Самообразование в системе непрерывного профессионального образования педагога
статья

Самообразование в системе непрерывного профессионального образования педагога

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самообразование в системе

непрерывного профессионального образования педагога

Система непрерывного образования включает в себя все виды образования и воспитания на протяжении всей жизни человека: дошкольное, начальное, среднее и среднее специальное, высшее, академическое, дополнительное и прочее.

Непрерывное образование в отечественной педагогике рассматривается с разных точек зрения:

  • как концепция, согласно которой образование охватывает всю жизнь человека;
  • как образовательная практика, представляющая собой непрекращающееся целенаправленное освоение социального опыта с использованием всех имеющихся образовательных систем;
  • как образование взрослых помимо получения базового образования (приобретение и повышение квалификации, переподготовка в процессе смены профессий).

Потребность получать образование и профессионально расти распространяется на все сферы человеческой деятельности на протяжении всей жизни, включая педагогическую деятельность.

Педагогическая деятельность обладает особой социальной значимостью. Она направлена на сохранение и передачу социального опыта и культуры общества, она предъявляет высокие требования к личности педагога, что, в свою очередь, детерминирует необходимость совершенствования его профессиональной подготовки.

Важнейшим условием реализации идеи непрерывного педагогического образования является самообразование педагога. В данном контексте самообразование предполагает компенсацию недостатков, упущений предшествующей подготовки; повышение возможностей его профессиональной адаптации в быстро меняющемся мире; непрерывное развитие творческого потенциала личности. Самообразование выступает в роли связующего звена между профессиональной подготовкой и последующим повышением квалификации.

В процессе самообразования педагог самостоятельно приобретает новые знания из различных источников информации, используя в дальнейшем эти знания в профессиональной деятельности. Источниками информации самообразования педагога могут выступать: газеты, журналы, литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), интернет, видео-, аудиоинформация, семинары и конференции, мастер-классы, мероприятия по обмену опытом, экскурсии,  курсы повышения квалификации.

В результате непрерывной профессиональной самообразовательной деятельности педагога повышается качество работы с детьми, родителями (законными представителями), обновляется и пополняется развивающая предметно-пространственная среда (РППС); разрабатываются конспекты непрерывной образовательной деятельности, сценарии досугов, развлечений, праздников, круглых столов, мастер-классов, методические пособия, статьи, осуществляются выступления с докладами на семинарах, научно-практических конференциях и т.д.

При организации  самообразования учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.

Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.

Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.

Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности

Важным условием является правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач и т.п.)

Тематикой самообразования педагога может являться:

  • одна из годовых задач ОУ;
  • проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
  • пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;

Педагог  в течение учебного года  углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Важно помнить: самообразование не  должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов. Оно должно явиться стимулом и для повышения профессионального мастерства педагога, и для развития его личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль самообразования в развитии профессиональной компетентности педагога

Самообразование педагога – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики.Значение самообразования в ...

Самообразованию Индивидуальная программа профессионального совершенствования педагога. Тема: «Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей»

Индивидуальная программа профессионального и личностного совершенствования педагога в процессе самообразования Фамилия         ...

"Роль самообразования при повышении профессиональных компетенций педагога"

Современное дошкольное общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жиз...

Мастер класс "Роль самообразования в совершенствовании профессионального мастерства педагога"

Цель: выявление влияния самообразования на педагогическое мастерство и профессиональный рост педагогаЗадачи:1. Раскрыть  проблемы развития способности  педагога  к самоанализу и са...

Самообразование . Тема " Совершенствование профессиональных компетенций педагогов в условиях информационно-образовательного пространства дошкольной образовательной организации»

.  Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляе...

«Самообразование как условие профессионального роста педагога»

Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет.Для педагогической деятельности на совре...

Консультация для педагогов по теме самообразования «ИКТ в профессиональной деятельности педагога ДОУ в контексте введения ФГОС ДО»

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому з...