Контрольная работа. Технология принятия управленческих решений, организация и проведение деловых совещаний в учреждениях образования
статья на тему

Караульнова Ольга Анатольевна

Целью контрольной  работы является рассмотрение основных аспектов, касающихся принятия управленческих решений в условиях конфликта, в частности, отражение проблемы в МАДОУ «Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик», а также предложение мероприятий по совершенствованию процесса разработки и принятия решений в напряжённых ситуациях. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автономная некоммерческая организация дополнительного образования

«Сибирский институт непрерывного дополнительного образования»

 

Контрольная работа по дисциплине

«Технология принятия управленческих решений, организация и проведение деловых совещаний в учреждениях образования».

Выполнил слушатель 1 группы

программы профпереподготовки

      «Менеджмент социальной сферы»

                                  Караульнова Ольга Анатольевна

2014

Содержание

Введение

1 .Диагностика проблем.

2.Формулировка критериев  и ограничения для принятия управленческих решений.

3. Определение вариантов решения проблем.

4. Выявление способов реализации.

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В современных условиях реформирования образования и идеологии комплексной модернизации, МАДОУ представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основным результатом её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом, а также соответствие целям опережающего развития общества и экономики в целом. В целях обеспечения устойчивости и развития этой системы серьёзное внимание необходимо уделить внутренним и внешним факторам, способствующим успешному воспитанию подрастающего поколения. Особую значимость, в связи с этим, приобретает решение проблем  образовательного учреждения. Целью контрольной  работы является рассмотрение основных аспектов, касающихся принятия управленческих решений в условиях конфликта, в частности, отражение проблемы в МАДОУ «Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик», а также предложение мероприятий по совершенствованию процесса разработки и принятия решений в напряжённых ситуациях. Для проведения исследования, решающего поставленные задачи, в качестве объекта выбрана сфера человеческой деятельности в МАДОУ «Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик». Предметом исследования является система принятия управленческих решений в условиях конфликта. В качестве методов исследования использовались: наблюдение; интервью с заведующей учреждения; анализ существующей документации и периодических изданий.

1 .Диагностика проблем.

Основным образовательным учреждением для детей дошкольного возраста в Российской Федерации в настоящее время является детский сад. Система детских садов предназначена для первоначальной социализации детей, для обучения их навыкам общения, а также для решения проблемы занятости родителей. В детских садах осуществляется также подготовка детей к обучению в школе, на уровне первичных навыков чтения, счета и письма.

Основными задачами детских садов в России являются:

- Охрана жизни и укрепление здоровья детей.

- Обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития детей.

- Осуществление необходимой коррекции в развитии ребенка.

- Приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

- Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Несмотря на общепризнанность значимости первых лет жизни ребенка для его последующего развития в современной практике воспитания детей резервы раннего возраста не всегда реализуются, и это является проблемой. Связано это по большей части с некомпетентностью педагогов и родителей в области знаний о психическом развитии ребенка, методах воспитания и обучения. Многие родители сводят воспитание в младшем возрасте к уходу и присмотру за ребенком, заботе о его здоровье – развитию личности, творческих способностей, общительности ребенка уделяется мало внимания. В психологии доказано, что недоразвитие или деформация этих качеств в раннем возрасте с трудом поддается коррекции.

Одной из насущных проблем дошкольного образования является крайне низкий на фоне остальных работников системы образования уровень оплаты труда.   В связи с этим возникает проблема дефицита квалифицированных педагогических кадров. Проблема недофинансирования дошкольных учреждений отзывается на бюджете семьи. На 100% в детских садах муниципалитетами выделаются средства на коммунальные услуги, питание и содержание детей. На ремонт, игрушки, хозяйственные средства деньги практически не выделяются. Если родители хотят, чтобы их ребенок находился не в голых стенах детского сада, они вынуждены помогать учреждениям.

Система дошкольного образования играет важную роль в социально-экономической жизни страны, право на свободное устройство детей в детские сады выступает необходимым условием обеспечения возможности участия в трудовой деятельности родителей. Возможность беспрепятственного устройства детей в детский сад в настоящее время отсутствует, хотя и гарантирована законодательством Российской Федерации. Региональные и местные власти обязаны обеспечивать потребности в детских садах и ясельных группах. Проблема доступности дошкольного образования должна рассматриваться как проблема дифференциации возможностей различных социальных групп в получении качественного дошкольного образования, а социально ущемленными группами следует считать группы, обладающие сравнительно худшими возможностями получения дошкольного образования, вне зависимости от фактора на это влияющего.

Наибольшие ограничения возникают в связи с различиями семей в:

- уровне доходов домохозяйств: наихудшими возможностями обладают члены малообеспеченных семей;

- месте проживания: в самом худшем положении оказываются жители сельской местности и малых городов со слаборазвитой сетью дошкольных учреждений.

- здоровье ребенка: возможность доступа к дошкольному образованию снижается не только у детей с ограниченными возможностями по здоровью, но и у детей с ослабленным здоровьем – часто болеющих детей.

Финансовая проблема более остро стоит для самой системы дошкольного образования, нежели для отдельных семей. Недостаточное финансирование не позволяет всем дошкольным учреждениям обеспечить тот уровень услуг, за который родители готовы платить, и это актуализирует проблему относительного неравенства доступа к дошкольному образованию. Оно проявляется в том, что у родителей нет возможности платить много за элитный детский сад с более широким набором качественных услуг, а низкий уровень финансирования дошкольного образования не позволяет высоко поднять качество массового дошкольного образования, стоимость которого доступна для большинства семей.

Нарушения в организации дошкольного образования, серьезные проблемы в реализации права на общедоступное дошкольное образование носят федеральный характер. На остроту этой проблемы постоянно указывают педагоги, родители, политики.

МАДОУ «Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик», находясь в системе российского дошкольного образования, испытывает те же самые проблемы, что и другие ДОУ. Проанализируем деятельность данного учреждения более подробно. Детский сад осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном учреждении, Уставом дошкольного образовательного учреждения.  

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик» (далее по тексту Учреждение) создано в целях реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на общедоступное и бесплатное  дошкольное образование на основании постановления администрации Тяжинского муниципального района №209-п от 22.11.2011 г.

Новое 6-ти групповое здание детского сада, рассчитанное на 110 воспитанников, введено в эксплуатацию в октябре 2012 г. (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию №RU 42 5 15 000 – 000894в от 10.10.2012 г., выдано Главным архитектором Тяжинского муниципального района).

Юридический и фактический адрес Учреждения:

652240, Российская Федерация, Кемеровская область, пгт.Тяжинский, ул.Первомайская, 22б.

Ближайшее окружение    Учреждения: МБОУ «Тяжинская СОШ №1», МБДОУ «Тяжинский детский сад №1 «Березка», центральная библиотека, музыкальная школа, Дом детского творчества, районный дом культуры.

Режим работы дошкольного учреждения: пятидневная  рабочая неделя, 12-часовое пребывание, с 07.00-19.00. Комплектование групп происходит по возрастному принципу, детьми от 1,6 до 7 лет. Характеристика групп приведена в таблицах 1 и 2. Режим работы детского сада – 12-часовой (с 7.00 до 19.00) при 5-дневной рабочей неделе (понедельник – пятница). Прием в ДОУ осуществляется в соответствии с Уставом МАДОУ и нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность дошкольного учреждения.

Преимущественным правом приема в детский сад пользуются дети:

- работающих одиноких родителей;

- учащихся матерей;

- инвалидов первой и второй групп;

- из многодетных семей;

- находящиеся под опекой;

- родители (один из родителей) которых находится на военной службе;

- безработных (оба родителя);

- беженцев и вынужденных переселенцев;

- работников дошкольных образовательных учреждений.

        Детский сад построен на 110 воспитанников.

        На начало 2013-2014 года в МАДОУ функционирует 6 дошкольных групп:

Наименование групп

Наполняемость

по СанПин

Количество детей фактически

1 младшая группа «Петрушка»

19

20

1 младшая группа «Артемон»

20

20

2 младшая группа «Пьеро»

26

21

2 младшая группа «Черепашка»

29

22

Средняя группа «Буратино»

29

26

Старшая группа «Мальвина»

24

25

Итого

147

134

  1. Возраст воспитанников

Всего детей в ДОУ

Количество детей по возрастам

Из них

девочек

мальчиков

от 1,6 до 2

от 2 до 3

от 3 до 4

от 4 до 5

от 5 до 6

от 6 до 7

количество

% от общего числа

количество

% от общего числа

134

2

33

48

26

25

0

64

48%

70

52%

  1. ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Характеристика  образовательных  программ

Образовательные

программы

Автор  

программы

Издательство,    год издания

Рецензент

(Ф.И.О., ученая  степень,

звание)

Кем   утверждена

(МО  РФ,

областной экспертный совет,

педсовет  ДОУ)

Образовательные программы, предусматривающие выполнение  государственного  образовательного стандарта   дошкольного образования

1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»

Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

Москва «Мозаика-синтез», 2012 г.

Министерством образования Российской Федерации

Образовательные программы, позволяющие выполнять  требования, превышающие государственный  образовательный стандарт  дошкольного образования

1. «Ладушки» - программа по музыкальному воспитанию

И.М. Каплунова

И.А. Новоскольцева

«Композитор  Санкт-Петербург», 2011 г.

2. Основы безопасности детей дошкольного возраста

Р.Б. Стеркина

Москва: «Просвещение», 2009 г.

3. Наш дом - природа

Н.А. Рыжова

Москва: «Просвещение», 2008 г.

4.  «Программа обучения и воспитания детей  с фонетико - фонематическим недоразвитием  речи (старшая группа)»

Под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной

Москва «Школьная Пресса» 2009 г.

Кандидат пед.наук Г.А. Волкова, профессор ИСП и П Международного университета Р. Валленберга.

Министерством образования Российской Федерации

Как видно из представленных данных, политика детского сада является личностно-ориентированной, программы обучения строятся на основе стандартных национальных.

 Наполняемость данного дошкольного учреждения стабильна, (134 ребенка при плановой 147). Это объясняется наличием  по-соседству другого ДОУ, созданного ранее. Сравнительно хорошей материальной базой, высоким профессионализмом педагогов и дополнительным набором образовательных услуг (театрализованная и изобразительная деятельность, коррекционная работа учителей-логопедов и педагога-психолога) МАДОУ уже заслужило авторитет среди родителей и воспитанников. Расширяет спектр возможностей по организации физкультурно-оздоровительной, коррекционной работы и художественно – эстетической деятельности детей, помогает осуществлению сотрудничества между педагогическими коллективами данных учреждений. Однако данное сотрудничество осуществляется не в полной мере.

   Основным принципом Учреждения является принцип сотрудничества воспитания в семье и в детском саду по законам  содружества. Специфика деятельности педагогов заключается в том, чтобы содействовать развитию любви, понимания, взаимоуважения между ребенком и его родителями. Работа с родителями строится на традиционных и инновационных формах взаимодействия с семьей.

В условиях открытости педагогического процесса работа с родителями построена как совместная деятельность субъектов в форме сотрудничества, параллельного действия, последовательного содействия, взаимного дополнения и координации.

Взаимодействуя с семьей, педагогический коллектив стремится к:

  • созданию общей установки для совместного решения задач воспитания;
  • разработке общей стратегии сотрудничества, совместного плана мероприятий;
  • реализации единого  согласованного индивидуального подхода  к ребёнку с целью максимального развития его личностного потенциала, обеспечение целостного развития как субъекта детской деятельности.

Организация работы с родителями строится на принципах:

  • партнёрства (с целью обеспечения максимальной поддержки в удовлетворении детских потребностей);
  • учёта возможностей и потребностей каждой семьи.

Таким образом, работа с родителями строится в условиях партнёрского сотрудничества, направленного на личностное развитие каждого ребёнка, возрождение лучших традиций семейного воспитания.

Решение стратегических  и тактических задач в обучении было бы невозможным без опоры на родительскую общественность и последовательное педагогическое просвещение семей воспитанников.

На протяжении всего времени функционирования ДОУ, отмечается удовлетворённость большинства родителей деятельностью коллектива. Наблюдается позитивная динамика активности участия родителей в образовательном  процессе, совместных увлекательных делах, собраниях, открытых мероприятиях. Такое взаимодействие необходимо укреплять и дальше.

     Учреждение укомплектовано следующими педагогическими кадрами:

  • воспитатель – 12
  • инструктор по физической культуре - 1
  • учитель-логопед - 1
  • музыкальный руководитель – 1 (внешний совместитель)
  • хореограф – 1 (внешний совместитель)

Итого 16 педагогов. Из них штатных — 14, внешних  совместителей – 2 (музыкальный руководитель, хореограф).

Возрастной состав педагогов: от 25  до 43 лет;  

Педагогический стаж: от 1 года до 23 лет.

Всего

Процент

к общему числу пед. работников

Имеют образование:

- высшее педагогическое

- среднее профессиональное (педагогическое)

10

6

63%

37%

Имеют квалификационные категории:

- первую

- без категории

6

8

38%

62%

Имеют звания, награды:

Медаль «За веру и добро»

Медаль «За достойное воспитание детей»

1

1

Образовательный уровень педагогов

Как видим, высшее педагогическое образование имеет 63 % педагогов, среднее профессиональное-37%.Это достаточно высокий показатель для  дошкольного учреждения. Однако, 62 % штатных педагогов не имеют квалификационные категории. В своем большинстве,  педагогический стаж  колеблется от 0 до 20 лет, т.е., коллектив молодой. Руководителю  Учреждения необходимо инициировать повышение квалификации педагогическим персоналом.

Педагогический стаж

Учреждение укомплектовано кадрами на 100%.

     Всего работников – 35 чел.:

  •  административно – управленческий персонал - 4,
  • педагогический персонал - 16,
  •  обслуживающий персонал – 15.

Органами управления Учреждения являются Наблюдательный совет Учреждения, общее собрание трудового коллектива, Педагогический совет  работников, родительский комитет, заведующая  Учреждением. Связи и отношения субъектов характеризуются одновременно и субординацией и координацией. Эта структура управления учитывает адаптивный характер деятельности МАДОУ и включает в процесс управления представителей общественности, педагогов и родителей. К компетенции заведующего Учреждением относятся вопросы осуществления текущего руководства деятельностью Учреждения, за исключением вопросов, отнесенных законодательством или уставом Учреждения к компетенции Учредителя, Наблюдательного совета или иных органов Учреждения. Заведующий Учреждением  осуществляет текущее руководство деятельностью Учреждения и подотчетен в своей деятельности Учредителю, Наблюдательному совету.

К компетенции заведующего Учреждением относятся:  

  • Назначение секретаря Педагогического совета.
  • Назначение и освобождение от должности своих заместителей, главного бухгалтера и других работников, заключение с ними трудовых договоров.
  • Контроль за деятельностью педагогических работников, в том числе путём посещения всех видов воспитательных мероприятий и учебных занятий.
  • Приостановление решений общего собрания трудового коллектива Учреждения, если они противоречат действующему законодательству.
  • Организация и проведение платных дополнительных образовательных услуг;
  • Материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемое в пределах финансовых средств.

Однако, как правило, стратегической и текущей деятельностью детского сада руководит заведующая, взаимодействие с родителями воспитанников  налажено не в полной мере.

Повышению качества образовательной работы с детьми способствует рационально организованная в группах развивающая среда, создающая условия для совместной деятельности детей и педагогов и позволяющая варьировать способы и формы организации их жизнедеятельности. Эффект и поддержка положительного эмоционального фона создается за счет рационального использования всех помещений детского сада.

В детском саду используются разные формы организации обучения: занятия проводятся фронтально, по подгруппам, индивидуально, что позволяет педагогам добиваться высоких результатов при обучении детей. Приоритет в работе с дошкольниками отдается игровым методам обучения, поддерживающим постоянный интерес к знаниям и стимулирующим познавательную активность детей.

В своей деятельности учреждение стремится создать условия для развития каждого ребенка в соответствии с его индивидуальным развитием путем реализации личностно-ориентированного подхода в организации учебно-воспитательного процесса. Среди задач на 2014 год – создание банка данных об уровне развития и здоровья ребёнка на момент поступления в детский сад, систематическое наблюдение за его развитием, фиксация достижений и трудностей, выработка рекомендаций педагогам по постройке учебно-воспитательного процесса, а родителям по организации воспитания ребёнка в семье. В настоящее время информация о воспитанниках накапливается. Первый выпуск учреждением будет сделан в 2015 году. При общении с воспитанниками следует отметить, что дети обладают достаточным объемом знаний для последующего освоения дошкольной и школьной программы.

Результативность работы МАДОУ отслеживается с помощью регулярной внешней диагностики (на начало и конец учебного года), проводимой управлением образования администрации Тяжинского муниципального района. Диагностическая информация свидетельствует об устойчивости показателей умственного и физического развития детей. Однако системы внутренних критериев качества работы в детском саду не существует.

В 2013 году заболеваемость в детоднях на 1 ребенка составила 24,8%, причем простудная заболеваемость – 78,2%. Количество часто болеющих детей составляет 25,9%, детей с хроническими заболеваниями – 6,6%. Эти данные свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии здоровья детей и требуют мероприятий, проводимых совместно с родителями. Учитывая показатели здоровья детей, необходимо много внимания уделять физкультурно-оздоровительной деятельности.

В детском саду созданы благоприятные санитарно-гигиенические условия, соблюдается режим дня, налажена организация правильного и рационального питания детей на основе примерного 10-ти дневного меню. Выдача и получение пищи производится в соответствии с графиком. В меню детей включаются блюда из овощей, свежие фрукты, проводится витаминизация третьих блюд. Периодически представители родительского комитета и сотрудники присутствуют при закладке основных продуктов, а старшая медсестра проверяет готовые блюда. В этом направлении рекомендуется изучить опыт других дошкольных образовательных учреждений для оптимизации условий пребывания детей.

Имущество МАДОУ закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, в порядке, установленном муниципальными правовыми актами Тяжинского муниципального района Кемеровской области. Источниками формирования имущества Учреждения в денежных и иных формах являются:

- субсидии, получаемые от Учредителя на основании  муниципального задания;

- добровольные имущественные, денежные взносы и пожертвования;

- выручка от предоставления платных  услуг;

- субсидии на инвестиции и иные цели;

- доходы, получаемые от собственности Учреждения.

Учреждение без согласия Учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним КУМИ или приобретенными Учреждением за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение этого имущества.

Доходы Учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано. Учредитель не имеет права на получение доходов от осуществления Учреждением деятельности и использования закрепленного за Учреждением имущества.

Учреждение вправе совершать крупные сделки только с предварительного одобрения Наблюдательного совета Учреждения. Крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества, а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки превышает 10 процентов балансовой стоимости активов учреждения.

Наблюдательный совет обязан рассмотреть предложение заведующего Учреждением о совершении крупной сделки в течение пяти календарных дней с момента поступления такого предложения председателю Наблюдательного совета. Однако недофинансирование детского сада ощущается, руководство учреждения вынуждено постоянно просить финансовой помощи у родителей воспитанников.

Таким образом, характеризуя деятельность дошкольного образовательного учреждения №3 «Золотой ключик» пгт.Тяжинский, можно сформулировать следующие тезисы:

- В своей деятельности учреждение стремится создать условия для развития каждого ребенка в соответствии с его индивидуальным развитием путем реализации личностно-ориентированного подхода в организации учебно-воспитательного процесса.

- Работа в детском саду строится на основе национальных нормативных документов и образовательных программ, а также инновационных программ и технологий, обеспечивающих максимальное развитие психологических и физических возможностей и личностного потенциала дошкольников.

- Финансирование дошкольного учреждения осуществляется из бюджета на основании муниципального задания для автономного учреждения, однако оно недостаточно для обеспечения высокого уровня качества образования в данном учреждении.

- В нормативных документах обозначено активное взаимодействие родителей и МАДОУ, однако в реалии родительский комитет не функционирует.

- Инфраструктура района расположения учреждения создает благоприятные условия для обогащения деятельности в МАДОУ, расширяет спектр возможностей по организации физкультурно-оздоровительной, коррекционной работы и художественно – эстетической деятельности детей, помогает осуществлению сотрудничества между педагогическими коллективами данных учреждений. Однако данное сотрудничество осуществляется не в полной мере, а имеющиеся программы взаимодействия требуются в доработке.

- Среди задач на 2014 год – создание банка данных об уровне развития и здоровья ребёнка на момент поступления в детский сад, систематическое наблюдение за его развитием, фиксация достижений и трудностей, выработка рекомендаций педагогам по постройке учебно-воспитательного процесса, а родителям по организации воспитания ребёнка в семье.

- Результативность работы МАДОУ отслеживается с помощью регулярной внешней диагностики (на начало и конец учебного года), проводимой управлением образования. Диагностическая информация свидетельствует об устойчивости показателей умственного и физического развития детей. Однако системы внутренних критериев качества работы в детском саду не существует.

- В детском саду созданы благоприятные санитарно-гигиенические условия, соблюдается режим дня, налажена организация правильного и рационального питания детей на основе примерного 10-ти дневного меню. Однако состояние здоровья детей неудовлетворительное, очень многие дети постоянно болеют. Эта ситуация требует мероприятий, направленных на обучение родителей основам оздоровительной деятельности и здорового образа жизни, а также проведения мероприятий по оздоровлению в группах.

Таким образом, необходимо детально исследовать каждую из перечисленных проблем и разработать мероприятия по их ликвидации.

2.Формулировка критериев  и ограничения для принятия управленческих решений.

Весьма важное условие правильного формирования альтернатив решений и выбора наиболее предпочтительной - определение ограничений и формулировка критериев  принятия решения. Ограничения варьируются и зависят от ситуации и конкретных руководителей.

Можно выделить следующие общие ограничения:

-ограничения несоответствия (неадекватность ресурсов);

-кадровые ограничения (недостаточное число работников, имеющих требуемую квалификацию и опыт);

-финансовые ограничения (неспособность закупить ресурсы по приемлемым ценам);

-ограничения научно-технического прогресса 9потребность в еще не разработанной технологии);

-рыночные ограничения (жесткая конкуренция);

-правовые и морально-этические ограничения;

-ограничения полномочий.

Как правило, для крупных предприятий существует меньше ограничений, чем для малых или одолеваемых множеством трудностей.

Кроме ограничений, руководителю необходимо определить стандарты, по которым предстоит оценивать альтернативные варианты выбора, т.е. должна быть определена мера сравнения альтернатив. Такими критериями при заключении договора с производственным предприятием могут быть:

-качество продукции;

-оптовая цена;

-сроки исполнения заказа;

-имидж предприятия.

Весьма важно также учитывать приоритет критерия, так как от этого также зависит выбор решения.

3. Определение вариантов решения проблем.

Данный раздел содержит описание вариантов  разрешения проблем дошкольного воспитания средствами городского социума, критерии оценки эффективности разрешения указанных проблем. Как было определено ранее, основной проблемой дошкольного образования в МАДОУ  является организации образовательного процесса в данном дошкольном учреждении. На уровне ДОУ модель дошкольного воспитания построена следующим образом: в центре модели находится ребенок, на которого оказывается психологическое воздействие для того, чтобы ребенок стал самоорганизующейся личностью, способной к обучению.

Организационная модель взаимодействия в образовательном процессе приведена на рисунке далее.

Именно эта модель демонстрирует взаимодействие всех участников образовательного процесса с целью решения проблем дошкольного воспитания:

- Повышение качества медицинского и социально-психологического обеспечения воспитательно-образовательного процесса.

- Повышение качества методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса.

- Повышение кадрового обеспечения и оптимизация системы управления персоналом.

- Соответствие предметно-развивающей среды требованиям заявленных образовательных программ.

В условиях современного социума в образовательном дошкольном учреждении модель разрешения проблем воспитания детей строится на основе следующих задач:

- Формирование у детей представлений о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этих представлений у ребенка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя).

- Формирование нравственно-волевых качеств (настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности). Их сформированность проявляется в настойчивом стремлении ребенка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия.

- Формирование у ребенка опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам, осознание значимости собственного активного участия в решении общей задачи; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки). Для этого дети должны знать о моральных нормах поведения в коллективе.

- Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребенка, делает его более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.

В дошкольном учреждении внимание акцентируется на построении развивающей среды. Развивающая среда ориентирована на познавательную и эмоциональную активность детей, формирование творческого потенциала, использование афферентных стимулов для совершенствования способов познания и коммуникации, реализации индивидуальных способностей детей. На современном этапе развития образования в России существует концепция построения развивающей среды в ДОУ, где указано, что построение развивающей среды происходит только в контексте личностно-ориентированной модели конструктивного взаимодействия между людьми. Личностно-ориентированная модель воспитания включает психологическую защиту ребёнка, социально-личностное развитие, раскрытие индивидуальных возможностей детей. Многогранность развивающей среды дошкольного образовательного учреждения, сложность и многообразие протекающих в ней процессов обуславливают выделение внутри нее нескольких составляющих подпространств:

1. Образовательное пространство: система занятий по развитию способностей детей, способность к диалектичному мышлению педагога, ориентация на зону ближайшего развития детей, создание условий и средств организации обучения и развития, технология обучения: методы и приёмы, формы, средства обучения; проблемность обучения, система упражнений, активизирующих речевое и творческое развитие, наблюдение за окружающим миром.

2. Коммуникативное пространство: сформированность коммуникативных навыков, взаимодействие детей в процессе продуктивных видов деятельности, полноценное межличностное общение, стиль общения педагога, совместная деятельность, позитивное сотрудничество педагога с детьми.

3. Коррекционное пространство: коррекция речевого развития, коррекция познавательного развития, коррекция эмоционального и коммуникативного развития.

4. Развивающее пространство: система развивающих занятий, упражнений и игр, стимулирование двигательной активности.

5. Креативное пространство: формирование творческого потенциала, творческой самостоятельности, стимулирование творческой активности.

Важнейшим условием развития творческой личности ребенка является создание развивающей среды, которая, во-первых, обеспечит возможность совместной деятельности детей и, во-вторых, станет основой проявления индивидуального творчества каждого ребенка.

Таким образом, разрешение проблем дошкольного воспитания возможно при четкой организации модели воспитательного процесса.

На основе данных анализа качества и эффективности работы МАДОУ можно отметить следующее:

 МАДОУ способно обеспечить:

  • общедоступность и бесплатность дошкольного образования и воспитания детей, в соответствии с законодательством РФ;
  • условия, позволяющие сохранить здоровье и гарантировать защиту прав личности на образование, а также обеспечение успешной адаптации выпускников МАДОУ к школьному обучению;
  • гуманистическая ориентация, для которой наиболее значимым результатом является развитие индивидуальности, творческого потенциала субъектов образовательного процесса;
  • направленность на достижение стабильно высоких результатов развития воспитанников и высокий уровень профессиональной педагогической деятельности с опора на современные передовые достижения педагогики и психологии;
  • повышение качественного уровня образования в рамках основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в соответствии с федеральными государственными требованиями;
  • качественное дополнительное образование и широкий спектр дополнительных образовательных услуг, охватывающих образовательное, художественно-творческое и оздоровительное направления работы с детьми.

Вместе с тем, одним из объективно сдерживающих дальнейшее развитие при постепенном внедрении новых институциональных механизмов организации образовательной деятельности факторов, можно назвать:

  • отсутствие в настоящее время новой образовательной программы, соответствующей новым государственным образовательным требованиям по дошкольному образованию;
  • недостаточную сформированность в муниципальной системе образования опережающей модели управления качеством образования, что обеспечило бы ориентацию образовательной деятельности МАДОУ на достижение результатов.

К внутренним (субъективным) сдерживающим моментам надо отнести следующие:

  • недостаточно высокую организацию инновационной деятельности;
  • участие в сетевом повышении квалификации педагогов внутри муниципальной системы образования;
  • преобладание традиционного опыта организации образовательного процесса.

        Анализ деятельности учреждения за истекший период позволил выявить сильные и слабые стороны, перспективные возможности и риски развития.

К сильным сторонам можно отнести:

- способность образовательного учреждения обеспечить доступность образования, спектр вариативных образовательных услуг, непрерывный характер образования;

- позитивный опыт обеспечения результативности образовательной деятельности в ходе преемственности ДОУ и начальной школы;

- позитивный опыт инновационной деятельности педагогов МАДОУ;

К слабым сторонам относятся:

- недостаточное применение новых форм инновационной работы;

- преобладание традиционного опыта организации образовательного процесса;

- отсутствие системы непрерывного педагогического образования, включающей как процесс самообразования педагогов, так и взаимодействие с НМЦ (ресурсными центрами как элементами системы повышения квалификации);

- неразвитость сетевых форм взаимовыгодного, открытого взаимодействия образовательных учреждений.

К возможным рискам развития относятся:

- возможность снижения достигнутого уровня образования в результате изменения приоритетов деятельности при переходе на ФГОС по дошкольному образованию;

- возможность неприятия родительской общественностью инноваций  в системе образования.

        4.Выявление способов реализации.

Главная задача коллектива детского сада -не только максимальное развитие каждого воспитанника, но и формирование его готовности к дальнейшему росту. Инструментом решения задачи может быть воспитательная система детского сада.

Принципы организации воспитательного процесса в рамках опытно-экспериментальной программы:

1. Принцип личностного подхода в воспитании

Каждый воспитанник независимо от индивидуальных способностей находит свое место в системе воспитательного процесса в МАДОУ. Каждый ребенок – личность, которую уважают и принимают.

2. Принцип деятельного подхода

Согласно теории Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и их последователей развитие человека происходит только в деятельности, воспитательно-образовательная работа помогает выявить и развивать способности детей, предоставляет возможности к самореализации.

Программа разрешения проблем дошкольного воспитания, реализуемая МАДОУ «Тяжинский детский сад №3  «Золотой ключик», была составлена по основным линиям развития ребенка – физическое развитие и оздоровление, познавательное развитие, социально-нравственное развитие, художественно-эстетическое развитие. Каждая линия развития содержит набор определенных мероприятий, осуществляемых в течение каждого дня недели. Схема организации учебно-воспитательного процесса по данной программе представлена в таблице.

Таблица 4 – Организация учебно-воспитательной работы в МАДОУ «Тяжинский детский сад №3  «Золотой ключик», для младшей группы

Линия развития

1 половина дня

2 половина дня

1

Физическое развитие и оздоровление

· Прием детей на воздухе в теплое время года

· Утренняя гимнастика

· Гигиенические процедуры

· Закаливание

· Физкультминутки на занятиях

· Занятия физкультурой

· Занятия в бассейне

· Прогулки в двигательной активности

· Гимнастика после сна

· Закаливание

· Физкультурные досуги

· Самостоятельная двигательная активность

· Прогулка

2

Познавательное развитие

· Занятия познавательного цикла

· Дидактические игры

· Наблюдения в природе

· Беседы

· Целевые экскурсии по территории детского сада

·Исследовательская работа

· Занятия, игры

· Досуги познавательного характера

· Индивидуальная работа

3

Социально-нравственное развитие

· Утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы

· Оценка эмоционального состояния детей с последующей коррекцией плана работы.

· Формирование навыков культуры еды.

· Формирование навыков культуры общения.

· Формирование навыков самообслуживания и предпосылок трудовой деятельности.

·Театрализованные игры.

· Сюжетно-ролевые игры.

· Индивидуальная работа

· Эстетика быта

· Трудовые поручения

· Формирование навыков культуры еды

· Формирование навыков культуры общения

· Формирование навыков самообслуживания

· Игры с ряжением

· Сюжетно-ролевые игры

· Работа в книжном уголке

· Общение младших и старших детей

4

Художественно-эстетическое развитие

· Занятия художественно-эстетической направленности

· Эстетика быта

· Экскурсии в природу

· Целевые прогулки

· Работа в уголке изодеятельности

· Занятия художественно-эстетической направленности

· Занятие в Леготеке

· Музыкально-художественные досуги

· Театрализованная деятельность

· Коллективная творческая деятельность младших и старших групп

· Индивидуальная работа

Необходимо увеличивать время занятий музыкой, ритмикой, театрализованной, изобразительной, художественно-речевой деятельности. Это позволяет максимально реализовать возможности детей, адаптироваться в современной социокультурной среде.

В детском саду дети помимо специальных, учебных умений, приобретают первый опыт жизни в коллективе сверстников. Таким образом, в МАДОУ в течение всего периода дошкольного детства происходит планомерное, целенаправленное, педагогически обоснованное всестороннее развитие ребенка.

Социальным институтом называется образование внутри социума, имеющее определенный набор функций, которые другие образования или люди поодиночке не могут выполнять. Обычно говорят об институтах семьи, образования, здравоохранения, государственной власти, религии и т.п.

В настоящее время большинство родителей озабочены финансовыми проблемами, поэтому отстраняются от вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Педагогам МАДОУ очень важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу поддержки и общности интересов. Для улучшения взаимодействия с родителями воспитанников педагоги могут:

- Систематически приобщать родителей к педагогическому процессу.

- Позволить неограниченное по времени пребывание родителей во время адаптации ребенка.

- Подготовить информационные материалы, выставки детских работ, которые позволят родителям поближе познакомиться со спецификой детского учреждения, с его воспитывающей и развивающей средой.

- Проявлять уважительное отношение к занятиям и мнениям родителей, воспитывать ребенка в духе уважения к родителям.

- Значительную часть образовательного процесса организовывать совместно с родителями и детьми, возникшие проблемы решать сообща.

Родительское собрание является одной из форм взаимодействия. Тематика собраний может быть разнообразной: «Мы – семья», «психологический климат в семье», «О доброе и милосердии». Обычно особую роль у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей – как привлечь отцов к воспитательной деятельности, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью можно проводить специальные встречи с отцами – «Роль отца в воспитании детей» и др.

Педагоги знакомят родителей с требованиями детского сада, выслушивают пожелания родителей. В процессе обсуждения возможно составление программы действий и планов совместной работы.

Родительский комитет – это опора педагогов, он стремится привлечь родителей и детей к организации жизни детского сада, решить общие задачи.

Требования к квалификации дошкольных педагогов предусматривают установление разрядов ЕТС в зависимости от стажа педагогической работы, стажа работы по специальности или стада работы в определенных должностях и учреждениях.

Анализ современной ситуации показывает, что проблема острого дефицита квалифицированных педагогов для работы с детьми в группах предшкольной подготовки стоит особенно остро. Необходимо, чтобы профессиональная подготовка педагога предшкольного образования продолжалась на протяжении всего периода его профессиональной деятельности.

Заключение

Основным образовательным учреждением для детей дошкольного возраста в Российской Федерации в настоящее время является детский сад. Система детских садов предназначена для первоначальной социализации детей, для обучения их навыкам общения, а также для решения проблемы занятости родителей. Дошкольно-образовательное учреждение, являясь первой ступенью образования, выполняет множество функций. Среди задач, стоящих перед детским садом, главной является всесторонне развитие личности ребенка.

На занятиях, предусмотренных программой обучения и воспитания в детском саду, ребенок получает специальные сведения, расширяется система знаний, умений, навыков, необходимых для всестороннего развития ребенка. В детском саду дети помимо специальных, учебных умений, приобретают первый опыт жизни в коллективе сверстников. Таким образом, в МАДОУ в течение всего периода дошкольного детства происходит планомерное, целенаправленное, педагогически обоснованное всестороннее развитие ребенка.

Список использованной литературы

1. Аверченко Л. К., Залесов Г. М., Мокшанцев Р. И. Психология управления. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 150с.

2. Балдин К. В., Воробьёв С. Н., Уткин В. Б. Управленческие решения. - М.: «Дашков и Ко», 2006. - 496с.

3. Волков Б. С., Волкова Н. В., Конфликтология. - М.: Альма Матер, 2006. - 384с.

4. Запрудский Ю. Г., Коновалов В. Н. Конфликтология. - Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2000. - 320с.

5. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. - М: Норма - Инфра, 1999. - 511с.

6. Ратников В. П., Голубь В. Ф., Лукашова Г. С. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 512с.

7. Розанова В. А. Психология управления. - М.:ЗАО «Интел-Синтез», 2000. - 384с.

8. Светлов В. А. Аналитика конфликта. - Спб.: ООО «Росток», 2001. - 512с.

9. Смирнов В. А. Разработка управленческих решений. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 271с.

10. Фатхутдинов Р. А. Управленческие решения. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 314с.

-  -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и проведение деловой игры.

         Деловые игры способствуют повышению интереса к рассматривае­мой проблеме, помогают формированию творческого мышления педагогов, поиску новых путей решения слож...

Управленческое решение как программа действий в руководстве дошкольным образовательным учреждением

Управленческое решение - это программа действий, которая определяет цель, к которой должен стремиться руководитель....

Практико-ориентированная работа Роль музыкального руководителя в организации и проведении фольклорно-экологических праздников для детей 5-7 лет в ДОУ

Методические реомендации для музыкального руководителя в процессе организации и проведении фольколорно-экологических праздников для детей 5-7 лет....

Контрольная работа По дисциплине: Культура деловой речи Тема: «Культура деловой речи»

План: 1.     Общая характеристика официально – делового стиля2.     Динамика нормы официально – деловой речи3.      Устная деловая...

Контрольная работа «Технология взаимодействия семьи, детского сада и начальной школы: описание, анализ и оценка опыта»

Контрольная работа «Технология взаимодействия семьи, детского сада и начальной школы: описание, анализ и оценка опыта»   Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребе...

План - конспект организации и проведения занятия по ФЭМП Тема: "Образование числа 5. Счет в пределах 5"

Цель занятия: содействовать формированию элементарных математических представлений и развитию познавательной активности.Задачи:1. Образовательные: познакомить с образованием числа 5, учить считать в п...