Модель методической службы в ДОУ
материал по теме
Важное условие успешной деятельности методической службы ДОУ – правильный выбор ее модели в зависимости от целей, задач и подходов, на основе которых она создается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Модель методической службы в ДОУ | 80.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель методической службы ДОУ
1. Основные задачи
1. Исследование образовательных потребностей социума.
2. Анализ состояния учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении (структурном подразделении).
3. Предоставление педагогическим работникам необходимой информации по основным направлениям развития образования, о программах, новых педагогических технологиях, учебно-методической литературе по проблемам обучения и воспитания детей.
4. Обеспечение высокого качества учебно-воспитательного процесса путем внедрения программ нового поколения, новых педагогических технологий обучения и воспитания.
5. Выявление, изучение и оценка результативности педагогического опыта в образовательном учреждении. Обобщение и распространение передового педагогического опыта.
6. Прогнозирование, планирование и работа по повышению квалификации педагогических работников и руководителей образовательных учреждений, а также оказание им организационно-методической помощи в системе непрерывного образования, осуществление непрерывной связи с институтами повышения квалификации.
7. Оказание поддержки педагогическим работникам и руководителям образовательного учреждения в инновационной деятельности, организации и проведении опытно-экспериментальной работы, экспертной оценке авторских программ, пособий, учебных планов, помощь в подготовке работников образования к аттестации.
8. Осуществление в установленном порядке редакционно-издательской деятельности.
9. Организация совместной работы с научно-исследовательскими лабораториями, методическими центрами и вузами при проведении опытно-экспериментальной
2. Основные направления деятельности.
К основным направлениям деятельности Методической службы относятся:
2.1. Аналитическая деятельность:
- мониторинг профессиональных и информационных потребностей работников системы образования;
- создание базы данных о педагогических работниках образовательных учреждений района (города округа);
- изучение и анализ состояния и результатов методической работы в образовательных учреждениях, определение направлений ее совершенствования;
- выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе;
- сбор и обработка информации о результатах учебно-воспитательной работы образовательных учреждений района (города, округа);
- изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
2.2. Информационная деятельность:
- формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.);
- ознакомление педагогических работников с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях;
- ознакомление педагогических и руководящих работников образовательных учреждений с опытом инновационной деятельности образовательных учреждений и педагогов;
- информирование педагогических работников образовательных учреждений о новых направлениях в развитии дошкольного, общего, специального образования и дополнительного образования детей, о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных, локальных актах;
- создание медиатеки современных учебно-методических материалов, осуществление информационно-библиографической деятельности.
2.3. Организационно-методическая деятельность:
- изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи: молодым специалистам, педагогическим и руководящим работникам в период подготовки к аттестации, в межаттестационный и межкурсовой периоды;
- прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования;
- организация работы районных, городских методических объединений педагогических работников образовательных учреждений;
- организация сети методических объединений педагогических работников образовательных учреждений;
- участие в разработке содержания регионального (национально-регионального) компонента, компонента образовательного учреждения образовательных стандартов, элективных курсов для предпрофильной подготовки обучающихся общеобразовательных учреждений;
- участие в разработке программ развития образовательных учреждений;
- организация методического сопровождения профильного обучения в общеобразовательных учреждениях;
- методическое сопровождение подготовки педагогических работников к проведению единого государственного экзамена;
- обеспечение комплектования фондов учебников, учебно-методической литературы образовательных учреждений;
- определение опорных (базовых) школ, дошкольных учреждений, школ педагогического опыта для проведения семинаров-практикумов и других мероприятий с руководящими и педагогическими работниками образовательных учреждений;
- подготовка и проведение научно-практических конференций, педагогических чтений, конкурсов профессионального педагогического мастерства работников образовательных учреждений;
- организация и проведение фестивалей, конкурсов, предметных олимпиад, конференций обучающихся образовательных учреждений;
- взаимодействие и координация методической деятельности с соответствующими подразделениями органов управления образованием и учреждений дополнительного профессионального (педагогического) образования.
2.4. Консультационная деятельность:
- организация консультационной работы для педагогических работников муниципальных образовательных учреждений;
- организация консультационной работы для педагогических работников, ведущих в сельских общеобразовательных учреждениях преподавание двух-трех и более предметов;
- организация консультационной работы для педагогических и руководящих работников специальных (коррекционных) образовательных учреждений;
- популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических и психологических исследований;
- консультирование педагогических работников образовательных учреждений и родителей по вопросам обучения и воспитания детей.
3. Функции органа самоуправления
Информационная функция методической службы
Информационная функция направлена на сбор и обработку информации по проблемам методической работы, на выявление и создание банков данных по актуальным вопросам деятельности учреждения дополнительного образования детей.
В современных условиях возрастает потребность руководителей учреждений, методистов и педагогов в информации. Руководители методической службы должны иметь информацию о состоянии и развитии тех процессов, за которые они отвечают и на которые призваны оказывать воздействие. Это ведущее требование при формировании системы информационного обеспечения.
Для учреждений образования, где система информационного обеспечения не совершенна, целью будет организация информационного обеспечения; там же, где такая система функционирует нормально, целью будет ее модернизация с использованием современной электронной техники.
К отбору информации важно предъявлять следующие требования: актуальность; насыщенность; предельная конкретность; объективность.
Информация может быть разделена на два блока: Внешняя информация
Внутренняя информация
1. директивные и нормативные документы;
2. общественно-политическая информация (пресса) и т.п.;
3. научно-педагогическая информация и т.п.
о работе с педагогическими кадрами о качестве преподавания; о внешних связях учреждения;о качестве обучения по программам;о состоянии программно-методического обеспечения;о материально-технической базе
Условно информацию можно разделить на две группы:
· Оперативная (включает в себя данные, необходимые для того, чтобы оценить работу учреждения за небольшой срок (день, месяц) и оперативно решить наметившиеся проблемы);
· Стратегическая (включает в себя данные об итогах учебного года, о реализации программы развития и перспективах развития учреждения).
Для создания целостной системы информационной деятельности в учреждении необходимо определить содержание информации, ее объем, источники, сформировать потоки информации и вывести их на соответствующие уровни потребления (административно-управленческий — директор, заместители директора, руководители структурных подразделений; педагогический — методисты, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования). Далее определить, в какой форме и где эта информация будет доводиться до сведения педагогов, храниться и использоваться (информационный банк и т.д.).
Новейшими средствами информационного обеспечения в настоящее время становятся медиатеки. При наличии соответствующей материально-технической базы идеальным вариантом было бы создание АИС (автоматизированной информационной системы) как в самом учреждении, так и на уровне округа, города, региона.
Аналитическая функция методической службы
Аналитическая функция направлена на изучение фактического состояния методической деятельности и обоснованности применения способов, средств, воздействий по достижению целей, на объективную оценку полученных результатов и выработку регулирующих механизмов по переводу исследуемой системы в новое состояние.
При организации информационно-аналитической деятельности необходимо соблюдение ряда принципов:
- индивидуализации получаемой информации о продвижении личности по образовательной траектории и достижению ею определенных этапов в соответствии с индивидуальными возможностями;
- полноты и интегрального анализа информации;
- открытости проводимых измерений образовательного процесса и особенностей его субъектов; непрерывности и динамичности получения анализа информации и действенности его использования;
- экономичности используемой информации.
Этапы осуществления проблемно-ориентированного анализа.
1. Педагогический анализ информации — это выявление факторов и условий, положительно или отрицательно влияющих на образовательный процесс.
Основные этапы деятельности руководителя методической службы по анализу достигнутых результатов могут быть представлены в следующей последовательности:
определение предмета анализа (сбор информации, классификация ее по блокам, определение цели анализа собранной информации, оценка информации с количественных и качественных позиций);
структурно-функциональное описание предмета анализа;
- анализ причинно-следственных связей (явление — причина — условие — результат);
- установление факта достижения цели, подготовка итоговых материалов.
В процессе анализа должны быть получены ответы на вопросы:
- является ли результат на выходе положительным; если нет, то почему;
- какие факторы препятствуют достижению более высоких результатов;
- что нужно изменить в содержании и технологиях учебно-воспитательного процесса, его организации, кадровом потенциале, материально-технической базе и др. условиях, чтобы достигнуть поставленной цели.
Схема проблемно-ориентированного анализа Условия Направление анализа
Реализация этой схемы предусматривает три этапа анализа:
1. анализ результатов;
2. анализ учебно-воспитательного процесса;
3. анализ условий.
Анализ результатов. Необходимо оценить достигнутые результаты с помощью количественных и качественных показателей; учесть изменения в социальном заказе и на основании этого сформировать образ желаемого результата, сравнить его с имеющимся и сделать соответствующие выводы.
Анализ учебно-воспитательного процесса. Необходимо понять причины того, что полученные результаты в действительности не соответствуют желаемым.
На выходе этого этапа должны быть сделаны следующие выводы двух типов:
- отсутствие на сегодняшний день необходимых мер (например, требуется создание методических рекомендаций по освоению новых образовательных, досуговых, оздоровительных и т.д. программ);
- что делается не так, как нужно (например, в некоторых программах оставляет желать лучшего содержание, в отдельных случаях методика преподавания не обеспечивает удовлетворительного уровня ЗУН (знания, умения, навыки), между определенными программами должны быть установлены необходимые, но в данный момент отсутствующие связи).
Анализ условий. Необходимо детально изучить препятствия, которые могут появиться на пути изменения содержания, технологии и организации учебно-воспитательного процесса (например, желание руководства ввести новые направления деятельности может сталкиваться с отсутствием нужных преподавателей, соответствующего программно-методического обеспечения и материально-технической базы).
Кроме того, причиной выявленных недостатков может стать недостаточная квалификация некоторых педагогов, нежелание отдельных работников осваивать новые технологии, низкая информированность о новых программах и методиках, слабая заинтересованность педагогов в конечных результатах своего труда и повышении квалификации.
По признаку «субъект анализа» – можно выделить следующие уровни:
I уровень. Анализ своей методической деятельности ведет сам педагог (управленец, методист). Этот анализ лежит в основе самообразования.
II уровень. Анализ методической деятельности педагога ведет специалист — более опытный коллега, наставник, руководитель методического объединения, завуч, методист и т.п. Основанием для привлечения специалиста может быть как личная просьба педагога, так и низкие результаты его работы или работы управленца, методиста, выявленные в ходе контроля.
III уровень. Анализ методической деятельности группы педагогов (управленцев, методистов и т.д.) с целью выявления общих затруднений и их причин осуществляется посредством работы в творческих группах, методических объединениях, проблемных семинарах и т.п.
IV уровень. Анализ методической деятельности педагогических коллективов с целью выявления общих преобладающих проблем и их причин ведется с помощью аналитических групп учреждения дополнительного образования детей, окружных методических центров, институтов повышения квалификации.
Планово-прогностическая функция методической службы
Планово-прогностическая функция является основой деятельности методической службы. Она направлена на выбор как идеальных, так и реальных целей и разработку программ их достижения.
Качество методической деятельности зависит от точности ее планирования и прогнозирования.
Назовем следующие объекты прогнозирования:
- социально-экономические условия внешней среды и ее будущего влияния на учреждение дополнительного образования детей через социальный заказ или тенденции изменения ситуации в обществе и образовании для корректировки стратегии развития учреждения;
- будущие возможности учреждения дополнительного образования детей, как то: материально-техническое и программно-методическое обеспечение; реализация образовательных программ; величина и возрастная структура контингента обучающихся; средства перехода на новые педагогические технологии учебно-воспитательного процесса и т.д.;
- ожидаемые результаты, которые будут достигнуты в случае предполагаемых нововведений, иначе говоря, последствия инновационных процессов;
- последствия конкретных управленческих решений;
результативность опытно-экспериментальной работы.
Однако следует отметить, что прогностические изыскания в практике работы образовательных учреждений находятся пока еще на стадии становления. Педагогическая практика нуждается в выработке теории прогноза, включающей в себя обоснованность самой процессуальной стороны разработки прогнозов, а также ведущие методы и приемы получения опережающей информации о состоянии образовательного учреждения как системы.
Системный подход к прогнозированию и планированию обеспечивает сочетание перспективного прогнозирования и текущего планирования.
Планирование — это предвидение и проектирование конечного результата вместе с выбором средств его достижения (И.И. Буева). Целью планирования является модель деятельности на заданный срок (год, месяц, неделя, день).
Планирование методической деятельности учреждения дополнительного образования детей помогает целенаправленно решать задачи, поставленные перед педагогическим коллективом, добиваться намеченных целей в организации методической деятельности
План представляет собой модель содержания деятельности участников образовательного процесса, направленную на достижение намеченных целей. Разработать план — значит определить основные направления, виды и формы деятельности по достижению поставленной цели.
План, как правило, состоит из трех частей: анализа итогов работы; целей и задач на новый период; системы мероприятий по достижению намеченных целей.
При разработке плана методической деятельности необходимо соблюдать следующие условия:
- четкое определение целей и задач, которые предстоит решить за конкретный период; учет уровня и состояния методической службы учреждения; выбор путей и средств деятельности.
При составлении плана методической деятельности необходимо руководствоваться следующими принципами, отражающими основополагающие идеи и определяющими характер деятельности учреждения:
- принцип научности (определение конкретности, реальности плана; учет социально-экономических законов общества и уровня развития науки);
- принцип оптимальности (учет реальных возможностей);
- принцип целенаправленности (ориентация плана на претворение целей и задач в жизнь);
- принцип перспективности (постановка целей и задач на несколько лет вперед); принцип учета специфики учреждения и педагогического коллектива.
Процесс планирования состоит из следующих этапов:
I этап — анализ методической деятельности за прошедший период, включая выявление проблем (неудовлетворительные результаты деятельности), поиск причин возникновения проблем, определение направлений преобразований.
II этап — постановка целей и задач.
Цель — образ желаемого результата, который можно достичь за определенный срок. Цель раскладывается на конкретные задачи — конкретные результаты, которые предполагается получить при реализации того или иного направления деятельности.
III этап — определение разделов плана по направлениям деятельности и их коллективное обсуждение.
IV этап — рассмотрение проекта плана и определение сроков исполнения и ответственных.
V этап — утверждение плана на педагогическом совете.
Одним из путей совершенствования методической деятельности является программно-целевое планирование, которое составляется под реализацию выявленных проблем и предполагает конкретизировать задачи повышения квалификации кадров, выбрать формы организации занятий, обеспечить единство в работе всех структур методической службы.
Проектировочная функция методической службы
Проектировочная функция направлена на разработку содержания и создание различных проектов деятельности учреждения я, которое включает:
- программы развития учреждения дополнительного образования детей и других стратегических документов (Устава и т.д.);
- программы образовательные, досуговые, оздоровительные, реабилитационные и др. и технологии их реализаций
- нормативные документы, обеспечивающие функционирование учреждения дополнительного образования детей;
- методические документы, обеспечивающие образовательный, досуговый, инновационный, исследовательский, экспериментальный, организационный виды деятельности;
- технологии осуществления процедур инновационной деятельности
- наиболее продуктивные методы и приемы обучения.
4. Содержание методической работы (по П.И. Третьякову, К.Ю. Белой)
5. Структура методической службы ДОУ
Структура методической службы нашего детского сада позволяет рационально распределять функциональные обязанности педагогов, максимально использовать их сильные стороны, предотвращать конфликты, стимулировать четкое выполнение обязанностей каждым субъектом.
Методический совет – профессиональное объединение педагогов, которое создается для решения исследовательских задач, проектного решения конкретной, большой по значимости и объему методической задачи. Он формируется из опытных педагогов высокой квалификации, способных к творческой работе и возглавляет методическую службу.
Постоянная творческая группа педагогов – добровольное профессиональное объединение педагогов, заинтересованных во взаимном творчестве, изучении, разработке, обобщении материалов по заявленной тематике с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой темы для непосредственной работы с детьми. Руководит группой воспитатель высшей категории.
Временные исследовательские, проектные микрогруппы – добровольное профессиональное объединение педагогов. Созданы для решения конкретной кратковременной творческой проблемы (например, подготовка к педагогическому совету, семинару и т. д.).
Также структурными компонентами методической службы дошкольного учреждения являются аттестационная комиссия ДОУ и психолого-медико-педагогическая комиссия.
6. Осуществление контроля
Организационная структура методической деятельности.
№ п/п | Функция методической службы | Направления деятельности | Кто реализует (лица и органы само- и соуправления) | Виды деятельности |
Информационная (поиск, сбор, обработка информации, создание банка данных) |
| Методический совет, Администрация ОУ, УДО, родители, учащиеся, УО, ИМЦ, источники интернет (пед.форумы) | Распространение информации, организация семинаро методических советов, конференций, круглых столов, мастер-классов, участие в вебинарах,форумах, выставках, обновление информации на официальном сайте ОУ. | |
Контрольно-диагностическая (изучение соответствия функционирования и развития методической деятельности учреждения) | Контроль образовательного процесса (оперативный, тематический, итоговый) Оценивание качества учебно-воспитательного процесса, предметно-развивающей среды. | Административные и педагогические работники | Анкетирование Посещение занятий наблюдение | |
Аналитическая (фактическое состояние методической деятельности и обоснованности применения средств, методов и т.д.) |
| Департамент образования, управление образования, ОУ, педагоги, родительская общественность | Участие в работе творческих групп, конкурсах различных уровней, семинарах, курсах; Проведение презентаций, конкурсов, мастер-классов, мониторингов; Создание сайтов, ИКТ альбомов, диагностических карт. | |
Планово прогностическая (выбор целей и разработка программ их достижения) | Анализ работы ОУ прошлого года Анкетирование педагогов, родителей Изучение запросов родителей | Методическая служба Творческая группа | Мониторинг, разработка программ, педагогические конференции, педагогические советы, форумы, круглые столы с привлечением экспертов в определённой области | |
Проектировочная (разработка содержания и создание различных проектов деятельности в ОУ) | Обновление программного обеспечения. Проведение конкурсов, семинаров. Внедрение педагогического опыта | Творческие группы. Методические объединения. Родительская общественность | - проведение конкурсов - создание проектов - обобщение опыта | |
Организационно-координирующая (создание работы структур, распределение функционала) | Научно-методическая организация. Система внедрения связи между специалистами по повышению квалификации педагогов | Творческая группа Методический центр Администрация учреждения | Заседания творческой группы, экспертного совета, совета учреждения, педагогический аукцион. | |
Обучающая (повышение профессионального и личностного уровня | Создание условий для самообразования. Организация работы по повышению квалификации. Ознакомление педагогического коллектива с достижениями педагогической науки и практики. Руководство работой М/О, методического совета и т.д. Изучение уровня профессиональной подготовки | Заместитель директора Методический совет Методические объединения Проблемно-творческие группы | Создание М/О, проблемных групп, творческие мастерские и отчёты, открытые уроки, конкурсы, заключение договоров, заседания методического совета. Организация наставничества. Создание системы стимулирования повышения квалификации. Организация курсов на базе школы, педагогические советы, публикации |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель маркетинговой службы МБДОУ
Переходим на новые горизонты образования.... ...
Модель методической службы дошкольного образовательного учреждения
Раскрыты особенности организации методической службы ДОУ на современном этапе развития дошкольного образования...
"Модель методической службы ДОУ, работающей в инновационном режиме, в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"
Педагогический проект, целью которого является создание системы методического сопровождения инновационной деятельности в дошкольном учреждении в условиях реализации ФГОС дошкольного образов...
"Проектирование модели методической службы в ДОУ"
Существующая модель методической службы образовательного учреждении малоэффективна, а существующая структура методической службы не решает всех потребностей, которые возникали в работе педагогических ...
АДАПТИВНАЯ МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ФГОС ДОО
ОПЫТ РАБОТЫ, ДОКЛАД ДЛЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ...
Модель методической службы
Методическая служба направлена на обновление содержания образования, повышениепрофессиональной компетентности педагогов, своевременное оказание им методической помощи...
модель психологической службы МБДОУ № 9
Взаимосвязь узких специалистов детского сада и учреждений города в работе с детьми...