требования к образовательной программе ФГОС ДО
консультация на тему
консультация для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 65.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 4
Утверждаю:________
«___»_________20____к.
Заведующая ДОУ № 4
К.В. Ильиных
Консультация для педагогов
Требования к образовательной программе
дошкольного образования
Подготовила:
Ст.воспитатель
С.В. Мулляарова
Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования (п.2.1 ФГОС ДО).
Образовательная программа дошкольного образования – программа психолого- педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста, которая определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования: объем, содержание, планируемые результаты (целевые ориентиры).
Образовательная программа направлена:
- На создание условий развития ребенка, открывающих возможности: для позитивной социализации, для личностного развития, для развития инициативы и творческих способностей.
- На создание развивающей образовательной среды как системы условий социализации и индивидуализации детей.
П.2.6 ФГОС ДО – содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области): социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.
Компоненты образовательных областей по ФГОС ДО
Образовательные области | Компоненты образовательных областей |
Социально- коммуникативное образование | Усвоение норм и ценностей |
Общение и взаимодействие со взрослыми с сверстниками | |
Развитие самостоятельности, целенаправленности, саморегуляции | |
Развитие социального и эмоционального интеллекта | |
Формирование позитивных установок к труду и творчеству | |
Становление основ безопасного поведения в быту, социуме, природе | |
Познавательное развитие | Развитие интересов, любознательности, познавательной мотивации |
Формирование познавательных действий, становление сознания | |
Развитие воображения и творческой активности | |
Формирование первичных представлений о себе, окружающих людях, объектах окружающего мира, малой родине и Отечестве, планете Земля | |
Речевое развитие | Овладение речью как средством общения и культуры |
Обогащение активного словаря | |
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи | |
Развитие речевого творчества | |
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха | |
Знакомство с книжной культурой | |
Формирование звуковой аналитико – синтетической активности | |
Художественно- эстетическое развитие | Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства |
Становление эстетического отношения к окружающему миру | |
Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора | |
Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений | |
Реализация самостоятельной творческой деятельности | |
Физическое развитие | Приобретение опыта двигательной деятельности, направленной на развитие координации, гибкости, равновесия, крупной и мелкой моторики |
Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта | |
Овладение подвижными играми с правилами | |
Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере | |
Становление ценностей здорового образа жизни |
П.2.7 ФГОС ДО – конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей; определяется целями и задачами программы; реализуется в различных видах деятельности.
Виды детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО
№ пп | Младенческий возраст (2 мес.- 1 год) | Дети раннего возраста (1 год – 3 года) | Дети дошкольного возраста (3 года – 8 лет) |
1 | Манипулирование с предметами | Предметная деятельность и игры с ставными и динамическими игрушками | Игровая (включая сюжетно- ролевую игру, игру с правилами и другие виды игр) |
2 | Непосредственное эмоциональное общение с взрослыми | Общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого | Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) |
3 | Познавательно- исследовательские действия | Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др.) | Познавательно- исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними) |
4 | Восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок | Восприятие художественной литературы и фольклора | |
5 | Тактильно – двигательные игры | Самообслуживание и действия с бытовыми предметами – орудиями (ложка, совок, лопатка и др.) | Самообслуживание и элементарный бытовой труд ( в помещении и на улице) |
6 | Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал | ||
7 | Изобразительная (рисование, лепка и аппликация) | ||
8 | Восприятие музыки, детских песен и стихов | Восприятие смысла музыки | Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально- ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) |
9 | Двигательная активность | Двигательная активность | Двигательная (овладение основными видами движений) |
Существует разные варианты классификации видов детской деятельности, каждая примерная образовательная программа дошкольного образования определяет наиболее существенные для реализации представленного в ней содержания виды и формы детской деятельности.
Детская деятельность в образовательном процессе
№ пп | Деятельность | Виды деятельности |
1 | Игровая деятельность – форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы осуществления и характеризующаяся принятием ребенком условий (в отличие от его реальной жизненной)позиции | Творческие игры: - режиссерские (на основе готового содержания, предложенного взрослым; по мотивам литературных произведений; с сюжетами, самостоятельно придуманными детьми); -сюжетно- ролевые; -игры- драматизации; -театрализованные; -игры со строительным материалом (со специально заданным материалом: напольным и настольным строительным материалом, строительными наборами, конструкторами и т.п.; с природным материалом; с бросовым материалом); -игры-фантазирование; -импровизированные игры – этюды. Игры с правилами: -подвижные (по степени подвижности: малой, средней и большой подвижности; по преобладающим движениям: игры с прыжками, с бегом, лазаньем и т.п.; по предметам: игры с мячом, с обручем, скакалкой); -развивающие; -музыкальные; -компьютерные (основанные на сюжетах художественных произведений; стратегии, обучающие) |
2 | Познавательно- исследовательская деятельность – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира | Экспериментирование, исследование, моделирование: -замещение; -составление моделей; -деятельность с использованием моделей; -по характеру моделей (предметное, знаковое, мысленное) |
3 | Коммуникативная деятельность – форма активности ребенка, направленная на взаимодействие с другим человеком как субъектом, потенциальным партнером по общению, предполагающая согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижений общего результата | Формы общения со взрослым: -ситуативно- деловая -внеситуативно – познавательная; -внеситуативно- личностная Формы общения со сверстниками: -эмоционально- практическая; -внеситуативно- деловая; -ситуативно- деловая Конструктивное общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, устная речь как основное средство общения |
4 | Двигательная деятельность – форма активности ребенка, позволяющая ему решать двигательные задачи путем реализации двигательной функции | Гимнастика: -основные движения (ходьба, бег, метание, прыжки, лазанье, равновесие); -строевые упражнения; -танцевальные упражнения; -с элементами спортивных игр (летние и зимние виды спорта) Игры: -подвижные; -с элементами спорта Простейший туризм Катание на самокате, санках, велосипеде, ходьба на лыжах и др. |
5 | Самообслуживание и элементы бытового труда – это форма активности ребенка, требующая приложения усилий для удовлетворения физиологических и моральных потребностей и приносящая конкретный результат, который можно увидеть /потрогать/ почувствовать | Самообслуживание; Хозяйственно- бытовой труд; Труд в природе; Ручной труд |
6 | Изобразительная деятельность – это форма активности ребенка, в результате которой создается материальный или идеальный продукт | Рисование, лепка, аппликация |
7 | Конструирование из различных материалов – это форма активности ребенка, которая развивает у него пространственное мышление, формирует способность предвидеть будущий результат, дает возможность для развития творчества, обогащает речь | Конструирование: -из строительных материалов; -из коробок, катушек и другого бросового материала; -из природного материала Художественный труд: -аппликация; -конструирование из бумаги |
8 | Музыкальная деятельность – это форма активности ребенка, дающая ему возможность выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции: слушателя, исполнителя, сочинителя | Восприятие музыки Исполнительство (вокальное, инструментальное): -пение; -музыкально- ритмические движения; -игры на детских музыкальных инструментах Творчество (вокальное, инструментальное): -пение; -музыкально- ритмические движения; -музыкально- игровая деятельность; -игра на музыкальных инструментах |
9 | Восприятие художественной литературы и фольклора - форма активности ребенка, предполагающая не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживанием героям, в воображаемом перенесении на себя событий, в «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях | Чтение (слушание); Обсуждение (рассуждение); Рассказывание (пересказывание), декламация; Разучивание; Ситуативный разговор |
Последовательность развития любого вида деятельности у детей
- Самостоятельная деятельность.
- Затруднение.
- Совместная деятельность со взрослым (вместе, а потом рядом) и со сверстниками.
- Совместная деятельность со сверстниками.
- Самодеятельность.
Аспекты образовательной среды
Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста (п.2.8 ФГОС ДО):
Проектирование образовательной программы дошкольного образования
Программа состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми согласно ФГОС ДО
(п. 2.9 ФГОС ДО).
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный, организационный. В каждом из разделов отражается как основная, так и вариативная част (п.2.11 ФГОС ДО).
Конструктор предназначен для проектирования ОП ДО. В свободных строках предлагается обозначить ответственных лиц за разработку разделов и частей, даты, содержание раздела и или той или иной части, оформить ссылки на методическую литературу по Программе.
Структура целевого раздела
Целевой раздел (п. 2.11.1 ФГОС ДО) | |
Пояснительная записка | Планируемые результаты освоения Программы |
-цели и задачи реализации Программы; -принципы и подходы к формированию Программы; -значимые для разработки и реализации Программы характеристики | Конкретизируют требования стандарта к целевым ориентирам |
Конструктор целевого раздела ОП ДО
Часть образовательной Программы | Пояснительная записка | Планируемые результаты (целевые ориентиры) | ||
Цели и задачи реализации Программы | Принципы и подходы к формированию Программы | Значимые характеристики для разработки и реализации Программы | Качества ребенка на всех этапах освоения Программы | |
Обязательная часть | ||||
Обязательная часть с учетом коррекционной работы / инклюзивного образования | ||||
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений | ||||
Региональные особенности территории (национально- культурные и др.) | ||||
Учет целевых региональных программ | ||||
Направленность образовательной деятельности (приоритет) | ||||
Инновационная деятельность | ||||
Сетевое взаимодействие |
Структура содержательного раздела
Содержательный раздел (общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей) (п. 2.11.2 ФГОС ДО) | ||
-описание образовательной деятельности; -описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы; -описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей (при потребности в коррекционной работе) | ||
В содержательном разделе Программы должны быть представлены: | ||
Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик | Способы и направления поддержки детской инициативы | Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников |
Конструктор содержательного раздела ОП ДО
Часть образовательной Программы | Образовательные области | Формы, способы, средства и методы | Особенности образовательной деятельности | Поддержка детской инициативы | Взаимодействие с семьей | Существенные характеристики содержания образовательного процесса | ||||
Социально- коммуникативное развитие | Познавательное развитие | Речевое развитие | Художественно – эстетическое развитие | Физическое развитие | ||||||
Обязательная часть | ||||||||||
Обязательная часть с учетом коррекционной работы /инклюзивного образования | ||||||||||
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений | ||||||||||
Региональные особенности территории (национально- культурные и др.) | ||||||||||
Учет целевых региональных программ | ||||||||||
Направленность образовательной деятельности (приоритет) | ||||||||||
Инновационная деятельность | ||||||||||
Сетевое взаимодействие |
Структура организационного раздела
Организационный раздел (п. 2.11.3. ФГОС ДО) |
-описание материально- технического обеспечения Программы; -описание методических материалов и средств воспитания и обучения; -описание распорядка и/или режима дня; -описание особенностей традиционных событий, праздников. Мероприятий; -описание особенностей организации развивающей предметно- пространственной среды |
Конструктор организационного раздела ОП ДО
Часть образовательной программы | Материально- техническое обеспечение | Методические материалы и средства обучения | Распорядок и режим дня | Особенности традиционных событий | Развивающая предметно- пространственная среда |
Часть образовательной Программы | |||||
Обязательная часть | |||||
Обязательная часть с учетом коррекционной работы/инклюзивного образования | |||||
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений | |||||
Региональные особенности территории (национально- культурные и др.) | |||||
Учет целевых региональных программ | |||||
Направленность образовательной деятельности (приоритет) | |||||
Инновационная деятельность | |||||
Сетевое взаимодействие |
Способы и направления поддержки детской инициативы
В содержательном разделе Программы должны быть представлены способы и направления поддержки детской инициативы (п.2.11.2 –б ФГОС ДО). Это описание условий, необходимых для развития познавательно- интеллектуальной активности детей, а также эффективные формы поддержки детской инициативы.
Условия, необходимые для развития познавательно – интеллектуальной активности детей
- Развивающая предметно- пространственная среда разнообразна по своему содержанию.
- Содержание развивающей среды учитывает индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы.
- В группе преобладает демократический стиль общения воспитателей с детьми.
- Воспитатели и родители развивают умения детей осуществлять выбор деятельности и отношений в соответствии со своими интересами.
- Родители в курсе всего, что происходит в жизни ребенка: чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового и т.д.
Эффективные формы поддержки детской инициативы
- Совместная деятельность взрослого с детьми, основная на поиске вариантов решения проблемной ситуации, предложенной самим ребенком.
- Проектная деятельность.
- Совместная познавательно- исследовательская деятельность взрослого и детей - опыты и экспериментирование.
- Наблюдение и элементарный бытовой труд в центре экспериментирования.
- Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы.
- Создание условий для самостоятельной деятельности детей в центрах развития.
Пример оглавления ОП ДО
1. раздел |
1.1 Пояснительная записка |
1.1.1 Цели и задачи реализации Программы |
1.1.2 Принципы и подходы к формированию Программы |
1.1.3 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики |
|
2.Содержательный раздел |
2.1.1 Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка (в пяти образовательных областей) |
2.1.2 Образовательная деятельность по профессиональной коррекции нарушений развития детей (если планируется коррекционная работа/ или инклюзивное образование детей с ОВЗ) |
2.2 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников |
2.3 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик |
2.4 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников |
2.5 Наиболее существенные характеристики содержания Программы (специфика национальных, социокультурных и иных условий) |
3.Организационный раздел |
3.1 Материально- техническое обеспечение Программы |
3.2 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания |
3.3 Распорядок и режим дня |
3.4 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий |
3.5 Особенности организации развивающей предметно- развивающей среды |
П.2.12 ФГОС ДО – если обязательная часть соответствует примерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу. Обязательная часть должна быть представлена развернуто, если она не соответствует одной из примерных программ.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющая ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы.
Дополнительный раздел Программы – краткая презентация
П. 2.13 ФГОС ДО – дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации, которая должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.
Содержание краткой презентации:
- Возрастные категории детей, на которых ориентирована Программа, в том числе категории детей с ОВЗ.
- Используемые примерные программы.
- Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей..
Обязательным дополнением к требованиям информационной открытости и доступности Программы является создание организацией следующих возможностей (П.3.2.8 ФГОС ДО):
- Для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности.
- Для взрослых по поиску и использованию материалов, обеспечивающих реализацию программы, в том числе в информационной среде.
- Для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Рекомендации к планированию образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО
Планирование образовательного процесса является одним из важных моментов реализации Программы. Стандарт вариативен в выборе принципов построения образовательного процесса и определение его моделей в отличие от ФГТ. Вариативность заключается в применении различных принципов построения образовательного процесса: предметно – средовой или комплексно- тематический.
Рассмотрим комплексно- тематический принцип планирования образовательного процесса.
Суть данного принципа – работа по организующим моментам. Эта работа помогает определить задачи и ориентиры, которые бы эмоционально увлекали захватили бы всех детей на длительный срок. В ДОУ используют событийный принцип как разновидность комплексно- тематического планирования. Образовательный процесс есть реализация ряда проектов. Каждый проект – тема, которой объединены все виды деятельности детей.
Варианты моделей образовательного процесса
Вариант 1. Планирование по видам детской деятельности
Совместная деятельность взрослого и ребенка | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьей |
Виды детской деятельности | Предметы, объекты окружающего мира, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательские активности детей | Формы работы с семьей, в том числе посредством совместных образовательных проектов |
Вариант 2. Планирование по структурным компонентам образовательного процесса
Совместная деятельность взрослого и детей | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьей | ||
Непосредственно образовательная деятельность | Образовательная деятельность в ходе режимных моментов | Индивидуальная работа с детьми |
Понятийный аппарат:
Совместная деятельность строится: на субъективной (партнерской, равноправной) позиции взрослого и ребенка; на диалогическом общении взрослого и детей; на продуктивном взаимодействии ребенка со взрослым и сверстниками; на партнерской форме организации образовательной деятельности (возможность свободного размещения, перемещения, общения детей и др.). основной мотив участия/неучастия ребенка в образовательном процессе – наличие/ отсутствие интереса.
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельности в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
В режимные моменты осуществляется работа по формированию культурно- гигиенических навыков, воспитанию организованности и дисциплинированности. Образовательная деятельность с детьми происходит в процессе утреннего приема, утренней гимнастики, прогулки, приема пищи, подготовки к послеобеденному сну.
Индивидуальная работа – это деятельность педагога, воспитателя, осуществляемая с у четом обязанностей развития каждого ребенка.
Самостоятельная деятельность: предполагает свободную деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами (в том числе совместно с детьми) развивающей предметно – пространственной образовательной среды; обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам; позволяет ему взаимодействовать со сверстниками и действовать индивидуально; содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком разнообразных задач; позволяет на уровне самостоятельности освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности со взрослым.
Соотношение видов детской деятельности и форм образовательной деятельности
Двигательная деятельность
Формы образовательной деятельности | ||
Непосредственно образовательная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельность деятельность детей |
-игровая беседа с элементами движений; -интегрированная деятельность; -утренняя гимнастика; -совместная деятельность взрослого и детей тематического характера; -игра; -контрольно- диагностическая деятельность; -экспериментирование; -физкультурное занятие; -спортивные и физкультурные досуги; -спортивные состязания; -проектная деятельность | -игровая беседа с элементами движений; -интегрированная деятельность; -утренняя гимнастика; -совместная деятельность взрослого и детей тематического характера; -игра; -контрольно- диагностическая деятельность; -экспериментирование; -физкультурное занятие; -спортивные и физкультурные досуги; -спортивные состязания; -проектная деятельность | -двигательная активность в течение дня; -игра; -утренняя гимнастика; -самостоятельные спортивные игры и упражнения и др. |
Игровая деятельность
Формы образовательной деятельности | ||
Непосредственно образовательная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельность деятельность детей |
-наблюдение; -чтение; -игра; -игровое упражнение; -проблемная ситуация; -беседа; -совместная с воспитателем игра; -совместная со сверстниками игра; -индивидуальная игра; -праздник; -экскурсия; -ситуация морального выбора; -проектная деятельность; -интегрированная деятельность; -коллективное обобщающее занятие | -игровое упражнение; -совместная с воспитателем игра; -совместная со сверстниками игра; -индивидуальная игра; -ситуативный разговор с детьми; -педагогическая ситуация; -беседа, -ситуация морального выбора; -проектная деятельность; -интегрированная деятельность | -сюжетно- ролевая игра; -игры с правилами; -творческие игры |
Самообслуживание и элементарный бытовой труд
Формы образовательной деятельности | |
Режимные моменты | Самостоятельность деятельность детей |
-совместные действия; -наблюдения; -поручения; -беседа; -чтение; -совместная деятельность взрослого и детей тематического характера; -рассматривание; -дежурство; -игра; -экскурсия; -проектная деятельность | Элементарный бытовой труд по инициативе ребенка |
Познавательно- исследовательская деятельность
Формы образовательной деятельности | ||
Непосредственно образовательная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельность деятельность детей |
-сюжетно- ролевая игра; -рассматривание; -наблюдение; -чтение; -игра- экспериментирование; -развивающая игра; -экскурсия; -интегрированная деятельность; -рассказ; -беседа; -создание коллекций; -проектная деятельность; -экспериментирование; -проблемная ситуация | -рассматривание; -наблюдение; -чтение; -игра-экспериментирование; -развивающая игра; -ситуативный разговор с детьми; -экскурсия; -интегративная деятельность; -конструирование; -исследовательская деятельность; -рассказ; -беседа; -создание коллекций; -проектная деятельность; -экспериментирование; -проблемная ситуация | -познавательно – исследовательская деятельность по инициативе ребенка |
Коммуникативная деятельность
Формы образовательной деятельности | ||
Непосредственно образовательная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельность деятельность детей |
-чтение; -беседа о прочитанном; -обсуждение; -рассказ; -беседа; -рассматривание; -игровая ситуация; -дидактическая игра; -интегративная деятельность; -инсценирование; -викторина; -игра- драматизация; -показ настольного театра; -разучивание; стихотворений; -театрализованная игра; -режиссерская игра; -проектная деятельность; -интегрированная деятельность; -решение проблемных ситуаций; -разговор с детьми; -создание коллекций; -игра | -ситуация общения в процессе режимных моментов; -дидактическая игра; -чтение; -словесная игра на прогулке; -наблюдение на прогулке; -труд; -игра на прогулке; -ситуативный разговор; -беседа; -беседа после чтения; -экскурсия; -интегративная деятельность; -разговор с детьми; -разговор с детьми; -разучивание стихов и потешек; -сочинение загадок; -проектная деятельность; -разновозрастное общение; -создание коллекций | -сюжетно- ролевая игра; -подвижная игра с текстом; -игровое общение; -общение со сверстниками; -хороводная игра с пением; -игра- драмматизация; -чтение наизусть и отгадывание загадок в условиях книжного уголка; -дидактического игра |
Восприятие художественной литературы и фольклора
Формы образовательной деятельности | ||
Непосредственно образовательная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельность деятельность детей |
-чтение; -обсуждение; -рассказ; -беседа; -игра; -инсценирование; -викторина | -ситуативный разговор с детьми; -игра (сюжетно- ролевая, театрализованная); -продуктивная деятельность; -беседа; -сочинение загадок; -проблемные ситуации | -игра; -продуктивная деятельность; -рассматривание; -самостоятельная деятельность в книжном уголке и театрализованном уголке |
Изобразительная деятельность
Формы образовательной деятельности | ||
Непосредственно образовательная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельность деятельность детей |
-занятия (аппликация, лепка, рисование, конструирование и художественное конструирование); -изготовление украшений, декораций, подарком, предметов для игр; -экспериментирование; -рассматривание эстетически привлекаемых объектов природы, быта, произведений искусства; -игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые); -тематические досуги; -выставки работ декоративно- прикладного искусства, репродукций произведений живописи; -проектная деятельность; -создание коллекций | -наблюдение; -рассматривание эстетически привлекательных объектов природы; -игра; -проблемная ситуация; -конструирование из песка; -обсуждение (произведения искусства, средств выразительности и др.); -создание коллекций | -украшение личных предметов; -игры (дидактические, строительные, сюжетно- ролевые); -рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства; -самостоятельная изобразительная деятельность |
Музыкальная деятельность
Формы образовательной деятельности | ||
Непосредственно образовательная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельность деятельность детей |
-слушание музыки; -экспериментирование с музыкой; -музыкально- дидактическая игра; -шумовой оркестр; -разучивание музыкальных игр и танцев; -совместное пение; -импровизация; -беседа интегрированного характера; -интегрированная деятельность; -совместное и индивидуальное музыкальное исполнение; -музыкальное упражнение; -попевка; -распевка; -двигательный пластический танцевальный этюд; -творческое задание; -концерт- импровизация; -танец; -музыкальная сюжетная игра | -слушание музыки, сопровождающей проведение режимных моментов; -музыкальная подвижная игра на прогулке; -интегрированная деятельность; -концерт – импровизация на прогулке | -музыкальная деятельность по инициативе ребенка |
Конструирование из разного материала
Формы образовательной деятельности | ||
Непосредственно образовательная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельность деятельность детей |
-занятия (конструирование и художественное конструирование); -экспериментирование; -рассматривание эстетически привлекательных объектов; -игры (дидактические, строительные, сюжетно- ролевые); -тематические досуги; -проектная деятельность; -конструирование по образцу, модели, условиям, теме, замыслу; -конструирование по простейшим чертежам и схемам | -наблюдение; -рассматривание эстетически привлекательных объектов природы; -игра; -игровое упражнение; -проблемная ситуация; -конструирование из песка; -обсуждение (произведение искусства, средств выразительности и др.) | -игры (дидактические, строительные, сюжетно- ролевые); -рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства; -самостоятельная конструктивная деятельность |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Направления методической работы в процессе освоения федеральных государственных требований к образовательной программе ДОУ»
Презентация о направлениях работы ОУ по внедрению ФГТ....

Адаптированная программа по реализации основной образовательной программы ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС на 2015-2016 учебный год
Рабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учрежденияна 2015-2016 учебный год в группах компенсирующей направленности детей от 3 до 7 л...

Анализ исследования уровня физической подготовленности воспитанников дошкольного возраста д/с № 149 «Ёлочка» в соответствии с требованиями комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» (итоговый отчет на педсовете)
Для определения индивидуальных способностей детей, оценки уровня физического развития, с целью оптимизации нагрузок при формировании двигательных навыков, в саду проводится мониторинг физического разв...

Предметно-развивающая среда в соответствии с требованиями основной образовательной программы ДОУ Старший дошкольный возраст
ЦЕНТР ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ Центр конструирования(Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность)...

Статья в сборнике «Роль педагогов образовательных организаций в реализации основных образовательных программ ФГОС»
laquo;Социально- педагогическое взаимодействие с семьей посредством реализации проекта «Дари добро»...
Анализ программных требований «Адаптированной образовательной программы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР с 3 до 7 лет». Образовательная область «Речевое развитие» воспитанников старшей и подготови
Материал будет полезен молодым специалистам ДОО...
Методическая разработка на тему: "Учет климатических условий, как одно из требований реализации образовательной программы дошкольного образования".
В данной методической разработке представлена образовательная деятельность с детьми (по пяти образовательным областям) с учетом климатических условий региона....