Управленческое решение как программа действий в руководстве дошкольным образовательным учреждением
статья по теме
Управленческое решение - это программа действий, которая определяет цель, к которой должен стремиться руководитель.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Управленческое решение как программа действий в руководстве дошкольным образовательным учреждением»
Управление дошкольным образовательным учреждением – процесс непрерывный; это, так называемый, трехстадийный процесс: цель – средство - результат. Управленческий цикл с его этапами является процессуальной стороной реализации всех решений руководителя, ДОУ, и важное место в процессе управления принадлежит управленческому решению.
Управленческое решение – это программа действий, которая определяет цель, к которой должен стремиться руководитель. Решение принимается при наличии проблемной ситуации, возникающей в учреждении, и на первое место здесь выходит процедура и технология выявления проблем. Это своего рода диагностика исходного состояния, которая должна определить ключевую проблему и затем наметить пути ее решения.
Управленческое решение выполняет ряд функций:
- устанавливает цели и задачи решения проблемы;
- определяет пути и средства, которые делают возможным решение проблемы;
-определяет порядок реализации данного решения.
Проблемы всегда есть у тех руководителей, которые заинтересованы в собственном развитии и развитии всего образовательного учреждения в целом.
Управленческие решения различаются по сложности проблем, по длительности их реализации, по значению и месту в функционировании ДОУ, по объему содержащихся в них рекомендаций и указаний. Проблему могут составлять такие факторы, как отсутствие чего-либо, противоречие, недостаток или трудность.
Все решения можно условно разделить на перспективные и текущие.
Перспективные – определяющие основные пути развития дошкольного учреждения на относительно длительный период.
К перспективным решениям можно отнести нормативно-организационные решения, которые связаны с регламентацией всей текущей деятельности учреждения, носят постоянный характер, действуют длительное время и меняются с изменением условий работы учреждения (Устав учреждения, правила внутреннего трудового распорядка, циклограммы основных мероприятий и работы руководящего персонала первого и второго уровня управления).
К решениям перспективно – принципиального характера относятся решения, которые определяют деятельность ДОУ на определенный период (годовой план работы ДОУ, программа развития учреждения, бюджет учреждения на год (смета), решения педагогического совета, трудового коллектива и т.д.).
Текущие – это решения, требующие незамедлительного реагирования руководителя на возникшую проблему.
К текущим можно отнести:
- оперативно-распорядительные решения (приказы, распоряжения руководителя, касающиеся работы сотрудников, наказания, перераспределения сил и т.д.).
Ко второй группе текущих решений относятся хозяйственно-распорядительные решения. Это вопросы финансово – хозяйственные, они требуют особого внимания ( государственное задание, выполнение плана финансово-хозяйственной деятельности, заключение договоров, проверки контролирующих органов и т.д.).
Все управленческие решения имеют закономерные черты: как должна быть решена проблема.
Каждое управленческое решение должно включать в себя конкретность, последовательность, гибкость, ясность и строгость формы.
Принимать решения нужно на основе достоверной информации о проблеме; формулировка решения должна отражать сущность проблемы.
Проблемы можно подразделить:
- на результатирующие (они являются следствием других проблем);
- на узловые (на них замыкается ряд других проблем);
- на главные, являющиеся причинами двух предшествующих.
Первоочередному решению подлежат главные проблемы, так как они провоцируют появление всех остальных.
Решение проблемы содержит в себе несколько этапов:
- I этап – генерирование и обозначение проблемы (сбор информации, который может осуществляться любым способом);
- II этап- структурирование выявленных проблем (разбивка их по отдельным блокам с целью выявления ключевого юлока);
- III этап – группировка проблем ключевого блока (выявление оснований для группировки);
- IV этап – установление взаимосвязей решаемых поблеем ключевого блока (анализ каждой проблемы в связи последующей, установление причинно-следственных связей);
- V этап – выбор ключевой проблемы для выработки управленческого решения.
При выработке управленческого решения важно стремиться к тому, чтобы в нем принимали участие компетентные лица с различными точками зрения на обсуждаемый вопрос.
Заведующий должен терпеливо выслушивать мнения и предложения всех участвующих в обсуждении лиц, не оказывать психологического давления на подчиненных для создания коллегиальности выбранного решения.
После проработки и оценки альтернатив наступает самый ответственный момент – выбор наилучшего варианта, которому будет придано официальное значение. После принятия решения необходимо организовать его исполнение, доведение решения до сознания коллектива, контроль за исполнением. Руководитель должен вызвать у сотрудников положительное отношение к управленческому решению.
Согласно теории управления, процесс управления начинается с постановки целей и задач и заканчивается выполнением этих задач, т.е. достижением определенного результата.
Новые подходы к организации, содержанию и управлению, в системе дошкольного образования вызывают изменения в функциях, принципах, методах и приемах управленческой деятельности руководителя ДОУ. Поэтому и управленческие решения должны быть научно обоснованны, своевременны, целенаправленны и соответствовать новым требованиям управления качеством дошкольного образования.
Литература.
- Кузьмин С.В. Программный подход в управлении качеством образования. М., 2010.
- Фалюшина Л.И. Управление дошкольным образовательным учреждением.М., 2003.
- Сафонова О.А. Программно-целевое управление развитием дошкольного учреждения. Нижний Новгород, 2001.
- Вендлин А. Подготовка и принятие управленческого решения. М.,1977.
- Тихомиров А. Управленческое решение.М., 1979.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа. Технология принятия управленческих решений, организация и проведение деловых совещаний в учреждениях образования
Целью контрольной работы является рассмотрение основных аспектов, касающихся принятия управленческих решений в условиях конфликта, в частности, отражение проблемы в МАДОУ «Тяжинский детский сад ...
Программа действий воспитателя МБДОУ №2. По реализации Программы развития ДОУ на 2012-2014 года.
Программа разработана на основе Программы развития ДОУ на 2012-2014 года в соответствии с требованиями нормативно- правовых документов,определяющих приорететные направления развития качества образован...
Организация и контроль управленческих решений в ДОУ
Руководитель малокомплектного детского сада является организатором и другом, и экспертом в постановке задач, и лидером и человеком умеющим слушать других.Эффективность деятельности сельского детского ...
Управленческое решение по отношению к сотруднику образовательной организации в определенной ситуации
Управленческое решение по отношению к сотруднику в определенной ситуацииПриняв на работу нового сотрудника, Вы надеялись на более эффективную работу, но в результате разочарованы, так как он не соотве...
Программа семинара-практикума «Апробация организационных решений в процессе реализации инновационной модели дошкольного образования «Сад детских инициатив»
laquo;… детство ради детства, а не ради подготовки к школе …» А. Асмолов...
Программа совместной образовательной деятельности по экологии с применением элементов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) для детей старшего дошкольного возраста «Природа - изобретатель»
Проблема экологического образования и воспитания детей в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Для дошкольников характерен ярко выраженный интерес к окружающей...
Эссе "Мои управленческие решения"
Эссе "Мои управленческие решения"...