Статья "Эффективность влияния методов проектов на образовательный процесс ДОУ".
статья на тему
Внедрение инновационного опыта в образовательное пространство ДОУ через проектную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_effektivnost_vliyaniya_metodov_proektov_na_obrazovatelnyy_protsess_v_dou.docx | 24.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективность влияния методов проектов на образовательный
процесс ДОУ.
Новожилова Н. А., старший воспитатель
МАДОУ Детский сад №1
«Золотой ключик»
город Кызыл Республика Тыва
В XXI веке образование становится одной из самых значительных сфер человеческой деятельности. В связи с этим возросли требования к технологичности воспитательно-образовательного процесса, возникла острая потребность в обязательном предвидении результатов и перспектив развития. Реализация современной цели педагогического процесса — развитие личности ребенка как субъекта собственной стратегии жизни — требует от воспитателя использования в своей деятельности инновационных педагогических технологий. Проблема овладения современными технологиями организации педагогического процесса поставлена в один ряд с наиболее актуальными проблемами современного дошкольного образования.
Для того чтобы подготовить внедрение любой инновации, необходимо дать воспитателю четкое представление о сущности этого вида деятельности, его особенностях и области применения. Грамотная организация и управление методической работой в ДОУ является для педагогического коллектива залогом успешного овладения современными технологиями образования, а также средством повышения профессиональной компетентности его воспитателей.
Для того чтобы подготовить внедрение инновационных технологий в образовательное пространство ДОУ, необходимо определить состояние практики, уровень профессиональной компетентности воспитателей, уровень их потребности в инновационных педагогических знаниях.
Метод проектов рассматривается современной наукой как цикл инновационной деятельности и является одной из перспективных педагогических технологий, имеющих соответствующие признаки, функции и структуру. Данный факт, а также анализ состояния практики по
использованию инновационных технологий позволяет выбрать метод проекта в качестве средства повышения профессиональной компетентности воспитателей и оптимизации целостного педагогического процесса ДОУ.
Семинар-практикум — эффективная форма повышения профессиональной компетентности воспитателей. Возникновение проблемы, которая рассматривается в нашем детском саду, обусловлено потребностью практики в организации методической работы в ДОУ, ориентированной на повышение профессиональной компетентности воспитателя в соответствии с требованиями современных инноваций образования. Результативность методической работы в обозначенном направлении влечет за собой непосредственное повышение качества педагогического процесса
в дошкольном учреждении.
Этот факт определяет цели проведения семинара-практикума «Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология», а именно:
• повышение профессиональной компетентности воспитателей через обучение проектной деятельности;
• . внедрение в педагогический процесс технологии проекта;
• стимулирование развития интеллектуальной и творческой инициативы воспитателей;
• обеспечение контроля и коррекции внедрения метода проектов в образовательный процесс.
В связи с поставленными задачами и на основании запросов воспитателей был мною разработан семинар-практикум «Метод проектов в ДОУ, как инновационная педагогическая технология».
На первом этапе мною была прочитаны лекции на темы:
«Теоретические основы проектной деятельности. Место проекта в педагогическом процессе ДОУ».
Цели:
• познакомить воспитателей с содержанием и структурой метода проектов;
• определить рамки возможного использования данного метода в условиях ДОУ.
На втором этапе прошли «Обучение технологии проектирования: концептуальная стадия проекта, моделирование». Работа творческих микрогрупп.
Цели:
• научить воспитателей построению модели проекта и плану ее реализации;
• научить воспитателей оформлению необходимой документации на первой фазе проекта.
На третьем этапе была защита презентаций авторских проектов в рамках педагогического совета «Составление описательных рассказов на занятиях по речевому развитию, как средство развития связной речи». Каждая микрогруппа разрабатывала на свой возрастной возраст проект по составлению сказок.
Микрогруппа № 1 представила к презентации ролево -игровой проект «Моя первая сказка – Курочка Ряба» .
Цель: Расширить представление об окружающем мире, развитие всех компонентов устной речи детей, познакомить малышей с домашними птицами на примере курочки, со сказками о ней, учить детей слушать сказку в инсценированном варианте (виде) и в обычном пересказе.
В проекте участвовали 2 воспитателя,15 детей и 15 родителей первой младшей группы.
Выступающими, было прокомментировано влияние различных факторов на ход работы над проектом: взаимодействие с родителями, материальное обеспечение преобразования среды, помощь старшего воспитателя.
В результате самоанализа успешности и результативности решения проблемы воспитатели пришли к выводу о том, что средства решения проблемы были найдены правильно, за время реализации проекта удалось достичь ожидаемых результатов.
Микрогруппа № 2 представила к презентации ролево- игровой проект «Сказка –Репка».
В проекте участвовали 2 воспитателя,20 детей и 20 родителей средней группы.
Представители микрогруппы рассказали, что основной целью данного проекта было расширить представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру.
Воспитывать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких, результатами своего труда. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
Развивать способность детей отличать хорошее от плохого и в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
В такой же форме все воспитатели разновозрастных групп продемонстрировали свои проекты.
Таким образом, анализируя результаты проведения семинара-практикума, следует отметить творческую работу каждого воспитателя в режиме инновационной технологии проекта, которую они осваивали.
Зная различную базу подготовки, каждый педагог справился с поставленной задачей и решил ее эффективно и оригинально. Подготовка презентации прошла согласно методическим рекомендациям, полученным в ходе семинара-практикума. Участники микрогрупп смогли проанализировать основные свои успехи и недостатки, хотя рефлексия деятельности могла быть проведена с большей степенью критичности. Все воспитатели значительно повысили свою профессиональную компетентность: расширили область профессиональных знаний, получили возможность для развития аналитических, прогностических, проективных, рефлексивных, информационных и практических умений, а педагогический процесс приобрел ряд инновационных изменений и улучшение качества обучения воспитанников ДОУ.
Список литературы
1. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы. М.: ТЦ Сфера, 2005. — 96 с.
2. Белая К. Ю. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении: подготовка и проведение: методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2004. — 48 с.
3. Беляева В. А., Петренко А. А. Деятельность педагога-методиста в системе муниципального образования : методические рекомендации. М.: Аркти, 2004. — 160 с.
4. Бурков В. Н., Новиков Д. А. Как управлять проектами : учебное пособие. М.: Синтег — ГЕО, 1997. — 188 с.
5. Васильева А. И. Старший воспитатель детского сада: пособие для работников дошк. учреждений / А. И. Васильева, Л. А. Бахтурина, Ц. И. Кобитина. 3-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1990. — 143 с: ил.
6. Дуброва В. П., Милашевич Е. П. Организация методической работы в дошкольном учреждении: методическое пособие. М.: Новая школа, 1995. — 128 с.
7. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию / Е. Евдокимова // Дошкольное воспитание. — 2003. —№ 3. — с 20-24.
8. Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса: пособие для педагогов. Минск: Высш. шк., 2002.— 95 с.
9. Колодяжная Т. П. Управление современным дошкольным образованием: практич. пособие для руководителей ДОУ, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. Ростов-н/Д: Издательство ≪Учитель≫, 2002. — 128 с.
10. Мазур И.И., Шапиро В. Д. Управление проектами : справочное пособие. М.: Высш.шк., 2001. — 875 с.
11. Нетрадиционное педагогическое проектирование: учеб. Пособие/ В. Е. Радионов [и др.]. СПб.: гос. техн. ун-т. СПб., 1996. — 140 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация системы работы по внедрению метода проектов в образовательный процесс ДОУ»
проектная работа...
Методическая разработка семинара для воспитателей "Метод проектов в образовательном процессе ДОУ"
Методические рекомендации по разработке и использованию образовательных проектов с детьми дошкольного возраста....
Система работы по внедрению метода проектов в образовательный процесс ДОУ.
Представлена система работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ по внедрению проектного метода в образовательный процесс в 2009-2010 году, а также достигнутые результаты....
«Внедрение метода проектов в образовательный процесс ДОУ»
методическая разработка по внедрению проектного метода в работу детского сада...
Эффективность влияния методов проектов на образовательный процесс ДОУ
Эффективность влияния методов проектов на образовательный процесс ДОУ...
Проект « Использование метода проектов в образовательном процессе ДОО в условиях ФГОС».
Сегодня одним из наиболее актуальных и значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста принадлежит методу проектов.Метод проекта в дошкольном образовании как один из мето...
Проект «Использование Кайдзен технологий и основ бережливости у старших дошкольников, используя метод проектов в образовательном процессе»
Проект «Использование Кайдзен технологий и основ бережливости у старших дошкольников, используя метод проектов в образовательном процессе»...