Обеспечение преемственности между ДОУ и школой по формированию предпосылок учебной деятельности в рамках внедрения ФГТ дошкольного образования и ФГОС общего начального образования
статья (старшая группа) на тему
Преемственность является двусторонним процессом, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребёнка и формируются его фундаментальные качества- те достижения , которые служат основой для успешного обучения в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_malikova_konferentsiya.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Обеспечение преемственности между ДОУ и школой по формированию предпосылок учебной деятельности в рамках внедрения ФГТ дошкольного образования и ФГОС общего начального образования
По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Но переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
Главной стратегической установкой в реформировании современной системы образования, обозначенной в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», является обеспечение качества образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики страны, потребностям личности и социума. Важным условием достижения такого качества является обеспечение непрерывности образования, которое в соответствии с «Концепцией содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» понимается как согласованность, преемственность всех компонентов образовательной системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования.
Преемственность является двусторонним процессом, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребёнка и формируются его фундаментальные личностные качества – те достижения, которые служат основой для успешного обучения в школе.
Необходимость реальной преемственности - проблема давняя и сохраняет свою актуальность и на современном этапе. Однако, с ростом вариативности форм и методов обучения, внедрении в детском саду и школе вариативных программ и технологий отмечается рассогласование преемственных связей. Подготовка детей к школе, до сегодняшнего дня, сводилась в подгонке социально-педагогических приоритетов детского сада к требованиям и особенностям школы, что привело к вытеснению в детском саду специфических формы активной деятельности ребенка – дошкольника, игры. Все больше она уступала место «обучению на занятиях», или существенно изменялась «дидактизировалась». В результате, по данным школьного мониторинга готовности детей к школе, отмечается уменьшение детей с познавательной мотивацией, как одним из основных показателей сформированной внутренней позиции школьника. Вот почему построение преемственности между детским садом и школой в вопросах подготовки детей к школе, сегодня, требует нового подхода.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» ключевым стратегическим приоритетом непрерывного образования при осуществлении преемственности обозначено – формирование умения учиться, который включает в себя не только умение обучаться в течение всей жизни в школе и после школы, но и необходимость начать целенаправленное развитие ребенка в более раннем возрасте. Решение данного направления отражается в ФГОС начального общего образования, где одним из приоритетных задач является освоение детьми универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных).
Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы, где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, а также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
С 1 сентября 2010 года в соответствии с приказом МО и науки РФ № 655 в дошкольном образовательном учреждении введены Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В свою очередь в школах с 01.09.2011г. вводятся Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования. Изучив основополагающие положения вышеуказанных нормативных документов, нами были внесены изменения в структуру и содержание образовательной программы ДОУ: добавлен раздел, описывающий содержание образовательной работы педагога с детьми по основным направлениям развития ребенка, представленных в Концепции непрерывного образования (физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое развитие) в соответствии с образовательными областями.
Разработан и включен в структуру образовательной программы раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования», в котором впервые по сравнению с предыдущей структурой образовательной программы обозначены планируемые промежуточные результаты освоения детьми программы, описывающие интегративные личностные качества, необходимые знания, умения и навыки, а также универсальные предпосылки учебной деятельности на каждом возрастном этапе дошкольного возраста (раннем, младшем, среднем, старшем), также описаны планируемые итоговые результаты на выходе ребенка из образовательного учреждения перед поступлением в школу. (портрет выпускника ДОУ), что позволяет отслеживать качество организуемой педагогической работы с детьми.
В структуру образовательной программы также был добавлен раздел «Преемственность ДОУ и школы», в котором определены цели и задачи преемственности, выделены показатели и критерии «портрета выпускника» детского сада, определены критерии сформированности предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС.
В содержании образовательной и учебных рабочих программ ДОУ были внесены следующие изменения: определены приоритетные направления образовательной работы с детьми на разных возрастных ступенях дошкольного образования (раннего, младшего и среднего, старшего дошкольного возраста) в соответствии с реализуемой в детском саду основной общеобразовательной программой «Из детства – в отрочество». Так, в группах старшего дошкольного возраста выделено следующее приоритетное направление работы педагогов с детьми - это обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, а также определено следующее содержание образовательной деятельности, одниим из которых является формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.
Новым подходом в образовательной программе стала реализация содержания основной общеобразовательной программы на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. Данный принцип позволяет педагогу интегрировать содержание программы в различные виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, двигательной, познавательно-исследовательской и др.), что способствует формированию у ребенка целостной картины мира с учетом возрастных особенностей, повышать качество освоения программного материала. Внедрение данного принципа расширяет возможности педагогов активно использовать при организации образовательного процесса проектный метод обучения и воспитания, который позволяет развивать познавательный интерес у детей, формировать умения принимать и сохранять цели и задачи предлагаемой познавательно-исследовательской деятельности, искать способы их решения, что в свою очередь способствует формированию универсальных предпосылок учебной деятельности. При этом образовательный процесс строиться с учетом основной формы работы с детьми и ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте - игры.
Одним из принципов организации педагогического процесса в образовательной программе является принцип деятельностного подхода, который изменил взгляды на роль воспитанника в образовательном процессе.
Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности.
Учитывая ведущий вид мышления дошкольников – наглядно –действенное, наглядно-образное - одним из ведущих методов, используемых педагогами при организации познавательной деятельности в процессе реализации образовательной программы является метод наглядного моделирования, который позволяет обучать детей умению использовать знаково-символические средства изучаемой информации (создание моделей, схем). Это помогает ребенку осваивать явления окружающего мира, которые невозможно воспринимать непосредственно, а также формирует у детей понимание связей между явлениями окружающего мира, их особенности, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Одним из итоговых результатов дошкольного образования должно стать развитие у детей целеполагания (способности принимать и сохранять (ставить) цели и задачи деятельности, искать средства ее осуществления, добиваться получения результата. В этом нам помогает использование в работе с детьми схемы трудовых процессов, так называемые «пооперационные карты», позволяющие ребенку воспринимать любую планируемую деятельность, трудовой процесс сначала расчленено, дети учатся строить наглядно –схематическую, а затем и мысленную модель своей деятельности.
Педагогическая технология использования моделирования весьма эффективна. В модели, образно названной «Лесенка» представлено общее поступательное движение трудового процесса от замысла к результату.
Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами дошкольного учреждения, школы и родителями воспитанников. Наше образовательное учреждение, как и другие детские сады, взаимодействует с близлежащими школами, в которые поступают воспитанники нашего детского сада. Ежегодно заключается договор о сотрудничестве детского сада с начальной школой.
Организация работы по преемственности нашего детского сада со школой осуществляется по трем основным направлениям:
- методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев «портрета выпускника»), поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы и др.);
- работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);
- работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).
Таким образом, новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенных в вышеуказанных нормативных документах требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования: проблемы преемственности.
ФГОС – представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Стандарт вк...
ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования: проблемы преемственности
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится ...
"Преемственность ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования с учётом интересов всех участников образовательного процесса".
Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденн...
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности в рамках внедрения ФГОС дошкольного образования
Данная работа направлена на формирование общечеловеческих ценностей, на развитие духовно-нравственного воспитания, уважения и интерес к культуре, к женщине, матери, будущего поколения...
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В материале представлена преемственность дошкольного и начального общего образования в рамках введения ФГОС дошкольного образования...
Преемственность ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования (Педагогическая диагностика)
Необходимость преемственности отдельных ступеней системы образования — проблема давняя. Более того, вместе с ростом вариативности форм и методов обучения ( в частности, с появлением в нашей стра...
Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности, на этапе завершения ими дошкольного образования.
Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком (Л. С. Выгодский)...