Матрица "Педагогический анализ непосредственно образовательной деятельности"
учебно-методическое пособие по теме

Лунёва Наталья Николаевна

Практико-ориентированный семинар. Входила в состав экспертной группы для обобщения педагогического опыта по подготовке матрицы педагогического анализ непосредственно образовательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Матрица анализа непосредственно образовательной деятельности

Параметры НОД

Уровни

Репродуктивный уровень

Активный уровень

Интерактивный уровень

Организация начала ОД, постановка образовательных задач, в том числе, частных и промежуточных

Цель и задачи образовательной деятельности сформулированы самим педагогом, они не измеримы, недостаточно конкретизированы, не понятны воспитанникам.

Цель и задачи образовательной деятельности формулирует сам педагог, но проверяет её понимание воспитанниками.

В определении цели и задач образовательной деятельности прослеживается создание  проблемной ситуации с учетом детской инициативы и самостоятельности.

Педагог начинает ОД без организации внимания детей или организационный этап длится продолжительное время и носит только дидактический характер.

Педагог начинает ОД с создания ситуации  принятия и мотивирует к достижению цели; создает психологическую ситуацию быстрой настройки на работу, использует игровые формы и методы.

Педагог начинает ОД с создания ситуации  принятия и мотивирует к достижению цели; создает психологическую ситуацию быстрой настройки на работу, использует игровые формы и методы, обеспечивая включение каждого ребенка.

Требования СанПин к организации НОД выполнены не в полном объеме.

Требования СанПин к организации НОД выполнены в полном объеме.

Требования СанПин к организации НОД выполнены в полном объеме.

Организация развивающей предметно-развивающей среды  (РППС), необходимой для реализации ОД

РППС не предусматривает создание проблемной ситуации, при этом содержательно насыщена и способствует активизации познавательной и творческой деятельности воспитанников.

РППС обеспечивает создание проблемной ситуации, содержательно насыщена, способствует активизации познавательной, исследовательской и творческой деятельности воспитанников.

РППС обеспечивает высокий уровень активности воспитанников используется в процессе игровой, познавательной, исследовательской и творческой деятельности.

Раздаточный демонстрационный материал подобран в соответствии                с целью ОД и программными требованиями, соответствует возрастным особенностям воспитанников, удовлетворяет уровень индивидуальной заинтересованности детей                    на достаточном уровне, но используется не эффективно или не полностью.

Раздаточный и демонстрационный материал подобран с учетом:

-поставленных перед детьми задач,

-уровня их мотивации и познавательного интереса,

-возрастных особенностей детей.

Предполагает исследование и экспериментирование, но не используется или используется частично.

Раздаточный демонстрационный материал подобран в соответствии                с учетом:

-поставленных перед детьми задач,

-уровня их мотивации и познавательного интереса,

-возрастных индивидуальных особенностей детей.        

Используется при исследовании экспериментировании.

Логика построения ОД, обоснованное соотношение его частей

В структуре образовательной деятельности прослеживается цепочка каждого этапа: задачи –содержание – методы – приемы – результат.  Этапы ОД соответствуют поставленной цели.

Структура образовательной деятельности соответствует деятельности воспитанников и запланирована педагогом: мотив – действие – рефлексия.

Структура образовательной деятельности соответствует актуальному уровню развития   воспитанников: мотив – рефлексия – действие. Педагог ориентируется на актуальный уровень развития детей и  их активность в ОД и способен изменить запланированную структуру  (при обоснованной необходимости сокращает запланированное содержание, заменяя его более актуальным для детей, возвращается к уже пройденным этапам, вводит новые или исключает какие-либо этапы для повышения продуктивности или эффективности деятельности).

Продумана и обоснована внешняя логика при переходе от этапа                     к этапу НОД, как логика обучающего материала (связь этапов обусловлена обучающим материалом).

Педагог выстроил и обосновал внутреннюю логику НОД при переходе к следующему этапу как логику деятельности, они взаимосвязаны и логически последовательны, нацелены                        на результат деятельности воспитанников.

Педагог в процессе ОД организует «точки» понимания и детской рефлексии на стыке этапов: задаёт вопросы на понимание воспитанниками логики переходов от одного этапа к другому (какая была задача этапа, что уже сделано, можно ли переходить к следующему этапу, что предстоит делать далее).

Результат достигается педагогом (он реализует поставленные перед собой задачи образовательной деятельности).

Достигнут общий результат в развитии детей, спрогнозированный педагогом.

Достигнуты общие и индивидуальные (незапланированные) результаты детей, отрефлексированные педагогом для построения зоны ближайшего развития для каждого ребенка.

Создание познавательно-игровой атмосферы ОД, стимулирование развития познавательной активности

Педагог использует объяснитель-ные, репродуктивные, инструктив-но-практические методы, формируя необходимые начальные знания, представления, предпосылки учебной деятельности.

Педагог использует частично-поисковые, продуктивно-практические, объяснительно-побуждающие методы, творческие задания, которые применяются адекватно содержанию ОД.

Педагог использует проблемные, проектные, исследовательские методы; применяет инновационные образовательные технологии, нацеливает на поиск новых творческих решений.

Новые знания педагог предлагает в готовом виде. Отдельные фрагменты ОД отличаются наличием заданий развивающего характера. Элементы поисково-исследовательской деятельности используются фрагментарно (применяются формы деятельности, не требующие особых интеллектуальных, волевых усилий).  

Новые знания в готовом виде педагог                 не предлагает инициирует познавательную активность, с учетом индивидуальных особенностей детей. Воспитанники не принимают собственных решений, а используют готовые модели и схемы решения проблемной ситуации. Педагог ориентируется на владение устной речью и на умение детей ориентироваться на заданную систему требований.

Новыми знаниями воспитанники овладевают в различных видах деятельности через проявление инициативы в принятии собственных решений.

Педагог при необходимости вносит изменения в запланированные формы деятельности для уточнения и/или коррекции полученного способа уточнения знаний.

Познавательно-игровая  атмосфера ОД нестабильна.

Разнообразие видов детской деятельности обеспечивается стабильностью познавательно-игровой атмосферы.

Познавательно-игровая атмосфера ориентирована на зону ближайшего развития, с участием каждого ребенка в решении заданной проблемной ситуации.

Темп занятия неоднороден: то напряжённый, то излишне расслабляющий.

Темп ОД оптимален.

Высокий темп ОД.

Формирование мотивации и развитие предпосылок детской инициативы к решению проблемной ситуации

Активность воспитанников проявляется эпизодически                   (на отдельных этапах ОД, не у всех и не всегда).  Дети ориентированы                на формы деятельности, не требующие особых интеллектуаль-ных и волевых усилий.  

Активность воспитанников проявляется в разной степени на протяжении ОД.

Активность воспитанников на протяжении ОД имеет высокий уровень.

Для формирования положительной мотивации к познавательной активности педагог применяет похвалу, другие средства отсутствуют или используются фрагментарно. Педагог использует непосредственно-побуждающие мотивы, основанные на эмоциональных проявлениях ребенка (яркость, новизна, занимательность, внешние атрибуты, сюрприз, тайна).

Для формирования положительной мотивации педагогом создаются ситуации успеха.

Педагог использует интеллектуально-побуждающие мотивы, создает условия для эмоциональной открытости, доверия; умеет связывать знания с индивидуальными способностями и интересами детей, которые ведут к развитию личности ребенка.

Педагог не формирует у детей умения организации своей деятельности.

В детской деятельности прослеживается интерес к реализуемой в текущее время теме. Педагог формирует у воспитанников умение организовать свою деятельность с учетом  индивидуальных интересов и  склонностей; создает условия               для эмоциональной открытости, доверия.

Педагог использует перспективно-побуждающие мотивы, основанные на понимании значимости знаний, стремлений к самоутверждению, к самореализации («мне это нужно, для того .. ») с позиции ценностного подхода к новому материалу.

Педагог стимулирует деятельность ребенка опираясь на результат и ориентируясь на перспективу.

Реализация воспитательного потенциала образовательной деятельности

Воспитательный потенциал ОД организован только за счёт реализации содержания ОД и обеспечивает базис личностной культуры (красота, добро, истина т.п.)

Воспитательный потенциал осуществляется во взаимодействии педагога и воспитанников, основанном на сотрудничестве и взаимном уважении.

Воспитательный потенциал ОД активизирует механизмы саморазвития, самовыражения, инициативу, внутренние мотивы воспитанника; дает возможность ориентироваться на партнера-сверстника, взаимодействовать         с ним и учиться у него (а не только у взрослого), высказывать                 и аргументировать свое мнение. Педагог создает условия для овладения воспитанниками практикой бесконфликтного общения, формирование и развитие рефлексивных умений детей.

Позиция воспитателя в прямой передаче опыта «Делай, как я!».

Позиция воспитателя – партнерство «Давай, сделаем это вместе!»

Позиция воспитателя – выбор творческого решения «Кто придумает интереснее?»  и обращение к опыту ребенка «Помоги мне, у меня не получается» или вызов «А ты так сможешь?».

Педагогическое сопровождение осуществляется с ориентиром на общие закономерности образовательного процесса.

Педагогическое сопровождение осуществляется с ориентиром на общие закономерности образовательного процесса с учетом индивидуального развития ребенка.

Педагогическое сопровождение осуществляется с ориентиром на общие закономерности образователь-ного процесса осуществляется с учетом индивидуальности и темпа развития ребенка.

Реализация личностно-ориентированного подхода

в организации НОД

В подборе содержания педагогом не учитываются разные уровни интересов, возможностей и мотивации воспитанников.

В подборе содержания педагогом используется система дифференцированных и/или индивидуальных заданий, учитывающих уровень познавательных возможностей и мотивации воспитанников.

Разнообразные виды заданий обеспечивают занятость детей с учётом их способностей и уровня мотивации.

При отборе содержания педагог выстраивает материал ОД в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом.

Воспитанники имеют возможность работать в процессе ОД в индивидуальном темпе.

Форма организации ОД: фронтальная, групповая, изредка подгрупповая. Дифференцированный подход применяется фрагментарно (в качестве адресных вопросов). Индивидуально-личностный подход не прослеживается, либо используется формально.

Форма ОД: фронтальная, групповая, подгрупповая, парная. При формировании групп, пар, определении ролей учитываются личные интересы детей.

Форма ОД: фронтальная, групповая, подгрупповая, парная, индивидуальная.

В арсенале педагога имеются достаточное количество вариативных форм работы.

Запланированная образовательная деятельность протекает в конкретный временной период, структура ОД не мобильна.

Запланированная образовательная деятельность протекает в конкретный временной период, структура ОД мобильна.

Структура ОД мобильна, при этом целостна и обеспечивает участие каждого ребенка в решении учебных задач на получение конечного результата.

Роль педагога; стиль общения, взаимодействия, сотрудничества

Педагог выступает в роли транслятора готового знания, прослеживается либеральный либо авторитарно-подавляющий стиль общения.

Педагог выступает в роли организатора общения в процессе ОД; постоянно отслеживает этапы освоения воспитанниками нового материала. Стиль взаимодействия - демократический.

Педагог выбирает оптимальный стиль взаимодействия, может быть тьютором, координатором, участником общения.

Педагог «зациклен» на тексте, строго следует конспекту, при этом структура НОД соблюдена.

Педагог свободно владеет материалом, облекает его в доступную форму.

Педагог оперативно реагирует на ход НОД с учетом обратной связи, изменения учебной ситуации.

В речи использует терминологию, не соответствующую возрастным особенностям воспитанников.

Речь выразительна, богата и выступает как одно из организующих начал продуктивного взаимодействия.

Речь педагога эмоционально богата, интеллектуально насыщенна, при этом адекватна возрастным особенностям воспитанников.

В монологах педагог продуманно использует паузы, риторические и проблемные вопросы, создаёт эмоциональные кульминации. Выразительность и насыщенность речи побуждает у воспитанников мотивацию для дальнейшего познания.

Педагог эмоционально зажат, маловыразителен.

Педагог является примером для подражания (манера поведения, речь, профессиональные умения).

Педагог является примером для подражания (манера поведения, речь, профессиональные умения).

Контроль и коррекция деятельности воспитанников в ходе НОД

Педагог отслеживает, но не комментирует ответы детей, они не влияют на ход образовательного процесса. Самоанализ и рефлексия детьми не предполагается.

Педагог дает возможность ребенку для проявления самостоятельности, ответы детей принимаются, обсуждаются, резюмируются. Рефлексия проводится самим педагогом.

Педагог дает возможность ребенку для проявления самостоятельности, ответы детей принимаются, обсуждаются, резюмируются. Поиск решения проблемной ситуации осуществляется в диалоге, основанном на взаимном доверии, объективности и формирующихся у детей навыков самоанализа и рефлексии.

Коррекция осуществляется за счет эксплуатации времени, а не поиска нового решения проблемы.

Контроль и коррекция образовательного процесса осуществляется с учетом  достигнутых общих результатов.

Контроль и коррекция образовательного процесса  осуществляется в зависимости от степени решения проблемной ситуации и индивидуальных достижений детей.

Результат образовательной деятельности

Педагог дает обобщенную оценку работе детей на занятии и достигнутых ими результатов.

Педагог дает конкретизированную оценку деятельности детей.

Педагог дает конкретизированную оценку, способствует формированию самооценки.

Материал усвоен детьми фрагментарно и /или только отдельной группой воспитанников.

Вместе с тем педагог реализован все поставленные перед собой задачи. Но запланированные результаты освоения детьми образовательного материала реализованы в процессе образовательной деятельности не в полном объеме.

Цели и задачи НОД достигнуты, основной материал освоен детьми в достаточном объеме.

Формулировка цели совпадает с его содержательной реализацией. Педагог создал соответствующие условия, обеспечивающие качественное усвоение нового знания воспитанниками в рамках темы.

Поставленные цели и задачи НОД, их содержательная реализация и результативность представляют собой целостный процесс, обеспечивающий усвоение нового знания на качественном уровне. Воспитанники получили стимул к дальнейшей самостоятельной познавательной деятельности.  

Воспитывающий потенциал реализован не в полной мере.

Закреплен позитивный воспитывающий эффект.

Закреплен позитивный воспитывающий эффект.

Итоги подводит педагог, присутствует «искусственная ситуация успеха».

Подведение итогов носит дифференцированный характер (педагог привлекает детей к рефлексии).

Педагог организовал рефлексию результатов деятельности с разных точек зрения: качество усвоения новых знаний, качество выполненной работы, эмоционального состояния, обсуждение особенностей индивидуальной и совместной работы.

Матрица разработана на основании:

1.ФГОС ДО;

2.Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой. – СПб.; Питер, 2014

3.Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров / Н.А.Виноградова, Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева; под общ.ред.Н.В.Микляевой. – М.: издательство Юрайт, 2012.

Матричная таблица анализа непосредственно образовательной деятельности

  Порядковый номер посещённого НОД

Дата

  Группа

Образовательная область (НОД)

Тема

Параметры наблюдения

Оценка

педагога

Оценка

эксперта

Примечание

Организация начала НОД, постановка образовательных задач, в том числе, частных и промежуточных

Организация предметно-развивающей среды НОД

Логика построения НОД, обоснованное соотношение его частей

Создание познавательно-игровой атмосферы НОД, стимулирование развития познавательной активности.

Формирование мотивации и развитие предпосылок детской инициативы к решению проблемной ситуации

Реализация воспитательного потенциала НОД

Реализация личностно-ориентированного подхода в организации НОД

Роль педагога; стиль общения, взаимодействия, сотрудничества

Контроль и коррекция деятельности воспитанников в ходе НОД

Совпадение поставленных целей и задач НОД и их содержательной реализации; результативность подведения итогов

Средний балл/уровень проведения НОД

Фамилия эксперта/должность

 

Воспитатель________________________________________________      учебный год_________________  

1 балл -репродуктивный уровень

2 балла -активный уровень

3 балла –интерактивный уровень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АНАЛИЗ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ранний возраст)

для проведения проверки в группе раннего возраста "Анализ НОД" ...

Анализ непосредственно образовательной деятельности

Воспитательно-образовательное значение непосредственно образовательной деятельности определяется правильным отбором программного содержания, хорошей организацией, подготовкой воспитателя, наличием соо...

Анализ непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми Тема занятия: «Такая разная бумага.»

Анализ непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми   Тема занятия: «Такая разная бумага.»...

Карта анализа непосредственно образовательной деятельности по звуковой культуре речи

Карта использовалась при проведении тематического контроля «Формирование звуковой культуры речи в группах общеразвивающей направленности» ...