Методическая разработка семинара для воспитателей "Метод проектов в образовательном процессе ДОУ"
методическая разработка на тему
Методические рекомендации по разработке и использованию образовательных проектов с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 1 комбинированного вида
Московского района
Санкт-Петербурга
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЕМИНАРА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«МЕТОД ПРОЕКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ»
подготовила
Поликарпова Светлана Евгеньевна
Санкт-Петербург
2013 г.
Семинар
Метод проектов в образовательном процессе ДОУ
Цель : внедрение проектного метода в практику работы ДОУ.
Основные задачи :
- повышение профессиональной компетентности педагогов;
- обучение педагогов проектной деятельности;
- развитие творческой инициативы педагогов.
План проведения семинара
Занятие 1.
Тема: Теоретические аспекты проектного метода
Форма проведения: лекция-беседа
Предварительная работа:
- анкетирование педагогов ;
- изучение методической литературы по проектной деятельности.
Содержание :
- Что такое метод проектов.
- Виды, типы проектов.
- Педагогическая значимость проектов.
- Особенности проектной деятельности в ДОУ.
Занятие 2.
Тема: Обучение технологии проектирования
Форма проведения: практикум
Предварительная работа: знакомство с материалами районной ярмарки педагогических идей «Педагогические проекты в ДОУ».
Содержание: разработка схемы и плана реализации проекта.
Занятие 3.
Тема: Проекты в образовательном процессе ДОУ
Форма проведения : презентация
Предварительная работа: реализация проектов с воспитанниками
Содержание: презентация проектов в рамках общей темы «Приучаем детей заботиться о своём здоровье».
АНКЕТА
для педагогов ДОУ
«Выявление уровня владения педагогами проектным методом»
1. Считаете ли Вы проектный метод показателем высокого профессионального мастерства?
* да;
* нет;
* частично.
2. Имеете ли Вы представление о методе проектов ?
* да;
* нет.
3. Ваше профессиональное мастерство позволяет Вам :
* разработать и реализовать проект самостоятельно;
* с помощью старшего воспитателя, коллег.
4.. Какие профессиональные умения по внедрению проектного метода в опыт своей работы Вам необходимо корректировать ?
* постановка цели проекта;
* определение задачи;
* прогнозирование конечного результата;
* поэтапное выполнение проектных мероприятий;
* презентация проекта.
5. Какому уровню соответствует ваше профессиональное мастерство на основе проектного метода ?
* владею всеми критериями;
* владею подконтрольно;
* испытываю затруднения в понимании и организации.
Метод проектов - это новый подход к организации обучения, при котором познание строится не на запоминании отобранной информации, а на самостоятельном поиске и развитии интересов ребёнка.
Проектная деятельность – это разнообразная, интегрированная деятельность по достижению определённой цели.
Проектирование отличается от решения проблемы тем, что в результате его предполагается продукт детской деятельности и его дальнейшее использование.
Классификация проектов , используемых в практике ДОУ:
- По составу участников (дети, родители, сотрудники);
- По срокам реализации ( краткосрочные(1-2 недели, несколько занятий); средней продолжительности (1-3 месяца);долгосрочные (учебный год);
- По целевой установке (развитие оздоровительной системы в ДОУ, развитие коммуникативных навыков и.т.п.)
- По тематике.
Основные виды проектов, используемых в практике ДОУ:
- межгрупповые;
- групповые ( «День рождения группы»);
- индивидуальные( «Я и моя семья»);
- комплексные («Книжкина неделя»).
Типы проектов:
- исследовательско - творческие;
- ролевые, игровые;
- информационно - практико-ориентированные;
- творческие.
Педагогическая значимость проектов
В процессе проектной деятельности педагог выступает в роли организатора познавательной деятельности детей, а не просто носителем готовых знаний. Проектный метод позволяет активному, творческому педагогу эффективно интегрировать содержание образовательных областей, успешно решать программные задачи в процесс разнообразной, интересной, насыщенной деятельности.
Проектный метод позволяет эффективно взаимодействовать с родителями воспитанников, вовлекая их в жизнь детского сада.
Особенности проектной деятельности в ДОУ
Особенности проектной деятельности в детском саду заключаются в том, что ребёнок ещё не может самостоятельно сформулировать проблему, определить замысел, поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, родители.
Дошкольник не может быть автором, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы. По ходу решения поставленных задач взрослый помогает ребёнку найти средства и способы для достижения цели.
Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение познавательной литературы, наблюдений. Они совместно занимаются продуктивной деятельностью: рисуют, мастерят, сочиняют.
Условия, необходимые для успешной реализации проектной деятельности
- Учёт интересов ребёнка.
- Деятельность без принуждения.
- Тематика из близкого окружения. Проблемная ситуация должна быть доступна для понимания.
- Предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы.
- Ненавязчивое привлечение родителей в совместную работу над проектом, создание атмосферы совместного с ребёнком творчества.
- Соблюдение принципа последовательности в работе над проектом.
- Совместное с педагогом достижение цели.
Распределение деятельности педагога и детей в процессе реализации проекта
Этап проведения | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 этап Подготовительный | Формулирует проблему, цель, исходя из интересов детей. Вводит в игровую, сюжетную ситуацию. Организует мотивацию детей. Намечает план мероприятий для поддержания интересам детей и родителей. | Вхождение в проблему. Вживание в игровую ситуацию. |
2 этап Основной | Помогает в решении задач. Организует деятельность. Оказывает практическую помощь. Направляет осуществление проекта, организует разные виды деятельности (беседы, игры, продуктивную деятельность, и др.) Организует работу с семьёй. Привлекает специалистов ДОУ. | Объединение детей. Совместная деятельность с детьми и родителями. |
3 этап Заключительный | Представление продукта проектной деятельности: досуг, праздник выставка и др. Обсуждение результатов. | Участие в итоговом мероприятии. Совместное со взрослыми обсуждение результатов. |
Как разработать проект
- Определить цель проекта.
- Наметить основные задачи: образовательные, развивающие, воспитательные.
- Определить состав участников проекта.
- Составить план-схему ( с указанием сроков и результатов).
- Подобрать материал и средства для реализации проекта (наглядный материал, аудио, видео и др.)
- Реализовать проект.
- Представить итоговый продукт совместной деятельности( мероприятие, праздник, выставка и др.)
- Проанализировать результат.
Паспорт проекта
Авторы :____________________________________________
Тема проекта :_______________________________________
Вид проекта :________________________________________
Цель проекта :_______________________________________
Задачи проекта :_____________________________________
Участники проекта :__________________________________
Сроки реализации :___________________________________
Ожидаемый результат: ________________________________
План-схема оформления проекта
Этап (сроки) | Основные направления реализации проекта (мероприятия) | Материалы и средства для реализации проекта | Примечания |
1 этап (подготовительный) 2 этап (основной) З этап (заключительный) |
|
|
|
Практикум
Разработка плана реализации проектов в рамках единого тематического пространства «Приучаем детей заботиться о своём здоровье»
Воспитатели самостоятельно выбирают тему проекта в рамках единого тематического пространства и разрабатывают план -схему реализации проектов .
Темы проектов, выбранных воспитателями:
«Глаза - зеркало души»
«Береги зубы смолоду»
«Живая одежда - кожа»
«Каша - здоровая пища наша»
« Да здравствует мыло душистое!»
Используемая литература:
1. Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова
Образовательные проекты в детском саду
Айрис Пресс, Москва 2008 г.
2. Л.Д.Морозова
Педагогическое проектирование в ДОУ : от методики
практике
Творческий центр «Сфера», Москва 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка.Использование информационных технологий в дошкольном образовательном процессе.
«Если сегодня мы будем учить так, как вчера, мы украдём у наших детей завтра» - говорил Джон Дьюи. Использование информационных технологий в образовательном процессе это одна из самых новых и актуальн...
Конкурс. Методическая разработка «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»
Данная методическая разработка может быть использована педагогами ДОО и НОО для работы с детьми по формированию мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его ...
Методическая разработка семинара-практикума для воспитателей "Интеграция образовательных областей при ознакомлении дошкольников с историей и культурой Петергофа"
Методическая разработка семинара-практикума для воспитателей "Интеграция образовательных областей при ознакомлении дошкольников с историей и культурой Петергофа". Цель: Распространение педаг...
Методическая разработка: «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе для детей дошкольного возраста с нарушением зрения»
В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие «здоровьесберегающие технологии» прочно вошло во все элементы образовательной системы...
Методическая разработка "Использование личностно-ориентированных технологий в образовательном процессе в ДОУ"
Методическая разработка "Использование личностно-ориентированных технологий в образовательном процессе в ДОУ"...
Методическая разработка «Создание безопасных условий при организации образовательного процесса»
Методическая разработка «Создание безопасных условий при организации образовательного процесса»...
Методическая разработка "Создание безопасных условий при организации образовательного процесса в ДОУ"
Методическая разработка "Создание безопасных условий при организации образовательного процесса в ДОУ"...