Практическая деятельность МБДОУ д/с «Сказка» г. Зернограда на тему: «Перспективы изменений: какие инновации проектируются?»
материал на тему
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, уважаемые коллеги, гости конференции!
Вашему вниманию представляется обзор практической деятельности МБДОУ д/с «Сказка» г.Зернограда на тему: «Перспективы изменений: какие инновации проектируются?»
Главный смысл на современном этапе жизни реформенной России - это развитие, как ценностная основа и принцип существования образования.
Нынешняя концепция модернизации образования все трудности её реализации возлагает на регионы и в первую очередь на образовательные организации, предоставив им возможность не только самостоятельного ведения финансово–хозяйственной деятельности в сфере образования, но и ответственности. Реализация национального образовательного проекта, повышение качества образования, внедрение новых информационно–коммуникационных технологий в образовательный процесс и процесс управления, обеспечение материальной базы, новые принципы финансирования и самостоятельного управления - перечень задач, которые легли на плечи руководителей и управленцев образовательных учреждений.
В Государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы приоритетами государственной политики выделены: обеспечение доступности дошкольного образования и повышение качества образования.
В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, перехода на программно-методическое обеспечение нового поколения, направленного на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый этап систематического обучения в школе.
На наш взгляд, огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику ДОУ инновационной деятельности, направленной на проектирование стратегии обновления управления образовательной организацией, а так же организацию инновационной методической работы с педагогическими кадрами.
Одним из путей повышения эффективности управления дошкольным образовательным учреждением является внедрение в практику инноваций. Процесс внедрения инноваций в сферу управленческой деятельности - это сложный процесс, который предполагает постепенное обновление и совершенствование содержания, методов, средств, технологий управления, что, в конечном итоге, оказывает влияние на качество педагогического процесса и дошкольного образования в целом.
Повышение требований к качеству образовательных услуг, оказываемых дошкольными учреждениями, требует поиска методологически выверенных путей, средств, условий внедрения инновационных технологий, повышающих эффективность в управлении ДОУ. Реализация данных проектов потребовала от нас комплексного внедрения в практику управления нововведений: проектирования, педагогического мониторинга, изменения организационной структуры дошкольного учреждения через организацию творческих групп из педагогов ДОУ, принимавших активное участие в разработке и внедрении в практику инновационных проектов.
Инновации в управлении позволяют поднять на более высокий уровень планирование, организацию и другие управленческие функции руководителя, развивать органы самоуправления в ДОУ, совершенствовать организационную структуру дошкольного учреждения и т.д., что создает благоприятные условия для профессионального и творческого роста педагогов, влияет на качество учебно-воспитательного процесса, повышает имидж и конкурентоспособность дошкольного учреждения. В целом есть основания утверждать, что развитие инновационной деятельности – одно из стратегических направлений в дошкольном образовании.
Модель инновационной управленческой деятельности руководителя ДОУ включает ряд взаимосвязанных компонентов: (представлена на экране)
- совокупность управленческих функций;
- профессиональная подготовленность руководителя в области инноваций (знания об инновациях, инновационные управленческие умения; эмоционально- ценностное отношение к инновационному процессу, профессионально-личностные качества руководителя-инноватора);
- алгоритм действий по внедрению инноваций.
В своей работе мы придерживаемся следующих принципов управления инновационной деятельностью:
- принцип самоуправления;
- принцип соуправления, которые способствуют становлению субъект- субъектных отношений в системе «руководитель- педагог- ребенок-родитель».
Успех внедрения инноваций в любое образовательное учреждение зависит от следующих педагогических условий:
- высокий профессиональный и личностный потенциал руководителя ДОУ;
-мотивационная готовность заведующего, каждого педагога и всего педагогического коллектива образовательного учреждения к освоению инноваций;
- информированность педагогического коллектива о нововведениях;
- наличие достаточной материальной, финансовой и информационной базы ДОУ;
- высокий уровень аналитической культуры заведующего;
- экономические условия, стимулирующие внедрение инноваций;
- мониторинг результатов работы;
- внешняя подконтрольность, т.е. в какой степени организация зависит от внешней среды или несет ответственность перед внешними системами;
- резервные ресурсы: финансовые, кадровые, материальные, которые еще не задействованы. Высокий уровень резервов может вызвать необходимость в нововведениях;
- организованная структура - ее централизация, формализация, открытость, влияющие на восприятие и осознание проблем, поиск средств на их разрешение и принятие решений;
- творческий потенциал руководителя, т.е. способность к изменению ценностных ориентации и конструированию новых образцов личного поведения, разработке новых технологий и обучению инновационной деятельности участников процесс организации интенсивного взаимодействия и коммуникации.
Задача руководителя ДОУ заключается в разностороннем содействии педагогам в инновационной деятельности, создании условий для реализации инноваций.
На экране представлен алгоритм управленческой деятельности нашего ДОУ:
анализ (аналитико-прогностическая функция) - диагностика исходной ситуации, поиск направлений и идей развития;
планирование (планово-прогностическая) – определение идеальной модели будущей системы и алгоритма перевода ДОУ в желаемое состояние: выявление имеющихся и дополнительных ресурсов; создание интегративной основы деятельности всех специалистов;
организация (организационно-исполнительская) – создание условий, обеспечивающих эффективность работы всех участников, вовлечение педагогов ДОУ, родителей и детей в единую творческую деятельность;
контроль (контрольно-регулировочная) – организация текущего и итогового контроля внедрения инноваций; проведение своевременной коррекции и регуляции хода эксперимента на основании полученных данных; сбор, обработка и интерпретация данных; организация рефлексивной деятельности участников эксперимента;
обобщение результатов инноваций, подготовка управленческого решения о ходе инновационной деятельности, методические рекомендации педагогам, работающим в режиме инноваций, рекомендации по распространению опыта.
Необходимым аспектом управленческого содействия является оказание адресной и действенной помощи педагогам в инновационной деятельности. Эта адресная помощь проектируется на основе анализа уровня профессиональной компетентности педагогов в системе методической работы.
Отбор содержания методической работы отражает направления инновационных стратегий ДОУ, а ее формы направлены на совершенствование профессионально значимых умений и навыков педагогов.
В практике работы, мы используем два понятия инновационной деятельности: инновационная управленческая деятельность и инновационная методическая деятельность.
Под инновационной управленческой деятельностью мы подразумеваем деятельность руководителя ДОУ по созданию, разработке, освоению новшеств в содержании управленческих функций, используемых методов, организационной структуры, использование нововведений в практике с целью повышения эффективности управления и развития дошкольного образовательного учреждения. Отсюда вытекает определение управленческих инноваций как целенаправленных изменений, связанных с внесением элементов нового в управленческий цикл, организационную структуру и методы управления руководителя ДОУ, что приводит к развитию системы управления дошкольным образовательным учреждением. Внедрение управленческих инноваций ведет к обновлению управленческой деятельности руководителя ДОУ, которая приобретает инновационный характер.
Инновационную методическую деятельность мы определили как часть профессионально-педагогической (управленческой) деятельности, ориентированную на овладение педагогами новыми, инновационными способами профессиональной деятельности, включающие умения:
- определять приоритетные направления инноваций;
- отбирать содержание инновационной деятельности;
- проектировать реализацию содержания инновации через применение современных педагогических технологий;
Общая направленность инновационной работы всего коллектива состоит в организации образовательного инновационного пространства в ДОУ, ориентированного на освоение, создание и внедрение в педагогическую практику проектов обновления в образовании, форм управления, развивающих образовательных технологий, повышение качества дошкольного образования, его статуса в обществе.
Общее (стратегическое руководство) осуществляет заведующий.
Координацию программного и научно-методического обеспечения инновационной деятельности, а так же проектировку, оперативную коррекцию, контроль осуществляет старший воспитатель.
Оперативное выполнение – педагоги ДОУ.
На экране представлен ряд инновационных направлений, реализуемых в ДОУ в 2014-2015 учебном году.
- Разработка программно-методического обеспечения инновационных процессов: Программы развития ДОУ, образовательной программы, годового плана.
- Разработка и внедрение в практику инновационных коллективных и индивидуальных педагогических проектов.
- Внедрение новых форм дифференциации специального образования: разновозрастные логопедические группы.
- Создание сети дополнительных бесплатных образовательных и оздоровительных услуг воспитанникам ДОУ в форме кружковой работы.
На одном из направлений по разработке и внедрению в практику инновационных проектов я хочу остановиться более подробно. В предстоящем учебном году нами проектируются два инновационных проекта по наиболее важным, на наш взгляд, проблемам. Это здоровьесбережение детей и изучение истории Донского края.
Обосную выбор каждого направления. Итак, почему именно региональный компонент?
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.
Как же, какими средствами мы можем ускорить рост национального сознания и возродить утраченные ценности? Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам.
Знакомство с историей нашего края, национальными особенностями помогают повысить интерес к народным истокам, познакомить с культурой своего народа. Прививать чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где родился, вырос и живешь, надо в дошкольном возрасте. Тогда, когда закладываются основы, формируются в процессе воспитания любовь к своим родным людям и к своей стране. Патриотическое воспитание занимает главное место в нравственном формировании, становлении личности ребенка. Одно из направлений патриотического воспитания - знакомство дошкольников с историческим прошлым, ведь чтобы любить, надо знать. Ведущая цель работы - формировать личность дошкольника как достойного представителя казачьего сообщества, носителя, пользователя и созидателя ценностей и традиций Донского края.
Для реализации данного направления работы нами было приобретено учебно-методическое обеспечение: программа «Родники Дона» авторы: Р.М.Чумичева, О.Л.Ведмедь, и др.
Предметно-пространственная развивающая среда в программе выступает одним из условий развития у дошкольников ценностно-смыслового отношения к культуре, истории, природе родного края, зарождению у ребёнка личностных смыслов, реализации потребности ребёнка в изобразительной, конструктивной деятельности. Нами ведётся активная работа по созданию и обогащению предметно-пространственной развивающей среды по ознакомлению с историей донского края. Воссоздан макет казачьего куреня, казачий двор с природой донского края, здесь и плетень с кухонной утварью, и вязанные коврики, раскинутые на перилах, прогреваются под тёплым донским солнцем, а герой М.А.Шолохова Нахалёнок словно ждёт ребят, чтобы рассказать им об интересных, забытых играх донских казачат.
Наша работа только начинается, но сделано уже немало. В перспективе планируется расписать стены в комнате по ознакомлению с донским краем пейзажами донской природы, воссоздать внутренний интерьер куреня и создать мини-музей предметов казачьего быта.
Также, в предстоящем учебном году запланирована работа кружка «Донские мотивы», который будут посещать 12 детей в возрасте 6-7 лет в рамках дополнительных бесплатных образовательных услуг. Руководителем кружка будет воспитатель старшей группы.
В настоящее время народное творчество занимает особое место, как средство несущее общечеловеческие ценности. Возрастает интерес к народному творчеству, как к неиссякаемому источнику народной культуры.
Исходя из этого, мы организовали в ДОУ работу кружка по художественно-эстетическому развитию «Чудо-пластика». Руководитель – преподаватель дополнительного образования, вместе с детьми лепят из глины и солёного теста предметы обихода донских казаков, чтобы в дальнейшем пополнить мини-музей новыми экспонатами.
Таким образом, чрез введение в народную культуру, ее осмысление и познание педагоги развивают не только духовно-нравственную сферу ребенка, но и его творческие способности.
Планируя свою работу, мы верим, что изучение национальных, этнографических традиций и обычаев казачества, изучение истории развития родного края, воспитание уважения к героическому прошлому донских казаков, приобщение детей к духовному богатству многих поколений способствует развитию творческой активности детей, делает их достойными наследниками тех духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки.
И ещё один инновационный проект, о котором хочется рассказать, носит очень серьёзный характер – это здоровье наших детей.
Анализируя данные посещения детьми нашего дошкольного учреждения за 2014-2015 год, мы пришли к выводу, что около 25% детей в течение года не посещали детский сад, с установленными диагнозами и по другим уважительным причинам, так или иначе связанным с проблемами недостаточности здоровья. Из 300 детей (списочный состав) 41 (14%) – часто болеющие дети.
Это исследование состояния здоровья наших воспитанников позволило нам прийти к выводу о том, что главная задача, стоящая перед нами, - снижение риска развития хронических заболеваний, укрепление и развитие имеющегося ресурса здоровья.
Актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных средств совершенствования и развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях. Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
Любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если она не будет совершенствоваться, обновляться, модернизироваться. Поэтому педагоги МБДОУ постоянно ищут пути совершенствования работы по укреплению здоровья воспитанников, развитию движений и физическому развитию детей. Нами была создана рабочая группа, в которую вошли старший воспитатель, инструктор по физическому воспитанию, плаврук и медсестра. Результатом работы творческой группы является разработка и реализация инновационной программы «Моё здоровье».
Цель программы: Сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Реализация программы занимает 1 год. Ориентирована для детей от 2 до 7 лет.
Программа является методическим пособием, и после апробации может использоваться в дошкольных учреждениях. Будет полезна воспитателям, методистам, инструкторам по физическому воспитанию.
Основные направления программы: профилактическое, организационное, лечебное.
Ожидаемые результаты:
1. Создание условий для развития индивидуальности ребенка через
осознание своих возможностей и способностей.
2. Осознание взрослыми и детьми понятия "здоровье" и влияние образа жизни на состояние здоровья.
3. Повышение уровня ориентации к современным условиям.
4. Овладение навыками оздоровления.
5. Снижение уровня заболеваемости
Апробацию программа пройдёт в 2015-2016 учебном году, начиная со 2 младшей, заканчивая подготовительной группой.
Более подробно ознакомиться с программой вы можете на сайте нашего ДОУ: www.skazkasad-zernograd.ru с 1 сентября 2015 года.
Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении. Анализ созданных условий показал, что в детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а так же для их расслабления и отдыха.
Оборудован физкультурный зал с разнообразным физкультурным оборудованием, а так же пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективность занятий. В детском саду функционирует бассейн. Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе. В летний период в ДОУ организуется работа оздоровительных площадок по разным темам, проводятся тематические недели, реализуются летние экологические проекты. Экспериментальная деятельность детского сада по воспитанию и формированию, сохранению и укреплению здоровья детей предусматривает активную практическую, самостоятельную и интеллектуальную деятельность детей и воспитателя.
Несмотря на то, что инновационная деятельность педагогов оказывает положительное влияние на развитие дошкольного образования в целом, и со всей очевидностью заметны позитивные изменения и инициативы, которые приводят к достижению современного качества образования детей в каждом дошкольном учреждении, анализ экспериментальной практики показывает, что остается нерешенными ряд проблем:
- проблема воспроизводства инноваций в условиях взаимодействия педагогов ДОУ;
- проблема изменения, оптимизации новшеств, способность вовремя избавляться от устаревшего, нецелесообразного;
- приспособление новшеств к конкретным условиям с учетом специфики и возможностей ДОУ;
- поддержка педагогической инициативы, ее продвижение.
Перспективные направления работы:
- организация взаимодействия экспериментальных площадок и педагогов-исследователей, объединенных близостью инновационной проблематики.
- участие ДОУ и отдельных педагогов, успешно реализовавших свои экспериментальные программы, в научно-практических конференциях, конкурсах, используя возможности электронных ресурсов для организации распространения инновационного опыта
- создание банка данных по приоритетным направлениям инновационной деятельности в ДОУ, деятельности педагогов-новаторов, их теоретических и методических разработок с использованием возможностей ИКТ.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организации непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по программе «Развитие» Тема: «Зима. Изменения в жизни животных»
Образовательная область: «Познание»Интеграция образовательных областей: социально - коммуникативное развитие,...
Методическое обеспечение реализации федерального государственного образовательного стандарта в практической деятельности педагога ДОО" (в рамках календарно-тематического планирования тема дня "Специальный транспорт"
Методичесое обеспечение реализация ФГОС в практической деятельности педагога ДОО (в рамках календарно-тематического планирования тематического блока "Безопасность" в старшей группе)...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группе тема: « У кого какая мама»
Конспект по развитию речи во второй младшей группе...
Технологическая карта организации совместной непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по теме "Вот она - какая, вода!"
Технологическая карта организации совместной непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по теме "Вот она - какая, вода!"...
КОНСПЕКТ совместной деятельности воспитателя с детьми в средней группе по теме «Кто мы? Какие мы?»
Цель: развивать умение ориентироваться в схеме собственного тела, различать и называть части тела, различать понятия «мальчик» – «девочка», развивать пространственные пре...
Конспект организованно образовательной деятельности во 2 младшей группе по развитию речи Тема: «У кого какая мама?»»
конспект занятия по развитию речи...
Конспект организованной деятельности художественно - эстетической направленности для детей младшей группы. Тема: "Вот оно какое солнышко"
Цель данной деятельности показать детям и научить изображать разными способами солнечные лучи....