Дополнительная программа детского объединения "Очумелые ручки"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
данный материал содержит программу кружка "Очумелые ручки" с учебно-тематическим планироваием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЖАРКОВСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Программа утверждена Утверждено:
на педагогическом совете Приказом №____от ________
(Протокол №________) Директор Дома детского творчества
___________________ Е.П. Гренкова
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«ОЧ.УМЕЛЫЕРУЧКИ»
Составитель: Титова Елена Юрьевна
педагог дополнительного образования,
возраст обучающихся 6-7 лет,
срок реализации программы 1 год
пгт Жарковский
2015 - 2016 уч.год
Пояснительная записка
Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А.Н.Леонтьева, это возраст первоначального становления личности. На протяжении дошкольного периода у ребёнка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например игра, общение с взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей и творческой активности.
В современных условиях проблеме творчества и творческой личности уделяют внимание и педагоги и психологи. Психологи убедительно доказали, что задатки творческих способностей присущи любому ребёнку, не менее важным является вывод психолого-педагогической науки о том, что творческие способности необходимо развивать с раннего детства. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, эмпатия, способность понимать позицию другого человека.
Отсутствие целенаправленного развития творческих способностей детей приводит к неполноценному формированию личности, к её неспособности в дальнейшем находиться в гармонии с собой, с миром, с его культурными и духовными ценностями. И как следствие – появления чувства неуверенности в себе в условиях современной жизни.
Дети обладают способностями ко всем видам художественного творчества. Они способны целостно и одномоментно воспринимать окружающий мир, эмоционально сопереживать всему что видят и слышат. Сенсорное восприятие окружающего мира особенно развито у ребёнка в раннем возрасте. Необходимо не пропустить развитие того потенциала возможностей и способностей, которым обладает ребёнок.
Работа по развитию творческих способностей в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы её организации разнообразны и результаты проявляются в различных видах деятельности: игре, лепке, аппликации, рисовании, ручном труде и пр. Один из способов развития творческих способностей: занятия ДПИ.
Литература по данной теме, собственные наблюдения за воспитанниками во время проведения занятий по изобразительной деятельности, я пришла к убеждению, что занятия ДПИ могут быть привлекательными и доступными для детей старшего дошкольного возраста.
Опыт показывает, что занятия ДПИ способствуют активному развитию у ребёнка:
- мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
- сенсорного восприятия;
- глазомера;
- логического мышления;
- воображения;
- волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.);
- художественных способностей и эстетического вкуса.
На занятиях дети приобретают практические навыки (владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами), опыт рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счёте.
Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты».
Методические рекомендации к реализации
программы кружка «Очумелые ручки» по развитию у дошкольников творческих способностей и логического мышления
Учебный материал кружка «Очумелыеручки» рассчитан на 1 год обучения. Учебный план занятий рассчитан на 1 год обучения. Занятия проходят 1 раз в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятия для детей 6 - 7 лет 30 – 35 минут. Занятия проходят в виде игры. Количество детей в группе не более 12 человек и подразделяется на две подгруппы, определено тем, что на занятиях дети работают с колющими и режущими предметами и необходимо строгое соблюдение правил техники безопасности.
Эффективность программы невозможна без заинтересованности детей данным видом прикладного искусства. С этой целью проводится выставка-показ работ детей, обучающихся ранее, сопровождаемых диагностическим исследованием интеллектуального компонента на уровне прогнозирования. Задаю вопросы: Как думаешь, сможешь ты сделать такую же поделку? Почему ты так думаешь? После, предлагаю посмотреть работы с изнаночной стороны и сравнить переплетение нитей на лицевой стороне. При рассмотрении работ акцентирую внимание на соотношение цветов с фоном. Далее происходит знакомство детей с инструментами и материалами через игру: «Здравствуйте, меня зовут Иголка». Обязательно проводится инструктаж детей по технике безопасности при работе . В последующей работе перехожу к показу технического закрепления . Перед практической частью делаю акцент на подбор материалов, соответствующих к выбранному фону. Выбор самостоятелен, но на начальном этапе допускается корректировка педагогом. Во время занятий дети свободно общаются друг с другом. Занятия сопровождаются музыкой, подобранной совместно с детьми из детского репертуара. Разнообразие вношу играми, по цветотерапии, для развития умений соотносить цветовую гамму с образом, его эмоциональным состоянием, особенностями, закрепление знаний названия цветов и их оттенков.
Выполнение практических работ, указанных в программе, не всегда возможно в процессе деятельности кружка и зависит от многих причин, в частности от материально-технической базы. Поэтому руководитель кружка может внести в программу изменения: сокращать материал по одной теме, увеличивать по другой, исключать темы и вводить новые.
Цель программы: обучение детей элементарным трудовым навыкам и методам работы с различными материалами.
Задачи:
- содействовать развитию творческого мышления;
- вооружать опытом самостоятельной практической деятельности;
- способствовать воспитанию трудолюбия, коллективизма, обязанности, ответственности, культуры поведения и общения;
- развивать познавательный интерес к живой и неживой природе;
- продолжать формирование экологической культуры школьников;
- способствовать развитию способностей к самооценке, стремление к творческому самовыражению и самосовершенствованию в процессе трудовой деятельности.
Программа кружка основывается на следующих принципах:
- Принцип увлекательности и творчества
- Принцип системности
- Принцип доступности
- Принцип последовательности
- Предметное обучение (даёт возможность быстрее и качественнее получить результат своего труда, позволяет избежать небрежности в проработке технологических мотивов).
- Постепенное усложнение материала от простого к сложному
- Учёт индивидуальных способностей воспитанников
- Приоритет практической деятельности
- Включение детей в разнообразную деятельность
- Демократический стиль взаимоотношений с детьми
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРУЖКА «ОЧУМЕЛЕ РУЧКИ»
1. Знакомство с возможностями разных техник изображения.
2. Теоретические и практические занятия.
3. Практические работы в творческих мастерских.
4. Массовые дела кружка.
5. Участие в массовых мероприятиях.
Разнообразная деятельность способствует воспитанию ответственности воспитанников, позволяет выйти за рамки программы, закрепить полученные знания и умения, углубить теоретические и практические навыки и приёмы, творчески реализовать себя, развивать эстетический вкус, совершенствовать качество выполненных изделий, переходить от простых операций к сложным.
Программа кружка предусматривает ознакомление с историей различных видов ДПИ, анализ образцов и современных произведений ДПИ. Практическая работа включает ознакомление с различными приёмами, которые осуществляются в процессе выполнения задания.
Для работы кружка требуется следующее оборудование и инструменты: шило, иглы швейные, нитки катушечные различных оттенков и цветов, клей-карандаш, «Титан», цветной и белый картон.
Для успешного усвоения материала для занятий нужны наглядные пособия.
Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса:
- словесные методы (беседа, объяснение).
Чтобы создать интерес к определенному занятию используются данные методы и приемы. Образное, меткое и мудрое народное слово должно стать постоянным спутником ребенка: «Не привыкай к безделью – учись рукоделью», «Дело и труд все перетрут», «У кого сноровка, тот и действует ловко». Чтобы заинтриговать детей, используются загадки: «Конь стальной, хвост льняной», «Ныряла, ныряла да хвост потеряла». С ними вместе могут вышивать их любимые игрушки. Когда дети овладевают трудовыми умениями и навыками, по мере накопления опыта самостоятельного выполнения задания, достаточно подсказать ребенку, как следует действовать в данной ситуации («С чего начнешь выполнять свою работ?», «Какой метод заполнения будешь использовать?»).
- наглядные методы (показ иллюстраций, рассматривание образца готовой работы.
Детям старшего дошкольного возраста образец дается лишь для того, чтобы показать на нем последовательность выполнения работы, познакомить с каким-то новым конструктивным приемом.
- практические приемы: отмерить нить, вдеть нить в иглу, завязывание узелка, работать с трафаретом, умение заполнять угол, окружность, оформлять свою вышивку в картину (панно).
Овладение приемами выполнения приемами трудовых действий, операций, их правильной последовательностью позволяет приобрести необходимые умения для выполнения различных по содержанию работ.
Дидактический материал:
- иллюстрации;
- образцы работ;
- схемы (техника заполнения фигур);
- стихи, загадки.
Техническое оснащение:
- иголка для вышивания (с широким ушком и тупым концом);
- цветные нити разного качества;
- ножницы с тупым концом;
- шило;
- кусок линолеума примерно 25х25 см;
- цветной картон, бархатная бумага разного размера;
- линейка, трафареты, фигурные лекала;
- цветные карандаши, ручки, фломастеры;
- бросовый материал для дополнения изображения.
- учебные столы и стулья;
- белая бумага;
- волокнистые материалы;
- бисер;
- кисточки для клея;
- бумажные салфетки;
Ожидаемые результаты:
Повышение уровня развития мелкой моторики пальцев рук.
Обогащение активного и пассивного словаря детей.
Развитие творческих способностей детей.
Одним из показателей успеха в работе кружка «Очумелые ручки» будет являться участие кружковцев в различных выставках и конкурсах. Большой популярностью у кружковцев пользуются итоговые выставки работ, проводимые в школе, районе. Но наиболее желанной является для них все-таки выставка, именно на этой выставке их работу увидят и оценят друзья, педагоги, которые в течение года не всегда, может быть, замечали трудолюбие и интерес того или другого кружковца. Родители, которые обязательно должны приходить на выставку, чтобы увидеть работу своего ребенка, сравнить ее с работами других детей, а потом рассказать об этом у себя на работе, дома, друзьям.
Формы подведения итогов:
оформление выставочного стенда в ДОУ;
участие в муниципальных, региональных выставках и конкурсах;
выступление на родительских собраниях.
Критерии и методика диагностики
знаний и умений детей
программы кружка «Очумелые ручки»
Низкий уровень:
- затрудняется в отсчитывании заданного количества точек; плохо ориентируется на плоскости; не всегда правильно определяет величину изображения в зависимости от размера картона;
- мелкая моторика рук развита плохо; затрудняется в понятиях: холодные и теплые тона; с трудом подбирает цвет к фону; различает лицевую и изнаночную сторону изделия; затрудняется в различении толщины ниток.
- плохо владеет иголкой, ниткой, шилом; с трудом завязывает узелок и закреплять нитку в работе; в работе не всегда использует карты со схемами; низкая самостоятельность в деятельности, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества.
- не всегда выполняет правила безопасного пользования ножницами, шилом и иголкой (хранить иглу только в игольнице и с ниткой; нельзя ронять иглу на пол; передавать друг другу только тупым концом вперед; нельзя вкалывать иглу в одежду, держать во рту; нитку нельзя откусывать зубами; нельзя держать ножницы острыми концами вверх; передавать друг другу ножницы можно только кольцами вперед).
Средний уровень:
- испытывает затруднения в отсчитывании количество заданных точек; ориентируется на плоскости; правильно определяет величину изображения в зависимости от размера картона;
- путается в понятиях: холодные и теплые тона; подбирает цвет к фону; подбирает контрастные цвета, оттеняющие друг друга, с помощью педагога; мелкая моторика развита хорошо; различает толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия.
- владеет иголкой, ниткой, шилом; завязывает узелки, закрепляет нитку в работе; в работе использует карты со схемами; высокая самостоятельность в деятельности; качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточно самостоятельности для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично.
- знает и выполняет правила безопасного пользования ножницами, шилом и иголкой, но необходимы напоминания педагога.
Высокий уровень:
- легко ориентируется на плоскости, в направлениях (вверх, вниз, вправо, влево); отсчитывает заданное количество точек, правильно определяет величину изображения в зависимости от размера картона,
- хорошо развито цветовое восприятие, мелкая моторика рук развита хорошо; легко подбирает цвет к фону; подбирает контрастные цвета, оттеняющие друг друга; легко различает толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия;
- владеет иголкой, ниткой, шилом; завязывает узелки, закрепляет нитку в работе; в работе использует карты со схемами; развитые комбинаторные умения, полная самостоятельность; результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны.
- знает и выполняет правила безопасного пользования ножницами, шилом и иголкой.
Способы фиксации результатов
•Проведение аттестации учащихся
в начале, середине и конце года
• Составление диагностической карты
«Оценка результатов освоения программы».
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
1. | Введение в образовательную программу. | 2 | 2 | - |
2. | Заготовка природного материала. | 2 | 1 | 1 |
3. | Работа с природным материалом. | 12 | 2 | 10 |
4. | Плетение из бисера | 14 | 2 | 12 |
5. | Картонное кружево | 10 | 2 | 8 |
6. | Изонить | 20 | 4 | 16 |
7. | Плетение из волокнистых материалов. | 6 | 2 | 4 |
8. | Подготовка к итоговой выставке. | 2 | - | 2 |
Общее кол-во часов | 68 | 15 | 53 |
Содержание программы
Тема 1. Введение в образовательную программу (2 ч)
Теоретическая часть.Краткое содержание программы, организация рабочего места, правила поведения и требования к обучающимся. Инструктаж по технике безопасности. Начальная диагностика знаний, умений и навыков.
Формы работы: беседа - инструктаж, объяснение, показ
Тема 2. Заготовка природного материала (2 ч)
Теоретическая часть. Введение. Методы заготовки природного материала. -1 ч
Практическая работа. Заготовка стеблей, шишек, желудей, семян и другого природного материала. – 1 ч
Формы работы: практическое занятие, самостоятельная работа.
Тема 3. Работа с природным материалом (12ч)
Работа с природным материалом.
Теоретическая часть. Показ образцов готовых изделий. Планирование своей работы – 2 ч
Практическая работа. Изготовление поделок и композиций из природного материала – 10 ч
1. Бабочка – 2 ч
1.Собачка – 2 ч
2.Ёжик – 2 ч
3.Гномики – 2 ч
4. Осенний пейзаж – 2 ч
Формы работы: беседа-показ, практическое занятие, самостоятельная работа.
Тема 4. Плетение из бисера (14 ч)
Теоретическая часть. История создания бисера. Демонстрация готовых изделий. Планирование работы. Последовательность выполнения работы – 2ч
Практическая часть. Плетение цепочки (браслеты и бусы), цветов. – 12 ч
1.Цепочка – 2 ч (по схеме)
2.Браслет – 2 ч (по схеме)
3. Бусы - 2 ч (составление своего рисунка)
4. Цветок фиалки – 6 ч
Формы работы: беседа-показ, практическое занятие, самостоятельная работа.
Тема 5. Картонное кружево ( 10 ч)
Теоретическая часть. Ознакомление с историей возникновения. Демонстрация готовых изделий в технике «картонное кружево». Последовательность выполнения работы. - 2 ч
Практическая часть. Изготовление работ в технике «картонное кружево»
1. Золотая рыбка – 2ч
2.Грибок –2 ч
3. Изготовление композиций по готовым цветным картинкам (из детских книг и раскрасок) – 4 ч
Формы работы: беседа-показ, практическое занятие, самостоятельная работа.
Тема 6. Изонить (30 ч)
Теоретическая часть. Ознакомление с ДПИ. Изонить – один из видов ДПИ. Последовательность заполнения основных фигур изонити – круг и угол. (4 ч)
Практическая часть. Изготовление композиций в технике «Изонить» - 16 ч
1.Букет для мамы (все) – 6 ч
2. Изготовление композиций в технике «изонить» по желанию детей
(Дракончик, Лягушка, Цыплёнок, Ёжик, Белочка, Бабочка, Цветок, Лебедь, Зимняя сказка) – 4 ч
3. Открытка к 9 мая (все) – 6 ч
Формы работы: беседа-показ, практическое занятие, самостоятельная работа.
Тема 7. Плетение из волокнистых материалов (6 ч)
Теоретическая часть. Виды плетения. Демонстрация готового изделия. Последовательность выполнения работы – 2 ч
Практическая часть. Изготовление куклы- маслянички. (1.ручки – косичка из 3 прядей ; 2.Туловище – голова – ноги (разделяем нитями);
3. Украшение куколки (бисером, бусинами, тканью) – по желанию детей - 4 ч
Формы работы: беседа-показ, практическое занятие, самостоятельная работа.
Тема 8. Подготовка и организация итоговой выставки. Праздник творчества (2 час)
Оформление выполненных работ. Подведение итогов. Итоговая диагностика.
Отбор выполненных работ. Составление каталога участников. Праздник творчества. Вручение наград.
В результате участия в кружке «Оч.умелые ручки» учащиеся должны
знать:
- методы заготовки природного материала;
- виды плетения;
- методы плетения;
- технику безопасности при работе с режущими предметами;
уметь:
-плести узоры из бумаги, волокнистых материалов, бисера;
делать узоры в технике изонить;
- изготавливать из природного материала различные поделки и композиции.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Индивидуальный подход в работе кружка – это действенное внимание к каждому кружковцу, его творческой индивидуальности. Он предполагает разумное сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы в ходе занятия и помогает вовлечь всех детей в активную работу кружка. В ходе занятия используется сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения. Дети работают самостоятельно и под контролем учителя.
Например:
- В процессе плетения дети развивают мелкую моторику рук, образное и пространственное мышление, создают интересные и необычные изделия.
- Работа с самыми различными волокнистыми материалами значительно расширяет кругозор учащихся, у них развивается внимание и зрительная память.
- Работа с бисером требует усидчивости, терпения, трудолюбия. Дети учатся планировать свою работу.
- Выполняя работу из природного материала, важно заинтересовать
детей процессом созидания, вселить в них уверенность, что они смогут сделать задуманное своими руками. Они знакомятся с разновидностями растительного материала, у них формируется любовь к природе, родному краю и умение трудиться.
Способствует лучшему усвоению программного материала.
1. Наглядные пособия (схемы).
2. Образцы готовых работ.
3. Литература (альбомы, книги)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПЕДАГОГА
1. Работа над методическими пособиями.
2. Подготовка образцов в помощь и для самостоятельной работы воспитанников.
3. Планирование работы.
4.Анализ собственной деятельности кружка.
5. Программирование деятельности.
6. Обобщение опыта своей работы и изучение результатов деятельности воспитанников.
7. Совершенствование своего педагогического и профессионального мастерства.
8. Встречи с коллегами с целью обмена опытом.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ, КОНТРОЛЬ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
В образовательной программе промежуточная диагностика результатов проводится в ходе изучения тем программы, а итоговая диагностика – в конце изучения разделов программы. Важным показателем эффективности реализации программы являются выставки творческих работ воспитанников, участие в конкурсах, состязаниях, концертах, фестивалях, олимпиадах. Для большинства воспитанников основным результатом является произведение собственных рук, а также объем знаний. Умений и навыков, приобретаемых в ходе освоения данной программы.
Следует иметь в виду принцип постепенного продвижения в развитии личности, то есть возможность для самореализации ребёнка в условиях свободного выбора различных видов деятельности. При этом успехи, достижение ребёнка сравниваются не со стандартом (как в основном образовании), а с исходными возможностями.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Оценка результатов обучения – это качество.
1.Изготовление изделий и их показ.
2. Участие в выставках.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Дидактические материалы, необходимые для демонстрации на занятиях:
* образцы, изготовленные педагогом доп. Образования
* коллекция детских творческих работ
* схемы изготовления работ
Список литературы
Литература для учителя:
1.В помощь педагогу, работающему над авторской образовательной программой: Методические рекомендации. — М.: Изд-во Мое. Гор. Дворца творчества детей и юношества, 1995. — 24
2.Законодательство Российской Федерации об образовании.
Федеральные базовые законы. — М.: ИФ «Образование в документах»,
2001. — 2-е изд. — 104 с.
3.Коротов В.М. Программирование учебно-воспитательного
процесса как условие комплексного подхода // Сб. материалов
для обсуждения на совместном заседании Ученых советов НИИ ОП и НИИ ОПВ АПН СССР. — М., 1988. — Л с. 28.
4. Лазарев В.С., Поташник М.М. Как разработать программу
развития школы: Методическое пособие для руководителей
образовательных учреждений. — М.: Новая школа, 1993. —
48с. .
5. Программно-целевое управление развитием образования: опыт, проблемы, перспективы: Пособие для руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем /Под ред. А.М. Моисеева. — М.: Педагогическое общество России, 1999. — 191 с.
6. Региональная программа развития общего образования Саратовской области на 1996-1998 годы /Под ред. Л. Г. Вяткина,
Н. П. Корнюшкина. — Саратов: Слово, 1996. — 71 с. Симонов В. М. Педагогика: Краткий курс лекций. — Волгоград: Учитель-2, 1997. — 71 с.
Литература для учащихся:
1. Нагибина М.И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль Академия, К° Академия Холдинг, 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ КРУЖОК «Очумелые ручки
развитие творческих способностей, фантазии, воображения через кружковую работу "Изонить." Порограмма расчитана на 2 года, детей старшего дошкольного возраста....

Программа дополнительного образования кружка "Умелые ручки" в старшей группе.
Программа дополнительного образования кружка "Умелые ручки"расчитана на 1 год.Возраст детей 5-7 лет.Направлена развить эстетический вкус,конструкторские навыки и умения....
Дополнительная общеразвивающая программа кружка "Умелые ручки"
Дополнительная общеразвивающая программа «Умелые ручки» для детей 5-7 лет имеет художественно-эстетическую направленность. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творчес...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Умелые ручки»
Программа содержит:1. Пояснительная записка2. Учебно-тематическое планирование3. Содержание программы ...

Рабочая программа по дополнительной услуге детская студия «Умелые ручки»
Настоящая программа описывает курс подготовки по лего-конструированию для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).Методологической основой программы являются методические разработки Фешина...
Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Чудо ручки, чудо штучки» (рабочая программа)
Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные реш...

Рабочая программа кружка "Пальчик, ручка, язычок" дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования 1 младшая группа.
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцам...