Система организации работы по самообразованию педагогов.
статья на тему
Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь самообразованием? Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Система методических мероприятий МБДОУ подчинена главной цели – стимулированию педагогов в профессиональном самосовершенствовании. Показатели эффективности педагогического самообразования – это, прежде всего, качество организованного педагогам образовательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_organizatsii_raboty_po_samoobrazovaniyu_pedagogov.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Система организации работы по самообразованию педагогов
И. А. Черпакова,
заместитель заведующего по ВиМР,
МБДОУ «ЦРР-д/с «Хрусталик»
Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь самообразованием? В современном мире отмечается заметное повышение социальной роли образования, которое становится главным ресурсом общества. Усиление интеллектуального потенциала, в основе которого заложен приоритет самоценности человека, способного к саморазвитию, – одна из важных задач образования.
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога. Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ…». Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития. Система непрерывного повышения квалификации педагогов предполагает разные формы:
- обучение на курсах (один раз в три года);
-самообразование;
- участие в методической работе ДОУ, города, республики.
Система методических мероприятий МБДОУ подчинена главной цели – стимулированию педагогов в профессиональном самосовершенствовании. Мы предоставляем возможность объединения нескольких воспитателей в работе над темой, близкой к содержанию годовой задачи. Часто вопросы самообразования включаются в тематику индивидуальной экспериментальной деятельности. Администрация МБДОУ создает целый комплекс условий для профессионального роста каждого педагога, первое из которых – это мотивационное условие постепенного вхождения и приучения педагогического коллектива к постоянной работе в плане самообразования. Ежегодно к годовому плану составляется план самообразования педагогов. В котором четко определяется, кто, над какой темой работает и в какой форме отчитывается. Отчеты по самообразованию заслушиваются на педагогических советах, а также могут быть частью любого методического мероприятия. Мы стараемся сделать возможным трансформацию опыта наших педагогов на городском, региональном, федеральном и международном уровнях. Педагоги МБДОУ «ЦРР-д/с «Хрусталик» систематически принимают участие в региональных и международных научно-практических конференциях, о чем свидетельствуют грамоты и дипломы, администрация МБДОУ способствует формированию атмосферы творчества и поиска в педагогическом коллективе.
Участие администрации является важным как в процедуре анализа и самооценки педагогической деятельности, так и в процессе разработки индивидуальной программы развития, ее реализации, мониторинга результативности. Привлечение специалистов к сотрудничеству с педагогом, наставничество, консультирование, рационализация личного труда, создание условий для актуализации полученных знаний, опытно-экспериментальной, исследовательской работы, вовлечение в процесс инновационных преобразований – далеко не полный перечень организационно-педагогических мероприятий руководителя по отношению к педагогу. Для того чтобы справиться со всеми задачами, руководителю самому необходимо постоянно заниматься самообразованием. Важно не только правильно определить и ранжировать круг возникающих и интересующих проблем, подобрать литературу для изучения, но и применить приобретенные знания на практике. Результаты самообразовательной работы заведующего, его заместителей становятся достоянием членов педагогического коллектива, оказывают эффективное влияние, как на совершенствование управления, так и на жизнедеятельность ДОУ в целом. Задача администрации не в том, чтобы учить педагога всю жизнь, а в том, чтобы он научился это делать сам.
В методическом кабинете в помощь педагогам в их самообразовательной деятельности сформирован банк материалов: списки рекомендованной для самостоятельной работы литературы; материалы передового педагогического опыта; разные варианты планов работы по самообразованию; тексты докладов; образцы рефератов по итогам самообразовательной деятельности; образцы конспектов литературных источников; новинки психолого-педагогической литературы.
В ДОУ используются следующие формы и методы руководства самообразованием педагогов:
- Вынесение на педсоветы, заседания МО вопросов, связанных с самообразованием. Систематическое разъяснение роли самообразовательной работы, организация выступлений по вопросам обмена опытом самообразования.
- Индивидуальные беседы с педагогами об основных направлениях самообразования.
- Оказание помощи педагогам в обобщении своего опыта, подготовке докладов по проблемам педагогики, стимулирование наиболее подготовленных педагогов к научно-исследовательской работе.
- Комплектование и пополнение фонда методического кабинета литературой по вопросам самообразования и самосовершенствования, а также новинками психолого-педагогической литературы.
- Проведение циклов лекций, групповых и индивидуальных консультаций, семинаров.
- Систематическое подведение итогов самообразовательной работы педагога (собеседования, отчеты на педсоветах и заседаниях ТГ), определение задач и содержания самообразования на новый учебный год, анализ качественных итогов учебно-воспитательного процесса.
Изучение инновационных методов методической работы по самообразованию, позволило нам их структурировать и применить в работе с педагогами.
Инновационные направления методической работы
- маркетинговое: изучение спроса педагогов
- информационное: создание единой информационной, организационной, методической, коммуникативной учебно-воспитательной среды в ДОУ;
- социально-адаптивное: подготовка педагогов к успешному выстраиванию профессиональной карьеры;
- научно-экспериментальное: вовлечение педагогов в инновационную работу ДОУ
- психолого-педагогическое: психологическая поддержка педагогов
- управленческое: повышение компетентности педагогического коллектива.
Самообразовательная работа постепенно должна перейти в научно-исследовательскую. На основе самопознания, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит трансформация развития в саморегулируемую систему, преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самовоспитании, что свидетельствует о достижении оптимального уровня самосовершенствования. Показатели эффективности педагогического самообразования – это, прежде всего, качество организованного педагогам образовательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.
Библиографический список:
1.Львова Л.Т.Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ\\ Справочник старшего воспитателя. № 11,2008.
2.Самообразование педагогов как один из факторов повышения качества работы с дошкольниками. http://festival.1september.ru/articles/417088/
3.Советы по организации самообразования. http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac 05.htm
4. Управление ДОУ: Словарь-справочник/ Сост. С.Д. Сажина. – М.: ТЦ Сфера, 2008. -128 с.1.
5. Электронный педагогический словарь. http://dictionary.fio.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Самообразование педагогов – одна из важных форм системы непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ».
Консультация: « Самообразование педагогов – одна из важных форм системы непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ»...
"Система самообразования педагогов в ДОУ"
Консультация "Система самообразования педагогов в ДОУ"...
Самообразование как система непрерывного повышения профессионализма педагогов
Раскрыта роль самооразования в непрерывном повышении профессионализма педагогов....
Самообразование в системе непрерывного профессионального образования педагога
Самообразование в системе непрерывного профессионального образования педагога...
Самообразование как система непрерывного повышения профессионализма педагогов
Развитие личности педагога непрерывно связано с его стремлением к самостоятельному обогащению своих знаний....
Консультация для педагогов «Самообразование педагогов по ранней профориентации дошкольников в системе повышения профессиональной компетенции»
Концультация для педагогов. Самообразование педагогов по ранней профориентации дошкольников в системе повышения профессиональной компетенции....