Индивидуальный образовательный проект, как средство поддержки и развития одарённости дошкольника
методическая разработка по теме
Данный образовательный проект ориентирован на поддержку и развитие одаренного ребенка, направлен на его личностное развитие и успешность.
Целью проекта является создание системы работы для раскрепощения личности воспитанницы направленной на формирование вокально-певческих навыков и развитие артистических способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnyy_proekt.docx | 45.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад № 86 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара.
ТЕМА:
«Индивидуальный образовательный проект, как средство поддержки и развития одарённости дошкольника».
Руководитель проекта:
Вологдина Элеонора Алексеевна,
музыкальный руководитель
МАДОУ «Детский сад № 86»
Оглавление.
- Актуальность проекта……………………………………………………..3
- Цель, задачи проекта……………………………………………………...3
- Участница проекта, срок реализации проекта, материально-техническое оснащение проекта………………………………………….4
- Теоретическое обоснование проекта……………………………….….…5
- Этапы реализации проекта…………………………………………….….7
- Перспективный план работы………………………………………….…..8
- Список используемой литературы…………………………………..…..13
- Список приложений
Приложение 1 Музыкально-дидактические игры на развитие певческого дыхания.
Приложение 2 Упражнения для развития певческого голоса.
Приложение 3 Упражнения для развития артикуляционного аппарата
по методике В.В. Емельянова.
Приложение 4 Упражнения на развитие звуковысотности и расширение певческого диапазона.
Приложение 5 Упражнения на развитие песенного творчества.
Приложение 6 Песни для разучивания.
Приложение 7 Голосовые игры.
Приложение 8 Упражнения на развитие вокально-певческих навыков.
Приложение 9 CD диск с аудио приложениями.
Актуальность проекта.
Проблема работы с одарёнными детьми очень актуальна в современном мире и интересует многих специалистов. Прежде всего, это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. По мнению учёных, потенциальной одаренностью обладает каждый ребенок, но не каждый проявляет ее из-за совокупности воздействий среды и личностных особенностей. Поэтому, мы считаем, что музыкальное образование дает большие возможности для развития детской одаренности, ведь, чем раньше у ребенка обнаруживаются способности к музыкальным видам деятельности, тем больше внимания будет уделено их развитию. Для развития одаренности дошкольника нам необходимы индивидуальные формы обучения.
Исходя из важности названной проблемы, учитывая ее недостаточную разработанность в современной педагогике, мы сформулировали тему исследования: «Индивидуальный образовательный проект, как средство поддержки и развития одарённости дошкольника».
Данный образовательный проект ориентирован на поддержку и развитие одаренного ребенка Крюкову Татьяну, направлен на ее личностное развитие и успешность. Девочка музыкально одарена: хороший слух, музыкальная память, чувство ритма, неплохие вокальные данные, но не хватает артистических способностей, не всегда чистая интонация, скованность во время пения. Анализируя музыкальные данные Тани, был разработан индивидуальный образовательный проект.
Цель: создание системы работы для раскрепощения личности воспитанницы направленной на формирование вокально-певческих навыков и развитие артистических способностей.
Задачи:
- формировать вокально-певческие навыки (правильность звукообразования; красота звуковедения; точность, внятность, певческой дикции; правильность дыхания; точность интонирования мелодии и ритмического рисунка песни);
- способствовать развитию артистических способностей (выразительная мимика, жестикуляция, пластика);
- побуждать к творческой самореализации;
- развивать эмоциональную сферу ребенка.
Участница проекта: Крюкова Татьяна – воспитанница средней группы №12, МАДОУ «Детский сад № 86 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара.
Срок реализации проекта: сентябрь 2011г – май 2014г. (3 года).
Материально – техническое оснащение проекта:
- фортепиано,
- музыкальный центр,
- беспроводной микрофон,
- фотоаппарат,
- ноутбук,
- музыкальный зал,
- фонограммы детских песен,
- дидактические пособия,
- нотный материал.
Теоретическое обоснование проекта.
Научно доказано, что одарённость и способности не бывают врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки, которые при соответствующем их развитии могут стать способностями, а те, в свою очередь, - одарённостью.
Для правильного подхода к ребёнку необходимо разобраться в таких понятиях, как способности, задатки, склонности, выяснить какая между ними связь и чем они отличаются.
Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения одного или нескольких видов деятельности. В основе развития способностей лежат задатки.
Задатки – некоторые генетические особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Задатки обуславливают возможности для развития способностей при обучении, воспитании, трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности.
Для того чтобы определить, какими способностями обладает ребёнок, необходимо выяснить какие они бывают.
В психологии принято выделять способности в соответствии с несколькими сферами деятельности человека: интеллектуальной, академических достижений, творческого мышления, общения и лидерства, художественной деятельности, двигательной.
Нас интересует сфера художественной деятельности, которая подразумевает способности к изобразительной деятельности и к музыке. Способный к музыке ребёнок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям, чутко реагирует на характер и настроение музыки, легко повторяет короткие ритмические фразы, узнаёт знакомые мелодии по первым звукам, с удовольствием подпевает, обладает хорошей музыкальной памятью и слухом.
Музыкальные способности можно разделить на две группы: технические (игра на музыкальном инструменте или пение) и слуховые (музыкальный слух).
Детей, обладающих высоким уровнем способностей, принято называть одарёнными.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок- это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.
Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования) либо в процессе индивидуализированного образования.
Принципы выявления одаренных детей:
- комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
- длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
- анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;
- подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности;
- преимущественная опора на методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент.
При выявлении одаренных детей целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов: различные варианты метода наблюдения за детьми, специальные психодиагностические тренинги, экспертное оценивание поведения детей родителями, воспитателями, проведение «пробных» занятий по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия, экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей профессионалами, организация различных творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т.п.
Этапы реализации проекта.
I этап «Подготовительный»: рассчитан на 3 месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь). На этом этапе осуществлялось:
- изучение проблемы одарённости;
- выбор темы проекта;
- определение целей и задач проекта;
- выявление одарённых детей среди средних групп;
- составление перспективного плана для работы с одарённым ребёнком на 2011 - 2012 год.
II этап «Основной»: рассчитан на 2,5 года. В ходе реализации основной части проекта будет осуществляться работа с одарённым ребёнком, согласно перспективному плану по два занятия в неделю. Для отслеживания уровня развития музыкальных способностей, на данном этапе, будет осуществляться мониторинг, чтобы эффективней выстроить работу с одарённым ребёнком и запланировать перспективный план на дальнейшее его развитие.
Ш этап «Заключительный»: направлен на выявление положительной динамики работы через анкетирование, опросы, отзывы родителей, мониторинг развития музыкальных способностей.
Перспективный план работы.
I этап «Подготовительный»
Месяц, год. | Мероприятия |
Сентябрь 2011г |
|
Октябрь 2011г |
|
Ноябрь 2011г. |
|
II этап «Основной»
Месяц | Виды деятельности | Репертуар | Задачи |
Декабрь 2011г. | Упражнения для развития певческого голоса. | - Дидактическая игра «Свечи» [приложение 1] - Упражнение «Здоровое горлышко» [приложение 2] - Упражнение «Сказка про Лисичку» В.В.Емельянов [приложение 3] | Развитие певческого дыхания. Формировать правильность звукообразования. Развитие артикуляционного аппарата. |
Пение | «Снеговик» муз. С. Савенков [приложение 9 на СD] | Развитие песенной памяти. Побуждать к выразительному исполнению песни. Развивать умение правильно брать дыхание во время пения. | |
Детское музыкальное творчество | - «Поздоровайся» - «Пропой до свидания» | Содействовать творческой самостоятельности | |
Январь 2012г. | Упражнения для развития певческого голоса. | - Дидактическая игра «Горячая картошка» [приложение 1] - Упражнение «Разбудим голосок» [приложение 2] - Упр-е «Обезьянки» В.В.Емельянов [приложение 3] | Развитие мимики и жестов. Развитие дыхания. Развитие правильного звукообразования. Разогрев голосового аппарата. |
Пение | «Бабушка подружка» муз. Т.В.Бокач [приложение 6] | Формировать умение петь под фонограмму. Побуждать к выразительному исполнению песни. | |
Детское музыкальное творчество | - «Сочини колыбельную для куклы» - «Сочини весёлую песенку для лягушки» | Содействовать творческой самостоятельности и активности | |
Февраль 2012г. | Упражнения для развития певческого голоса. | Дидактические игры «Снежинка", «Ветерок» [приложение 1] Упражнение «Папуасики» [приложение 2] Упр-е «Лошадка» Емельянов В.В. [приложение 3] | Развитие певческого дыхания. Развитие чувства ритма и звукообразования. Разогрев голосового аппарата. |
Пение | «Добрая милая мама» муз. К.Костин, сл.А.Бабкин [приложение 9 на СD] | Развитие диапазона голоса. Побуждать петь напевно, протяжно пропевать концы слов и фраз. | |
Детское музыкальное творчество | «Музыкальные вопросы-ответы» «Птичка поёт» Н.Мурычёва [приложение 5] | Побуждать к сочинению мелодий на заданный текст. | |
Март 2012г. | Упражнения для развития певческого голоса. | Дидактические игры «В аэропорту», «На качелях» [приложение 4]. Упражнение «Звукоподражание» [приложение 2] Голосовая игра «Весна» [приложение 7] | Развитие звуковысотности. Расширение певческого диапазона. Развитие вокально-певческих навыков и артистических способностей. |
Пение | «Весна» М.В. Сидоровой [приложение 6] | Формировать умение точно передавать мелодию. Развивать умение петь легко, естественно, без напряжения, мягким звуком. | |
Детское музыкальное творчество | Дидактическая игра «Музыкальный кубик» [приложение 5] | Развитие мимики, через подражание. Содействовать к импровизации мелодии. | |
Апрель 2012 г. | Упражнения для развития певческого голоса. | Дидактическая игра «Эмоции» [приложение 4]. Голосовая игра «Вежливые слова» С.Коротаева [приложение 7] | Развитие мимических мышц, жестов, пластики. Развитие вокально-певческих навыков. |
Пение | «Рыжий кот» И.Русских [Приложение 6 (ноты), приложение 9 на CD] | Формировать умение петь выразительно и искренне. Учить правильно передавать мелодию. | |
Детское музыкальное творчество | Дидактическая игра «Вокальные импровизации» [приложение 5]. | Содействовать творческой активности | |
Май 2012 г. | Упражнения для развития певческого голоса. | Упражнение «Лесенка» [приложение 4]. Голосовая игра «Жизнь жука» Вологдина Э.А. [приложение 7] | Развитие артикуляции и концентрации внимания. Формирование вокально-певческих навыков. |
Пение | «Рыжий кот» И.Русских [приложение 6] | Формировать умение петь выразительно и эмоционально. Способствовать развитию артистических способностей. | |
Детское музыкальное творчество | Дидактические игры: «Любимое животное», «Магазин игрушек» [приложение 5]. | Содействовать творческой самостоятельности и активности. Развивать воображение при восприятии и исполнении мелодии. | |
Сентябрь 2012 г. | Упражнения для развития певческого голоса. | М-Д игра: «Рубим дрова» [приложение 1] Упр-е «Нитки» [приложение 8] Упр-е «Паровозик» (реб-к двигается и поёт) Упр-е «Ритмический рисунок» | Развитие певческого дыхания. Развитие артистизма. Развитие артикуляционного аппарата. Равзвитие чувства ритма. |
Пение | «Песенка паровоза» муз.И. Баранова, сл. А.Вольского [приложение 6] | Развитие музыкального слуха. Учить правильно исполнять мелодические и ритмические особенности песни. Обучать чёткому, ясному пропеванию слов песни. | |
Детское музыкальное творчество | Придумать песню для паровозика. Сочинить песенку про путешествие | Побуждать к песенному творчеству. | |
Октябрь 2012 г | Упражнения для развития певческого голоса. | Дидактическая ига «Покажем песню» [приложение 8]. Упр-е «Нитки» [приложение 2]. | Развитие песенной памяти, мимики, жестов. Формирование вокально - певческих навыков. |
Пение | «Модница осень» О.П. Григорьевой [приложение 6] | Побуждать петь естественно и легко. Учить передавать образ песни. Развивать умение петь акапельно и с аккомпанементом. | |
Детское музыкальное творчество | «Пчела жужжит» муз.Т. Ломовой [приложение 5] | Побуждать к импровизации звукоподражаний. | |
Ноябрь 2012 г.. | Упражнения для развития певческого голоса. | Упр-е «Счёт до 10» [приложение 8]. Дидактическая игра «Эмоции» [приложение 4]. | Развитие динамики голоса. Развитие мимических мышц, жестов, пластики. |
Пение | «Домовой» муз. К.Костин сл.В.Орлов [приложение 9 на CD] | Развитие вокально-певческих навыков. Формировать умение петь легко без напряжения, выразительно. Развитие динамики голоса. | |
Детское музыкальное творчество | «Пляска зайки» Н. Мурычевой [приложение 5] Упражнение «Вопрос – ответ» | Способствовать формированию песенного творчества, формировать способы импровизации окончания мелодии, начатой взрослым. | |
Декабрь 2012 г. |
|
Данный перспективный план рассчитан на 2012 год. На мой взгляд, для того, чтобы работа с одарённым ребёнком строилась эффективней, нам необходимо на основном этапе сделать промежуточный мониторинг и запланировать дальнейшую работу на 2013 – 2014 г.
Список используемой литературы.
- Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования // Методические рекомендации для учителей музыки
- Костина Э.П. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э.П.Костина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 223 с.
- Липина С.А. Индивидуальный образовательный маршрут для детей с хореографической одарённостью» [интернет ресурс] // Ссылка: http://festival.1september.ru/articles/576129/
- Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ// Ребёнок в детском саду. – 2010г. - № 22 – с.7-12
- Петрова И.А. Музыкальные игры для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДОТЕЛЬСТВО» «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 104с.
- Судзуки С. Возвращённые с любовью: Классический подход к воспитанию талантов // Пер. с англ. С.Э.Борич. – Мн.: ООО «Попурри», 2005.
- Фурсова С.Ю. Выявление и развитие детских талантов и одарённости // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009г. - № 10 – с.38-43
- Харрасова М.Г. Особенности работы педагога-психолога в развитии одарённости у дошкольников // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009г. - № 12 – с.32-37
- Харченко В. Проблемы времени о семейном пении // Дошкольное воспитание. – 2011г. - № 8 – с.4-7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция непосредственно – образовательной деятельности, как средство воспитания гармонично – развитой личности дошкольника
презентация раскрывает основные аспекты интеграции нод, условия планирования и организации интегрированных педагогических мероприятий...
Индивидуальный образовательный проект поддержки и развития одаренности дошкольника
«Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все не...
Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка по средством реализации образовательных проектов на основе поддержки образовательной инициативы семьи.
Доклад по теме: "Взаимодействие с родителями"....
Программа по выявлению, поддержке и развитию одарённых детей. 6 -7 лет «Каждый ребенок - гений»
У каждого ребенка есть все потенциальные способности, которые разовьются в сотни и тысячи раз более эффективно и успешно, если позволить ребенку использовать свои умственные возможности в синергентиче...
Индивидуальный образовательный проект, как средство поддержки и развития музыкальной одарённости дошкольника
Проблема работы с одарёнными детьми очень актуальна в современном мире и интересует многих специалистов. Прежде всего, это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Ран...
«Индивидуальный образовательный проект, как средство поддержки творческого потенциала дошкольника»
quot;Индивидуальный образовательный проект, как средство поддержки творческого потенциала дошкольника"...
Консультация «Образовательная ситуация как средство поддержки и развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста »
Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...