ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Умелые ручки»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа) на тему
Программа содержит:
1. Пояснительная записка
2. Учебно-тематическое планирование
3. Содержание программы
Группа первого года обучения
4. Методическое обеспечение программы
5. Список литературы для педагога
6. Список литературы для обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_starkovoy_umelye_ruchki.doc | 165 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №18 «Теремок» Ярославского муниципального района Программа утверждена на педсовете «___»____________20 г. протокол №___________ Председатель педсовета ________Г. Н. Крестникова ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Умелые ручки» (для детей в возрасте 5 – 7 лет) Срок реализации – 1 год. Составитель: Воспитатель Старкова Наталия Вадимовна МДОУ №18 «Теремок» ЯМР. г. Ярославль 2015 г. |
Оглавление.
- Пояснительная записка
- Учебно-тематическое планирование
- Содержание программы
Группа первого года обучения
- Методическое обеспечение программы
- Список литературы для педагога
- Список литературы для обучающихся
- Пояснительная записка.
У большинства детей старшего дошкольного возраста выявлен недостаточный уровень сформированности тонких движений кистей и пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у детей препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Данная программа ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству и носит образовательных характер. Программа преследует не только утилитарные цели, но и позволяет развивать принципиально важные способности комбинировать, фантазировать, составлять из отдельных элементов единое целое, то есть научить мыслить и действовать творчески, развивать творческую активность.
Одной из задач современного образования является закладывание жизненных основ и нравственных ценностей, формирование характера человека. Сколько радости и удовольствия получает ребёнок, когда в его руках оживает предмет, который он видел не раз. Интерес к обработке различных материалов у детей велик, они любят мастерить, клеить, конструировать. Это стремление надо развивать и поддерживать. Чем раньше детские пальцы станут ловкими, тем быстрее ребёнок познает радость творческого труда, и тем больше уверенность, что из него вырастет умелец, которому будут чужды праздность, лень, скука.
В программе объединены несколько предметов: работа с природным материалом, бумагой, тканью, тесто-пластика, роспись по ткани. Выбор предметов неслучаен. Данные предметы позволяют развивать в детях трудолюбие, фантазию, творческую смекалку, изобретательность, а так же мелкую моторику рук, логическое мышление, внимание, память и т. д., формировать у них интерес к декоративно-прикладному творчеству, рукоделию; готовить к более сложной работе.
У каждого ребёнка свои индивидуальные интересы, склонности, способности. Поэтому данная программа включает в себя различные виды деятельности, поощряя проявление творчества. Разнообразие используемых материалов, многосторонняя «проба сил» позволяет каждому проявить свои способности, обеспечивая условия для их развития, делает процесс обучения интересным для детей.
Педагогические технологии реализации программы ориентированы на:
- Сотрудничество с обучающимися,
- На создание ситуации успеха; успех - самый лучший воспитатель, ибо он даёт ребёнку главное: осознание своих возможностей, веру в себя.
- Поддержку, взаимопомощь в преодолении трудностей — то есть на всё, что способствует товарищескому самовыражению воспитанников.
Программа направлена на формирование у детей:
- потребности сохранения культурных ценностей;
- умения работать в коллективе (взаимопомощь, взаимодействие).
В ходе реализации программы развиваются способности и склонности как общие (к труду, учёбе, игре), так и специальные (художественные ).
Целью программы является содействие развитию у детей способности видеть, понимать и оценивать красоту разных видов прикладного искусства через практическое освоение ими различных ремёсел (рукоделий)
Задачи:
Образовательные:
- создавать условия для овладения детьми знаний, умений и навыков в различных видах рукоделия; полного самовыражения и реализации творческого потенциала каждого ребёнка; расширения кругозора
- учить правильно пользоваться простейшими инструментами, такими как ножницы, линейка, карандаш.
- учить выполнять операции с бумагой, тканью, нетрадиционным материалом.
- учить выполнять на практике технологическую цепочку выполнения изделия
- учить координировать движения рук в соответствии с характером создаваемого образца и с учётом выбранных инструментов
- познакомить детей с различными ремёслами (флорист, конструктор, гончар)
Развивающие:
- развивать творческий потенциал и интеллектуальные способности детей(воображение, память, внимание, мышление, эмоциональное восприятие мира)
- развивать предметно - манипуляторную деятельность ребёнка;
- развивать умение целостного видения изделия
- развивать эмоционально — эстетическое отношение к произведениям народного творчества.
Воспитательные:
- формировать трудолюбие, аккуратность, взаимопомощь, взаимодействие, бережное отношение к окружающему миру;
- формировать положительную мотивацию к совместной творческой деятельности
- содействовать формированию интереса к процессу создания своих изделий и эстетического отношения к труду;
- поощрять смелость в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа, проявление фантазии и возможного разнообразия в оформлении изделий.
- Принципы работы с детьми:
1. Формирование у детей целостного восприятия мира.
2. Активизация познавательных процессов.
3. Создание на занятиях ситуации успеха.
4. Обще - дидактические принципы:
- от простого к сложному
- от частного к общему и наоборот
- дифференциация деятельности
5. Личностно-ориентированный подход:
- учет личностных целей и интересов в групповой деятельности
- учет возрастных и психологических особенностей каждого ребенка
- учет базовой подготовки и способностей обучающихся
6. Принципы оптимальности:
- единство теории и практики
- сочетание рационального и эмоционального
- соединение обучающих, воспитывающих и развивающих функций в процессе деятельности.
7. Принцип наглядности:
- показ готовых изделий и их изображения
- демонстрация практической работы
8. Принцип эффективности осуществления контроля и оценки результатов
- объективность оценки
- всесторонность
- систематичность
- реализация индивидуального подхода
- дифференцированность
9. Принципы социализации:
- становление личности ребенка
- нормы поведения
- ценностная ориентация личности
- профессиональная ориентация
Организация деятельности образовательного процесса.
Программа рассчитана на детей 5-7 лет. Она предусматривает одногодичное обучение. Программа рассчитана на всех воспитанников без ограничений, как с определёнными навыками работы, так и без них. В ней учитываются возрастные, психологические и психофизические особенности детей. Программа обучения состоит из 72 учебных часов – 1 год обучения. Занятия проводятся согласно тематическому плану, переработанному согласно особенностям обучающихся. Программа работы содержит теоретическую и практическую части.
Программа обучения состоит из учебных модулей: «Природный материал», «Ткань и нитки», «Подготовка к празднику», «ИЗО», «Бумага», «Папье-маше», «Нетрадиционный материал».
В процессе работы программа может быть изменена или дополнена в зависимости от успеваемости и потребности групп.
Основными формами работы с обучающимися являются:
- типовое занятие (комбинированное) – сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение;
- практическая работа (изготовление поделок, одежды, предметов интерьера и т.д.);
- беседа;
- творческая мастерская;
- индивидуальное занятие;
- праздник,
- выставка.
Данная программа открытого типа, возможна дальнейшая корректировка.
Основными формами организации образовательного процесса являются индивидуальная, фронтальная, групповая.
Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу обучающихся; оказание такой помощи каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности воспитанника, содействовать выработке навыков самостоятельной работы.
Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всему коллективу воспитанников.
Групповая форма работы ориентирует детей на создание так называемых «творческих пар». Групповая работа позволяет выполнять наиболее сложные и масштабные работы. Групповая форма помогает ощутить помощь со стороны друг друга, учитывая возможности каждого.
Для поддержания интереса и творческой активности детей используются как общие методы: словесные, практические, наглядные, поисковые (нахождение оптимальных решений для выполнения практических задач), так и специальные методы:
- эмоциональные: поощрение, порицание, учебно-познавательная игра, свободный выбор заданий;
- познавательные: познавательный интерес, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, развивающая кооперация
- волевые: предъявление учебных требований, самооценка деятельности и коррекция;
- социальные: развитие желания быть полезным, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, взаимопроверка, заинтересованность в результатах.
Результатом образовательной деятельности можно считать:
- изделия, изготовленные детьми для подарков родным и друзьям;
- участие в выставках, конкурсах различных уровней (областных, региональных, межрегиональных).
По каждой теме прогнозируются возможные предметно-практические результаты деятельности детей. Промежуточные результаты в виде детских работ представляются по окончании темы (раздела) работы на выставке в кабинете с приглашением для просмотра детей других коллективов Центра.
К концу 1 года обучения дети должны:
- уметь пользоваться инструментом,
- иметь навыки,
- знать цветовую гамму,
- уметь видеть целостность изделия,
- уметь работать в коллективе,
- заботиться о своем рабочем месте и помещении,
- выполнять на практике технологическую цепочку выполнения изделия.
Результатом реализации образовательной программы являются также изменения в интеллектуальной, эмоционально-волевой, действенно-практической и сфере здоровья обучающихся.
Изменения в интеллектуальной сфере характеризуются:
- усвоением знаний,
- расширением кругозора,
- развитием воображения, внимания, памяти, мышления.
Изменения в эмоционально-волевой сфере характеризуются формированием положительной мотивации к совместной творческой деятельности.
Изменения в сфере здоровья характеризуются:
- знанием и соблюдением техники безопасности во время занятий,
- осознанием детьми важности сохранять свое здоровье
2. Учебно-тематический план
1-ый год обучения
72 часов
№ | Тема | Кол-во часов | Из них | |
Теоретических занятий | Практических занятий | |||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2. | Природный материал | 7 | 6 | |
2.1 | Плоская рамка из природного материала | 1 | - | 1 |
2.2 | Объемная рамка из природного материала | 2 | - | 2 |
2.3 | Коллаж из листьев | 4 | 1 | 3 |
3. | Работа с нитками | 10 | 1 | 9 |
3.1 | Контурная «Вышивка по бумаге» | 3 | - | 3 |
3.2 | Игрушка-помпон | 4 | - | 4 |
3.3 | Аппликация из ниток | 3 | - | 3 |
4. | Работа с тканью | 6 | 1 | 5 |
4.1 | Аппликация на ткани | 4 | - | 4 |
4.2 | Салфетка | 2 | 1 | 1 |
5. | Елочные украшения | 8 | - | 8 |
5.1 | Открытки из бумаги (оригами) | 2 | - | 2 |
5.2 | Елочные украшения из гипса | 2 | - | 2 |
5.3 | Изготовление новогодних масок | 1 | - | 1 |
5.4 | Игрушки из коробок (аппликация) | 1 | - | 1 |
5.5 | Гирлянды из бумаги | 2 | - | 2 |
6. | Роспись по ткани | 4 | - | 4 |
7. | Работа с бумагой | 10 | 1 | 9 |
7.1 | Лепка из бумаги | 3 | 1 | 2 |
7.2 | Открытки к празднику | 2 | 2 | |
7.3 | Бумагопластика | 4 | 4 | |
7.4 | Аппликация из скрученных жгутиков | 1 | 1 | |
8. | Тестопластика | 9 | 1 | 8 |
8.1 | Вводное занятие. Общие этапы изготовления и обработки изделий из теста | 1 | 1 | - |
8.2 | Изготовление мелких орнаментальных деталей | 1 | - | 1 |
8.3 | Составление композиций из мелких орнаментальных деталей | 3 | - | 3 |
8.4 | Медальоны | 1 | - | 1 |
8.5 | Плоские украшения, выполнение с помощью шаблона | 1 | - | 1 |
8.6 | Объёмные лепные фигуры, составление композиций | 2 | - | 2 |
9. | Папье-маше | 3 | 1 | 2 |
9.1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
9.2 | Изготовление стаканчика | 2 | - | 2 |
10. | Фелтинг (мокрое валяние) | 2 | 1 | 1 |
11. | Граттаж (цап-царап) | 2 | 2 | |
12. | Мозаика | 2 | 2 | |
13. | Монотипия | 3 | 3 | |
14. | Торцевание | 2 | 2 | |
15. | Выставка работ | 2 | 2 | - |
16. | Итоговое занятие | 1 | 1 | - |
Всего: | 72 часа |
Планируя годовую работу, педагог оставляет за собой право изменять тематику занятий в соответствии с желаниями и запросами обучающихся.
3. Содержание дополнительной образовательной программы.
Группа 1-го года обучения.
Тема 1. Вводное занятие (1 час)
Цели, задачи и содержание программы обучения. Оснащение кабинета. Показ изделий. Правила техники безопасности и личной гигиены при работе.
Тема 2. Природный материал (7 часов)
Тема 2.1 Плоская рамка из природного материала (1 час)
Теоретическая часть. Красота родной природы. Виды материалов (шишки, корни, ветки, плоды, солома, скорлупа и др.). Поделки из природного материала. Оборудование рабочего места (материал, инструмент). Техника безопасности.
Практическая часть. Изготовление плоской рамки из природного материала. Работа по схеме:
- выбор эскиза
- подбор материала
- подготовка основы, выкладка на основе
- закрепление деталей на основе
Тема 2.2 Объемная рамка из природного материала (2 час)
Теоретическая часть. Декоративные свойства материалов. Правила сбора, обработки и хранения природного материала.
Практическая часть. Изготовление объемной рамки из природного материала. Способы закрепления объемных деталей на основу. Работа по схеме:
1) выбор эскиза
2) подбор материала
3) подготовка основы, выкладка на основе
4) закрепление деталей на основе
Тема 2.3 Коллаж из листьев (4 часа)
Теоретическая часть. Понятие коллажа. Виды коллажа. Подбор инструментов и материала для работы.
Практическая часть. Подготовка материала к работе. Самостоятельное выполнение коллажа. Работа по схеме:
- выбор темы и составление эскиза
- подбор материала
- выкладка но основе
- роспись
- изготовление декоративных элементов композиции.
Тема 3. Работа с нитками (10 часов).
Тема 3.1 Контурная «вышивка по бумаге» (3 час)
Теоретическая часть. Знакомство с техникой выполнения контурных поделок. Подбор инструмента для работы. Техника безопасности при работе с ножницами.
Практическая часть. Изготовление открытки или картинки в предложенной технике. Работа по схеме:
- выбор форму основы
- продумать рисунок и выполнить его в карандаше
- проклеить контур
- выложить шнур, ленту, тесьму
- выполнить отделку
Тема 3.2 Игрушка-помпон (4 часа)
Теоретическая часть Виды ниток. Свойства ниток.
Практическая часть Игровая ситуация. По предложенным образцам органолептическим методом определить природу происхождения материала, области его возможного применения.
Изготовление игрушки помпона. Работа по схеме:
- подготовка основы
- наматывание ниток
- выполнение помпона
- оформление помпона и изготовление игрушки.
Тема 3.3 Аппликация из ниток (3 часа)
Теоретическая часть. Знакомство с техникой выполнения аппликации из ниток. Подбор инструмента для работы. Техника безопасности при работе с ножницами.
Практическая часть. Изготовление открытки или картинки в предложенной технике. Работа по схеме:
- выбор форму основы
- продумать рисунок и выполнить его в карандаше
- настричь нитки
- нанести клей
- выложить настриженными нитками рисунок
- выполнить отделку
Тема 4. Работа с тканью (6 часов)
Тема 4.1. Аппликация на ткани. (4 часа)
Теоретическая часть. Знакомство с материалами и инструментами, необходимыми при работе с тканью. Техника безопасности при работе с ножницами (закрепление)
Практическая часть. Виды ткани (показ). Игровая ситуация. По предложенным образцам органолептическим методом определить природу ткани (тонкая, легкая, теплая, пушистая и т.п.) и области ее возможного применения. Изготовление аппликации. Работа по схеме:
1) подбор ткани для основы
2) закрепление основы
3) обводка и вырезание мелких деталей аппликации
4) закрепление аппликации на основе
5) оформление работы.
Тема 4.2. Салфетка (2 час)
Теоретическая часть. Знакомство с материалами и инструментами, необходимыми при работе с тканью. Техника безопасности при работе с ножницами (закрепление).
Практическая часть. Изготовление салфетки путем прорезывания рисунка на ткани и приклеивания дополнительных элементов. Работа по схеме:
1) выбор размера салфетки
2) выполнение прорезывания и приклеивания на ткань дополнительных элементов
3) оформление работы
Тема 5. Елочные украшения (8 часов).
Тема 5.1. Открытки из бумаги. Оригами. (2 час)
Теоретическая часть. Рассказ о новогодних традициях народов мира (Франция ).
Практическая часть. Изготовление фигурок деда Мороза и Снегурочки способом оригами. Работа по схеме:
1) подготовка бумаги к работе
2) подбор цвета и величины будущей открытки
3) складывание головы и шапочки
4) складывание туловища
5) скрепление деталей
6) оформление фигурки (глаза, нос, рот, борода, посох и т.п.)
7) оформление открытки.
Тема 5.2. Елочные украшения из гипса (2 часа)
Теоретическая часть. Рассказ о новогодних традициях народов мира (Россия). Правила работы с гипсом. Способы отливки гипсовых форм. Техника безопасности при работе с гипсом.
Практическая часть. Отливка и роспись игрушек из гипса. Работа по схеме:
- подготовка рабочего места
- разведение гипсового состава
- заливка формы
- сушка формы
- изъятие игрушки из формы
- роспись игрушки.
Подготовка и проведение выставки работ.
Тема 5.3. Изготовление новогодних масок (1 час)
Теоретическая часть. Рассказ о новогодних традициях народов мира.
Техника безопасности при работе с ножницами (закрепление).
Практическая часть. Изготовление карнавальной маски из бумаги и картона.
- выбор формы маски
- подготовка основы ( вырезание из картона)
- оформление маски с использованием пайеток, бисера
Тема 5.4. Игрушки из коробок. Аппликация. (1 час)
Теоретическая часть. Рассказ о новогодних традициях народов мира (Америка). Техника безопасности при работе с ножницами.
Практическая часть. Изготовление елочных игрушек из коробок от молока, кофе, спичечных коробков и т.п. работа по схеме:
1) выбор тематики будущей игрушки
2) составление эскиза
3) подготовка основы (в том числе оклейка коробки фоновым цветом)
4) оформление игрушки (крупные элементы: голова, туловище, конечности, хвост)
5) проработка мелких элементов (глаза, нос, рот, усы, пятачок и т.п).
5.5 Гирлянды из бумаги (2 часа)
Теоретическая часть. Рассказ о новогодних традициях народов мира Германия).
Техника безопасности при работе с ножницами.
Практическая часть. Изготовление бус из бумаги и лент.
- вырезание кругов трёх размеров
- создание плоских пирамидок из трёх кругов разного цвета и разного размера)
- создание гирлянды (закрепление пирамидок из трёх кругов к ленте)
Тема 6. Роспись по ткани (4 часа)
Теоретическая часть. Знакомство с батиком, его использование. Инструменты и материалы, необходимые для работы.
Практическая часть. Изготовление картины по предложенной схеме:
- подготовка рабочего места
- выбор тематики или рисунка
- подготовка тканевой основы
- обработка основы соленым раствором
- нанесение рисунка или орнамента
- закрепление рисунка
- изготовление рамки или паспарту
- оформление работы в рамку
Тема 7. Работа с бумагой (10 часов).
Тема 7.1 Лепка из бумаги (3 часа)
Теоретическая часть. Виды лепки из бумаги (с предварительным сминанием и без него, с клеящим составом и без него). Способы лепки из бумаги (скручивание, надрезание, выгибание, сворачивание, сминание). Необходимые инструменты и материалы.
Практическая часть. Лепка пустотелой фигуры человека из целого листа с предварительным сминанием (1 час). Работа по схеме:
- вырезание квадрата
- сминание бумаги
- лепка головы и шеи
- лепка одной руки и ног
- лепка туловища
- лепка второй руки
- лепка элементов, дополняющих образ (обувь, одежда, украшения и т.д.)
- оформление работы
Лепка по собственному замыслу (2 час) и дополнение композиции, выполненной ранее бумагопластикой. Выставка работ.
Тема 7.2. Открытки к празднику (2 часа)
Теоретическая часть. Правила работы с бумагой (вырезание, складывание, выгибание, заворачивание, склеивание, приклеивание, проработка сгибов)
Практическая часть. Выполнение плоской открытки (1 час) и объемной (или полуобъемной) открытки (1 час). Работа по схеме:
- подготовка рабочего места
- выбор тематики будущей открытки
- выбор символики открытки
- подготовка основы
- выполнение дополнительных и мелких деталей
- сборка
- склейка
- оформление открытки.
Тема 7.3. Бумагопластика (4 часа)
Теоретическая часть. Повторение правил работы с бумагой, ножницами, клеем.
Практическая часть. Выполнение объемной композиции «Деревня» или «Полянка». Работа по схеме:
- подготовка рабочего места
- выбор композиции из предложенных или своей собственной, включающей представленные элементы
- выполнение элементов «домик», «куст», «озеро», «дерево», «трава», «гора»
- самостоятельное составление композиции из выполненных элементов
- склейка
- оформление работы.
Тема 7.4 Аппликация из скрученных жгутиков (1 час)
Теоретическая часть. Повторение правил работы с бумагой, ножницами, клеем.
Практическая часть. Выполнение картины в технике скрученных жгутиков
- подготовка основы, выбор изображения;
- скручивание жгутиков из салфеток или гофрированной бумаги;
- склейка
- оформление открытки.
Тема 8. Тестопластика (9 часов).
Тема 8.1. Вводное занятие (1 час)
Теоретическая часть. История возникновения лепки из соленого теста как одного из видов декоративного искусства. Материалы, приспособления, инструменты. Ценность с экологической точки зрения. Область применения. Основы техники «тестопластика». Способы замеса теста (холодный и горячий, с солью и без, цветное тесто и однотонное). Техника безопасности при работе с тестом.
Практическая часть. Игровая ситуация (путешествие в волшебную страну). Замешивание соленого теста по основному рецепту. Определение степени просушенности изделия.
Тема 8.2. Изготовление мелких орнаментальных деталей (1 час)
Теоретическая часть. Понятие орнамента. Виды орнамента. Применение орнаментальных элементов в декорировании, украшении интерьера. Важность орнаментальных элементов при составлении композиции. Разнообразие мелких орнаментальных деталей и их применение. Комбинирование с другими материалами.
Практическая часть. Изготовление мелких орнаментальных деталей из теста. Работа по схеме:
- подготовка рабочего места
- выбор типа орнамента и определение количества деталей
- раскатка
- нарезка
- формовка
- лепка дополнительных деталей орнамента (при необходимости)
- предварительное составление орнамента
Тема 8.3. Составление композиций из мелких орнаментальных деталей (3 часа)
Теоретическая часть. Повторение видов орнамента.
Практическая часть. Составление композиций из мелких орнаментальных деталей. Работа по схеме:
- подготовка рабочего места
- предварительное составление орнамента
- роспись орнаментальных деталей
- сборка орнамента
- склейка
- лакирование (при необходимости)
- оформление изделия
Тема 8.4 Медальоны (1 час)
Теоретическая часть. Повторение техники безопасности при работе с тестом. Понятие «медальон». Области применения и их разновидности. Примеры изготовления медальонов.
Практическая часть. Лепка медальона по образцу или по собственному замыслу. Работа по схеме:
- подготовка рабочего места
- выбор предполагаемого изделия
- лепка основы (или крупных деталей медальона)
- лепка мелких деталей украшения
- роспись
- сборка (при необходимости)
- оформление изделия
Тема 8.5 Плоские украшения, выполнение с помощью шаблона (1 час)
Теоретическая часть. Дополнительные приспособления для тестопластики. Виды стеков. Техника безопасности при работе со стеками. Разнообразие шаблонов. Техника работы с шаблоном.
Практическая часть. Лепка плоских украшений, выполненных с помощью шаблона. Работа по схеме:
- подготовка рабочего места
- выбор изделия
- вырезание шаблона
- раскатка теста для основы
- вырезание основы по шаблону
- изготовление мелких орнаментальных деталей
- закрепление деталей на изделии
- оформление изделия
- сушка
Тема 8.6 Объёмные лепные фигуры, составление композиций (2 часа)
Теоретическая часть. Техника безопасности при работе с тестом (повторение). Дополнительные приспособления при работе с тестом (чеснокодавилка, формы для печенья).
Практическая часть. Лепка объемных лепных фигур по собственному замыслу. Работа по схеме:
- подготовка рабочего места
- выбор игрушки
- лепка крупных деталей (туловище, голова)
- лепка мелких деталей (руки, ноги, лапы, хвост)
- сушка
- сборка
- оформление игрушки дополнительными элементами (одежда, обувь, украшения)
Выставка работ
Тема 9. Папье-маше (3 часа)
Тема 9.1. Вводное занятие (1 час)
Теоретическая часть. Основы работы в технике папье-маше. Необходимые инструменты и материалы. Способы приготовления клеящего состава (холодный и горячий). Техника безопасности при работе с клеем, ножницами.
Практическая часть. Игровая ситуация. Выбор иллюстрируемой сказки. Изготовление декораций или обстановки для сказки из бумаги, картона, ткани. Работа по схеме:
- подготовка рабочего места
- распределение задач (работа по группам)
- изготовление дальнего плана и панорамы
- изготовление ближнего плана
- сборка
- детальное оформление композиции
Тема 9.2 Изготовление стаканчика (2 часа)
Теоретическая часть. Необходимые инструменты и материалы. Техника безопасности при работе с клеем, ножницами.
Практическая часть. Изготовление стаканчика. Работа по схеме:
- подготовка рабочего места
- приготовление клеящего раствора
- изготовление пустотелой формы необходимого вида и размера
- нанесение клеящего раствора на форму, изготовление папье-маше
- сушка
- нанесение второго слоя папье-маше на форму (при необходимости)
- повторная сушка (при необходимости)
- шлифовка
- грунтовка
- роспись
- закрепление рисунка или лакирование
Тема 10. Фелтинг (валяние). (2 часа)
Теоретическая часть. Знакомство с техникой валяния. Необходимые инструменты и материалы. Техника безопасности при работе с шерстью, иглой.
Практическая часть. Изготовление бус. Работа по схеме:
- подготовка рабочего места
- подготовка шерсти
- создание бусин из шерсти
- сборка бус
Тема 11. Граттаж (цап-царап) (2 часа)
Теоретическая часть. Знакомство с техникой рисования граттаж. Необходимые инструменты и материалы. Техника безопасности при работе с заострённой палочкой.
Практическая часть. Создание картины в технике рисования граттаж.
Тема 12. Мозаика (2 часа).
Теоретическая часть. История появления мозаики. Необходимые инструменты и материалы. Техника безопасности при работе с материалами: бусины, пуговицы, пластмассовые фишки, деревянные спилы веточек или спички, магнитные кусочки, стекляшки, керамические кусочки, мелкие камешки, ракушки, термо-мозаика, тетрис-мозаика, монетки, кусочки ткани или бумаги, зёрно, крупа, семена клёна, макароны, любой природный материал (чешуйки шишек, хвоя, арбузные и дынные семечки), стружки от карандаша, птичьи пёрышки…
Практическая часть. Создание рисунка с использованием различных материалов (по выбору детей) в технике мозаики.
Тема 13. Монотипия (3 часа)
Теоретическая часть. Знакомство с техникой монотипия. Необходимые инструменты и материалы. Техника безопасности при работе с заострённой палочкой.
Практическая часть. Создание картины в данной технике .
Тема 14. Торцевание (2 часа)
Теоретическая часть. Знакомство с торцеванием. Необходимые инструменты и материалы. Техника безопасности при работе с заострённой палочкой.
Практическая часть. Создание картины в технике торцевания.
Тема 15. Выставка работ (2 час)
Подведение итогов работы за полгода и за год. Выставка лучших работ по всем темам года. Определение и награждение победителей.
Тема 16. Итоговое занятие. Чаепитие. (1 час)
- Обеспечение программы.
Методическое обеспечение.
1. Методические разработки по работе с природным материалом, нитками, тканью, пуговицами, бумагой, тестом, ИЗО, бисер, кожей, папье-маше.
2. Шаблоны деталей.
3. Схемы выполнения изделий.
Дидактическое обеспечение:
1. Наглядные пособия.
2. Образцы готовых изделий
3. Тематические подборки материалов
- Журналы, книги по профилю работы.
5. Образцы изделий народных умельцев.
Перечень оборудования инструментов и материалов:
Природный материал.
Ножницы, клей ПВА, альбом, белый и цветной картон, цветная бумага, акварельные краски, кисточка, палитра, карандаш, линейка.
Работа с нитками
Нитки вязальные шерстяные или полушерстяные, ножницы, клей ПВА, альбом, белый и цветной картон, цветная бумага, карандаш, линейка.
Работа с тканью
Ткань, ножницы, клей ПВА, белый и цветной картон, карандаш, линейка.
Подготовка к празднику
Цветная бумага, белый и цветной картон, альбом, коробки, гипс, ножницы, клей ПВА, акварельные краски, кисточка, палитра.
ИЗО
Ткань, бумага, краски акварельные и гуашь, кисточки, палитра, пяльцы, ножницы, клей ПВА, соль.
Работа с бумагой
Бумага: белая, цветная, ксероксная, белый и цветной картон, клей ПВА, ножницы.
Папье-маше
Бумага: белая, цветная, ксероксная, белый и цветной картон, клей ПВА, ножницы, краски акварельные и гуашь, кисточки, палитра.
5. Список литературы для педагога.
- Докучаева Н. Игрушки из бумаги и картона. – Санкт-Петербург, «Кристалл», «Валери СПБ», 1997. – 150с.
- Лубковская К. Сделаем это сами. – М.: Просвещение, 1983. – 285 с.
- Рукоделие. Популярная энциклопедия. – М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1992. - 450 с.
- Липунова С. Волшебная глина. – Смоленск «Русич», 2001. – 160с.
- Учимся лепить и рисовать. - Санкт-Петербург «Кристалл», «Валери СПБ», 1997. – 224с.
- Безрукова В.С. Педагогика. – Екатеринбург: изд-во «Деловая книга», 1996. - 456с.
- Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. – Ярославль: Академия развития. Академия холдинг, 2001. - 195 с.
- Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей. - Ярославль: ГОУ ЯО ЦДЮ, ИЦ «Пионер», 2003. – 56 с.
- Нагибина М.И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры. – Ярославль: Академия Ко, Академия холдинг, 2000. – 105 с.
- Рукоделие. Популярная энциклопедия. – М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1992. - 450с.
- Докучаева М. Игрушки из бумаги и картона. – Санкт-Петербург: «Кристалл», «Валерии СПб», 1997. - 108с.
- Костюшин З. Ромашка. – М.: «Молодая гвардия», 1985. – 308 с.
- Воронов В.А. Энциклопедия прикладного творчества. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000 -448с.
- Сарафанова Н.А. Подарки к праздникам. – М.: Мир книги, 2004. – 368 с.
- Малышева А.Н. Аппликация. – Ярославль: Академия развития, 2006. -144с.
- Малышева А.Н. Работа с тканью. – Ярославль: Академия развития, 2002. -96с.
- Нагибина М.И.Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: Академия Ко, Академия холдинг, 2000. – 195 с
- Мейстер Н.Г. Лепим из бумаги. - Ярославль: Академия развития, 2002. - 80с.
- Забавные игрушки. Наглядно-методическое пособие для детей и родителей. – М.: Стрекоза-пресс. 2004
- Коротеева Е.И. Азбука аппликации. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005 - 32с
- Подарки своими руками. – Смоленск: Русич, 2001. – 32с.
6.Список литературы для детей.
1. Лыкова И.А.Занятия в изостудии: путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре самолёте и в машине времени. М.: Карапуз, 2008.192 с.
- Русские народные загадки, пословицы, поговорки.- М.: Просвещение,1990
3. Ткаченко Г.А.»Физкультминутки для развития пальцевой моторики».- М.. «Издательство ГНОМ и Д», 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа кружка творческой деятельности «Умелые ручки»
Дополнительная образовательная программакружка творческой деятельности«Умелые ручки»...
Дополнительная образовательная программа по художественному творчеству «Умелые ручки». Разработана на основе программы И.А. Лыковой « Цветные ладошки».
Перспективный план составлен с опорой на педагогические технологии:• И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», « Цветные лад...
Рабочая программа детского творческого объединения "Очумелые ручки".
Делюсь опытом....
Рабочая программа совместной дополнительной образовательной деятельности педагога с детьми «Умелые ручки» Подготовительная к школе группа
Кружок «Умелые ручки» рассчитан на детей дошкольного возраста 6 - 7 лет. Основной идеей кружковой работы является развитие художественного и творческого потенциала детей через использовани...
Дополнительная образовательная программа художественной направленности "Оч.умелые ручки"
Цель Программы: создать условия для развития ручной умелости у детей среднего дошкольного возраста, через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного творчества детей и взрослых. ...
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического направления «Умелые ручки» для детей дошкольного возраста (4-5 лет) на 2021-2022 учебный год (срок реализации – 1 год)
Дополнительная образовательная программахудожественно-эстетического направления«Умелые ручки»для детей дошкольного возраста (4-5 лет)на 2021-2022 учебный год(срок реализации – 1 год)...
Дополнительная образовательная программа по ручному труду «Умелые ручки»
Программа дополнительного образовательного кружка по художественному и ручному труду « Умелые ручки» составлена, утверждена и реализуется в образовательном учреждении на базе ос...