Система организации работы по самообразованию педагогов.
статья на тему

Черпакова Ирина Алексеевна

        Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь самообразованием? Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Система методических мероприятий МБДОУ подчинена главной цели – стимулированию педагогов в профессиональном самосовершенствовании. Показатели эффективности педагогического самообразования – это, прежде всего, качество организованного педагогам образовательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система организации  работы по самообразованию педагогов

И. А. Черпакова,

заместитель заведующего по ВиМР,

МБДОУ «ЦРР-д/с «Хрусталик»

Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь самообразованием? В современном мире отмечается заметное повышение социальной роли образования, которое становится главным ресурсом общества. Усиление интеллектуального потенциала, в основе которого заложен приоритет самоценности человека, способного к саморазвитию, – одна из важных задач образования.

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога. Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ…». Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития. Система непрерывного повышения квалификации педагогов предполагает разные формы:

- обучение на курсах (один раз в три года);

-самообразование;

- участие в методической работе ДОУ, города, республики.

Система методических мероприятий МБДОУ подчинена главной цели – стимулированию педагогов в профессиональном самосовершенствовании. Мы предоставляем возможность объединения нескольких воспитателей в работе над темой, близкой к содержанию годовой задачи. Часто вопросы самообразования включаются в тематику индивидуальной экспериментальной деятельности. Администрация МБДОУ создает целый комплекс условий для профессионального роста каждого педагога, первое из которых – это мотивационное условие постепенного вхождения и приучения педагогического коллектива к постоянной работе в плане самообразования. Ежегодно к годовому плану составляется план самообразования педагогов. В котором четко определяется, кто, над какой темой работает и в какой форме отчитывается. Отчеты по самообразованию  заслушиваются на педагогических советах, а также могут быть частью любого методического мероприятия. Мы стараемся сделать возможным трансформацию опыта наших педагогов на городском, региональном, федеральном и международном уровнях. Педагоги МБДОУ «ЦРР-д/с «Хрусталик» систематически принимают участие в региональных и международных научно-практических конференциях, о чем свидетельствуют грамоты и дипломы, администрация МБДОУ способствует формированию атмосферы творчества и поиска в педагогическом коллективе.

Участие администрации является важным как в процедуре анализа и самооценки педагогической деятельности, так и в процессе разработки индивидуальной программы развития, ее реализации, мониторинга результативности. Привлечение специалистов к сотрудничеству с педагогом, наставничество, консультирование, рационализация личного труда, создание условий для актуализации полученных знаний, опытно-экспериментальной, исследовательской работы, вовлечение в процесс инновационных преобразований – далеко не полный перечень организационно-педагогических мероприятий руководителя по отношению к педагогу. Для того чтобы справиться со всеми задачами, руководителю самому необходимо постоянно заниматься самообразованием. Важно не только правильно определить и ранжировать круг возникающих и интересующих проблем, подобрать литературу для изучения, но и применить приобретенные знания на практике. Результаты самообразовательной работы заведующего, его заместителей становятся достоянием членов педагогического коллектива, оказывают эффективное влияние, как на совершенствование управления, так и на жизнедеятельность ДОУ в целом. Задача администрации не в том, чтобы учить педагога всю жизнь, а в том, чтобы он научился это делать сам.

В методическом кабинете в помощь педагогам в их самообразовательной деятельности сформирован банк материалов: списки рекомендованной для самостоятельной работы литературы; материалы передового педагогического опыта; разные варианты планов работы по самообразованию; тексты докладов; образцы рефератов по итогам самообразовательной деятельности; образцы конспектов литературных источников; новинки психолого-педагогической литературы.

В ДОУ используются следующие формы и методы руководства самообразованием педагогов:

  1. Вынесение на педсоветы, заседания МО вопросов, связанных с самообразованием. Систематическое разъяснение роли самообразовательной работы, организация выступлений по вопросам обмена опытом самообразования.
  2. Индивидуальные беседы с педагогами об основных направлениях самообразования.
  3. Оказание помощи педагогам в обобщении своего опыта, подготовке докладов по проблемам педагогики, стимулирование наиболее подготовленных педагогов к научно-исследовательской работе.
  4. Комплектование и пополнение фонда методического кабинета литературой по вопросам самообразования и самосовершенствования, а также новинками психолого-педагогической литературы.
  5. Проведение циклов лекций, групповых и индивидуальных консультаций, семинаров.
  6. Систематическое подведение итогов самообразовательной работы педагога (собеседования, отчеты на педсоветах и заседаниях ТГ), определение задач и содержания самообразования на новый учебный год, анализ качественных итогов учебно-воспитательного процесса.

Изучение инновационных методов методической работы по самообразованию, позволило нам их структурировать и применить в работе с педагогами.

Инновационные направления методической работы

  • маркетинговое: изучение спроса педагогов 
  • информационное: создание единой информационной, организационной, методической, коммуникативной учебно-воспитательной среды в ДОУ; 
  • социально-адаптивное: подготовка педагогов к успешному выстраиванию профессиональной карьеры; 
  • научно-экспериментальное: вовлечение педагогов в инновационную работу ДОУ
  • психолого-педагогическое: психологическая поддержка педагогов
  • управленческое: повышение компетентности педагогического коллектива.

Самообразовательная работа постепенно должна перейти в научно-исследовательскую. На основе самопознания, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит трансформация развития в саморегулируемую систему, преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самовоспитании, что свидетельствует о достижении оптимального уровня самосовершенствования. Показатели эффективности педагогического самообразования – это, прежде всего, качество организованного педагогам образовательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.

Библиографический список:

1.Львова Л.Т.Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ\\ Справочник старшего воспитателя. № 11,2008.

        2.Самообразование педагогов как один из факторов повышения качества работы с дошкольниками. http://festival.1september.ru/articles/417088/ 

3.Советы по организации самообразования. http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac 05.htm

4. Управление ДОУ: Словарь-справочник/ Сост. С.Д. Сажина. – М.: ТЦ Сфера, 2008. -128 с.1.

         5. Электронный педагогический словарь. http://dictionary.fio.ru/

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Самообразование педагогов – одна из важных форм системы непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ».

Консультация:             « Самообразование педагогов – одна из   важных форм системы непрерывного  повышения квалификации педагогов ДОУ»...

"Система самообразования педагогов в ДОУ"

Консультация "Система самообразования педагогов в ДОУ"...

Самообразование как система непрерывного повышения профессионализма педагогов

Раскрыта роль самооразования в непрерывном повышении профессионализма педагогов....

Самообразование в системе непрерывного профессионального образования педагога

Самообразование в системе непрерывного профессионального образования педагога...

Самообразование как система непрерывного повышения профессионализма педагогов

Развитие личности педагога непрерывно связано с его стремлением к самостоятельному обогащению своих знаний....

Консультация для педагогов «Самообразование педагогов по ранней профориентации дошкольников в системе повышения профессиональной компетенции»

Концультация для педагогов. Самообразование педагогов по ранней профориентации дошкольников в системе повышения профессиональной компетенции....