Методические рекомендации для воспитателей по составлению рабочей программы дополнительного образования
рабочая программа по теме

Игнатенко Марина Анатольевна

Что такое рабочая программа и какое место она занимает в ряду нормативных документов, определяющих содержание дошкольного образования?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sostavlenie_rabochey_programmy.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Составление рабочей программы

1.

        В  пункте  7  статьи  32  «Компетенция  и  ответственность образовательного учреждения» Закона РФ « Об образовании» (1996) сказано, что к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин».


       Что такое рабочая программа и какое место она занимает в ряду документов, определяющих содержание образования?

Основными документами, содержащим требования к уровню подготовки учащихся и минимуму содержания образования, является:
- государственный образовательный стандарт (федеральный и национально-региональный компонент).
- базисный учебный план учреждения, который содержит:
1) распределение содержания  образования  по  образовательным  областям,  учебным дисциплинам, годам и неделям.
2) по каждой учебной дисциплине базисного учебного плана разрабатываются типовые (примерные) учебные программы.
3) на основе этих документов образовательное учреждение составляет свою образовательную программу, учебный план.
4) каждый же педагог, опираясь на все вышеперечисленные источники, на основе типовой учебной программы составляет свою рабочую программу, т.е. рабочая программа является локальным (созданным для определенного образовательного учреждения) и индивидуальным (разработанным педагогом для своей деятельности) документом.

«Рабочая программа» - нормативно-управленческий  документ  образовательного  учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.   

Рабочая программа показывает как с учетом конкретных условии, образовательных потребностей и особенностей развития, обучающихся педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе ГОСа».
Таким образом, рабочая программа по предмету - это документ, который
составляется с учетом особенностей образовательного учреждения, особенностей учащихся конкретной группы

Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.

2. Основные подходы к разработке  программ, образующих  образовательную программу общеобразовательного учреждения.

2.1. Рабочие программы как основной компонент образовательной программы общеобразовательного учреждения являются средством фиксации содержания образования на уровне учебных предметов (предусмотренных учебным планом общеобразовательного учреждения для обязательного изучения), элективных, факультативных, дополнительных образовательных курсов для  обучающихся.

3.2. Рабочие программы дают представление о том, как в практической деятельности педагогов реализуется Федеральный Государственный образовательный стандарт при изучении конкретных предметов с учетом:

- особенностей образовательной политики общеобразовательного учреждения;

- статуса общеобразовательного учреждения (типа и вида);

- образовательных потребностей и запросов обучающихся;

- особенностей контингента обучающихся;

- авторского замысла педагога.  

3.3. К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности общеобразовательного учреждения в рамках реализации образовательной программы, относятся:

  • программы по учебным предметам;
  • программы дополнительного образования;
  • программы факультативных занятий.

3. Структура рабочей программы

3.1. Рабочая программа включает разделы:

  • пояснительная записка;
  • основное содержание с конкретным распределением учебных часов по разделам курса;
  • календарно-тематический план;
  • требования к уровню подготовки обучающихся данного класса;
  • перечень учебно-методического обеспечения;
  • список используемой литературы;

3.2. Титульный лист  рабочей программы должен содержать:

  • наименование общеобразовательного учреждения;
  • название курса, для изучения которого написана программа;
  • указание параллели, класса, в котором изучается курс;
  • Ф.И.О. учителя;
  • грифы о согласовании рабочей программы с заместителем директора по   учебно-воспитательной работе   и её утверждении руководителем ОУ.
  • год составления программы.

3.3. Пояснительная записка, где обосновывается актуальность данного курса, его цели и задачи, воспитательные и развивающие возможности,. В пояснительной записке, кроме того,  указывается количество часов, отводимых на изучение данного курса, формы контроля знаний и умений обучающихся, выходные данные материалов (примерных образовательных программ, учебников, учебных пособий), которые были использованы при составлении программы и используются при её реализации.

Не допускается включение в число учебных задач таких, которые относятся к процессу работы учителя и не указывают на результаты деятельности учащегося (например, «познакомить...», «рассказать...», «сообщить...» и тому подобные).

Прописываются основные знания, умения и навыки, которыми должен овладеть обучающийся после изучения курса в соответствии с государственными требованиями. Требования к уровню освоения дисциплины формулируются в терминах «иметь представление», «знать» и «владеть».

В конце пояснительной записки отражается,  каким образом (в процессе изучения каких тем, разделов, в каких формах образовательной деятельности) реализуются содержательные линии регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения государственного образовательного стандарта.

3.4. Календарно-тематическое планирование является одним из самых важных компонентов рабочей программы, т.к. позволяет распределить весь учебный материал в соответствии с учебным планом и  годовым графиком работы общеобразовательного учреждения.

Календарно-тематическое планирование с указанием тем разделов, сроков их освоения и количества занятий: в целом по теме (разделу) и конкретного количества практических, контрольно-диагностических, самостоятельных занятий, экскурсий.

 Каждый отчетный период (четверть, полугодие) календарно-тематический план рабочей программы соотносится с планом воспитательно-образовательной работы и отчетом педагога о прохождении программного материала. В случае их расхождения  педагог обосновывает и  вносит изменения в календарно - тематический план, обеспечивая условия для прохождения программы в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов.

3.5. Содержание образования – перечень тем с расшифровкой их содержания и указанием количества часов на изучение каждой темы.

3.6. Учебно-методическое обеспечение программы с указанием основного учебника, учебных пособий для обучающихся, методической литературы для педагогического работника и материально-технического оснащения образовательного процесса по каждому разделу рабочей программы.

3.7. Требования к уровню подготовки обучающихся – знания, умения и навыки обучающихся, которых они должны достичь по итогам каждого года обучения в соответствии с составляющими образованности (предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной, ценностно-ориентационной).

Требования к уровню подготовки по итогам изучения данного предмета, курса. Учащиеся должны:

—знать/понимать — перечень знаний, необходимых для усвоения и воспроизведения каждым учащимся;

  • уметь — владение конкретными умениями-навыками данного учебного предмета, основанными на более сложной, чем воспроизведение, деятельности (например, анализировать, сравнивать, различать, приводить примеры, определять признаки и др.);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для... (здесь указывается группа умений, которыми ученик может пользоваться самостоятельно в повседневной жизни, вне учебного процесса).

3.8. Список литературы в алфавитном порядке с выходными данными всех литературных источников, оформленный в соответствии с библиографическими требованиями.

3.9. При экспертизе  рабочей программы заместитель директора общеобразовательного учреждения  проверяет даты контрольных работ и их количество в классе на одной неделе:  нецелесообразно проведение контрольных работ на последней перед каникулами неделе, накануне праздников. Количество в неделю  контрольных работ по разным предметам в одном  классе регламентируется локальными актами общеобразовательного учреждения и соотносится с требованиями СанПиН.

3.10. После согласования рабочую программу утверждает директор учреждения, ставит гриф утверждения на титульном листе (вверху справа): УТВЕРЖДАЮ Директор (подпись) Расшифровка подписи. Дата.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 10» города Ишима

Согласована

зам. директора

 по вос.-образ. работе

___________

«___»_____20__г.

Принята на

Совете педагогов

Протокол №_____

от     «___»_____20_ _г.

 

«Утверждаю»

Директор

_______________

Приказ №      от

«____»______20__г.

Рабочая программа по

____________________

(учебный предмет)

_____________________________

(группы)

_____________________________

(сроки реализации)

Разработчики:

Ф.И.О., занимаемая должность.

Рабочая программа составлена в соответствии с программой

______________________________________________________

(название, автор программы)

20__ год


Структурные элементы рабочей программы педагога

Элементы

рабочей

 программы

Содержание элементов рабочей программы

Титульный лист

- полное наименование образовательного учреждения;

- гриф утверждения программы (педагогическим советом или кафедрой школы и директором школы с указанием даты);

- название учебного курса, для изучения которого написана программа;

- указание параллели, на которой изучается программа;

- фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких);

- название города, населенного пункта;

- год разработки программы

Пояснительная

 записка

- кому адресована программа: тип (общеобразовательное, специальное и др.), вид (гимназия, лицей, др.) учебного учреждения и определение класса обучающихся;

- концепция (основная идея) программы;

- обоснованность (актуальность, новизна, значимость);

- указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет;

- кратко формулируются цели учебного предмета для каждой ступени обучения;

- указание на место и роль курса в обучении;

- цели, задачи;

- сроки реализации программы;

- основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному предмету (при наличии таковых);

- общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий;

- логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана;

- предполагаемые результаты;

- система оценки достижений учащихся;

- инструментарий для оценивания результатов;

- приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.

Календарно-тематический план

- перечень разделов, тем последовательность их изучения;

- количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;

- вид занятий (теоретические или практические, количество часов);

- деление на виды деятельности и формы;

- формы и методы контроля;

Содержание тем учебного курса

- перечень и название раздела и тем курса;

- необходимое количество часов для изучения раздела, темы;

- содержание учебной темы:

- основные изучаемые вопросы;

  • практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;
  • требования к знаниям и умениям обучающихся;
  • формы и вопросы контроля;
  • возможные виды самостоятельной работы учащихся.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

В данном разделе прописываются требования к

- знаниям;

- умениям;

- компетенциям.

Перечень учебно-методического обеспечения

- методические и учебные пособия;

- оборудование и приборы;

- дидактический материал;

Список литературы (основной и дополнительной).

- литература, использованная при подготовке программы;

- литература, рекомендованная для учащихся;

- образовательные диски.

Приложения к программе

- основные понятия курса;

- списки тем рефератов;

- темы проектов;

- темы курсовых и творческих работ;

- примеры работ и т.п.;

- методические рекомендации.

(Arial, 12)

Календарно-тематический план занятий в ________ группе по ________________

Номера занятий

Наименования разделов и тем

Плановые сроки  прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Формируемые понятия и навыки

(Arial, 12)

Календарно-тематический план занятий в ________ группе по ________________

Номера занятий

Наименования разделов и тем

Плановые сроки  прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Формируемые понятия и навыки

(Arial, 12)

Календарно-тематический план занятий в ________ группе по ________________

Номера занятий

Наименования разделов и тем

Плановые сроки  прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Формируемые понятия и навыки

(Arial, 12)

Календарно-тематический план занятий в ________ группе по ________________

Номера занятий

Наименования разделов и тем

Плановые сроки  прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Формируемые понятия и навыки

(Arial, 12)

Календарно-тематический план занятий в ________ группе по ________________

Номера занятий

Наименования разделов и тем

Плановые сроки  прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Формируемые понятия и навыки

(Arial, 12)

Календарно-тематический план занятий в ________ группе по ________________

Номера занятий

Наименования разделов и тем

Плановые сроки  прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Формируемые понятия и навыки

(Arial, 12)

Календарно-тематический план занятий в ________ группе по ________________

Номера занятий

Наименования разделов и тем

Плановые сроки  прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Формируемые понятия и навыки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Рабочая программа дополнительного образования по познавательно – речевому направлению «Следопыты»

Рабочая программа в рамках дополнительного образования по познавательно – речевому направлению «Следопыты»  формирует деловые качества ребёнка, умение ориентироваться в происходящем, выявлять про...

Рабочая программа дополнительного образования по математической подготовке детей дошкольного возраста «Вундеркинд», автор: воспитатель Перминова В.Н.

Проблема развития математических способностей детей дошкольного возраста принадлежит к числу острейших методических проблем последних десятилетий. При этом игра является основной деятельностью дошколь...

Рабочая программа дополнительного образования по развитию речи «Читай-ка». Автор:воспитатель Русакова А.Н.

       Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, поэтому на первый план выходят  задачи: - научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное п...

Методические рекомендации по составлению рабочих программ дополнительного образования детей дошкольного возраста

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯКРАСНОГОРСКИЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР         Методические рекомендации по составл...

Методическая разработка Рабочая программа дополнительного образования «Экология человека» (для детей 6-7 лет)

Основной целью данной программы  является знакомство детей  с основными особенностями строения и функций их собственного организма, формирование представления о взаимосвязи всех систем...

Методические рекомендации к содержанию и оформлению рабочих программ по дополнительному образованию

Методические рекомендации по оформлению рабочих программ по дополнительному образованию разных направленностей....