Методическая разработка на тему: "Учет климатических условий, как одно из требований реализации образовательной программы дошкольного образования".
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

В данной методической разработке представлена образовательная деятельность с детьми (по пяти образовательным областям) с учетом климатических условий региона.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Климатические условия25.06 КБ

Предварительный просмотр:

Учет климатических условий, как одно из требований реализации образовательной программы дошкольного образования.

Автор: Головская Елена Андреевна, старший воспитатель ГБДОУ детский сад №140 Выборгского района Санкт-Петербурга 

Общая характеристика сезонов.

Климат посёлка Левашово умеренный, переходный от умеренно-континентального к умеренно-морскому. Такой тип климата объясняется географическим положением  и атмосферной циркуляцией, характерной для  Выборгского района Санкт-Петербурга. Это обуславливается сравнительно небольшим количеством поступающего на земную поверхность и в атмосферу солнечного тепла.   Из-за небольшого количества солнечного тепла влага испаряется медленно. За год бывает всего 72 солнечных дня. Поэтому на протяжении большей части года преобладают дни с облачной, пасмурной погодой, рассеянным освещением.

  • Зимой разница температур может достигать 10 – 12 градусов, а влажности до 40%.

Зима наступает в Левашово обычно в начале декабря, её начало совпадает с установлением снежного покрова(но бывают годы, когда снежный покров устанавливается только в середине января). В первой половине зимы погода, как правило, неустойчивая, с частыми оттепелями. Солнце стоит  низко, день короткий, снежный покров небольшой.

Вторая половина зимы заметнее холоднее первой. Характер зимы в значительной степени зависит от антициклонов и циклонов в Атлантике. В годы, когда область высокого давления в Атлантике расширяется, в посёлке усиливается поступление атлантического воздуха, благодаря чему зима бывает более тёплая. Такие зимы повторяются  примерно дважды за 11 лет.

Ветер в посёлке сильнее, чем в центральной части города(в среднем на 1 – 2 метра в секунду).

  • Весна в Левашово обычно наступает в конце марта, когда дневные температуры воздуха становятся устойчиво положительными и начинает сходить снежный покров. Весна «пробуждается» медленнее, чем в соседних районах: сказывается влияние охлаждённых за зиму крупных водоёмов. Средняя суточная температура выше  нуля  устанавливается в начале апреля, вскоре после таяния снега. К  концу апреля достигает +5 градусов, в мае –

        +10 градусов.

Атмосферное давление наибольшее и циклоны редки, поэтому погода сравнительно устойчивая. Число дней с осадками меньше, чем в другие периоды года. Однако нередко бывает возврат холода.

В среднем последний заморозок отмечается  5 мая, но возможен до 25 мая, а на почве – 6 июня.

  • С начале лета прекращаются заморозки. Средняя суточная температура достигает +14, в июле  +18, в августе +15. Характер летней погоды в большей мере зависит от путей движения циклонов. Выше +25 градусов температура воздуха бывает в среднем 16 дней в году. Во второй половине лета циклоны бывают чаще и сильнее.     Летом наблюдаются «белые ночи».

И, не пуская тьму ночную

На золотые небеса,

Одна заря сменять другую

Спешит, дав ночи полчаса.

                                       (А.С. Пушкин)

  • Осень в посёлке начинается в конце августа, когда среднесуточная температура воздуха становится ниже +15, и жара днём становится очень редкой. Первый заморозок бывает с среднем 10 октября, на почве заморозки наступают раньше. В течение первой половине сентября  - тёплая и сухая погода. Со второй половины сентября преобладает пасмурная,  сырая и ветреная погода с моросящими дождями. Увеличивается облачность и относительная влажность, возрастает скорость ветра.

В конце сентября – начале октября бывает возврат тепла: на сравнительно короткое время устанавливается солнечная, тёплая и сухая погода. Это так называемое «бабье лето». Последние дни ноября среднесуточная температура падает ниже нуля градусов. Наступает конец осени.

Образовательная деятельность с детьми.

Образовательная область

Образовательная деятельность с детьми зимой

Социально-коммуникативное развитие

  •    Труд и профессии зимой;
  • Подвижные игры;
  • Экран эмоций «Зимнее настроение»;
  • Беседы по основам безопасного поведения в природе зимой;
  • Игры - драмматизации по  зимним сказкам;
  • Зимний досуг в  семье;
  • Игры-эстафеты на прогулке. 

Познавательное развитие

  • Наблюдение с детьми в природе за зимними явлениями;
  • Ведение календаря погоды (декабрь, январь, февраль);
  • Опыты и эксперименты со снегом и льдом;
  • Наблюдение за объектами природы на участке детского сада;
  • Экскурсии к объектам природы;
  • Изготовление из бросового материала кормушек для птиц, наблюдение за птицами.

Речевое развитие

  • Чтение произведений художественной литературы о природе родного края;
  • Беседы о зиме;
  • Составление рассказов о зимних явлениях;
  • Знакомство с пословицами и поговорками;
  • Разучивание стихотворений о зимних явлениях;

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

  • Лепка фигур из снега;
  • Рисование цветной водой по укатанной снежной дорожке;
  • Украшение участков и снежных фигур цветными льдинками, природным материалом (шишками, апельсиновыми корками, желудями и пр.);
  • Рассматривание иллюстраций и художественных произведений о природе;
  • Музыкальная зима;
  • Рассматривание зимних пейзажей посёлка Левашово;
  • Рисование, лепка, аппликация  «Зима в Левашово».
  • Упражнения и забавы с санками на ровном месте;
  •  Катание на санках и ледянках по укатанной снежной дорожке;
  • Упражнения и забавы на лыжах;
  • Ходьба на лыжах вокруг детского сада;
  • Снегодром, лабиринты из снега.

Образовательная область

Образовательная деятельность с детьми весной

Социально-коммуникативное развитие

  • Труд на территории детского сада, озеленение территории;
  •  Экран эмоций «Весеннее настроение»;
  • Беседы по основам безопасного поведения в природе весной;
  • Игры - драмматизации по  весенним сказкам;
  • Весенний досуг в  семье;
  • Подвижные игры на участке и веранде            (в зависимости от погодных условий);
  • Развивающие и дидактические игры с детьми.

Познавательное развитие

  • Наблюдение с детьми в природе за весенними явлениями;
  • Ведение календаря погоды (март, апрель, май);
  • Игры детей с песком и водой;
  • Игры-забавы с ветром;
  • Наблюдение за объектами природы на участке детского сада;
  • Экскурсии к объектам природы;
  • Изготовление из бросового материала, бумаги корабликов;
  • Наблюдение за свойствами воды;
  • Изготовление совместно с родителями скворечников;
  • Наблюдение за птицами.

Речевое развитие

  • Чтение произведений художественной литературы о природе родного края;
  • Беседы о весне;
  • Музыкальная весенняя капель;
  • Составление рассказов о весенних явлениях;
  • Знакомство с пословицами и поговорками;
  • Разучивание стихотворений о весенних явлениях.

Художественно-эстетическое развитие

  • Рассматривание иллюстраций и художественных произведений о весенней природе;
  • Рассматривание весенних пейзажей посёлка Левашово;
  • Рисование, лепка, аппликация  «Весна в Левашово».

Физическое развитие

  • Катание на самокатах и роликах по дорожке вокруг детского сада;
  • Упражнения  на спортивной площадке на игровых комплексах;
  • Участие в мероприятиях посёлка и школы;
  • Спортивная ходьба и бег по дорожке вокруг детского сада.

Образовательная область

Образовательная деятельность с детьми летом

Социально-коммуникативное развитие

  • Игры-забавы с водой;
  • Труд на огороде детского сада;
  • Экран эмоций «Летнее настроение»;
  • Беседы с детьми «Лето без опасностей»;
  • Игры - драмматизации по  летним сказкам;
  • Летний досуг в  семье;
  • Подвижные игры на участке и веранде                  (в зависимости от погодных условий);
  • Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Лесная аптека», «Ферма».

Речевое развитие

  • Чтение произведений художественной литературы о природе родного края;
  • Музыкальная летняя шкатулка;
  • Беседы о лете;
  • Составление рассказов о летних явлениях;
  • Знакомство с пословицами и поговорками;
  • Разучивание стихотворений о летних явлениях.

Познавательное развитие

  • Наблюдение с детьми в природе за летними явлениями;
  • Ведение календаря погоды (июнь, июль, август);
  • Игры детей с песком и водой;
  • Игры-забавы с ветром;
  • Экологическая тропа;
  • Дневник наблюдений «Наш огород»;
  • Экскурсии к объектам природы;
  • Изготовление поделок из природного материала;
  • Наблюдение за осадками;
  • Изготовление с родителями гербария «Растения нашей местности».

Художественно-эстетическое развитие

  • Рассматривание иллюстраций и художественных произведений о природе;
  • Рассматривание летних пейзажей посёлка Левашово;
  • Рисование, лепка, аппликация  «Лето в Левашово»;
  • Рисование мелками на асфальте;
  • Рисование палочками на песке.
  • Фотовыставка «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья».

Физическое развитие

  • Катание на самокатах и роликах по дорожке вокруг детского сада,
  • Упражнения  на спортивной площадке на игровых комплексах,
  • Спортивная ходьба и бег по дорожке вокруг детского сада,
  • Ходьба по «тропе здоровья».

Образовательная область

Образовательная деятельность с детьми осенью

Социально-коммуникативное развитие

  • Труд на огороде детского сада «Сбор урожая»;
  • Выставка «Дары осени: Осенние угощения»;
  • Подвижные игры на участке и веранде(в зависимости от погодных условий);
  • Экран эмоций «Осеннее настроение»;
  • Беседы по основам безопасного поведения в природе осенью;
  • Игры - драмматизации по осенним сказкам;
  • Осенний досуг в  семье;
  • Игры-эстафеты на прогулке.

Познавательное развитие

  • Наблюдение с детьми в природе за осенними явлениями;
  • Ведение календаря погоды (сентябрь, октябрь, ноябрь);
  • Игры детей с песком, камнями, разноцветными листьями и другим природным материалом;
  • Экологическая тропа;
  • Экскурсии к объектам природы;
  • Сбор природного материала (шишки, жёлуди, листья и др.)

Речевое развитие

  • Чтение произведений художественной литературы о природе родного края;
  • Беседы об осени;
  • Составление рассказов об осенних явлениях;
  • Знакомство с пословицами и поговорками;
  • Разучивание стихотворений об осенних явлениях.

Художественно-эстетическое развитие

  • Сбор осеннего букета, другого природного материала для поделок;
  • Рассматривание иллюстраций и художественных произведений о природе осенью;
  • Музыкальная осенняя палитра;
  • Фотовыставка «золотая осень»;
  • Рассматривание осенних пейзажей посёлка Левашово;
  • Рисование, лепка, аппликация  «Осень в Левашово».

Физическое развитие

  • Катание на велосипеде;
  • Спортивная ходьба и бег по дорожке вокруг детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "УПРАВЛЕНИЕ РАЗРАБОТКОЙ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ « ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ».

В статье  представлен опыт работы по реализации раздела  « Познавательное развитие» с дошкольниками. Грамотное, четкое управление и реализация раздела программы « Познавательное развит...

«Совершенствование и индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды как условие реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО

В статье раскрывается построение предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

Развитие умения взаимодействовать в паре у дошкольников среднего возраста в условиях реализации образовательной программы дошкольного образования «Югорский трамплин»

Консультация для педагогов дошкольного образования по развитию умения взаимодействовать в паре у дошкольников среднего возраста в рамках образовательной программы дошкольного образования "Югорский тра...

ОТЧЕТ о реализации проекта региональной инновационной площадки по теме: «Разработка и апробация модели оценки качества условий реализации образовательной программы дошкольного образования в контексте ФГОС дошкольного образования»

В публикации представлен опыт работы муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №19" города Кириши Ленинградской области по реализации проекта региональной инновацио...

Тема статьи: «Потенциал сюжетно-ролевой игры - как одно из ведущих условий реализации образовательной программы дошкольного образования. Действия педагога, направленные на поддержку сюжетно-ролевых игр дошкольников в детском саду».

Влияние воспитателя на развитие ребенка. Дошкольное детство – самый важный период становления личности. Oсновным видом деятельности детей дошкольного возрaста, является игра. Основные моменты ме...

Познавательное развитие дошкольников в условиях реализации образовательной программы дошкольного образования.

Доклад на тему:Познавательное развитие дошкольников в условиях реализации образовательной программы дошкольного образования....