Тематический контроль Состояние воспитательно-образовательной работы по активизации интереса детей разных возрастных групп к экспериментально-поисковой деятельности
методическая разработка на тему
Полная разработка материалов тематического контроля на тему "Состояние воспитательно-образовательной работы по активизации интереса детей к экспериментальной деятельности"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Состояние воспитательно-образовательной работы по активизации интереса детей разных возрастных групп к экспериментально-поисковой деятельности»
Цель: Выяснить состояние работы по развитию познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности детей в ГБОУ д/с №……
Сроки проведения: с ______ по _______ 2013 года.
План тематического контроля
№ п/п | Разделы плана | Содержание | Методы контроля |
1. | Обследование уровня развития речи детей |
- в игровой деятельности, самостоятельной деятельности вне занятий; - в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми в различных режимных моментах. | • Анализ схем обследования детей. • Обследование отдельных детей по прилагаемым схемам обследования, сравнение с результатами планового мониторинга. • Анализ деятельности детей на занятиях. • Анализ самостоятельной деятельности детей в режимных моментах. • Анализ применения полученных навыков детей в процессе игры. |
2. | Оценка профессионального мастерства воспитателя |
| • Анализ проведения непосредственно образовательной деятельности воспитателем. • Обследование профессионального мастерства воспитателей в соответствии с «Картой профессионального мастерства». • Самоанализ профессионального мастерства воспитателей в соответствии с «Картой профессионального мастерства». • Собеседование с воспитателями.
воспитателей. • Анализ предметно-развивающей среды в группе для организации детского экспериментирования и активизации познавательной деятельности (в части компетентности воспитателя при ее создании). |
3. | Создание условий: • в группах; • в методическом кабинете; • в других помещениях. |
| • Посещение групп. • Анализ предметно-развивающей среды для организации детского экспериментирования и активизации познавательной деятельности (с точки зрения ее содержания) |
4. | Планирование работы | Эффективность планирования (стратегического, тактического и оперативного) по всем направлениям поисково-экспериментальной и проектной деятельности, познавательного развития детей. | • Проверка планов с точки зрения оптимизации планирования: - непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей, в соответствии с психофизиологическими особенностями детей; - индивидуальной и подгрупповой работы с детьми по отдельным направлениям познавательного развития; - работы в уголке природы; - самостоятельной и специально организованной поисково-экспериментальной и проектной деятельности детей в уголке экспериментирования. - познавательного развития в процессе игровой деятельности. |
5. | Работа с родителями |
| • Анализ наглядной информации для родителей в группе. • Опрос или анкетирование родителей |
Карта профессионального мастерства воспитателей ДОУ
ФИО воспитателя | ||||||||||||||||
Знание программных задач познавательного развития , в соответствии с возрастом. | Знание методик мониторинга познавательного развития детей. | Знание индивидуальных особенностей каждого ребенка своей группы. | Культура речи воспитателя | Умение построить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты. | Организация предметно-развивающей среды | |||||||||||
Точность и ясность выражения мыслей. | Доступность речи для детей по форме и содержанию. | Умение точно и доступно формулировать вопросы детям, использовать их как один из активизирующих приемов. | Оборудование уголка природы, целесообразность его наполнения с.т. зрения возраста детей. | Организация уголков экспериментирования или мини лабораторий, целесообразность их наполнения с.т. зрения возраста детей. | Подбор детской энциклопедической литературы – уголок «Умной книжки». | Умение организовывать самостоятельную поисково-экспериментальную деятельность детей. | Привлечение родителей к совместной проектной деятельности | Организация наглядной информации для родителей (доступность, эстетика оформления, оправданность содержания). | Проведение индивидуальных бесед и консультаций для родителей. Ведение документации, отражающей данные формы работы. | Методическая работа (открытые показы детской деятельности, консультации, работа наставника). | ||||||
Карта анализа непосредственно образовательной деятельности
ГОУ детский сад № | от "___"_________200_ | ||||
Группа | |||||
Количество детей______________ | |||||
Воспитатель | ___________________________________________ | ||||
№ | Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично | |
Формы взаимного приветствия, подготовка к работе. | эмоциональный, психологический настрой | ||||
оригинальность | |||||
связь с темой занятия | |||||
Работа воспитателя | содержательность |
|
|
| |
соответствие основным дидактическим принципам | |||||
посильность объема предложенного ребенку для реализации познавательно-исследовательской деятельности | |||||
учет возрастных и личностных особенностей и возможностей детей | |||||
четкость и доступность объяснения | |||||
побуждают ли вопросы педагога в ответах детей раскрывать причинно-следственные связи | |||||
владение воспитателем дидактическим материалом, умение донести содержание до каждого ребенка | |||||
опора на предшествующий опыт | |||||
наглядность | |||||
использование разнообразных форм организации детей на занятии (работа малыми группами, в парах, индивидуальная, коллективная), оправданность их выбора. | |||||
использование разнообразных приемов работы с детьми, рациональность и оправданность их выбора. | |||||
Умение регулировать поведение детей в процессе занятия | |||||
Умение сохранять интерес детей в течение всего занятия | |||||
Индивидуальная работа с детьми | |||||
Соблюдение принципов педагогики сотрудничества | |||||
Постановка практического задания перед детьми. | четкость, ясность постановки задания | ||||
доступность и посильность | |||||
задание носит поисковый, творческий характер | |||||
связь с теоретическим дидактическим материалом и вводной частью занятия | |||||
грамотно подобранное оборудование | |||||
| Практическая работа детей | умение детей принимать познавательную задачу | |||
умение детей внимательно слушать и понимать сказанное | |||||
умение детей правильно обращаться с материалами и оборудованием, соблюдая правила безопасности |
|
|
| ||
самостоятельность и сосредоточенность выполнения задания |
|
|
| ||
умение ребенка обобщать, анализировать, делать выводы. | |||||
стремление к разрешению возникших проблем, непонятных вопросов: |
|
|
| ||
| |||||
Проявление творчества детей во время занятия | |||||
Усвоение детьми программного содержания | |||||
Соблюдение санитарно-гигиенических требований (удовлетворение двигательной активности детей, смена деятельности в течение занятия, соблюдение длительности занятия). |
«Оценка и самооценка знаний воспитателя»
ФИО__________________________________________
- Какую программу по развитию познавательной активности у детей Вы используете в своей работе?______________________________________________________________
- Конспекты для занятий Вы составляете самостоятельно или используете готовые, опубликованные в методических пособиях?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
- Какова основная цель экспериментально – поисковой деятельности детей в дошкольном возрасте?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
- Каковы основные формы работы по поисково-экспериментальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении?
_______________________________________________________________________
________________________________________________________________________
- Какие методы и приемы Вы используете при организации экспериментально-поисковой деятельности детей Вашей возрастной группы?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Сформулируйте задачи экспериментально-поисковой деятельности в своей возрастной группе.___________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
- Какие основные направления работы по познавательному развитию Вы используете при составлении конспекта непосредственно образовательной деятельности?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Протокол обследования предметно-развивающей среды в группах
№ | Вопросы на контроле | Группы | |||||||||||
п/п | |||||||||||||
1. | Уголок природы | ||||||||||||
• оборудование (хорошо освещенное место, стол и стулья для детей, полочка или стеллажи для книг и иллюстраций) | |||||||||||||
• соответствие содержания уголка возрасту детей | |||||||||||||
• наличие оборудования для проведения экспериментирования с живой природой | |||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
• тематические выставки | |||||||||||||
• сменяемость материала | |||||||||||||
2. | Уголок экспериментирования или мини лаборатория | ||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
4. | Дидактические игры (наличие, разнообразие, соответствие возрасту). | ||||||||||||
5. | Методическая литература. | ||||||||||||
6. | Пособия для занятий-экспериментов. | ||||||||||||
7. | Набор материалов для проведения мониторинга развития и активизации познавательной деятельности детей. | ||||||||||||
8. | Наглядная информация для родителей (доступность, эстетичность оформления, сменяемость) |
Анкета для родителей
«Познавательное развитие ребенка-дошкольника»
1. Знакомы ли Вы с требованиями программы детского сада по развитию
познавательной активности детей-дошкольников разного возраста?____________________________
2. Как Вы считаете, какова основная цель экспериментально-поисковой деятельности детей в детском саду:
а) стимулировать интеллектуальную активность и любознательность ребенка;
б) научить детей задавать вопросы и отвечать на поставленные
вопросы;
в) подготовить детей к обучению в школе;
г) развивать у детей психические функции мышления, внимания, памяти так, чтобы они в дальнейшем были способны самостоятельному решению поставленных задач;
3. Какую оценку Вы даете уровню познавательного развития своего ребенка? Чему он научился за прошедший год? ______________________________________
4. Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для познавательного развития детей? _____________________________________________________________
5. Часто ли Ваш ребенок в домашней обстановке проявляет интерес к поисковой деятельности? Что Вы делаете для того, чтобы поддержать его интерес?
____________________________________________________________________
6. Часто ли Вы читаете ребенку детские познавательные книги?___________________________
8. Есть ли у Вас дома наборы юного исследователя? Как часто Вы предлагаете ребенку поиграть в них?__________________________________________________
9. Участвуете ли Вы в совместной проектной деятельности, предложенной воспитателем группы? _________________________________________
10. Как вы считаете, полезна ли совместная проектно-поисковая деятельность для познавательного развития вашего ребенка? ______________________________
11. Как Вы считаете, получает ли Ваш ребенок в детском саду достаточное познавательное развитие и хорошую подготовку к дальнейшему обучению в школе?
____________________________________________________________________
12. Считаете ли Вы необходимым для Вашего ребенка посещать дополнительные занятия вне детского сада? Какие?
____________________________________________________________________
13. В Вашей группе имеется наглядная информация по познавательному развитию, экспериментально-поисковой деятельности детей? Насколько она полезна для Вас?
а) Информация отсутствует.
б) Информация есть, но воспитатель никогда не обращает на нее наше
внимание.
в) Информация есть, но крайне скудная.
г) Я не обращаю на нее внимания.
д) Информация интересная, но не имеет практической значимости для меня.
е) Информации слишком много, трудно выбрать что-то полезное.
ж) Наглядная информация интересна и полезна для меня.
14. Какая помощь от педагогов детского сада Вам требуется по проблеме
познавательного и интеллектуального развития Вашего ребенка?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо большое, Вы нам очень помогли!
Анализ анкетирования
Возрастные группы | |||||
Вопросы анкеты | Младшая | Средняя | Старшая | Подготовительная к школе | |
Количество (%) | |||||
Всего приняло участие в опросе | |||||
1. | Да | % | % | % | % |
Нет | % | % | % | % | |
2. | а) | % | % | % | % |
б) | % | % | % | % | |
в) | % | % | % | % | |
г) | % | % | % | % | |
д) | % | % | % | % | |
3. Достижения ребенка по познавательному развитию | |||||
4. | Да | % | % | % | % |
Нет | % | % | % | % | |
5. Действия родителей по поддержанию интереса ребенка к поисковым играм, чтению детской научной литературы. | |||||
6. | Да | % | % | % | % |
Нет | % | % | % | % | |
7. | Да | % | % | % | % |
Нет | % | % | % | % | |
8. | Да | % | % | % | % |
Нет | % | % | % | % | |
9. | Да | % | % | % | % |
Нет | % | % | % | % | |
10. | Да | % | % | % | % |
Нет | % | % | % | % | |
11. | Да | % | % | % | % |
Нет | % | % | % | % | |
12. | Да | % | % | % | % |
Нет | % | % | % | % | |
Дополнительные занятия | |||||
13. | а) | % | % | % | % |
б) | % | % | % | % | |
в) | % | % | % | % | |
г) | % | % | % | % | |
д) | % | % | % | % | |
е) | % | % | % | % | |
ж) | % | % | % | % | |
14. Наиболее распространенные просьбы родителей |
Карта проверки планов воспитательно-образовательной работы воспитателей по разделу поисково-экспериментальная деятельность
Возрастные группы | Планирование непосредственно образовательной деятельности | Режимные моменты | Формы организации работы с детьми в режимных моментах, самостоятельной деятельности | Совместная деятельность с семьей | Рекомендации | |||||||||||||
Изучение живой природы | Изучение неживой природы | Изучение физических явлений | Наблюдения | Экспериментирование | Игры-эксперименты | Дидактические игры | Простейшие опыты в уголке природы. | Наблюдения | Экспериментирование в уголке экспериментирования,. | Игры-эксперименты | Исследовательская деятельность | Дидактические игры | Внесение изменений в предметно-развивающую среду | Проектная деятельность | ||||
Утро | ||||||||||||||||||
Прогулка | ||||||||||||||||||
Вечер | ||||||||||||||||||
Утро | ||||||||||||||||||
Прогулка | ||||||||||||||||||
Вечер | ||||||||||||||||||
Утро | ||||||||||||||||||
Прогулка | ||||||||||||||||||
Вечер | ||||||||||||||||||
Утро | ||||||||||||||||||
Прогулка | ||||||||||||||||||
Вечер | ||||||||||||||||||
Утро | ||||||||||||||||||
Прогулка | ||||||||||||||||||
Вечер | ||||||||||||||||||
Утро | ||||||||||||||||||
Прогулка | ||||||||||||||||||
Вечер | ||||||||||||||||||
Утро | ||||||||||||||||||
Прогулка | ||||||||||||||||||
Вечер | ||||||||||||||||||
Утро | ||||||||||||||||||
Прогулка | ||||||||||||||||||
Вечер | ||||||||||||||||||
Утро | ||||||||||||||||||
Прогулка | ||||||||||||||||||
Вечер | ||||||||||||||||||
Утро | ||||||||||||||||||
Прогулка | ||||||||||||||||||
Вечер | ||||||||||||||||||
Утро | ||||||||||||||||||
Прогулка | ||||||||||||||||||
Вечер |
Общие выводы_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата
ПРИМЕРНАЯ Аналитическая справка о результатах тематического контроля: «Состояние воспитательно-образовательной работы по активизации интереса детей разных возрастных групп к экспериментально-поисковой деятельности»
Тематический контроль «Состояние воспитательно-образовательной работы по активизации интереса детей разных возрастных групп к экспериментально-поисковой деятельности» показал, что во всех дошкольных группах созданы следующее условия и развивающая среда для развития интереса детей к экспериментально поисковой деятельности:
группы раннего возраста: ______________...
группы младшего возраста:_____________________ …
группы среднего возраста: ______________________...
группы старшего возраста: _____________________...
подготовительные к школе группы _______________....
Изучение планов воспитательно-образовательной работы показало наличие планирования экспериментально-поисковой и проектной деятельности во всех возрастных группах:
группы раннего возраста: ______________...
группы младшего возраста:_____________________ …
группы среднего возраста: ______________________...
группы старшего возраста: _____________________...
подготовительные к школе группы _______________....
Однако во всех группах старшего дошкольного возраста в планировании упущен момент организации самостоятельной деятельности в этом направлении.
Анализ проведения непосредственно образовательной деятельности, прогулок и других режимных моментах показал, что все педагоги творчески используют разнообразные методы и приемы для организации исследовательской и познавательной деятельности: наблюдения, беседы, экспериментирование, дидактические игры и др. Это позволяет сформировать у детей познавательный интерес объектам живой и неживой природы, рукотворного мира, физическим явлениям, помогает осознать причинно-следственные связи и закономерности. Развивает у детей начальные навыки анализа и синтеза объектов и явлений, обобщения и группировки понятий.
Такая работа проводится во всех группах в соответствии с возрастом и развития детей.
Однако следует отметить, что совсем не используется такой действенный метод как применение мультимедийной техники. В группах старшего дошкольного возраста необходимо создать минилаборатории для изучения свойств объектов неживой природы – глины, магнита, и других веществ (сахар, перо, чешуйка лука и т.д.), что окажет положительное влияние на формирование у дошкольников материалистических представлений об окружающем мире.
Мониторинг познавательных достижений детей показал, что дети имеют достаточно высокий уровень знаний о живой и неживой природе, физических явлениях, объектах рукотворного мира в соответствии с возрастом и программой. Могут объяснить простейшие причинно-следственные связи и закономерности, делают самостоятельные умозаключения, однако компетенции в области опытнической деятельности и экспериментирования развиты не достаточно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический контроль "Состояния воспитательно – образовательной работы по оздоровительному направлению во всех возрастных группах ДОУ".
Рабочие материалы по тематическому контролю...
Материалы по тематическому контролю "Организация воспитательно -образовательной работы по экологическому воспитанию дошкольников"
Цель: Изучение состояния воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста....
Карты к тематическому контролю "Состояние воспитательно-образовательной работы по обучению детей рассказыванию"
Данный материал содержит карты-сжемы, которые пригодятся старшим воспитателям при проведении тематического контроля "Состояние воспитательно-образовательной работы по обучению детей рассказывани...
Тематический контроль «Эффективность воспитательно - образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевого общения детей»
Определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи детей, путём всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анал...
Фронтальный контроль «Состояние воспитательно-образовательного процесса в группе».
Фронтальный контроль «Состояние воспитательно-образовательного процесса в группе»....
Карты к тематическому контролю "Состояние воспитательно-образовательной работы по музыкальному воспитанию детей разных возрастных групп МДОАУ"
Эти технологичческие карты к тематическому контролю могут быть полезными как для старшего воспитателя, так и для музыкального руководителя....
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ тематического контроля «Состояние воспитательно-образовательной работы по развитию речи детей разных возрастных групп»
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМтематического контроля«Состояние воспитательно-образовательной работы по развитию речи детей разных возрастных групп»...