Внедрение стратегического менеджмента в Дошкольное образовательное учреждение.
статья на тему
в статье представлен практиеский материал для проведения стратегического анализа ДОУ, для составления тратегии развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sakharova.doc | 146.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена
Факультет управления
Кафедра управления образованием
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Внедрение стратегического менеджмента в
Дошкольное образовательное учреждение.
Стратегическое управление (менеджмент) — функция управления (менеджмента), распространяется на долгосрочные цели и действия компании. Формулировка стратегии (образа действий) и её чёткий инструментарий являются ядром управления и важным признаком хорошего менеджмента компании.
Стратегическое управление — разработка и реализация действий, ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности деятельности фирмы над уровнем конкурентов.
В результате каждого нашего стратегического планирования развития учреждения мы добиваемся ясного понимания, что же сейчас происходит на данном рынке и что именно нам сейчас необходимо делать, откуда можно ждать следующий кризис. Полная ясность – это было как раз то состояние, которого нам не хватало для построения стратегии развития. Тогда и родилась идея разработать маркетинговую стратегию для нашего образовательного учреждения.
В 90-х годах большинство российских граждан считало, что маркетинг – это что-то зарубежное, чужое, сложное. А стратегический маркетинг вообще что-то мистически запредельное. Но, по большому счету, каждый человек в своей обычной деятельности очень часто использует этот стратегический маркетинг. Я уверена, что сегодня каждый руководитель задает себе вопросы, на которые маркетинговая стратегия как раз и отвечает. В отношении дошкольного образовательного учреждения это могут быть вопросы: «Что именно хотят родители и дети от вашего детского сада?», «Какие именно преимущества имеет ваш детский сад перед другими?», «Как это донести до своих потребителей?», «Где найти именно своих потребителей (родителей и детей)?», «Какие преимущества детского сада развивать в первую очередь?». Если для руководителя это становится очевидным, то действовать в любой ситуации - а особенно в ситуации кризиса - становится легко.
Каждый заведующий ДОУ понимает, что существует конкуренция на рынке образовательных услуг. Но если сегодня ничего не предпринимать, завтра твоя организация может оказаться «за бортом» - дети уйдут в другой детский сад, а коллектив останется без работы.
Дошкольным учреждениям необходимо осознать, что они оказались в рыночных отношениях, как и вся образовательная система. Поэтому имеет смысл не просто разрабатывать стратегию образовательной организации, а разрабатывать её рыночную стратегию. Успешная реорганизация любого образовательного учреждения возможна лишь вследствие системного подхода к этой проблеме.
Предлагаю вашему вниманию примерную стратегию развития образовательного учреждения. Данная стратегия разработана для нашего учреждения.
Любое выстраивание стратегии начинается с анализа и выявления соответствующих возможностей:
I. Общая характеристика района (микрорайона):
- Доу находится на территории муниципального округа «Шувалова – Озерки». Округ является типичным спальным районом города, то есть территорией с полным отсутствием промышленных предприятий и практически полностью застроенной жилыми домами, и сопутствующими зданиями — школами, детскими садами, магазинами и т. д. Данное обстоятельство создает жесткую конкуренцию учреждений в микрорайоне, что вызывает необходимость повышать качество и доступность образования дошкольников. В непосредственной близости от округа находится промышленная зона «Парнас». Это вызывает необходимость повышения работы в направлении здоровьесбережения детей дошкольного возраста. Особенностью местонахождения ОУ является то, что оно расположено вблизи от областных муниципальных образований Парголово, Сертолово и Осиновая роща. Основная часть населения работает на промышленной зоне (различные производства). Данное обстоятельство вызывает необходимость внедрять в педагогическую систему образования ДОУ региональный компонент (знакомство с историей города, традициями и развитие толерантности).
- В настоящее время в округе проживет более 107 тысяч человек. Основную численность населения округа составляют люди в возрасте от 20 до 50 лет. В связи с высокими темпами застройки округа жилыми домами численность населения постоянно увеличивается.
- В связи с постоянным изменениями и расширением численности населения в муниципальном образовании необходимо постоянно развивать и улучшать качество и доступность образования ДОУ.
II. Анализ образовательных проблем
Определение различных жизненных проблем населения
Экологические: Объективное ухудшение здоровья поступающих в детский сад детей, что отрицательно сказывается на получении ими качественного образования
Управленческие: Недостаточная готовность и включенность родителей в управление качеством образования детей через общественно - государственные формы управления.
Социальные: объективное увеличение численности детей дошкольного возраста, остро нуждающихся в дошкольном учреждении. Увеличение численности детей-мигрантов и как следствие воспитание толерантности у детей. Повышение образовательных запросов родителей.
Идентификация собственно образовательных проблем, т.е. таких, которые могут быть решены средствами образования.
Описание образовательных проблем и в чем они состоят:
Изменение дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации новой государственной образовательной политики, основными ориентирами которой являются: формирование российской идентичности; создание условий для сохранения, приумножения культурных и духовных ценностей народов России; понимание зависимости изменения качества человеческого ресурса от изменения качества образования; становление открытой, гибкой и доступной системы образования.
Объективное ухудшение здоровья поступающих в детский сад детей, отрицательно сказывается на получении ими качественного образования
Недостаточная готовность и включённость родителей в управление качеством образования детей через общественно - государственные формы управления.
Необходимость интенсификации педагогического труда, повышение его качества и результативности педагогов к применению современных образовательных технологий
Возможности ОУ по разрешению этих проблем
Создание в детском саду системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе.
Повышение качества образования и воспитания в ГБДОУ через внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных.
Создание органов государственно-общественного управления учреждением способствующему повышению качества образования дошкольников, расширению доли внебюджетного финансирования
Создание системы для улучшения состояния здоровья детей, способствующего повышению качества их образования
Анализ образовательных запросов разных социальных, профессиональных и возрастных групп населения
Группа | Актуальные образовательные потребности | Потенциальные образовательные потребности |
Малообеспеченные семьи и семьи с низким социальным статусом | Обеспечение готовности к школьному обучению ребенка. | |
Обеспеченные семьи и семьи с высоким социальным статусом | Спортивно-оздоровительные мероприятия (ЛФК, плавание и т.п.) | Обучение иностранному языку. |
Интеллигенция | Интеллектуально направленное обучение | Обучение правилам этикета |
Анализ возможностей удовлетворения выявленных запросов системой образования
Таблица соответствия образовательных проблем образовательной ситуации.
Образовательные проблемы | Образовательная ситуация |
Изменение дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации новой государственной образовательной политики, основными ориентирами которой являются: формирование российской идентичности; создание условий для сохранения, приумножения культурных и духовных ценностей народов России; понимание зависимости изменения качества человеческого ресурса от изменения качества образования; становление открытой, гибкой и доступной системы образования. | Создание в детском саду системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе. |
Объективное ухудшение здоровья поступающих в детский сад детей, отрицательно сказывается на получении ими качественного образования | Создание системы для улучшение состояния здоровья детей, способствующего повышению качества их образования |
Недостаточная готовность и включённость родителей в управление качеством образования детей через общественно - государственные формы управления. | Создание органов государственно-общественного управления учреждением способствующему повышению качества образования дошкольников, расширению доли внебюджетного финансирования |
Необходимость интенсификации педагогического труда, повышение его качества и результативности педагогов к применению современных образовательных технологий | Повышение качества образования и воспитания в ГБДОУ через внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных. |
Одним из важнейших противоречий между поставленными проблемами и возможностями ОУ является недостаток материально-технического оснащения и готовности педагогического коллектива к внедрению ФГОС, а соответственно повышению качества образования дошкольников.
Формулирование ключевой проблемы образования
Улучшение и расширение материально-технической базы за счет бюджетных средств и благотворительных средств, привлеченных при помощи родительской общественности и социальных партнеров.
Повышение квалификации педагогического коллектива.
SOFT – АНАЛИЗ ОУ.
Оценка | ||
+ | - | |
Настоящее состояние относительно настоящего | S Система педагогической деятельности обеспечивает высокий уровень готовности детей к школьному обучению. Нахождение учреждения в так называемой «зеленой зоне» и использование здоровьесберегающих технологий позволяет сокращать заболеваемость детей. | F Система взаимодействия с родителями Квалификация педагогов Недостаточность материально-технической базы |
Потенциальное состояние относительно процесса и будущего | О Изменение и расширение запросов родителей и государственных школ приводит к необходимости изменять, улучшать систему педагогической деятельности Объективное снижение уровня здоровья детей предполагает усиление работы в направлении сохранения здоровья дошкольников. | Т Создание четкой системы взаимодействия ОУ и родителей Система повышения квалификации педагогического коллектива Привлечение соц.партнеров Использование потенциала микроокружения Приобщение социума к участию в жизни образовательного учреждения |
Сформулируйте Видение И МИССИЮ ОУ
Обеспечение каждому ребенку возможности для развития способностей, условий для разностороннего развития, необходимой им коррекции, проживание дошкольного детства как самоценного периода жизни, охраны и укрепления его здоровья, подготовки к успешному обучению на следующей ступени образования, поддержка семьи в воспитании и развитии ребенка.
Определите цель и задачи развития ОУ
Цель: Создание в детском саду системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе.
Задачи:
- Сохранение качества воспитания и образования в ГБДОУ
- Повышение эффективности использования средств информатизации в образовательном процессе.
- Совершенствование материально-технического и программного обеспечения.
- Использование возможностей сетевого взаимодействия и интеграции в образовательном процессе.
- Освоение и внедрение новых технологий воспитания и образования дошкольников, через обновление развивающей образовательной среды ГБДОУ, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности
- Введение дополнительного образования, как совокупности услуг доступных для широких групп воспитанников
- Развитие системы управления ГБДОУ на основе повышения компетентности родителей по вопросам взаимодействия с детским садом.
SWOT- АНАЛИЗ потенциала ОУ по реализации указанных целей
О-ВОЗМОЖНОСТИ | Т-ОПАСНОСТИ | |
S-СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ | SO- Возможности, усиливающие наши сильные стороны Как воспользоваться возможностями? | ST – сильные стороны, которые помогут преодолеть препятствия Что может помешать воспользоваться возможностями? |
W-СЛАБЫЕ СТОРОНЫ | WO- возможности, которые «компенсируют» слабые стороны За счет чего можно снизить угрозы? | WT- препятствия, которые провоцируют наши слабые стороны Самые большие опасности для ОУ |
О-ВОЗМОЖНОСТИ | Т-ОПАСНОСТИ | |
S-СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ | Постоянный квалифицированный педагогический коллектив Комфортные условия для воспитания и образования детей: - индивидуальный подход - местоположение (зеленая зона) | Особенность контингента детей Недостаточный уровень культуры семей воспитанников Внедрение новых пед.технологий: - недостаток мат.-техн. Базы - нет единой системы псих.-педагогической |
W-СЛАБЫЕ СТОРОНЫ | Эффективное управление развитием учреждения Повышение квалификации педагогического коллектива Привлечение соц.партнеров Использование потенциала микроокружения Приобщение социума к участию в жизни образовательного учреждения | Изменение статуса учреждение (из приоритетного в общеобразовательное) Конкуренция близлежащих детских садов, расположенных в новых зданиях Снижение бюджетного финансирования Рост социально -неблагополучных семей и семей мигрантов Старение педагогического коллектива |
Стратегические направления развития ОУ
Обеспечение высокого уровня здоровья дошкольников
Освоение и внедрение новых технологий воспитания и образования дошкольников, через обновление развивающей образовательной среды ГБДОУ, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности
Развитие системы управления ГБДОУ на основе повышения компетентности родителей по вопросам взаимодействия с детским садом.
«Зеркало прогрессивных преобразований»
Постановка проблемы: рост заболеваемости детей
Причины: (формулировка с «не» и «Нет»)
Ситуация «минус»
_______________________________________
Ситуация «Плюс»
Цель: Создание системы работы, снижающей рост заболеваемости детей дошкольного возраста.
Задачи:
Мероприятия, ответственные:
Ресурс: педагоги – готовы к обучению и внедрению новых технологий, информационные ресурсы – обеспечены.
Продукт: комплекс информационной обеспеченности для детей и родителей, комплекс мероприятий для снижения уровня заболеваемости дошкольников
Критерии эффективности: снижение роста заболеваемости детей дошкольного возраста.
«Зеркало прогрессивных преобразований»
Постановка проблемы: не соответствие организации предметно-пространственной развивающей среды новым ФГОС.
Причины: (формулировка с «не» и «Нет»)
Ситуация «минус»
_______________________________________
Ситуация «Плюс»
Цель: Создание предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС
Задачи:
Мероприятия, ответственные:
Ресурс: педагоги – готовы к обучению и внедрению новых технологий, информационные ресурсы – обеспечены, финансирование – плановое, бюджетное.
Продукт: предметно-пространственная развивающая среда, соответствующая ФГОС.
Критерии эффективности: созданная среда способствует саморазвитию ребенка в различных видах деятельность и соответствует критериям оценки.
«Зеркало прогрессивных преобразований»
Постановка проблемы: низкий уровень компетентности родителей в вопросах взаимодействия с детским садом
Причины: (формулировка с «не» и «Нет»)
Ситуация «минус»
_______________________________________
Ситуация «Плюс»
Цель: повышение уровня компетентности родителей в вопросах взаимодействия с детским садом.
Задачи:
Мероприятия, ответственные:
Ресурс: родители – по результатам опросов готовы к взаимодействию, информационные ресурсы – обеспечены.
Продукт: система взаимодействия группы родительской общественности и ОУ.
Критерии эффективности: высокий уровень компетентности родителей в вопросах взаимодействия с детским садом
Таким образом, грамотно выстроенная стратегия, на основе грамотного анализа позволяет руководителю значительно повысить качество воспитательно-образовательного процесса, профессиональную компетентность педагогов, способствует эффективному взаимодействию с социальными партнерами, а соответственно обеспечивает конкурентоспособность ДОУ на рынке образовательных услуг.
О.В.Сахарова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статьтя "Использование менеджмента, маркетинга и рекламы в деятельности дошкольного образовательного учреждения"
На современном этапе стало очевидным, что прежние подходы и принципы управления, дававшие положительные результаты при традиционном режиме работы ДОУ, сегодня уже не позволяют достичь желаемых результ...
Современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, как средства облегчающего адаптацию при поступлении детей в дошкольное учреждение посредством внедрения проектной деятельности
Современное дошкольное образование предполагает создание новых альтернативных форм работы с детьми дошкольного возраста.Неоспоримо, что ранний возраст от одного года до трех лет требует наибольш...
Методическая работа образовательного учреждения как условие внедрения ФГОС в образовательную практику
Современный ритм жизни диктует определенные правила организациям и сотрудникам: информационная составляющая играет важную роль в том, чтобы быть востребованными, идти в ногу со временем. Для педагог...
Коммуникация в системе менеджмента образовательного учреждения
Предметом исследования данной работы является изучение механизмов коммуникативного управления Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №21 общеразвивающего вида». ...
Разработка стратегии образовательного учреждения на основе «зеркала стратегических преобразований»
Миссия нашего детского сада – построение образовательного пространства, обеспечивающего равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития каждого ребенка на основ...
КПК "Внедрение ФОП ООО в образовательном учреждении в рамках ФГОС"
КПК "Внедрение ФОП ООО в образовательном учреждении в рамках ФГОС"...