Перспективный план по развитию речи в подготовительной группе
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) по теме
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ по развитию речи в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Перспективный план по развитию речи в подготовительной группе | 165 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
(ПРОГРАММА «РАДУГА»)
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОТСМ – ТРИЗ - РТВ
В СООТВЕТСТВИИ С ФГТ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
СЕНТЯБРЬ
1 неделя
Скоро в школу | Закреплять умение составлять рассказ по памяти по теме: «Что я знаю о школе». Учить подбирать обобщающие слова для группы предметов «школьные принадлежности». Развивать фонематический слух. Воспитывать интерес к составлению рассказов из личного опыта. |
|
Осень, осень, в гости просим | Повторить с детьми приметы начала осени, Учить: - сравнивать явления природы по признакам различия и сходства; - подбирать синонимы и антонимы, выделяя существенные признаки объекта. Продолжать учить детей составлять загадки по признакам объектов, используя различные модели. |
|
2 неделя
Составление рассказов о труде жителей села (по схеме) | Расширить представления детей о профессиях сельского хозяйства. Учить составлять рассказы о труде жителей села (по схеме). Активизировать словарный запас по данной теме |
|
Пересказ рассказа Л.С. Лемешевой «Осенний бал» | Учить детей пересказывать небольшие тексты с помощью алгоритма. |
|
3 неделя
Составление загадок об овощах и фруктах. | Учить детей самостоятельно выделять признаки у объекта и сравнивать их с признаками других объектов. Учить детей самостоятельно составлять двух - трехстрочные загадки по разным моделям |
|
Составление рассказов по картине «Наш урожай» | Учить детей выделять объекты на картине. Учить детей самостоятельно обозначать схемами объекты, выявленные на картине. Учить устанавливать связь между ними. Продолжать учить обобщать объекты, изображённые на картине, в одну классификационную группу. Учить детей объяснять взаимодействия между объектами на уровне физических связей, эмоциональных, морально-этических и др. Составлять живую картинку. Продолжать учить принимать на себя образ объекта и описывать собственное место нахождения в «ожившей» картине. |
|
4 неделя
Составление рассказов по серии картинок «Утро» | Продолжать учить выстраивать в логической последовательности серии картинок (4-6), объединённых одной тематикой и составлять на этой основе развёрнутые рассказы. Учить детей придумывать название серии картинок. | 1. Работа по серии картинок |
Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень» | Продолжать учить составлять сравнения. Учить детей запоминать стихотворение, «записывая» его по строчкам. Совершенствовать навыки выразительного чтения. |
|
ОКТЯБРЬ
1 неделя
Пересказ рассказа Л.С. Лемешевой «Каждый кулик свое болото хвалит» | Учить передавать смысл прочитанного произведения по алгоритму ОТСМ - ТРИЗ |
|
Драматизация русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный» | Закреплять: - умение участвовать в драматизации сказки; - знание детей о сложных словах; - умение составлять сложные слова; - составлять предложение, опираясь на слово, предложенное воспитателем. |
2 неделя
Составление рассказов по серии картинок «Ежик» | Продолжать учить выстраивать в логической последовательности серии картинок (4-6), объединённых одной тематикой и составлять на этой основе развёрнутые рассказы. Учить детей придумывать название серии картинок. | 1. Работа по серии картинок |
Развитие речи + Лепка Сочинение сказки по методу каталога | Продолжать учить детей составлять описательные сказки на основе известного алгоритма. Закреплять знания детей о характере героев в различных сказках. Составить сказку, используя сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Учить лепить, используя знакомые приемы лепки, сюжет составленной сказки. | Книга сказок. |
3 неделя
Развитие речи+ Аппликация. Анализ и кодировка литературного произведения «Лягушка путешественница» | Продолжать учить детей анализировать ситуации. Выделять признаки реальной и фантастической ситуации. Учить детей определять ситуации по признакам (герои, предметы, место происходящего, временная характеристика, связи между героями). Формировать у детей навыки сужения поля поиска при анализе неизвестной ситуации. Учить детей кодировать фантастическую ситуацию. Учить детей делать аппликацию в технике обрывания. |
|
Развитие речи + Конструирование. Город. Строительство. | Учить детей составлять рассказ о родном городе, используя имеющиеся знания. Учить детей делать дома из бросового материала. |
|
4 неделя
Развитие речи + Лепка. Решение творческой задачи «Если я заблудился в лесу» | Продолжать учить детей объяснять любое событие с точки зрения хорошо - плохо. Учить детей самостоятельно решать творческие задачи. Учить применять некоторые приемы решения противоречий и объяснять словами способы решения. Продолжать учить выбирать лучшее решение по показателям РВС. Учить лепить различными способами объекты, которые необходимы в лесу, чтобы не заблудиться. |
|
Пересказ рассказа Л.С. Лемешевой «Разговор мебели» | Учить передавать смысл прочитанного произведения по алгоритму ОТСМ - ТРИЗ |
|
НОЯБРЬ
1 неделя
Составление рассказов по серии картинок «Помогли старушке» | Продолжать учить выстраивать в логической последовательности серии картинок (4-6), объединённых одной тематикой и составлять на этой основе развёрнутые рассказы. Учить детей придумывать название серии картинок. | 1. Работа по серии картинок |
Различные виды транспорта | Расширять представления детей о различных видах транспорта. Учить детей составлять рассказ о любом виде транспорта, используя Системный оператор. |
|
2 неделя
Составление рассказов по картине «Дорогие гости» | Учить детей выделять объекты на картине. Учить детей самостоятельно обозначать схемами объекты, выявленные на картине. Учить устанавливать связь между ними. Продолжать учить обобщать объекты, изображённые на картине, в одну классификационную группу. Учить детей объяснять взаимодействия между объектами на уровне физических связей, эмоциональных, морально-этических и др. Составлять живую картинку. Продолжать учить принимать на себя образ объекта и описывать собственное место нахождения в «ожившей» картине. |
|
Составление загадок, сравнений по картине «Дорогие гости» | Учить детей самостоятельно выделять признаки у объекта и сравнивать их с признаками других объектов. Продолжать учить сравнивать объекты по различным признакам. Учить детей самостоятельно составлять двух - трехстрочные загадки по разным моделям. |
|
3 неделя
Итоговое рассказывание по картине «Дорогие гости» | Учить детей наделять какой-либо объект человеческими свойствами или эмоциональными состояниями. От имени этого объекта учить составлять рассказ, используя элементы драматизации. | Составление рассказа |
Заучивание наизусть стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» | Познакомить с произведением Е. Благининой «Посидим в тишине», проанализировать его; воспитывать любовь, внимание, заботливое отношение к маме. |
|
4 неделя
Литературный калейдоскоп | Учить: - воспринимать короткие литературные произведения; - объяснять непонятные слова; - ставить вопросы к тексту, отвечать на поставленные вопросы; - подбирать слова, используя рифму; - различать простейшие случаи многозначности слов. Продолжать учить составлять разные виды предложений и предложения с заданными словами. |
|
Пересказ рассказа Л.С. Лемешевой «В гости к белым медведям» | Учить передавать смысл прочитанного произведения по алгоритму ОТСМ - ТРИЗ |
|
ДЕКАБРЬ
1 неделя
Работа по картине «Белый медведь» | Учить детей выделять объекты на картине. Учить детей самостоятельно обозначать схемами объекты, выявленные на картине. Учить устанавливать связь между ними. Продолжать учить обобщать объекты, изображённые на картине, в одну классификационную группу. Учить детей объяснять взаимодействия между объектами на уровне физических связей, эмоциональных, морально-этических и др. Составлять живую картинку. Продолжать учить принимать на себя образ объекта и описывать собственное место нахождения в «ожившей» картине. Развивать фонематический слух. |
|
Составление загадок, сравнений. | Учить детей самостоятельно выделять признаки у объекта и сравнивать их с признаками других объектов. Продолжать учить сравнивать объекты по различным признакам. Учить детей самостоятельно составлять двух - трехстрочные загадки по разным моделям. |
|
2 неделя
Развитие речи итоговое по картине | Учить детей наделять какой-либо объект человеческими свойствами или эмоциональными состояниями. От имени этого объекта учить составлять рассказ, используя элементы драматизации. | Составление рассказа |
Пересказ рассказа Л.С. Лемешевой «Зима пришла – забавы принесла» | Учить передавать смысл прочитанного произведения по алгоритму ОТСМ - ТРИЗ |
|
3 неделя
Составление описательного рассказа по теме: «Зимний вечер» | Продолжить работу над составлением описательного рассказа по картине «Зимний вечер» (любого автора). Учить: - придумывать самостоятельно сюжет, использовать выразительные средства при описании зимы; - разделять предметы на одушевленные и неодушевленные, задавая вопросы «кто?», «что?». Познакомить с многозначностью слов (идет - падает снег, идет - человек). | |
Зимние забавы | Учить: - составлять рассказ о зимних забавах по сюжетным картинам ;- подбирать обобщающие слова для групп однородных предметов; - использовать языковые выразительные средства при описании зимы. Упражнять в умении задавать вопросы, называть предметы мужского и женского рода. Познакомить с предметами среднего рода. |
4 неделя
Пересказ рассказа Л.С. Лемешевой «Кто людям больше пользы приносит?» | Учить передавать смысл прочитанного произведения по алгоритму ОТСМ - ТРИЗ |
|
Развитие речи, анализ и кодировка по сказке «Дикие лебеди» Г.Х. Андерсен» | Продолжать учить детей анализировать ситуации. Выделять признаки реальной и фантастической ситуации. Учить детей определять ситуации по признакам (герои, предметы, место происходящего, временная характеристика, связи между героями). Формировать у детей навыки сужения поля поиска при анализе неизвестной ситуации. Учить детей кодировать фантастическую ситуацию. |
|
Январь
2 неделя
«Приходи, сказка!» (викторина по новогодним сказкам) . | Закрепить в памяти детей знакомые сказки, научить узнавать их по фрагментам, воспроизводить отрывки. Продолжать формировать умение вступать в беседу, отвечать на вопросы, задавать их. Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи в драматизациях. Воспитывать любовь к сказкам | |
Домашние птицы | закреплять знания о природе – домашних птицах, их повадках. Учить сравнивать птиц, находить сходства и различия. Учить составлять рассказ о птице по СО |
|
3неделя
Пересказ рассказа Л.С. Лемешевой «Птичий переполох» | Учить передавать смысл прочитанного произведения по алгоритму ОТСМ - ТРИЗ |
|
Рассматривание картины «Зимние забавы» | Закреплять умение: - составлять загадки по алгоритму. - составлять рассказ от имени персонажа картины. - придумывать рассказы о прошлом и будущем. |
|
4 неделя
Итоговое по картине «Зимние забавы» | Учить составлять рассказ по сюжетной картине. | Составление рассказа |
Викторина по теме: «Дикие животные наших лесов, северных и южных стран». | закреплять знания о дикой природе – животных, их повадках, классифицировать на травоядных, хищников и всеядных животных, все они млекопитающие. Дать краткие сведения об особенностях каждого вида. Учить сравнивать животных, находить сходства и различия Учить составлять рассказ о животном по СО |
|
Февраль
1 неделя
Рассматривание картины «За обедом» | закреплять умение выделять объекты на картине, выделять связи между ними, составлять «живую картинку», выделять время и место происходящего с доказательствами, употреблять сравнительные обороты. Уметь описывать возможные звуки, запахи, тактильные ощущения объектов картины. | ИГРЫ: «Подзорная труба», «Рукотворное и природное», «Друзья и недруги», «Мои помощники». «Живая картинка». |
Заучивание стихотворения Н. А Некрасова «Не ветер бушует над бором…» из произведения «Мороз-Красный нос». | Учить запоминать произведения.- объяснять смысл незнакомых слов, выделять сравнительные обороты, подбирать выражения; уметь анализировать стихотворение. |
|
2 неделя
Итоговое по картине «За обедом» | Закреплять умение составлять загадки по алгоритму. Составлять метафоры по алгоритму. Составлять рассказ от имени персонажа картины.. Придумывать о прошлом из картины и будущем. | Игра «Машина времени», Составление загадок и метафор – сравнений. «Я» - объект картины. |
Пересказ рассказа Л.С. Лемешевой «Кто, чем питается?» | Продолжать пересказывать текст, опираясь на базовый алгоритм. Закреплять умение участвовать в драматизации сказки. Запоминать и употреблять в речи литературные обороты, встречающиеся у автора. |
|
3неделя
Российская Армия | - закреплять знания об армии России, её вооружении, необходимости её в каждой стране. |
|
Викторина по теме «Зимующие и перелетные птицы» | -Активизировать словарный запас по теме: Зимующие и перелетные птицы» Учить сравнивать птиц, находить сходства и различия. Учить составлять рассказ о птице по СО |
|
4 неделя
Составление загадок на тему: «Зимующие и перелетные птицы» | Учить детей самостоятельно выделять признаки у объекта и сравнивать их с признаками других объектов. Продолжать учить сравнивать объекты по различным признакам. Учить детей самостоятельно составлять двух - трехстрочные загадки по разным моделям. Выбирать лучшие загадки, обосновывать выбор. |
|
Развитие речи + Аппликация Анализ и кодировка по сказке «Мороз Иванович» | Продолжать учить детей анализировать ситуации. Выделять признаки реальной и фантастической ситуации. Учить детей определять ситуации по признакам (герои, предметы, место происходящего, временная характеристика, связи между героями). Формировать у детей навыки сужения поля поиска при анализе неизвестной ситуации. Учить детей кодировать фантастическую ситуацию. |
|
Март
1 неделя
Работа по картине «Мартовское солнце» | Учить детей выделять объекты на картине. Учить детей самостоятельно обозначать схемами объекты, выявленные на картине. Учить устанавливать связь между ними. Продолжать учить обобщать объекты, изображённые на картине, в одну классификационную группу. Учить детей объяснять взаимодействия между объектами на уровне физических связей, эмоциональных, морально-этических и др. Составлять живую картинку. Продолжать учить принимать на себя образ объекта и описывать собственное место нахождения в «ожившей» картине. Развивать фонематический слух. |
|
Составление рассказа по серии картин «Мамины профессии» | - закреплять знания о профессиях, - умение рассказывать по картинке последовательно, интересно, грамматически правильно по плану, подбирать прилагательные к существительному, - развивать связную речь, употреблять поговорки и пословицы. Воспитывать доброе, уважительное отношение к маме, бабушке. |
|
2 неделя
Итоговое по картине «Мартовское солнце» | Учить детей составлять описательные рассказы и подбирать названия картины | Составление рассказа |
Пересказ рассказа Л.С. Лемешевой «Весенние хлопоты» | Продолжать пересказывать текст, опираясь на базовый алгоритм. Закреплять умение участвовать в драматизации сказки. Запоминать и употреблять в речи литературные обороты, встречающиеся у автора. |
|
3неделя
Ранняя весна. | Уточнить время года, названия весенних месяцев, характерные признаки ранней весны; Учить составлять сложные предложения, выражающие причину или цель действия; учить составлять предложения со словами, обозначающими действия в прошедшем, настоящем и будущем времени. | |
Анализ и кодировка по сказке «Золотой ключик». | Продолжать учить детей анализировать литературные произведения. Выявлять признаки реальной и фантастической ситуации. Учить составлять загадки о героях сказки. |
|
4 неделя
Викторина по теме: «Профессии людей» | Расширять и закреплять полученные знания по данной теме. | |
Составление рассказа по серии картин «Заяц и Снеговик». | Закреплять умение выстраивать в логическую последовательность серию картинок, доказывать, что начало истории в первой картинке, далее развертывание сюжета и концовка истории. Составить рассказ. |
Апрель
1 неделя
Работа по картине «На космодроме» | - закреплять умение выделять объекты на картине, выделять связи между ними, составлять «живую картинку», выделять время и место происходящего с доказательствами, употреблять сравнительные обороты. Уметь описывать возможные звуки, запахи, тактильные ощущения объектов картины. | ИГРЫ: «Подзорная труба», «Рукотворное и природное», «Мои помощники». «Ищу родственноков». «Живая картинка». |
Составление рассказа по серии картин «На космодроме» | - закреплять знания о профессиях, - умение рассказывать по картинке последовательно, интересно, грамматически правильно по плану, подбирать прилагательные к существительному, - развивать связную речь, употреблять поговорки и пословицы. Воспитывать доброе, уважительное отношение к маме, бабушке. |
|
2 неделя
Итоговое по картине «На космодроме» | Учить детей составлять описательные рассказы и подбирать названия картины | Составление рассказа |
Пересказ рассказа Л.С. Лемешевой «Пришла Весна» | Продолжать пересказывать текст, опираясь на базовый алгоритм. Закреплять умение участвовать в драматизации сказки. Запоминать и употреблять в речи литературные обороты, встречающиеся у автора. |
|
3неделя
Весна в городе. | Закреплять характерные признаки весны. Учить детей составлять предложения с предлогами в сочетании с несклоняемыми существительными; учить подбирать признаки предмета. |
|
КВН по теме «Транспорт. Правила дорожного движения». | - закреплять знания о ПДД. О видах транспорта. О безопасности на дороге. | Игра КВН по правилам ПДД. |
4 неделя
Развитие речи + Знакомство с искусством Весна в изображении художников (описательный рассказ по пейзажной картине) | Учить: - составлять описательный рассказ по картине; - видеть художественный образ, единство содержания и языка пейзажной живописи; - правильно употреблять местоимения и предлоги в речи. Обогащать речь эмоционально окрашенной лексикой. Развивать эмоциональную отзывчивость на весеннее пробуждение природы. Упражнять в согласовании местоимения с глаголами, придумывании предложений с определенным количеством слов и типом высказывания. | |
Викторина по сказкам А.С. Пушкина «Кому сказки Пушкина не любы?» | Закреплять умение: - рассказывать о своих любимых книгах; - инсценировать любимые фрагменты произведений. Воспитывать интерес к художественной литературе. |
Май
2 неделя
Викторина по теме: «Природа нашей страны. Растительный мир России». | -расширять активный и пассивный словарь по теме «Лес», упражнять в дифференциации деревьев и лесов, классифицировать предметы: кустарники, ягоды, грибы. -уточнить знания о профессии лесничий |
|
День Победы | Рассказать о празднике 9 Мая, герои ВОВ, рассмотреть иллюстрации родов войск, учить пересказу. |
|
3 неделя
Рассматривание картины «У Вечного огня» | закреплять умение выделять объекты на картине, выделять связи между ними, составлять «живую картинку», выделять время и место происходящего с доказательствами, употреблять сравнительные обороты. Уметь описывать возможные звуки, запахи, тактильные ощущения объектов картины. Воспитывать уважение к ветеранам войны, гордость за Россию, как победительницу в ВОВ. | «Подзорная труба», «Рукотворное и природное», ,«Мои помощники». «Живая картинка». Заучивание стихотворений о войне. Чтение художественной литературы |
Итоговое по картине «У Вечного огня» | Учить детей составлять описательные рассказы и подбирать названия картины | Составление рассказа |
4неделя
Пересказ рассказа Л.С. Лемешевой «Кто же не насекомое» | Продолжать пересказывать текст, опираясь на базовый алгоритм. Закреплять умение участвовать в драматизации сказки. Запоминать и употреблять в речи литературные обороты, встречающиеся у автора. |
|
Интеграция всех образовательных областей. Игра-путешествие: «Мы теперь не просто дети - скоро будем школьники» | -формировать представление детей о школе, подвести итог, как дети готовятся к школе в детском саду. | Словесные игры:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по развитию речи в старшей группе
для разработки занятий, индивидуальной работы по развитию речи в старшей группе ДОУ...
Перспективный план по развитию речи в средней группе
В плане распределены темы НОД по развитию речи в средней группе в соответствии с тематическими неделями....
перспективный план по развитию речи в средней группе
Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием сказок в средней группе. Цель: показать, что сказки являются эффективным средством развития связной речи у детей среднего...
Перспективный план по развитию речи для средней группы.
Перспективный план разработан для средней группы с учетом ФГОС ....
перспективный план по развитию речи в старшей группе (декабрь, январь, февраль)
Предоставляю вашему вниманию перспективное планирование на зимние месяцы по развитию речи в саршей группе....
перспективный план по развитию речи в подготовительной группе
Планирование направленно на планомерное развитие речи детей старшего дошкольного возраста...
Перспективный план по развитию речи в подготовительной группе
Перспективное планированиеОбразовательная область "Развитие речи"Подготовительная группа...