Использование информационно-коммуникативных технологий и способы их внедрения в образовательный процесс детского сада.
календарно-тематическое планирование по информатике (подготовительная группа) по теме

Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитальном процессе в дошкольном образовательном учреждении - это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska._nikishina_t.a.2011.docx37.83 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационно-коммуникативных технологий и способы их внедрения в образовательный процесс детского сада.

Пояснительная записка

Актуальность темы. В современном информационном обществе без овладения начальной грамотностью и без психологической готовности к использованию компьютерных средств человеком немыслима его полноценная самореализация во всех сферах современной жизни. Для решения этих задач необходимо не только вооружить воспитанников навыками применения электронно-вычислительной техники в учебном процессе, но и своевременно сформировать личностную готовность к использованию компьютерных средств. Именно в дошкольном детстве должно быть положено естественное начало и непрерывность процесса информатизации и компьютеризации образования. Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.

Объект исследования. Процесс обучения старших дошкольников в детском саду с использованием компьютера.

Предмет исследования. Развитие творческих и познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием компьютера.

Цель. Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе в детском саду для эффективного развития творческих способностей и навыков детей дошкольного возраста.

Гипотезы. Учебно-воспитательный процесс в дошкольном учреждении может быть более успешным, если будет использованы компьютер и интерактивные технологии в качестве дидактического средства.

Задачи. Их можно объединить в следующие группы:

  1. Группа задач ознакомительно-адаптационного цикла;
  2. Группа задач образовательно-воспитательного цикла (формировать навыки учебной деятельности, учить осознавать цели, выбирать системы действий для их достижения);
  3. Группа задач творческого цикла (тренировать память, внимание, развивать воображение, творческое, логическое мышление);

Методы исследования.

– изучение и анализ литературы по данной теме;

- разработка и моделирование занятий;

- анкетирование;

- наблюдение за учебно-воспитательным процессом в детском саду;

- составление и заполнение диагностических контрольных карт;

- магнитофонная запись рассказов детей;

- анализ детских рисунков и рассказов.

Содержание этапов.

1. Познакомить детей с компьютером. Познакомить с правилами поведения в компьютерном кабинете и правилами безопасной работы на компьютере.

2. Сформировать начальные навыки работы за компьютером, познакомить с манипулятором «мышь».

3. Формировать навыки учебной деятельности (формировать элементарные математические представления; развивать речь; развивать сенсорные и конструктивные способности, тренировать память, внимание).

Инновационные компоненты исследования.

Преподавание ведется на компьютерах фирмы Mackintosh. Он прост в изучении и имеет все виды встроенных высокотехнологических возможностей. Одно из его основных удобств состоит в том, что все команды выведены на экран и не нужно запоминать ряд комбинаций клавиш, чтобы войти в определенную программу. На базе программы Kid Pix, используя ее игровое содержание, разрабатываются задания, учитывающие возможности каждого дошкольника разного возраста и позволяющие найти индивидуальный подход к каждому ребенку и в ходе занятий подбирать индивидуально для каждого уровень сложности заданий.

Здоровьесберегающие технологии.

Каждое занятие комплексное. Оно включает в себя три этапа. 1 этап – подготовительный, в который включены гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного, моторного аппарата к работе. 2 этап – основной. Включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельного выполнения задания за компьютером. 3 этап – заключительный. Необходим для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), для снятия мышечного и нервного напряжений (физминутки, точечный массаж, массаж впередистоящему, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку). Занятия проводятся по подгруппам 4-5 человек 1 раз в неделю в первой половине дня. После каждого занятия проветривание помещения. Занятия построены на игровых методах и приемах, позволяющих детям в интересной, доступной форме получить знания, решить поставленные педагогом задачи.

Практическая значимость. Разработанные материалы по использованию компьютера в обучении старших дошкольников могут быть использованы в практике воспитателей детских дошкольных учреждений.


План работы на компьютере 2010-2011гг.


Срок проведения занятий

Тема занятий

Игра или задание

Задачи

Связь с другими видами занятий

С е н т я б р ь

1 неделя

Первое знакомство с компьютером.

Беседа. Просмотр мультфильма.

Познакомить с основами техники безопасности и правилами поведения в компьютерном кабинете.

Внимательно рассмотреть составные части компьютера. Загадать загадку.

2 неделя

«Веселый ластик»

Игра с ластиком

Знакомство с инструментами графического редактора. Учить выбирать инструмент. Развивать сосредоточенность.

Прочитать стихотворение о компьютере.

Рисование.

Игровая деятельность.

3 неделя

«Переводные  картинки»

Задание на закрепление навыков пользования ластиком

Закреплять умения переводить курсор по экрану монитора с помощью «мышки». Развивать переключаемость внимания.

Индивидуальные занятия.

Игровая деятельность.

Развитие речи.

4 неделя

«Любимая кукла»

Развивающая игра

Развивать устойчивость внимания.

Игровая деятельность. Развитие речи.

Рисование.

Музыкальное.

О к т я б р ь

1 неделя

«Кто спрятался?»

Знакомство с «кисточкой»

Учить пользоваться «кисточкой», меняя ее цвет и форму.

Индивидуальные занятия.

Рисование.

2 неделя

«Волшебный карандаш»

Игра «Угадай, что получилось?»

Учить проводить прямые линии «карандашом» разного цвета

Рисование.

Развитие речи. Любое повседневное занятие.

3 неделя

«Зебра»

Задание на закрепление навыков работы с «карандашом».

Нарисовать полоски зебре разной длинны и толщины. Закреплять умение выбирать заданную толщину «карандаша».

Экология. Формирование элементарных математических представлений.

4 неделя

«Овечка»

Закреплять навыки работы с «мышкой».

Учить рисовать «завиточки» на шубке. Развивать графомоторные навыки.

Ребенок и окружающий мир. Рисование.

Н о я б р ь

1 неделя

«Красим ведром»

Знакомство с инструментом графического редактора «заливка».

Учить пользоваться «заливкой», правильно указывать точное место закрашивания. Закреплять знания детей о цветах спектра.

Индивидуальные задания.

Рисование.

Развитие сенсорного восприятия.

2 неделя

«Обведи»

Работа со знакомыми инструментами графического редактора

Закреплять навыки работы с «карандашом» и «заливкой»

Игровая деятельность.

Рисование.

3 неделя

«Цыплята»

 Знакомство с инструментом графического редактора «штамп».

Учить рисовать по заданному образцу, используя «штамп».

Индивидуальные задания.

 Ребенок и окружающий мир.

Рисование.

4 неделя

 «Лиса»

Знакомство с клавиатурой.

Учить пользоваться клавишами клавиатуры, позволяющими изменять размер «штампа». Развивать умение анализировать образец.

Театрализованная деятельность.

Экологическое воспитание.

Лепка.

Д е к а б р ь

1 неделя

«Укрась елку»

Закрепление навыков работы с клавиатурой.

Учить выбирать содержание рисунка, переносить рисунок «штампа» в заданное место рабочего листа. Развивать внимание сообразительность.

Ребенок и окружающий мир.

Рисование.

Развитие речи.

2 неделя

 «Маски»

Закреплять умения использовать в работе знакомые инструменты графического редактора.

Учить создавать карнавальный образ маски, используя знакомые инструменты графического редактора.

Развивать фантазию.

Индивидуальные задания.

Рисование.

Аппликация.

3 неделя

«Собираемся на карнавал»

Знакомство с устройством Connectix-Cam.

Учить создавать образ карнавальной маски на своей или любой другой фотографии. Развивать навыки самостоятельного выполнения задания.

Музыкальное.

Рисование.

Развитие речи.

Музыкальное.

4 неделя

«Соедини точки»

Развивающая игра

Развитие произвольности психических процессов – внимания, сообразительности, памяти;

тренировка в счете.

Формирование элементарных математических представлений.

Развитие сенсорного восприятия. Игровая деятельность

Я н в а р ь

3 неделя

«Парные картинки»

Развивающая игра

Развивтие у детей умение классифицировать картинки по содержанию

Формирование элементарных математических представлений.

Игровая деятельность.

Развитие сенсорного восприятия.

4 неделя

«Гости на елке» (медведь)

Закреплять навыки работы с инструментом графического редактора «штамп».

Учить пользоваться готовыми формами «штампа», соизмеряя их по величине. Развивать умение выделять существенные признаки.

Музыкальное.

Театрализованная деятельность.

Ф е в р а л ь

1 неделя

«Аквариум»

Продолжать закреплять навыки работы с инструментом «штамп», увеличивать его размеры.

Продолжать учить пользоваться формами «штампа», изменять его размеры. Учить менять расположение основного рисунка «штампа».

Ребенок и окружающий мир.

Экологическое воспитание.

2 неделя

«Строим дом»

Знакомство с инструментом графического редактора «квадрат».

Учить создавать графические конструкции, пользуясь формами «квадрата» разной штриховки.

Конструирование.

Аппликация. Ручной труд.

Формирование элементарных математических представлений.

3 неделя

«Город»

Знакомство с инструментом графического редактора «линия».

Развивать умение комбинировать, устанавливать закономерность.

Ребенок и окружающий мир.

Конструирование.

Рисование.

4 неделя

«Корабль»

Активизировать употребление знакомых инструментов графического редактора.

Уточнять представления детей о независимости чисел от пространственно-количественных признаков.

Формирование элементарных математических представлений.

Рисование.

Конструирование

Ручной труд.

М а р т

1 неделя

«Открытка для мамы»

Закреплять навыки работы со знакомыми инструментами графического редактора

Закрепление пространственных ориентиров; развитие устойчивости внимания, мышления.

Развитие речи.

Аппликация.

Рисование.

Ручной труд.

2 неделя

«Наши игрушки»  

Учить создавать графические конструкции, пользуясь формами «овала» разной штриховки.

Учить передавать правильно форму круга, овала;

соизмерять размеры разных деталей.

Игровая деятельность.

Развитие речи.

Рисование.

Ручной труд.

3 неделя

«Придумай игрушку»

Активизировать умение пользоваться знакомыми инструментами графического редактора.

Развивать навыки самостоятельного выполнения задания.

Развитие речи.

Формирование элементарных математических представлений.

Рисование.

Аппликация.

4 неделя

«Составь узор»

Закреплять навыки работы с инструментом графического редактора «штамп», увеличивая его размеры или меняя расположение основного рисунка.

Развитие пространственных отношений, умения менять пространственное положение фигур с целью получения заданной или задуманной геометрической композиции; развитие воображения

Формирование элементарных математических представлений.

Конструирование.

Рисование.

А п р е л ь

1 неделя

«Узор на скатерти»

Задание на закрепление навыков работы с инструментами графического редактора.

Развивать умение комбинировать, устанавливать закономерность.

Рисование.

Формирование элементарных математических представлений.

Конструирование.

2 неделя

«Ребятам о зверятах»

Обучающая игра для разучивания детских стихов

Формирование связной речи; развитие сосредоточенности, устойчивости внимания, памяти.

Развитие речи.

Ребенок и окружающий мир.

Экологическое воспитание.

3 неделя

«Собери пазлы»

Развивающая игра

Развивать у детей умение составлять полный рисунок из мелких частей. Развивать инициативу и самостоятельность.

Индивидуальные задания. Конструирование.

Игровая деятельность.

4 неделя

«Соедини точки»

Развивающая игра

Совершенствовать импровизационные возможности детей.

Игровая деятельность.

Индивидуальные задания.

М а й

3 неделя

«Парные картинки»

Развивающая игра

Развивать у детей умение классифицировать геометрические фигуры.

Формирование элементарных математических представлений.

Игровая деятельность.

4 неделя

«Собери картинку»

Развивающая игра

Воспитывать логическое мышление, сообразительность. Продолжать формировать у детей умение радоваться правильно выполненному заданию.

Игровая деятельность.

Индивидуальные задания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Совершенно очевидно, что современную жизнь невозможно представить без компьютеров. Достоинства компьютерного обучения несомненны. Но до сих пор отсутствуют методика использования ИКТ в образовательном процессе, систематизация компьютерных развивающих программ, не сформулированы единые программно-методические требования к компьютерным занятиям. На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Поэтому приходится самостоятельно изучать подходы и способы внедрения ИКТ в образовательный процесс.

     В нашем саду компьютерные занятия проводятся в соответствии с общим планом образовательной программы и сочетаются с традиционными средствами воспитания и обучения детей.

     Подбирая компьютерные игры для занятий, мы столкнулись с некоторыми сложностями в выборе игр. Казалось бы, существует множество готовых игр – покупай CD и устанавливай. Однако готовая продукция подобного рода не всегда устраивает педагогов, психологов и родителей. Она создается профессиональными художниками и web-дизайнерами, которые рисуют красивые, сложные картинки и начиняют игры всяческими эффектами, но при этом нередко не учитывают особенностей детского восприятия и гигиенических требований к компьютерной продукции для этого возраста.

     Именно поэтому, используя игровое содержание программы Kid Pix, нами были разработаны компьютерные задания, учитывающие возможности каждого дошкольника разного возраста и позволяющие подобрать индивидуальный уровень сложности заданий.    

      В этом году занятия проводились с детьми старшей и подготовительной группы во второй половине дня по подгруппам из 6 человек на компьютерах фирмы  Macintosh.

     Каждое занятие комплексное и состоит из трех последовательных частей: подготовительной, основной и заключительной.

     Подготовительная часть занятия.  В ней идет знакомство ребенка с сюжетом занятия, подготовка к компьютерной игре через вопросы, беседы, развивающие игры, привлекается опыт детей по наблюдению за поведением животных, трудом взрослых, которые помогают ребенку справиться с поставленной задачей. Подготовительная часть является необходимым звеном развивающих занятий, поскольку, в силу возрастных особенностей мышления детей дошкольного возраста, без предварительной предметно-опосредованной деятельности им затруднительно освоить манипуляции с экранными образами. В эту часть включается также гимнастика для подготовки моторики рук к работе.    

     Основная часть занятия.  В это время ребенок знакомится со способом управления программой для достижения результата и самостоятельное выполнение задания на компьютере.

     В зависимости от поставленных задач, используется несколько способов овладения компьютерной программой:

     - 1 способ. Последовательное объяснение ребенку назначения инструментов графического редактора, клавиатуры и манипулятора «мышь» с подключением наводящих и контрольных вопросов.

     - 2 способ. Ориентируясь на приобретенные навыки работы с компьютером, познакомить с новыми инструментами графического редактора, отдельными клавишами и их назначением.

     - 3 способ. Детям предлагается роль исследователей, экспериментаторов, предоставляется возможность самостоятельно разобраться со способом управления программой и выбором инструментов для выполнения задания.

     Заключительная часть занятия. Это время необходимо для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), для снятия мышечного и нервного напряжения (физминутки, точечный массаж, массаж впередистоящему, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку). А также подводится итог: делается оценка выполнения задания и закрепляются в памяти ребенка необходимые понятия и правила действия с компьютером.

     Продолжительность каждого этапа занятия: 1 этап – 10-15 минут; 2 этап – 10-15 минут; 3 этап – 4-5 минут. После каждого занятия проводится обязательное проветривание кабинета. Занятия построены на игровых методах и приемах, позволяющие детям в интересной и доступной форме получить знания, решить поставленные задачи.

     В нашем саду компьютерные занятия проводятся уже больше десяти лет. Многолетний опыт применения компьютера в освоении образовательной программы  позволил отметить, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ.

     Во-первых, предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним, повышает интерес к предмету.

     Во-вторых, компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые пока не умеют читать и писать. Цвет, звук, анимация надолго привлекают внимание ребенка.

     В-третьих, это отличное средство поддержания  и закрепления задач обучения. Поощрение ребенка самим компьютером, при правильном решении проблемных задач, являются стимулом познавательной активности детей.

     В-четвертых, компьютер предоставляет возможность индивидуализации обучения. В процессе своей деятельности за компьютером робкий и малообщительный ребенок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.

     В-пятых, компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

     В течение учебного года на компьютерных занятиях заполнялись карты наблюдения за детьми для определения эмоционально-поведенческого проявления и оценки уровня овладения компьютерным заданием. Оценка и анализ полученных данных, сопоставление их на разных этапах приобщения детей к компьютеру позволяют определить, как протекал процесс развития интереса к нему. Как показывает тенденция, динамика изменений интереса осуществляется по следующим направлениям:

    1. Нейтральное отношение. Ребенок не проявляет интереса к компьютеру ни при знакомстве с ним, ни в дальнейшем. Такие дети вообще отличаются низким уровнем развития познавательной активности и, как правило, не проявляют интереса и к другим видам деятельности.

     2. Постепенное снижение интереса. Чаще всего наблюдается у детей, не готовых к подобной деятельности.

    3. Стабильный интерес.

    4. Постепенное повышение интереса. Детей этой группы характеризует активное стремление к новым знаниям.

     Результаты нашего наблюдения показали, что преобладающими являются третье и четвертое направления. Определение направления развития интереса детей имеет большой практический смысл. Исходя из полученных результатов исследования, менялись приемы организации и руководства работы детей за компьютером, а так же позволили скорректировать методику работы в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка.

      По результатам работы за этот год были составлены диагностические карты, которые свидетельствуют о приобретенных высоких навыках управления компьютером; о росте самостоятельности в выполнении игровой деятельности; повышении интереса к предмету; наблюдается позитивная динамика учебных достижений.

Для дальнейшей работы было подготовлено тематическое планирование занятий по обучению детей работе на компьютере, представляющее собой комплекс планов, рассчитанных на два года. Сложность задания каждого занятия корректируется в зависимости от возрастной группы и времени обучения. Весь материал представлен в журнале «Информатика и образование».

 

     Исследуя практический опыт нашего и других детских садов, мы присоединились к мнению специалистов о том, что применение компьютера в дошкольном возрасте возможно и необходимо. Оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, всесторонне развивает ребенка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Информатика и ИКТ. Учебник. Начальный уровень. / Под ред.проф. Н.В.Макаровой. – Спб.; Питер, 2008.
  2. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Подьяков Н.Н и др. – М.: Линка-Пресс, 1998.
  3. Гигиенические требования к занятиям дошкольников. Глушкова Е.К., Леонова Л.А. и др. //Информатика и образование – 1990. № 6.
  4. Компьютер в детском саду. Глушкова Е.К., Леонова Л.А. //Дошкольное воспитание. – 1990 № 10.
  5. Педагогические подходы к компьютерным играм для дошкольников. Зворыгина Е.В.// Информатика и образование – 1989 № 6.
  6. Информационные технологии управления. Учебное пособие для ВУЗов. Под ред. Г.А.Титоренко. – М.: Юнити – Дана, 2008.
  7. Информационные технологии в образовании. Захарова И.Г. Учеб. пособ. для студ. пед. ВУЗов (ДПП.Ф.05 «Пед. технологии»). – М.: Академия, 2003.
  8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Полат Е.С.М.: Академия, 1999.
  9. Дошкольник и компьютер /Под ред. Л.А.Леоновой. М.: 2004.
  10. Компьютер для дошколят. М.: Издательство ЭКСМО, 2006.
  11. Занимательный компьютер. Симонович С., Евсеев Е. – М., 2004.
  12. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. для воспитателей дет.сада и родителей - М.: Просвещение, 1992г.
  13.     Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА-IIPЕСС, 1998г.
  14. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. //Дошкольное воспитание, 1991г., №5 - с. 92-95.
  15. Макасер И.Л. «Игра как элемент обучения». //Информатика в начальном образовании. 2001г., № 2, с. 71 – 73.
  16. Моторин В. «Воспитательные возможности компьютерных игр».// Дошкольное воспитание, 2000г., № 11, с. 53 – 57.
  17. Новоселова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника. М.: //Новая школа, 1997г.
  18. Петрова Е. «Развивающие компьютерные игры». //Дошкольное воспитание, 2000г.,

         № 8, с. 60 – 68.

     19.  Фомичева О. С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. М.: «Гелиос            АРВ», 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникативной технологии MIMIO в образовательном процессе детского сада

Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению и...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ MIMIO В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА

Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению и...

Современные информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе детского сада

В данной статье описана работа по применению современных ИКТ в воспитательно-образовательном процессе детского сада...

Современные информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе детского сада (презентация)

В данной презентации наглядно показано применение современных ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ....

Консультация для педагогов на тему: "Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс детского сада как условие повышения качества образования"

Цели:- формировать у воспитателей ДОУ принципиально новый взгляд на содержание, структуру и организацию дошкольного образования, на методологические требования и многообразие современных педагогически...