Технологическая карта организации совместной непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по теме "Вот она - какая, вода!"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Рогожкина Елена Геннадьевна

Технологическая карта организации совместной непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по теме "Вот она - какая, вода!"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта организации совместной

непосредственной образовательной деятельности с детьми

подготовительной к школе группы.

Автор: Рогожкина Елена Геннадьевна,

воспитатель первой  квалификационной категории,

МБОУ Сахаровская ООШ.

 Образовательная область

Познание

Тема занятия

Вот она - какая, вода!

Интеграция видов деятельности

Коммуникативная, игровая, познавательно - исследовательская .

Вид занятия

Интегрированное

Формы образовательной деятельности

Беседа; обсуждение; игра; чтение, рассказ, динамическая пауза, опыты, Ситуационные задачи.

Методическая цель занятия

Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, через экспериментальную деятельность.

Задачи занятия

Развивающие

Воспитательные

Образовательные

развивать навыки проведения опытов (уметь работать с представленным оборудованием, соблюдать правила безопасности, знать последовательность в проведении опыта);  развивать творческое мышление, фантазирование;

развивать доказательную речь.

воспитывать чувство ответственности за своё поведение в природе.

формировать представления  о Мировом океане, о родниковой воде;

выяснить знания детей о свойствах и качествах воды, её значении для жизни живых организмов; дополнить знания детей о пользе океанов и морей; формировать желание обсуждать результаты опытов и умение доказывать своё решение;

активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей через решение проблемных ситуаций

формировать умение  создавать мысленные образы;

формировать позицию помощника и защитника жизни воды на Земле.

Планируемые результаты

Овладение способами познавательной деятельности, способность самостоятельно действовать,

обосновывать свои рассуждения.

Подготовительная работа

Чтение сказки Л.В. Рыжовой « Почему заплакал ручеёк?», дидактические игры познавательного характера, опыты с водой.

Оборудование

Проектор, ноутбук, экран, глобус, иллюстрации, картинки; диаграммы «Количество пресной воды на планете Земля»; цветные фишки (красного и синего цветов); картинки Знайка и Незнайка; пластиковые стаканчики, чайные  ложечки, воронки, лоскуты марли, сахар, соль, лимон, ватные диски, речной песок.

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1.

Вводно -

организационный

Приветствую вас юные исследователи! Ребята, с чего начинается хорошее настроение? (С улыбки, с добрых дел, с прекрасных сюрпризов.)Вот и я  приготовила для вас сюрприз –  К нам в гости пожаловали Знайка и Незнайка  (показываю). Я предлагаю вам поделиться хорошим настроением друг с другом.

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть –

Много нового узнать.

Высказывают своё мнение.

Берутся за руки, улыбаются друг

другу.

1 мин.

2.

Проблемная

ситуация (или

мотивация) и

постановка и

принятие

детьми цели

занятия

Ребята, наши гости пришли не с пустыми руками, посмотрите, что они нам принесли (показываю глобус)

А что такое глобус?

Что на глобусе обозначено голубым цветом?

Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить?

Сегодня  мы будем не только говорить, но и экспериментировать  с водой.

Я предлагаю вам поделиться на две команды: «Ручеёк» и «Озеро»  и занять места за соответствующими столами.

Ребята,  Знайка много знает о воде и хочет выбрать себе друзей. Он  будет вручать красные фишки за правильные ответы.

Незнайка (показываю) принёс синие фишки, чтобы вручать их за неправильные ответы. Но, я уверена, что все ваши ответы будут правильные.

Дают определение глобусу (макет Земного шара).

Перечисляют, что изображено на

глобусе  голубым цветом (океаны, моря, реки, озёра).

Отвечают на вопрос.

Садятся на свои места.

2 мин.

3.

Основная

часть. Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений),

актуализация

знаний.

Беседа о Мировом океане

Ребята, посмотрите, что занимает больше места вода или суша?  

Посмотрите  на  диаграмму «Количество пресной воды на планете Земля».

 Как вы думаете, что обозначено серым, синим и голубым цветами?

Ребята, на карте обозначено четыре океана, все они имеют свои названия. Если плыть  вокруг Земли на корабле, то не замечаешь, где заканчивается один океан  и начинается другой. Кругом вода, вода. Поэтому все океаны вместе  называют Мировым океаном. Обведите

пальчиком Мировой океан на диаграмме. Разделили Мировой океан на четыре океана  для того, чтобы удобнее было ориентироваться на воде.

Представьте  ситуацию:  спрашивают  по рации капитана: - Где вы находитесь? Капитан отвечает: - В Мировом океане? Непонятно. То ли в этом месте, то ли в другом (показывает на глобусе)? А если указать адрес точнее: - Мы находимся в Тихом океане. Всё станет ясно.

Что есть на Земле, помимо океанов?  Моря тоже  относят к Мировому океану. Потому что  любое море соединяется  с океаном.

Что больше места  занимает океан или  море? А что есть ещё на Земле  кроме океанов и морей. Они по величине меньше, чем моря.  

Какая вода в океанах и морях?  Пригодна, ли солёная вода для питья? Посмотрите на диаграмму, много ли пресной воды на планете? Вода в реках, отдельных озёрах пресная. Всю ли пресную воду можно пить?

Есть воды, которые текут под землёй в виде маленьких речек и в определённых местах выходят на поверхность в виде родников, ключей. Такую воду люди называют родниковой или ключевой водой, а само место – родником или ключом. Вода в родниках всегда холодная. Почему?

Люди в этих местах, где выходит родничок на поверхность земли, роют колодцы и поднимают пресную воду для питья.        

Ребята, наши гости приготовили для вас задания.

Значение воды.

Задание команде «Ручеёк» - рассказать о пользе пресной воды.

Команде «Озеро» - рассказать о значении вод океанов и морей.

Ребята, а знаете ли вы что, в  морской воде содержится много солей йода, который вырабатывается морскими водорослями и полезен для  человеческого организмам. Морской воздух и морская вода благотворно влияют на здоровье человека, а порой излечивают от болезней. Люди, которые приезжают к морю и в нём купаются, принимая ванны из морской воды, прополаскивая ею больное горло, перестают часто болеть, а иногда и совсем излечиваются от болезней.

В морях и океанах растут водоросли, которые в огромных количествах поглощают

углекислый газ и насыщают воздух на поверхности Земли кислородом.

Для чего нужен кислород?

Кто обитает в воде? Вода кормит людей.

Вода самая широкая и удобная дорога для передвижения морских судов, на которых

перевозят большие грузы, людей.

Вода входит в состав овощей, фруктов, другой пищи человека.  Организм животных и людей тоже в большей степени  состоит из воды. Потеря воды ведёт к гибели всего живого на Земле. Человек без воды не может прожить более трёх дней.

Гидроэлектростанции, которые нам дают электричество, работают на воде.

Водой орошают поля. Водой умываются.

Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни

бумагу для книжек и тетрадей, ни ткань для одежды, ни лекарства, ни металл и пластмассу.

Игра «Чистая - грязная»

 «Пила минеральную воду», «кипячённую воду», « кипячённую, охлаждённую воду», «питьевую воду».  

 

«Попила воду из речки», «из лужи», «из солёного озера», «из разноцветной блестящей речки», «воду из океана».

Упражнение на воображение, фантазирование.

Задание команде «Ручеёк». Что случиться с планетой Земля, если вдруг исчезнет вся пресная вода? Это будут страшные картинки.

Задание  команде «Озеро». Кому счастливо живётся, когда на планете много пресной воды?

Ребята, высказываемся  чётко, полным предложением; не перебиваем  друг друга, дожидаемся  своей очереди для ответа;

Ребята, какой вывод мы можем сделать?

Знайка всех благодарит и каждой команде вручает свою награду – красную фишку. Незнайка разочарован.

Ребята, помните, мы с вами  читали  сказку «Почему заплакал  ручеёк?» О чем эта сказка?

Я предлагаю вам ещё одно задание:

Задание команде «Ручеёк». Рассказать о своих наблюдениях  или по  просмотренным

телепередачам, как люди загрязняют реки, озёра и другие водоёмы.

Задание Команде «Озеро».  Рассказать о правилах поведения вблизи водоёмов (рек, озёр и пр.) и  во время купания в них.

После обсуждения Знайка награждает фишками команды детей. 

Физкультминутка.

А над морем — мы с тобою!

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем — мы с тобою!

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй.

Экспериментирование.

 Ребята, давайте покажем  Знайке и Незнайке,

за что мы имеем звание «юный исследователь». Каждая команда  самостоятельно проведёт  научный опыт, который вам хорошо известен, затем объяснят  ход их проведения.

Для этого я хочу вас пригласить в лабораторию.  Что делают в лаборатории? 

 Чтобы не испачкать свою одежду в лаборатории принято носить спецодежду. Надевайте, пожалуйста, фартуки.

Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил.

Задание команде «Озеро». Провести опыт «Вода – растворитель». (доказательство того, что вода приобретает вкус растворённых в ней веществ)

Ребята, напомните, какими свойствами обладает вода?

Задание команде «Ручеёк».  Провести опыт «Как очистить воду от мути?». (Найти способ очистки воды от взвесей речного песка и глины)

Знайка оценивает знания детей,  вручает  красные фишки.

Ситуационные задачи.

Задача 1 Есть такая сказка. Два осла шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой – ватой. Первый осёл, едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй – шёл  весело и легко. Вскоре животным пришлось переходить речку. Осёл, навьюченный солью, остановился в воде и стал купаться. Он - то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осёл вышел из воды, ноша его стала гораздо..  Почему? Но исчезла ли она совсем? Что с ней случилось? Соль не исчезла, но стала невидима в воде. Продолжим сказку дальше. Другой осёл, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась его ноша. Почему? Что произошло бы, если бы второй осёл нёс не вату, а сахар? Что помогло вам ответить на эти вопросы?

Задача 2 Пришёл Петя на речку Яя. Выбрал песчаный бережок. Развёл костёр, подогрел в

жестяной банке сосиски. Поел, набрал из речки воды, выпил её. Затем решил очистить бережок от мусора. Выбросил в речку остатки от пищи, костра и жестяную банку. Из бумаги сделал кораблики, пустил их по воде. С чувством собственного достоинства Петя пошёл домой. Что не знал Петя?

Отвечают, что вода занимает в два раза больше места, чем суша.

Рассматривают диаграмму.

Рассуждают что обозначено серым, синим и голубым цветами.

Обводят пальчиком Мировой океан.

Отвечают что на Земле, помимо океанов есть ещё моря.

Отвечают что океан больше, чем море. Что  на Земле  кроме океанов и морей есть ещё  озёра.

Высказывают свое  мнение.

Рассматривают диаграмму, отвечают, что пресной воды очень мало.

Рассуждают о том, что после необходимой  очистки  вода становится питьевой.

Высказывают своё мнение.  

Рассуждают, рассказывают о пользе пресной воды.

Рассуждают, рассказывают  о значении вод океанов и морей.

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное, задают и отвечают на вопросы.

Кислород необходим для дыхания всему живому на нашей планете.

Вода является средой обитания для морских животных и птиц,  рыб, морских  растений.

Делают вывод, что ничего не сделаешь без воды!  

Дети стоят в кругу.

 Складывают   из ладоней кружечку изображают улыбку на лице и показывают, что  «пьют воду».

Изображают  на лице брезгливость и «стряхивают  воду» с рук.

По сигналу  закрывают и  открывают глаза, каждая команда рассказывает о своих фантазиях.

Делают вывод: воду нужно беречь.

Отвечают, что сказка о загрязнении реки Серебрянки, неправильном поведении людей и животных по отношению к ней.

Рассказывают, как люди загрязняют реки, озёра и другие водоёмы, используя  картинки, иллюстрации.

 Рассказывают  о правилах поведения вблизи водоёмов (рек, озёр и пр.) и  во время купания в них, используя  картинки, иллюстрации.

Машут руками, словно крыльями.

Делают плавательные движения руками.

Переходят в лабораторию.

Отвечают на вопрос

Надевают фартуки.

Вспоминают правила поведения в лаборатории.

Занимают свои места за столами.

Дети опускают поочерёдно в разные бокалы растворимые вещества, размешивают их, пробуют воду на вкус. Капитан команды   называет  цель опыта, действия, вывод.

Отвечают, что вода не  имеет запаха, вкуса, растекается, принимает форму в зависимости от формы посуды, в которую налита.

Воронку опускают в чистый пластиковый стаканчик. Кладут   в воронку вату, сверху накрывают  лоскутом  марли, (фильтр для воды). Пропускают  мутную воду через этот фильтр. Капитан команды   называет  цель опыта, действия, вывод.

Рассуждают, высказывают своё мнение.

Отвечают на вопросы.

Рассуждают, высказывают своё мнение.

Отвечают на вопросы.

30 мин

4.

Рефлексия

Ребята, посчитайте свои фишки. Сколько красных фишек? Сколько синих?   Знайка выбирает вас  всех себе в друзья, а  Незнайка огорчён.

Что вы предложите Незнайке ?

 Ребята, ответьте Знайке:

Что у тебя получилось лучше всего?

Что у тебя не получилось и почему?

Что ты сделаешь, чтобы в следующий раз получилось?

Что было самым трудным?

Что было самым интересным?

Что ещё не получается?

Кого бы ты хотел (а) поблагодарить за работу на занятии?

Считают фишки

Предположения детей.

Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы, своего эмоционального состояния

2мин.

Используемая литература:

  1. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ: Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск  / Сост. Н. В. Нищева. . –СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС », 2013. – 240 с.( Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»).
  2. Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования . –СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС », 2014. – 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми «Веселое путешествие» первая младшая группа (2-3 лет)

Технологическая картаорганизации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьмиВоспитатель: Авдеенко Алла ВладимировнаДОУ: МБДОУ «Детский сад  № 52» АГОТема:  «Веселое путе...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми первой группы раннего возраста.

Тема (проект, событие): «Волшебный сундучок»Возрастная группа: Первая группа раннего возрастаФорма НОД: работа со строительным материалом + художественная литератураФорма организации (групповая, подгр...

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы (6-7 лет) Тема: «Федорино горе» по сказке К.И.Чуковского

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема: «Федорино горе» по сказке К.И.ЧуковскогоВозрастная группа: подготовительн...

Технологическая карта организации совместной непосредственно-образовательной деятельности с детьми «Школа юного спасателя». Подготовительная группа

Технологическая карта организации совместной непосредственно-образовательной деятельности с детьми «Школа юного спасателя». Подготовительная группа....

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми "Синяя вода"

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми на тему (проект, событие): «Синяя вода»Возрастная группа: старшая (5-6 лет)...