Тьюторское сопровождение деятельности педагогов образовательного учреждения по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей.
учебно-методический материал (старшая группа)
Для того, чтобы обеспечить тьюторское сопровождение деятельности педагогов образовательного учреждения по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей используются различные методы исследования: анализ психолого – педагогической литературы, общение с коллективом, анкетирование педагогов на предмет выявления личных качеств самих педагогов, тестирование педагогов, индивидуальные беседы наблюдение.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tyutorskoe_soprovozhdenie_pedagogov.docx | 21.8 КБ |
Предварительный просмотр:
«Тьюторское сопровождение деятельности педагогов образовательного учреждения по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей»
Для того, чтобы обеспечить тьюторское сопровождение деятельности педагогов образовательного учреждения по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей используются различные методы исследования: анализ психолого– педагогической литературы, общение с коллективом, анкетирование педагогов на предмет выявления личных качеств самих педагогов, тестирование педагогов, индивидуальные беседы наблюдение.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Тьютор - педагог, который работает с принципом индивидуализации и сопровождает построение индивидуальной образовательной программы. Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов воспитанника, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы.
Планируемые результаты: Расширение диапазона мероприятий для раскрытия индивидуальных способностей одаренных детей. Приобретение навыков успешной коммуникации, росту социальной активности. Разработка и внедрение новых путей выявления, поддержки и развития одаренности. Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей Повышение педагогической компетентности и профессиональной активности. Повышение компетентности родителей
Этапы проектирования индивидуального образовательного маршрута.
а) выявление образовательного запроса (интереса) тьюторанта и помощь в постановке образовательных целей,
б) организация проектирования образовательной деятельности, также анализ и поиск образовательных ресурсов;
в) организация рефлексии и проектирования следующего шага в образовании.
Набор диагностик: тест «Несуществующее животное», «Предпочтительные виды профессиональной деятельности», «Психогеометрия», опросник профессиональных склонностей, методика «Эрудит», методика «Тип мышления», методика «Профиль», определение профессионального типа личности
Преимущества тьюторского сопровождения:
1. Тьюторское сопровождение всегда направлено на конкретного педагога, даже если тьютор работает с группой.
2. Признается безусловная ценность внутреннего мира каждой личности, приоритетность ее потребностей, целей и ценностей саморазвития.
3. Тьюторское сопровождение дает возможность следовать за естественным развитием, опираться не только на возрастные закономерности, но и личностные достижения.
4. Тьютор побуждает педагога к нахождению и принятию самостоятельных решений, помогает принять на себя необходимую меру ответственности, создает необходимые условия для саморазвития, осуществления личностных выборов.
А. С. Экзюпери писал: «Слишком много на свете людей, которым так никто и не помог пробудиться». Толковый словарь под редакцией С.И. Ожегова объясняет слово «одарённость» следующим образом: «То же, что талантливый…». А слово талантливый - «…это человек, обладающий врожденными качествами, особыми природными способностями». Если вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что неталантливых, а, следовательно, неодаренных от природы людей не бывает. Конечная задача педагога не в том, чтобы выявить, кто одарен больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных, но одаренных детей.
Нет детей, которых природа не наградила каким-либо талантом, просто мы, взрослые, не сумели вовремя увидеть и развить в детях эти драгоценные крупицы.
Воспитатель, работающий с одаренными детьми, должен: - разбираться в психологических особенностях одаренных детей, учитывать их потребности и интересы; - быть доброжелательным и чутким; - быть зрелым, то есть четко осознавать свои цели и задачи, обладать обширными знаниями и опытом применения методик; - быть эмоционально стабильным, то есть необходимо быть собранным и хорошо владеть своими эмоциями и чувствами; - иметь высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг интересов и умений и стремление к постоянному самосовершенствованию; - обладать чувством юмора; - быть готовым к работе с одаренными детьми и к приобретению специальных знаний; - проявлять настойчивость, целеустремленность.
Одной из задач совершенствования системы образования на современном этапе составляет процесс выявления, воспитания и обучения одаренных детей. Актуальность проблемы обусловила необходимость поиска видов детской деятельности, оптимальных с точки зрения формирования творчества. В начале учебного года в нашем детском саду была запланирована работа по подбору и изучению методической литературы по одаренности детей. Были проведены консультации для педагогов «Что такое одаренность», «Виды одаренности». А также презентация для родителей «Одарен ли ваш ребенок». Задача педагогов повысить компетентность родителей по данному вопросу, помочь им направить их действия и работу с детьми по правильному руслу, чтобы их усилия совпадали с работой детского сада, добиться единства требований. Семья является наиболее существенным фактором, влияющим как на творческое, так и на личностное развитие ребенка. Проблема в том, что значительное количество родителей не готово участвовать в выявлении и поддержке одаренности детей. Это мы выяснили по результатам анкетирования родителей старших групп «Выявление предпосылок одаренности ребенка».
Вывод: Большинство родителей в силу своей непросвещенности по данному вопросу, считают своих детей одаренными или надеются, что они таковыми являются. Конкретно, в какой области их ребенок имеет потенциальные возможности, способности, родители не смогли определить. В этом вопросе нам помогла проведенная родительская гостиная, где родители познакомились с разными видами одаренностей детей, прослушали сообщение: «Проблемы развития детской одаренности». Родителям была представлена консультация – презентация «Что такое одаренность детей?». Озвучены итоги анкетирования родителей по теме: «Чем любит заниматься ребенок дома?». Результаты анкеты показали, что практически все дети любят рисовать, лепить, конструировать в домашних условиях, т. е. яркое проявление творческих способностей. В родительской гостиной участвовали родители старшей и подготовительной к школе групп. Педагоги познакомили их с детьми, у которых есть ярко выраженные способности (музыкально - танцевальные, художественные, интеллектуальные, театрализованные). Дети были отмечены педагогами в ходе наблюдений в группах, диагностик. Участники творческой группы «Одаренный ребенок» выступали на семинарах-практикумах с сообщениями «Работаем с одаренными детьми», готовили различные презентации «Разнообразие видов одаренности детей». Готовили выставки литературы по работе с одаренными детьми. В практической части разрабатывали индивидуальные маршруты для одаренных детей каждого возраста. Подбирали и проводили игры на развитие смекалки и сообразительности. Для полноценного развития интеллекта, мыслительных процессов, познавательной деятельности дошкольников необходимо систематическое использование разнообразных игр, конкурсов в воспитательно-образовательном процессе детского сада, они способствуют проявлению способностей детей. Были проведены конкурсы загадок, скороговорок, по экологии «Поле чудес» между старшей и подготовительной к школе группой. Познавательные досуги способствуют развитию познавательных психических процессов. «Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», — писал В. А. Сухомлинский. Семья является наиболее существенным фактором, влияющим как на творческое, так и на личностное развитие ребенка. Мы старались повысить внимание родителей к своим детям, что немаловажно, целенаправленное обучение и воспитание на развитие личности и одаренности ребенка дошкольного возраста, значение семьи является решающим. Итогом работы стало проведение родительской конференции «Детская одаренность и родители». Работа проходила в форме круглого стола, прослушаны сообщения: «Одаренные дети – что делать? Какие особенности дошкольника нужно учитывать и использовать родителю?», «Значение детско – родительских отношений в воспитании одаренного ребенка». Для повышения интереса родителей к данной теме им были предложены несколько видов диагностик, которые они могут использовать в домашних условиях. Так же они познакомились по презентации с работой педагогов по поддержке и развитию способностей детей в детском саду. Совместно с родителями подведены итоги анкетирования «Выявление предпосылок одаренности ребенка», проведена педагогическая игра «Вопрос – ответ». Для родителей подготовлена выставка детских работ «Мои увлечения». Проведены консультации «Выбор направления работы с ребенком», «Демонстрация способностей – выступления детей». Развитию одаренности детей способствуют высокие познавательные интересы самих родителей. Опыт работы показал, что на открытых мероприятиях. утренниках, мы даем ребенку возможность раскрыть свой талант, а значит помочь ему найти привлекательное занятие, вложить в него силы и время, постепенно усложнять условия занятий и совершенствовать навыки. Задача родителей и педагогов помочь подрастающему поколению совершенствовать интерес к делу и мастерство. Для этого требуются усилия педагогов и родителей. В дошкольном учреждении нет одаренных (гениальных) детей, но есть некоторые дети, особенно талантливы в художественной и двигательной сфере деятельности (танцы, изобразительная деятельность спортивные упражнения, игры). И было принято решение продолжить работу творческой группы воспитателям индивидуально с каждым ребенком, который проявляет способности к какому-либо виду одаренности. Важно, увидев талант ребенка, не пускать на самотек, не думать, что он сам найдет дорогу. Нужно обеспечить максимальное развитие. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Необходимо с дошкольного возраста ребёнка приобщать к творческому труду, создавать обстановку для творчества. Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны.
Также был проведен педагогический совет «Одаренный ребенок в детском саду» в форме деловой игры для воспитателей детского сада. Что позволило повысить профессиональную подготовку педагогов для работы с одаренными детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение в рамках проведения семинара-практикума Тема: «Создание комплекса условий и средств, направленных на совершенствование системы выявления в разных областях, поддержки и развития одаренных детей" (2015г) (презентация)
В современном мире большой популярностью снова стала пользоваться русская игра в шашки. Шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной ча...
Выявление и поддержка талантливых и одаренных детей
Одаренность - это высокий уровень рзвития способностей детей, сопровождающийся значительной повышенной познавательной активностью.Способности всегда проявляются в деятельности....
Программа по выявлению, поддержке и развитию одарённых детей. 6 -7 лет «Каждый ребенок - гений»
У каждого ребенка есть все потенциальные способности, которые разовьются в сотни и тысячи раз более эффективно и успешно, если позволить ребенку использовать свои умственные возможности в синергентиче...
Анализ перспективного и календарного планирования работы педагогов по развитию творческих инициатив, способностей детей, выявлению и развитию одаренных детей.
Анализ к педсовету...
Конспект выступления На муниципальной ассоциации педагогов по «Художественно-эстетическому развитию детей» Тема: «Выявление и развитие одаренных детей дошкольников через музыкальные виды деятельности»
quot;Выявление и развитие одаренных детей дошкольников через музыкальные виды деятельности"...
Рабочая программа по созданию условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей «Всё знаю и умею»
Цель программы: Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализацииДетская одаренность — одно из самых интересных и загадочных явлений чел...