Организация и проведение деловой игры.
статья по теме
Деловые игры способствуют повышению интереса к рассматриваемой проблеме, помогают формированию творческого мышления педагогов, поиску новых путей решения сложных задач, формируют и тренируют их практические умения и навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizaciya_i_provedenie_delovoy_igry.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация и проведение
деловой игры.
Понятие формы – деловая игра.
Деловые игры способствуют повышению интереса к рассматривае мой проблеме, помогают формированию творческого мышления педагогов, поиску новых путей решения сложных задач, формиру ют и тренируют их практические умения и навыки. Деловая игра - это в определенной степени репетиция деятельности педагога. Она дает возможность проиграть любую педагогическую ситуацию в ли цах, что позволяет понять психологию человека, встав на место ре бенка, его родителей, заведующей или коллеги.
По определению А.А. Балуева (А.А. Балуев. Методы активного обучения». - М.: Профиздат, 1986), существует пять модификаций деловой игры, рассмотрим две из них.
Имитационные игры. В них педагоги имитируют свою деятельность на занятии, прогулке, в игре, то есть как бы руководят этими процессами, но с воображаемыми детьми, отрабатывают методику проведения какого-либо процесса, вида детской деятельности.
Метод инсценировки. Он предполагает принятие на себя роли
какого-либо участника педагогического процесса и действие в соответствии с этой ролью, проявляя при этом знание педагогики, психологии и методики, то есть весь свой педагогический арсенал.
В этих играх может быть отработано поведение педагога в опреде ленных ситуациях: беседа с родителями, разрешение конфликта между детьми и т.д.
Деловыми играми часто называют также игры, основанные на телевизионных передачах: КВН, «Поле чу дес», «Счастливый случай», различные викторины, а также разрабо танные ими или адаптированные к педагогическим проблемам дет ского сада игровые приемы (они оказывают существенную помощь не только в совершенствовании педагогического мастер ства, но и в сплочении педагогов, создании коллектива единомы шленников).
Изучение проблем воспитательно-образовательной работы в дет ском саду через деловые игры помогает как начинающему, так и опытному педагогу усвоить технологию проведения занятий и вос питательных мероприятий. Этот метод ценен тем, что учит практи ческому выполнению этических профессиональных норм и правил поведения; это творческая, свободная деятельность, что и увлекает ее участников; метод имитации (подражания, изображения, отра жения) принятия решений в различных ситуациях по заданным или выбираемым самими участниками правилам. Нередко деловые игры называют имитационными управленческими. Сам термин «игра» на различных языках соответствует понятиям о шутке, смехе, лег кости и указывает на связь этого процесса с положительными эмо циями, вызывает высокую активность участников в разрешении реальных педагогических проблем, позволяет связывать теорию с практическим опытом.
Требования по организации и проведению деловой игры.
«Как часто мож но проводить деловую игру со всем коллективом?». Целесообразно ее использовать 1—2 раза в год. Хорошо, если старший воспитатель сам поиграете под руководством опытного методиста, прочувствуете игру «изнут ри» и только затем приступит к подготовке и проведению такого занятия в своем коллективе.
В методической работе деловая игра является частью единой системы.
Подготовка и проведение деловой игры — процесс творческий. Взяв модель уже разработанной игры, можно изменить ее отдельные элементы или содержание без изменения модели.
Наблюдения позволяют сделать вывод, что часто «не идут» те игры, в которых слабо отработана сама игровая модель действий участников. Необходимо помнить, что они не могут предварять се минары, практические занятия, а должны проводиться в конце обучения.
Непосредственная разработка материалов деловой игры включа ет в себя следующие этапы:
- создание проекта деловой игры;
- описание последовательности действий;
- описание организации проведения игры;
- составление заданий для участников;
- подготовка оборудования.
Проект деловой игры
- Название деловой игры, ее цели.
- Состав участников.
- Время, необходимое для проведения каждого фрагмента игры и на игру в целом.
- Суть проблемы, подлежащей решению.
- Состояние исследуемого вопроса.
- Руководство деловой игрой.
- Перечень необходимого оборудования, литература для предва рительного изучения.
Для разработки деловой игры необходимо создать имитацион ную и игровую модели, которые должны органически наклады ваться друг на друга, что и определяет структуру игры.
Приступая к разработке модели деловой игры, необходимо чет ко сформулировать ее цели: закрепление полученных знаний, вы работка необходимых навыков; изучение опыта; формирование твор ческого мышления; обучение культуре взаимоотношений; совершен ствование навыков принятия коллективных решений и т.д.
Формулируя общие цели, мы предоставляем возможность каж дому участнику найти средства достижения собственных целей.
В каждой игре выделяются свои роли и определяется необходимое количество игроков. Роли могут быть профессиональ ные и межличностные, исполнение которых способствует созданию проблемных ситуаций («лидер», «конформист», «консерватор» и т.д.).
Подготовка деловой игры - это не только продумывание целей, конструирование модели, но и выбор технических, наглядных и других средств обеспечения занятий. В сценарии должно быть учте но, где, когда, кем и какие средства будут использоваться, какие условные обозначения, графики необходимо подготовить.
Важно продумать, как лучше расположить участников игры с учетом требований педагогической техники общения, выбрать свою оптимальную организацию отведенного пространства, при которой цель общения достигается ясно и свободно.
Вот несколько вариантов размещения участников общения, предло женных В.П. Дубровой и Е.И. Милашевич (Витебский государственный педагогический институт им. С.М. Кирова). Прямоугольником с кру жочком внутри обозначен организатор, кружочками - члены группы.
Блочный метод размещения: подходит для организа ции диспутов, дискуссий. Участники обеспечены микрофонами (могут быть условные). В случае необходимости микрофоны выставляются и в зале.
Расположение лицом к лицу: применяется в случае, если между педагогами предполагается полемика или предстоят «перего воры».
Треугольники: если педагогический коллектив немногочислен, воспитатели могут непосредственно общаться друг с другом
Круглый стол: круговые формы размещения участников позволяют сделать пе дагогический коллектив самоуправляемым. Возможность взаимных контактов становится максимальной, минимизируется роль организатора. Если участников много, образуется «круглый стол с аквариумом». В этом случае создаются особые правила для участни ков внешнего круга, которые наблюдают за ходом общения во внут реннем круге. Результаты их наблюдения излагаются в общей дис куссии.
Продумывая все элементы деловой игры, важно определить формы оценки. Часто применяются балльная система за каждый этап и подсчет всех оценок в конце игры. Иногда используется анкетиро вание. Отметим, что продуманная система оценки связана с функ цией стимулирования, поэтому иногда следует продумать оценку личного вклада каждого в достижение общей цели, например: от мечается группа-победитель, а в ней выделяется лидер (по сумме баллов). Иногда возможно оценивать то или иное решение словами: «творческий подход», «красивая мысль», «корректное решение».
Для оценивания в деловые игры вводятся роли экспертов, ана литиков, представителей заказчика и т.п. Целесообразно наглядно оформить оценки на специальных табло, схемах, экранах.
В заключение следует предложить игрокам объективно оценить результаты всей игровой деятельности, таким образом провести за ключительный анализ: что нужно учесть в дальнейшем, какой ин формацией овладеть. Это станет важным фактором после игрового интереса участников к познавательной деятельности.
Приложение.
Сценарий деловой игры
на тему: «Познавательно-речевое развитие дошкольников»
1. Цель:
- уточнение знаний педагогов, компетентность в осуществле нии ведущих задач учебного года;
- развитие умения обсуждать и согласовывать предложенные во просы;
- контроль за соблюдением педагогами правил культуры рече вого общения, тактичного поведения.
2. Правила игры:
- уметь слушать других;
- вырабатывать общее решение вопроса;
- принимать активное участие в игре;
- не оспаривать оценку жюри;
- соблюдать культуру речи и тактичность;
- придерживаться регламента.
3. Атрибуты игры:
- эмблема команды;
- значки капитанов;
- большой куб с цифрами;
- колокольчик;
- песочные часы;
- аудиокассета с записью легкой музыки;
- воздушные шары с листами-вопросами внутри;
- табло для демонстрации результатов;
- бланки-протоколы у жюри.
4. Ход игры:
Ведущий (старший воспитатель) представляет команды, жюри (заведующий, психолог, старший логопед) и предлагает всем занять свои места. Он напоминает правила игры, и игра на чинается.
Разминка
Капитаны команд по очереди бросают куб с цифрами и получа ют для своей команды вопрос.
- Какой вид деятельности дошкольника наиболее благоприятен для развития социальной и познавательной активности? (Игра.)
- Что в первую очередь влияет на формирование человеческой лич ности? (Воспитание, социальная и природная среда, наыедственность.)
Рубрика «Говори правильно»
I. Ведущий предлагает капитанам с помощью куба выбрать для своей команды скороговорку 1 или 2.
- В живом уголке жили ежи да ужи.
- Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку.
II. Ведущий объявляет «музыкальную паузу», во время которой жюри подводит первые итоги. Ведущий оглашает его решение и выставляет баллы на табло.
III. Ведущий предлагает командам выбрать какой-то воздушный шар. Капитаны достают из них листы с двумя вопросами для каж дой команды.
1. Каковы основные достижения в речевом развитии старшего дошкольника?
На первый план выдвигается общение со сверстниками.
Диалог с товарищем приобретает характер скоординированных пред метных и речевых действий, дети уже умеют привлекать к себе внима ние соседа, интересуются его делами и высказываниями и т.д.
2. Назовите главные задачи познавательного развития.
Развитие общих познавательных способностей: умение наблю дать, отбирать необходимую информацию, обобщать способы соб ственной деятельности и т.д.
3. Перечислите функции речи старшего дошкольника.
- Речь служит для установления контактов с окружающими, привлечения внимания к себе, своим делам, переживаниям.
- Речь служит важным источником знаний об окружающем мире, средством их фиксации.
- Речь - как область объективных отношений, которые познает ребенок.
- Речь - как область удовлетворения деловых, познавательных, личностных потребностей ребенка и т.д.
4. Назовите задачи познавательного развития в процессе воспи тания патриотических чувств.
• Развитие общих познавательных способностей: наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, делать выводы и т.д.
« Воспитание любви к Родине, развитие чувства гордости за свой народ и страну».
• Воспитание доброжелательного отношения к людям других национальностей, элементарной этики межнациональных отноше ний и т.д.
IV. Музыкальная пауза, во время которой жюри обсуждает отве ты и оценивает их. Учитывается не только их правильность, но и поведение членов команд во время обсуждения, корректность, четкость, грамотность и выразительность речи.
V. Ведущий объявляет общий результат, вручает небольшие суве ниры, благодарит за участие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Игра, как средство общения дошкольников. Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ".
Сюжетно – ролевая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание. Самостоятельная сюжетная игра – любимый вид деятельности дошкольников, именно в ней максимально разворачиваются их способнос...
«Организация игровой деятельности детей в свете реализации ФГОС ДО» на тему: «Организация сюжетно–ролевой игры в старшей группе на тему «Зоопарк»
«Организация игровой деятельности детей в свете реализации ФГОС ДО» на тему: «Организация сюжетно – ролевой игры в старшей группе на тему «Зоопарк»...
Выступление на РМО "Игра, как средство общения дошкольников. Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ"
Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию...
Доклад к педагогическому совету на тему: «Условия организации сюжетно - ролевой игры, игры-драматизации со строительным материалом на современном этапе»
Доклад к педагогическому совету на тему: «Условия организации сюжетно - ролевой игры, игры-драматизации со строительным материалом на современном этапе»...
Конспект организации сюжетно-ролевой игры для воспитанников старшей группы Тема: сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника»
Цель:Формирование у детей представлений о труде работников ветеринарной клиники с помощью организации сюжетно-ролевой игрыЗадачи:1. Формирование у детей умения самостоятельно развивать сюжет игр...
«Игра как средство общения дошкольников. Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ»
Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшем...
Деловая игра для молодых педагогов дошкольных образовательных организаций по теме «Игра-ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»
Трансляция опыта педагогического коллектива ДОУ по теме «Игровая деятельность дошкольников», используя активные методы работы с педагогами....