Методическая разработка по повышению квалификации педагогов "Организация деятельности школы дошкольных наук для педагогов"
методическая разработка на тему
Повышение квалификации педагогов при участии в работе Школы дошкольных наук, организованной в детском саду. разработаны учебный план занятий-уроков, диагностические листы, критерии оценки развивающей предметно-пространственной среды, примерного плана календарного планирования и т.п.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
material_na_sayt.docx | 40.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по повышению квалификации педагогов
«Организация деятельности Школы дошкольных наук для педагогов»
Обучающиеся - педагоги, имеющие категорию, большой стаж работы (11 класс)
Классный руководитель – старший воспитатель
Цель работы: составление и разработка документации ДОУ, изучение и внедрение теоретических и практических направлений работы, внедрение в практику работы содержания основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «ДСОВ № 41», федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Итог работы: практические наработки для деятельности ДОУ, получение аттестата на основании прохождения выпускных экзаменов
Период работы: 1 раз в квартал (октябрь, январь, апрель)
Учебный план:
Содержание работы | Теоретические часы | Практические часы |
Критерии оценки условий в рамках ФГОС ДО | 2 | 10 |
Планирование образовательного процесса | 2 | 10 |
Вопросы взаимодействия участников образовательных отношений | 2 | 15 |
Итог: выпускные экзамены, получение аттестата | 2 | 2 |
План уроков в 11 классе Школы дошкольных наук
№ п/п, дата проведения | Направления работы | Содержание работы | Использованная литература | Полученные результаты | Домашнее задание, отчет |
| Разработка отчетной итоговой документации по вопросам реализации ФГОС ДО, результатам самообследования ДОУ | Анкета «Готовность педагога к введению ФГОС ДО» | Сайты: koipkro.kostroma.ru; maam.ru | Анкета | Заполнить анкету, подвести итог |
Содержание условий ДОУ в рамках требований ФГОС ДО | Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки от 17.10.2013 г. № 1155) | Диагностический лист по условиям (ФГОС ДО), раздел «Психолого-педагогическое обеспечение» Критерии оценки РППС Схема анализа организации различных видов детской деятельности в соответствии с ФГОС | Провести диагностику условий групп и помещений ДОУ по предложенным диагностическим листам, критериям и схеме | ||
Рефлексия «Оценка деятельности» | Баллы по итогам деятельности обучающихся (педагогов) на уроке | Табель успеваемости | |||
Домашнее задание ученику (педагогу): подготовить рекомендации «Реализация комплексно-тематического принципа планирования образовательной деятельности» | |||||
| Утверждение формы и вида планирования образовательной деятельности в рамках современных требований к деятельности ДОУ, реализации основной образовательной программы ДОУ | Итоги анкетирования педагогов «Готовность педагога к введению ФГОС ДО» Результаты диагностики условий ДОУ | Критерии оценки данных анкетирования | Графическая сводка по результатам анкетирования Сводная таблица полученных данных, разработка плана развития условий ДОУ | Отчет по итогам анализа условий групп и помещений ДОУ на итоговый совет педагогов |
Рекомендации «Реализация комплексно-тематического принципа планирования образовательной деятельности», схема планирования образовательной деятельности | Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки от 17.10.2013 г. № 1155) Журнал «Дошкольное воспитание» 2008 г. № 8 | Схема «Структура планирования образовательной деятельности в МБДОУ «ДСОВ № 30»» | Оперативный контроль «Ведение документации» | ||
Памятка «Реализация содержания образовательных областей в различных видах деятельности» | Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки от 17.10.2013 г. № 1155) Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования: проект/ С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик и др. Планирование на каждый день. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников по программе «Радуга». 2 младшая группа./ Н.А. Мурченко, Ю.П. Поминова | Памятка «Реализация содержания образовательных областей в различных видах деятельности» | |||
Домашнее задание: взаимоанализ календарных планов, подготовить проблемные ситуации общения и взаимодействия с детьми, родителями и коллегами | |||||
| Взаимодействие участников образовательных отношений в проблемных ситуациях | Проверка домашнего задания, анализ результатов изучения календарных планов | Схемы взаимоанализа календарных планов | Разработка рекомендаций по ведению документации | |
Современные требования к взаимодействию детей и взрослых в рамках образовательной деятельности | Журнал «Дошкольное воспитание» 2009 г. №№ 3, 5, 7, 9; 2010 г. №№ 7, 9, 12; 2011 г. №№ 2, 6; 2014 г. №№ 3, 4, 5, 6 | Памятка «Современные условия эффективного взаимодействия участников образовательных отношений» | Изучить теоретические и практические рекомендации по построению эффективных взаимоотношений участников образовательных отношений | ||
Практическое упражнение «Как разрешить конфликты и проблемы общения и взаимодействия» | Астахова Ю.Л. Методы управления конфликтами в педагогическом коллективе школы. Колесова А.О. разрешение конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе. Справочник руководителя образовательного учреждения. 2013 г. № 3 Учадзе с.С. педагогическое управление конфликтами в образовательном учреждении. Кривцова С.В. Учитель и проблемы дисциплины. | Алгоритм поведения взрослых в конфликтных и проблемных ситуациях | Дискуссия «Я – педагог» (педагогическая позиция профессионального общения) | ||
Рефлексия «Профилактика профессионального выгорания педагога» | Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения. О.И. Бабич. Интернет-ресурсы: nsportal.ru. festival.1september.ru | Пути развития личности педагогов | Итоговый выпускной экзамен | ||
Проведение экзаменационных испытаний в виде теста, вручение аттестатов по окончанию 11 класса школы дошкольных наук |
Приложение
Анкета для педагога «Готовность к введению ФГОС ДО»
Уважаемые педагоги! Просим Вас принять участие в анкетировании по вопросам введения и реализации ФГОС ДО. Выберите один из предложенных вариантов ответа на вопрос или запишите свой ответ.
- Достаточно ли вы информированы о стандартах нового поколения?
А) да
Б) нет
В) думаю, что нет
Г) не в полной мере
- Считаете ли вы, что введение ФГОС ДО положительно скажется на развитии и образовательных результатах воспитанников?
А) да
Б) нет
В) затрудняюсь ответить
- Как вы считаете, какие положительные изменения произойдут в образовательном учреждении с введением ФГОС ДО?
А) затрудняюсь ответить
Б) повысится уровень развития детей, станем лучше ориентироваться в ФГОС ДО
В) повысится качество дошкольного образования учреждения
Г) повысится образовательный уровень педагогов
- Сформулируйте основные отличия ФГОС от ФГТ.
- Перечислите основные требования к педагогу ДОУ в ситуации введения ФГОС ДО.
- Как бы вы определили роль участников образовательного процесса при организации перехода на ФГОС ДО?
- По вашему мнению, в чем состоит готовность педагогов к введению ФГОС ДО?
А) знание содержания ФГОС
Б) знание нормативных документов по ФГОС
В) начальные знания ФГОС
Г) затрудняюсь ответить
Д) педагог должен изучить всю необходимую документацию по ФГОС
Е) свой вариант ответа
- На ваш взгляд, готовы ли вы к введению ФГОС ДО?
А) да
Б) нет
В) затрудняюсь ответить
- Какие педагогические затруднения, связанные с введением ФГОС ДО, вы испытываете?
А) нет методических программ, литературы, методического обеспечения
Б) пока еще никакие
В) свой вариант ответа
- Какую помощь по преодолению педагогических затруднений вы хотели бы получить?
А) методическая литература, программы
Б) курсы повышения квалификации
В) консультации, рекомендации
Г) свой вариант ответа
- На ваш взгляд, готово ли наше дошкольное образовательное учреждение к введению ФГОС ДО?
А) да
Б) нет
В) затрудняюсь ответить
Благодарим за участие в анкетировании!
Диагностическая карта «Критерии готовности педагога к введению ФГОС ДО»
Уважаемые педагоги! Просим вас заполнить диагностическую карту. Отметьте знаком + те критерии готовности к введению ФГОС ДО, которые вам соответствуют.
Критерий | Самооценка педагога | Оценка эксперта |
Когнитивный аспект | ||
Знание роли и значения введения ФГОС в современном образовательном учреждении | ||
Знание основных документов, связанных с введением ФГОС | ||
ФЗ «Об образовании в РФ» | ||
ФГОС ДО (приказ от 17.10.2013 г. № 1155) | ||
Знание особенностей технологии деятельностного подхода в образовании | ||
Знание роли педагога в процессе введения и реализации ФГОС ДО | ||
Мотивационный аспект | ||
Понимание значения ФГОС ДО для современного образования | ||
Активность участия в различных направлениях работы по введению и реализации ФГОС ДО | ||
Активность участия в обсуждении вопросов, связанных с проблемами введения и реализации ФГОС ДО | ||
Самостоятельность в постановке и решении педагогических проблем | ||
Настойчивость в преодолении затруднений | ||
Активность в саморазвитии, стремлении узнать, освоить больше, чем предполагает программа повышения профессиональной компетенции педагога | ||
Личностный аспект | ||
Умение выстраивать субъект-субъектные отношения | ||
Демократический стиль общения с воспитанниками | ||
Индивидуальный подход к воспитанникам | ||
Толерантность | ||
Технологический аспект | ||
Умение провести отбор учебного материала с точки зрения наличия в нем: | ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
Умение работать над формированием компонентов образовательной деятельности: | ||
| ||
| ||
| ||
| ||
Умение организовать исследование | ||
Умение организовать проектную деятельность воспитанников | ||
Умение предоставлять самостоятельность воспитанникам | ||
Умение использовать разные формы организации деятельности воспитанников (групповая, парная, индивидуальная) | ||
Умение работать с ошибками воспитанников | ||
Умение предоставлять выбор воспитанникам (выбор уровня задания, формы работы, критериев оценки и т.п.) | ||
Умение включать воспитанников в образовательный диалог (полилог) |
Анализ результатов диагностики: обработка результатов диагностики осуществляется по 2 направлениям:
- Определение готовности педагогов к введению ФГОС ДО на основе их самооценки (наиболее ярко отражает уровень когнитивной и мотивационной готовности педагогов)
- Сравнительный анализ ответов педагогов и экспертов, выявление адекватности самооценки педагогов (наиболее ярко отражает уровень развития рефлексивных навыков педагогов)
Таблица совпадений оценки педагога и эксперта:
Критерии | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Когнитивный аспект | 5-6 | 3-4 | 0-2 |
Мотивационный аспект | 5-6 | 3-4 | 0-2 |
Личностный аспект | 3-4 | 2 | 0-1 |
Технологический аспект | 7-9 | 4-6 | 0-3 |
Итог | 20-25 | 12-14 | 0-8 |
Диагностический лист по условиям (ФГОС ДО), раздел «Психолого-педагогическое обеспечение»
ФИО педагога__________________Квалификация_______________Стаж педагогической работы_______________
Показатели компетенции | Проявляю всегда | Проявляю часто (в соответствии с ситуацией) | Проявляю редко | Не проявляю | Итог | ||||
самооценка | эксперт | самооценка | эксперт | самооценка | эксперт | самооценка | эксперт | ||
Обеспечиваю эмоциональное благополучие детей: - организую непосредственное общение с каждым ребенком; - уважительно отношусь к каждому ребенку, его чувствам и потребностям | |||||||||
Поддерживаю индивидуальность и инициативу детей: - создаю условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; - создаю условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; - помогаю детям, поддерживаю детскую инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: * предметной; * самообслуживании и действий с бытовыми предметами-орудиями (элементарный бытовой труд); * рассматривании картинок; * игровой; * познавательной; * экспериментировании (исследовательской); * проектной; * коммуникативной; * восприятии художественной литературы и фольклора; * изобразительной; * конструировании; * музыкальной; * двигательной. | |||||||||
Устанавливаю правила взаимодействия: - создаю условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми (разной национально-культурной и религиозной общности, социальных слоев, различные возможности здоровья); - развиваю коммуникативные способности детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; - развиваю умения детей работать в группе сверстников | |||||||||
Строю вариативное развивающее образование, с ориентацией на уровень развития (ребенок проявляет в совместной деятельности с детьми и взрослыми черты, не актуализирующиеся в его индивидуальной деятельности – ЗБР): - создаю условия для овладения культурными средствами деятельности; - организую деятельность по развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; - поддерживаю спонтанную игру детей, ее обогащаю, обеспечиваю игровое время и пространство; - оцениваю индивидуальное развитие детей | |||||||||
Взаимодействую с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, вовлекаю их в образовательную деятельность (создаю образовательные проекты, учитываю потребности семей, поддерживаю образовательные инициативы семей | |||||||||
Итог |
Критерии оценивания: «+», «-« - в подходящем разделе (проявляю всегда и т.п.)
Критерии оценки развивающей предметно-пространственной среды
Показатели РППС (оцениваются от 0 до 5) | Нет в наличии, не выполнено | Выполнено частично, имеется небольшое количество | В наличии необходимый минимум | В большей степени имеется | Полное соответствие | Итоги, комментарии, перспективы |
Материалы, оборудование и инвентарь соответствуют особенностям возрастного этапа, приспособлен для развития дошкольников | ||||||
РППС обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметами | ||||||
РППС обеспечивает организации двигательной активности (физкультурный уголок, предметы в пространстве группового помещения) | ||||||
Есть место для уединения | ||||||
Выполнение рекомендаций к организации пространства группы (игровая, развивающая, приемная и т.п.) основной образовательной программы ДО ДОУ | ||||||
Элементы РППС с учетом национально-культурных, климатических, региональных условий и возрастных особенностей детей | ||||||
Содержательно-насыщенный элементы РППС - средства обучения и воспитания (ТС) | ||||||
Материалы и оборудование для игровой деятельности | ||||||
Материалы и оборудование для познавательной деятельности | ||||||
Материалы и оборудование для исследовательской деятельности, экспериментирования | ||||||
Материалы и оборудование для творческой деятельности, самовыражения | ||||||
Материалы и оборудование для двигательной деятельности (подвижные игры и соревнования) | ||||||
Принцип трасформируемости (изменение среды в зависимости от образовательной ситуации, от интересов и возможностей детей) | ||||||
Разнообразие модулей, матов, детской мебели, ширм, предметов-заместителей | ||||||
Различные пространства группы для игр, конструирования, уединения и т.п., материалы и оборудование, игрушки для свободного выбора детей, его сменяемость и стимулирующая функция | ||||||
Доступность материалов и оборудования группы, исправность и сохранность | ||||||
Безопасность РППС | ||||||
Итоги (оценка) |
Схема анализа организации различных видов детской деятельности в соответствии с ФГОС
Группа_____________Педагог__________________Эксперт_________________Дата__________________
Психолого-педагогические условия | Степень проявления | |||||
Показатели | Действия педагога | Нет, не проявляется | Скорее нет, чем да | Скорее да, чем нет | Да, проявляется | |
1 | Обеспечение эмоционального благополучия детей | -непосредственное общение с ребенком - уважительное отношение к ребенку, его чувствам и потребностям | ||||
2 | Поддержка индивидуальности и инициативы | - создание условий для свободного выбора деятельности, партнеров, материала - недирективная помощь детям | ||||
3 | Установление правил взаимодействия | - развитие умений детей работать в группе - развитие коммуникативных навыков - создание условий для доброжелательных отношений между детьми | ||||
4 | Построение вариативного развивающего образования | - ориентация на зону ближайшего развития детей -поддержка спонтанной игры детей - организация различных видов деятельности | ||||
5 | Вовлечение родителей в образовательную деятельность | - использование форм непосредственного вовлечения родителей - использование форм опосредованного (заочного) вовлечения родителей |
Выводы и рекомендации:
Структура планирования образовательной деятельности в МБДОУ «ДСОВ № 30»
Дата___________ Тема недели________________________________________________________________________________________________
Взаимодействие с родителями___________________________________________(мерпориятия с родителями: творческие задания, советы и т.п.)
Комплекс утренней гимнастики______________________________________________________________________________________________
Комплекс здоровьесберегающих мероприятий (закаливание, гимнастики после сна, динамические паузы и т.п.)_________________________
Совместная образовательная деятельность взрослых и детей с учетом интеграции образовательных областей | ||
Непосредственно образовательная деятельность | Образовательная деятельность в ходе режимных моментов | Самостоятельная деятельность детей |
Вид детской деятельности (игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, самообслуживание и элементарный бытовой труд, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование, изобразительная, двигательная) Цели и задачи Формы работы с детьми (беседы, проблемные ситуации, развивающие игры и т.п.) Активизация речи | Вид детской деятельности (игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, самообслуживание и элементарный бытовой труд, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование, изобразительная, двигательная) Формы работы с детьми (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, драматизация, беседы, ситуации общения, опыты, подвижные игры, ритуалы приветствия, традиции и т.п.) Цель С кем проводится (индивидуальная работа) | Создание и пополнение развивающей предметно-пространственной среды (что конкретно вносим) В течение недели должны быть представлены все центры |
В режимные моменты включаются: утро (прием детей, индивидуальная работа, дидактические игры по развитию познавательных навыков, развивающие игры и упражнения по содержанию образовательных областей, прогулка, закаливающие мероприятия, обучающие мероприятия по навыкам самообслуживания), вечер (дидактические и развивающие игры, индивидуальная работа по итогам педагогической диагностики и рекомендациям специалистов, прогулка).
Во все виды деятельности вносим здоровьесберегающие и другие виды технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме: "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"
Описание опыта работы старшего воспитателя по теме самообразования "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"...
Методическая разработка к повышению квалификации музыкальных руководителей
Методическая разработка раздела образовательной программы по теме « Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе овладения образовательной областью «Музыка»». Аттестационная работа на ...
Методическая разработка. Работа с родителями. Семейный клуб Школа вежливых наук"
В данной тематик данна разработка совместных мероприятий родителей и детей...
Методическая разработка "Умелые мастера". Конструктивно-модельная деятельность. Старший дошкольный возраст.
Программа «Умелые мастера» на базе «Лего-конструирования» предназначена для того, чтобы положить начало формированию у детей старшего дошкольного возраста целостного представле...
Эссе «Самооценивание педагогом своей квалификации и образовательной деятельности в условиях реализации программы повышения качества образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации».
Работая в дошкольном образовании, я понимаю всю сущность этой профессии, а именно то, что в дошкольном...
Авторская методическая разработка Создание модели воспитательно - образовательной деятельности детей дошкольного возраста в центрах активности на основе самоопределения организации жизнедеятельности по технологии "План - дело - анализ"
Актуальность использования в образовательной деятельности технологии поддержки детской инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста обусловлена введением ФГОС ДО в дошкольные о...