Технология проектирования в режиме комплексно-тематических недель
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему

Малаева Ануся Юрьевна

Опыт работы МКОУ "СОШ№3" с.п. Сармаково по теме "Технология проектирования в режиме комплексно-тематических недель"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

опыта работы дошкольного отделения

 МКОУ «СОШ№3» с. п. Сармаково

 в рамках районного семинара  для воспитателей

старших и подготовительных групп

«Технология

 проектирования в режиме комплексно-тематических недель»

Старший воспитатель: Малаева А.Ю.

Октябрь, 2016 год

    В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования от «17» октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014г. прописано – нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму. После дошкольной жизни у ребенка должно появиться желание учиться.

Для достижения данной цели мы организуем свою воспитательно-образовательную деятельность в дошкольном отделении по программе Н.Е. Вераксы,  Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой «От рождения до школы». Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

Воспитательно-образовательный процесс строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.

При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.

Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

Выделение основной темы периода не означает, что абсолютно вся деятельность детей должна быть посвящена этой теме. Цель введения основной темы периода — интегрировать образовательную деятельность и избежать неоправданного дробления детской деятельности по образовательным областям.

Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет органично вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.

Одной теме нами  уделяется не менее одной недели. Оптимальный период —2-3 недели.

Организация образовательного процесса с учетом комплексно-тематического принципа может проходить в разных вариантах. Наше дошкольное отделение остановилось на  двух:

  • Проектная деятельность,
  • Комплексно-тематическое планирование.

    В основе  проектной деятельности – лежит проект.

Существует немало определений понятия “проект”.

ПРОЕКТ в педагогике – это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта.     (Мацкевич Т.А.)

Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения 1 проблемы и применить их на практике.  

Проект – включает в себя ряд этапов:

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

Принцип Комплексно-тематического планирования.

Согласно ФГОС ДО  планирование образовательного процесса в дошкольном отделении должно основываться на комплексно - тематическом принципе Основой данного принципа является тематическое планирование  – это особая форма организации психолого-педагогической деятельности в дошкольном отделении, объединяющие все виды детской деятельности в течение определённого промежутка времени..

В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС ДО  предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему занятий будет перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу. Такими событиями станут Российские праздники (Новый год, День семьи и др.), международные праздники (День доброты, День Земли и др.). Праздники – это радость,  дань уважения, память.   Праздники – это события, к которым можно готовиться, которых можно ждать. Проектная деятельность станет приоритетной. Критерием того, что данный принцип заработает, станет живое, активное, заинтересованное  участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным. В практической работе нашего ОУ используется несколько видов планирования:

1.Комплексно-тематическое планирование 

2. Календарно-тематическое планирование.

3. Рабочая программа (ежедневное планирование)

 Далее я хочу представить вашему вниманию технологию использования  Проектного  метода как единого из комплексно-тематических подходов к построению образовательного процесса

 Эпизод комплексно-тематического планирования  в подготовительной группе на текущий учебный год.  

Краткое комплексно-тематическое планирование

Тема

Развернутое содержание работы

Примерные варианты итоговых мероприятий

День знаний (4-я неделя августа— 1-я неделя сентября)

Развитие познавательного интереса, интереса к школе, к книгам. Закрепление знаний детей о школе, о том, зачем нужно учиться, кто и чему учит в школе, о школьных принадлежностях и т. д.

Формирование представлений о профессии учителя и «профессии» ученика, положительного отношения к этим видам деятельности.

Праздник  

«День знаний».

«День республики»

Осень

(2-я—4-я недели сентября)

Расширение знаний детей об осени.

Продолжение знакомства с сельскохозяйственными профессиями.

Закрепление знаний о правилах безопасного поведения в природе.

Закрепление знаний о временах года, последовательности месяцев в году.

Воспитание бережного отношения к природе.

Расширение представлений об особенностях отображения осени в произведениях искусства (поэтического, изобразительного, музыкального). Развитие интереса к изображению осенних явлений в рисунках, аппликации. Расширение знаний о творческих профессиях.

Праздник «Осень Выставка детского творчества.

Моё село, моя республика, моя

страна, моя

планета

(1 –я-2-я недели

октября)

Расширение представлений детей о родном крае. Продолжение знакомства с достопримечательностями региона, в котором живут дети. Воспитание любви к «малой Родине», гордости за достижения своей страны.

Рассказы детям о том, что Земля — наш общий дом, на Земле много разных стран, важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.

Выставка детского творчества.

День народного единства

(3-я неделя октября — 2-я неделя ноября)

Расширение представлений детей о родной стране, о государственных праздниках.

Сообщение детям элементарных сведений об истории России.

Углубление и уточнение представлений о Родине — России. Поощрение интереса детей к событиям, происходящим в стране, воспитание чувства гордости за ее достижения.

Закрепление знаний о флаге, гербе и гимне России.

Расширение представлений о Москве — главном городе, столице России.

Рассказы детям о Ю. А. Гагарине и других героях космоса.

Воспитание уважения к людям разных национальностей и их обычаям.

Праздник «День народного единства».

Выставка детского творчества.

Новый год (3-я неделя ноября — 4-я неделя декабря)

Привлечение детей к активному и разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении.

Поддержание чувства удовлетворения, возникающего при участии в коллективной предпраздничной деятельности.

Знакомство дошкольников с основами праздничной культуры.

Формирование эмоционально положительного отношения к предстоящему празднику, желания активно участвовать в его подготовке.

Поощрение стремления поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками.

Продолжение знакомства с традициями празднования Нового года в различных странах.

Праздник Новый год. Выставка детского творчества.

Зима

(1-я—4-я недели января)

Продолжение знакомства с зимой, с зимними видами спорта.

Расширение и обогащение знаний об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), деятельности людей в городе, на селе; о безопасном поведении зимой.

Формирование первичного исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование с водой и льдом.

Продолжение знакомства с природой Арктики и Антарктики.

Формирование представлений об особенностях зимы в разных широтах и в разных полушариях Земли.

Праздник «Зима». Зимняя олимпиада.

 «Неделя здоровья»

 Выставка детского творчества.

День защитника Отечества (1-я—3-я недели февраля)

Расширение представлений детей о Российской армии. Рассказы о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы.

Воспитание в духе патриотизма, любви к Родине.

Знакомство с разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые

войска), боевой техникой.

Расширение тендерных представлений, формирование у мальчиков стремления быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитание у девочек уважения к мальчикам как будущим защитникам Родины.

Праздник 23 февраля - День защитника Отечества.

« неделя игр и игрушек»

Выставка детского творчества.

Международный женский день (4-я неделя февраля — 1 -я неделя марта)

Организация всех видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитание уважения к воспитателям.

Расширение тендерных представлений, воспитание у мальчиков представлений о том, что мужчины должны внимательно и уважительно относиться к женщинам.

Привлечение детей к изготовлению подарков маме, бабушке, воспитателям.

Воспитание бережного и чуткого отношения к самым близким людям, формирование потребности радовать близких добрыми делами.

Праздник 8 Марта. Выставка детского творчества.

Народная культура и традиции (2-я—4-я недели марта)

Знакомство детей с народными традициями и обычаями своей республики.

Расширение представлений об искусстве, традициях и обычаях народов России.

Продолжение знакомства с народными песнями, плясками.

Расширение представлений о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы нашей страны и мира). Воспитание интереса к искусству родного края; любви и бережного отношения к произведениям искусства.

Фольклорный   праздник « Культур много, Россия --одна»

Выставка детского творчества.

Весна

(1-я—2-я недели апреля)

Формирование у детей обобщенных представлений о весне, приспособленности растений и животных к изменениям в природе.

Расширение знаний о характерных признаках весны; о прилете птиц; о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда; о весенних изменениях в природе.

Праздник «Весна-красна».

День Земли—22 апреля Выставка детского творчества.

До свидания, детский сад! Здравствуй, школа! (2-я-4-я недели мая)

Организация всех видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы прощания с детским садом и поступления в школу.

Формирование эмоционально положительного отношения к предстоящему поступлению в 1-й класс.

Праздник «До свидания, детский сад!».

По моему мнению, комплексно-тематическое планирование является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста. Так, с позиции  старшего воспитателя оно позволяет систематизировать образовательный процесс в ДО и объединить усилия всех педагогов и специалистов, не упустив в течение года ни одной педагогической задачи.

С позиции воспитателя такой подход придает системность и последовательность в реализации программных задач по  разным образовательным областям знаний, создается ситуация, когда у ребенка задействованы все органы чувств, а, следовательно, лучше усваивается материал.

Исходя из темы данного периода,  мной был составлен проект на тему «Я, Ты, Он, Она - вместе целая страна».  С 10 октября в подготовительной  группе проводится работа по проекту  ко Дню народного единства,  работа еще не завершена, до конца проекта еще неделя.

Целью  проекта является  знакомство  детей с праздником - «День народного единства», историей его возникновения.

В проекте участвовали  дети подготовительной группы, воспитатель, родители.

Проект тем и хорош, что можно добиться поставленных  целей и  задач, т.е. есть на это время, время на работу с детьми по теме. При проведении ООД мы поверхностно касаемся поставленной цели,  а при проектировании можем добиться  более длительной продуктивной деятельности детей.

Вся работа  в данном случае  проводиться  во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх,  на прогулке, в труде, в быту. Так же проводиться  работа и с родителями.

Основная  проектируемая образовательная область: Познавательное развитие, но в  интеграции со всеми образовательными областями: речевым, художественно-эстетическим,  физическим, социально-коммуникативным .

Проект я разделила на 3 части.

1 часть Совместная деятельность взрослого и детей.

2 часть. Самостоятельная деятельность детей

3 часть Работа с родителями.

Слайд 1проект называется «Я, ты, он, она – вместе целая страна»

.

Слайд 2. Что такое  День народного единства ?

В конце 2004 года президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный Закон, утверждающий дату, когда празднуется День народного единства. Согласно этому документу данный праздник, посвященный одному из победных дней России, должен отмечаться каждый год 4 ноября. И впервые россияне отмечали этот общенародный праздник уже в 2005 году.

Свою работу по проекту мы начали с просмотра видеофильмов «День народного единства», «Моя Россия»  и др., как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Просмотр видеофильма.

В рамках проекта несколько раз организовывались экскурсии в школу.

Слайд 3. Побывали в гостях у географа  Бароковой Фатимы Тутовны. Рассмотрели   глобус, ребята узнали, что Земля имеет форму шара, карту  Мира, России и КБР с целю: Закрепить знания о нашей стране, о столице нашей Родины, о нашей республике, столице нашей республики . Детям было интересно узнать о местоположении  КБР на карте России

Слайд 4. Экскурсия в  школьную библиотеку. Библиотекарь  Кертбиева Марьяна познакомила ребят с книгами, рассказывающими историю страны, ребята узнали, какие  разные бывают книги. Малыши узнали, что КНИГИ – самое удивительное изобретение человечества и могут рассказать о многом. В ходе экскурсии детей больше заинтересовали различные энциклопедические издания, которые получены недавно в библиотеке. Они с большим интересом и любопытством рассматривали их, делились друг с другом впечатлениями, а кто-то даже пытался читать их. В конце экскурсии ребятам была предложена викторина «Символы моей Родины», с которой они успешно справились.

Слайд 5. Экскурсия в школьный музей.  Патриотическое воспитание ребёнка - это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. И мы воспитатели проводим  большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств. Патриотизм – это любовь к своей Родине и к своему народу. В нашем школьном музее собран большой материал о ВОВ и войны в Афганистане , о воинах из нашего района. Их портреты, их  награды, красивые ордена покорили наших воспитанников. Дети поняли, кто такие патриоты,  и нам  есть, кем гордиться нашему селу, нашему району.

Слайд 6.В группе проводился конкурс чтецов, где дети читали стихи о Родине. Все дети группы участвовали в конкурсе чтецов, их выступления были искренними, старались читать артистично, чтобы выиграть конкурс. Как и во всяком конкурсе в ДО  есть только  победившие,  а  проигравших нет.

Слайд 8 .  ООД по музыке «Я- часть большого государства». Дети с удовольствием готовились к ООД,  учили песенки, танцевальные движения, здесь дети узнали о Российском гимне, что гимн – это торжественная песня , которая исполняется в честь государства, гимн слушают и поют стоя, а мужчины и мальчики  во время исполнения гимна должны снять головные уборы, он прослушивался в течение проекта несколько раз  

Слайд 9. После экскурсии в библиотеку  мы собрали  книжную выставку и группе с помощью родителей, они принесли различные  книги по истории памятников, книги о России и КБР, книга памяти воинов ВОВ , книжки с пословицами и поговорками  о Родине и др.

Слайд 10. В группе была организована выставка рисунков «Рисуем родные просторы»  Совместная работа  родителей с детьми создает атмосферу доброжелательного  настроя и взаимопонимания, к тому же это очень интересно и весело,  таким образом можно познакомить родителей с приемами и способами изображения, научить использовать знания и умения в работе с детьми в домашних условиях.

Слайд 11. Экскурсия «Осень в родном селе». Здесь наблюдали за осенними изменениями в селе, как изменилась природа, которую мы наблюдаем каждый день, собрали листья и в группе  выполнили коллективную работу «Осенняя пора», где дети сами разрисовывали листья для осеннего букета.

Сдайд 12. Конструирование старинной крепости  закрепляет умение строить по предложенной схеме или воплощать свой собственный замысел.

Старинные замки мы строили с конструкторами, собирали с помощью  счетных палочек,  рисовали.                         

Наша работа  по проекту еще не окончена, на следующей неделе у нас планируется музыкальный досуг  с участием родителей «Вместе дружная семья»  и коллективный анализ проекта.

По-моему, работать в проекте легче и плодотворнее, но нельзя все обучение  сводить  в проектную деятельность, какой бы продуктивной она не являлась. Следуя принципам отечественных ученых и педагогов-практиков, можно отметить, что детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия:

-учет интересов ребенка;

-деятельность без принуждения, «от всего сердца»;

-тематика (проблема) из близкого окружения и адекватна возрасту;

-предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы;

-совместное со взрослым поэтапное достижение цели.

Ребенок еще мал и не может самостоятельно сформулировать проблему, в этом ему помогают взрослые. В каком поле их искать? В практике дошкольной педагогики условно выделяются четыре группы проблем: семья, природа, рукотворный мир, общество и его культурные ценности.

Первые попытки детей самостоятельно решить проблему необходимо замечать и поощрять, сообщая ребенку о его успехах: «Ты быстро придумал!», «Хорошо, что ты вовремя пришел ко мне на помощь!». Это помогает ребенку осознать свое поведение, понять, что он делает правильно, а где допускает ошибки.

Ребенок не перенапрягается, т.к. обеспечивается постоянная смена действий и впечатлений. В то же время жизнь в детском саду понятна и имеет смысл для детей, т.к. они «проживают» тему не спеша, не торопясь, успевая осмыслить и прочувствовать.

Детское сознание прекрасно удерживает эмоционально значимые для него события. А каждый временной отрезок (в данном случае несколько недель) имеет кульминационную точку – событие, к которому готовится вся группа. Это может быть праздник, выставка творческих работ, игра, викторина. Проживание событий помогает формированию у ребенка определенных  навыков, умений в образовательных областях.

Задача наша, как педагога - спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы: подготовку, проведение, обсуждение итогов. При этом важно, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные переживания и воспоминания. В тоже время в совместной деятельности с педагогом воспитанник делает шаг вперед в своем развитии.

Технология проектирования образовательного процесса в режиме комплексно-тематических недель  помогает нам интегрировать образовательные области, отбирать наиболее результативные формы организации детской деятельности для решения конкретных программных задач, а также учит педагогически обоснованно сочетать разные методы и приемы, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование "Неделя здоровья"

Содержание образовательной деятельности по теме "Неделя здоровья" по пяти образовательным областям...

Комплексно - тематическое планирование "Неделя математики"

Комплексно - тематическое планирование "Неделя математики"...

Комплексно - тематическое планирование «Неделя здоровья и спорта» во 2 младшей группе «Пчёлка»

     Комплексно - тематическое планирование«Неделя здоровья и спорта» во 2 младшей группе «Пчёлка»                      ...

Комплексно-тематическое планирование «Неделя сказок» во второй младшей группе.

Комплексно-тематическое планирование   «Неделя сказок» во второй младшей группе....

Комплексно-тематическое планирование "Неделя Вежливости и добра"

Учить детей правилам этикета, формам и технике общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми.Формировать навыки этического поведения; развивать познавательный интерес к этическим правилам и но...

Комплексно-тематическое планирование "Неделя космоса"

Формировать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей во Вселенной. Воспитывать чувство гордости за своих соотечественников – первых покорителей космо...