Матрица "Педагогический анализ непосредственно образовательной деятельности"
учебно-методическое пособие по теме
Практико-ориентированный семинар. Входила в состав экспертной группы для обобщения педагогического опыта по подготовке матрицы педагогического анализ непосредственно образовательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matritsa_analiza_neposredstvenno_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Матрица анализа непосредственно образовательной деятельности
Параметры НОД | Уровни | ||
Репродуктивный уровень | Активный уровень | Интерактивный уровень | |
Организация начала ОД, постановка образовательных задач, в том числе, частных и промежуточных | Цель и задачи образовательной деятельности сформулированы самим педагогом, они не измеримы, недостаточно конкретизированы, не понятны воспитанникам. | Цель и задачи образовательной деятельности формулирует сам педагог, но проверяет её понимание воспитанниками. | В определении цели и задач образовательной деятельности прослеживается создание проблемной ситуации с учетом детской инициативы и самостоятельности. |
Педагог начинает ОД без организации внимания детей или организационный этап длится продолжительное время и носит только дидактический характер. | Педагог начинает ОД с создания ситуации принятия и мотивирует к достижению цели; создает психологическую ситуацию быстрой настройки на работу, использует игровые формы и методы. | Педагог начинает ОД с создания ситуации принятия и мотивирует к достижению цели; создает психологическую ситуацию быстрой настройки на работу, использует игровые формы и методы, обеспечивая включение каждого ребенка. | |
Требования СанПин к организации НОД выполнены не в полном объеме. | Требования СанПин к организации НОД выполнены в полном объеме. | Требования СанПин к организации НОД выполнены в полном объеме. | |
Организация развивающей предметно-развивающей среды (РППС), необходимой для реализации ОД | РППС не предусматривает создание проблемной ситуации, при этом содержательно насыщена и способствует активизации познавательной и творческой деятельности воспитанников. | РППС обеспечивает создание проблемной ситуации, содержательно насыщена, способствует активизации познавательной, исследовательской и творческой деятельности воспитанников. | РППС обеспечивает высокий уровень активности воспитанников используется в процессе игровой, познавательной, исследовательской и творческой деятельности. |
Раздаточный демонстрационный материал подобран в соответствии с целью ОД и программными требованиями, соответствует возрастным особенностям воспитанников, удовлетворяет уровень индивидуальной заинтересованности детей на достаточном уровне, но используется не эффективно или не полностью. | Раздаточный и демонстрационный материал подобран с учетом: -поставленных перед детьми задач, -уровня их мотивации и познавательного интереса, -возрастных особенностей детей. Предполагает исследование и экспериментирование, но не используется или используется частично. | Раздаточный демонстрационный материал подобран в соответствии с учетом: -поставленных перед детьми задач, -уровня их мотивации и познавательного интереса, -возрастных индивидуальных особенностей детей. Используется при исследовании экспериментировании. | |
Логика построения ОД, обоснованное соотношение его частей | В структуре образовательной деятельности прослеживается цепочка каждого этапа: задачи –содержание – методы – приемы – результат. Этапы ОД соответствуют поставленной цели. | Структура образовательной деятельности соответствует деятельности воспитанников и запланирована педагогом: мотив – действие – рефлексия. | Структура образовательной деятельности соответствует актуальному уровню развития воспитанников: мотив – рефлексия – действие. Педагог ориентируется на актуальный уровень развития детей и их активность в ОД и способен изменить запланированную структуру (при обоснованной необходимости сокращает запланированное содержание, заменяя его более актуальным для детей, возвращается к уже пройденным этапам, вводит новые или исключает какие-либо этапы для повышения продуктивности или эффективности деятельности). |
Продумана и обоснована внешняя логика при переходе от этапа к этапу НОД, как логика обучающего материала (связь этапов обусловлена обучающим материалом). | Педагог выстроил и обосновал внутреннюю логику НОД при переходе к следующему этапу как логику деятельности, они взаимосвязаны и логически последовательны, нацелены на результат деятельности воспитанников. | Педагог в процессе ОД организует «точки» понимания и детской рефлексии на стыке этапов: задаёт вопросы на понимание воспитанниками логики переходов от одного этапа к другому (какая была задача этапа, что уже сделано, можно ли переходить к следующему этапу, что предстоит делать далее). | |
Результат достигается педагогом (он реализует поставленные перед собой задачи образовательной деятельности). | Достигнут общий результат в развитии детей, спрогнозированный педагогом. | Достигнуты общие и индивидуальные (незапланированные) результаты детей, отрефлексированные педагогом для построения зоны ближайшего развития для каждого ребенка. | |
Создание познавательно-игровой атмосферы ОД, стимулирование развития познавательной активности | Педагог использует объяснитель-ные, репродуктивные, инструктив-но-практические методы, формируя необходимые начальные знания, представления, предпосылки учебной деятельности. | Педагог использует частично-поисковые, продуктивно-практические, объяснительно-побуждающие методы, творческие задания, которые применяются адекватно содержанию ОД. | Педагог использует проблемные, проектные, исследовательские методы; применяет инновационные образовательные технологии, нацеливает на поиск новых творческих решений. |
Новые знания педагог предлагает в готовом виде. Отдельные фрагменты ОД отличаются наличием заданий развивающего характера. Элементы поисково-исследовательской деятельности используются фрагментарно (применяются формы деятельности, не требующие особых интеллектуальных, волевых усилий). | Новые знания в готовом виде педагог не предлагает инициирует познавательную активность, с учетом индивидуальных особенностей детей. Воспитанники не принимают собственных решений, а используют готовые модели и схемы решения проблемной ситуации. Педагог ориентируется на владение устной речью и на умение детей ориентироваться на заданную систему требований. | Новыми знаниями воспитанники овладевают в различных видах деятельности через проявление инициативы в принятии собственных решений. Педагог при необходимости вносит изменения в запланированные формы деятельности для уточнения и/или коррекции полученного способа уточнения знаний. | |
Познавательно-игровая атмосфера ОД нестабильна. | Разнообразие видов детской деятельности обеспечивается стабильностью познавательно-игровой атмосферы. | Познавательно-игровая атмосфера ориентирована на зону ближайшего развития, с участием каждого ребенка в решении заданной проблемной ситуации. | |
Темп занятия неоднороден: то напряжённый, то излишне расслабляющий. | Темп ОД оптимален. | Высокий темп ОД. | |
Формирование мотивации и развитие предпосылок детской инициативы к решению проблемной ситуации | Активность воспитанников проявляется эпизодически (на отдельных этапах ОД, не у всех и не всегда). Дети ориентированы на формы деятельности, не требующие особых интеллектуаль-ных и волевых усилий. | Активность воспитанников проявляется в разной степени на протяжении ОД. | Активность воспитанников на протяжении ОД имеет высокий уровень. |
Для формирования положительной мотивации к познавательной активности педагог применяет похвалу, другие средства отсутствуют или используются фрагментарно. Педагог использует непосредственно-побуждающие мотивы, основанные на эмоциональных проявлениях ребенка (яркость, новизна, занимательность, внешние атрибуты, сюрприз, тайна). | Для формирования положительной мотивации педагогом создаются ситуации успеха. | Педагог использует интеллектуально-побуждающие мотивы, создает условия для эмоциональной открытости, доверия; умеет связывать знания с индивидуальными способностями и интересами детей, которые ведут к развитию личности ребенка. | |
Педагог не формирует у детей умения организации своей деятельности. | В детской деятельности прослеживается интерес к реализуемой в текущее время теме. Педагог формирует у воспитанников умение организовать свою деятельность с учетом индивидуальных интересов и склонностей; создает условия для эмоциональной открытости, доверия. Педагог использует перспективно-побуждающие мотивы, основанные на понимании значимости знаний, стремлений к самоутверждению, к самореализации («мне это нужно, для того .. ») с позиции ценностного подхода к новому материалу. | Педагог стимулирует деятельность ребенка опираясь на результат и ориентируясь на перспективу. | |
Реализация воспитательного потенциала образовательной деятельности | Воспитательный потенциал ОД организован только за счёт реализации содержания ОД и обеспечивает базис личностной культуры (красота, добро, истина т.п.) | Воспитательный потенциал осуществляется во взаимодействии педагога и воспитанников, основанном на сотрудничестве и взаимном уважении. | Воспитательный потенциал ОД активизирует механизмы саморазвития, самовыражения, инициативу, внутренние мотивы воспитанника; дает возможность ориентироваться на партнера-сверстника, взаимодействовать с ним и учиться у него (а не только у взрослого), высказывать и аргументировать свое мнение. Педагог создает условия для овладения воспитанниками практикой бесконфликтного общения, формирование и развитие рефлексивных умений детей. |
Позиция воспитателя в прямой передаче опыта «Делай, как я!». | Позиция воспитателя – партнерство «Давай, сделаем это вместе!» | Позиция воспитателя – выбор творческого решения «Кто придумает интереснее?» и обращение к опыту ребенка «Помоги мне, у меня не получается» или вызов «А ты так сможешь?». | |
Педагогическое сопровождение осуществляется с ориентиром на общие закономерности образовательного процесса. | Педагогическое сопровождение осуществляется с ориентиром на общие закономерности образовательного процесса с учетом индивидуального развития ребенка. | Педагогическое сопровождение осуществляется с ориентиром на общие закономерности образователь-ного процесса осуществляется с учетом индивидуальности и темпа развития ребенка. | |
Реализация личностно-ориентированного подхода в организации НОД | В подборе содержания педагогом не учитываются разные уровни интересов, возможностей и мотивации воспитанников. | В подборе содержания педагогом используется система дифференцированных и/или индивидуальных заданий, учитывающих уровень познавательных возможностей и мотивации воспитанников. Разнообразные виды заданий обеспечивают занятость детей с учётом их способностей и уровня мотивации. | При отборе содержания педагог выстраивает материал ОД в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом. Воспитанники имеют возможность работать в процессе ОД в индивидуальном темпе. |
Форма организации ОД: фронтальная, групповая, изредка подгрупповая. Дифференцированный подход применяется фрагментарно (в качестве адресных вопросов). Индивидуально-личностный подход не прослеживается, либо используется формально. | Форма ОД: фронтальная, групповая, подгрупповая, парная. При формировании групп, пар, определении ролей учитываются личные интересы детей. | Форма ОД: фронтальная, групповая, подгрупповая, парная, индивидуальная. В арсенале педагога имеются достаточное количество вариативных форм работы. | |
Запланированная образовательная деятельность протекает в конкретный временной период, структура ОД не мобильна. | Запланированная образовательная деятельность протекает в конкретный временной период, структура ОД мобильна. | Структура ОД мобильна, при этом целостна и обеспечивает участие каждого ребенка в решении учебных задач на получение конечного результата. | |
Роль педагога; стиль общения, взаимодействия, сотрудничества | Педагог выступает в роли транслятора готового знания, прослеживается либеральный либо авторитарно-подавляющий стиль общения. | Педагог выступает в роли организатора общения в процессе ОД; постоянно отслеживает этапы освоения воспитанниками нового материала. Стиль взаимодействия - демократический. | Педагог выбирает оптимальный стиль взаимодействия, может быть тьютором, координатором, участником общения. |
Педагог «зациклен» на тексте, строго следует конспекту, при этом структура НОД соблюдена. | Педагог свободно владеет материалом, облекает его в доступную форму. | Педагог оперативно реагирует на ход НОД с учетом обратной связи, изменения учебной ситуации. | |
В речи использует терминологию, не соответствующую возрастным особенностям воспитанников. | Речь выразительна, богата и выступает как одно из организующих начал продуктивного взаимодействия. | Речь педагога эмоционально богата, интеллектуально насыщенна, при этом адекватна возрастным особенностям воспитанников. В монологах педагог продуманно использует паузы, риторические и проблемные вопросы, создаёт эмоциональные кульминации. Выразительность и насыщенность речи побуждает у воспитанников мотивацию для дальнейшего познания. | |
Педагог эмоционально зажат, маловыразителен. | Педагог является примером для подражания (манера поведения, речь, профессиональные умения). | Педагог является примером для подражания (манера поведения, речь, профессиональные умения). | |
Контроль и коррекция деятельности воспитанников в ходе НОД | Педагог отслеживает, но не комментирует ответы детей, они не влияют на ход образовательного процесса. Самоанализ и рефлексия детьми не предполагается. | Педагог дает возможность ребенку для проявления самостоятельности, ответы детей принимаются, обсуждаются, резюмируются. Рефлексия проводится самим педагогом. | Педагог дает возможность ребенку для проявления самостоятельности, ответы детей принимаются, обсуждаются, резюмируются. Поиск решения проблемной ситуации осуществляется в диалоге, основанном на взаимном доверии, объективности и формирующихся у детей навыков самоанализа и рефлексии. |
Коррекция осуществляется за счет эксплуатации времени, а не поиска нового решения проблемы. | Контроль и коррекция образовательного процесса осуществляется с учетом достигнутых общих результатов. | Контроль и коррекция образовательного процесса осуществляется в зависимости от степени решения проблемной ситуации и индивидуальных достижений детей. | |
Результат образовательной деятельности | Педагог дает обобщенную оценку работе детей на занятии и достигнутых ими результатов. | Педагог дает конкретизированную оценку деятельности детей. | Педагог дает конкретизированную оценку, способствует формированию самооценки. |
Материал усвоен детьми фрагментарно и /или только отдельной группой воспитанников. Вместе с тем педагог реализован все поставленные перед собой задачи. Но запланированные результаты освоения детьми образовательного материала реализованы в процессе образовательной деятельности не в полном объеме. | Цели и задачи НОД достигнуты, основной материал освоен детьми в достаточном объеме. Формулировка цели совпадает с его содержательной реализацией. Педагог создал соответствующие условия, обеспечивающие качественное усвоение нового знания воспитанниками в рамках темы. | Поставленные цели и задачи НОД, их содержательная реализация и результативность представляют собой целостный процесс, обеспечивающий усвоение нового знания на качественном уровне. Воспитанники получили стимул к дальнейшей самостоятельной познавательной деятельности. | |
Воспитывающий потенциал реализован не в полной мере. | Закреплен позитивный воспитывающий эффект. | Закреплен позитивный воспитывающий эффект. | |
Итоги подводит педагог, присутствует «искусственная ситуация успеха». | Подведение итогов носит дифференцированный характер (педагог привлекает детей к рефлексии). | Педагог организовал рефлексию результатов деятельности с разных точек зрения: качество усвоения новых знаний, качество выполненной работы, эмоционального состояния, обсуждение особенностей индивидуальной и совместной работы. |
Матрица разработана на основании:
1.ФГОС ДО;
2.Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой. – СПб.; Питер, 2014
3.Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров / Н.А.Виноградова, Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева; под общ.ред.Н.В.Микляевой. – М.: издательство Юрайт, 2012.
Матричная таблица анализа непосредственно образовательной деятельности
Порядковый номер посещённого НОД | |||
Дата | |||
Группа | |||
Образовательная область (НОД) | |||
Тема | |||
Параметры наблюдения | Оценка педагога | Оценка эксперта | Примечание |
Организация начала НОД, постановка образовательных задач, в том числе, частных и промежуточных | |||
Организация предметно-развивающей среды НОД | |||
Логика построения НОД, обоснованное соотношение его частей | |||
Создание познавательно-игровой атмосферы НОД, стимулирование развития познавательной активности. | |||
Формирование мотивации и развитие предпосылок детской инициативы к решению проблемной ситуации | |||
Реализация воспитательного потенциала НОД | |||
Реализация личностно-ориентированного подхода в организации НОД | |||
Роль педагога; стиль общения, взаимодействия, сотрудничества | |||
Контроль и коррекция деятельности воспитанников в ходе НОД | |||
Совпадение поставленных целей и задач НОД и их содержательной реализации; результативность подведения итогов | |||
Средний балл/уровень проведения НОД | |||
Фамилия эксперта/должность |
Воспитатель________________________________________________ учебный год_________________
1 балл -репродуктивный уровень
2 балла -активный уровень
3 балла –интерактивный уровень
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АНАЛИЗ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ранний возраст)
для проведения проверки в группе раннего возраста "Анализ НОД" ...
Анализ непосредственно образовательной деятельности
Воспитательно-образовательное значение непосредственно образовательной деятельности определяется правильным отбором программного содержания, хорошей организацией, подготовкой воспитателя, наличием соо...
Анализ непосредственно-образовательной деятельности
Анализ НООД...
Анализ непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми Тема занятия: «Такая разная бумага.»
Анализ непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми Тема занятия: «Такая разная бумага.»...
Карта анализа непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром
Методическая работа в ДОО...
Анализ непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию. «Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса» во 2 младшей группе (возраст детей 3-4 года).
Анализ НОД по итогам его проведения....
Карта анализа непосредственно образовательной деятельности по звуковой культуре речи
Карта использовалась при проведении тематического контроля «Формирование звуковой культуры речи в группах общеразвивающей направленности» ...