Модель методической службы дошкольного образовательного учреждения
методическая разработка по теме

Новоселова Светлана Викторовна

Раскрыты особенности организации методической службы ДОУ на современном этапе развития дошкольного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_metodicheskoy_sluzhby_dou.docx34.14 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования «Повышения квалификации» специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации»

и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Кафедра дошкольного образования

Модель методической службы дошкольного образовательного учреждения

Реферат

                                   Исполнитель

                                                                       Новоселова Светлана Викторовна,

                                                             заместитель заведующего по              

                                                                                воспитательной и методической работе

                                                                                    МБДОУ «Детский сад комбинированного

                                                                                вида №17 «Улыбка» города Гурьевска»

                                   Консультант

                                                             Асанова Татьяна Алексеевна,

                                                                   старший преподаватель кафедры

                                                       дошкольного образования

Кемерово

2012

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3

Методическая служба: цели, задачи, подходы ..………..…………………….4

Содержание деятельности методической службы ……………………………7

Организационная структура методической службы………………………..12

Документационное обеспечение………………………………………………13

Литература ……………………………………………………………………...14

Введение

Современная система дошкольного образования характеризуется разнообразием видов дошкольных образовательных учреждений, расширением спектра применяемых педагогических технологий, широким распространением инновационной и экспериментальной деятельности. В таких условиях требуется обновление управления педагогическими кадрами, которое должно иметь стимулирующий, развивающий и демократический характер. А это в свою очередь предполагает изменение управления методической работой в дошкольном образовательном учреждении.

Методическая работа с педагогическими кадрами в дошкольном образовательном учреждении выступает как средство научного управления целостным педагогическим процессом, повышения профессиональной квалификации воспитателей и развития их творческой активности.

Важной составляющей управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательно учреждения является методическая работа, непосредственным организатором которой является старший воспитатель  или заместитель руководителя по воспитательной и методической работе.

Организатор методической работы и специалисты, осуществляющие функции, связанные с методической работой, объединяются в методическую службу дошкольного образовательного учреждения. Методическая служба направлена на обновление содержания образования, повышение профессиональной компетентности педагогов на уровне современных требований, своевременное оказание им методической помощи.

Методическая служба: цели, задачи, подходы

Ориентируясь на гуманизацию целенаправленного процесса воспитания и обучения детей в соответствии с Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», методическая служба призвана обеспечить:

  1. достижение воспитанниками дошкольного учреждения установленных государством образовательных стандартов;
  2. построение образовательного стандарта на основе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободе человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; воспитание ответственности за свое здоровье, формирование основ здорового образа жизни;
  3. адаптацию ДОУ к социальному заказу и особенностям развития воспитанников;
  4. светскость образования.

Целью методической службы является  создание в образовательном учреждении организационно-педагогических условий для выполнения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, осуществления непрерывного образования педагогов, развития их творческого потенциала.

Основные задачи методической службы:

  1. оказание методической поддержки и необходимой помощи участникам педагогического процесса (педагогам, родителям (законным представителям) воспитанников и др.) по вопросам воспитания, обучения и развития детей;
  2. выявление, изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта;
  3. обеспечение педагогических работников необходимой информацией об основных направлениях развития дошкольного образования, современных требованиях к организации педагогического процесса, учебно-методической литературе по проблемам обучения, воспитания и развития воспитанников;
  4. определение содержания предметно-развивающей среды и учебно-методического оснащения основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
  5. организация педагогического мониторинга.

Методическая работа основывается на основных методологических подходах к управлению: системном, функциональном, ситуационном, исследовательском, дифференцированном и др.

Системный подход предполагает взаимосвязь отдельных форм методической работы между собой, поступательность движения в формировании профессиональных знаний, умений, навыков педагогов, опору на предшествующий опыт. Объединяя формы и методы работы с кадрами в единую систему, необходимо учитывать их оптимальное сочетание между собой. Структура методической работы для каждого дошкольного учреждения будет разной, неповторимой. Эта неповторимость объясняется  конкретными для данного учреждения как организационно-педагогическими, так и морально-психологическими условиями в коллективе, что лежит в основе ситуационного подхода.

Функциональный (процессный) подход определяет, что организация методической работы строится на основе управленческого цикла: ее цель определяется на основе сбора информации (педагогический анализ), формы, методы, средства  обучения отвечают потребностям  и особенностям всей системы, а также субъектов обучения, необходимым условием является результативность работы, контроль достижения поставленной цели, педагогический анализ и постановка новой цели.

Дифференцированный подход предполагает целенаправленное педагогическое воздействие на группы педагогов, которые выделяются руководителем по сходным индивидуальным, личностным качествам.

Исследовательский подход предусматривает построение методической работы на диагностической основе, следуя логике построения исследовательской деятельности (констатация, формирование, обсуждение результата).

Важным условием успешной деятельности методической службы дошкольного образовательного учреждения  является правильный выбор ее модели в зависимости от целей, задач и подходов, на основе которых она создается.

Содержание деятельности методической службы

Принципами построения методической службы являются:

  1. нормативность;
  2. научная обоснованность;
  3. системность, целостность, согласованность всех звеньев;
  4. адаптивность;
  5. открытость;
  6. мобильность;
  7. прагматичность;
  8. оптимальность;
  9. эффективность.

Функции методической службы:

  1. аналитическая;
  2. информационная;
  3. организационно-методическая,
  4. консультационная и образовательная,
  5. научно-методическая,
  6. экспертная;
  7. информатизация системы дошкольного образования (включение в единое информационное пространство).

Выделяются два основных направления работы методической службы:

  1. деятельность по управлению педагогическим процессом;
  2. методическое обеспечение педагогического процесса.

Первое направление связано с реализацией основных функций управления:

  1. Организация системы сбора, обработки, анализа, доведения до сведения педагогов информации (внешней и внутренней), необходимой для организации педагогического процесса; формирование банка данных о развитии профессиональных компетенций педагогов, передовом педагогическом опыте, новых педагогических технологиях, ходе реализации образовательной программы  и т.д.;
  2. Участие в определении перспективных и текущих целей, задач, на диагностической основе уточнение направлений методической работы, использование дифференцированного подхода в работе с педагогами, обеспечение условий для ознакомления с передовым педагогическим опытом, проявления инициативы и творчества;
  3. Прогнозирование развития педагогического процесса, предметно-развивающей среды, педагогического коллектива, помощь в выстраивании индивидуальной образовательной траектории педагогов;
  4.  Участие в разработке программы развития ДОУ,  создании образовательной программы, годового плана, перспективного и текущего плана повышения квалификации педагогов;
  5. Обеспечение условий для выполнения образовательной программы, годового плана, программы развития ДОУ;
  6. Участие в расстановке педагогических кадров, в разработке должностных инструкций;
  7. Организация форм методической работы, взаимодействия всех участников педагогического процесса, временных творческих коллективов. Сопровождение аттестации педагогов. Подготовка вопросов для обсуждения на педагогическом совете, создание условий для выполнения его решений. Установление связей и сотрудничества с муниципальной методической службой,  другими социальными институтами;
  8. Организация педагогической диагностики участников образовательного процесса, педагогический мониторинг, контроль реализации образовательной программы, экспертная оценка качества воспитательно-образовательной работы, состояния предметно-развивающей среды;
  9. Обеспечение оперативной помощи педагогам, инструктирование, консультирование;
  10. Создание условий для открытости содержания работы образовательного учреждения для социума (через Интернет, кабельное телевидение, местную периодическую печать и др.).

Второе направление предполагает конкретную деятельность, обеспечивающую условия для реализации педагогического процесса на качественном уровне, выполнения образовательной программы дошкольного образования совместными усилиями всех участников педагогического процесса:

  1. Повышение квалификации педагогов;
  2. Работа методического кабинета;
  3. Работа с педагогическим опытом;
  4. Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников;
  5. Преемственность в работе воспитателей и учителей начальной школы;
  6. Направление педагогов на  повышение квалификации в различных формах;
  7. Создание условий и контроль успеваемости педагогов, обучающихся на курсах, семинарах, в  колледжах, вузах;
  8. Организация и контроль самообразования воспитателей;
  9. Организация работы с молодыми специалистами, воспитателями, не имеющими профильного образования;
  10. Изучение знаний воспитателями содержания образовательной программы, владение  технологиями ее реализации.
  11. Изучение представлений педагогов о состоянии и перспективных направлениях развития системы дошкольного образования, новинках методической литературы и др.;
  12. Установление связи с методическими службами на муниципальном, региональном уровнях;
  13. Организация сотрудничества с другими социальными институтами.

В условиях видового разнообразия дошкольных образовательных учреждений, состав методической службы определяется в зависимости от наличия в штатном расписании тех или иных должностей работников, в обязанности которых входят методические функции. При организации деятельности дошкольных групп в составе образовательных учреждений разных типов структура методической службы может  объединять работников нескольких учреждений или функции методической службы образовательного учреждения могут полностью делегироваться методической службе муниципалитета.

Эффективность деятельности методической службы оценивается в трех направлениях: для ребенка, родителей, педагогов. Критерии эффективности работы:

Эффективность для ребенка:

  1. положительная динамика качества обучения и воспитания;
  2. отсутствие отрицательной динамики в состоянии здоровья воспитанников;
  3. дифференцированный подход к каждому ребенку;

Эффективность для родителя:

  1. положительная оценка деятельности ДОУ, педагогов со стороны родителей;
  2. готовность и желание родителей помогать ДОУ;
  3. высокая степень информированности о состоянии дел в ДОУ среди родителей;

Эффективность для педагога:

  1. положительный психологический климат в коллективе;
  2. заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
  3. удовлетворенность педагогов собственной деятельностью;
  4. качественно организованная система повышения квалификации;
  5. высокий уровень профессиональной деятельности.

Методическая служба является связующим звеном между педагогическим коллективом, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом, содействующим становлению, развитию и реализации профессиональной культуры педагогов, развитию их личностного потенциала.

Непосредственное взаимодействие методическая служба осуществляет с психологической, медицинской службами, другими подразделениями, органами самоуправления образовательного учреждения. Методическая служба учреждения работает в тесной взаимосвязи с муниципальной методической службой, образовательными учреждениями дополнительного педагогического образования (повышения квалификации), средними и высшими профессиональными образовательными учреждениями, другими организациями, деятельность которых связана с разнообразными проблемами дошкольного детства, с учреждениями культуры и спорта, разнообразными общественными проектами.

Организационная структура методической службы

Организационная структура методической службы может быть линейной, линейно-функциональной, матричной.

Для линейной структуры характерно наличие двух или более иерархических уровней управления, на каждом из которых руководителю подчиняется группа сотрудников. Отношения между руководителем и подчиненными строятся по принципу единоначалия. Руководители наделяются полномочиями решать любые вопросы, возникающие в деятельности подчиненной ему группы.

В линейно-функциональной организационной структуре управления наряду с иерархией линейного руководства существуют функциональные подразделения, которые специализируются на выполнении определенных видов управленческих действий и которые могут принимать решения относительно ограниченного круга специальных вопросов.

 Организационная структура матричного типа может возникать при одновременной реализации многих проектов. Один и тот же сотрудник может одновременно входить в разные проектные, творческие группы и подчиняться нескольким руководителям проектов,  не имеющих административных полномочий. Создание матричной структуры позволяет существенно повысить гибкость управления. Структуры этого типа предъявляют высокие требования к профессионализму руководителя и зрелости коллектива.

От типа организационной структуры методической службы зависит ее эффективность.

Документационное обеспечение

Как у любого подразделения, деятельность методической службы регулируется соответствующими документами, имеющими характер локальных нормативных актов, создаваемых на основе существующей нормативно-правовой базы. К рекомендуемой документации методической службы можно отнести:

  1. Локальный акт, созданный на основе Типовых рекомендаций об организации и содержании деятельности методической службы образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
  2. Циклограмма работы педагогов, отражающая осуществление ими методических функций.
  3. Банк данных о педагогических работниках.
  4. Годовой план работы.
  5. Тематический план методических мероприятий на месяц.
  6. Тетрадь посещений групп.
  7. Справки тематического контроля.
  8. Перспективный план повышения квалификации и аттестации педагогов.
  9. Результаты педагогических мониторингов.
  10. Журнал учета индивидуальных и групповых консультаций и выдачи методической литературы и пособий.
  11. Протоколы методических мероприятий.

Литература

1.        Афтенюк Н. Н. Проблема управления методической работой в дошкольном    образовательном учреждении в современной теории и практике [Текст] / Н. Н. Афтенюк // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.).  — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 77-79.

2.        Маханева, М. Д. Управление развитием ДОУ. Проблемы, планирование, перспективы [Текст] / М. Д. Маханева. – М. : Сфера, 2006. – 128 с. –    (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

3.        Микляева, Н. В. Программа развития и образовательная программа ДОУ: технология составления, концепция [Текст] / Н. В. Микляева. – 4-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 144 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

4.        Проектирование развития ДОУ [Текст] : методическое пособие / С. В. Кузнецова  и др. – М. : Сфера, 2009. – 112 с. – (Библиотека руководителя ДОУ).

5.        Штро, О. В. Из опыта организации взаимодействия дошкольных образовательных учреждений [Текст] / О. В. Штро // Методист. – 2010. – № 8. – С. 66-67.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование инновационных форм в методической работе дошкольного образовательного учреждения как фактор повышения педагогической компетенции педагогов»

Статья посвящена вопросам созданию модели организации методической работы,  способствующей не только повышению профессионального мастерства и личностному росту каждого педагога, но и ...

Методическая служба дошкольного образовательного учреждения как необходимое условие повышения профессионального мастерства педагогов

О роли методической службы в создании организационно – педагогических условий для осуществления непрерывного образования педагогов, повышения их профессиональной квалификации, развития и реализац...

Система методической поддержки дошкольных образовательных учреждений Южного округа

Курсовая работа на тему "Система методической поддержки педагогов дошкольных образовательных учреждений"...

Статья "Модель социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и семьи рамках ФГОС ДО".

Социальное партнерство – тип социального взаимодействия, ориентирующий участников на равноправное сотрудничество, поиск согласия и оптимизацию отношений....

Системная работа психологической службы дошкольного образовательного учреждения по профилактике профессионального выгорания педагогов, работающих с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

В статье рассматриваются вопросы готовности педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях дошкольной организации и путях профилактики эмоционального выгорания....

Эффективная работа психологической службы дошкольного образовательного учреждения как условие психологической стабильности детей, сотрудников и родителей

В статье освещены практические методы работы психологической службы дошкольного образовательного учреждения со всеми участниками образо-вательного процесса от периода раннего детства до предшкольного ...

Понятие «модель», виды моделей, используемых в дошкольных образовательных учреждениях.

Данное понятие довольно обширное, имеет несколько трактовок, объяснений. Однако, существует то, которое больше других используется в практике дошкольных образовательных учреждений. «Модель &nda...