Организация работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на основе здоровьесберегающих педагогических технологий в условиях реализации ФГОС ДО
проект (старшая группа) на тему
Организация работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на основе здоровьесберегающих педагогических технологий в условиях
реализации ФГОС ДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_raboty_po_nravstvennomu_vospitaniyu.docx | 29.97 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на основе здоровьесберегающих педагогических технологий в условиях
реализации ФГОС ДО»
Мурзакаева Ирина Михайловна
Россия, г. Нижний Новгород
e-mail: mdoysad303@mail.ru
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта | Социокультурный проект по направлению социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе здоровьесберегающих педагогических технологий» |
Основание для разработки проекта | Формирование и сохранение духовно-нравственного здоровья детей в условиях организации работы в дошкольном учреждении посредством приобщения их к духовно-нравственным, нравственно-патриотическим ценностям в процессе взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и с социокультурными институтами. |
Основной разработчик проекта | Творческая группа МБДОУ № 303, заведующий Мурзакаева Ирина Михайловна, под руководством Дрягаловой Е.А.. к.п.н., лауреата Правительства РФ в области образования, доцента кафедры педагогики и психологии ГХИ ННГАСУ. |
Сроки реализации проекта | 2013-2017 г.г. |
Цель | Выявление совокупности условий и их оптимальность для взаимодействия дошкольного учреждения, учреждений социокультурной сферы и семьи по вопросам нравственно – патриотического воспитания дошкольников в микро - и макро социуме на основе здоровьесберегающих педагогических технологий; воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. |
Задачи |
|
Условия достижения целей проекта | Реализация взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников, а также с учреждениями социума для достижения цели проекта. Реализация мероприятий данного проекта. |
Предполагаемые результаты реализации проекта | 1. Создание системы взаимодействия с учреждениями социума для реализации задач нравственно – патриотическое воспитания детей дошкольного возраста на основе здоровьесберегающих педагогических технологий. 2.Внедрение научно-методических подходов к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей, к созданию образовательного пространства в ДОУ и семье на основе здоровьесберегающих педагогических технологий. 2. Воспитание детей (в результате проведенной работы): физически развитыми, эмоционально отзывчивыми, овладевшими средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками, соблюдающими элементарные общепринятые нормы и правила поведения, имеющими первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе, обладающими чувством гордости за свою Родину, за свой детский сад, семью, уважающие историю своей Родины. |
Управление и контроль за реализацией проекта | Координация деятельности участников проекта осуществляется руководителем учреждения. |
Адрес, контактный телефон | 603035,г. Нижний Новгород, ул. Баранова, д.24 Тел/факс (831) 276-82-12 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА:
- Введение
- Проблемно-ориентированный анализ.
- Цель и задачи.
- Методологические и теоретические основы.
- Взаимодействие с учреждениями социума.
- Этапы реализации проекта.
- Ожидаемые конечные результаты реализации проекта.
1.Введение.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
В связи с этим проблема нравственного - патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.
Поэтому большую работу по воспитанию у детей нравственно-патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.
2. Проблемно-ориентированный анализ.
Анализ осуществляется по нескольким направлениям, одно из них – физическое развитие. Проблема сохранения здоровья является самой актуальной на сегодняшний день.
В детском саду ведется систематическая работа по здоровьесбережению воспитанников. Задача внедрения в воспитательно-образовательную работу здоровьесберегающих технологий решалась, прежде всего, посредством повышения компетентности педагогов. Кроме того, усилия педагогического коллектива были направлены на создание условий по внедрению ЗТ в работу с детьми.
Закаливающие процедуры и мероприятия проходят с учетом состояния здоровья детей. Дети овладели навыками самооздоровления. Стали более уравновешенными и выдержанными.
Речевое развитие – одна из важных задач ДОУ. Систематическое проведение индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятий, различных дидактических игр и упражнений, заучивание стихов, использование методики ТРИЗ, занятия у логопеда, приносят результаты. Расширились знания об окружающем, дети научились делить слова на слоги, различать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие, имеют представления о словообразовании.
Суммируя оценки всех обследуемых сторон речи старших дошкольников, сделали вывод, что уровень речевой готовности детей к школе увеличился на 2,5 % по сравнению с прошлым годом.
В целом уровень речевого развития детей стабилен, что подтверждают результаты диагностики:
- высокий – 37,1 %;
- средний – 51,5 %;
- низкий – 11,4 %
Активизируя творческое мышление детей, направляя на поиск неизвестного, для овладения новыми знаниями педагоги используют в обучении проблемные ситуации. Дошкольники не только с большим желанием решают проблемы, но и самостоятельно выдвигают множество новых. Творческой группой создан банк проблемных ситуаций и вопросов по различным направлениям детской деятельности.
Анализ социально-коммуникативного развития воспитанников ДОУ
В дошкольном возрасте начинается формирование личности ребенка. Центральным личностным новообразованием дошкольного возраста является качественная перестройка мотивационной сферы. Наиболее важной составляющей социально-личностного развития является формирование личностно значимых мотивов: мотивов, связанных со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими; игровых мотивов; социальных мотивов, основанных на понимании социальных ситуаций; познавательных мотивов. Определяющую роль в социально-личностном развитии играет выстраивание иерархии мотивов. Это выводит на новый уровень произвольную регуляции эмоционально-волевой сферы.
В течение всего дошкольного детства ребенок учится управлять врожденной эмоциональностью, трансформировать ее в соответствии с требованиями социума и культуры. Социокультурная среда является источником, амплифицирующим развитие личности; совместная деятельность и общение - движущей силой. При этом предполагается, что ребенок выступает как субъект социальных отношений, прежде всего, в игровой деятельности. Она является для ребенка не только способом развития символического мышления, но и необходимой социальной практикой. В процессе общения возникает необходимость социальной ориентации, т. е. ориентации на другого. Поэтому процесс общения является основным звеном детерминации социально-эмоционального развития ребенка.
Новый уровень произвольной регуляции, обеспечивающей произвольность всех сфер развития ребенка, приобретает дополнительные, приоритетные акценты только к «околосемилетнему» возрасту, формируя социальную готовность ребенка к школе. Социальная готовность выступает как компонент так называемой «школьной зрелости» или одного из элементов личностной готовности.
Таким образом, в результате проблемно-ориентированного анализа выявлено:
- есть дети с нарушениями в поведении и социально-личностном развитии, у них повышен уровень тревожности, занижена самооценка;
- нет системы и последовательности в ознакомлении детей с историческим прошлым России, с защитниками Отечества;
- недостаточный уровень знаний и представлений о родном городе, о некоторых профессиях;
- недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно- патриотического воспитания в семье;
- в некоторых группах не выполняются следующие требования к организации предметно-развивающей среды: динамичность среды и функциональность предметов.
На основе проблемного анализа определена приоритетная цель развития ДОУ, связанная с нравственно-патриотическим воспитанием.
3. Цели и задачи
Цель: выявление совокупности условий и их оптимальность для взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам нравственно – патриотического воспитания дошкольников в микро - и макро социуме на основе здоровьесберегающих педагогических технологий; воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей
Задачи:
- Разработать систему воспитания патриотических чувств и основ гражданственности у детей дошкольного возраста;
- Пробудить у детей дошкольного возраста нравственное отношение и чувство сопричастности к семье и близким людям, к своей малой родине, к стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа;
- Вовлечь родителей в процесс пробуждения у детей чувств любви к семье, к природным и культурным ценностям родного края;
- Установить взаимодействие ДОУ с культурно – образовательными учреждениями и социальными объектами района и края в целях совершенствования деятельности педагогов по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
4. Методологические и теоретические основы:
Методологические основы:
Методологической основой проекта является концепция культурно-исторического развития психики (Л.С. Выготский); системный подход к изучению личности (Б.Г. Ананьев, А.Е. Личко, В.С. Мерлин, В.М. Мельников, В.А. Петровский, К.К. Платонов и др. - в отечественной науке; Р. Кеттел, К. Леонгард, А. Маслоу и др. - в зарубежной психологии); концепция личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, А.В. Петровский, В.В. Сериков, Е.А. Ямбург и др.); концепция интегральной природы (сущности) человека (Ю.А. Лебедев, В.В. Орлов, Л.В. Филиппова).
Теоретические основы:
Теоретическую основу проекта составляют : концепции социализации личности в отечественной психолого-педагогической и социологической литературе (К.А. Абульханова-Славская, Н.В. Андреенкова, Г.М. Андреева А.Г. Асмолов, С.В. Дармодехин, И.С. Кон, А.И. Кравченко, А.В. Мудрик, В.С. Мухина, Б.Д. Парыгин, Д.И. Фельдштейн и др.)
Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания в современном дошкольном учреждении базируются на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций его развития и могут быть сформулированы следующим образом:
- нравственно-патриотическое воспитание формируется и развивается как чувство посредством духовно-нравственного обогащения;
понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями и поступками детей и взрослых;
- нравственно-патриотическое воспитание, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой источник существования и развития общества, в котором воспитывается ребёнок;
- в роли первоосновного субъекта нравственно-патриотического воспитания выступает личность, задача которой – осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине;
- истинный патриотизм как возвышенное чувство - незаменимая ценность высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития
ФГОС ДО предполагает социально-коммуникативное развитие ребенка, где ключевым является нравственное воспитание:
- Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности
- Развитие общения взаимодействия ребенка со сверстниками
- Становление самостоятельности, целенаправленности, саморегуляции собственных действий
- Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками
- Формирование позитивных установок к различным видам труда и
творчества
- Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
5. Взаимодействие с учреждениями социума
Социальный партнер | Характер и содержание деятельности |
ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» Гуманитарно-художественный факультет» кафедра педагогики и психологии | Научное-методическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ, инновационной деятельности ДОУ, консультации научного руководителя Дрягаловой Е.А., к.п.н, лауреата премии Правительства РФ в области образования, доцента кафедры педагогики и психологии ГХИ ННГАСУ |
МБОУ средняя общеобразовательная школы № 172 | Преемственность в образовании, сотрудничество с театральной школьной студией «Горизонт», показ спектаклей, экскурсии, походы в СОШ №172 |
Детская библиотека им. Даля | Совместная деятельность по организации и проведению тематических бесед, экскурсий, игровых и занимательных мероприятий. Заседание клуба «Вместе весело читать» |
Музей истории и культуры Московского района | Тематические занятия дошкольников старшего возраста в старших группах и подготовительной группе с целью художественно-эстетического развития, знакомство с прикладным искусством |
Дворец культуры им. С. Орджоникидзе | Проведение развлечений по правилам дорожного движения, кукольных спектаклей, участие в новогодних утренниках и игровых программ для выпускников детского сада и их родителей. Выступление дошкольников на сцене Дворца культуры им. С. Орджоникидзе культуры с музыкальными номерами в праздничных концертах |
Детская художественная школа №2 | Обеспечение учреждения наглядной информацией (творческие работы воспитанников ДХШ №2) художественно-эстетического направления; участие в совместных тематических выставках и мероприятиях |
Приход храма в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» Нижегородской митрополии | Проведение культурно-досуговых мероприятий, участие в выставках, смотрах-конкурсах различного уровня участие в новогодних утренниках и игровых программ для выпускников детского сада и их родителей |
Детская поликлиника | Профилактические осмотры детей, организация мероприятий для родителей воспитанников по профилактике заболеваемости. |
Театр кукол «Добрая сказка» | Организация представлений для детей с духовно- нравственной тематикой. |
Такое взаимодействие способствует быть воспитанникам успешными в современном демократическом обществе, обладать социальными умениями и навыками.
6. Этапы реализации проекта
На первом этапе (2013-2014 г.г.) осуществлялся:
- анализ научно-педагогической, философской, психологической, социологической и методической литературы;
- проведен анализ воспитательно-образовательной деятельности ДОУ, выявлены проблемы (затруднения педагогов в вопросах) и противоречия по нравственно-патриотическому воспитанию;
- обоснована актуальность проблемы , разработан понятийно-терминологический аппарат и определена рабочая творческая группа;
- определены основные подходы к разработке системы педагогического обеспечения формирования нравственно-патриотических качеств через ознакомление с историей и культурой родного края при взаимодействии с семьей на основе здоровьесберегающих педагогических технологий;
- определена работа с родителями воспитанников ДОУ в воспитании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
На втором этапе реализации проекта (2014-2016гг.)
- созданы педагогические условия, необходимые для обеспечения эффективности процесса развития нравственно-патриотических чувств;
разработана программа педагогического обеспечения этого процесса в условиях ДО;
- изучены особенности взаимодействия с родителями в процессе воспитания нравственно-патриотических чувств;
- формирование пакета диагностических методик и мониторинговых мероприятий, включая анкетирование педагогов, детей и родителей ДОУ;
- проведение семинаров, практикумов, открытых просмотров по тематике проекта;
- установление тесного сотрудничества с социальными партнерами
На третьем этапе (2016-2017гг.) планируем:
- отслеживание динамики развития каждого ребенка в познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной деятельности, в формировании личностных качеств дошкольников
- повышение уровня компетентности родителей в вопросах:
-значения нравственно-патриотического воспитания в развитии ребенка
-активизация участия семьи в работе МБДОУ№303 по проблеме социально-коммуникативного развития детей
-выявление и обмен позитивным опытом семейного воспитания в данном вопросе
- завершение статистической обработки и интерпретация
результатов мониторинговых мероприятий;
- анализ и систематизация результатов деятельности
- оформление материалов накопленного педагогического опыта
- подготовка к печати методического пособия по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста при взаимодействии с семьей на основе здоровьесберегающих педагогических технологий
7.Ожидаемые конечные результаты реализации проекта
Ожидаемые результаты у воспитанников ДОУ
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;
- элементарные представления о России как государстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах, истории страны, о традициях и культурном достоянии своего края;
- ценностное отношение к России, своему народу;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
- уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим.
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта
1.Разработка и апробирование перспективных планов работы, конспектов занятий по нравственно – патриотическому воспитанию детей – дошкольников по темам: «Знатоки родного края», «Моя семья», «Наши праздники»
2.Организация работы с родителями по выбранным направлениям экспериментальной работы: Круглый стол «Мы патриоты», «Славные защитники земли русской», семейные праздники «Презентация семьи» - знакомство с укладом и бытом семьи, положительный опыт семейного воспитания, участие в совместных мероприятиях детского сада: создание мини – центра, проведение праздников и экскурсий.
3.Создание методического и практического материала по мини – проектам: «Детский сад – моя семья», «Дети в мире искусства родного края», Воинская слава «Герои в каждой семье», мини-центр «Русская изба»
4.Расширение и пополнение мини – центра русского быта в условиях предметно – развивающей среды старшей группы №12
5.Изготовление альбомов и пособий по приобщению детей к русской национальной культуре.
6.Распространение положительного опыта в ДОУ и районе: размещение материалов из опыта работы по нравственно – патриотическому воспитанию на сайте ДОУ и в печатных изданиях.
7. Тесное взаимодействие с учреждениями социума на основе договоров о сотрудничестве и совместных планов работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»
Цель данной работы заключается в реализации комплексного подхода к развитию ребенка и осуществлении интеллектуального, социального, нравственного, физического развития дошкольников посредством о...
Педагогический совет на тему: «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОО»
Педагогический совет...
Тематический педсовет с элементами деловой игры «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»
Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию....
"Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на основе русской культуры"
laquo;Опасная и роковая вещь – лишать ребёнка исторической памяти.Это означает, что его лишают…возможности брать пример с людей, живших в прошлом.Чувство истории очень важно, и его надо ...
доклад «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»
laquo;Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»...
План педсовета на тему: "Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ".
Разработка плана проведения педагогического совета по теме:"Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ",с темами выступления педаг...
«Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»
laquo;Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»...