Методическая разработка на тему: "Самообразование педагогов в ДОУ №8"
методическая разработка по теме
В работе отражены подходы к организации самообразования воспитателей в ДОУ №8 "Огонек"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_pedagogov.docx | 28.33 КБ |
karta_po_samoobrazovaniyu_pedagogov.docx | 22.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему:
"Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование"
В деле воспитания процессу саморазвития должно быть
отведено самое широкое место. Человечество всего успешнее
развивалось только путем самообразования.
Г. Спенсер
Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагога.
Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю.
На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: "ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ:".
Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Воспитатель 21 века - это:
Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
Умеющий организовать рефлексивную деятельность;
Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми.
Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний.
Знания можно получать разными способами.
На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т.д.
Но, ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Проанализировав ситуацию повышения квалификации, я, как старший воспитатель пришла к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование. Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не "отстать от поезда современности".
Предварительно изучив инновационные методы методической работы по самообразованию, я попыталась их структурировать и применить в работе с педагогами.
Инновационные направления методической работы:
- маркетинговое: изучение спроса педагогов
- информационное: создание единой информационной, организационной, методической, коммуникативной учебно-воспитательной среды в ДОУ;
- социально-адаптивное: выстраивание траектории личного профессионального успеха;
- научно-экспериментальное: вовлечение педагогов в исследовательскую работу ДОУ
- психолого-педагогическое: психологическая поддержка педагогов
- управленческое: повышение компетентности педколлектива
Профессиональный рост педагогов возможен только тогда, когда созданы в образовательном учреждении определенные условия. Используемые мной анкеты затруднений педагогов, анализ результатов наблюдений образовательной деятельности педагогов, анализ мониторинга личностного развития детей позволяют выявить трудности в работе педагогов, их потребности. После тщательного анализа каждому педагогу, в соответствии с его профессиональными потребностями создаются условия для работы с научно-педагогической информацией, как в методическом кабинете, так и в Интернете. Педагогам рекомендуются Карты самообразования, которые помогают воспитателю распределить в системе, во времени и пространстве изучаемый материал.
На первоначальном этапе трансформация передового опыта деятельности наших педагогов осуществляется на уровне ДОУ, затем на уровне РМО.
Педагоги МБДОУ систематически принимают участие в городских, региональных и международных конкурсах педагогических инноваций, о чем свидетельствуют грамоты и дипломы; старшим воспитателем разработан мониторинг, позволяющий отслеживать эффективность самообразования педагогов; администрация МБДОУ способствует формированию атмосферы творчества и поиска в педагогическом коллективе.
- Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности дошкольников),
- творческий рост педагогов,
- внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс МБДОУ.
Условия для формирования мотивации профессионального самосовершенствования
Среди мотивов можно выделить следующие:
-мотивы успеха,
-преодоления профессиональных затруднений,
-мотивы, направленные на улучшение материального благополучия,
-профессионального признания,
- карьерные мотивы и др.
Условия профессионального роста:
- самообразовательная работа над рефератом по теме;
- чтение методической, педагогической и предметной литературы;
- обзор в Интернете информации по теме;
- посещение семинаров, конференций, уроков коллег;
- дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
- систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
- проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;
- изучение информационно-компьютерных технологий;
- общение с коллегами в МБДОУ, городе и в Интернете;
- участие в конкурсах в Интернете;
- помещение своих разработок на сайтах в Интернете.
Получение новой информации помогает педагогам решать новые задачи, или с большим успехом справляться со старыми.
В нашем дошкольном учреждении педагоги успешно занимаются самообразованием, которое предусматривает расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня профессиональной подготовки.
Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания, особое место в самообразовании занимает способность к рефлексивному осмыслению и поиску нового.
Сформировать данные умения у педагогов помогает созданная в МБДОУ "Школа молодого воспитателя", целью которой является: устранение затруднений педагогов. Она предусматривает такие формы работы, как:
- стажировка у опытного коллеги;
- лекции по заявкам педагогов;
- тренинги;
- семинары-практикумы;
Формы самообразования педагогов:
- индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня;
- коллективная, направленная на активное участие педагогов в методической работе МБДОУ.
Обучение начинается с формирования мотивации на самообразование, обеспечивается активная деятельность обучаемых.
Результативность:
- молодому педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций;
- у педагогов будет развита потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал;
- педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.
"Школа молодого воспитателя" поможет более успешно адаптироваться начинающим педагогам, педагогам, испытывающим проблемы по какому- либо вопросу, позволит быстрее найти ответы на сложные вопросы, быстрее добиться успеха в работе с детьми.
При организации обучения учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие старшему воспитателю отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.
ЛИТЕРАТУРА
Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы. – М.,2006.
Белая К.Ю. Самообразование педагогов ДОУ / Справочник старшего воспитателя. – 2007. - №2.
Журнал «Современный детский сад». - №3 -2012.
Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением». - №1 – 2012.
Предварительный просмотр:
«Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях!.. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами…» К.И. Чуковский
Карта по самообразованию
педагога МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 8 «Огонек»
Ф.И.О. _______________________________________________________________
Образование ________________________________________________________
Квалификационная категория __________________________________________
Дата присвоения _____________________________________________________
Тема самообразования:________________________________________________
____________________________________________________________________
Цель:____________________________________________________________________________________________________________________________________
Начало работы над темой: _________________________________________
Предполагаемый результат: ________________________________________
________________________________________________________________
Литература:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перспективный план работы по самообразованию
Содержание работы | Сроки выполнения | Результат | |
Изучение научной, методической литературы | Обзор литературы по теме для педагогов ДОУ | ||
Анализ и обобщение теоретических данных | Консультация для педагогов ДОУ | ||
Внедрение в практику полученных теоретических знаний | Открытое мероприятие | ||
Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений | Участие в конференции | ||
Анализ и обобщение практических данных | Публикация материалов | ||
Прохождение курсов повышения квалификации | Свидетельство о повышении квалификации | ||
Диагностика и анализ результатов работы | Участие в профессиональном конкурсе | ||
Обмен опытом с коллегами | Помещение своих разработок на сайтах в Интернете | ||
Обобщение опыта работы по теме самообразования | Написание самоанализа | ||
Повышение квалификационной категории | Аттестация на повышенную категорию |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме самообразования «Юный эколог» для детей старшей и подготовительной группы
Методическая разработка по теме самообразования «Юный эколог» для детей старшей и подготовительной группы...
Методическая разработка по теме самообразования «Юный эколог» для детей средней группы
Методическая разработка по теме самообразования «Юный эколог» для детей средней группы...
Методическая разработка по повышению квалификации педагогов "Организация деятельности школы дошкольных наук для педагогов"
Повышение квалификации педагогов при участии в работе Школы дошкольных наук, организованной в детском саду. разработаны учебный план занятий-уроков, диагностические листы, критерии оценки развивающей ...
Методическая разработка деловой игры для педагогов "Типичные ошибки педагога или «Что может помешать мне реализовывать ФГОС ДО»
Типичные ошибки педагога ДОО - причины и последствия....
Методическая разработка по теме самообразования "Использование пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста "
папка по самообразованию...
М.о. на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПЕДАГОГА КАК ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. Методическая разработка -показатель педагогического мастерства педагогов.Презентация методических разработок педагогов.
1-Презентация на тему: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПЕДАГОГА КАК ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ.2- доклад к презентации ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ...
Методическая разработка по теме самообразования
Методическая разработкапо теме самообразования«Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность»...
- Мне нравится (1)