Самообразование в системе непрерывного профессионального образования педагога
статья
Самообразование в системе непрерывного профессионального образования педагога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Самообразование в системе непрерывного профессионального образования педагога | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование в системе
непрерывного профессионального образования педагога
Система непрерывного образования включает в себя все виды образования и воспитания на протяжении всей жизни человека: дошкольное, начальное, среднее и среднее специальное, высшее, академическое, дополнительное и прочее.
Непрерывное образование в отечественной педагогике рассматривается с разных точек зрения:
- как концепция, согласно которой образование охватывает всю жизнь человека;
- как образовательная практика, представляющая собой непрекращающееся целенаправленное освоение социального опыта с использованием всех имеющихся образовательных систем;
- как образование взрослых помимо получения базового образования (приобретение и повышение квалификации, переподготовка в процессе смены профессий).
Потребность получать образование и профессионально расти распространяется на все сферы человеческой деятельности на протяжении всей жизни, включая педагогическую деятельность.
Педагогическая деятельность обладает особой социальной значимостью. Она направлена на сохранение и передачу социального опыта и культуры общества, она предъявляет высокие требования к личности педагога, что, в свою очередь, детерминирует необходимость совершенствования его профессиональной подготовки.
Важнейшим условием реализации идеи непрерывного педагогического образования является самообразование педагога. В данном контексте самообразование предполагает компенсацию недостатков, упущений предшествующей подготовки; повышение возможностей его профессиональной адаптации в быстро меняющемся мире; непрерывное развитие творческого потенциала личности. Самообразование выступает в роли связующего звена между профессиональной подготовкой и последующим повышением квалификации.
В процессе самообразования педагог самостоятельно приобретает новые знания из различных источников информации, используя в дальнейшем эти знания в профессиональной деятельности. Источниками информации самообразования педагога могут выступать: газеты, журналы, литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), интернет, видео-, аудиоинформация, семинары и конференции, мастер-классы, мероприятия по обмену опытом, экскурсии, курсы повышения квалификации.
В результате непрерывной профессиональной самообразовательной деятельности педагога повышается качество работы с детьми, родителями (законными представителями), обновляется и пополняется развивающая предметно-пространственная среда (РППС); разрабатываются конспекты непрерывной образовательной деятельности, сценарии досугов, развлечений, праздников, круглых столов, мастер-классов, методические пособия, статьи, осуществляются выступления с докладами на семинарах, научно-практических конференциях и т.д.
При организации самообразования учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.
Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.
Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.
Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности
Важным условием является правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач и т.п.)
Тематикой самообразования педагога может являться:
- одна из годовых задач ОУ;
- проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
- пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;
Педагог в течение учебного года углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.
Важно помнить: самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов. Оно должно явиться стимулом и для повышения профессионального мастерства педагога, и для развития его личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль самообразования в развитии профессиональной компетентности педагога
Самообразование педагога – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики.Значение самообразования в ...
Самообразованию Индивидуальная программа профессионального совершенствования педагога. Тема: «Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей»
Индивидуальная программа профессионального и личностного совершенствования педагога в процессе самообразования Фамилия ...
"Роль самообразования при повышении профессиональных компетенций педагога"
Современное дошкольное общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жиз...
Мастер класс "Роль самообразования в совершенствовании профессионального мастерства педагога"
Цель: выявление влияния самообразования на педагогическое мастерство и профессиональный рост педагогаЗадачи:1. Раскрыть проблемы развития способности педагога к самоанализу и са...
Самообразование . Тема " Совершенствование профессиональных компетенций педагогов в условиях информационно-образовательного пространства дошкольной образовательной организации»
. Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляе...
«Самообразование как условие профессионального роста педагога»
Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет.Для педагогической деятельности на совре...
Консультация для педагогов по теме самообразования «ИКТ в профессиональной деятельности педагога ДОУ в контексте введения ФГОС ДО»
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому з...