Инновационный проект «Одаренные малыши». Создание условий по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных дошкольников в возрасте от 3 до 6 лет на базе ДОО.
проект на тему
Проект создан для реализации в детском саду. Проект предусматривает дополнительное образование одаренных дошкольников от 3-6 лет в кружках, студиях, секциях по программам руководителей дополнительного образования, разработанных в соответствии с психолого-педагогическим сопровождением.
В проекте рассматривается проблема создания условий по работе с одаренными дошкольниками, выявлению, поддержке и сопровождению детей с общей (универсальной) способностью.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Инновационный проект «Одаренные малыши».
Создание условий по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных дошкольников в возрасте от 3 до 6 лет на базе ДОО.
Разработчик Проекта Гонтова О. Я., старший воспитатель МАДОУ ЦРР – детского сада «Аленушка».
Паспорт проекта «Одаренные малыши»
- Аннотация проекта
- Обоснование актуальности Проекта
- Цели и задачи Проекта
- Целевые группы, на которые направлен Проект
- Ожидаемые результаты Проекта
- Критерии оценки эффективности проекта
- Этапы и сроки реализации Проекта
- Перспективный план мероприятий по реализации Проекта
- Факторы риска
- Ресурсное обеспечение Проекта
- Статьи расходов
Аннотация проекта
Инновационный проект «Одаренные малыши». Создание условий по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных дошкольников в возрасте от 3 до 6 лет на базе ДОО. Проект создан для реализации в МАДОУ ЦРР – детском саду «Аленушка». Проект предусматривает дополнительное образование одаренных дошкольников от 3-6 лет в кружках, студиях, секциях по программам руководителей дополнительного образования, разработанных в соответствии с психолого-педагогическим сопровождением.
В проекте рассматривается проблема создания условий по работе с одаренными дошкольниками, выявлению, поддержке и сопровождению детей с общей (универсальной) способностью.
Основные цели: Создание условий для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности. Повышение профессиональной компетентности руководителей дополнительного образования при введении системы работы с одарёнными детьми.
После реализации данного Проекта мы ожидаем получить следующие результаты: создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации; обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов; стимулирование мотивации развития способностей; создание индивидуального «образовательного маршрута» одаренного ребенка; увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью; создание и апробация пакета психолого-педагогических диагностик по выявлению одаренных детей; трансляция опыта работы и разработки методических рекомендаций для воспитателей ДОО, руководителей дополнительного образования для работы с одаренными детьми через оформление печатных, электронных изданий; создание портфолио «Достижения» одаренных малышей.
Обоснование актуальности Проекта
Детская одаренность — одно из самых интересных и загадочных явлений человеческой психики. Способность мыслить, творить — величайший из полученных человеком природных даров. Есть те, кто одарен больше, есть те, кто одарен меньше, но даром этим отмечен каждый. Поэтому, говоря о детской одаренности, специалисты обычно рассматривают и исключительную категорию детского наследия — одаренных детей, и интеллектуально-творческий потенциал каждого ребенка.
Но где проходит граница между одаренным и неодаренным ребенком, никому точно не известно. Еще сложнее определить, кто в будущем достигнет высот гения, а кому уготована более скромная роль. Одно бесспорно - в специальном развитии нуждается интеллектуально-творческий потенциал и одаренных детей, и тех, кто к этому разряду не отнесен. Роль педагогов в этом процессе является одной из решающих.
Вопрос об общей и специальной одаренности в педагогическом плане имеет важный возрастной аспект. Наиболее продуктивен педагогический путь, согласно которому одаренность на ранних возрастных этапах (старший дошкольный и младший школьный возраст) должна рассматриваться и развиваться как некая общая, универсальная способность. А с возрастом эта универсальная способность все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность. И главная педагогическая задача в этот период смещается с развития общих способностей к поиску адекватного способа реализации личности в определенных видах деятельности.
Реальная одаренность ребенка, та, с которой сталкиваемся мы в повседневной жизни, зависит не только от того, что даровано этому ребенку природой, но и от того, в какой среде он растет, какое получает образование, как сам заботится о развитии своего потенциала.
Поэтому современная психология утверждает, что дар существует лишь в динамике, в постоянном движении, в развитии, а потому умственный потенциал ребенка непрерывно меняется. Нам нужно не упустить этот важный момент.
В чем смысл работы с одаренными детьми? Необходимо способствовать развитию каждой личности; довести индивидуальные достижения как можно раньше до максимального уровня; способствовать общественному прогрессу, поставив ему на службу ресурсы дарования. Чтобы ребенок в дальнейшем смог стать высоким профессионалом, то стоит задуматься о том, какое дополнительное образование ему необходимо.
Проблема одаренности в настоящее время становиться все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Дошкольный возраст самый благоприятный период для начала развития всего многообразия способностей. При этом необходимо понимать, что у ребенка развиваются только те способности, для которых имеются стимулы и условия. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие.
Чтобы решить данные проблемы необходимо создать условия для проявления общих способностей дошкольников, разработать систему выявления детской одаренности, систему работы с данной категорией детей. Но чтобы создать данную систему, нужны профессионально подготовленные педагоги по работе с детьми с повышенными способностями.
В связи с этим ДОО необходим проект, способствующий максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, в том числе совершенствование системы выявления одаренных детей с раннего возраста, оказания адресной поддержки каждому одаренному ребенку, разработка индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики интеллектуально-творческой одаренности ребенка.
Инновационный Проект «Одаренные малыши» нацелен на развитие интеллектуально-творческой личности и имеет направления развития:
- познавательных способностей дошкольников на основе соответствующих кружков дополнительного образования «Интеллектуальный лидер»;
- творческих способностей: вокальных, музыкальных, изобразительных, драматических;
- спортивных способностей детей на базе спортивной секции;
- Направление работы «Отдел конкурсов». В отделе конкурсов собирается вся информация о конкурсах (международных, российских, республиканских, районных), соревнованиях, концертах, спектаклях. Разрабатываются проекты собственных конкурсов и других форм работы с одаренными дошкольниками. Ведется подготовка участников.
Работа кружков, студий, секций проходит один раз в неделю от 15-25 минут (в зависимости от возраста детей) в виде различных интеллектуально-развивающих игр, продуктивной деятельности, музыки, спортивных игр и др. Обучение одаренных детей осуществляется в единой системе общего и дополнительного образования на основе взаимосвязи.
Цели и задачи Проекта
Основные цели:
1. Создание условий для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
2. Повышение профессиональной компетентности руководителей дополнительного образования при введении системы работы с одарёнными детьми.
Основные задачи:
- Проведение диагностических обследований детей на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей;
- Максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных детей на основе дифференцированного обучения, совершенствования традиционных и внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий;
- Подготовка и повышение квалификации кадров работающих с одаренными детьми;
- Разработка нормативно-правового обеспечения.
Целевые группы, на которые направлен Проект
- Дошкольники (3-6 лет);
- Руководители дополнительного образования;
- Педагог-психолог;
- Родители.
Ожидаемые результаты Проекта
После реализации данного Проекта мы ожидаем получить следующие результаты:
- создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации;
- обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
- стимулирование мотивации развития способностей;
- проведение конкурсов, турниров, театральных постановок и др.;
- создание индивидуального «образовательного маршрута» одаренного ребенка;
- увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью;
- создание и апробация пакета психолого-педагогических диагностик по выявлению одаренных детей;
- трансляция опыта работы и разработки методических рекомендаций для воспитателей ДОО, руководителей дополнительного образования для работы с одаренными детьми через оформление печатных, электронных изданий;
- создание портфолио «Достижения» одаренных малышей.
Критерии оценки эффективности проекта
Показатели и способы:
- Уровень сформированности ключевых компетенций одаренных дошкольников (психолого-педагогический мониторинг)
- Количественные показатели состояния системы дополнительного образования (достижения одаренных дошкольников)
- Удовлетворенность родителей (опрос)
Этапы и сроки реализации Проекта 2012-2015 гг.
Организационный этап (2012 - 2013 гг.) | Вид активности |
I | Разработка системы выявления и поддержки одаренных детей; |
II | Создание условий по работе с одаренными дошкольниками; |
III | Создание постоянно-действующей переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми. |
Этап реализации (2013-2014 гг.) | Вид активности |
I | Непосредственная работа с одаренными дошкольниками в кружках, студиях, секциях в рамках дополнительного образования. Совершенствование форм работы с одаренными и способными детьми. Отбор среди различных систем тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления инициативности и творчества. Организация и проведение конкурсов, турниров, соревнований, театральных постановок и др. в ДОО и участие в районных, республиканских, всероссийских конкурсах. |
II | Психолого- педагогическая поддержка одаренных детей. |
Завершающий этап (2014-2015 гг.) | Вид активности |
I | Контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов; |
II | Определение проблем, возникших в ходе реализации Проекта, путей их решения; |
III | Составление перспективного плана дальнейшей работы в этом направлении. |
Перспективный план мероприятий по реализации Проекта
№ п/п | Мероприятия | Срок реализации | Ответственные |
1 | Совершенствование нормативно-правовой базы организации работы с одаренными детьми | 2012 - 2013 | Заведующая |
2 | Разработка инновационного проекта «Одаренные малыши» | 2012-2013 | Ст. воспитатель |
3 | Организация развивающей предметно-пространственной среды (гибкое использование учебного помещения) | 2012-2013 | Заведующая, ст. воспитатель |
4 | Формирование системы дополнительного образования по работе с одаренными детьми:
| 2012-2013 | Заведующая, ст. воспитатель, педагог-психолог, руководители дополнительного образования |
5 | Формирование системы выявления и поддержки одаренных детей | 2012-2015 | Педагог-психолог, руководители дополнительного образования |
6 | Проведение внутри детского сада конкурсов детского художественного творчества, турниров шашечников, КВН, викторины, интеллектуальные шоу познавательной, умственной направленности, постановки театрализованных представлений, спортивные мероприятия. Участие в районных, республиканских, российских и международных конкурсах:
| 2012-2015 | Ст. воспитатель |
7 | Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми, обучение педагога-психолога новым образовательным технологиям и методикам обучения, использованию диагностического инструментария в работе с одаренными детьми, включая
модульные курсы;
| 2012-2015 | Заведующая |
8 | Разработка нормативно-правовой базы по материальной поддержке педагогов, работающих с одаренными детьми, обеспечение премий и других видов морального и материального поощрения | 2012-2015 | Заведующая |
9 | Создание планов, программ и методических материалов для организации образовательного процесса в системе повышения квалификации специалистов, работающих с одаренными детьми | 2012-2015 | Ст. воспитатель |
10 | Организация мониторинга состояния работы с одаренными детьми | 2012-2015 | Педагог-психолог |
11 | Участие педагогов в
| 2012-2015 | Заведующая |
12 | Создание сборника творческих работ победителей конкурсов | 2015 | Ст. воспитатель |
13 | Создание портфолио «Достижения» одаренных малышей | 2012-2015 | Руководители дополнительного образования |
14 | Информационная поддержка победителей и призеров конкурсов, соревнований средствами
| 2012-2015 | Ст. воспитатель |
15 | Интеграция общего и дополнительного образования | 2012-2015 | Заведующая, ст. воспитатель |
16 | Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта по направлению «Одаренные малыши». Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми. | 2014-2015 | Ст. воспитатель |
Факторы риска
№ | Факторы риска | Минимизация факторов риска |
1 | Для организации дополнительного образования нужны дополнительные помещения и определенный график руководителей дополнительного образования | График работы руководителей дополнительного образования с одаренными малышами составить в соответствии с нормами СанПин. Для работы кружков, секций, студий высвободить помещения в соответствии с режимом пребывания дошкольников в ДОО:
|
2 | Сопротивление отдельных педагогов нововведениям | Использовать возможности по стимулированию педагогов, вовлечению их в инновационную деятельность. |
3 | Образовательные потребности педагогов могут превышать возможности методического сопровождения | Привлечение специалистов извне за счет ДОО, специалистов и методистов РИМЦ МКУ «Районное управление образования» |
4 | Родители с высоким образовательным статусом чаще недооценивают одаренность своих детей, а родители с низким образовательным статусом её часто переоценивают. | Привлечение родителей к проблеме одаренности их детей через посещение мероприятий дополнительного образования, консультирования родителей, организация занятий для родителей по методикам раннего обучения дошкольников, участие в родительских собраниях, семинарах по данной теме |
5 | Оценка ребенка как одаренного не является самоцелью. | Выявление одаренных детей необходимо для постановки адекватных задач их обучения и воспитания, а также оказания им психологической помощи и поддержки. |
Ресурсное обеспечение Проекта
Нормативно-правовые:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»
- Конвенции о правах ребёнка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года (статья 13 (п.1), 27, 29, 31);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
- ФГОС ДО. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155;
- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг.;
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации Национальная образовательная инициатива Наша новая школа на период до 2020 года;
- Постановления правительства РФ "О федеральной целевой программе "Дети России" от 30 октября 2002г.";
Научно-методические:
- Формирование инициативной группы по реализации Проекта в ДОО;
- Разработка механизмов, критериев и показателей оценки результативности реализации Проекта;
- Внедрение системы выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей.
- Создание банка образовательных программ и методических материалов для работы с одаренными детьми.
Кадровые:
- Создание условий для повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов, участвующих в реализации Проекта;
- Привлечение необходимых специалистов извне.
Финансовые:
№ | Статьи расходов | Средства |
1 | Подготовка и переподготовка педагогических кадров | Местный бюджет; Внебюджетные средства:
|
2 | Приобретение методической литературы по развитию и сопровождению одаренных дошкольников | |
3 | Приобретение методик диагностики детской одаренности для педагогов | |
4 | Приобретение методик диагностики детской одаренности для родителей | |
5 | Приобретение дидактических игр и игрушек, канцтоваров, детской литературы | |
6 | Приобретение детских музыкальных инструментов, пюпитра, стойки для микрофона | |
7 | Приобретение спортивного инвентаря, детских тренажеров | |
8 | Приобретение сценических костюмов, кукол для кукольного театра, изготовление декораций | |
9 | Участие детей в конкурсах районного, республиканского, российского, международного уровней | |
10 | Поощрение детей за участие в конкурсах внутри детского сада | |
11 | Стимулирование педагогов за инновационную деятельность при работе с одаренными детьми |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/20/picture-1071828-1547957107.jpg)
ТЕМА: «ОСОБЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ, ПОДДЕРЖКЕ И СОПРОВОЖДЕНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ДОУ» Консультация
Работа с одаренными и способными детьми, является одним из важнейших аспектов деятельности ДОУ...
ТЕМА: «ОСОБЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ, ПОДДЕРЖКЕ И СОПРОВОЖДЕНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ДОУ» Консультация
В современном обществе возросла потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые цели. Зная, что талантливая моло...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/26/picture-1180248-1572084713.jpg)
Организация работы по созданию условий, выявлению, поддержке и сопровождению одаренных детей в детском саду «Улыбка».
Организация работы по созданию условий, выявлению, поддержке и сопровождению одаренных детей в детском саду «Улыбка».Детская одаренность — одно из самых интересных ...
Презентация и отчёт. Анализ работы муниципальной инновационной площадки «Система выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей» организованной на базе МКДОУ ХМР«Детский сад «Сказка» п. Горноправдинск
Цель программы: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации.Задачи программы:1.Создать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей, поиск и...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/07/picture-751528-1454866109.jpg)
Создание эффективной модели выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей
Приказ № 183-О от 03.10.2019 г.)...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/11/picture-1079711-1541939611.jpg)
Создание эффективной модели выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей
Создание эффективной модели выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/09/picture-1507214-1707498927.jpg)
Особенность организации работы по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных детей в ДОО
Особенность организации работы по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных детей в ДОО...