Методическая разработка Рабочая программа дополнительного образования по познавательно – речевому направлению «Следопыты»
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) по теме
Рабочая программа в рамках дополнительного образования по познавательно – речевому направлению «Следопыты» формирует деловые качества ребёнка, умение ориентироваться в происходящем, выявлять проблему, самостоятельно искать и выбирать наиболее адекватный способ её решения, продуктивно его использовать. Программа развивает поисковую деятельность и интеллектуальную инициативу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 161.5 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа №5 города Сызрани городского
округа Сызрань Самарской области
структурное подразделение, реализующее образовательные
программы – «Детский сад», расположенное по адресу ул. Новостроящаяся, д.22
Методическая разработка
Рабочая программа по познавательно – речевому направлению
«Следопыты»
Составитель: воспитатель
Алёшина Елена Александровна
Пояснительная записка
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, а зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки... Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой — предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы.
В природе все взаимосвязано: растения, животные, воздух и др. находятся в неразрывном единстве — живая природа не может обходиться без неживой. Растение существует только благодаря тому, что корнями пронизывает землю и впитывает из нее влагу и питательные вещества, стеблем тянется вверх, а листьями разворачивается к солнцу, поглощая его свет и тепло. Растению нужен воздух, нужны влага и тепло — в таких благоприятных условиях оно хорошо себя чувствует: растет, цветет, даёт плоды и радует глаз человека.
У человека связь с неживой природой еще сильнее, чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода, но не любая, а только чистая — природная или специально очищенная. Человечество потому и достигло таких высот в развитии цивилизации, что научилось использовать природные ресурсы: добывать уголь, нефть, руду, использовать глину и песок в строительстве, изготовлении предметов быта.
Таким образом, все явления и объекты неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического воспитания.
При разработке Рабочей программы в рамках дополнительного образования по познавательно – речевому направлению «Следопыты» были использованы методы и приемы, формы организации детской деятельности, описанные в педагогической технологии С.Н.Николаевой «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», направленные на усвоение детьми системы знаний о природе, о существенных связях, и зависимостях.
Программа направлена на приобретение опыта в следующих видах деятельности:
-игровой (сюжетной игры и игры с правилами)
-коммуникативной (конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, устной речью как основным средством общения)
-познавательно - исследовательской (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)
Содержание рабочей программы «Следопыты» обеспечивает развитие представлений:
-об объектах окружающего мира (предметах, явлениях)
-о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, причинах и следствиях).
Программа позволяет развивать познавательные способности детей, накапливать опыт в процессе восприятия окружающего мира, развивать полученные знания и приобретенные навыки в исследовательской деятельности.
Новизна рабочей программы дополнительного образования «Следопыты» - это исследовательская деятельность, элементарные опыты, которые маленькие следопыты проводят сами, самостоятельно при участии педагога. Вся образовательная деятельность строится на элементарных опытах. Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.
Рабочая программа в рамках дополнительного образования по познавательно – речевому направлению «Следопыты» формирует деловые качества ребёнка, умение ориентироваться в происходящем, выявлять проблему, самостоятельно искать и выбирать наиболее адекватный способ её решения, продуктивно его использовать. Программа развивает поисковую деятельность и интеллектуальную инициативу.
Основной вид деятельности дошкольников – игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Воспитание и обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника. В процессе реализации программы «Следопыты» используются формы и методы работы с детьми, соответствующие их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям. Образовательная деятельность по программе проходят в игровой форме и носят интегрированный характер, что положительно воздействует на познавательное развитие ребёнка: игры, презентации, познавательно - досуговая деятельность, беседы, эксперименты, чтение художественной литературы).
Подведение итогов реализации Рабочей программы проводится в форме викторины «В гостях у Мойдодыра». Ожидаемые результаты - формирование у детей представлений о неживой природе и её свойствах, умение делать простейшие выводы, обосновывать свои решения, о существенных связях и зависимостях в природе. Развитие познавательного интереса к предметам и явлениям неживой природы.
Всё это формирует у детей бережное, ответственное, эмоционально - доброжелательное отношение к миру живой и не живой природы.
Цель и задачи обучения
Цель:
Развивать познавательный интерес к неживой природе.
Формировать представления у детей о необходимости бережного отношения к объектам неживой природы.
Основные задачи:
- Расширять представление детей о свойствах окружающего мира.
- Познакомить с различными свойствами воды, песка, камней, снега.
- Формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
- Формировать умение детей делать выводы на основе опытов.
- Развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность.
- Активизировать речь и обогащать словарь детей.
- Воспитывать интерес к объектам неживой природы, бережное к ним отношение.
Содержание программы
РАЗДЕЛ 1 Неживая природа: Свойства песка: сухой – сыплется, влажный – лепится. Сухой песок пропускаем через сито: сыплется, шуршит. На мокром песке остаются следы от змейки, а на сухом можно рисовать. Свойства камней: твердые, тяжелее песка. Свойства воды: течет, журчит, брызги летят, капельки капают. Вода прозрачная, но ее можно окрасить в любой цвет или сделать грязной; что на вкус она отличается от сока, молока; что при низкой температуре может превратиться в лед. Свойств снега: он лепится, из него можно скатать комок; в теплых руках снег тает и превращается в воду. Знакомство с качествами предметов – размером, формой.
.
РАЗДЕЛ 2 Неживая природа и живая природа рядом: формирование представления о том, что без воды все живое погибает, растения засыхают, теряют листья; веточка дерева живая, пьет водичку, на ней распускаются листочки; все живое любит чистую воду, загрязнять ее нельзя. Кому нужна вода: детям, рыбкам, птичкам. Водой моют лицо, руки, чтобы были чистыми. Ознакомление с устройством аквариума: дно засыпано песком, песок мокрый; камни утопают в песке, они тоже мокрые, темные, большие и маленькие; вода прозрачная, чистая. Вода в природе бывает в разных состояниях: ручей, лужица – это вода, сосулька – тоже вода.
Тематический план
Раздел | Тема | Количество часов |
Неживая природа |
искусственном водопаде
| 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Неживая и живая природа рядом |
К.И. Чуковского «Мойдодыр»
| 1 1 2 1 1 1 1 2 1 1 1 |
План деятельности по рабочей программе
«Следопыты»
Количество НОД в неделю | Количество НОД в месяц | Количество НОД в год |
1 | 4 | 28 |
Сентябрь – адаптационный период и мероприятия по Рабочей программе не проводятся.
Май - мероприятия по Рабочей программе не проводятся с целью снижения нагрузки и в связи с подведением итогов за учебный год.
Формы контроля за усвоением учебного материала
Формы проведения | Задачи |
Викторина «В гостях у Мойдодыра» |
|
К концу года дети должны
Знать:
- свойства песка: сухой – сыплется, влажный – лепится, на мокром песке остаются следы от змейки, а на сухом можно рисовать;
- свойства камней: твердые, тяжелее песка;
- свойства воды: течет, журчит, брызги летят, капельки капают, прозрачная, но ее можно окрасить в любой цвет или сделать грязной;
- на вкус вода отличается от сока, молока;
-при низкой температуре вода может превратиться в лед;
- свойств снега: он лепится, из него можно скатать комок; в теплых руках снег тает и превращается в воду;
-в любой воде мыло мылится;
- вода и мыло смывают грязь.
Уметь:
- проводить элементарные опыты
Иметь представление:
- кому нужна вода;
- растения засыхают;
- растения теряют листья
- без воды все живое погибает;
- загрязнять воду нельзя.
- об устройстве аквариума
- вода в природе бывает в разных состояниях: ручей, лужица, сосулька – это вода;
- в ручьях, дети пускают кораблики, вода журчит, льется, стекает в лужицы
Учебно – методический комплекс
- Методы и приёмы обучения
Методы | Приёмы |
1. Наглядный метод |
|
2. Информационно-рецептивный метод |
|
3. Репродуктивный метод |
|
4. Практический метод |
|
5. Словесный метод |
|
6. Метод проблемного обучения |
знаний
|
7. Игровой метод |
|
8. Исследовательский метод |
|
9. Соревновательный метод |
для достижения цели |
2.Материал
№ | Вид | Тематика |
1 | Дидактические игры |
|
2 | Сюжетные игры |
|
3 | Художественное слово |
|
4 | Технические средства |
|
5 | Круги Эйлера |
мир |
6 | Дидактический материал |
|
7 | Дидактический материал для проведения опытов |
|
- Методическое обеспечение
Формы проведения | Виды деятельности |
Контрольно-диагностическая деятельность | - беседы |
Познавательно - досуговая деятельность | - экскурсии - дидактические игры - развлечения |
Соревновательная деятельность | - соревнования |
Нетрадиционные формы | - развлечения -викторина |
Субъективная и научно-исследовательская деятельность | - опыты - эксперименты |
Перспективный план работы по программе
«Следопыты»
Тема | Цель | Материал, литература |
1. Беседа «Домик из песка для черепашки». Опыт «Сыпется, лепится» | Познакомить детей со свойствами песка: сухой-сыплется, влажный - лепится. | Иллюстрации по теме, песок, вода, ёмкости |
2. Игра - опыт «Дорожка для змейки». | Закрепить знания детей о свойствах песка: сухой песок пропускаем через сито: сыплется, шуршит. На мокром песке остаются следы от змейки. | Иллюстрации по теме, песок, сито, ёмкости. Дошкольное воспитание, 1996, 1997. |
3.Опыт «Песчаные рисунки» | Закрепить знания детей о свойствах песка: сухой песок пропускаем через сито: сыплется, шуршит. На мокром песке остаются следы, а на сухом можно рисовать. | Иллюстрации по теме, песок, индивидуальные планшеты для песка Дошкольное воспитание, 1996, 1997 |
4. Опыт «Печем печенье». | Закрепить умение манипулировать сухим и влажным песком. Развивать воображение, творческие способности. | Иллюстрации по теме, индивидуальные планшеты для песка, формочки Дошкольное воспитание, 1996, 1997. |
5. Игра «Найди шарик». | Закрепить знания детей о свойствах песка. Познакомить с качествами предметов - размером, формой. | Песок, формы для песка. Маневцов Л.М. «Мир природы и ребенок» |
6. Игра «Камешки». Опыт «Тяжёлый, лёгкий» | Познакомить детей со свойствами камней. | Иллюстрации по теме, камни разных размеров. |
7. Развлечение «Солнышко для черепашки». | Продолжать знакомить детей со свойствами камней: твердый, тяжелее песка. Каждый ребенок «рисует» камешками солнышко для черепашки. | Камни разных размеров, образцы солнца выложенного из камней. Рыжова Н.А. «Программа экологического воспитания дошкольников», Дошкольное воспитание, 1998, № 7. |
8. Эксперимент «Что, как плавает» | Сравнить камень с деревянной палочкой: что легче, что тяжелее, что тонет в воде, что плавает. | Камень, деревянная палочка, емкость с водой. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания дошкольников» |
9. Опыт - игра «Достань камешек». | Закрепить свойства камней по форме, по весу. Развивать внимание. | Камешки разных размеров и форм. Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» |
10. Наблюдение за водой в искусственном водопаде. | Познакомить детей со свойствами воды: течет, журчит, брызги летят, капельки капают. Обсуждение вопроса о том, кому нужна вода: детям, рыбкам, птичкам. | Иллюстрации по теме, емкости с водой. Зверев И.Д. «Формирование ответственного отношения к природе» |
11. Беседа «Теплая и холодная вода» | Уточнить представление детей о том, что вода бывает разной температуры-холодной и горячей, в любой воде мыло мылится. Вода и мыло смывают грязь. | Стаканы с теплой и холодной водой. |
12. Игра «Вода льётся» | Продолжать знакомить детей со свойствами воды - текучесть. | Стакан с водой, пустой стакан. Рыжова Н.А. «Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика» |
13. Соревнование «Поймай льдинку». | Закрепить знания детей о свойствах воды. Развивать координацию движений. | Иллюстрации по теме. Богданец Т. «Экологические знания - первое представление о мире», Дошкольное воспитание 2003, № 12. |
14. Беседа «Волшебная сосулька». | Закрепить знания детей о свойствах льда: холодный, прозрачный, в тепле лед тает и получается вода. | Иллюстрации, фотографии по теме. Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду», Королева А. «Естествознание для малышей» |
15. Целевая прогулка «Волшебный снежный ком». | Познакомить детей со свойствами снега: он лепится, из него можно скатать комок; в теплых руках снег тает и превращается в воду. | Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» |
16-17. Игры - опыты с водой. | Показать детям, что вода прозрачная, но ее можно окрасить в любой цвет или сделать грязной; что на вкус она отличается от сока, молока; что при низкой температуре может превратиться в лед. | Вода, гуашь, земля. Николаева С.Н. «Формирование начал экологической культуры», Дошкольное воспитание, 1996, № 6. |
18. Беседа «Дом для рыбок». | Познакомить детей с устройством аквариума: дно засыпано песком, песок мокрый; камни утопают в песке, они тоже мокрые, темные, большие и маленькие; вода прозрачная, чистая. | Иллюстрации по теме, аквариум, песок, камни, вода |
19. Игра - опыт «Зачем комнатным растениям вода?» | Формировать представление о том, что без воды все живое погибает, растения засыхают, теряют листья; все живое любит чистую воду, загрязнять ее нельзя. | Сюжетные картинки по теме, презентация «Растения и вода» Богданец Т. «Экологические знания – первое представление о мире», Дошкольное воспитание, 2003, № 12. |
20. Беседа «Вода нужна всем» | Дать детям представление о роли воды в жизни людей, растений и животных. | Иллюстрации по теме, презентация «Вода-водичка» Рыжова Н.А. «Волшебница вода». |
21. Развлечение «Это- волшебница вода» | Уточнить знания детей о свойствах воды. Доставить детям радость. | Емкости с водой, краски, кисточки, стаканчики со льдом. Николаева Н.Н. «Формирование начал экологической культуры», Дошкольное воспитание, 1996, 1997. |
22. Наблюдение «Как веточки пьют воду» | Объяснить детям, что веточка дерева живая, пьет водичку, на ней распускаются листочки. | Срезанные веточки дерева в вазе. |
23.Чтение произведения К.И. Чуковского «Мойдодыр». | Познакомить детей с новой сказкой. | Иллюстраций к сказке К.И.Чуковского «Мойдодыр» |
24.Фокусы с водой. | Показать детям, что вода окрашивается и принимает цвет краски. | Емкости с водой, краски. Николаева Н.Н. «Формирование начал экологической культуры», Дошкольное воспитание, 1996, 1997 |
25-26. Наблюдение за водой в природе. | Дать детям возможность убедиться в том, что вода в природе бывает в разных состояниях: ручей, лужица – это вода, сосулька – тоже вода. | Бумажные кораблики. Зебзеева В.А. «О формах и методах экологического образования дошкольников», Дошкольное воспитание 1998, № 7. |
27. Беседа «Все о воде». | Закрепить свойства воды: чистая, теплая, холодная; еще раз повторить вопрос о том, кому нужна вода. | Иллюстрации по теме, стаканы с водой. Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой» |
28. Викторина «В гостях у Мойдодыра». | Формировать у детей представления о неживой природе и её свойствах. Формировать умение делать простейшие выводы, обосновывать свои решения. Закрепить знания о существенных связях и зависимостях в природе. Развивать познавательный интерес к предметам и явлениям неживой природы. Формировать бережное, ответственное, эмоционально- доброжелательное отношение к миру природы. | Зеркала, баночки с водой, камешки, песок, иллюстрации по теме. Богданец Т. «Экологические знания – первое представление о мире» |
Литература
- Богданец Т. «Экологические знания – первое представление о мире» // Дошкольное воспитание, 2003, № 12.
- Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. М.: Педагогика, 1980.
- Зебзеева В.А. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание, 1998, № 7.
- Зенина Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников // Дошкольное воспитание, 2000, № 7.
- Зверев И.Д. Формирование ответственного отношения к природе. – М: Просвещение, 1983.
- Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Кондратьева Н.Н. Программа «Экологического образования детей «Мы». Оренбург: Азбука экологии, 1993.
- Королева А. Естествознание для малышей // Дошкольное воспитание, 1998, № 10.
- Маневцов Л.М. «Мир природы и ребенок». – С.Пб.: «Акцидент», 1998.
- Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. М.:П.1989.
- Николаева Н.Н. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание, 1996, 1997.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М.: Академия, 1999.
- Николаева С.Н. Программа «Юный эколог» // Дошкольное воспитание, 1994, № 9.
- Николаева С.Н. Формирование начал экологической культуры. Старинная группа // Дошкольное воспитание, 1996, № 6.
- Рыжова Н.А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика. – М., 2000.
- Рыжова Н.А. «Наш дом - природа», «Я и природа» М.1996.
Приложение №1
Игры
«С песком и водой»
Игра «Достань камешек»
Цель: закрепление свойств камней по форме, по весу, развитие внимания, координации движений.
Содержание.
На дно емкости с водой воспитатель выкладывает несколько камешков. Затем предлагает ребенку достать «клад». Для этого он выбирает очень красивый камень или ракушку, разглядывает их вместе с малышом. Затем камешек опускается на дно (глубина не больше 15-20 см), и ребенок должен попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек.
Водный слой обычно затрудняет процесс доставания, поэтому воспитатель может немного помочь малышу.
Игра «Теплый – холодный»
Цель: закрепление знаний свойств воды: прозрачная, теплая, холодная.
Содержание.
Необходимы игрушки двух видов, по 2-3 штуки каждого, желательно резиновые и пластмассовые (например, небольшие мячики – желтые и красные, синие и зеленые, утята и рыбки, кораблики и т.д.). Воспитатель наполняет одну емкость теплой водой, другую - холодной. Говорит ребенку: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки – в теплой. Давай их искупаем». Малыш
опускает утят в емкость с прохладной водой, а рыбок – в емкость с теплой водой.
Игра «Что как плавает»
Цель: знакомство детей со свойствами различных материалов.
Содержание.
Для игры – экспериментирования нужен набор предметов из разных материалов (скорлупка грецкого ореха, деревянная палочка, камешек, металлическая ложка, лоскуток ткани и др.).
Воспитатель предлагает ребенку постепенно опускать все предметы в воду: «Какой красивый кораблик! Он готов отправиться в плавание. Опусти его в воду, пусть плывет. Как много у нас других предметов! Они тоже хотят плавать. Давай и их отправим в плавание». Во время игры воспитатель обязательно просит малыша называть предметы и помогает комментировать действия.
Игра «Найди шарик» Цель: закрепление знаний о свойствах песка; знакомство с качествами предметов – размером, формой.
Содержание.
Воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит ребенка найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах у малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого.
Постепенно усложняя задачу, воспитатель закапывает два предмета, например шарик и кубик, а затем просит найти кубик. Можно закапывать предметы одной формы, но разной величины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/16/picture-457409-1402916582.jpg)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Мастерилка" Программа дополнительного образования с использованием нетрадиционных техник в изобразительной деятельности.
Разроботана программа дополнительного образования с использованием нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для детей 3-4 лет сроком на один год....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/10/picture-869084-1515586397.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования " Речевой кружок"
Программа кружка по развитию речи разработана для детей в возрасте от 4 лет до 5 лет, т.к. в группе есть дети с нарушениями речи.Данная система занятий содержит различные упражнения по развитию ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/10/picture-102153-1489172058.jpg)
Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Речевое развитие". Дидактические игры по развитию речи, методические рекомендации, практическое пособие
Дидактические игры по развитию речи – специальная форма обучения для детей дошкольного возраста, позволяющая обогащать, совершенствовать, активизировать и закреплять словарный запас в процессе и...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/16/picture-541653-1424060036.jpg)
Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Речевое развитие". Цикл занятий. Дидактические игры по развитию речи, методические рекомендации, практическое пособие
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ОБОЩАЮТ И СИСТЕМАТИЗИРУЮТ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ, СОДЕЙСТВУЮТ ОБОГОЩЕНИЮ ИХ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА, УСВОЕНИЮ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ, РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.Дидактические игры по развитию речи...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/09/picture-1341156-1628499244.jpg)
Методическая разработка Рабочая программа дополнительного образования «Экология человека» (для детей 6-7 лет)
Основной целью данной программы является знакомство детей с основными особенностями строения и функций их собственного организма, формирование представления о взаимосвязи всех систем...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/18/picture-45590-1639823659.jpg)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по программе дополнительного образования «Маленький петербуржец» Возраст: 4 – 5 лет
В основу воспитания маленького петербуржца положен взгляд на Санкт-Петербург, как на мир особой культуры, художественное целое, социально- пространственную систему, несущую в себе могучий воспитательн...