«Организация системы работы по внедрению метода проектов в образовательный процесс ДОУ»
методическая разработка на тему

проектная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx72.91 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования Республики Татарстан»

Проектная работа

Тема: «Организация системы работы по внедрению метода проектов в образовательный процесс ДОУ»

Выполнили:

Слушатель курсов повышения

квалификации

по проблеме:  «Обновление содержания образования в соответствии с ФГТ»

Деткова Е.А.

должность старший воспитатель

место работы МБДОУ № 32

Приволжского района г. Казани

Руководитель проектной работы 

Мельникова Е.В.

г. Казань – 2012г.

Актуальность.

Дошкольное образование является первой ступенью общего образования ребенка. Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно повышающиеся требования к воспитательно-образовательному процессу.

Пересматриваются прежние ценности и приоритеты, цели и педагогические средства. Задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их), тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия. Реализация этих задач связана с формированием педагога, способного работать с ребенком на результат, воспитывать у него коммуникативные навыки и умения, отходить в организации учебно-воспитательного процесса от авторитаризма, развивать стремление к самостоятельной  мыследеятельности. Одним из эффективных средств решения данных задач является метод педагогического проектирования как одна из форм планирования и организации воспитательно-образовательной работы, влияющая на формирование компетентности педагогов, выработку у них исследовательских умений, развитие креативности, прогнозирования, поиска инновационных средств и, таким образом, повышающую качество воспитательно-образовательного процесса.

Основными документами, регламентирующими работу дошкольного учреждения в инновационном режиме проектирования, являются:

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года;

- Стратегия инновационного развития России на период до 2020 года;

- Приоритетный национальный проект «Образование»,

 - Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»,

- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы

- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования,

- Локальные акты дошкольного учреждения.

Об актуальности использования  метода проектов свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с  гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным  и деятельностным подходами.

Проблема.

Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Так же метод проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но так же стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Таким образом, внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проекта способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.

Внедрение в практику указанной технологии, предъявляет к педагогу определенные требования, как к творческой личности, и специального обучения для повышения педагогического профессионализма.

Мы рассчитываем, что благодаря предлагаемому проекту, педагоги смогут освоить новую технологию - метод проекта, что позволит изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Цель проекта

Создание системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ новой технологии — «метод проектов».

Задачи

1.Организовать систему из семинаров, консультаций, тренингов по освоению педагогами метода проекта в дошкольном образовании.

2.Организовать целенаправленную просветительскую работу с родителями с целью привлечения их к активному участию в проектной деятельности.

3. Разработать методические рекомендации для педагогов ДОУ в рамках проектной деятельности.

4.Создать предметно-пространственную среду, соответствующую
требованиям проектного метода.
 

Срок реализации проекта: май  2012 года - май 2013 года.

Участники проекта: воспитатели, музыкальные руководители, учителя-логопеды, инструктор по физкультуре, старший воспитатель, заведующая, воспитанники ДОУ, родители.

Этапы проекта и ожидаемые результаты.

I.Организационно-подготовительный этап

(май 2012 года – август 2012 года)

Цель: формирование команды проекта

Содержание деятельности

Ожидаемый результат

1.Ознакомление с кадровым составом учреждения

Отбор педагогов, способных стать наставниками

2. Подбор методической, справочной
литературы по методу проекта.

Создание методической базы

3. оказание  методической помощи опытным педагогам в построении процесса взаимодействия

Повышение уровня компетентности опытных педагогов в процессе организации взаимодействия

4. отбор инновационных методик и технологий по методу проекта

Обучение педагогов методике проведения непосредственной образовательной деятельности

5. разработка  нормативно-правовой базы

Создание нормативно правовой базы

6. составление и обсуждение плана проведения проекта

Уточнение направления развития всего ДОУ

Определение потребностей и возможностей педагогов в развитии

Составление плана мероприятий проекта.

II этап – основной этап

(сентябрь 2012- апрель 2013 года)

Цель: поэтапное решение проблем организации системы работы по внедрению методов проектов в образовательный процесс ДОУ

Содержание деятельности

Ожидаемый результат

1.Координация деятельности всех педагогов

Решение проблем, возникающих в ходе работы

2.Использование активных форм методической работы: тренинги, педагогический анализ своей деятельности, решение проблемных ситуаций

Профессиональный и личностный рост сотрудников: овладение технологией проектной деятельности

3. анкетирование и тестирование всех педагогов ДОУ по проектной деятельности

Выявление динамики развития и путей коррекции при необходимости

III  этап –заключительный.

(апрель-май 2013 года)

Цель: определение эффективности проведенной работы.

Содержание деятельности

Ожидаемый результат

1.Анкетирование педагогов

Выявление удовлетворенности педагогов возможностью проявления и реализации своих профессиональных и личностных качеств

2.Анализ наличия обобщенного опыта работы

Создание методических и авторских разработок

3.анкетирование родителей

Выявление реального уровня удовлетворенности родителей инновационной деятельностью ДОУ

Ресурсное обеспечение

методическое

финансовое

кадровое

Материально-техническое

Приобретение новинок методической литературы по  инновационной деятельности. Ознакомление с материалами, размещенными в интернете

Привлечение спонсорских средств для обучения педагогов на различных курсах

Педагоги детского сада

Наличие в ДОУ:

-ноутбуков

-компьютера

-интерактивной доски

-ксерокса

-фотоаппарат

-видеокамеры

План реализации проекта

I.Организационно-подготовительный этап

(май 2012 года – август 2012 года)

мероприятия

Сроки реализации

ответственные

1

Ознакомление с кадровым составом учреждения

май

Заведующая, старший воспитатель

2

Разработка нормативно-правовой базы:

Положение о Проектном совете или Проектной деятельности;

Положение о Временных творческих группах

август

Заведующая, старший воспитатель

3

Подбор методической, справочной
литературы по методу проекта.

Май-август

Старший воспитатель

4

Разработка программы повышения уровня проектной деятельности педагогов

Май-август

Старший воспитатель, педагоги ДОУ

5

Разработка методических рекомендаций для педагогов

Май-август

Старший воспитатель, проектный совет

6

Разработка механизма реализации проекта в ДОУ

август

Старший воспитатель, проектный совет

7

Анкетирование педагогов, опрос родителей

сентябрь

Старший воспитатель, педагоги ДОУ

II. Основной этап (сентябрь 2012- апрель 2013 года)

1

Содержание работы

ответственные

Сроки реализации

2

Презентации новых программ и технологий

Старший воспитатель

сентябрь

3

Консультации:

 «Общие основы проектирования. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология»

«Создание пространственной среды в группе»

«Участие родителей в проектной деятельности»

Старший воспитатель

Сентябрь-ноябрь

4

Семинары-практикумы «Разработка проектов образовательного процесса»

«Разработка перспективного тематического планирования»

«Презентация  групповых проектов»

Старший воспитатель

Воспитатели ДОУ

Октябрь

Ноябрь

Февраль

5

Педсовет «Использование проектного метода в ДОУ – фактор успешности взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса»

Старший воспитатель

апрель

6

Составление перспективного плана детских проектов на год

Проектный совет, старший воспитатель, педагоги ДОУ

сентябрь

7

Знакомство с опытом работы других педагогических коллективов, посещение открытых просмотров, семинаров в других ДОУ

Старший воспитатель

В течении года

8

Организация работы методического кабинета по направлениям:

нормативные материалы;

методическая и справочная литература;

методические материалы, рекомендации.

Старший воспитатель

В течении года

III заключительный этап (апрель-май 2013 года)

Содержание работы

ответственные

Сроки реализации

1

Анализ работы коллектива по реализации проекта. Представление опыта работы на педагогическом совете

Старший воспитатель

май

2

Мониторинг деятельности. Определение положительных и отрицательных тенденций

апрель

3

Представление опыта работы на городском портале «Электронное образование»

май

Ожидаемые результаты

При условии реализации данного проекта мы рассчитываем получить следующие результаты:

  1. Проектная деятельность качественно повлияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников в ДОУ, реализации индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса.
  2. Повысится уровень активности детей, возрастет самостоятельность в решении поставленных задач.

3. Изменится стиль общения взрослого с ребенком.

4. Родители станут активными участниками образовательного процесса. Сблизятся позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности.

Произойдет активное развитие, обогащение, совершенствование материально-технической базы ДОУ.

Дальнейшее развитие проекта. В результате данного проекта будет создана  система работы  по внедрению метода проектов в образовательный процесс ДОУ. По итогам реализации данного проекта планируется разработка методических рекомендаций по организации проектной деятельности в системе ДОУ.

Список литературы:

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика — Синтез, 2008.

2. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.

3. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Москва 2005.

4.Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Москва 2004.

5.Оберемок СМ. Общие основы проектирования. Новосибирск 2004.

6.Оберемок СМ. Методов проектов в дошкольном образовании. Новосибирск 2005.

7.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Москва 2005.

8.Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009 года)

 9.Гризик Т. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. //Дошкольное воспитание. 2010. № 5

 10. Скоролупова О., Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования. //Дошкольное воспитание. 2010. № 7

11. Кротова Т.В., Позднякова Е.С. Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников: метод проектов// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.- 2007.- №4.- С.66-72.

Приложение № 1

Положение

о Проектном совете дошкольного образовательного

учреждения

1. Общие положения

1.1. Проектный совет дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ) - постоянно действующий коллегиальный совещательный орган самоуправления учреждения.

1.2. Проектный совет действует в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Уставом муниципального дошкольного образовательного учреждения, настоящим положением.

2. Цели и задачи Проектного совета ДОУ

2.1. Проектный совет ДОУ как форма представительной демократии создается в целях демократизации системы управления ДОУ, представления профессиональных интересов педагогических работников в управлении режимом развития ДОУ, разработки стратегии деятельности ДОУ в режиме развития.

2.2. Задачи Проектного совета ДОУ:

2.2.1. Реализация программы развития ДОУ.

2.2.2. Объединение усилий педагогического коллектива по решению задач развития инновационных процессов в образовательной деятельности.

2.2.3. Повышение педагогического мастерства и развития творческой активности.

2.2.4. Стимулирование педагогов на работу в режиме развития.

2.2.5. Обеспечение инновационного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

3. Функции Проектного совета

3.1. Осуществляет руководство образовательными проектами по приоритетным направлениям развития.

3.2. Осуществляет сбор информации о деятельности специалистов в режиме развития.

3.3. Утверждает и контролирует внедрение нововведений в педагогическую практику по приоритетным направлениям развития.

3.4. Обеспечивает взаимодействие Учреждения с учреждениями города и области.

3.5. Вырабатывает предложения по обеспечению инновационных процессов в Учреждении материально-техническими, кадровыми, финансовыми и другими ресурсами.

3.6. Вносит предложения по стимулированию инновационной деятельности специалистов Учреждения.

3.7. Организует систему повышения профессионального мастерства по приоритетным направлениям развития.

3.8. Заслушивает отчеты руководителей проектов.

3.9. Принимает конкретные решения по каждому рассматриваемому вопросу с указанием ответственных лиц и сроков исполнения.

3.10. Рассматривает иные вопросы деятельности ДОУ, непосредственно сведения с образовательной деятельностью и не отнесённые к компетенции заведующего и других органов самоуправления.

4. Состав Проектного совета ДОУ и организация деятельности

4.1. Членами Проектного совета являются руководители проектов, заведующий, старший воспитатель, руководители временных творческих групп, председатель родительского комитета, представители организаций, взаимодействующих с ДОУ.

4.2. Председателем Проектного совета является заведующий ДОУ, заместителем председателя – старший воспитатель.

4.3. Проектный совет избирает из своего состава секретаря на учебный год. Секретарь Проектного совета работает на общественных началах.

4.4. Общее число членов Проектного совета на один учебный год составляет 7 – 11 человек.

4.5. Проектный совет заседает 3 раза в год, в случае необходимости созывается внеочередное заседание.

4.6. Деятельность Проектного совета регламентируется планом работы на учебный год.

4.7. Заседания Проектного совета правомочны, если на них присутствовало не менее половины его состава.

4.8. На заседании Проектного совета могут быть приглашены все специалисты ДОУ, участники образовательных проектов. Лица, приглашенные на заседание Проектного совета, пользуются правом совещательного голоса.

4.9. Проектный совет проводится в рабочее время. На заседание Проектного совета выносится 2 – 3 вопроса. Члены Проектного совета имеют право выносить на рассмотрение совета вопросы, связанные с реализацией образовательных проектов по приоритетным направлениям развития ДОУ.

4.10. Проектный совет принимает решения по обсуждаемым вопросам простым большинством голосов. Решение считается принятым, если за него проголосовало 2/3 присутствующих. При равном числе голосов решающим является голос председателя.

4.11. Решение, принятое в пределах компетенции Проектного совета и не противоречащее законодательству, является обязательным.

4.12. Решения Проектного совета должны носить конкретный характер с указанием сроков проведения мероприятий и ответственных за их выполнение. Все они должны быть направлены на режим развития ДОУ.

4.13. Решения Проектного совета обязательны для выполнения всеми членами коллектива ДОУ. Отчеты о выполнении решений заслушиваются на последующих заседаниях проектного совета. Каждый член Проектного совета обязан посещать все его заседания, активно участвовать в подготовке и работе Совета, своевременно, качественно и полностью выполнять его решения.

5. Документация Проектного совета

5.1. Заседания Проектного совета оформляются протокольно. В книге протоколов фиксируется ход обсуждения вопросов, выносимых на Проектный совет, приложения и замечания членов Проектного совета. Протоколы подписываются председателем и секретарем Проектного совета.

Нумерация протоколов ведется от начала учебного года.

Книга протоколов  проектного совета педагогов ДОУ постоянно хранится

в делах учреждения и передается по акту.

ПОЛОЖЕНИЕ

о временной творческой группе в ДОУ

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, Устава дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ).

1.2. Временная творческая группа создается в соответствии с программой развития ДОУ и по решению Педагогического Совета.

1.2. Временная творческая группа ДОУ – одна из форм организации  методической работы в  ДОУ – добровольное профессиональное объединение педагогов, заинтересованных во взаимном творчестве, коллективном сотрудничестве по изучению, разработке, обобщению материалов по заявленной тематике с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой темы. 

2. Цели, задачи и содержание деятельности временной творческой группы

          2.1. Целью деятельности временной творческой группы ДОУ является поисковая, исследовательская деятельность, с результатами которой в последующем знакомится весь коллектив.

2.2. Задачей временной творческой группы является освоение нового опыта, новой методики, разработка методических материалов: игр, конспектов, рекомендаций, наглядных пособий.

2.3 Временная творческая группа изучает конкретные научно-педагогические исследования и рекомендации, знакомится с передовым педагогическим опытом по данной теме, накопленной практикой работы в дошкольных учреждениях.

2.4. Временная творческая группа проводит опытно-экспериментальную работу и создает необходимые методические разработки.

2.5. Члены группы знакомят с результатами своей деятельности весь педагогический коллектив.

3. Организация деятельности временной творческой группы

3.1. Временная творческая группа ДОУ создается по инициативе педагогов или администрации дошкольного образовательного учреждения (не менее 3-х и не более 5-ти человек). Ее деятельность регламентируется настоящим Положением.

3.2. Руководителем временной творческой группы является педагог, владеющий навыками организации продуктивных форм деятельности коллектива, выбранный членами группы.

3.3. Руководитель предлагает стратегию разработки темы, методы и формы работы временной творческой группы, обобщает и систематизирует материалы, анализирует предложения и выносит их на обсуждение группы.

Руководитель группы решает все организационные вопросы и составляет план работы группы.

3.4. Руководитель группы взаимодействует со старшим воспитателем по учебно-воспитательной работе по любым вопросам функционирования временной творческой группы.

3.5. Состав временной творческой группы и ее членов утверждается приказом или решением Педагогического Совета.

3.6. Все вопросы функционирования временной творческой группы ДОУ решаются коллегиально, каждый участвует в разработке изучаемой темы. Педагоги – члены творческой группы – представляют собственные практические материалы, выполняют творческие задания руководителя и коллектива группы, высказывают свое мнение по предложенным материалам и т.д.

3.7. Заседания группы проводятся не реже одного раза в квартал.

3.8. Формы занятий временной творческой группы носят продуктивный характер деятельности: теоретические доклады, сообщения, семинары-практикумы, диспуты, дискуссии, открытый просмотр деятельности и т.п.

Результаты заседаний группы оформляются протоколами.

3.9. Временная творческая группа ДОУ действует до тех пор, пока не исчерпает необходимость взаимного профессионального общения.

3.10. Итоги работы временной творческой группы заслушиваются на итоговом педагогическом совете ДОУ.

3.11. В конце учебного года протоколы заседаний временной творческой группы принимаются на хранение в методический кабинет.

4. Права членов временной творческой группы

Члены группы имеют право:

- ставить вопрос о включении плана работы  творческой группы в план работы дошкольного образовательного учреждения и программу его развития;

- требовать от администрации дошкольного образовательного учреждения предоставления необходимых условий для реализации задач временной творческой группы;

- апробировать педагогические изобретения, инновации членов временной творческой группы и других педагогов ДОУ;

- на поощрения: материальное и моральное;

-на учет результатов работы при: аттестации, премировании.

5. Обязанности членов временной творческой группы

5.1. Руководитель временной творческой группы обязан:

-координировать и направлять работу каждого члена временной творческой группы;

- составлять план работы группы;

-распределять обязанности между членами группы;

-обеспечивать своевременное составление и подготовку разработок группы,  обобщающих материалов.

5.2.Члены группы обязаны:

- принимать активное участие в реализации плана работы группы;

-отчитываться в своей деятельности;

- выполнять задания руководителя группы;

- разрабатывать и оформлять методические материалы.

6. Ответственность членов временной творческой группы

6.1. Руководитель временной творческой группы несет ответственность за наличие, содержательность  и культуру ведения следующей документации:

- плана работы творческой группы;

- протоколов заседаний творческой группы, в которых обсуждаемые вопросы, наработанные идеи, разработки, фиксируются в форме выводов, обобщений, конспектов занятий, рекомендаций педагогам и др.;

- пакета  методических рекомендаций, разработок, пособий, которые свидетельствуют о  результате работы творческой группы.

6.2. Члены группы несут ответственность:

- за качественную подготовку документов работы творческой группы;

- за систематическое отслеживание хода творческого процесса;

- за объективное отслеживание результатов апробации;

- за информирование администрации о результатах творческих поисков.

Анкета для воспитателей.

Просим вас ответить на вопросы, которые позволяют выявить ваше отношение к инновационным вопросам в системе дошкольного образования.

1. Какие из указанных структурных компонентов педагогической компетентности вам более всего присущи? Укажите в пятибалльной системе:

а) способность к целостному самоопределению в отношении целей и средств воспитания, перспектив развития личности воспитанников;

б) овладение современными технологиями педагогической работы и постоянное повышение педагогического мастерства;

в) развитие педагогической рефлексии.

2. Определите в пятибалльной системе уровень вашей педагогической рефлексии:

а) осознание подлинных мотивов своей педагогической деятельности, своих «воспитательных» поступков;

б) умение отличать собственные затруднения и проблемы от затруднений и проблем воспитанников;

в) способность к эмпатии и децентрации;

г) оценка последствий собственных личностных влияний на воспитанников, умение видеть себя в зеркале других людей.

3. Укажите, в какой степени влияет инновационная деятельность на организацию и построение развивающей среды детства:

а) предметная среда во многом преобразилась;

б) предметная среда носит развивающий характер, в ней ребенок может осознать собственное «я»;

в) ребенок в среде свободен в выборе, имеет возможность экспериментировать;

г) среда перенасыщена атрибутами, игрушками;

д) уровень развивающей среды остается прежним.

4. Укажите, в чем испытываете затруднения:

а) в выборе методов, приемов, структуры занятий;

б) в выборе формы организации занятий;

в) в организации интегрированных связей;

г) в организации самостоятельной деятельности;

д) в налаживании сотрудничества с родителями;

е) в обогащении социального опыта детей;

ж) в организации развивающей среды детства;

з) в подборе диагностических методик;

и) в организации свободы выбора.

5. Какая модель взаимоотношений, на ваш взгляд, более приемлема?

а) ребенок является для воспитателя субъектом: отношения строятся на равных;

б) ребенок является для воспитателя объектом: цели задает воспитатель, а ребенок выполняет его указания.

6. Как вы считаете, каким методам следует отдать предпочтение при проведении развивающего занятия:

а) объяснительно-иллюстративным;

б) репродуктивным;

в) эвристически ;

г) исследовательским;

д) затрудняюсь ответить;

е) использую все в комплексе.

7. Считаете ли вы целесообразным использование детского экспериментирования:

а) на занятиях;

б) в самостоятельной деятельности;

в) при ознакомлении с природой;

г) затрудняюсь в организации экспериментирования;

д) считаю нецелесообразным;

е) затрудняюсь ответить.

8. Как вы относитесь к интеграции разных видов детской деятельности и искусств?

а) считаю необходимой;

б) считаю ненужной;

в) интеграция способствует развитию психических процессов, способностей, интересов;

г) интеграция помогает развивать коммуникативные навыки детей;

д) интеграция мешает глубоко заниматься конкретным видом деятельности

е) затрудняюсь ответить.

9. В какой мере повлияла на вашу педагогическую деятельность работа в инновационном режиме?

а) не ощущаю, что произошли изменения, идет обновление;

б) чувствую потребность в новом, но не знаю, с чего начать;

в) улучшилось качество работы;

г) успешно развиваются способности детей;

д) родители с большим интересом стали относиться к педагогическом) процессу в дошкольном учреждении, активнее стали в нем участвовать;

е) родители выражают недовольство;

ж) родители не знают об инновационных процессах;

з) увеличилась нагрузка на ребенка;

и) испытываю потребность в обогащении знаний и методической помощи со стороны: заведующей, старшего воспитателя, руководителя КМО, научного руководителя.

10. В чем вы видите социализирующую роль воспитателя?

а) в передаче ребенку специфических навыков общения и типичных способов поведения в различных ситуациях;

б) в создании условий, способствующих эмоциональному настроению ребенка в группе;

в) в ознакомлении с окружающим миром;

г) в умении предъявлять ребенку требования и проконтролировать их выполнение;

д) в требовании безоговорочно выполнять указания воспитателя.

11.Работая в инновационных условиях, вы испытываете определенное эмоциональное состояние. Какое чаще всего наблюдается?

а) радость;

б) творческий подъем, восторг;

в) тревожность, беспокойство;

г) подавленность;

д) досада излишней нагрузки, огорчение;

е) ликование.

13. В обогащении каких знаний вы нуждаетесь?

а) в области педагогики;      

б) в области частных методик;

в) в области психологии,      

д) укажите, какие еще.

е) в области социологии;

Консультация для воспитателей

«Общие основы проектирования. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология»

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-иследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.

Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников- иллюстраторов.

Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.

  1. Полная интеграция (экологическое воспитание с художественной  литературой, ИЗО, музыкальным воспитанием, физическим  развитием)
  2. Частичная интеграция (интеграция художественной литературы и изодеятельности)
  3. Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

  1. занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
  2. комплексные блочно-тематические занятия;
  3. интеграция:
    −частичная интеграция;
    −полная интеграция;

метод проектов:
−форма организации образовательного пространства;
−метод развития творческого познавательного мышления.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

  1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
  2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составление плана-схемы проекта.
  5. Сбор, накопление материала.
  6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
  7. Домашние задания для самостоятельного  выполнения.
  8. Презентация проекта, открытое занятие.

Основные этапы метода проектов

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

  1. к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
  2. в каких источниках можно найти информацию;
  3. какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
  4. с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов

В настоящее время проекты классифицируются:

Таблица  Классификация проектов

Признаки классификации

Виды проектов

По тематике

- творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки. Дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр.

- Ролево-игровые: это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы

- Исследовательско-творческие: осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.)

- Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, квартиры, и т.п.

по составу групп участников проекта

- индивидуальные

- групповые

-  подгрупповые

По срокам реализации

- краткосрочные (1-3 занятий)

- средней продолжительности(1-3 месяца)

- долгосрочные (до 1 года)

Задачи развития:

  1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  2. развитие познавательных способностей;
  3. развитие творческого воображения;
  4. развитие творческого мышления;
  5. развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

  1. вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  2. активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  3. формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

  1. формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  2. развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  3. формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  4. развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Таблица  Этапы реализации проекта

Этапы
проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

1. Формулирует проблему (цель).

При постановке цели определяется и продукт проекта.
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу

  1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.

2 этап

4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность
6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.
6. Распределение амплуа.

3 этап

7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

4 этап

9. Подготовка к презентации.


10.Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.
9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Младший дошкольный возраст

Задачи обучения:

  1. пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
  2. приобщать детей к процессу познания;
  3. формировать различные представления;
  4. привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
  5. побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Совершенствование психических процессов:

  1. формирование эмоциональной заинтересованности;
  2. знакомство с предметами и действиями с ними;
  3. развитие мышления и воображения;
  4. речевое развитие.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

  1. осознание поставленной цели;
  2. овладение различными способами решения поставленных задач;
  3. способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
  4. поиск различных средств достижения цели.

Линии развития личности.

Физическое развитие:

  1. стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;
  2. формирование осознанных представлений о необходимости заботиться о своём здоровье (ролевоигровой проект «Азбука здоровья»);

социальное развитие:

  1. формирование способов общения (вернисаж «Я и моя семья», индивидуальные семейные проекты «Генеалогическое древо»);

познавательное развитие:

  1. обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
  2. расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;
  3. сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», «Творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы», «Любим сказки»);

эстетическое развитие:

  1. развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;
  2. овладение художественной деятельностью (комплексные проекты «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», ролевоигровые проекты «Любимые игрушки»).

Старший дошкольный возраст.

Задачи обучения:

  1. развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
  2. развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;
  3. формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
  4. развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Формирование предпосылок учебной деятельности:

  1. произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
  2. потребности в создании собственной картины мира;
  3. навыков коммуникативного общения.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

  1. выявить проблему;
  2. самостоятельно искать нужное решение;
  3. выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
  4. самостоятельно анализировать полученные результаты.

Линии развития личности

Социальное развитие:

  1. развитие самопознания и положительной самооценки;
  2. овладение способами внеситуативно-личностного общения;
  3. высокий уровень коммуникативной компетентности;
  4. осознание функций речи (индивидуальный проект «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», проект «Сказки о любви», групповые проекты «Познай себя»);

Физическое развитие:

  1. развитие осознанного отношения к своему здоровью;
  2. формирование потребности в здоровом образе жизни;
  3. совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (ролевоигровые проекты «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца»).

Познавательное развитие:

  1. систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;
  2. развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (клуб любителей книги «Волшебная страна», групповые проекты «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Весёлая астрономия», межгрупповой проект «Времена года», комплексные проекты «Здравствуй, Пушкин!», «Богатыри земли русской»);

Эстетическое развитие:

  1. углублённое приобщение к искусству, многообразию художественных образов;
  2. овладение различными видами художественной деятельности;
  3. развитие способностей к эстетической оценке (ролевоигровой проект «В гостях у сказки», комплексные проекты «Эхо столетий», «Книжкина неделя», «Мир театра»).

Таблица  Алгоритм разработки проекта

     Этапы

             Задачи

Деятельность проектной группы

Деятельность научно-методической службы

Начальный

Определение проблемы (темы). Выбор группы участников.

Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания

Мотивация проектирования, объяснение цели проекта

Планирование

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде.

Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерия успеха.

Помощь в анализе и синтезе (по просьбе группы). Наблюдение.

Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.

Работа с информацией. Синтез и анализ идей.

Наблюдение. Консультации.

Выполнение

Выполнение проекта

Работа над проектом, его оформление.

Наблюдение, советы (по просьбе группы)

Оценка результатов

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач)

Участие в коллективном анализе проекта и самооценке

Наблюдение. Направление процесса анализа (если необходимо)

Защита проекта

Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка.

Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта.

Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

Приложение № 2

Таблица  Основные блоки по  работе  с родителями

Блоки

Основные задачи        

Формы

Педагогическое просвещение  родителей

Повышение педагогической грамотности  родителей

Лекции, семинары, прак­тические занятия, откры­тые занятия, конференции,  работа  творческих групп по интересам, педагогические советы, родительские собрания, консультации и др.

Включение  родителей  в деятельность  ДОУ         

Создание условий для включения  родителей  в планирование, организацию и выполнение проектов

Соревнования, кружки, выпуск газеты, конкурсы, викторины,  работа  кружков, совместные мероприятия и др.

Таблица  Работа с родителями

Формы

Содержание

1

Маркетинговые исследования

1. Комплексное анкетирование родителей с целью выявления потребностей в образовательных и оздоровительных услугах для детей.

2. Создание бланка данных семей.

3. Дни открытых дверей.

4. Опросы, интервьюирование.

2

Родительские собрания

Тематические собрания с обсуждением вопросов и задач группы, результативности работы д/с.

3

Консультации

1. Консультации специалистов.

2. Беседы, лекции по вопросам метода проекта.

4

Помощь родителей

1. Организация и помощь в проведении экскурсий, походов.

2. Спонсорство.

3. Участие в подготовке и реализации проектов

4. Работа по изготовлению костюмов, атрибутов к утренникам, праздникам, к сюжетно-ролевым играм.

5. Участие в презентации проектов

5

Привлечение родителей к

участию в деятельности ДОУ

1. Занятия с участием родителей.

2. Домашние задания.

3. Осуществление совместных проектов (участие родителей и детей в акциях детского сада.

4. Смотры-конкурсы.

6

Пропаганда педагогических

знаний с использованием

средств наглядности

1. Информационный стенд в группе.

2. Тематические выставки.

3. Памятки для родителей.

4. Специальные фотоэкспозиции и выставки.

5. Передвижные библиотеки.

Приложение № 3

Таблица  блочно-тематическое планирование подготовительная группа

блоки

Тема

1 неделя

Тема

2 неделя

Тема

3 неделя

Тема

4 неделя

«До свиданья, лето.

Здравствуй,  детский сад»

«Наша группа

.Игрушки»

«Кто работает в детском саду?»

«Золотая осень»

овощи

фрукты

растения

Животные осенью

«Мир вокруг нас»

одежда

посуда

мебель

транспорт

«Зимушка-зима»

«Зимнее окошко»

«Животный мир полярных районов Земли»

«Зимующие птицы»

«Пусть елка новогодняя нам радость принесет»

«Братья наши меньшие»

каникулы

«Наши верные друзья»

«Дикие животные средней полосы России»

«Вот так Африка!» (животные жарких стран)

«Мир, в котором я живу»

«Мой Татарстан»

«История Казани»

«Широка страна моя родная»

«По странам и континентам»

«Весна идет ,Весне дорогу»

«Здравствуй ,Весна!»

«Вот какая мама - золотая прямо»

«Ласточка с весною в гости к нам летит»

«Звери в весеннем лесу»

Полезные открытия и умные вещи

«Вода-источник жизни»

«Земля –наш дом во Вселенной»

«Хрюша, Филя и Степашка приглашают в гости»

«Что из чего и для чего

«Наше счастливое детство»

«Друг в беде не бросит»

«Мы за мир, за дружбу …» (День Победы)

«Вместе весело нам жить» (день смеха)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение метода портфолио в образовательный процесс ДОУ

Данный материал поможет педагогу грамотно  оформить свой труд по самообразованию и создать профессиональное портфолио своей деятельности....

Система работы по внедрению метода проектов в образовательный процесс ДОУ.

Представлена система работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ по внедрению проектного метода в образовательный процесс в 2009-2010 году, а также достигнутые результаты....

Выступление из опыта работы: "Организация системы работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс ДОУ"

Выступление из опыта работы: "Организация системы работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс  ДОУ"...

«Внедрение метода проектов в образовательный процесс ДОУ»

методическая разработка по внедрению проектного метода в работу детского сада...

Система работы по внедрению технологии здровьесбережения в образовательный процесс ДОУ "Территория здоровья"

Представленная система работы содержит конкретный материал по реализации программы ДОУ "Здоровье"....

Организация системы работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое ...


 

Комментарии

объёмная работа!!!!!!!! и хороший материал!!!!!!!! молодцы!

Леонтьева Елена Анатольевна

Извините, Елена Александровна, что встреваю, НО, увы, в младшем возрасте (в младшей и средней группе) дошкольного учреждения, проектной деятельности быть не может. Это миф. Вас, к сожалению, дезинформировали. Есть много тому подтверждений, взять хотя бы историю возникновения "метода проектов". Реальная реализация данного метода может быть в старшем дошкольном возрасте и то, в старшей группе с натяжкой. Метод проектов - это научная деятельность (не только исследование мира под ЧУТКИМ руководством педагога). Сейчас "проекты" - это модно. И многие пытаются внедрить их чуть ли ни с горшка. Но как не называй исследование мира ребёнком, по желанию взрослого - "проект", самостоятельного решения и выбора этого ребёнка будет минимум. Ведь в младшем возрасте у детей ещё очень маленький багаж знаний ("где взять информацию?", "вариантность решения проблемы" и так далее). Ещё раз извините. Просто я недавно участвовала в круглом столе по этой теме, здесь, в Санкт-Петербурге, и тоже, заблуждалась.