"Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на основе русской культуры"
материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s_a_m_o_a_n_a_l_i_z.docx | 74.46 КБ |
Предварительный просмотр:
С А М О А Н А Л И З
педагогической деятельности воспитателя
Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения – детский сад комбинированного вида №1 «Ручеек»
Барабинского района Новосибирской области
ЧЕПЕЛЕВОЙ ЕЛЕНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ
Барабинск, 2016 г.
С А М О А Н А Л И З
педагогической деятельности воспитателя
Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения – детский сад комбинированного вида №1 «Ручеек»
Барабинского района Новосибирской области
ЧЕПЕЛЕВОЙ ЕЛЕНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ
«Опасная и роковая вещь – лишать ребёнка исторической памяти. Это означает, что его лишают…возможности брать пример с людей, живших в прошлом. Чувство истории очень важно, и его надо прививать детям».
Серафим Роуз
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В условиях борьбы с международным терроризмом патриотическое воспитание граждан является актуальной задачей и должно определяться национальными интересами России, обеспечивать безопасность от внешних и внутренних угроз.
Одна из проблем современного образования - разрыв связей поколений, воспитание вне культурно – исторических традиций. Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о родной стране, об особенностях русских традиций, культуре своих предков. Именно акцент на знание истории своего народа, его культуры поможет в дальнейшем понять культуру другого народа, увидеть его самобытность и уникальность.
Поэтому, работая по теме «Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры», поставила цель педагогической деятельности - создание условий для нравственно – патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры.
Для реализации цели определила следующие задачи:
- Формировать первоначальные представления о быте наших предков, об истории, жизни, праздниках и традициях русского народа;
- Развивать творческие способности детей старшего дошкольного возраста посредством музыки, изодеятельности.
- Воспитывать любовь к Родине, её историческому прошлому средствами художественно - эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово.
Вся работа состоит из 3 этапов:
Первый этап: «Подготовительный»: создание предметно-пространственной развивающей среды. Разработка перспективного планирования клуба «Славяночка» по приобщению к истокам русской народной культуры детей старшего дошкольного возраста.
Второй этап: «Практический»: реализация работы клуба «Славяночка» в воспитательно – образовательном процессе с детьми.
Третий этап: «Обобщающий».
Для решения поставленных задач работу планирую с учётом следующих принципов:
- Принцип историчности
- Принцип личностно-ориентированного общения
- Принцип целостности
- Принцип интегрированности
- Принцип сознательности и активности.
В реализации задач помогает вариативное использование комплекса методов и приёмов работы с детьми (словесный, наглядный, практический, игровой).
Iэтап «Подготовительный».
Педагогическую деятельность планировала в соответствии с Основной образовательной программой дошкольного образования. Работу проводила в системе в течение трёх лет. С целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству создала в группе специальную предметно – пространственную среду. При её создании соблюдался принцип психологической комфортности, обеспечивающий эмоционально благоприятные условия для деятельности детей. Оформила центр патриотического воспитания «Я – россиянин», книжный центр.
В выборе предметов, дидактического и методического материала придерживалась правила: окружающие предметы, воспитывающие в ребёнке чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям понять, что они – часть великого русского народа.
Для развития двигательной активности детей применяла соответствующие возрасту детей русские народные игры: хороводные, малоподвижные, подвижные, собранные в одну картотеку. При использовании этих игр даю детям представления о традициях русского народа, создаю эмоционально – положительную основу для развития патриотических чувств, формирую развитие личности, нравственные качества, развиваю у детей ловкость, гибкость, силу, моторику, воспитываю навыки общения.
Для правильного сочетания движения и покоя детей, создала в группе уголок уединения, где они могут спокойно отдохнуть, рассказать друг другу о проведённых выходных, поделиться впечатлениями прошедшего дня, проведённого праздника, что способствует развитию коммуникативных отношений, развитию речи.
Разработала перспективный план, организовала работу патриотического клуба «Славяночка», целью работы которого является приобщение детей к истокам русской народной культуры, воспитание любви к народному фольклору, традициям и истории Родины.
II этап «Практический»
На этом этапе приступила к реализации работы клуба. Образовательный процесс планирую в соответствии с требованиями ФГОС ДО и с учетом основной образовательной программы дошкольного образования. Занятия провожу 2 раза в месяц по 25-30 минут, во 2 половине дня. Использую разнообразные формы деятельности: НОД, беседы, наблюдения, экскурсии, рассказы о своей семье, подготовленные детьми совместно с родителями, детско-родительские проекты, трудовую деятельность и т.д. В работу по ознакомлению детей с народными традициями включаю различные виды детской деятельности: познавательную, исследовательскую, художественно – продуктивную, конструктивную, игровую, досуговую. Она осуществляется в интегративной форме: на музыкальных занятиях, занятиях познавательного цикла, по изобразительной деятельности, в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной детской деятельности.
Настоящий гражданин своей страны, патриот должен быть интернационалистом, поэтому провожу беседы с детьми об особенностях культуры, обычаях и традициях людей разных национальностей, которые населяют нашу страну. Это способствует формированию толерантности, уважению к культуре и религии других народов.
Беседы, чтение художественной литературы о былинных богатырях, князьях соединяю с изучением истории Отечества и воспитанием патриотизма, готовностью защищать его, гордиться военными победами предков. Для развития познавательной активности детей, содержание знаний по истории и культуре своей Родины постоянно дополняю и обновляю.
Детям этого возраста свойственно наглядно – образное мышление, поэтому для лучшего усвоения и закрепления знаний, использовала в работе с ними «живые», наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, посуду, орудия труда и т.д.).
Во время заседаний клуба знакомила детей с историей возникновения Руси, а так же с историческим прошлым своего родного города. Для ознакомления с родным городом, природой родного края использовала экскурсии (по территории д/сада, к рядом расположенным предприятиям, к памятным местам). Провела совместные мероприятия с Центром ДОД, с детской библиотекой, с МКУ «Центром культуры и досуга», где дети выступали с чтением стихов, пословиц, поговорок о своей Родине. Организовала совместные выставки рисунков, провела совместные конкурсы, направленные на патриотическое воспитание детей («Защитники русской земли», «Моя Родина – Россия» и т.д.).
Работая на логопедической группе, важную роль отвожу речевому развитию. Поэтому, в работе с детьми широко использую все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.). Дети через игровые тексты: считалки, распевки, заклички познают народный язык, развивают память, внимание, смекалку.
Сказка является одним из важнейших нравственно – педагогических средств формирования личности. При ознакомлении детей с русскими народными сказками, обращаю их внимание на мелодию и ритм родного языка, обогащаю словарь детей, развиваю умение различать хорошие и плохие поступки главных героев, сопереживая или осуждая их. При чтении сказок народов мира, учу понимать их смысл, находить общность с русскими народными сказками.
Пословицы и поговорки оказывают огромное влияние на развитие ума, являются весьма важным в формировании воображения детей дошкольного возраста. С их помощью знакомлю детей с различными историческими событиями, с окружающим. Уделяя внимание важности физического воспитания детей, заучиваем пословицы и поговорки, которые пропагандируют здоровый образ жизни. В реализации этого направления мне помогает книжный центр с подбором русских народных сказок, былин, потешек, загадок, пословиц, поговорок, скороговорок.
Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают изобразительное искусство, музыка. Особую роль в системе своей работы отвожу приобщению детей к творчеству русских умельцев. Используя декоративную роспись, развиваю у детей творческие способности, эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию и творческую активность. Для ознакомления с различными видами росписи применяла наглядный дидактический материал.
Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята испытывают радость или печаль, ощущают свою причастность к героическому прошлому. Поэтому большое внимание в своей деятельности уделяю народным праздникам и развлечениям. В них фокусируются накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Погружая ребенка в национальный быт, методику речи, песен, стараюсь создать естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни, тем самым формируя любовь к малой и большой Родине.
III этап «Обобщающий»
Подводя итоги работы, направленной на нравственно – патриотическое воспитание детей на основе русской культуры, можно отметить, что у детей расширились знания об истории, культуре, праздниках и традициях своего народа, сформированы основы патриотизма. Проводимая мною педагогическая деятельность привела к следующим результатам воспитанников, которые свидетельствуют в целом о положительной динамике отслеживаемых показателей за 3 учебных года (Приложение № 1).
Дети стали активно принимать участие в конкурсах различного уровня, получая призовые места (Приложение № 2).
Не менее важным условием нравственно – патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с семьёй. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению добрых семейных связей.
В уголках для родителей постоянно помещаю материал по народному календарю, по русской кухне, по народным праздникам, родители обмениваются рецептами русской кухни. Подготовила и провела консультации, беседы, родительские собрания; советую для прочтения литературу, брошюры; оформляю рекомендации, памятки; предлагаю папки – передвижки, провожу анкетирования, по результатам которых планирую свою работу. Знакомя родителей с проводимой работой, привлекаю их к участию в выставках и конкурсах различного уровня, вызываю у взрослых интерес к истории собственной семьи, к тем занятиям, которыми славились представители старшего поколения.
К 70-летию Победы ВОВ, совместно с детьми и родителями сделали макет мемориала погибшему герою, презентовали макеты военной техники времён ВОВ, изготовили альбомы: «Символика и оружие ВОВ», «Наши герои – земляки» и др., которые использую в работе с детьми и для просвещения родителей.
Провела открытое заседание клуба совместно с детьми старших групп «Русская изба» с использованием ИКТ, на котором был презентован мини – музей «Русская изба», изготовленный совместно с родителями.
Организовала выставку семейных работ (рисунки) с презентацией: «Русские избы. Добрые избы», «Мой папа – солдат» и т.п.; защиту детско-семейных проектов: «Я и моя семья», «Герб моей семьи», «Генеалогическое древо моей семьи».
Совместно с работающей в ДОУ театральной студией «Капитошка» провожу различные мероприятия: праздники, развлечения, драматизации русских народных сказок, былин, а так же спортивно – развлекательные праздники, в которых дети и родители принимают активное участие.
Постоянно повышаю уровень своего самообразования: изучаю литературу по теме, читаю журналы: «Воспитатель в ДОУ», «Ребёнок в детском саду» и другие. Своевременно повышаю уровень своей квалификации, принимаю участие вебинарах, участвую в обучающих семинарах, семинарах - практикумах, выступаю на педсоветах, на РМО, делюсь опытом работы, различными рекомендациями, консультирую по теоретическим и практическим вопросам нравственно – патриотического воспитания детей, оказываю помощь молодым специалистам.
На базе МКДОУ организовала мастер – класс с детьми подготовительной группы с приглашением учителей начальных классов МКОУ СОШ №1 - «Путешествие в прошлое», на РМО выступила с обобщением опыта работы, провела мастер – класс с педагогами «Сказкотерапия как приём социально – коммуникативного развития дошкольников» (Приложение № 3).
В ходе моей работы реализовала проекты: кратковременный («Русская изба») и долгосрочные («70 лет Великой победе»). Разработала и реализовала, совместно с коллегой, проект «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры», за который награждены серебряными медалями во Всероссийском конкурсе «Патриот России», в Международном конкурсе – выставке «METHODIGE»
Так же принимаю активное участие в профессиональных конкурсах различного уровня (Приложение №4).
Активно участвую в жизни детского сада, являюсь участником и организатором культурно-массовых мероприятий работников профсоюзной организации ДОУ. Принимаю участие в творческих и рабочих группах в ДОУ.
За высокий профессионализм, творческий поиск и упорный труд в деле обучения и воспитания дошкольников награждена Почётной грамотой Главы Барабинского района (2013 год).
Таким образом, вся работа, выстроенная в определённую систему, позволяет сформировать у детей старшего дошкольного возраста элементарные, необходимые и доступные для дошкольного возраста представления о родном крае, о русской народной культуре и истории в целом.
В дальнейшем планирую продолжить работу по данному направлению, поскольку считаю, что патриотизм – главная черта русского народа, помогающая воспитывать чувство любви к родному краю и окружающему миру. И от нас, взрослых, зависит, какими вырастут наши дети.
Считаю, что моя педагогическая деятельность соответствует современным тенденциям дошкольного образования.
Приложение № 1
Диагностика интегративных качеств по нравственно – патриотическому воспитанию детей на основе русской культуры (2013 – 2016 гг.)
«Заинтересованность детей в изучении истории русской народной культуры»
2013-2014 гг. 2014-2015 гг. 2015-2016 гг.
«Применение русского фольклора в речи детей»
2013-2014 гг. 2014-2015 гг. 2015-2016 гг.
«Проявление интереса к традициям русского народа»
2013-2014 гг. 2014-2015 гг. 2015-2016 гг.
«Любознательность и активность»
2013-2014 гг. 2014-2015гг. 2015-2016 гг.
Вывод: по данным результата диагностики система педагогических действий привела к устойчивой динамике интегративных качеств. У детей дошкольного возраста сформирована мотивация к образовательной деятельности через возникновение личной заинтересованности в изучении русской народной культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры. Для воспитанников 5-7 лет
Данный проект представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении. Содержание проекта обеспе...
Проект Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры. Для воспитанников 5-7 лет
Данный проект представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении. Содержание проекта обеспе...
Проект "Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры".
Целенаправленная разработка проекта по воспитанию нравственно- патриотических чувств у детей в старшем и в подготовительном к школе возрасте....
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры
Занятия по народной культуре помогают осознать взаимосвязь настоящего, прошлого и будущего, ощутить себя в потоке времени, что способствует формированию исторического сознания. Ребенок усваивает особе...
Проект Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры. Для воспитанников 3-7 лет
Данный проект представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении. Содержание проекта обеспе...
«Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста»
Презентация к районному семинару «Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и познавательного развития...