Перспективное планирование по образовательной области "Речевое развитие", тематический модуль "Развитие речи" в старшей дошкольной группе .
учебно-методический материал (старшая группа) по теме
Перспективный план разработан в соответствии с объёмом учебной нагрузки по ФГОС ДО для детей старшей дошкольеой группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura.docxrazvitie_rechi.docx | 58.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование по образовательной области «Речевое развитие»
тематический модуль «Развитие речи»
в старшей дошкольной группе.
ЛИТЕРАТУРА:
1. О.С. Ушакова, Развитие речи детей 5-7 лет. Третье издание, дополненное в соответствии с ФГОС ДО –М.: ТЦ Сфера, 2016.-272с.
2. В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова, Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2010. -111с.
3.Т.И.Подрезова, Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ. Патриотическое воспитание. - М.: Айрис-пресс, 2008.-128с.
СЕНТЯБРЬ
Неделя № занятия | Тема, литература (стр.) | Программное содержание | Материалы и оборудова- ние | Методы и приемы | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Совместная работа родителей с детьми |
1 День знаний Зан.№1 | Творческое рассказывание. «Почемучки». В.Н.Волчкова Конспекты занятий в старшей группе, стр.28 | Учить детей составлять вопросительные предложения, самостоятельно пользоваться словами-вопросами, знакомить детей со способами словообразования. | Набор картинок о животных, о птицах, о сказках, о временах года, о транспорте и т.п. | Беседа, чтение стихов, рассматривание картинок, придумывание вопросов к картинкам, игра «Коза-стрекоза» | Чтение сказки «Серая шейка»,д/игра «Кто как кричит?»,проговаривание скороговорок, пальчиковая гимнастика | Почтовый ящик «Трудности в речевом развитии детей»:вы спрашивали, мы отвечаем. |
Зан.№2 | Составление сюжетного рассказа по картине «Мы играем в кубики. Строим дом» О.С.Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, стр.41 | Учить составлять сюжетный рассказ по картине, придумывать продолжение сюжета, название картины; подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей, закрепить правильное произношение звуков ш и ж | Картина «Мы играем в кубики», картинки с изображением животных, в которых есть звуки ш и ж, счетные палочки. | Рассматрива- ние картины, вопросы детям, игра «Эхо», игра «Найди точное слово», «Назови одним словом», чтение стихотворения Е.Серова «Подскажи словечко». | Беседы по картинам и иллюстрациям, дидактические игры на развитие речи детей | Рассматривание иллюстра- ций в книгах и беседы по причитан- ным произведе-ниям |
2. Неделя красо-ты Зан.№1 | Составление рассказа на заданную тему. О.С. Ушакова, стр.48 | Учить составлять короткий рассказ на заданную тему, закреплять умение образовывать названия детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа. Активизировать в речи сложноподчиненные предложения. Учить подбирать слова сходные по звучанию. | Сюжетные картинки с изображе- нием детенышей животных | Беседа, чтение стихотворений, рассматривание картин, решение проблемных ситуаций, дид./ игры | Чтение сказки «Лиса и кувшин», д/игра «Кто найдет, тот пусть возьмет»,разбор картинок. | Папка-передвижка «Что должен уметь ребенок в 5-6 лет в речевом развитии». |
3. Азбука безопас-ности Зан.№1 | Перессказ рассказа Л.Толстого «Пожарные собаки» В.Н.Волчкова, стр.97 | Учить связно, выразительно пересказывать художественное произведение без наводящих вопросов. Учить подбирать подходящие по смыслу слова | Иллюстра- ции к рассказу. | Беседа, рассматривание иллюстраций, составление рассказов детьми, придумывание шуток. | Чтение рассказа В.Сухомлинского «У бабушки дрожат руки»,д/игра «Киоск открыт» | Консульта-ция «Что читать детям 5-6 лет?» |
Зан.№2 | Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята» О.С.Ушакова, стр.50 | Учить выразительно пересказывать литературный текст без помощи воспитателя; учить придумывать загадки, подбирать по смыслу прилагательные и глаголы, учить пользоваться восклицательной интонацией. | Книга Е.Чаруши- на «Лисята», иллюстра-ции к книге, картина «Лиса с лисятами» | Чтение рассказа, вопросы к детям, ответы детей, загадывание загадок. | Рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением животных, отгадывание загадок, чтение стихов о животных | Задание: придумать загадки о животных, нарисовать любое животное с детенышами. |
4. День дош-кольно-го работ- ника Зан.№1 | Составление рассказа на тему: «Первый день Тани в детском саду» О.С.Ушакова, стр.147 | Учить составлять рассказ по плану, предложенному воспитателем, самостоятельно строить сюжет, тренироваться в словообразовании, учить дифференцировать звуки ц и ч, отрабатывать четкую дикцию | Картинки: заяц, белка, галка, волк, кролик. | Слушание рассказа воспитателя, рассматривание картинок, составление коллективного рассказа по плану воспитателя, наводящие вопросы детям | Игра «Магазин посуды», изучение свойств некоторых материалов, игра «Чей детеныш?» | Совместная сервировка стола к чаепитию, мытье посуды детьми. |
ОКТЯБРЬ
Неделя, № занятия | Тема, литература (стр.) | Программное содержание | Материалы и оборудова-ние | Методы и приемы | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Совместная работа родителей с детьми | |
1. Осень (в мире расте-ний) Зан. №1 | Рассказыва-ние по картине И. Левитана «Золотая осень» В.Н.Волчкова, стр.25 | Закрепить представления детей об осени, как времени года, обогащать словарный запас детей, развивать диалогическую речь, воспитывать эмоц. отзывчивость в детях. | Репродукция И. Левитана «Золотая осень»,грамзапись П.И. Чайковского «Времена года» | Беседа, чтение стихов, рассматри-вание репродук-ции, прослуши-вание грамзаписи, придумывание рассказа | Чтение стихов об осени, наблюдения в природе, рассматривание иллюстраций об осени, рисование на тему «Осень» | Прогулка по осеннему парку, | |
Зан.№2 | Пересказ художественного произведения. Я.Тайц «По грибы». В.Н. Волчкова, стр.19. | Учить пересказывать текст самостоятельно, передавать характер персонажей, свое отношение к героям; закреплять умение пересказывать рассказ по ролям; соотносить действие с его названием. | иллюстрации об осени, осеннем лесе с грибами. | Беседа, рассматривание иллюстра- ций, чтение произведе- ния, вопросы к детям, ответы детей,игра «Кузовок». | Беседа о грибах, д/игра «Съедобные, несъедобные», чтение рассказов об осени. | Прогулка в лес за грибами. Беседа с детьми о грибах. | |
2 Осень (в мире живот-ных) Зан.№1 | Составление рассказа по картине «Ежи» О.С. Ушакова, Стр. 52 | Учить составлять рассказ по картине, используя имеющиеся знания о жизни животных; активизировать в речи сложноподчиненные предложения; формировать умение понимать смысл образных выражений в загадках; закрепить правильное произношение звуков ч и щ; учить различать эти звуки и внятно произносить. | Картина «Ежи», предметы и игрушки: иголка, мяч, ключ, ручка, щетка, щипцы, мешочек и салфетка. | Беседа, чтение загадок, рассматривание картины, придумыва-ние рассказа по картине, д/игры. | Чтение рассказа В.Золотова «Лиственница», Д/иг-ры «Один-много», «Назови одним словом» | Разучивание стихов к осеннему празднику | |
3 Моя респуб-лика Зан.№1 | Знакомство с мордовским языком. Мордовская азбука (разговорник) | Познакомить детей с языковым разнообразием мордовского народа, выучить некоторые слова на мордовском языке, учить детей употреблять эти слова в речи в определенной ситуации. | Мордовская азбука, кукла мордовочка, предметы быта мордвы | Беседы о родном крае, о националь-ных языках республики, показ картинок с изображе-нием предметов быта. | Беседы о родном крае, игры в уголке национальной культуры, изучение традиций мордовского народа, рисование мордовского орнамента. | Посещение музеев республики с целью знакомства с национальной культурой мордвы. | |
Зан.№2 | Составление текста –позд-равления. О.С. Ушакова, стр.150 | Учить составлять текст-поздравление, закреплять правильное произношение звуков с и ш, научить различать эти звуки; правильно использовать вопросительную и утвердительную интонации. | Игрушки- музыкальные инструмен-ты: барабан, дудочка, гармонь, звоночки, балалайка. | Беседа, загадки, ответы и вопросы, | Работа по звуковой культуре речи, разучивание чистоговорок, отгадывание загадок, сюжетно-ролевая игра «Семья» | Придумать поздравление другу на день рождения, сделать подарок своими руками. | |
4. Моя страна Зан.№1 | Моя Родина Т.И. Подрезова Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ.Патриотическое воспитание. Стр.55 | Воспитывать у детей патриотические чувства; расширять представления детей о родине, большой и малой; обогащать словарный запас детей. | Грамзаписи песен о Родине , о Мордовии, иллюстрации природы России, Мордовии. | Беседа, чтение стихов о Родине, рассказа «НАШЕ ОТЕЧЕСТ-ВО», д/ игры на развитие речи, прослушивание песен о Родине, гимна России. | Беседы о родном крае, о нашей стране, заучивание стихов, рисование природы нашего края, изучение русской и мордовской культуры. | Конкурс рисунков на тему «МОЯ РОДИНА» |
НОЯБРЬ
Неделя, № занятия | Тема, литература (стр.) | Программное содержание | Материалы и оборудова- ние | Методы и приемы | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Совместная работа родителей с детьми |
1 День народного единства Зан. №1 | Ознакомление с предложением. О.С. Ушакова, стр.84 | Дать представление о последовательности слов в речи; ввести термин «предложение»,учить составлять и распространять предложения; подбирать слова сходные по звучанию; учить произносить чистоговорки с разной силой голоса | Сюжетные картинки | Беседа, вопросы воспитателя, ответы детей, чтение стихов, дид. игра «Добавь слово», составление предложений, рассматривание сюжетных картинок. | Игра «Живые слова», заучивание чистоговорок, индивид. работа с детьми по развитию речи. | Чтение художественной литературы с детьми, беседы по прочитанным книгам. |
Зан.№2 | Составление рассказа на тему «Как цыпленок заблудился» О.С.Ушакова, стр.92 | Учить самостоятельно продолжать рассказ, начатый воспитателем, формировать умение составлять из данного предложения новое путем последовательной замены слов; закреплять представление о слоге и ударении. | Игрушки: цыпленок, курица, лягушенок, кошка, корова. | Беседа, рассматривание игрушек, составление рассказа, игра «Замени слово» | Чтение сказки Носова «Бобик в гостях у Барбоса», дид. игра «Пиф считает», пальчиковые игры | Собственный пример родителей по составлению рассказа по картинке. |
2. Расту здоровым. Зан.№1 | Пересказ художественного произведения К.Ушинского «Лекарство» В.Н. Волчкова, стр. 74. | Воспитывать чувство любви и привязанности к родному человеку- маме, развивать желание заботиться о ней; анализировать текст с помощью вопросов и ответов, закреплять умение соблюдать последовательность в пересказе, развивать диалогическую речь. | Иллюстрации к произведению, сюжетные картинки. | Беседа, чтение рассказа, рассматривание картинок, составление рассказа детьми, игра «Замени слово». | Знакомство с русскими народными небылицами, дид. игры «Где твое имя», «Кто внимательнее, слушание сказки Андерсена Г.Х. «Дюймовоч- ка». | Беседы с детьми о необходимости беречь свое здоровье с молода. Проявление заботы друг о друге в семье. |
3. Моя семья Зан. №1 | Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребенком» О.С.Ушакова, стр.90. | Учить составлять описательный рассказ по картине, используя наиболее точные слова для обозначения цвета, величины. Закреплять в игре умения строить предложения из заданных слов, менять порядок слов в предложении; формировать умение отчетливо произносить скороговорки, воспитывать доброту по отношению к своей семье. | Картина «Лошадь с жеребенком» | Беседа, чтение рассказов, сказок, рассматривание картины, составление рассказов по картине детьми, игра «Какое слово заблудилось?» | Д/ игра «Узнай по звуку», этюд «Улыбка», | Пример родителей, как составлять рассказ по картине. |
Зан. №2 | Составление рассказа на предложенную тему. О.С.Ушакова, стр.103. | Учить составлять рассказ, на предложенный сказочный сюжет; Учить самостоятельно соотносить названия объектов с их изображением на картинках; уточнять и закреплять правильное произношение звуков л, л, р, р, учить различать эти звуки ; учить отгадывать загадки. | Иллюстрации к сказке «Белоснежка и семь гномов» | Речевые дид. игры, слушание отрывка из сказки, рассматривание иллюстраций, составление рассказов детьми, вопросы детям, ответы детей. | Чтение русских народных сказок, театра- лизация сказок, составление рассказов по картинкам. | Чтение сказки «Белоснежка и семь гномов», просмотр мультфильма, обсуждение прочитанного и просмотренного. |
4. День Матери Зан.№1 | Составление сюжетного рассказа «Кошка с котятами» О.С.Ушакова, стр.26 | Учить составлять небольшой сюжетный рассказ, по картине, о событиях, предшествующим изображенным на картине, придумывать концовку; учить отмечать и называть различия и сходства между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения; воспитывать заботливое отношение к своей маме. | Картина «Кошка с котятами», игрушка -котенок. | Беседа, игра «Что вы видели вокруг?», | Наблюдение за кошкой и котятами, составление описательных рассказов. | Открытый показ НОД по обучению рассказыванию по картине. |
ДЕКАБРЬ
Неделя, № занятия | Тема, литература (стр.) | Программное содержание | Материалы и оборудова- ние | Методы и приемы | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Совместная работа родителей с детьми | |
1. Зима. Зан.№1. | Составление описательного рассказа по теме «Зима» О.С. Ушакова, стр.79. | Учить при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений; учить подбирать определения к данным словам; приучать правильно пользоваться вопросительной интонацией, делить слова на слоги; воспитывать интерес к зимним изменениям в природе. | Картинки на тему «Зима». | Беседа, чтение стихов, рассматривание иллюстраций, составление рассказа детьми, д/ игра. | Чтение рассказов о зиме, разучивание стихов о зиме, д/ игра «Живые слова», рассматривание сюжетных картинок на тему «Зима». | Прогулка по зимнему лесу, парку, наблюдение за природой, беседы с детьми о зиме. | |
Зан.№2 | Составление рассказа по картине «Река замерзла» О.С.Ушакова, стр. 64. | Учить составлять рассказ по картине, при описании событий указывать место и время действия; тренировать умение понимать оттенки значения слова; учить согласовывать в роде глагол прошедшего времени с существительным, закреплять правильное произношение звуков с и ш; умение делить слова на слоги. | Картина «Река замерзла», игрушки или картинки: машина, автобус, лиса, кошка, мышка. | Беседа, чтение потешек, рассматривание картины, придумывание рассказа детьми, игра «Игла-пила» | Чтение рассказа Л.Толстого «Белка и волк», чтение стихотворения « Заклинание зимы М. Пожарова, беседа «Здравствуй, зимушка-зима». | Наблюдения в природе, посещение выставок картин, чтение рассказов и стихов о зиме, рисование на тему «Зима пришла». | |
2. Игры зимой. Зан.№1. | Составление рассказа на тему «Игры зимой» О.С. Ушакова, стр.67. | Учить составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта, не отступая от заданной темы; учить отчетливо и внятно произносить фразы, насыщенные словами со звуками с и ш, изменять темп речи; медленно проговаривать слова; воспитывать интерес к зимним видам спорта. | Картина «Медвежья семья», «Не боимся мороза». | Беседа, рассматривание картин, составление рассказа, игра «Чей нос», «Хочу погладить», разучивание чистоговорки. |
Рассказывание по сюжетным картинкам, просмотр альбома «Зимние виды спорта», лепка , рисование на тему «Зимние забавы». | Зимние прогулки с детьми, катание на коньках , санках, просмотр спортивных соревнований по телевизору. | |
3. В гостях у сказки. Зан.№1 | Пересказ сказки «Лиса и кувшин» О.С.Ушакова, стр.88. | Учить рассказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно; объяснить значение слова «жать»; учить подбирать синонимы к глаголам, составлять предложения с заданными словами; читать предложение после перестановки слов; произносить предложение с разными оттенками интонации; воспитывать интерес к сказкам. | Иллюстрации к сказке. | Рассказывание сказки, объяснение слова «жать», вопросы детям, ответы детей, пересказ сказки детьми. | Рассказывание детьми сказок, театрализация сказок, индиви- дуальная работа с детьми по развитию речи «Расскажи все о куклах». | Чтение сказок, беседы по их содержанию. Консультация «Что читать детям 5-6 лет». | |
Зан.№2 | Творческое рассказывание. Сочиняем сказку про Деда Мороза. В.Н.Волчкова, стр.39. | Активизировать детское воображение, готовить к литературно-словесному творчеству; учить использовать различные синтаксические конструкции, согласовывать существительные и глаголы. | Картинки с изображением Деда Мороза, игрушка Дед Мороз. | Вопросы детям, чтение стихов, познавательная беседа, рассказы детей о своей мечте. | Подготовка к Новогоднему празднику, беседы о желаемых подарках, рисование праздничной елки и Деда Мороза. | Посещение праздничных мероприятий, беседы о подарках родным и близким, написание письма Деду Морозу. | |
4. Новый год. Фабрика Деда Мороза. Зан.№1. | Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки» О.С. Ушакова, стр.32. | Учить давать описание внешнего вида игрушки, рассказывать о том, как можно с ними играть, какие игрушки есть дома. Закреплять умение образовывать однокоренные слова, использовать в речи сложноподчиненные предложения. Учить произносить слова со звуками с и з отчетливо и внятно. Вызвать интерес к изготовлению игрушек на новогодний утренник. | Набор игрушек , в том числе и новогодних, сделанных своими руками. | Беседа, чтение скороговорок, рассматривание игрушек, описание игрушек детьми. | Чтение стихов А.Барто «Игрушки», новогодний утренник, изготовление новогодних игрушек, масок. | Принять участие в выставке новогодних игрушек «Фабрика Деда Мороза». |
ЯНВАРЬ
Неделя, № занятия | Тема, литература (стр.) | Программное содержание | Материалы и оборудова-ние | Методы и приемы | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Совместная работа родителей с детьми |
2. Зан.№1. | Чтение художественных произведений. «Любишь кататься, люби и саночки возить» (по произведениям Э. Мошковской «Лежебока», Н. Носова «На горке» В.Н.Волчкова, стр.42 | Учить детей чувствовать и понимать характер произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; учить детей понимать значение некоторых словосочетаний и предложений. | Книги с лите- ратерными произведени- ями, иллюстрации. | Чтение стихов, вопросы к тетям, ответы детей, обсуждение. | Строительство горки на участке, чтение поговорок и пословиц о труде, д/игра «Хорошо, плохо» | Трудовые поручения детям, совместная трудовая деятельность детей и родителей.
|
3. Зимние забавы. Зан.№1 | Пересказ рассказа Н.Калининой «Про снежный колобок» О.С.Ушакова, стр61. | Учить передавать художественный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов воспитателя; подбирать подходящие по смыслу определения; учить образовывать существительные от глаголов и прилагательных. | Кукольная одежда: ботинки, тапки, носки, чулки. | Беседа, чтение худ. лит-ры, рассматри- вание кукольной одежды, пересказ рассказа, д/игра. | Чтение рассказа В Маяковского «Кем быть», д/игры «Зима- лето», «Найди нужное слово», «Молчанка» | Чтение худ.лит-ры, беседы по прочитанным книгам. |
Зан.№2 | Рассказывание об игрушках. «Подарки от Деда Мороза». В.Н.Волчкова, стр.45. | Продолжать учить детей последовательно рассказывать об игрушке развернутым и полным предложением; развивать у детей логическое мышление и память, сообразительность; воспитывать бережное отношение к игрушке. | Мешок с игрушками | Рассказ воспи- тателя, рассказы детей о выбран- ных игрушках по плану . | Индивидуальная работа с детьми: «Расскажи о любимой игрушке», обмен впечатлениями о новогодних подарках. | Посещение Новогодних мероприятий с детьми. Консультация «Как провести праздники с пользой для ребенка» |
4. Зан.№1 | Творческое рассказывание «Как мы на бал собрались». В.Н. Волчкова, стр. 47. | Учить детей составлять рассказ, используя выразительные средства языка; обогащать словарный запас существительными, определениями; формировать образную речь, умение подбирать образные выражения. | Старинная грамота с печатью. | Чтение стихотво- рения, сюрпризный момент, д/ игра, рассказы детей. | Сюжетно-ролевая игра « Собираемся в театр», д/игра «Одежда» | Обсуждение наряда к празднику. Беседы об одежде детей. |
ФЕВРАЛЬ
Неделя, № занятия | Тема, литература (стр.) | Программное содержание | Материалы и оборудова- ние | Методы и приемы | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Совместная работа родителей с детьми |
1. Неделя добрых дел. Зан.№1. | Составление описательного рассказа по репродукции картины И.Шишкина «На севере диком». В.Н.Волчкова, стр.55 | Развивать творческое воображение детей; учить при описании картины использовать точно подобранные слова, обогащать словарный запас детей определениями; развивать диалогическую и связную речь детей; упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных суффиксов. | Репродукция картины И.Шишкина «На диком Севере», запись классической музыки. | Беседа, чтение стихотворе- ний о зиме, рассматри- вание картины, составление рассказа детьми. | Чтение стих.-я Э. Мошковской «Какие бывают подарки», д/ игра «Добавь словечко», «Я начну, а вы продолжайте». | Рекомендации «Как развивать речь ребенка?». |
Зан.№2 | Составление рассказа на тему «Как Сережа нашел щенка». О.С. Ушакова, стр. 110. | Учить составлять рассказ по предложенному плану, образно описывая место действия, настроение , героя. Учить образовывать слова- названия профессий. Учить построению сложных предложений. Воспитывать доброе отношение к животным. | Игрушка- щенок. . | Беседа, чтение произведения, рассматрива-ние иллюстраций, рассказывание сказки, игра со звуками. | Драматизация сказки «Теремок», д/ игра «Это правда или нет?», «Накорми животное». | Открытый показ НОД. |
2. Защит- ники Отечест- ва Зан.№1 | Пересказ художественного произведения. Е.Пермяк «Для чего руки нужны» В.Н.Волчкова, стр.63 | Учить связному, последовательному пересказу, правильно передавать идею содержания, выразительно воспроизводить диалоги персонажей. | Набор картинок о людях разных профессий. | Беседа, чтение рассказа, обсуждение, пересказ рассказа по ролям, пальчиковая игра. | Беседа о «золотых» руках мастеров, пальчиковые игры, д/ игры» Профессии», «Кому , что нужно». | Консультация «Роль пальчиковых игр в развитии умственных способностей детей». |
3. Зан. №1 | Пересказ сказки «Петух да собака». О.С.Ушакова, стр.74. . | Учить пересказывать сказку без помощи воспитателя и без вопросов взрослого, выразительно передавая диалог действующих лиц; учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным лиса и собака; подбирать слова сходные по звучанию в заданном ритме; учить использовать сложно подчиненные и вопросительные предложения. | Собака-игрушка, картинки лисы и собаки. | Беседа, загадки, чтение сказки, рассматри- вание картинок, пересказ сказки, игра «Высокий –низкий». | Д/игра « что мы видим вокруг», драматизация сказки «Зимовье» | Тренинг «Описываем вместе». |
Зан. №2 | Творческое рассказывание. «Поговорим по телефону». В.Н.Волчкова, стр.7 | Учить детей особенностям диалогической речи; связно, последовательно, выразительно строить вопросы и ответы; активизировать в речи детей различные словесные формы вежливости. Закреплять правила речевого поведения во время телефонного разговора. | Два игрушечных телефона. | Чтение отрывка - Габе «Телефон», Чтение стих.-я Е. Руженцевой «Телефон», разбор ситуаций, диалоги детей. | Чтение рассказа Н.Носова «Телефон», сюжетно-роле- вые игры детей, беседы о культуре общения людей, игра «Вежливые слова». | Консультация «Роль семьи в речевом развитии детей». |
4. Народ- ные празд-ники и обычаи Зан.№1 | Пересказ художественного произведения. Л.Н. Толстой «Два товарища». В.Н. Волчкова, стр.9. | Познакомить детей с новым литературным жанром – басней, с ее особенностями, воспитывать чуткость к образному языка басни, понимать значение пословиц о дружбе, связывать значение пословиц с определенной ситуацией; учить пересказывать текст. |
Иллюстрации к басне. | Беседа, чтение пословиц, рассуждения о смысле пословиц, чтение басни, вопросы к детям, ответы детей, рассказ басни детьми. | Чтение литературных произведений разных жанров, обсуждение различий жанров. | Почитать детям басню Крылова «Лебедь, рак и щука», обсудить ее смысл. |
МАРТ
Неделя, № занятия | Тема, литература (стр.) | Программное содержание | Материалы и оборудова- ние | Методы и приемы | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Совместная работа родителей с детьми |
3. Мамы всякие нужны, мамы всякие важны. Зан.№1. | Чтение худ-х произведений. «Как аукнется, так и откликнется» по произведениям Е.Благининой «Посидим в тишине», нан. сказки «Айога». В.Н. Волчкова, стр.76. | Учить принимать участие в групповой беседе; внимательно слушать, высказываться на тему из личного опыта, обобщать, рассуждать; воспитывать доброе , заботливое отношение к маме, вызвать желание помогать ей во всех делах по мере своих сил. | Книги с литературными произведениями, иллюстрации к ним. | Беседа, чтение произведений, обсуждение содержания произведений, вопросы детям, обобщения детей, рассуждения. | Беседы л мамах, о том, как дети им помогают, подготовка к утреннику, изготовление подарков к 8 марта. | Совместная деятельность детей и родителей в домашних делах, консультация «Воспитание любовью». |
Зан.№2. | Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» О.С.Ушакова, стр.74. | Учить связно рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей; соблюдать композицию сказки; учить понимать и объяснять смысл поговорок; подводить к усвоению процесса словообразования. | Иллюстрации к сказке. | Беседа, чтение худ. произведения, рассматривание иллюстраций, рассказывание сказки детьми, игра со звуками. | Пальчиковая игра «Ловкие пальчики», д/ игра «Это правда или нет?», драматизация сказки «Теремок», разыгрывание ситуаций. | Рекомендация «Составляем рассказ по картине». |
2. Народная культура Зан.№1. | Составление описательного рассказа о предметах посуды. О.С. Ушакова, стр.58. | Учить составлять короткий рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды. Учить сравнивать предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств; учить образовывать по аналогии названия предметов посуды. Вызвать интерес к народной утвари. | Разнообразные предметы посуды. | Беседа, чтение стихотворений, рассматривание посуды, решение проблемных ситуаций, д/ игра «Отвечай быстро». | Чтение стих-я К. Чуковского «Федорино горе», д/игры речевого содержания. | Совместная деятельность родителей и детей на кухне во время приготовления обеда, чаепития, беседы о посуде. |
3. Неделя театра Зан. №1. | Пересказ сказки «Лиса и рак» О.С. Ушакова, | Учить связно и последовательно рассказывать сказку без помощи взрослого; подвести к составлению описательного рассказа по картине «Лиса»; учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, использовать слова с противоположным значением. Воспитывать интерес к театрализованной деятельности. | Картина «Лиса с лисятами», маски лисы и рака для инсценировки, картинки лисы. | Загадки, вопросы- ответы, рассматривание картины, пересказ, инсценировка сказки. | Разучивание загадок, чистоговорок, д/игра «Найди себе пару», пальчиковая гимнастика «Лиса». | Консультация «Театрализация сказок вместе с ребенком». |
Зан.№ 2. | Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» В.Н. Волчкова, стр.81. | Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы; учить составлять описательный рассказ по пейзажной картине; обогащать словарный запас детей, формировать образную речь. | Репродукция картины «Грачи прилетели». | Беседа, чтение загадок, рассматривание картины, сочинение рассказа детьми, придумывание загадок. | Разучивание и пение закличек о весне, Чтение стих-я А. Барто «Игра в стадо»Э д/игы на нахождение антонимов. | Консультация «Развиваем речь , играя» |
4. Книжкина неделя. Зан.№1. | Рассказывание по серии картинок иллюстраций детских книг . «Детский книжный магазин». В.Н.Волчкова, стр.67. | Вызвать интерес к сказочному жанру; учить узнавать в перепутанице отдельные сказки по характерам героев; опираясь на серию иллюстраций из детских книг, уметь рассказывать знакомые сказки; активизировать речь , обогащать словарный запас. | Выставка детских книг со сказками. | Беседа, выставка книг, рассказывание новой сказки, составление детьми консультаций о книгах в книжном магазине. | Чтение с детьми сказок, рассматривание иллюстраций к ним, д/игра «Герои сказок», «Пазлы». | Информация в родительский уголок: «Какие сказки читать детям?» |
АПРЕЛЬ
Неделя, № занятия | Тема, литература (стр.) | Программное содержание | Материалы и оборудова- ние | Методы и приемы | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Совместная работа родителей с детьми |
1. Весна День смеха. Зан.№1. | Творческое рассказывание. «Веселые загадки». В.Н. Волчкова, стр.84. | Дать представление о жанровых особенностях загадок; учить отличать их от других произведений малых фольклорных форм; учить осмысливать загадки, составлять загадки самостоятельно. | Кукла- Петрушка для сюрпризного момента. | Сюрпризный момент, беседа, загадывание загадок, чтение стихотворений. | Д/ игры «Какой?», «Что бывает такое же?», «Кто это?», вечер загадок. | Совместное отгадывание загадок, обсуждение их, рассуждения детей. |
Зан. №2 | Составление рассказа по скороговорке. О.С. Ушакова, стр.33 | Формировать навыки связной речи. Учить использовать в речи сложноподчиненные предложения, называть игрушки, предметы, подбирать слова, близкие по смыслу; учить правильно произносить звуки с и ц, дифференцировать их на слух. | 6 пирамидок (елочек, кубиков), предметы или игрушки: яйцо, кольцо, пуговица, перец, огурец, слива, собака, цыпленок, слон. | Игра «Скажи какой», слушание стихотворения, вопросы детям ответы детей, Загадывание загадок, проговаривание чистоговорок, игра «Угадай на ощупь», «Найди точное слово». | Дидактические игры на развитие речи, разучивание чистоговорок и скороговорок. | Выучить чистоговорку «Скворцы и синицы – веселые птицы», придумать слова со звуками ц и с. |
2. Неделя космоса Зан.№1. | Пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик». О.С. Ушакова, стр.106. | Учить пересказывать рассказ в ситуации письменной речи (ребенок диктует, взрослый записывает); подвести к образованию названий профессий исходя из занятий; активизировать в речи названия профессий и действий людей той или иной профессии. | Книга с рассказом и иллюстрациями к рассказу. | Чтение рассказа, вопросы детям, ответы детей, пересказ в ситуации письменной речи, д/ игра «Кому, что нужно». | Беседы о людях разных профессий, д/ игры о профессиях, рассматривание сюжетных картинок о людях разных профессий. | Рассказать детям о профессиях членов семьи, о том, в чем заключается их работа. |
3. Зеленая планета. Зан.№1. | Чтение художественных произведений. «Не жалей минутки для веселой шутки». В.Н.Волчкова, стр. 91. | Учить понимать характерные оттенки в стихотворениях; создавать веселое, радостное настроение; прививать любовь к стихотворному творчеству; закреплять умение подбирать рифму. | Книги с соответствующими литературными произведениями. | Чтение стихов, беседа с детьми, вопросы к детям, ответы-рассуждения детей. | Чтение с детьми веселых стихов, разучивание физ. минуток, релаксация, беседы о настроении. | Консультации «Воспитание добротой», «Доброе слово лечит, а злое -колечит». |
Зан.№2 | Составление рассказа на тему «Домашнее животное» О.С.Ушакова, стр.55. | Учить рассказывать о своих личных впечатлениях; воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события; учить употреблению трудных форм родительного падежа множ. числа существительных; учить задавать друг другу вопросы; учить выделять слова со звуками ч и щ. | Предметные картинки: ботинки, чулки, носки, тапочки, картина, ракета, лягушка. | Беседа, рассказы детей о животных, чтение стихотворения, загадывание загадок, Д/ игры, рассматривание картинок. | Беседы о домашних животных, Д/игры: «Едем, летим, плывем», «Подбери слова сходные по звучанию», Разучивание шуток-чистоговорок. | Нарисовать домашнего питомца и составить про него рассказ. |
4. Они защи- щали Родину. Зан.№1 | Юные герои войны. Т.И. Подрезова, стр. | Воспитывать в детях патриотические чувства, чувство гордости за наш народ, за его победу в годы ВОВ. Дать представление о понятии «герой». Учить подбирать прилагательные к существительному, слова синонимы. Обогащать словарный запас детей, активизировать в речи военную терминологию. | Книги и иллюстрации о ВОВ, портреты героев войны, магнит. записи песен военных лет. | Рассказ воспитателя, беседа с детьми, чтение стихов , слушание песен, д/ игры, рассказы детей. | Рассматривание семейных альбомов военных лет, беседы с детьми, встречи с ветеранами ВОВ, рисование на тему ВОВ. | Рассказать детям о членах семьи – участниках ВОВ, о их жизни в годы войны и подвигах, наградах. |
МАЙ
Неделя, № занятия | Тема, литература (стр.) | Программное содержание | Материалы и оборудова- ние | Методы и приемы | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Совместная работа родителей с детьми |
1. День победы. Зан.№1 | Пересказ художественного произведения. Е.Чарушин «Воробей». В,Н,Волчкова, стр.88. | Учить самостоятельному пересказу, выражать свое отношение к прочитанному, высказывать свое мнение. | Литературное произведение, картинки птиц. | Беседа, чтение рассказа, пересказ рассказа детьми, рассматри- вание картинок воробья. | Наблюдение за воробьями на прогулке, рассматривание иллюстраций, рисование на тему «Воробьи в лужах», д/игра «Птицы». | Загадать детям загадки о воробьях, рассмотреть воробушек на улице, покормить их. |
2. Весна красна Зан.№1 | Рассказывание по серии картин. Составление описательного рассказа «Утро в деревне». В.Н.Волчкова, стр.107. | Учить составлять повествовательный рассказ по одной из картин, придумывая предшествующие и последующие события; развивать творческое воображение, память; уточнить знания о домашних животных. | Магнитная запись «Утро в деревне» (муз. народная), д. игра «Чей детеныш?», рассказывание детей по картинам. | Прослуши- вание грам. записи, рассматри- вание картин, обсуждение, составление рассказа | Д/игра «Когда это бывает?», «Что, где растет?», «Кто как кричит», «Чей малыш?». | Поездка в деревню, наблюдения за природой и окружа- ющим миром , беседы с детьми о увиденном. |
3. Неделя безопас- ности Зан.№1. | Составление рассказа по картине «Зайцы» О.С.Ушакова, стр.108. |
Учить составлять рассказ по картине по предложенному плану, включать в рассказ описание внешнего вида персонажей и их характеристику; учить образовывать существительные от глаголов и прилагательных, учить определять ударение в двух-сложном слове. | Картины «Зайцы», «На рыбалке». | Рассматривание картины, ответы детей на вопросы воспитателя, загадки о людях разных профессий, придумывание загадок детьми, д/игра. | Индивидуальная работа с детьми по речевому развитию, игры «Подбери слово, сходное по звучанию», «Поставь правильно ударение», рассматривание сюжетных картинок и составление по ним рассказов. | Поупражнять детей в правильной расстановке ударений в двух-сложных словах. |
Зан.№2. | Пересказ художественного произведения. Русская народная сказка «У страха глаза велики». В.Н.Волчкова, стр.101. | Учить понимать эмоционально-образное содержание произведения; помочь понять содержание сказки; обратить внимание на языковое богатство сказки, необычное название ( это пословица); учить пересказывать сказку по частям самостоятельно. | Книга со сказкой и иллюстрациями к ней. | Беседа, чтение сказки, пересказы сказки по частям детьми. | Чтение любимых сказок, литературные викторины, д/ игры « Герои сказок», пазлы и кубики, театрализация русских народных сказок. | Консультации «Роль сказки в воспитании детей», «Какие сказки читать детям?» |
4. Скоро лето. Зан №1. | Чтение художественных произведений. «Старый друг лучше новых двух» (по произведениям В.Драгунского «Друг детства» и А. Барто «Игрушки». В.Н.Волчкова, стр.104. | Учить чувствовать и понимать характер образов произведений, взаимосвязь описанного с реальностью; учить понимать переносное значение пословиц, передавать свое отношение к персонажам, поддерживать диалог. | Книги с иллюстрациями к соответствующим произведениям, | Беседа, чтение стихотворений А.Барто, рассматривание картинок, вопросы к детям, ответы детей, | Беседы с детьми на тему «Твои любимые игрушки», беседы о дружбе, чтение поговорок и пословиц о дружбе. | Беседы и общение с детьми на тему дружбы. Навестить старых друзей, рассказать детям о своих друзьях. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по образовательной области "Речевое развитие"
данное планирование предназначено для старшей группы. Помогает облегчить процесс образовательной деятельности, усвоить материал....
Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи в средней группе) Тема: «В гостях у Красной шапочки»»
Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи в средней группе)Тема: «В гостях у Красной шапочки»»Никишина Лариса Васильевна,Воспитатель МБДОУ «Детский сад комб...
Перспективное планирование по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе.
Планирование по развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГОС...
Перспективное планирование по образовательной области "Познавательное развитие" (ФЭМП) в подготовительной к школе группе (по В. П. Новиковой). Составитель: Жардан О. К.
За основу перспективного планирования взята парциальная авторская программа В. П. Новиковой "Математика в детском саду". Планирование рассчитано на учебный год. Предлагаемый ав...
Перспективное планирование по образовательной области «Речевое развитие» во 2 младшей группе
Перспективное планированиепо образовательной области «Речевое развитие» во 2 младшей группе Пособие: В.В. Гербова Развитие речи в детском саду.Младшая группа. М.: МОЗАИКА-СИ...
Перспективное планирование по образовательной области "Речевое развитие"
Перспективный план по образовательной области «Речевое развитие». Раздел «Развитие речи» с учетом УМК ОП ДО «От рождения до школы».Группа раннего воз...
Конспект НОД с использованием ИКТ по образовательной области «Речевое развитие» «Загадки солнечного зайчика» (старший дошкольный возраст 5-6 лет)
Цель: Обогащение и расширение у детей старшего дошкольного возраста знаний о весне и ее приметах....