельности (решение значимой социально-педагогической задачи , что осознается не одним человеком, а группой партнеров, которые принимают на себя ответственность за решение, творчество и конечный результат). Рост человеческого капитала ДОУ ( обобщенный результат партнерства). Основа и источник активизации внешнеорганизованного партнерства ДОУ (предпосылка и стимул к активному участию педагогов ДОУ с окружающем социумом).
Классификация проектов По признакам:
доминирующему виду ( тема, способы реализации ): творческие , игровые , исследовательские , информационные , комбинированные ;
По количеству участников : индивидуальный , парный , групповой , фронтальный (охватывающий несколько групп ДОУ);
По содержанию : монопроектный (одна образовательная область), интегрированный (2 и более образовательных областей);
По продолжительности : краткосрочный (1-4 недели), среднесрочный (1-2 месяца), долгосрочный (полугодие – год)
Выводы: проектная деятельность, как вид инновационного метода в ДОУ, обогащает образовательный процесс , способствует сплочению педагогического коллектива , гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями, а также даёт перспективы саморазвития и самовыражения всех участников образовательного процесса , что обеспечивает потребность личности идти по ступенькам роста – от проекта к проекту.
Приложение Проект «Культурное наследие родного города» (скульптурные и архитектурные сооружения)
Цель: реализация задач регионального компонента ООП ДО через образовательную область «Познание», «Художественное творчество» и партнерскую деятельность участников образовательного процесса. Задачи: - создание коллектива единомышленников в решении выявленной проблемы, - развитие инициативности и творчества каждого участника проекта, - обогащение знаний о памятниках архитектуры и скульптуры в родном городе; - введение в образовательный процесс ИКТ (презентации по данной теме), - формирование нравственно-патриотических чувств, любви и привязанности к родному городу.
Актуальность: - внедрение новой инновационной формы работы – проектной деятельности, - овладение партнерскими отношениями в проектной деятельности ДОУ, развитие умения производить информационное взаимообогащение, соблюдать принцип равноправных, партнерских, диалоговых взаимоотношений, - создание системы электронных презентаций о родном городе. Новизна: построение комплексно-развивающей модели обучения в образовательном процессе ДОУ с использованием проектной деятельности. Практическая значимость: формируется компетентность педагогов в решении данной проблемы, вырабатываются исследовательские умения, развивается креативность , прогнозирование, грамотный отбор эффективных средств для реализации проекта, интегрируются сведения из разных областей, развивается способность работать в команде, публично представлять информацию.
Тип проекта: групповой (участие воспитателей и детей всех групп), интегрированный (затрагивается 2 образовательных области), познавательно-исследовательский (изучение, нахождение объектов), среднесрочный (2 месяца). Участники проекта: воспитатели, музыкальный руководитель, воспитанники. Применение интеграции технологий в технологии проектирования: - игровые (все виды игр); - здоровьесберегающие ( физпаузы , релаксация); - личностно-ориентированные (учет возможностей каждого ребенка и его участия в проекте); - проблемного обучения (решение проблемных ситуаций); - развивающего обучения ( развитие познавательных и нравственных способностей воспитанников путём использования их потенциальных возможностей ) ; - технологии мнемотехники, ТРИЗ (схемы, символы для лучшего запоминания, головоломки).
Методы проведения: • Поисково-исследовательские наблюдения через целевые прогулки, видеосъемки о городе, чтение художественной литературы, рассматривание наглядной печатной информации. • Непосредственно образовательная деятельность • Творческий труд: рисунки, макеты. • Беседы (конструктивные).
Этапы реализации: Первый этап : Второй этап: Вхождение участников (педагогов) проектной деятельности в проблему через анализ мониторинга образовательной деятельности (слабые стороны). Осознание значимости проблемы. Постановка цели и задач. Изучение нормативных документов (региональный компонент, ООП ДОУ), имеющихся ресурсов (литература, организация патриотического центра, перспективный план работы по ознакомлению детей с родным городом). Выявление интереса детей к данной проблеме через введение в игровую или сюжетную ситуацию «Путешествие по родному городу», определение слабого запаса знаний детей и мотивация их на решение проблемы. Помочь сформулировать задачу к дальнейшим действиям, вызвать активную позицию. Определение общей стратегии решения проблемы. Планирование деятельности по достижению общей цели, объединение в творческие группы, выдвижение своих гипотез, распределение ролевых действий и ответственности каждого участника (педагога). Планирование деятельности с детьми, как участниками проекта ( непосредственно образовательная, исследовательская, творческая деятельность).
Этапы реализации: Третий этап: Четвертый этап: Осуществление распределенных ролей в практической деятельности, используя выбранное направление ( подтема общей темы) работы, эффективные средства, методы и приемы в работе ( интегрированность деятельности, исследование-поиск, игра, и т.д. Дети активно познают, выражают свое мнение, отражают в творческой деятельности. Взрослый-партнер ненавязчиво направляет и контролирует осуществление проекта, дискуссирует с детьми показывая себя партнером общего дела. Важны внимание, позитивная оценка со стороны педагога. Проводится мониторинг объёма знаний детей, анализ собранного в ходе проекта материала, его положительные стороны, обсуждаются возникшие непредвиденные проблемные ситуации. Как итог, материал систематизируется и представляется в форме электронной презентации, выставки, печатно-иллюстрированного материала, макетов и др. Все участники партнеры выражают своё удовлетворение работой в команде, созданием нового продукта своей деятельности.
Подтемы общей темы Ожидаемые результаты: Тула город храмов Архитектурные сооружения Тулы: «Старинные жилые здания», «Современные жилые здания», «Общественные здания» «Памятники скульптуры родного города» «Храмы родного города» «Садово-парковая культура», «Скульптурные сооружения – мосты» развитие компетентности в области знаний о скульптуре и архитектуре родного города; высокий уровень познавательной активности у воспитанников и творческой деятельности у педагогов; обогащение предметно – развивающей среды в группах; создание электронных презентаций о родном городе; пополнение научно-методической базы ДОУ по проектной методу.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к статье "Организация и сопровождение проектной деятельности педагогов МБДОУ детский сад №4
Презентация к статье "Организация и сопровождение проектной деятельности педагогов МБДОУ детский сад №4...
Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями в рамках проектной деятельности
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования большое внимание уделяется взаимодействию ДОУ с родителями. Одна из задач, на решение которой направлен ста...
Партнерство педагогов в рамках проектной деятельности
Проектная деятельность педагогов привлекает к себе особое внимание представителей педагогической, психологической науки и практиков. По мнению ученых, без проекта невозможно движение к цели, особенно ...
Методическая разработка "Взаимодействие педагогов и родителей в рамках проектной деятельности."
Проектная деятельность, является способом организации педагогического процесса основанного на тесном взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой, которая направлена на о...
Статья "Организация совместной и самостоятельной деятельности детей, педагогов и родителей в рамках проектной деятельности".
Данный материал - показывает одну из форм организации совместно – самостоятельной деятельности, положенной в основу любого проекта. Детям помогает развивать са...
Презентация "Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольника в рамках проектной деятельности"
Проблема патриотического воспитания имеет огромное значение в развитии личности ребенка. В современном мире особенно важно знать, уважать и любить достояние русского народа, сохранять и приумножать бо...
«Методическое сопровождение педагогов по вовлечению семей воспитанников в образовательный и воспитательный процесс ДОУ в рамках проектной деятельности (проектная технология)»
В статье раскрываются принципы проектной деятельности, значение внедрения проектной технологии в образовательный и воспитательны процесс ДОУ для повышения профессионализма как каждого педагога в отдел...