Перспективное планирование по образовательной области "Речевое развитие"
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа) на тему
данное планирование предназначено для старшей группы. Помогает облегчить процесс образовательной деятельности, усвоить материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_razvitie.docx | 32.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Неделя/ Лексическая тема | Программное содержание НОД | Совместная деятельность педагога и ребенка в непосредственно образовательной деятельности | Совместная деятельность педагога и ребенка в ходе режимных моментов | Организация образовательной среды для самостоятельной детской деятельности | Взаимодействие с семьями воспитанников |
Насекомые | Развитие речи Тема: «Насекомые » (Ю.В. Полякевич стр. 138) Задачи: учить детей отвечать на вопросы, активизировать память, внимание, обогащать словарный запас, развивать связную речь. | Игра «Божьи коровки, бабочки-кузнечки». Фонопедическое упражнение «Фонарик». Игра с мячом «Подбери слово»: подбор глаголов к слову «насекомое». Упражнение «Волшебное насекомое»-выкладывание контуров насекомых из любого материала (палочек, пуговиц, семечек и тд.). Кыласова стр. 127-129 | Дидактические игры: «Это правда или нет?» [20, с. 198], Дидактические игры: «Угадай, о ком я скажу» Словесная игра «Доскажи словечко» [14, с. 264]. «Формирование коммуникативных навыков у детей»,с.106. Чтение и обсуждение сказки М. Горького «Случай с Евсейкой». | Разбор картинок, на которых надо найти людей (звери, птицы, цветы, рыбы), спрятанных художником («Кто где спрятался?») (4гр.) Мини сценка «Муха-цокотуха» К.Чуковский Игра: «Поймай рыбку» | Картотека памяток «Как уберечь ребенка от укусов насекомых». |
Подготовка к обучению грамоте Развитие речи Тема: «Занятие №19 » ( Варенцова Н.,с.28). Задачи: Освоение звукового анализа слов. Различие гласных и согласных звуков (твердые и мягкие). Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Обучение умению проводить графические линии. | Игра «Назови игру», звуковой анализ слова юла, игра «Живые звуки», игра «Назови слова» со звуком Й. | Проговаривание чистоговорок и скороговорок | Д/и «Назови ласково» | ||
Чтение художественной литературы Тема: «Чтение басни И.А. Крылова «Стрекоза и муровей»» (Крылов). Задачи: учить детей понимать жанровые особенности басни, ее отличия от стихотворения и рассказа, подвести к пониманию аллегории басни, цели, развивать умение находить связь содержания басни с различными пословицами о труде, учить передавать содержание басни в игре – инсценировке. | «Знакомство с басней», чтение басни, беседа по содержанию, вопросы и ответы детей. Знакомство с автором И.А. Крыловым. Инсценировка нескольких отрывков из басни. | Свободное чтение: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; К.Ч.Чуковский «Тараканище»; Хр.д/д/ст/в,109; Б.Заходер «Про сома»; Э.Шим «Жук на ниточке»; Г.Скребицкий «Исчезли на зиму»; Е. Токмакова «Сказка про сазанчика»; Л.Земскова «Цветные сказки. Зеленая», Хр. «Валдоня», 206; А.Сарсеко «Бабочка, давай дружить», Хр.д/д/ст/в,201; стихотворения о насекомых,16,115; кн.«Познавательные сказки для детей 4-7 лет» с.19,57. | Рассматривание иллюстраций и книг: В.Бианки «Четыре времени года», «Голубые лягушки», К.Паустовский «Квакша», М.Пришвин «Жаркий час», А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Царе Салтане», «Царевна-лягушка», «Садко»; Пересказ: Д.Мамин-Сибиряк «Сказочка про козякочку», Хр.д/д/ст/в,97; Драматизация: Г.Х.Андерсен «Дюймовочка». |
Неделя/ Лексическая тема | Программное содержание НОД | Совместная деятельность педагога и ребенка в непосредственно образовательной деятельности | Совместная деятельность педагога и ребенка в ходе режимных моментов | Организация образовательной среды для самостоятельной детской деятельности | Взаимодействие с семьями воспитанников |
Рыбы | Развитие речи Тема: «Рыбы » Кыласова стр. 129 ( по аналогии) Задачи:закрепить знания о названий рыбы и обобщающие слово «рыбы», учить пересказывать рассказ по вопросам и с опорой на предметную картинку, воспитывать любовь к природе. | Загадывание загадок о рыбах, чтение рассказа «как рыбы от врагов прячутся», вопросы по рассказу, беседа по тексту. | Пальчиковая игра «Все семейство пискарей», д/и «собери по частям», д/и «чей плавник, чей хвост, чья голова». | Составление рассказа по набору картинок, игра «как сказать правильно» | Составление памяток, консультация «пресные и морские рыбы» |
Подготовка к обучению грамоте Тема: «Занятие №20» Варенцова Н Задачи:освоение звукового анализа слов, различние гласных и согласных звуков( твердые и мягкие). Развивать представление смыслоразличительной роли звука. | Игра «кто внимательный», игра «живые звуки», «какой звук заблудился», «подбери картинку» | Проговаривание скороговорки «Едет грека через реку», загадывание загадок | Рассматривание картинок, разукрашивание раскрасок по теме | Составление памяток, консультация «пресные и морские рыбы» | |
Чтение художественной литературы Тема: «Сказка о рыбаке и рыбке » Ушаова стр. 150 Задачи: углублять и расширять знания о творчестве А.С. Пушкина, формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение. | Знакомство с творчеством А.С. Пушкина, рассказ о «сказочном» творчестве поэта, отличие сказок Пушкина от других сказок, чтение сказки о рыбаке и рыбке, беседа и обсуждения сказки, вопросы по содержанию. | Пальчиковая игра «Все семейство пискарей», д/и «собери по частям», д/и «чей плавник, чей хвост, чья голова», «Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет» стр. 106 | Рассматривание иллюстраций и книг: В.Бианки «Четыре времени года», «Голубые лягушки», К.Паустовский «Квакша», М.Пришвин «Жаркий час», А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Царе Салтане», «Царевна-лягушка», «Садко»; Пересказ: Д.Мамин-Сибиряк «Сказочка про козякочку», Хр.д/д/ст/в,97; Драматизация: Г.Х.Андерсен «Дюймовочка». | Составление памяток, консультация «пресные и морские рыбы» |
Неделя/ Лексическая тема | Программное содержание НОД | Совместная деятельность педагога и ребенка в непосредственно образовательной деятельности | Совместная деятельность педагога и ребенка в ходе режимных моментов | Организация образовательной среды для самостоятельной детской деятельности | Взаимодействие с семьями воспитанников |
Профессии | Развитие речи Тема: «профессии» Задачи: Проговаривание скороговорки: Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас. Ю.В.Полякевич с.83. Задачи: Упражняться в правильном звукопроизношении, пользоваться различными средствами интонационной выразительности: темпом, ритмом речи, логическим ударением. | Беседы «все профессии важны, все профессии нужны», рассматривание картин по теме, беседы по картине, вопросы и ответы детей, составление рассказа по предметным картинкам | Свободное общение «кем буду, когда выросту», беседа «мой папа» | «Звуковые часы» [21, с. 54]. Д/и: «Кто что делает» [2, с. 56 Работа со словарём: «Назови на букву…», «Вспомни разные слова» [21, с. 42]. Словообразование по аналогии разных частей речи: существительных (фигурист - шахматист - волейболист). «Формирование коммуникативных навыков у детей»,с.83. Словообразование сравнительной степени имени прилагательного («Путешествовать интересно и одному, но путешествовать с друзьями - ...» (интереснее) | Народная игра: «Садовник» |
Подготовка к обучению грамоте Тема: «занятие 21» Варенцова Н Задачи: освоение звукового анализа слов. Различение звуков по их качественной характеристике. Развитие представлений о смыслоразличительной роли звука. | Игра «какой звук заблудился», игра «цепочка слов», игра «подбери картинку» | Пальчиковая игра «мама лепит пирожки», беседа по теме, рассматривание картин и обсуждения | Расскарашивание и штриховка рисунков, игра-драмотизация «врач, парикмахер, шофер» | ||
Чтение художественной литературы Тема: «профессии» Ушакова, 112; Задачи: Систематизировать знания детей о литературном творчестве А.Барто, С.Михалкова; добиваться выразительного чтения детьми стихотворений; умение придумывать сказки и загадки по предложенному началу, на заданную тему | Ознакомление детей с творчеством А. Барто, С. Михалкова, чтение стихотворений, придумывание сказки по предложенному началу, вопросы к детям и ответы | Свободное чтение: «Сапожник», Твоя книга,101; В.Маяковский «Кем быть»; «От краденого не растолстеешь», (бел.ск.), Хр.д/д/ст/в49; С.Маршак «Почта», Хр.д/д/ст/в,120; «Пожар», Хр.д/д/ст/в,321; В.Воронцова «Маленький соколик»,Д/В,1988,6,59 «О воспитателе»,10,81 кн.«Познавательные сказки для детей 4-7 лет» с.27. | Рассматривание иллюстраций и книг: Ю.Крутогоров «Про белую булку и кашу пшённую», А. Мусатов «Стакан молока», С.Сахарнов «Самый лучший пароход», Б.Заходер «Заболела эта книжка», «Портниха», «Шофёр», И.Лысцов «Как тетрадка в поле родилась», В.Маяковский «Кем быть», Б.Житков «Пожар и дым», С.Маршак «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», Д/и «Кому что нужно», «Кто, что делает». Оборудование: предметные картинки «Профессии», инструменты, техника. Сюжетные картинки «Пожар»; маски-шапочки для игры-драматизации «Кошкин дом». | Поход детей на место работы родителей. Совместный праздник «Вечер загадок и пословиц о разных профессиях». Рассказы родителей о своих профессиях. Фотовыставка «Пожарный – профессия героическая». |
Неделя/ Лексическая тема | Программное содержание НОД | Совместная деятельность педагога и ребенка в непосредственно образовательной деятельности | Совместная деятельность педагога и ребенка в ходе режимных моментов | Организация образовательной среды для самостоятельной детской деятельности | Взаимодействие с семьями воспитанников |
Живая/не живая природа | Развитие речи Тема: « Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И.Шишкина «На севере диком» » Волчкова В.Н. стр. 55 Задачи: Учить при описании картины использовать точные по смыслу подобранные слова, развивать диалогическую и связную речь, упражнять в образовании уменьшительно – ласкательных суффиксов | Беседа с детьми по теме, игра «назови своего друга ласково», рассматривание картины Шишкины «на севере диком», беседа и обсуждения по картине, прослушивание стихотворения М.Ю. Лермонтова «на севере диком» | Разучивание скороговорки: Горячи кирпичи - соскачика с печи. Испеки-ка в печи из муки калачи! Отгадывание загадок Чтение произведения В. Волчковой «Бантик и пузырь» [8, с. 91 Беседы с детьми: «Значение солнца для жизни на Земле» «Воздушный океан» «Почва – огромное богатство Земли», (33, с. 80-81) | На прогулке выкладывание букв из палочек, камешков. На прогулке рисование букв палочкой на мокром песке Д/и «Живая и неживая природа» | Сбор камешков, семян, зерен, листьев и др. для изготовления поделок |
Подготовка к обучению грамоте Тема: «занятие 22» Варенцова Н Задачи:освоение звукового анализа слов. Освоение умения выделать ударный звук в слове. Развитие представлений о смыслоразличительной функции звука. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки | Звуковой анализ слова «мама», вопросы детям: сколько слогов в слове, сколько звуков и тд., игра «какой звук заблудился» | Проговаривание скороговорки: два щенка, щека к щеке, щиплют травку в уголке; Словообразование по аналогии разных частей речи (сущ. – усище, глазище, зубище). | Д/и «Раздели на группы» «Выбери главное» (33, с.80, 89) | ||
Чтение художественной литературы Тема: «рассказ В. Бианки «Лесные домишки» » Порамонова Л. А. стр. 566 Задачи:познакомить детей с творчеством писателя Виталия Бианки. Расширить их представления о том, что каждая птица вьет для себя особое гнездо и почему. Знакомить детей с пословицами, отражающими любовь человека к родному дому | Знакомство детей с рассказами и сказками писателя, прослушивание рассказа «лесные домишки», беседа по рассказу, обсуждения и вопросы детей | Пословицы о родном доме, крае, загадки. д/и «ты покажи-я назову» Свободное чтение: Л.Толстой «Ветер и солнце», Хр.д/д/ст/в,97; Сказка «Царевна-лягушка», Д/В, 1994,2,44; А.Барто «Гроза»; С.Маршак «Радуга»; В.Лифшиц «Гроза»; | Рассматривание коллекции минералов (вносятся по необходимости): «Удивительное в камне»; предметных картинок живых и неживых предметов (разделить по группам). Выставка книг: А.Митяев «Горячий гвоздь», А.Ремезов «хлебный голос», В.Даль «Старик-годовик», П.Ершов «Конёк-Горбунок». | Консультация для родителей «О летнем отдыхе детей». |
Неделя/ Лексическая тема | Программное содержание НОД | Совместная деятельность педагога и ребенка в непосредственно образовательной деятельности | Совместная деятельность педагога и ребенка в ходе режимных моментов | Организация образовательной среды для самостоятельной детской деятельности | Взаимодействие с семьями воспитанников |
День защитника отечества | Развитие речи Тема: «Составление рассказа по картине «Пограничник» » Кыласова астр. 91 Задачи: Уточнить знания детей об армии, родах войск, военной технике и военных профессиях, учить составлять рассказ по картине; согласовывать существительные множественного числа в родительном падеже. Развитие речи. Конспекты занятий для подготовительной группы, с.93«Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет» Ю.В.Полякевич с.92. | Введение в тему, беседа «мой папа», д/и «исправь ошибку», д/и «назови лишщнее», игра «веселый счет» | Игра «Сигнальщики», Речь с движением « я отважный капитан», речевая игра «кто служит в армии», Ритмическое упражнение «аты-баты, мы теперь солдаты» Познакомить с буквами ж,Ж, с правилами написания сочетания жи; научить отвечать на вопросы по тексту и называть слова определенной звуковой структуры | Д/игра «Кто служит в Армии» Свободное общение «Защитники Отечества», «Богатыри Руси» | Рассматривание иллюстраций об армии, солдатах Игры с солдатиками Изготовление подарков папам, дедушкам |
Подготовка к обучению грамоте Тема: «Занятие 23 » Варенцова Н Задачи: освоение звукового анализа слов. Различение звуков по их качественной характеристике. Развитее умения выделять ударный звук в слове. Закрепление представлений о протяженности слов, смыслоразличительной функции звука. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки. | Звуковой анализ слова «гуси», игра «какой звук заблудился», игра «поищи слова» | Штриховка знакомых рисунков, упражнение «мои пальчики», игра «бабочки», обведение по контуру. | «Сестра»,Сохина,р/р,217; А.Митяев «Мешок овсянки», Хр.д/д/ст/в, 325; загадки о военных людях; З.Александрова «Дозор», кн. «Родной край», 299; Е.Благинина «Шинель», Хр.д/д/ст/в М.Яснова «Мирная считалка». | ||
Чтение художественной литературы Тема: «рассказ Ю.И. Ковыля » Порамонова стр. 454 Задачи: расширять представления детей о службе на границе, о защитниках Отечества. Развивать эмоциональную отзывчивость, способность сопереживать героям. | Чтение рассказа, рассказ читается на протяжении 4-х дней. Беседа по прочитанному, вопросы к детям, обсуждения запомнившегося отрывка из рассказа | Речевая игра «кто служит в армии», упражнении «выложить фигурку по образцу», подвижная игра « кто быстрее». К.Тангрыкулиев «Совсем как папа»,(пер.с турк.Я.Акима); «Памятник советскому солдату», кн. «Наша Родина»,282; | Рассматривание иллюстраций и книг: Я.Аким «Земля», А.Гайдар «Поход», С.Маршак «Наша Армия», В.Берестов «Пусть пулемёты не строчат», Л.Кассиль «Твои защитники», В.Косовицкий «Будущий мужчина». Предложить предметные и силуэтные картинки, фотографии военных людей, военной техники. | Праздник, посвященный «дню защитника Отечества. Оформление стенда «Они защищали Родину». |
Неделя/ Лексическая тема | Программное содержание НОД | Совместная деятельность педагога и ребенка в непосредственно образовательной деятельности | Совместная деятельность педагога и ребенка в ходе режимных моментов | Организация образовательной среды для самостоятельной детской деятельности | Взаимодействие с семьями воспитанников |
8 марта | Развитие речи Тема: «Пересказ произведения К. Ушинского «Лекарство»» Волчкова В.Н. стр. 74 Задачи: воспитывать чувство любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме, желание заботиться о своих самых близких людях, учить анализировать текст с помощью вопросов и ответов. | Беседы с детьми о маме, рассматривание картинок, вопросы по ним, словесная игра «положи свое слово в шкатулочку» | Беседа о маме «моя семья», «как мы помогаем дома маме?» Речевая игра: «скажи со словом «праздничный»», «скажи чего нет», «словарная работа». Конспекты с детьми старшего дошкольного возраста (Кыласова стр. 97). | Д/и «узнай свою маму (по фотографии)», «помогаем маме собрать чемодан»,«мамины помощники», «какой букет цветов ты хотел бы подарить маме, бабушке, сестре?» | Праздник 8-ое марта |
Подготовка к обучению грамоте Тема: «Занятие 24» Варенцова Н Задачи: развитие способности проводить звуковой анализ слов, качественно характеризовать звуки, подбирать слов с заданным звуком. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Знакомство со смыслоразличительной ролью ударения. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки. | Звуковой анализ слова «мука», игра «назови слова» | Пальчиковая гимнастика «мама лепит пирожки», игры «семья», «больница», «парикмахер» | |||
Чтение художественной литературы Тема: «Айога», (нан. Ск.) Волчкова В.Н. стр. 77 Задачи:учить принимать участие в групповой беседе, внимательно слушать, высказываться на темы из личного опыта, обобщать, рассуждать, воспитывать доброе, заботливое отношение к маме, вызывать желание помогать ей во всех делах по мере своих сил. | Беседы с детьми, чтение сказки, вопросы к детям по сказке, ответы детей, чтение стихотворений «Посидим в тишине» | Свободное чтение: Г. Демышина «Мама» Ю. Яковлев «Мама» Э. Успенский «Если был бы я девчонкой» Загадки о семье Обсуждение сказки «Кукушка» | Рассматривание иллюстраций, фоторепродукций мам, выставка книг: Ю. Ковлев «Мама», М. Яснов «Я рисую маме», С. Махоткин «Фотография» Игры в уголке «семья» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности в образовательной области «Познание» (математическое развитие)
Тема: «Один и много».П/С: Развивать умение выделять отдельные предметы из группы и составлять группы из отдельных предметов. Устанавливать отношения между понятиями один и много, воспитывать доб...
Перспективное планирование организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познание»: Ознакомление с Окружающим мир. «Коммуникация»: Развитие речи. в подготовительной группе для детей с ЗПР.
Перспективное планирование....
Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» / ФЭМП
Перспективное планирование по ФГОС...
Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие»
Образовательная область «Речевое развитие» Старшая группа...
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая группа, 2018 / 2017 учебный год
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая ...
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.по прогр...
Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» «Развитие речи» в средней группе
Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельностиОбразовательная область «Речевое развитие»«Развитие речи» в средней группе...