Использование здоровьесберегающих технологий в обеспечении преемственности между ступенями образования
методическая разработка на тему
Для обеспечения эффективного перехода детей со ступени детского сада в начальную школы педагоги используют здоровьесберегающие технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_preemstvennost.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Сидорова Мария Анатольевна, старший воспитатель
МБДОУ г. Иркутска детский сад № 136, Иркутская область
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
МЕЖДУ СТУПЕНЯМИ ОБРАЗОВАНИЯ
Обновление системы образования в стране связывают с решением различных проблем, в том числе с реализацией идеи его непрерывности. Основанное на принципах ориентации на личность, ее потребности, быстрого реагирования на изменения, непрерывное образование обеспечит целостное развитие человека, становление его образа Я, самосовершенствование и самореализацию в едином образовательном пространстве.
Одним из путей обеспечения непрерывности образования является преемственность его различных ступеней, прежде всего начальных, именно на них «закладывается зона отдаленного развития субъектов и творцов педагогического процесса - педагогов и детей» [1, с.3]. Если исходить из сущности преемственности («связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе, познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе его некоторые элементы»), то рассматривать ее в деятельности дошкольного образовательного учреждения и начальной школы нужно как особое, специфическое явление [3, с.4]. Суть его в том, чтобы в интересах развивающейся личности, в целях ее дальнейшего гарантированного успешного развития правильно определить и поставить задачи работы, отобрать содержание (объем, характер) и адекватные способы его освоения, организовать процесс овладения ими. При этом должно быть обязательно учтено уже достигнутое ребенком, что поможет предотвратить, исключить перегрузки, обусловит более легкую и быструю адаптацию к новому содержанию образования в школе, к новым методам и приемам обучения, формам его организации, требованиям со стороны учителя и т.д.
Обеспечение готовности ребенка к школьному обучению – одно из направлений деятельности дошкольных образовательных учреждений. Хорошо известно, что в последнее десятилетие нагрузка на детей в образовательном процессе дошкольного учреждения значительно возросла, чтобы помочь им достичь общей и специальной готовности к обучению в школе, овладеть начальными ключевыми и начальными специальными («допредметными») компетентностями. Из этих благих намерений взрослые интенсифицируют процесс обучения. Так с одной стороны некоторые педагоги включают в разделы реализуемой в дошкольном учреждении программы дополнительное содержание в обучение детей. С другой стороны родители воспитанников детского сада все чаще стремятся искусственно ускорить развитие ребенка в рамках дополнительного образования и выступают заказчиками дополнительных образовательных услуг в педагогическом процессе в ДОУ.
Известно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в первый класс. Однако многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-35% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья: физические недостатки, хронические заболевания и т.д. [2, – с.20]. Обострение экологических и социально-экономических проблем в стране, рост осложнений беременности и родов обусловливают стабильное снижение уровня здоровья детей. Одним из источников его ухудшения сегодня становится и образовательный процесс. При этом сложившийся конфликт между здоровьем и образованием детей имеет тенденцию к дальнейшему обострению (Е.Н. Дзятковская).
Изучение чрезвычайно актуальной проблемы, с которой сталкиваются и педагоги, и родители детей дошкольного возраста на современном уровне развития российской системы образования, на первый план выдвигает необходимость укрепления и сохранения здоровья детей непосредственно в условиях образовательного учреждения.
Открывающиеся перед дошкольными образовательными учреждениями (детскими садами, Центрами развития детей) и родителями возможности содействия развитию детей приобретают преимущества только в том случае, если реализуемая образовательная программа и организация работы по ней действительно способствуют не только развитию интеллекта ребенка, но и укреплению и сохранению его здоровья. При этом некоторые исследователи предлагают говорить уже не о здоровьесберегающем, а о здоровьеформирующем пространстве, так как, по их мнению, именно это понятие наиболее полно соответствует смысловому содержанию проблемы (Науменко Ю.В. и др.).
Основываясь на результатах изучения психолого-педагогической литературы, мы пришли к мнению, что в числе педагогических условий организации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении могут быть определены: использование здоровьесберегающих технологий обучения; здоровьесберегающая компетентность педагога.
Как показывает анализ литературы, здоровьесберегающие технологии – совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья детей и педагогов (Смирнов Н.К.). Очевидно, что создать здоровьесберегающую среду и использовать здоровьесберегающие технологии способны педагоги, обладающие здоровьесберегающей компетентностью. По мнению Т.В. Щелкуновой, М.Б. Федорцевой, О.А. Дубновой, Л.М. Лучшевой, под здоровьесберегающей компетентностью педагога понимается совокупность здоровьесберегающих знаний и стабильной позитивной педагогической практики здоровьесбережения, базирующейся на ценностях культуры здоровья и ответственном отношении к здоровью учащихся и воспитанников, а также значимы «профессиональный мотив и ценностные отношения к здоровью» (действенность) как проявления положительной мотивации на осуществление здоровьесбережения в профессиональной деятельности; эмоционально-личностный аппарат профессиональной деятельности; положительное отношение к здоровью. [4]. Наконец существенной является «практическая готовность» (умелость) как способность педагога к осуществлению деятельности, направленной на здоровьесбережение воспитанников.
Таким образом, для создания здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении необходимо, чтобы педагоги владели знаниями, умениями, навыками не только в профессиональной области, но и в области культуры здоровья, а также знанием психологических средств активизации личностных резервов, способствующих сохранению и укреплению здоровья. Это обеспечит эффективность реализации непрерывного образования, и предоставит возможность прогнозировать развитие личности ребенка от возраста к возрасту, организовать в общих и конкретных случаях жизнь и деятельность участников учебно-воспитательного процесса в целях обеспечения оптимального развивающего эффекта.
Список литературы
1. Давыдов В. В., Кудрявцев В. Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней //Вопросы психологии, 1997, N 1.
2. Дзятковская Е.Н. Модель организации и управления УВП здоровьеразвивающей направленности в общеобразовательных учреждениях. – Иркутск: ИИПКРО, 2001.
3. Сударчикова С.Ф. Преемственность: вчера, сегодня, завтра. В сб. Вопросы преемственности в работе ДОУ и начальной школы. – Иркутск: ИГПУ, 1999. С. 4-10.
4. Формирование здоровьесберегающей компететности педагога образовательного учреждения в системе непрерывного повышения квалификации: методическон пособие /авт.-сост. Т.В. Щелкунова, М.Б. Федорцева, О.А. Дубнова, Л.М. Лучшева. – Новокузнецк, Изд-во МОУ ДПО ИПК, 2006. – 163с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий и взаимодействия с семьей в образовании
Беседа для детей с нарушением зрения и их родителей «Глаза, как у орла!»...
Обеспечение преемственности между ДОУ и школой по формированию предпосылок учебной деятельности в рамках внедрения ФГТ дошкольного образования и ФГОС общего начального образования
Главное условие непрерывного образования- преемственность. Врамках внедрения ФГТ дошкольного образования и ФГОС начального образования воспитатели и педпгоги сталкиваются с множеством проблем, в...
Как может повлиять ФГОС ДО на обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием?
Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей ДОУ, и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности.Согласно ФГ...
Обеспечение преемственности между уровнями дошкольного и начального общего образования при реализации ФГОС до.
Материал для проведения круглого стола или выступления по вопросам преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. Рассматриваются основные "плюсы" и "минусы" предшкольной подготовки....
Обеспечение преемственности между ДОУ и школой по формированию предпосылок учебной деятельности в рамках внедрения ФГТ дошкольного образования и ФГОС общего начального образования
Преемственность является двусторонним процессом, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребёнка и формируются его фундаментальные качества- те достижения , которые служат...
«ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА МАДОУ И МОУ СОШ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И ШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ СОГЛАСНО ФГОС»
На сегодняшний день особо актуальна проблема реальной преемственности между дошкольным учреждением и школой. Основной причиной послужило то, что подготовка детей к школе, до сегодняшнего дня, сводилас...
План работы МДОУ «Детский сад №62» и МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 им. С.П. Королёва» Энгельсского муниципального района Саратовской области по обеспечению преемственности между дошкольным и начальным звеньями образования на 2023-2024 уч
План работы с социальным партнером территариально находящегося рядом с дошкольным учреждением. План содержит разнообразные совместные мероприятия и решает задачи преемственности дошк...