Особенности внедрение новых качественных методических стандартов в образовательный процесс детского сада.
статья на тему
Методические стандарты.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности внедрение новых качественных методических стандартов в образовательный процесс детского сада.
Методическая работа ориентирована на достижение и поддержание высокого качества педагогического процесса, содействует формирование педагогического процесса, умений навыков его психолога - педагогического анализа становлению индивидуального стиля педагогической деятельности у членов коллектива ДОУ, повышения уровня креативности педагогов. В результате организации методической работы возникают методические сообщества педагогов. Для старшего воспитателя всегда актуален поиск и выбор оптимального варианта планирования и организации методической работы. При этом учитывается разносторонний характер её содержания и разнообразия форм подготовки кадров. Однако в работе большинства воспитателей сохраняются устойчивые традиционные ориентации на среднего ребенка, некий обезличенный стандарт воспитанника, подчиняющегося воле взрослого, на минимизацию его собственной инициативы и активности в воспитательном процессе. Оказание помощи в подготовке высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценость. Помощь воспитателю в овладении новым педагогическим мышлением, готовностью к решению сложных задач в системе образования, в повышении своего педагогического мастерства. В настоящее время возросла потребность в педагоге, способном модернизировать содержание свое деятельности. В связи с этим изменяется функция методического сопровождения, обеспечивающего деятельность педагога, модернизируются подходы к организации методической работы на всех уровнях. Методическая работа ориентирована на достижение и поддержание высокого качества воспитательно-образовательной работы в детском саду. Модель должна:
1.Наглядно показывать взаимосвязи между функциональной структурой внутрисадовского управления и динамикой ее развития в ходе управленческого цикла.
2.Предполагать управление качеством образовательного процесса в условиях перехода на новый режим развития
Внутреннее взаимодействие между элементами модели определяется различными видами связей, взятыми из общей теории систем. Это связи:
- порождения, когда один элемент выступает как основание, вызывающее к жизни другой элемент;
- управления, строящиеся на основе программы развития и представляющие собой способ ее реализации;
- развития, влекущие изменения в строении объекта, в формах его жизни.
Современная система дошкольного образования характеризуется расширением спектра применяемых вариативных программ и педагогических технологий, широким развитием инновационных подходов к осуществлению педагогической деятельности в образовательном процессе. Это требует внесения существенных корректив в систему повышения профессионального мастерства педагогов.
Современному педагогу, в условиях перемен, в период модернизации российского образования, реализации основных направлений национальной образовательной инициативы в современной модели образования, ориентированной на развитие инноваций, необходимо продвигаться в профессиональном развитии, сохранять и преумножать лучшие педагогические качества, развивать творческий потенциал. Введение ФГТ ориентирует педагогов на инновационные подходы к организации образовательного процесса, требует адекватного восприятия педагогических новшеств, осознания их необходимости.
Возрастающие требования общества к качеству образования и педагогическому профессионализму обусловили приоритетную направленность процесса повышения квалификации педагогов на развитие профессиональных компетенций, на обеспечение условий для конструктивного решения проблем педагогической практики и реализации задач инновационного развития педагогической деятельности.
Обеспечение обозначенных приоритетов, в свою очередь, предполагает изменение содержания и форм повышения профессионального уровня педагога, эффективного взаимодействия всех специалистов дошкольного образовательного учреждения, что возможно при формировании модели сетевой организации методической службы. Содержание функций модели методической службы определено с учетом их реализации: аналитическая, прогностическая, проектирующая, организационная, контролирующая, коррекционная, экспертная.
В комплексной оценки профессиональной деятельности педагогов ДОУ мы выделяем три структурные части: прогностическую (анализ профессионального развития, деловых и личностных качеств педагога, образовательного процесса), результативную (выявление результатов педагогического труда) и оценочно – уровневую (определение качеств профессиональной деятельности, уровня профессионализма педагога). Исходя из этого, комплексная оценка качества профессионализма педагога ДОУ включают следующие этапы: Подготовительный – оценочно - измерительных материалов (вопросники, анкеты, тесты, схемы и алгоритмы анализа, оценки и др.). Организационный – содержания и методов оценки профессиональной деятельности педагогов. Исследовательский – оценка полноты и достоверности представленных материалов; организация оценки методической и практической педагогической деятельности, деловых и личностных качеств, уровня профессионализма педагогов; проведение тестирования, анкетирования, диагностики, мониторинга и др. Обработка полученных результатов и материалов – подведения итогов оценки: составление протоколов, справок, собеседование с педагогами, планирование корректирующих действий и мероприятий по совершенствованию качества профессиональной деятельности педагогов ДОУ. Принятие решения – анализ хода и результатов оценки качества профессиональной деятельности педагогов, оформление и предоставление соответствующих справок.
Характер оценивания качества профессиональной деятельности педагогов ДОУ следующий: оценка должна быть комплексной; следует выделять главное, существенное в педагогической деятельности; максимально учитывать конкретные условия; мотивировать педагогов на качественное выполнение задач ДОУ; выбирать наилучшее сочетание способов и форм оценивания; экономить ресурсы и время. Качество дошкольного образования следует рассматривать как обобщенную меру эффективности деятельности ДОУ, проявляющуюся в гарантировании им такого уровня предоставляемых образовательных услуг, который удовлетворяет ожидания и запросы их потребителей (общества, детей и их родителей) и соответствует государственным нормативам. Таким образом, сущность качества дошкольного образования проявляется в следующих трех позициях:
- уровень достижения дошкольного образованием поставленных целей;
- соответствие этого уровня установленными нормативами;
- степень удовлетворения запросов и ожиданий потребителей образовательных услуг, предоставляемых образовательной организацией.
В формировании качества дошкольного образования наряду с факторами особое значение имеют условия – обстоятельство, среда, в которой действуют факторы.
К условиям формирования качества образования в дошкольном образовательном учреждении образования относятся:
- устойчивое ценностное отношение педагогов к качеству дошкольного образования;
- постоянное совершенствование профессиональной компетентности педагогов и руководителя ДОУ;
- творческая направленность деятельности педагогического коллектива;
- наличие свобод педагогов в грамотном выборе образовательных программ и технологий;
- наличие системы материального стимулирования качественной работы;
- передача ответственности за качество педагогу как носителю социокультурного опыта;
- создание банки инновационных систем в дошкольном образовании;
- ориентация на образовательное потребности и запросы семьи.
В целях улучшения работы модели по управления качеством образовательной деятельности в детском саду, необходимо придерживаться методических рекомендаций, которые осуществляются руководителем дошкольного учреждения и старшим воспитателем в пределах компетенции. Действующая модель методической службы ДОУ носит дифференцированный и интегративный характер, учитывая особенности выше обозначенных категорий педагогов. Стратегическая цел создании совокупности условий для повышения профессионального уровня каждого педагога и соответственно, эффективного развития каждого ребенка. Задачи методической модели.
1.Совершенствование управленческих функций для обеспечения стабилизации, функционировании, развития образовательного процесса.
2.Осуществление процедуры подбора и расстановки педагогических кадров для работы в группах.
3. Формирование ключевых профессиональных качеств педагогов как условие инновационного развития ДОУ.
4. Развитие психологического личностного аспектов готовности педагогов к экспериментально – исследовательской деятельности.
5. Развитие профессиональной мобилизации педагогов ДОУ.
6.Содействие становление индивидуального стиля педагогической деятельности каждого члена коллектива, повышение уровня творческого развития педагогов.
Механизмами реализации указанных целей и задач является комплексно – целевая программа развития ДОУ, образовательная программа ДОУ, годовой план работы, план работы управленческой деятельности руководителей ДОУ.
Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний осуществляется через разнообразные формы методической работы с кадрами, пополнение их теоретических и практических знаний осуществляется через разнообразные формы методической работы с кадрами.
С целью повышения профессионального мастерства педагогов дошкольного образовательного учреждения используются разнообразные технологии, позволяющие раскрыть возможности каждого воспитателя: деловая игра, брифинг, тренинг, викторина, конкурс профессионального мастерства, дискуссия, поисково-творческие задания. Используя методы тестирования и анкетирования, карты эффективности педагога, карты возможностей и затруднений, выявляем уровень методической подготовки педагога, его способности к профессиональному совершенствованию. На основании полученных данных выявляются наиболее актуальные вопросы для обсуждения; вопросы, требующие консультирования для части педагогов. Исходя из реальных потребностей педагогов, планируется проведение различных современных форм работы с педагогическим коллективом.
Результаты внедрения модели методической службы анализируются в триаде: воспитанники-педагоги-родители.
Целевым ориентиром является модель выпускника ДОУ. Ценности методической службы видим в подготовке педагога как субъекта профессиональной деятельности, педагога-инициатора, способного к самообразованию и непрерывному творческому росту, готового в ходе собственной творческой деятельности создавать условия для саморазвития воспитанников. Приоритетное направление – оказание помощи педагогам в подготовке к инновационной деятельности.
Высокая степень удовлетворенности родителей результатами образовательного процесса, рост их педагогической просвещенности подтверждают результативность методической модели.
Рассматривая вопрос о главных ресурсах повышения качества образования и воспитания в ДОУ мы выделили: командную организацию работы (команды для управления качеством планируем создавать и расширять, чтобы они охватывали максимально большее число людей); повышение профессионально – личностный рост сотрудников, используя наиболее продуктивные формы методической работы; развитие мотивационной среды ДОУ для вовлечения всех сотрудников в работе по совершенствованию качества. Создать условия для повышения профессиональной квалификации и компетентности педагогов. Обучение воспитателей проводится через разные формы: курсы повышения квалификации; семинары-практикумы; круглые столы; конференции; организация работы методических объединений, творческих групп; непосредственно образовательная деятельность; индивидуальные маршруты; самостоятельная работа педагогов по изучению литературы по теме.
Главным является оказание реальной, действенной и своевременной помощи педагогам. Процесс модернизации образования предъявил серьезные требования к дошкольным учреждениям, которые должны выступать гарантом защиты прав детей на развитие и образование Ключевой вопрос модернизации – это повышение качества образования.
1.Елжова Н.В. Система контроля и методическая работа в дошкольном образовательном учреждении/ Н.В. Елжова. – Изд. 5 –е- Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 264с.
2. Сафонова О.А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении: учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб. заведений /О.А.Сафонова. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.- 224с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникативных технологий и способы их внедрения в образовательный процесс детского сада.
Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитальном процессе в дошкольном образовательном учреждении - это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной ...
Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс детского сада
В настоящее время многие педагоги в своей практике активно применяют информационно-коммуникационные технологии - технологии доступа к различным информационным источникам, помогающим в решении многих з...
Организационно-методическое сопровождение внедрения фитбол-гимнастики в образовательный процесс детского сада.
Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор. Этим можно объяснить высокую эффективность самых разнообразных методик и форм провед...
Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс детского сада, как условие повышения качества образования
Инновационные технологии...
Педагогический проект «Внедрение LEGO - конструирования и робототехники в образовательном процессе детского сада, как средство приобщения к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков»
Современные дети живут в эпоху активной информатизации и роботостроения. Согласно реализации Указа Президента РФ «О стратегии развития информационного общества в Росси...
Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс детского сада, как условие повышения качества образования
Выступление на педагогическом совете...
ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ ИДЕЙ ЭТНОПЕДАГОГИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДЕТСКОГО САДА
В последнее время много говорят о патриотическом воспитании подрастающего поколения. Все понимают, что человек не любящий Отечество не многого стоит. Без любви к Родине и уважения к ее истории и культ...