Проект « Использование метода проектов в образовательном процессе ДОО в условиях ФГОС».
проект по теме

Родионова Людмила Геннадьевна

Сегодня одним из наиболее актуальных и значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста принадлежит методу проектов.

Метод проекта в дошкольном образовании как один из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon inovatsionnyy_proekt_dou_no_50.doc161 КБ

Предварительный просмотр:

г. Рузаевка

Структурное подразделение

«Детский сад № 50 комбинированного вида»

 МБДОУ «Детский сад « Радуга» комбинированного вида»

 Рузаевского муниципального района

ПРОЕКТ

« ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОО В УСЛОВИЯХ ФГОС»


                                                         

СОДЕРЖАНИЕ

 Введение

1. Паспорт инновационного образовательного проекта

2. Пояснительная записка

3. Описание проекта

4. Содержание инновационного проекта

5.Показатели эффективности проекта

6.Заключение

7.Список использованной литературы

                                                                                Знание только тогда знание,
                                                                             когда оно приобретено

усилием мысли, а не памятью.
Л.Н. Толстой

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе в связи с введением в действие Федеральных государственных  требований, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС),   возникла необходимость  обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленного на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей.  

Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ – основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

Метод проекта в дошкольном образовании как один из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

В переводе с греческого проект – это путь исследования. Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально развивалось в процессе саморазвития.

На сегодняшний день для всех однозначно, что современных детей надо учить по-новому. Ребята должны быть увлечены в исследовательские проекты и творческие занятия. Поэтому проектно-исследовательская деятельность занимает прочное место в работе нашего детского сада. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.

Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму”. Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам.

 Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех, что получены репродуктивным путем. Но самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогаем мы педагоги.

Решая различные познавательно-практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить.

Как показывает результаты психологических исследований, в процессе решения проблем дошкольники передают опыт сверстникам, подражают взрослым. Образец креативного поведения взрослого в нерегламентированной ситуации способствует формированию и проявлению творчества ребенка.

В проектной деятельности дети, по утверждению специалистов, сталкиваются с необходимостью проявлять свою «самость», особенно когда необходимо:

- заявить свои цели, озвучить представления о себе, отстоять свою позицию в дискуссии с партнерами (детьми и взрослыми);

- открыто и четко сказать о своих трудностях, найти их причины, в том числе и в себе;

- согласовывать цели с другими, не отступать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс.

Проектный метод направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.

1.ПАСПОРТ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА

Название проекта

Использование метода проектов в образовательном процессе ДОО в условиях ФГОС

Разработчики проекта

Руководитель проекта – старший воспитатель,

Творческая группа – специалисты и  педагоги ДОО

Название образовательного учреждения

 Структурное подразделение « Детский сад № 50 комбинированного вида» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад

« Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района

Вид проекта

долгосрочный

Цель проекта

Создать систему работы по внедрению в образовательный процесс ДОО новой технологии — «метод проектов»

Задачи проекта

*повышение качества образовательного процесса и уровень профессиональной подготовки педагогов ДОО к реализации ФГОС

*охарактеризовать метод проектов, как форму организации детской проектной деятельности;

*описать методику организации проектной деятельности;

* разработать методические рекомендации для педагогов ДОО в рамках проектной деятельности;

*объединение всех участников образовательного процесса – детей, родителей, педагогов;

* повышение профессионального уровня педагогов, формирование их мотивационной готовности к освоению и внедрению данной технологии  в образовательный процесс;

* расширение кругозора дошкольников, развитие познавательной инициативы реализация интеллектуального потенциала.

Ожидаемые результаты

Это построение взаимодействия на основе личностно-ориентированной модели воспитания; построение единой содержательной линии, обеспечивающей включение проектного метода в воспитательно-образовательный процесс; корректирование планирования, представив проектный метод в следующих  направлениях :физическое воспитание, развитие речи детей, художественно-эстетическое воспитание, социально-нравственное воспитание, развитие у детей основ правового сознания, развитие у детей представлений об окружающем мире, об экологии.

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  

Введение федерального государственного образовательного стандарта позволяет говорить сегодня о становлении новой системы дошкольного образования, где одним из ключевых моментов является необходимость использования всех педагогических ресурсов для эффективного развития ребенка. Это дает современному педагогу – воспитателю свободу в выборе форм и методов организации детской деятельности, главным результатом этого выбора должны стать личностные качества ребенка. Поэтому педагогическая деятельность, сегодня должна стать качественно новой, более гибкой, инновационной, т.е. такой, при которой происходит развитие образовательного процесса.

В соответствии с требованиями, которые нам диктует современная жизнь и которые заложены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», национальной доктрине образования в Российской Федерации и концепции модернизации российского образования, образовательное учреждение (независимо от того, по каким программам строит образовательный процесс) обязано:

- обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка;

- обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;

- реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;

- помнить, что ребенок - активный участник педагогического процесса;

- привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;

- обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.

Все эти требования можно реализовать лишь при одном условии – кардинально изменить организацию педагогического процесса в ДОУ, путем выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что требует широкого внедрения в педагогический процесс инновационных и альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Одним из перспективных методов, является метод проектной деятельности.

Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Метод проектов актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника, способствует успешному переходу к следующей ступени обучения.

Метод проекта содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в совместную деятельность воспитателя с детьми дошкольного возраста. Именно этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. И, что немало важно, проект учитывает совместную познавательно – поисковую деятельность детей,  педагогов и родителей.

Метод проектов возник еще в 20-е гг. прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи и его ученик Килпатрик Уильям Херд. В основе метода – идея о направленности учебно-познавательной деятельности детей на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Обучение поэтому должно осуществляться через организацию целевых актов, включающих в себя:

-  постановку проблемы;

-  составление плана ее реализации;

-  оценку ее выполнения.

Использование этих условий, по мнению У.Х. Килпатрика, не только подготавливает ребенка к школьной жизни, но и помогает ему организовать жизнь  по окончании школы, в настоящем.

Одна из главных задач педагога при организации проектной деятельности дошкольников заключается в том, чтобы поддерживать детскую инициативу. Инициатива ребенка  обязательно включает в себя познавательный компонент. Познавательная инициатива проявляется всякий раз, когда ребенок начинает решать свою собственную задачу, а не ту задачу, которую перед ним поставил экспериментатор. Умение создать условия для проявления познавательной инициативы детей является важным моментом готовности педагога к организации проектной деятельности.

2000 год можно смело назвать началом применения проектной деятельности и метода проектов в отечественных дошкольных образовательных учреждениях. Об этом свидетельствуют исследования, проведенные многими отечественными педагогами и психологами (А.И. Савенковым, А. Данюковой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, Б.В. Хозиевым и Е. Евдокимовой и др.).

Проектная деятельность является достаточно новым направлением работы дошкольных учреждений.

          Поэтому, анализ деятельности педагогов нашей дошкольной образовательной организации свидетельствует о недостаточной готовности педагогического состава к использованию проектного метода в образовательной деятельности, а существующая практика методической поддержки педагогов ориентирована на общие образовательные задачи детского сада, но не на повышение качества дошкольного образования. Таким образом, реально сложившаяся практика структурного подразделения « Детский сад № 50 комбинированного вида» , предъявляемые требования к качеству дошкольного образования, с одной стороны, и недостаточное использование метода проектов в профессиональной деятельности педагогов ДОО, с другой стороны, определяют актуальность решения проблемы активного внедрения проектной деятельности в нашей дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО.

Учитывая вышеизложенное - актуальность проблемы и ее недостаточную разработанность,- был сделан выбор темы инновационной деятельности «Использование метода проектов в образовательном процесс ДООО в условиях ФГОС» .

Выше сказанное позволяет сформулировать нам гипотезу.

Гипотеза: мы предполагаем, что целенаправленная организация в структурном подразделении «Детский сад № 50 комбинированного вида» проектной деятельности в образовательном процессе будет способствовать целостному развитию ребенка-дошкольника, успешной социализации, раскрытию индивидуализации детей, а также сплочению как педагогического коллектива, так гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями, что, в свою очередь, будет содействовать повышению качества дошкольного образования.

Предмет исследование инновационного проекта – образовательный процесс  ДОО в условиях ФГОС.

Методы исследования

Для решения поставленных задач проектной деятельности выбраны следующие методы: изучение и теоретический анализ научно-методических источников по проблеме проекта; методы отбора текущей информации; обобщение педагогического опыта; анкетирование; психолого-педагогический мониторинг; методы математической и статистической обработки данных.

Методическая деятельность по данному направлению опирается на принципы:

Принцип системности – предусматривает охват  педагогов разными формами методической работы по данному направлению  подчиненных единству цели и задач.

Принцип научности – работа старшего воспитателя   направлена на соответствие системы повышения квалификации педагогов современным научным достижениям в самых разных областях.

Принцип дифференцированного подхода – предусматривает учет индивидуальных особенностей  педагогов.

Принцип социального партнерства – взаимодействие с детьми,

 родителям , педагогами ДОУ и социальными партнерами.

Принцип создания благоприятных условий – для эффективной работы, творческого поиска   педагогов.

Основная идея инновации.

Отечественное дошкольное образование на сегодняшний день претерпевает значительные изменения. Образование стремится быть личностно-ориентированным, и для реализации такого подхода к обучению требуются новые методы образования, с помощью которых формируется активная, самостоятельная позиция воспитанников в овладении знаниями, развиваются умения и навыки – исследовательские, рефлексивные, самооценочные, а также умения, связанные с их применением в практической деятельности (компетенции) и, соответственно, с реальной жизнью. Одним из таких методов является метод проектов.

Основная идея инновации заключается в освоении и использовании метода проектов в образовательном процессе структурного подразделения «Детский сад № 50 комбинированного вида» как условия повышения качества дошкольного образования в условиях ФГОС ДО.

Ведущая идея опыта.

Внедрение в воспитательно - образовательную деятельность метода проектов позволит педагогам повысить уровень профессионального мастерства на основе проектирования своей педагогической деятельности, что позволит совершить переход работы учреждения в режим инновационной деятельности. Внедрение в процесс воспитания детей   детской проектной деятельности позволит повысить познавательный интерес воспитанников и раскрытие творческих способностей каждого ребенка.

3. ОПИСАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО  ПРОЕКТА

Инновационный проект ДОО « Использование  метода проектов в образовательном процессе ДОО в условиях ФГОС»  позволит повысить качество образования, основанного на единых подходах методической работы, опытным путем проверить  эффективность условий для практической реализации ФГОС ДО, отработать методический инструментарий, планирующийся к использованию в работе со всеми участниками образовательного процесса (дети, родители, педагоги).

    Неординарность инновационного проекта состоит в использовании возрастного принципа систематизации и  организации развивающей деятельности дошкольника.    

        Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Типология проектов

Проекты классифицируются по разным признакам. Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности.

В практике ДОО используются следующие типы проектов:

Типы проектов

Исследовательские

Дети совместно со взрослыми формулируют проблему исследования, обозначают задачи, определяют методы, источники информации, изучают, обсуждают полученные результаты, выводы, оформляют результаты исследования

Ролево-игровые

С элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы

Информационно-практико-

ориентированные

Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление группы, проект уголка по изодеятельности, проект правил группы, витражи и т.д.)

Творческие

В таких проектах дети договариваются о планируемых результатах и форме их представления (совместная газета, презентации, праздник)

Классификация

Типы

По количеству

индивидуальные;

групповые

По содержанию

монопроекты (1 образовательная область);

интегративные (2 и более образовательных областей)

По продолжительности

краткосрочные (мини-проекты 1-4 недели); среднесрочные (от 1 месяца);

долгосрочные проекты (полугодие, учебный год)

По доминирующему виду проектной деятельности

информационные;

исследовательские;

творческие;

практико-ориентированные проекты

        Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные этапы:

  1. Целеполагание (проблема): педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него проблему на определенный отрезок времени.
  2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

- к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);

- в каких источниках можно найти информацию;

- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

- с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Поиск информации

4. Выполнение проекта – практическая часть.

5. Презентация проекта – определение задач для новых проектов.  

6. Создание портфолио проекта – папка, куда собрана вся информация по проекту.

        Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.        

        Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило, - между группами участников, но есть и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве), таки семейные проекты. Так как ведущим видом  деятельности дошкольника является игра, то начиная с младшего возраста используют игровые и творческие проекты.

Основной целью проектного метода в нашем дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

        Задачи развития:

  1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  2. развитие познавательных способностей;
  3. развитие творческого воображения;
  4. развитие творческого мышления;
  5. развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

Алгоритмы действий взрослых и детей строятся с учетом возрастной дифференциации. В современной практике выделяется несколько этапов освоения проектной деятельности, которые необходимо учитывать при выборе и построении модели будущего проекта.

3 - 5 лет

Проектная деятельность формируется на подражательно-исполнительном уровне. Активная роль принадлежит взрослому.

Особенности проектной деятельности.

Внимательное отношение к потребностям детей, к их интересам помогает достаточно легко определить проблему, «заказываемую» детьми. Таким образом, ребенок среднего дошкольного возраста явно или неявно для себя выступает в качестве заказчика проекта, а осуществление происходит на подражательно-исполнительном уровне (задания, предлагаемые взрослым, помогают ребенку реализовать себя в активной деятельности; его увлекает сам процесс совместной деятельности со взрослым).

Важно поощрять попытки детей самостоятельно решить проблему.

Алгоритм действий взрослых и детей в возрасте 3-5 лет

Шаг

Содержание

Первый

Интригующее начало, определение проблемы, отвечающей потребностям детей

Второй

Постановка цели проекта, его мотивация

Третий

Привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана

Четвертый

Совместное движение взрослых и детей к результату

Пятый

Совместный анализ выполнения проекта, переживание результата

В старшем дошкольном возрасте – это:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

I этап

1. формулирует проблему (цель).

(При постановке цели определяется и продукт проекта).

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3. Формулирует задачу (не жестко).

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3.Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

II этап

4. Помогает в решении задачи.

5.Помогает спланировать деятельность.

6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.

6. Распределение амплуа.

III этап

7. Практическая помощь (по необходимости).

8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7.Формирование специфических знаний, умений, навыков.

IY этап

9. Подготовка к презентации.

Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.

9.Представляют (зрителям или экспертам) продукт.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

4.СОДЕРЖАЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

Внедряя метод проектов в образовательный процесс нашего учреждения, мы    определили направления,  формы и методы работы.  

НАПРАВЛЕНИЯ   РАБОТЫ

Это построение взаимодействия на основе личностно-ориентированной модели воспитания; построение единой содержательной линии, обеспечивающей включение проектного метода в воспитательно-образовательный процесс; корректирование планирования, представив проектный метод в следующих напралениях - физическое воспитание, развитие речи детей, художественно-эстетическое воспитание, социально-нравственное воспитание, развитие у детей основ правового сознания, развитие у детей представлений об окружающем мире, об экологии.

ФОРМЫ РАБОТЫ

 Это – семинары, консультации, коллективный просмотр занятий, деловые игры, методические выставки, мастер-класс, участи детей и педагогов в конкурсах различного уровня по исследовательской деятельности, выступление на форумах, публикация опыта в профессиональных журналах, в сети Интернет.

МЕТОДЫ РАБОТЫ

 Это – беседы, дисскусии, практикум, круглый стол, работа с методическими материалами, дни  взаимопосещений, презентации проектов.

Реализация поставленных задач проходит в 3 этапа: организационный, практический, обобщающий:

На I этапе 

 Мониторинг, а именно:

– Анкетирование педагогов; родителей;

– Подбор методической, справочной литературы по проектному методу.

Отбор участников проводится  на основе желания самих педагогов включиться в реализацию предлагаемого метода и по результатам собеседования. Главным критерием при этом была готовность персонала к открытости и изменениям в работе с детьми.

II этап – Реализация целей и задач проекта 

Мероприятия:

Семинар - «Проектная деятельность в работе с дошкольниками», “Общие основы проектирования. Метод проектов в дошкольном образовании”

Консультации - «Обучение педагогов проектированию их деятельности», «Организация работы с интеллектуально одаренными детьми, имеющими склонность к познавательной деятельности»,  “Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников”, “Создание пространственной среды в группе”, “Участие родителей в проектной деятельности”;

Круглый стол - «Презентация проектной деятельности»

Семинары - практикумы “Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста”, “Составление схемы взаимодействия воспитателей и специалистов”, “Разработка групповых проектов”.

Презентация проектов.

Тренинг  - “Участие в проектной деятельности”;

Конференция - «Наш новый детский сад. Инновационный путь развития», “Метод проектов как форма организации единого образовательного пространства”.

Педагогическая мастерская  - «Работаем по методу проектов», « Что такое проектная деятельность?».

Проекты в ДОО в работе с кадрами:

« Работа ДОО по методу проектов.»

 «Семинар –практикум « Проектная деятельность в ДОО» .

Социальные и познавательные проекты (педагоги ДОУ, воспитанники, родители)

Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста, он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

На III этапе 

Подведение  итогов:

– Анализ  полученных результатов.

Ожидаемые результаты

При условии реализации данного проекта мы рассчитываем получить следующие результаты:

1.Педагоги ДОО освоят идеи и методы проектной деятельности, смогут использовать данную технологию в работе с детьми.

      2.Повысится уровень активности детей, возрастет самостоятельность в решении поставленных задач.

3.Изменится стиль общения взрослого с ребенком.

4.Родители станут активными участниками образовательного процесса.


Взаимодействие с семьей позволит добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.

5. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА

Младший дошкольный возраст:

пробуждение интереса к предлагаемой деятельности;

приобщение детей к процессу познания;

формирование различных представлений;

привлечение детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;

побуждение детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

 Совершенствование психических процессов:

формирование эмоциональной заинтересованности;

знакомство с предметами и действиями с ними;

развитие мышления и воображения;

речевое развитие.

Формирование проектно-иследовательских умений и навыков:

осознание поставленной цели;

овладение различными способами решения поставленных задач;

способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;

поиск различных средств достижения цели.

Старший дошкольный возраст.

 Задачи обучения:

*развитие поисковой деятельности, интеллектуальной  инициативы;

*развитие  способностей ориентации – экспериментирование и моделирование;

*формирование обобщенных способов умственной работы и средств построения собственной  познавательной деятельности;

*развитие способности к прогнозированию будущих изменений.

 формирование предпосылок учебной деятельности:

*произвольности в поведении и продуктивной деятельности;

*потребности в создании собственной картины мира;

*навыков коммуникативного общения.

 формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

*выявить проблему;

*самостоятельно искать нужное решение;

*выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;

*самостоятельно анализировать полученные результаты.

Обобщение  опытов работы педагогов:

– Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОО в рамках проектной деятельности.

Работа по проектам обеспечивает режим развития ДОО, наращивание его образовательного потенциала.

 Механизм проектирования, который применяется в нашей дошкольной образовательной  организации.

Процесс проектирования состоит из трех этапов: 

- разработка проектов – сюда входит: цель, задачи проекта; 

- их реализация – это модель реализации и поэтапный план действий; 

- мониторинг результатов.

Условием освоения каждого этапа является коллективная мыслительная деятельность педагогов, что позволяет:

  • ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве детского сада;
  • освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;
  • уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;
  • объединять усилия всех субъектов педагогического процесса.

Определены критерии выполнения и защиты проекта.

1. Актуальность проекта, реальность предлагаемых решений, практическая направленность на развитие ребенка.

2. Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность.

3. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых педагогом или группой решений.

4. Аргументированность предлагаемых решений, подходов.

5. Надлежащее оформление: соответствие стандартным требованиям, качество эскизов, схем, рисунков.

6. Работа с родителями в данном направлении.

АПРОБАЦИЯ  И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОПЫТА

Апробация содержания использования проектного метода в образовательном процессе ДОУ планируется в возрастных группах путем совместных практических действий ДОО и семьи в интегрированном развивающемся пространстве. Основные направления практических действий состоят в повышении у педагогов и родителей уровня понимания требований современного дошкольного образования:

  • через реализацию компетентносного подхода к организации игрового  развивающего пространства  
  • интеграцию в организации детской деятельности ДОО и семьи
  • использование гибкой тактики руководства детской деятельностью педагогами и родителями
  • организацию системной работы с родителями и педагогами по осуществлению совместных мероприятий и действий

Повышение эффективности работы с родителями:

  • через расширение и обновление форм взаимодействия и сотрудничества с родителями
  • обеспечение интеграции общественного и семейного воспитания
  • доброжелательное партнерство и сотрудничество с семьями воспитанников
  • организацию существующих и новых форм работы с родителями

Повышение качества дошкольного образования:

* через удовлетворение образовательных потребностей воспитанников с учетом их склонностей, интересов, познавательных возможностей

* создание развивающего пространства, обеспечивающего разнообразие детских видов игровой, познавательной и исследовательской деятельности в форме творческой активности, с позиции возможностей формирования ключевых компетенций дошкольника.

                                                   6.   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Метод проектов  используется в реализации программы в специфических для детей видах деятельности, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие ребенка.

Наша Основная общеобразовательная программа  ДОО определяет содержание и организацию образовательного процесса и предусматривает его комплексно-тематическое планирование.

  Темы многих проектов, реализуемых в группах, сочетаются с темами комплексных планов, что позволяет достигать высоких результатов в усвоении детьми определенных знаний.  

Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.

Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.

Кроме того, развиваются общие способности детей познавательные, коммуникативные, регуляторные. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану и т.д. Уже в дошкольном возрасте дошкольник приобретает навык публичного изложения своих мыслей.

В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки - они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами.

Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей - она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.

 Также проектная деятельность позволяет ребенку наполнить свою деятельность личностным смыслом, проявить себя активным субъектом познания, не задает жестких рамок, а является открытой, так как результат проекта не может быть заранее предопределен. Ребенку дается возможность проявить инициативу, самостоятельность и творчество.

Метод проектов полезен и эффективен в работе дошкольного образовательного учреждения. В современной методике обучения детей метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграции на основе единого проекта).

Использование метода проектов в практике дошкольных учреждений является подготовкой детей к проектной деятельности в начальной школе.

  В воспитательно-образовательном процессе ДОО проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОО, а также   вовлекаются родители и другие члены семьи. Эффективно организованное сотрудничество с родителями позволяет достичь нужных результатов  - родители стали активными участниками образовательного процесса.

Таким образом,   в результате участия родителей и их детей в проектной деятельности изменился тип родительского отношения с неэффективного на эффективный и большинство детей стали ощущать эмоциональное благополучие в семье, что позволило говорить о гармонизации детско-родительских отношений в семье   дошкольника.

 Использование  метода проекта в образовательном процессе ДОО помогает педагогам научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.

Организация управленческой деятельности по развитию проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе способствует сплочению педагогического коллектива, повышению профессионально-личностной компетентности, изменению отношения педагогов к нововведениям в образовании, созданию условий для самореализации и достижения профессионального успеха, формированию уверенности, развитию креативности.

7.   СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

1.Федеральный закон об образовании в Российской Федерации (29 декабря 2012 года N 273-ФЗВ).

 2.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (17 октября 2013 г. № 1155).

3.Азлецкая Е.Н., Доронина М.А. Головач Л.В. Система оценка качества дошкольного образования: предмет и методы оценивания  методическое пособие / Е. Н. Азлецкая, М. А. Доронина, Л.В. Головач – Краснодар, 2013. – 126 с.

4.Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие Текст. / К.Ю.Белая. М.: ТЦ Сфера, 2004. - 64с.

5.Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей Текст. / Н.А. Виноградова, Е.П.Панкова. М.: Айрис-пресс, 2008 - 208с.

6.Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ Текст./ Е.С. Евдокимова. М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64с.

7.Кисилева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ Текст. / Кисилева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С. М.: АРКТИ, 2006, 96с.

8.Федорова Л.И. Совместный проект коллективов детского сада и школы как основа создания профессионально общности Текст. / Л.И.134

9.Через инновации к качеству дошкольного образования. Методическое пособие / под ред. Н.А.Виноградовой, Л.И.Федоровой; М.: МГПИ, 2010, 94с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игровые технологии". Совместная познавательно-исследовательская деятельность детей с использованием метода проектов и игровых технологий в условиях внедрения ФГОС ДО".

  Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась в...

Методические рекомендации по использованию метода проекта в образовательном процессе ДОО в условиях ФГОС

Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ – основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования. Ведущее место среди таких методов,...

Обобщение педагогический опыт «Использование метода проекта в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС »

Обобщение педагогический опыт «Использование метода проекта в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС »...

Педагогический проект «Развитие кадрового потенциала дошкольной образовательной организации в условиях ФГОС ДО».

Создание оптимальных условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в реализации инновационной  модели воспитательно-образовательного процесса....

СЕМИНАР ПРОЕКТ "Использование метода проектов в формировании у детей раннего возраста представлений о здоровом образе жизни (из опыта работы)"

Дошкольный возраст, начиная  с раннего, является одним из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека.  Именно в эти годы формируется личность человека, закла...

Проект "Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников"

Предложенный материал может быть использован педагогами в своей профессиональной деятельности....