Анализ программных требований «Адаптированной образовательной программы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР с 3 до 7 лет». Образовательная область «Речевое развитие» воспитанников старшей и подготови
методическая разработка по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Анализ программных требований «Адаптированной образовательной программы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР с 3 до 7 лет». Образовательная область «Речевое развитие»
воспитанников старшей и подготовительной групп
Развитие словаря | Формирование и совершенствование грамматического строя речи | Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза | Развитие связной речи и формирование коммуникативных навыков | Обучение элементам грамоты | |||||
-Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов. -Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств. -Расширить объем правильно произносимых существительных-названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам. -Учить группировать предметы по признакам, их соотнесенности и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и видовые обобщающие понятия. -Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами -Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам «Какой? Какая? Какое?», обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами; притяжательными прилагательными, прилагательными с ласкательным значением. -Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синонимов и слов- антонимов. -Расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их использование в речи. -Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи. -Закрепить понятие «слово» и умение оперировать им. | -Активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем. -Учить практическому овладению существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами. -Обогащать экспрессивную речь сложными словами, неизменяемыми словами, словами- антонимами и словами- синонимами. -Расширять представления о переносном значении и многозначности слов. Учить использовать слова в переносном значении, многозначные слова. -Обогащать экспрессивную речь прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными; прилагательными, обозначающими моральные качества людей. -Способствовать дальнейшему овладению приставочными глаголами. -Способствовать практическому овладению всеми простыми и основными сложными предлогами. -Обогащать экспрессивную речь за счет имен числительных, местоимений, наречий, причастий. -Закрепить понятие «слово» и умение оперировать им. | -Обеспечить усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в И. П., в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени. -Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных с суффиксами –онок, -енок, -ат, -ят, глаголов с различными приставками. -Научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные. -Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже. -Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами. -Сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. -Сформировать понятие «предложение» и умение оперировать им, а также навык анализа простого двусоставного предложения из 2-3 слов (без предлога) | Совершенствовать Умение употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже и в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами. -Соверш-ть умение образовывать и использовать имена существительные и мена прилагательные с уменьшительными суффиксами. -Закрепить умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным. -Сформировать умение образовывать и использовать в активной речи сравнительную степень имен прилагательных. -Закрепить умение образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах. -Совершенст-ть навыки составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами. - Совершен-ть навыки составления и использования сложносочиненных предложений с противопоставлением и сложноподчиненных предложений с придаточными времени, следствия, причины. Закрепить навыки анализа простых двусоставных распространенных предложений без предлогов. Сформировать навыки анализа предложений с простыми предлогами и навыки составления графических схем таких предложений.
| Развитие просодической стороны речи -Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох. -Закрепить навык мягкого голосоведения. -Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением -Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса. Коррекция произносительной стороны речи -Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности. -Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп. -Сформировать правильные уклады шипящих, аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности. Работа над слоговой структурой и звуконаполняе мостью слов -Совершен-ть умение различать на слух длинные и короткие слова. -Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных. -Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звукослоговой структуры. Совершен-е фонематического восприятия, навыков звуковогог и слогового анализа и синтеза -Совершен-ть умение различать на слух гласные звуки. -Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки. -Формировать Умение различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляционным признакам в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, свободной игровой и речевой деятельности. -Закреплять навык выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова. -Совершен-ть навык анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов из 3-5 звуков (в случае, когда написание слова не расходится с его произношением) -Формир-ть навык различения согласных звуков по признакам: глухой-звонкий, твердый-мягкий. -Закрепить понятие «звук», «гласный звук», «согласный звук». Сформировать понятия «звонкий согласный звук», «глухой согласный звук», «мягкий согласный звук», «твердый согласный звук». Сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из одного, двух, трех слогов. -Закрепить понятие «слог» и умение оперировать им. | Развитие просодической стороны речи -Продолжить работу по развитию речевого дыхания, формированию правильной голосоподачи и плавности речи. Учить соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса, крика. -Учить детей произвольно изменять силу голоса: говорить громче, тише, умеренно громко, тихо, шепотом. -Развивать тембровую окраску голоса, совершенствовать умение изменять высоту тона в играх. -Учить говорить в спокойном темпе. -Продолжать работу над четкостью дикции, и нтонационной выразительностью речи Коррекция произносительной стороны речи Активизировать и совершен-ть движения речевого аппарата. -Уточнить произношение звуков [j], [ц], [ч], [щ] в слогах, словах, предложениях, небольших текстах, в игровой и свободной речевой деятельности. -Завершить автоматизацию правильного произношения звуков всех групп в свободной речевой деятельности. Работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов -Продолжить работу над трехсложными словами со стечением согласных и закрытыми слогами и введением их в предложения. -Работать над однососложными словами со стечением согласных в начале и конце слов и над двусложными словами с двумя стечениями согласных и введением их в предложения. -Работать над трех-, четырех- и пятисложными словами со сложной звуко-слоговой структурой и введением их в предложения. Совершенст-е Фонематических процессов, навыков звукового и слогового анализа и синтеза -Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки. -Закрепить представления о твердости-мягкости, глухости- звонкости согласных звуков. -Познакомить с новыми звуками [j] ,[ц], [ч], [щ] ,[л], [л,], [р], [р,]. -Сформир-ть умение выделять эти звуки на фоне слова, подбирать слова с этими звуками. -Соверенст-ть навыки звукового анализа и синтеза слов из трех-пяти звуков. -Закрепить навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из одного, двух, трех слогов. | -Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи. -Совершен-ть умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца. -Учить составлять рассказы- описания, а затем и загадки-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану. -Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов. -Совершенст вовать умение оречевлять игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи. | -Развивать стремление обсуждать увиденное. Рассказывать о переживаниях, впечатлениях -Стимулировать развитие и формирование не только познавательного интнреса, но и познавательного общения -Совершенствовать навыки ведения диалога, умение задавать вопросы, отвечать на них полно или кратко. -Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки- описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану. -Совершенст- вовать навыки пересказа знакомых сказок и небольших рассказов. -Сформировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика. -Совершенствовать навык составления рассказов по серии картин и по картине, в том числе с описанием событий, предшествующих изображенному или последующих за изображенным событием. | Необязательный раздел | Познакомить с буквами Й,Е,Е,Ю, Я,Ц, Ч,Щ,Л,Р,Ь,Ъ. -Развивать навыки выкладывания букв из палочек, кубиков, мозаики, навыки «печатания», лепки их из пластилина. -Закрепить умение трансформировать буквы, различать правильно и неправильно «напечатанные» буквы, «допечатывать» незаконченные буквы. -Научить разгадывать ребусы, решать кроссворды |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная программа дошкольного образования по реализации основной образовательной программы ДОУ в средней "А" группе компенсирующей направленности для детей от 3 до 5 лет на 2014-2015 у.г.
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ в средней группе....
Конспект игровой коррекционно – развивающей деятельности в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Конспектигровой коррекционно – развивающей деятельностив средней группе компенсирующей направленностидля детей с тяжелыми нарушениями речи...
Самоанализ игровой коррекционно – развивающей деятельности в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи № 8 «Речецветик»
Самоанализигровой коррекционно – развивающей деятельностив средней группе компенсирующей направленностидля детей с тяжелыми нарушениями речи№ 8 «Речецветик»...
Индивидуальная адаптированная образовательная программа «Радужная тропинка» для ребенка группы компенсирующей направленности 7-го года жизни на 2017 – 2018 учебный год
Индивидуальная адаптированная образовательная программа «Радужная тропинка»для ребенка группы компенсирующей направленности 7-го года жизнина 2017 – 2018 учебный год...
Адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР МДОУ "ДС №12 "Семицветик" комбинированного вида городского округа Стрежевой
Пояснительная запискаАдаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (общим недоразвитием речи) - это образовательная програм...
Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая группа)
Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая г...
Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (2 год обучения – подготовительная группа)
Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая г...