Контроль старшего воспитателя за состоянием воспитательно-образовательной работы
методическая разработка по теме

Корикова Альбина Евгеньевна

В данной статье представлены виды контроля, применяемые в ДОУ и  несколько вариантов разработок ведения контроля: за состоянием участков; за содержанием работы по укреплению здоровья детей; за содержанием прогулки; за организацией питания детей; за целесообразностью использования физкультминуток; за организацией трудовой деятельности на прогулке; за культурой поведения за столом; за организацией наблюдений за живой и неживой природой на прогулке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контроль старшего воспитателя за состоянием воспитательно-образовательной работы.

Основная цель контроля состояния воспитательно-образовательной работы состоит в совершенствовании педагогического процесса во всех возрастных группах и оказании каждому воспитателю конкретной помощи.

Примерный перечень вопросов, контролируемый старшим воспитателем:

  1. Состояние воспитательно-образовательной работы в разных возрастных группах;
  2. Выполнение образовательных программ, внедрение новых педагогических технологий;
  3. Календарные планы и документацию педагогов;
  4. Наличие и хранение детских работ;
  5. Работу педагогов по повышению квалификации;
  6. Работу педагогов по теме самообразования;
  7. Работу педагогов по ведению кружковой деятельности;
  8. Работу педагогов по организации режимных моментов;
  9. Работу педагогов по укреплению здоровья детей.

Виды контроля, применяемые в ДОУ:

1. Тематический контроль и тематические проверки имеют цель привлечь внимание коллектива к определенным задачам дидактического, методического, воспитательного характера, которые в данном ДОУ решаются недостаточно успешно. Тематический контроль подразделяется на итоговый и персональный. Продолжительность: 1-3 дня.

Тематическая проверка проводится с целью выявления уровня работы ДОУ по задачам, намеченным в годовом плане.

Итоговый контроль, являясь разновидностью тематического, дает возможность подвести итоги работы педагогического коллектива за определенный промежуток времени:

- квартал – для оценивания уровня содержания работы (воспитательно-образовательной, методической и др.) и анализа реализации поставленной цели;

- полугодие – если запланирован педсовет по итогам работы полугодия;

- год – для выявления уровня решения годовых задач согласно ожидаемому результату в конце года; данный вид контроля проводится до педсовета или иных форм подведения итогов работы за год.

Персональный контроль планируется с целью изучения системы работы и распространения передового опыта воспитателей, имеющих высокий уровень профессионального мастерства и с целью выявления состояния работы по устранению недочетов в воспитательно-образовательной работе по определенной теме. При данном виде контроля, о намеченном посещении группы, воспитателя предупреждают заранее.

2. Фронтальный контроль и его виды предусматривают всестороннюю, глубокую проверку деятельности как воспитателя в отдельности, так и ДОУ в целом. Проводится в любое время года, продолжительность- от 3-х дней – до недели.

Виды фронтального контроля:

Предварительный контроль помогает выявить первичное представление о состоянии деятельности ДОУ (материально-техническое, кадровое, методическое обеспечение)

Текущий контроль ставит своей целью получить общее представление о работе педагога, об уровне педагогического процесса в целом в той или иной группе, о стиле работы данного воспитателя. Продолжительность: в течение всего дня или даже нескольких дней. Текущий контроль позволяет установить, насколько правильно осуществляются основные направления развития ребенка: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое.

Итоговый контроль планируется при комплексной оценке деятельности ДОУ (самоанализе) в процессе аттестации и при выявлении готовности детей к обучению в школе (выпускных групп ДОУ).

В процессе фронтального контроля изучаются нормативно-правовые документы ДОУ, документация сотрудников, оснащение педагогического процесса, воспитательно-образовательная работа с детьми, детские работы, работа с родителями и другое.

Итоги фронтальной проверки обсуждаются на педсоветах, планерках.

При организации фронтальной проверки требуется создание комиссии, которая оказывает помощь при проведении контроля.

3. Оперативный контроль и его виды направлены на выявление состояния работы педагогического коллектива и отдельных воспитателей на определенном этапе в какой-то момент.

Виды оперативного контроля:

Предупредительный контроль - его смысл в профилактике возможных нарушений, отбор наиболее рациональных методов работы, повышение уровня управления.

Предупредительный контроль в основном применяется по отношению к начинающим (или вновь поступившим педагогам), а также к воспитателям, работающим в инновационном режиме (внедрение новых образовательных программ, педагогических технологий, передового педагогического опыта работы). Старший воспитатель, наблюдая работу сотрудника, помогает ему освоиться в новых условиях. О своем приходе в группу наблюдающий предупреждает воспитателя заранее. В содержание предупредительного контроля входят: выявление готовности педагогов к рабочему дню; определение, насколько они владеют методикой воспитания и обучения; анализ календарных планов (по планированию содержания образовательной работы на текущий день) и т.д.

Экспресс-диагностика – способствует быстрейшему информативному сбору требуемых данных. Включает в себя социологические исследования (анкетирование, тестирование и т.п.) по выявлению уровня педагогического мастерства педагогов и уровню развития ребенка-дошкольника в разных видах деятельности.

Выборочный контроль – особенностью данного контроля является то, что он может носить выборочный характер и включать проверку работы отдельных воспитателей. Основными формами выборочного контроля являются просмотр занятий или других видов деятельности, беседы, изучение документации, анализ планирования работы.

4. Сравнительный контроль проводится с целью сопоставления результатов работы воспитателей по различным направлениям программы. Он позволяет увидеть разницу в работе воспитателей параллельных возрастных групп. Сравнительный анализ используется и для сравнения работы двух воспитателей одной группы.

Отличительной особенностью взаимоконтроля является то, что анализ и оценка педагогического процесса осуществляются воспитателем в параллельной группе, либо в любой другой возрастной группе по решению администрации. Это способствует самоанализу и самооценке одного воспитателя в сравнении с опытом работы другого. Сравнительный контроль помогает распространению эффективного опыта, улучшению учебно-воспитательного процесса.

5. Самоконтроль. Главное в дошкольном учреждении – его педагогические кадры, отношения сотрудничества, высокая сознательность, стремление к творчеству. А для этого нужна раскованность, свобода от мелочной опеки, назойливого контроля.

С этой целью целесообразно часть воспитателей, имеющих высокую квалификацию и профессионализм, перевести на режим доверия и самоконтроля.

Воспитатели, которые работают по режиму самоконтроля, должны быть педагогически грамотными, с учетом современных достижений педагогической науки и практики; владеть активными методами работы, нестандартными формами организации занятий с детьми; достигать оптимального результата, выражающегося в стабильном уровне знаний, умений, воспитанности детей; обладать качественным уровнем оздоровительной работы.

На основе вышесказанного, педагогов можно разделить на три группы:

  1. Воспитатели, обладающие высоким уровнем профессионального мастерства и методической компетентностью. Эта группа педагогов, работающих на доверие.
  2. Воспитатели-кандидаты в группу работающих на доверии.
  3. Воспитатели, нуждающиеся в систематическом контроле со стороны руководителя ДОУ (молодые специалисты, вновь принятые педагоги, воспитатели, обладающие недостаточным профессиональным опытом для реализации инновационных процессов в сфере дошкольного образования.

Воспитателей, которые работают по режиму доверия, также посещают на занятиях. Целью посещений может являться оказание методической поддержки при освоении новых программ и педагогических технологий или помощь в психолого-педагогическом обосновании и описании разрабатываемой технологии, либо коррекция в организации творческого поиска.

Для проведения любого контроля используется следующий алгоритм:

Цель контроля - Объект контроля - Разработка плана контроля - Сбор информации - Первичный анализ изученного - Выработка рекомендаций-Проверка исполнения рекомендаций.

        

Предлагаю несколько вариантов разработок ведения контроля:

КОНТРОЛЬ №1: Состояние участка. Группа________________    Дата:__________

Вопросы для изучения

да

нет

частично

1

Санитарное состояние участка

2

Безопасность проведения прогулки

3

Удовлетворительное состояние оборудования, сооружений, построек участка

4

Удовлетворительное содержание и состояние выносного материала

5

Удовлетворительное состояние цветочных клумб в летне-осенний период

6

Наличие снежных построек и сооружений в зимний период

Комментарии:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение: _______________________________________________________

__________________________________________________________________

Ознакомлен: __________________/______________/__________________/

                                                     Должность                                              подпись                                       расшифровка

Старший воспитатель  ___________________ /________________/

КОНТРОЛЬ №2: Содержание работы по укреплению здоровья детей    

Группа_______________ Дата:__________

Вопросы для изучения

да

нет

частично

1

Выполнение режима дня. Соответствие режима дня сезону и возрасту детей

2

Утренняя гимнастика. Комплекс упражнений гимнастики

3

Гигиенические требования (одежда, обувь)

4

Оздоравливающий эффект

Комментарии:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение: _______________________________________________________

__________________________________________________________________

Ознакомлен: __________________/______________/__________________/

                                                     Должность                                              подпись                                       расшифровка

Старший воспитатель  ___________________ /___________________/

КОНТРОЛЬ №3: Содержание прогулки.

Группа _______________   Дата:__________

Вопросы для изучения

да

нет

частично

1

Порядок раздевания и одевания детей, навыки по возрастной группе

2

Наличие выносного материала по сезону. Занятость детей

3

Питьевой режим в летний период

4

Двигательный режим детей на прогулке (наличие подвижных игр)

5

Содержание трудовой деятельности на прогулке

6

Проведение наблюдений на прогулке

Комментарии:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение: _______________________________________________________

__________________________________________________________________

Ознакомлен: __________________/______________/__________________/

                                                     Должность                                              подпись                                       расшифровка

Старший воспитатель  ___________________ /_____________________/

КОНТРОЛЬ №4: Организация питания.

Группа ______________    Дата:__________

Вопросы для изучения

да

нет

частично

1

Гигиеническая обстановка: санитарное состояние, проветривание, размещение столовой мебели, выполнение режима питания

2

Сервировка стола: учет требований сервировки стола и возраста детей, эстетика сервировки, оценка деятельности дежурных

3

Согласованность в работе взрослых и их руководство организацией питания:

-подготовка детей к приему пищи

-внешний вид детей, настроение

-обстановка в группе во время приема пищи

-навыки пользования столовыми приборами (ложка, вилка, нож)

-культура поведения за столом (есть ли у детей плохие привычки, их причины)

4

Общение воспитателя с детьми во время приема пищи:

-умение преподнести блюдо (нелюбимое, новое)

-обращение внимания на вкусно приготовленную пищу, ее внешний вид

-обучение правилам поведения за столом

-обращение внимания на осанку детей во время приема пищи

Комментарии:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение: _______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ознакомлен: __________________/______________/__________________/

                                                     Должность                                              подпись                                       расшифровка

Старший воспитатель  ___________________ /______________________/

КОНТРОЛЬ №5: Целесообразность использования физкультминуток.

Группа _______________   Дата:__________

Вопросы для изучения

да

нет

частично

1

С какой целью проводится физкультминутка:

-снятие усталости;

-активизация умственной деятельности.

2

Хорошо ли знакомы дети с упражнениями и стихотворным текстом физкультминутки?

3

Достаточна ли по времени для ребенка проводимая физкультминутка?

4

Эмоционален ли ребенок во время проведения физкультминутки?

5

Снижает ли физкультминутка:

-усталость;

-мышечное напряжение.

Комментарии:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рекомендации:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Заключение: _______________________________________________________

__________________________________________________________________

Ознакомлен: __________________/______________/__________________/

                                                     Должность                                              подпись                                       расшифровка

Старший воспитатель  ___________________ /____________________/

КОНТРОЛЬ №6: Организация трудовой деятельности на прогулке.

Группа _______________   Дата:__________

Виды детской трудовой деятельности:_________________________

Вопросы для изучения

да

нет

частично

1

Распределяют ли обязанности дети/воспитатель?

2

Умеют ли пользоваться дети необходимыми инструментами при выполнении трудового поручения? (метла, лейка и др.)

3

Организуется ли труд детей так, чтобы каждый ребенок был задействован в трудовой деятельности?

4

Учитывается ли с детьми организация совместного труда?

5

Даётся ли детям мотивировка необходимости выполнения работ?

6

Вводятся ли правила, регулирующие взаимоотношения?

7

Характер взаимодействия педагога с детьми:

-контроль

-напоминание

-обсуждение

Комментарии:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рекомендации:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Заключение: _______________________________________________________

Ознакомлен: __________________/______________/__________________/

                                                     Должность                                              подпись                                       расшифровка

Старший воспитатель  ___________________ /_____________________/

КОНТРОЛЬ №7: Культура поведения за столом.

Группа _______________   Дата:__________

Вопросы для изучения

да

нет

частично

1

Как дети соблюдают правила культурного поведения за столом:

-правильно ли пользуются столовыми приборами

-пользуются ли бумажными салфетками

-без напоминания

-с напоминанием

-дежурят по столовой с удовольствием

-без удовольствия

2

Отношение к приему пищи (в % отношении):

-есть ли любимое блюдо

-равнодушны ли к еде

-аккуратно ли едят

-все ли съедают норму питания:

а) первое блюдо

б) второе блюдо

в) третье блюдо

Комментарии:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рекомендации:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Заключение: _______________________________________________________

Ознакомлен: __________________/______________/__________________/

                                                     Должность                                              подпись                                       расшифровка

Старший воспитатель  ___________________ /_____________________/

КОНТРОЛЬ №8: Организация наблюдений за живой и неживой природой на прогулке.

Группа _______________   Дата:__________

Наименование наблюдения ________________________________

Вопросы на контроле

да

нет

частично

1. Подготовка воспитателя и детей

2. Соответствие программного содержания возрасту детей

3. Заинтересованность детей

4. Вопросы к детям: последовательность, точность, логичность

5. Опирались ли дети на свой опыт и знания?

6. Установление связи между объектами: живой природы, неживой природы

7. Отношение детей к наблюдениям:

-интерес

-активность

-равнодушие

8.  Сформирована ли система знаний в определенном направлении?

9. Наличие демонстрационного материала, выносного материала

10. Речь воспитателя:

-простота речевых фраз

-доступность для повторения детьми

-выразительность

11. Был ли материал слишком сложным?

12. Решались ли в ходе беседы:

-уточнение

-закрепление

13. Часто ли дети задавали вопросы?

14. Реагировал ли воспитатель на вопросы детей:

-не обращал внимания

-уклонялся от ответа

-удовлетворял познавательные запросы детей

15. Наличие исследовательской деятельности (экспериментирования, проведение опытов)

Комментарии:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рекомендации:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Заключение: _______________________________________________________

Ознакомлен: __________________/______________/__________________/

                                                     Должность                                              подпись                                       расшифровка

Старший воспитатель  ___________________ /_____________________/

Список использованной литературы:

1. Белая К.Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации. 2 изд., испр., допол. М.: ТЦ Сфера, 2015. 128с.

2. Контроль функционирования и развития ДОУ: Методические рекомендации/Авт.-сост.: М.В. Корепанова, И.А. Липчанская.-М.: ТЦ Сфера, 2007.-80с. (Библиотека руководителя ДОУ).

3. Елжова Н.В. Скорая помощь для старшего воспитателя/Н.В. Елжова-Ростов-н/Д: Феникс, 2014.-287,(1)с.:ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический контроль в ДОУ по теме: «Состояние воспитательно-образовательной работы по развитию связной монологической речи дошкольников».

Тематический  контрольТема: «Состояние воспитательно-образовательной работы по развитию     связной монологической речи дошкольников».  Цель: выяснить  состояние раб...

Тематический контроль Состояние воспитательно-образовательной работы по активизации интереса детей разных возрастных групп к экспериментально-поисковой деятельности

Полная разработка материалов тематического контроля на тему "Состояние воспитательно-образовательной работы по активизации интереса детей к экспериментальной деятельности"...

Карты к тематическому контролю "Состояние воспитательно-образовательной работы по обучению детей рассказыванию"

Данный  материал содержит карты-сжемы, которые пригодятся старшим воспитателям при проведении тематического контроля "Состояние воспитательно-образовательной работы по обучению детей рассказывани...

Тематический контроль по теме: «Состояние воспитательно-образовательной работы по экологическом воспитанию и образованию в группах комбинированной направленности детей 6-7 лет № 1, № 2 в МБДОУ №1 «Русалочка» п. Гигант»

Тематический контроль по теме: «Состояние воспитательно-образовательной работы по экологическом воспитанию и образованию в группах комбинированной направленности детей 6-7 лет № 1, № 2 в МБДОУ №...

Контроль старшего воспитателя за состоянием воспитательно-образовательной работы

Основная цель контроля состояния воспитательно-образовательной работы состоит в совершенствовании педагогического процесса во всех возрастных группах и оказании каждому воспитателю конкретной помощи....

Карты к тематическому контролю "Состояние воспитательно-образовательной работы по музыкальному воспитанию детей разных возрастных групп МДОАУ"

Эти технологичческие карты к тематическому контролю могут быть полезными как для старшего воспитателя,  так и для музыкального руководителя....