Перспективный план по развитию речи в средней группе
календарно-тематическое планирование по развитию речи (средняя группа) по теме

Крюкова Екатерина Адамовна

В плане распределены темы НОД по развитию речи в средней группе в соответствии с тематическими неделями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_sr_gr.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата

Тема

Программное содержание

Литера тура

Сентябрь

«Наша группа»

Познакомить детей с группой комнатой. Учить детей ориентироваться в групповом пространстве. Развивать чувство любви и гордости за свою группу. Воспитывать у детей желание считаться с интересами друг друга.

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. с.12; Гербова В.В. с. 7

«Знакомим куклу Дашу с нашей группой»

Учить детей составлять короткий рассказ вместе с воспитателем; учить правильно называть предметы, согласовывать существительное с прилагательным в роде и числе; закрепить правильное произношение (д), (д`).

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. с.56

«В нашем детском саду»

Расширять и систематизировать представления о детском саде, прививать детям любовь к своему детскому саду, симпатию к товарищам. Расширять словарный запас за счёт имён существительных; вводить в словарь детей прилагательные, активизировать глагольный словарь; познакомить детей с предлогом «между». Совершенствовать звукопроизношение – воспроизводить звукоподражания и изолированные звуки. Развивать слуховое внимание и память.

Новиков ская О.А. с.7

«Осенняя картина»

Систематизировать представления о временах года, знакомить с признаками осени, названиями осенних месяцев; расширять словарь за счёт глаголов; за счёт качественных прилагательных и притяжательных прилагательных, ввести в речь детей сложное слово «листопад». Учить составлять коллективный рассказ по картине; различать близкие по звучанию звуки (с) и (ш); развивать умение отгадывать загадки.

Новиков ская О.А. с.16   Гербова В.В. с.16

Октябрь

«В гостях у Чиполлино»

Познакомить с названиями овощей; знакомить со сказкой Джанни Родари «Чиполлино»; Расширять словарь за счёт имён существительных, прилагательных и глаголов. Учить согласовывать имена существительные с числительными; закрепить употребление предлогов «в» - «из» и «на» - «с»; учить составлять рассказ по картинному плану.

Новиков ская О.А. с.20

«В саду у Вишенки»

Познакомить детей с фруктами; расширять словарь за счёт имён существительных, прилагательных и глаголов. Учить образовывать множественное число имён существительных  в именительном и родительном падежах, образовывать имена существительные и прилагательные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Учить строить предложения с однородными членами; составлять рассказ по картинному плану.

Новиков ская О.А. с.24

«В гостях у Лесовичка»

Знакомить детей с названиями грибов и ягод; расширять словарь за счёт прилагательных, а также антонимов. Учить образовывать прилагательные от существительных, согласовывать имена прилагательные с существительными; уточнить значение предлогов «на», «под», «за», «между», «перед» и «около». Стимулировать детей произносить звукоподражания с шипящими звуками.

Новиков ская О.А. с.29

«Музыкальные игрушки»

Закрепить знания детей о местонахождении каждой игрушки. Запомнить правило: «Каждой игрушке своё место». Учить детей осваивать элементарные ролевые и сюжетные игры. Вызывать гуманное отношение к игрушкам. Развивать фантазию детей. Составлять описания игрушек, пользуясь планом, предложенным воспитателем.

Волчкова В.Н., Степа нова Н.В. с.12; Гербова В.В. с. 37

«Пожарная машина»

Учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя; правильно использовать в речи названия предметов. Закреплять звукопроизношение звуков (ш), (р), (у). Активизировать использование предлогов, глаголов в предложениях.

Волчкова В.Н., Степа нова Н.В. с.12

Ноябрь

«Поможем Маше-растеряше»

Дать представление об одежде и головных уборах. Познакомить с книгой Л.Воронковой «Маша-растеряша». Расширять словарь за счёт прилагательных (верхний, нижний, средний, аккуратный); наречий (слева, справа, наверху, внизу); уточнить значения глаголов (положить, повесить, поставить). Учить образовывать форму родительного падежа множественного числа от имён существительных, ввести в активную речь предлоги: «в», «на», «под»; познакомить со значением предлогов «из», «с», и «из-под». Дать образец построения сложноподчинённого предложения с союзом «а». Учить координировать речь с движением.

Новиков ская О.А. с.35

Обувь

Дать представление об обуви. Учить описывать обувь, подбирать по сезону. Учить сравнивать предметы, познакомить с составными частями предметов. Расширять словарь ха счёт имён существительных (каблук, мысок, пятка, голенище, подошва, молния, застёжка, шнурки, липучка); имён прилагательных (кожаные, резиновые). Учить отвечать на вопросы полными ответами.

Веракса Н.Е. с. 180, Новиков ская О.А. с.35

«Новоселье у матрёшек»

Знакомить детей с названием предметов мебели; дать представление о частях, из которых состоит мебель (ножка, крышка, дверка, ручка, подлокотник). Расширять словарный запас за счёт имён существительных (новоселье, буфет); вводить в словарь детей прилагательные (письменный, платьевой, кухонный, журнальный, квадратный, круглый, прямоугольный, овальный, противоположный); активизировать глагольный словарь (складывать, хранить, вешать). Учить образовывать множественное число имён существительных, а также образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Учить образовывать относительные прилагательные. Вводить в словарь предлоги (между, около, у, за), наречия (слева, справа, посередине, напротив, рядом). Учить ориентироваться в пространстве.

Новиков ская О.А. с.40

«Весёлое чаепитие»

Дать представления о посуде – название, назначение. Познакомить со сказкой К.И. Чуковского «Федорино горе». Ввести в словарь обобщающие понятия (кухонная посуда, столовая посуда, чайная посуда, столовые приборы). Дать детям представление о том, из каких частей состоит посуда (дно, стенки, крышка, ручка, носик). Расширять словарный запас за счёт имён существительных (чаепитие, сахарница, солонка, молочник, кофейник, сахарница, салатница); имён прилагательных (кухонный, столовый, чайный, мелкая и глубокая). Учить образовывать множественное число имён существительных (кастрюля, чайник, сковороды), употреблять в речи глаголы будущего и прошедшего времени. Закреплять в словаре предлоги «в», «на» и «с».

Новиков ская О.А. с.46

Декабрь

«Зимняя картина»

Систематизировать представления о временах года; знакомить с признаками зимы, названиями зимних месяцев. Закладывать основы экологического воспитания, активизировать наблюдательность. Расширять словарь детей за счёт имён существительных (лёд, вьюга, метель, снегопад, гололёд); имён прилагательных (белый, пушистый, холодный и др.); познакомить с глаголом «поскользнуться», словосочетаниями (ударил мороз, выпал снег, завыла вьюга). Учить образовывать форму множественного числа имён существительных (дом, крыша, забор, ель, дерево, и других в именительном и предложном падежах). Учить согласовывать имя прилагательное «зимний» с существительным в роде. Учить составлять рассказ с опорой на жестовый план.

Новиков ская О.А. с.52

«У кормушки»

Знакомить детей с зимующими птицами, закладывать основы экологического воспитания, активизировать наблюдательность. Дать представление о частях тела птицы. Расширять словарь за счёт имён существительных (снегирь, синица, корм, семена, зерно, крупа, кормушка, следы); имён прилагательных (тыквенный, подсолнечные, воробьиные, голубиные, вороньи); уточнить значения глаголов (ходит, скачет, свистит, воркует). Активизировать в речи имена прилагательные – антонимы (большой - маленький, крупный - мелкий, длинный – короткий, белый – чёрный). Учить образовывать глаголы от звукоподражаний; сложные слова; уточнить значение предлогов; на материале звукоподражаний закрепляем звуки (ц), (ч`).Учить отвечать на вопросы полными ответами, составлять описательный рассказ по вопросному плану.

Новиков ская О.А. с.70

«Сад на подоконнике»

Познакомить с комнатными растениями, закладывать основы экологического воспитания. Дать понятие о том, что растения – живые организмы и не могут жить без солнечного света и воды, учить ухаживать за комнатными растениями. Расширять словарь за счёт имён существительных, названий комнатных растений, имён прилагательных, глаголов. Активизировать употребление в речи антонимов, учить образовывать имена существительные единственного и множественного числа с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Учить отвечать на вопросы полными ответами, составлять описательный рассказ о комнатном растении.

Новиков ская О.А. с.160

«Скоро праздник Новый год»

Познакомить с праздником. – Новым годом. Расширять словарь за счёт имён существительных, имён прилагательных; уточнить значение глаголов, а также наречий. Учить образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, употреблять в речи имена существительные в родительном и винительном падежах; использовать в речи предлоги «на», «под» и «между». Развивать артикуляционную моторику.

Новиков ская О.А. с.64

Январь

«Весело зимой»

Систематизировать представление о зимних играх-забавах. Расширять словарь за счёт имён существительных, имён прилагательных. Учить образовывать форму имён существительных множественного числа родительного падежа. Учить составлять рассказ с опорой на картину. Развивать фонематический слух – различать гласные звуки, выделять первый ударный гласный звук (а, о, у, и) в слове, подбирать рифмы к словам.

Новиков ская О.А. с.58

«Волшебное пёрышко»

Дать представление о домашних птицах и их птенцах, о пользе, которую приносят домашние птицы людям. Знакомить с понятиями «звери» и «птицы». Расширять словарь за счёт имён существительных; познакомить с новыми словами, обозначающими части тела домашних птиц, уточнить значение антонимов. Учить образовывать глагола от звукоподражаний. Закрепить в речи названия домашних птенцов. Учить образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, активизировать в речи предлоги «в», «на», «по», «из», «у».

Новиков ская О.А. с.85

«В деревне»

Дать представление о домашних животных и их детёнышах. Расширять словарь за счёт имён существительных, обозначающих части тела животных (рога, копыта, вымя, грива); имён прилагательных (пёстрый, острый, шершавый, пушистый, гладкий, бархатный и др.); глаголов (лает, мычит, ржёт, хрюкает, блеет, скачет, грызёт, жуёт, лакает и др.). Активизировать употребление антонимов, учить отвечать на вопросы полными ответами. Развивать фонематический слух – различать близкие пары звукоподражаний, отличающиеся друг от друга одним звуком (на – но).

Новиков ская О.А. с.77

«В мире животных»

Дать представление о диких животных, об их образе жизни, повадках, питании и жилищах. Расширять словарь за счёт имён существительных (повадки, дупло, гнездо, берлога, логово, нора); имён прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный и др.); глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.). Формировать умение менять силу голоса, говорить шёпотом. Учить употреблять в речи имена существительные в винительном падеже, образовывать множественное число существительных. Активизировать употребление в речи предлогов (в - из, за – из-за, под – из-под). Развивать связную речь – составлять описательные рассказы о диких животных, учить сочетать речь с движением.

Новиков ская О.А. с.92

Февраль

В магазине «Детский мир»

Дать представление о том, для чего нужны магазины, как ими пользоваться. Расширять словарь за счёт имён существительных (магазин, продавец, покупатель, товар, покупка, витрина, отдел, деньги); учить образовывать имена прилагательные от существительных (мясо – мясной, молоко – молочный и т. п.). Учить отвечать на вопросы полными ответами, самостоятельно строить простые распространённые предложения, принимать участие в диалоге. Развивать слуховое внимание, умение вслушиваться в речь взрослого. Учить сочетать речь с движениями. Развивать логическое мышление – отгадывать загадки, проводить операции синтеза и анализа. Развивать у детей выдержку – умение действовать по очереди.

Новиков ская О.А. с.129

« Письмо в сказочную страну»

Дать представление о том, что такое почта и для чего она предназначена, как отправляют письмо. Расширять словарь за счёт имён существительных (почтальон, письмо, конверт, адрес, газета, журнал, телеграмма, почтовый ящик); закрепить в речи глаголы (летать, ездить, плыть) и соотносить их с соответствующими видами транспорта 9самолёт, поезд и корабль). Учить отвечать на вопросы полными ответами, уметь вести диалог, рассказывать о последовательности действий при отправлении письма. Учить согласовывать имена прилагательные с существительными в роде. Развивать слуховое внимание, умение отгадывать загадки-рифмовки. Развивать фонематический слух – определять первый звук своего имени.

Новиков ская О.А. с.119

«На земле, в небесах и на море»

Дать начальное представление об армии, о родах войск. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, познакомить с военными и мирными профессиями их отцов. Закрепить в словаре название страны, в которой мы живём, знакомим с флагом России. Расширять словарь за счёт имён существительных (Родина, отечество, защитник, солдат, моряк, танкист, лётчик); закрепить в речи наречия-антонимы (высоко-низко, далеко-близко, глубоко-мелко, быстро-медленно, тихо-громко). Учить изменять по падежам слово «Россия», образовывать форму множественного числа имён существительных. Учить отвечать полным ответом, рассказывать о военной и мирной профессии своего папы. Развивать слуховое внимание – умение действовать по команде.

Новиков ская О.А. с.114

«Город. Транспорт. Пешеход»

Дать представление о видах транспорта: машинах (легковых и грузовых), а также о пассажирском транспорте (автобусах, трамваях, троллейбусах, метро, такси). Дать  начальные знания о профессиях на транспорте, ввести слова (шофёр, водитель). Познакомить с правилами дорожного движения, используя понятия (пешеход, тротуар, проезжая часть, светофор, пешеходный переход). Расширять словарь за счёт имён существительных, обозначающих части, из которых состоят разные виды машин.; имён прилагательных. Учить составлять небольшой рассказ по собственному рисунку «Мой дом». закреплять в памяти домашний адрес. Закрепить произнесение изолированного звука (с), употребление в речи имён существительных в родительном падеже с предлогом «без».

Новиков ская О.А. с.106

Март

«Мамин день»

Закрепить в памяти названия весенних месяцев, дать представление о празднике 8 Марта. Заучить, как зовут по имени и отчеству маму и кем она работает. Расширять словарь за счёт словосочетаний (женский день; 8 Марта). Закреплять в словаре имена прилагательные (весенний, нежный, ласковый, заботливый). Учить изменять по падежам слово «мама». Отвечать на вопросы полными ответами, составлять рассказ о своей маме. Вводить в речь словосочетания (лечить больных, готовить еду, учить детей, продавать товары, разносить почту, шить одежду). Закрепить знание названий основных женских профессий. Стимулировать детей разучивать стихи и декламировать их.

Новиков ская О.А. с.125

«Весна идёт – весне дорогу»

Закрепить знания о смене времён года. Познакомить с названиями весенних месяцев. Дать представление об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Закладывать основы экологического воспитания. Расширять словарь за счёт имён существительных (проталина, ручей, оттепель, сосулька, лучи, капель, подснежник, льдина); имён прилагательных (ранняя, долгожданная, яркий, звонкий и др.); глаголов (журчит, трещит, темнеет, тает и др.). Активизировать в речи употребление антонимов; учить образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Закреплять в активной речи предлоги «на», «под», «по» и «около». Учить отвечать на вопросы полными ответами, составлять коллективный рассказ по картине.

Новиков ская О.А. с.134, 174

«Первые весенние цветы»

Закрепить знания о временах года. Познакомить с названиями цветов, их строением. Упражнять в употреблении существительных во множественном числе. Расширить словарь за счёт имён существительных (подснежник, нарцисс, фиалка, мимоза, ландыш, сирень, тюльпаны). Учить сравнивать садовые, луговые и лесные цветы.

Веракса Н.Е. с. 238

«Наши добрые дела»

Развивать у детей доброе отношение ко всему окружающему миру. Учить детей анализировать свои поступки и поступки своих друзей. Активизировать стремление совершать благородные поступки, радоваться результату. Учить отвечать на вопросы полными ответами, составлять небольшой рассказ. Закрепить произношение звуков (ч), (к), (в), (д). Активизировать  употребление в речи глаголов и прилагательных, подбор антонимов. Учить пользоваться словами, обозначающими предметы и действия.

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. с.246

Апрель

«Мы следопыты»

Закрепить знания о признаках весны. Дать представление об изменениях в жизни диких животных

весной. Расширять словарь за счёт имён существительных -  названий детёнышей животных (лисёнок, медвежонок, волчонок, ежонок, бельчонок, зайчонок); имён прилагательных (плотный, клейкий, серый, рыжий); а также глаголов (линяет, питается). Активизировать в речи употребление антонимов. Учить отвечать на вопросы полными ответами, составлять коллективный рассказ по мнемотаблице. Учить образовывать форму родительного падежа имён существительных, образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Новиков ская О.А. с.141

«Космос»

Дать представление детям о космосе. Познакомить со строением солнечной системы, планеты Земля. Познакомить с известными космонавтами. Расширять словарь за счёт имён существительных (космос, планета, звезда, космический корабль, ракета, космонавт), имён прилагательных (звёздное, солнечная, космическая); глаголов (лететь, приземляться, стартовать). Учить отвечать на вопросы полными ответами, составлять рассказ.

«Птицы прилетели»

Дать представления о перелётных птицах, познакомить с их внешним видом, образом жизни. Расширять словарь за счёт имён существительных (грач, скворец, ласточка, соловей, гнездо, скворечник, яичко, птенец); имён прилагательных (перелётный, птичий); глаголов (возвращаться, откладывать вылупляться, защищать, заботиться). Активизировать употребление в речи приставочных глаголов (прилетел, подлетел, залетел, влетел, вылетел, взлетел, пролетел). Закреплять в речи предлоги (на, в, к, около, над, под). Активизировать  употребление в речи имён существительных единственного и множественного числа в винительном падеже.

Новиков ская О.А. с.166

«Чей дом под листом?»

Дать представление о насекомых, их внешнем виде, образе жизни, пользе и вреде. Расширять словарь за счёт имён существительных  (насекомое, муравей, майский жук, бабочка, комар, муха, стрекоза, пчела, кузнечик, паук, улей, нектар, мёд, муравейник, санитар); имён прилагательных (беззащитный, полезный, вредный, жёсткий, нежный, острый, гибкий, нарядный); глаголов (жужжать, пищать, стрекотать, шелестеть). Закреплять в речи имена существительные, обозначающие части тела насекомых (голова, грудь, брюшко, лапки, усики, хоботок, крылья). Учить находить  и называть соответствующие части тела у разных видов насекомых. Развивать звукопроизношение – произносить изолированные звуки: (с), (з), (ц), (ш), (ж).

Новиков ская О.А. с.189

Май

«Мой любимый город»

Дать первые представления о стране и городе, в котором мы живём. Воспитывать любовь к родному городу, гордость (я саратовец). Формировать начальные знания о Саратове, его историю, гербе и основных достопримечательностях. Учить называть свой домашний адрес. Расширять словарь за счёт имён существительных (страна, город, столица, герб, щит, гимн, символ, экскурсия, саратовец, архитектор, реставратор). Учить отвечать на вопросы взрослого полными ответами, составлять рассказ из 3-5 предложений.

Новиков ская О.А. с.100

«Дорожная безопасность»

Закрепить навыки культурного поведения на дороге. Учить детей отвечать на вопросы воспитателя, предлагать варианты ответов. Закрепить знания детей о машинах, светофорах, знаках на дороге. Активизировать глаголы, закреплять правильное произношение звуков (ш), (би).

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. с.153

«Пруд на окошке»

Дать представление о рыбах, о строение их тела, способе передвижения, образе жизни. Учить ухаживать за аквариумными рыбками; закладывать основы экологического воспитания. Расширять словарь за счёт имён существительных (гуппи, меченосец, сомик, золотая рыбка, малёк, улитка, водоросли, аквариум, плавник, чешуя); имён прилагательных ( водный, пугливый, блестящий, скользкий, овальный, вытянутый). Активизировать употребление в речи глаголов (растёт, плавает, ползает, ухаживать); наречий-антонимов (высоко-низко, глубоко-мелко, холодно-жарко). Учить отвечать на вопросы полными ответами, составлять описательный рассказ об аквариумных рыбках. Познакомить с приставочными глаголами (подплыть, заплыть, выплыть), закрепить в речи употребление предлогов ( к, в, из).

«В гостях у феи цветов»

Дать представление о луговых цветах. Закрепить знания о временах года. Знакомить с названиями летних месяцев. Расширять словарь за счёт имён существительных (одуванчик, колокольчик, ромашка, ландыш, незабудка, мак, луг, бабочки, пчёлы, нектар, мёд, семена, парашют, путешественник, гроза, молния, радуга); имён прилагательных (луговой, цветочный, ароматный, душистый, лекарственный, оранжевый, фиолетовый); глаголов (купаться, загорать). Развивать связную речь – давать на вопросы полные ответы, вести беседу в форме диалога, рассказывать о цветах, декламировать стихи.

Новиков ская О.А. с.181, 197


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективный план по развитию речи в средней группе

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием сказок в средней группе.  Цель: показать, что сказки являются эффективным средством развития связной речи у детей среднего...

Перспективный план работы «Развитие речи детей среднего возраста посредством мнемотехники»

План работы используется для системной работы с детьми. На его основе планируется работа для следующей возрастной группы, опираясь на индивидуальные особенности детей....

Перспективный план по развитию речи для средней группы.

Перспективный план разработан для средней группы с учетом ФГОС ....

Перспективный план проекта «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность»

Перспективный план проекта «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность»...

Перспективный план работы «Развитие речи детей среднего возраста посредством мнемотехники»

Перспективный план работы «Развитие речи детей среднего возрастапосредством мнемотехники»...

Перспективный план по развитию речи в средней группе (4-5 лет)

Перспективный план по развитию речи в средней группе (для детей 4-5 лет)...

Перспективный план по развитию речи в средней группе

Перспективное планирование по развитию речи в средней группе.№Тема занятияЦелевые ориентирыЛитератураСентябрь1Беседа с детьми на тему «Надо ли учиться говоритьПомочь детям понять, что и зач...