доклад «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»
статья (подготовительная группа)
«Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 19»
Доклад по теме:
«Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»
Разработала: Эльгарова Ю.Х.
Красногорск 2019 год.
«У большинства людей чувство Родины в обширном смысле – родной
страны, отчизны – дополняется еще чувством родины малой,
первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краев, района, города
или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей -
пусть самой скромной и непритязательной – красотой представляет
человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой
души, и с нею, этой отдельной и личной родной, он проходит с годами к той
большой родине, что обнимает все малые и – в великом целом своем для всех
одна».
А.Т. Твардовский
Любовь к Родине. И важно, и сложно, и нужно… И не потому, что так
решили в правительственных кругах. А потому, что жить так дальше нельзя.
Невозможно жить без любви к своему дому, без гордости быть гражданином
своей страны, без достоинства осознавать себя патриотом своего Отечества.
Сегодняшние дети – это будущие руководители, рабочие, чиновники,
депутаты… От нас зависит, какими они вырастут, будут ли гордиться
страной, своей малой родиной, заботиться о ее процветании. А гордиться нам
есть чем, и для продвижения страны к цивилизованному обществу предстоит
еще много потрудиться.
Обращение к истории наших предков необходимо для того, чтобы
лучше понять сегодняшний день, глубже осознать меру ответственности за
будущее и всей страны, и края родного, и не повторять ошибок прошлого.
Мы должны сохранять преемственность поколений. Далеко не все, конечно,
остается в нашей памяти. А документы слишком бесстрастны и лаконичны.
Но все, что возможно, все, что не забыто, должно быть известно всем,
особенно молодому поколению.
Русская национальная педагогика имеет свои богатые традиции и опыт
воспитания детей, которые основываются на народности и духовности
воспитания. Проанализировав уровень воспитанности детей, мы пришли к
выводу, что у них недостаточно формируются нравственно-этические
чувства, воспитывается любовь к Родине. Чтобы слова «Я люблю свою
Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ
Родины возник уже у дошкольника.
Для формирования чувства патриотизма, конечно, важно давать детям
начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе,
обычаях, истории культуре. Но при этом, на наш взгляд, еще важнее не
забывать, что сами по себе знания являются только пищей ума, а
патриотизма «от ума» не бывает, он бывает только «от сердца». Именно
поэтому ранний возраст, в силу непосредственности душевных и
эмоциональных реакций, в силу еще не утраченной открытости души,
наиболее важен для формирования патриотизма.
Воспитание на правдивых фактах истории, на нравственных примерах
старших поколений – это хорошая школа пробуждения трудового
энтузиазма, развития инициативы. И очень важно, чтобы каждый ребенок
проникся этим благородным стремлением приумножить исторический опыт
созидания – от этого земля Ракитянская станет еще богаче и краше.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом
месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего
материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том,
чем славен родной край.
Родной край… Надо показать ребенку, что родной поселок славен
своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками,
лучшими людьми.
Погружая ребенка в национальный быт, методику речи, песен,
необходимо создавать естественную среду для овладения языком родного
народа, его народными традициями, укладом жизни и таким образом
формируется любовь к малой и большой Родине.
Реализация данной работы предполагает последовательное,
систематическое и разностороннее взаимодействие дошкольников с
окружающим миром на базе деятельного подхода и эмоционального
восприятия. Эмоционально-образное восприятие окружающего мира может
стать основой формирования патриотизма.
Цель данной работы заключается в реализации комплексного
подхода к развитию ребенка и осуществлении интеллектуального,
социального, нравственного, физического развития дошкольников
посредством ознакомления со своей малой Родиной.
Задачи работы:
Образовательные:
На примере ближнего природного окружения познакомить
дошкольников с окружающим миром, помочь ему сознать свое место
в нем;
Учить ориентироваться в природной среде обитания;
Приобщать детей к духовно-нравственной традиции русского
народа.
Развивающие:
Средствами нравственно-патриотического воспитания развивать
интеллект ребенка, формировать образно-наглядное мышление,
творческие способности, элементы самостоятельности, навыки
взаимоотношений с взрослыми и сверстниками;
Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
Развитие чувства ответственности и гордости за достижения
страны.
Воспитательные:
Нравственно воспитывать дошкольника, развивая доброе,
заботливое отношение к природе и людям, своему краю, стране;
Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье,
дому, детскому саду, улице, району, области;
Воспитание уважения к труду;
Формирование толерантности, чувства уважения к другим
народам, их традициям.
Данные задачи должны решаться во всех видах детской деятельности: в
организованной непосредственно образовательной деятельности, в ходе
режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей, в играх, в
труде, в быту – так как воспитывает в ребенке не только патриотические
чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог
строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями
детей, учитывая следующие принципы:
«Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для
ребенка данного возраста);
Непрерывность и преемственность педагогического процесса;
Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет
его психологических особенностей, возможностей и интересов;
Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный
возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных
нагрузок;
Деятельностный подход - любые знания приобретаются ребенком во
время активной деятельности;
Культуросообразность – основывается на ценностях региональной,
национальной и мировой культуры, технологически реализуется
посредством культурно-средового подхода к организации деятельности
в детском объединении;
Интеграция – этот принцип позволяет совместить в одной работе
аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка,
рисование и др.
Региональный компонент необходимо осуществлять, опираясь на
следующие положения:
- приоритет общечеловеческих гуманистических ценностей при отборе
материала народной культуры;
- вариативность конкретного содержания в соответствии с местными
условиями воспитания и развития детей;
- современный уровень образования.
Условия, которые необходимы для реализации данной работы:
Создание специальной обстановки для успешной социализации ребенка;
Учет уровня развития и воспитанности ребенка, организация
воспитательного пространства в соответствии с этим уровнем;
Обогащение содержательной деятельности путем включения культурно-
исторического, духовно-нравственного, социально-психологического и
других компонентов;
Динамичность работы;
Учет возрастных и психолого-физиологических особенностей ребенка;
Объединение усилий и координация деятельности семьи, социальных
институтов воспитания;
Совершенствование знаний, умений и навыков речевой культуры;
Становление высоконравственных, этических норм поведения.
Работу по проблеме приобщения детей к нравственно-патриотическому
воспитанию детей дошкольного возраста целесообразно строить по
следующим направлениям:
1. Взаимодействие педагогического коллектива по проблеме
нравственно-патриотического воспитания.
2. Взаимодействие коллектива педагогов с детьми по привитию
нравственно-патриотических знаний, умений и чувств.
3. Сотрудничество педагогов ДОУ, родителей и детей в поддержании и
развитии традиций семейного и общественного воспитания на основе
нравственности.
4. Взаимодействие ДОУ с общественными патриотическими
организациями социума.
Для реализации нравственно – патриотического воспитания
дошкольников, во-первых, необходимо правильное построение работы с
воспитателями целью которой является повышение уровня самообразования
педагогов по данной проблеме .
Педагог, прежде всего сам должен хорошо знать, что целесообразно
рассказать и показать детям, а самое главное, материал должен быть
исторически верным и адаптированным для детского восприятия.
Здесь помогут различные методические мероприятия: консультации,
семинары, семинары – практикумы, деловые игры, показ открытых занятий,
работа творческих групп и т.д. Так, например, можно запланировать
тематический педсовет, консультации для воспитателей: «Формирование у
дошкольников нравственно - эстетического отношения к окружающему миру
средствами художественного творчества», «Сюжетно – ролевая игра как
средство формирования патриотизма»; также для повышения
профессиональной компетентности педагогов помогают подготовленные
творческие отчёты: «Организация воспитательно – образовательного
процесса по нравственно-патриотическому воспитанию», «Совместная
деятельность воспитателя с детьми по патриотическому воспитанию в
средней группе», «Взаимодействие воспитателей и музыкального
руководителя по проблеме патриотического воспитания», «Ознакомление с
художественной литературой как способ познавательной деятельности
дошкольника» и т.д.
Планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей
дошкольного возраста целесообразно разделить на следующие блоки:
1. Формирование знаний о семье в системе нравственно-патриотического
воспитания детей.
Цель:
Расширять область социально-нравственных чувств и отношений
детей.
Задачи:
Развивать умения понимать окружающих людей, проявлять к ним
доброжелательные отношения, стремиться к общению и
взаимодействию.
Обогащать представления дошкольников о людях, их
взаимоотношениях.
Побуждать детей совершать положительные поступки, движимых
мотивами гуманности и справедливости, воспитывать у детей любовь
и привязанность к своей семье.
2. Изучение микросоциума в системе нравственно патриотического
воспитания дошкольников.
Цель:
Расширять круг общения детей, способствовать осознанию значимости
трудовой деятельности взрослых.
Задачи:
Поддерживая естественное расширение интересов ребенка, помогать
свободно ориентироваться в ближайшем окружении.
Развивать исследовательский подход к доступным объектам
окружающей действительности.
Учить действовать в повседневной жизни разумно и самостоятельно,
понимать и реализовать в своем поведении нравственное отношение к
своему детскому саду.
3. Изучение родной природы – средство нравственно-патриотического
воспитания дошкольников.
Цель:
Воспитание у детей элементов экологического сознания, ценностных
ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное
отношение к окружающей природной среде, как неотъемлемой части родного
края.
Задачи:
Знакомя с природой родного края, обеспечивать возможность
действовать с объектами природы, наблюдать за ними,
экспериментировать.
Развивать познавательную активность в процессе исследовательской
деятельности, развивать гуманное бережное отношение ко всему
живому.
Воспитание чувств любви к родной природе, как к одному из
слагаемых патриотизма.
4. Страницы истории и культуры Ракитянского района в системе
нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Цель:
Воспитание чувства любви, гордости и патриотизма к своей малой
Родины.
Задачи:
Формирование элементарных знаний о быте наших предков –
начальный этап в познании родного края.
Развитие у детей интереса и любознательности к историческому
прошлому, расширять представления детей о самобытности нашего
народа в прошлом и настоящем.
Осознание детьми любви к родным местам, ощущения своей
неразрывности с окружающим миром, формировать желание сохранять
и преумножать богатство своего родного края.
5. «Никто не забыт, ничто не забыто»
Цель:
Донести до детей значение Победы советского народа в Великой
Отечественной войне.
Задачи:
Создать условия для восприятия целостной картины войны.
Формировать гражданственность, чувство любви и гордость на основе
изучения военной истории Отечества.
Воспитывать защитников своей страны, стремление быть смелым и
отважным.
Следует отметить, что тематическое планирование способствует
эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране,
родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в
каждой группе, изменяются только содержание, объем познавательного
материала и длительность изучения .
Малая родина, каждый город хранит память о своих великих гражданах,
рассказывает об основном роде деятельности его жителей, напоминает о
военных триумфах россиян и гордится их победами, имеет свои обычаи и
традиции. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к родному
краю будет успешным, если обеспечивается активная познавательная,
игровая и художественная деятельность.
Важно использовать формы и методы, вызывающие развитие эмоций и
чувств детей по отношению к родному поселку, способствующие
проявлению активной деятельностной позиции: устное народное творчество,
декоративно – прикладное искусство, музыка, художественная литература,
игра, самостоятельная детская деятельность.
Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому
уголку Родины, в котором он живет, может помочь систематически
правильно организованная работа в данном направлении, используя при этом
следующие ее формы:
- одной из основных форм нравственно-патриотического воспитания
детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую
мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения, вопросы,
индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно
анализировать увиденное, делать обобщения, выводы .
- один из наиболее эффективных методов нравственно-патриотического
воспитания – проектная деятельность, позволяющая создать естественную
ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.
Реализация проектов позволяет задействовать различные виды детской
деятельности, способствует развитию собственной познавательной
активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии,
коммуникативных навыков. Одна из самых интересных сторон проектной
деятельности заключается в то, что проект не “привязан” к программе и не
имеет четких границ. Дети свободны в своем творчестве. Результат проекта
дает возможность выбора, свободного варьирования. При реализации
проекта возникают новые идеи, рождается новый проект;
- непосредственное познание достопримечательностей родного поселка на
целевых прогулках и экскурсиях, в сочетании с рассказом воспитателя об
истории, традициях поселка и т.д.
- чтение произведений детской литературы, в которой представлена
художественно-эстетическая оценка родного края. Кроме произведений
известных детям, можно познакомить их с вновь вышедшей литературой,
доступной по содержанию и способной затронуть их чувства;
- использование технических средств обучения – можно организовать
просмотр слайдов и видеофильмов о поселке, которые позволяют
«приблизить» достопримечательности к ребенку, рассмотреть их в деталях,
пережить чувства удивления, восхищения .
- рассматривание фотографий и иллюстраций, вырезок из журналов,
плакатов, открыток, репродукций картин. Рассматривание картин
сопровождается объяснением и рассказом воспитателя. Он должен быть
кратким, четким, эмоциональным;
- следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом,
традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что
дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому
необходимо использовать не только художественную литературу,
иллюстрации и т.д., но и «живые» наглядные предметы и материалы. Для
этого желательны посещения музеев, а также организация специальных
помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается
возможность первого проникновения в историю быта родного края;
- не потеряла своей актуальности празднование событий связанных с
жизнью поселка, - День рождение поселка, празднование военных
триумфов, памятные даты, связанные с жизнью и творчеством знаменитых
горожан;
- самостоятельная художественная деятельность: рисование, лепка, чтение
стихов, оформление тематической выставки в книжном уголке. На такой
выставке дети вместе с воспитателем подбирают художественную
литературу, с которой они уже знакомились ранее, а также иллюстрации,
открытки о жизни своего поселка.
Приобщение детей к нравственно-патриотическим ценностям родной
культуры немыслимо без тесного контакта с семьями, обмена мнениями
педагогов и родителей по вопросам воспитания детей тех или иных
ценностей. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка
сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти
прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по
данному вопросу способствует бережному отношению к традициям,
сохранению вертикальных семейных связей (приложение № 11).
Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей
требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому
ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании
кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия
каждого — обязательное требование и условие данной работы.
Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу, поселку,
посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д.
Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с
ребенком выступлении или снятом фильме.
Не менее интересно провести "мини-исследование". Причем воспитатель
вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования,
разумно ограничивая ее "территориальные" и "временные рамки", например,
исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой
находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его
жителей и т.д..
Немаловажное значение имеет работа фольклорного плана (разрисовка
глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также местные
традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник русской
масленицы и т.д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и
своего народа, воспитывает любовь к Родине.
Хотелось бы подчеркнуть, что социум, окружающий детский сад, имеет
немаловажное значение в воспитании нравственно-патриотических чувств у
детей дошкольного возраста .
Особо хотелось бы остановиться на взаимодействии работы ДОУ и
краеведческого музея. Использование в практике работы с дошкольниками
элементов музейной педагогики заключает в себе не только образовательное
значение, но и воспитательное. Занятия, которые организовываются на базе
краеведческого музея помогают педагогам расширять представления
дошкольников об окружающем мире, учат любить родной край, формируют
умение выполнять элементарные исследовательские действия.
Также хорошим начинанием, несомненно, будет открытие мини-музеев
на базе групп детского сада. Экспонаты музея помогают развивать интеллект
дошкольников и привлекать к сотрудничеству родителей.
Процесс создания экспонатов очень кропотливый и длительный.
Построение музейной экспозиции требует соблюдения принципов
предметности, принципа научности, коммуникативно-информационного
принципа. Организация работы с дошкольниками с использованием
элементов музейной педагогике требует большой подготовки от
воспитателей: это и изучение научной литературы, обращение к
историческим фактам, рассматривание огромного количества фотографий и
рисунков, сопоставление исторических фактов, изучение мировой культуры,
краеведения.
Результатом всей работы можно считать то, что практически каждый
ребенок может выступить в роли экскурсовода и рассказать много
интересного гостям, посетителям мини-музея.
Следует отметить, что систематически правильно организованная работа
по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма:
гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»
Цель данной работы заключается в реализации комплексного подхода к развитию ребенка и осуществлении интеллектуального, социального, нравственного, физического развития дошкольников посредством о...
Семинар «Организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста»
Материал поможет воспитателям более глубоко раскрыть тему "Организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста", покажет, как можно воспитывать у детей та...
Особенности организации работы по развитию и воспитанию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
консультация для педагогов...
Доклад "Формы работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста"
Сущность воспитания нравственности заключается в том, чтобы воспитать в ребенке культуру поведения, моральные качества помогают гармоничному развитию и совершенствованию личности. Для того, чтоб...
консультация на тему "Организация работы по духовно- нравственному воспитанию детей дошкольного возраста в условиях в ДОУ"
Актуальность проблемы духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения, сегодня одна из наиболее важных.Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном го...
Опыт работы по теме: "Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского сада"
Зоя АтрощенкоОпыт работы по теме: «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского сада»Пояснительная записка Наблюдая за детьми иногда можно увидеть, что девочки ...
Приобщение родителей к организации работы по нравственно-экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
Экологическое образование дошкольников предполагает непрерывный процесс воспитания детей, который направлен на формирование экологической культуры в семье, поэтому тема взаимодействия детского с...