Введение ФГТ в образовательный процесс детского сада
статья по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vvedenie_fgt_v_obrazovatelnyy_protsess_detskogo_sada.docx | 29.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение ФГТ в образовательный процесс детского сада
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования.
Деятельность дошкольных образовательных учреждений на современном этапе регламентируют Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены 23 ноября 2009 года приказом № 655 Министерства образования и науки Российской Федерации, вступили в силу с марта 2010 года) и Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены 20 июля 2011 года приказом № 2151 Министерства образования и науки Российской Федерации).
Коллектив детского сада проводит большую работу по реализации ФГТ.
Творческой группой ДОУ разработана основная общеобразовательная программа дошкольного образования образовательного учреждения в переходный период введения ФГТ и план поэтапного внедрения ФГТ.
План поэтапного внедрения ФГТ
Информационно-аналитический этап (сентябрь 2012 г. – май 2013 г.)
Изучение и анализ нормативно-правовых документов (Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009г. № 655 " Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования").
Проведение семинара на тему «Моделирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, соответствующего Федеральным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Организация совместной деятельности взрослых и детей в режимных моментах и в непосредственной образовательной деятельности.
Различные подходы к организации непосредственно образовательной деятельности по ФГТ.
Аудит программно-методического обеспечения образовательной деятельности ДОУ: сравнительный анализ ФГТ и анализ «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой.
Аудит соответствия условий ДОУ ФГТ (образовательная среда детского сада, групп, кабинетов).
Изучение новых моделей образовательной деятельности с детьми согласно ФГТ.
Анализ соответствия системы мониторинга ФГТ (творческая группа).
Внедренческий этап (май 2011 г. - январь 2012 г.)
Организация самостоятельного изучения педагогами ООП, принципов и условий организации образовательной деятельности с детьми.
Обучение педагогов по проблеме организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ (семинар-практикум).
Участие педагогов в работе муниципальных методических объединений, мероприятиях по проблеме организации образовательной деятельности в соответствии с ФГТ.
Внедрение образовательной программы в практику работы ДОУ (мастер - классы, открытые просмотры).
Анализ собственной деятельности, анализ просмотренных мероприятий.
Контроль (собеседование с педагогами ДОУ об особенностях организации образовательного процесса в соответствие с ФГТ и ООП ДОУ).
Общие подходы к построению предметно – развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГТ.
Итоговый этап (январь 2012 г. – май 2012 г.)
Анализ реализации ООП по всем направлениям и задачам.
Выявление трудностей и положительного опыта.
Результаты работы педагогического коллектива за год в условиях внедрения ФГТ к структуре ООП.
Итоговый педсовет.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.
Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья.
Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на рельсы “школьного” возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. Для этого были разработаны и введены в действие федеральные государственные стандарты.
Возникает вопрос: что меняется в дошкольном образовании с введением федеральных требований?
В настоящее время разработаны и утверждены федеральные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в которых определены обязательные образовательные области, основные задачи образовательных областей и установлен основополагающий принцип – принцип интеграции образовательных областей.
Новые представления о содержании и организации дошкольного образования, предложенные в ФГТ, заключаются в следующем:
- если раньше в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определённым учебным дисциплинам или предметам, то теперь речь идёт о совокупности образовательных областей:
- акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие интегративных качеств выпускника детского сада;
- решать поставленные цели и задачи предлагается:
- максимально приближаясь к разумному «минимуму», т. е. не за счёт «раздувания» сетки занятий, а с помощью построения образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учётом принципа интеграции образовательных областей.
- отказ от учебной модели в детском саду, т. е. от занятий, требует обращения воспитателей к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались.
Фундаментом для построения образовательного процесса служат адекватные возрасту формы работы с детьми: игра, наблюдение, беседа, разговор, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, чтение, коллекционирование. Выбор форм работы осуществляется педагогами самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, от оснащённости группы и детского сада, от опыта и творческого подхода воспитателя. В работе с детьми младшего возраста педагоги используют преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности, с детьми старшего возраста образовательная деятельность носит развивающий характер.
С введением федеральных государственных требований модель организации образовательного процесса педагоги планировали исходя из двух блоков: блока совместной деятельности детей и взрослого и самостоятельной деятельности детей.
За время работы детского сада в условиях новых требований, коллективом накоплен определённый опыт по внедрению федеральных государственных требований в практику педагогической работы ДОУ:
- Изучались нормативные и инструктивные документы федерального, регионального и муниципального уровней, на основе чего был разработан пакет документов, регламентирующих работу учреждения.
- Разработана и утверждена основная образовательная программа учреждения в соответствии с концептуальными положениями новых требований.
- С целью повышения профессиональной компетентности педагогов в области реализации федеральных государственных требований разработали и внедрили внутрисадовскую систему повышения квалификации педагогов: проводились педагогические советы, семинары на тему: «Федеральные государственные требования: цели, задачи и пути реализации», «Образовательная программа - как модель организации образовательного процесса в ДОУ».
- Организовали в ДОУ работу постоянно действующих Центров по изучению и внедрению федеральных требований в образовательный процесс. Работа «Центров» была ориентирована на повышение качества образовательного процесса и на профессиональное развитие и саморазвитие педагогов ДОУ. Тематика «Центров» соответствовала развитию детей по образовательным областям, руководителями являлись педагоги – новаторы ДОУ. В рамках работы «Центров» рассматривались как теоретические, так и практические вопросы.
Опыт написания образовательной программы учреждения в соответствии с новыми требованиями передавался в индивидуальном порядке другим детским садам района.
Активизирована работа с родителями с целью создания единого пространства детского развития и максимального их вовлечения в образовательный процесс: родительские встречи в группах проводятся с показом детской деятельности, консультации с учётом запросов родителей. Вся эта работа способствует повышению уровня психолого-педагогической компетентности взрослых и, как следствие, обогащению детско-родительских отношений.
Одним из актуальных направлений развития современного образования является сетевое взаимодействие, целью которого является объединение, сбор, систематизация и последующее обобщение и распространение результатов педагогической деятельности.
Образовательный процесс педагоги ДОУ строят на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Игра стала содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приёмы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с ребёнком.
Воспитатели наполняли повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включали каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствовали реализации детских интересов и жизненной активности.
Организуя образовательную деятельность детей, воспитатели развивают у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.
Все педагоги ДОУ перешли на комплексно – тематическое планирование в соответствии с новыми требованиями. Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы даёт большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У детей появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Тематический компонент построения образовательного процесса позволяет вводить региональные компоненты, учитывать направление ДОУ. А интегрированный подход в организации педагогического процесса даёт возможность развивать в единстве все сферы детской деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникативных технологий и способы их внедрения в образовательный процесс детского сада.
Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитальном процессе в дошкольном образовательном учреждении - это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной ...
использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе детского сада
Использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе детского сада....
использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе детского сада
Использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе детского сада....
использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе детского сада
Использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе детского сада....
Особенности внедрение новых качественных методических стандартов в образовательный процесс детского сада.
Методические стандарты....
ИКТ в образовательном процессе детского сада.
21 век- век информационный .Век быстрого ритма. Новые информационные технологии проникают во все сферы жизнедеятельность человека.я говорю,не только о мире взрослых ,но и о мире наших детей.ИКТ играюе...
Комментарии
Ольга Петровна! Действительно
Ольга Петровна! Действительно, модернизация системы дошкольного образования влечет за собой перемены в деятельности детского сада.
Сегодня актуальна информация о внедрении ФГОС ДО, а вот все что касается ФГТ.....в данный период времени не современно, т.к. данный документ утратил свою силу.