Рабочая программа дополнительного образования по математической подготовке детей дошкольного возраста «Вундеркинд», автор: воспитатель Перминова В.Н.
рабочая программа по математике на тему
Проблема развития математических способностей детей дошкольного возраста принадлежит к числу острейших методических проблем последних десятилетий. При этом игра является основной деятельностью дошкольника. Вопрос использования игры как средства для интеллектуального развития, учитывая особенность и самоценность дошкольного детства, сегодня стоит особенно остро.
Игра как деятельность успешно решает задачи формирования математических представлений, так как в ней всегда присутствуют правила и задачи, выполнение которых помогает не только достичь высокого уровня развития игровых умений и замыслов, нои упражнять в апробировании математических знаний и практического опыта.
Знания о числах и отношениях между ними, о времени и пространстве, о форме и величине, а также познавательные функции (внимание, память, мышление, речь, воображение) развиваются и усваиваются значительно легче в игровой форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_perminova_v.n.doc | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска
детский сад общеразвивающего вида №72
Рабочая программа дополнительного образования
по математической подготовке детей от 4-х лет
«Вундеркинд»
Руководитель: Перминова В.Н.
Мурманск 2014г.
Пояснительная записка
Проблема развития математических способностей детей дошкольного возраста принадлежит к числу острейших методических проблем последних десятилетий. При этом игра является основной деятельностью дошкольника. Вопрос использования игры как средства для интеллектуального развития, учитывая особенность и самоценность дошкольного детства, сегодня стоит особенно остро.
Игра как деятельность успешно решает задачи формирования математических представлений, так как в ней всегда присутствуют правила и задачи, выполнение которых помогает не только достичь высокого уровня развития игровых умений и замыслов, нои упражнять в апробировании математических знаний и практического опыта.
Знания о числах и отношениях между ними, о времени и пространстве, о форме и величине, а также познавательные функции (внимание, память, мышление, речь, воображение) развиваются и усваиваются значительно легче в игровой форме.
За основу построения программы взят принцип общения ребенка со взрослым, с другими детьми в виде игры. Это – школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Взаимное обогащение друг друга знаниями, интересной информацией сближает детей и зачастую определяет круг общих интересов. Дети, осуществляя свои социальные права, учатся формулировать и соблюдать правила игры, контролировать их выполнение партнерами, вести диалог, достойно отстаивать свою точку зрения в спорных ситуациях, учитывая интересы других, учиться и взаимообучать друг друга.
Программа предназначена для работы с детьми от 4 -х -до 6 лет в дошкольном образовательном учреждении; она обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении всего учебного года. Методика дается в определенной системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактические принципы развивающего обучения. Она реализуется в доступной и интересной форме: работа в рабочей тетради с использованием системы поощрения за старательное выполнение заданий,разнообразных дидактических играх (коллективных, игры с небольшой группой детей, партнерских) и упражнениях с использованием наглядного материала. Разнообразные атрибуты повышают интерес детей к игре, стимулируют игровые действия, связанные с математическими операциями.
Программа также включает в себя использование различного иллюстративного и словесного материала: загадки, потешки, считалки, упражнения, веселые картинки, обеспечивающие наглядно-образный и наглядно-действенный характер обучения.
Новизна дополнительной образовательной программы «Вундеркинд» состоит в том, что каждое занятие проводится в виде путешествий, игр, праздников, что не утомляет дошкольников и способствует лучшему запоминанию математических категорий. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей активизации словарного запаса детей. При подборе игр учитываетсято, что игра не должна быть не слишком трудной, но и не слишком легкой, - только в этом случае игра приносит детям пользу и радость.Внесён новый вид игры – партнерский, где объединяются более активные дети с менее активными: последние стараются подражать своим товарищам и успешнее справляются с заданиями.
Актуальность данной программы обусловлена следующими обстоятельствами:
- более ранним началом систематического обучения в школе,
- значительной продолжительностью рабочего дня многих родителей и увлечение их компьютерным общением, вследствие чего возникает недостаток познавательного, развивающего общения родителей и детей,
- изменение содержания обучения в школе значительно повысило требования к уровню математических представлений выпускников детского сада.
Цель данной программы - повысить уровень познавательной активности детей, развитие элементарных математических представлений в соответствии с повышенными требованиями к ним в школе, развить способность детей решать логические задачи. Цель обучения не только в подготовке к успешному овладению математикой в школе, но и полноценное развитие ребёнка:
- развитие мотивационной сферы;
- интеллектуальных творческих сил;
- качества личности.
Задачи программы:
1. Создание максимально благоприятных условий для раннего выявления и развития интересов, склонностей и способностей ребёнка.
2. Формирование внутренней учебной мотивации, других мотивов учения.
3. Развитие психических процессов (ощущение, восприятие, представление).
4. Развитие вариативного и образного мышления (фантазии, воображение, творческие способности).
5. Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
6. Формирование умений и навыков (умение обдумывать и планировать действия, осуществлять решения, догадываться о результатах и проверять их, строго придерживаться, заданным, правилам алгоритма.)
Формы работы:
- НОД – является основной формой работы с детьми, продолжительность которогоот 20 минут (1 академический час). В занятия включены работа в рабочих тетрадях,подвижные игры, физкультминутки, пальчиковые игры, которые позволяют детям расслабиться;
- беседы;
- различные виды игр;
- рисунки и композиции;
- индивидуальная работа;
- сюжетно-дидактические игры;
- викторины;
- работа с родителями
Методы обучения:
- наглядный;
- исследовательский;
- проблемно-поисковый;
- объяснительно-иллюстративный;
- практический.
Содержание дополнительной программы
1. Количество и счет
• Сравнении двух множеств (групп) предметов, выяснение в какой из двух групп больше (меньше) предметов или их поровну.
• Освоение способа практического сопоставления групп: наложения и приложения.
• Освоение принципа построения натурального ряда, т. е образование каждого последующего числа (т+1) и предыдущего (т-1) .
• Отрабатывание счетных навыков.
• Согласование числительных с существительными.
• Обучение отсчету предметов по названному числу, по количеству их на карточке.
• Показ независимости числа предметов от их пространственных признаков (размера, формы расположения, расстояния между предметами).
• Счет групп предметов (множеств, воспринимаемых разными анализаторами (слуховым, осязательно-двигательным).
2. Величина
• Сравнение предметов контрастных и одинаковых размеров по длине, ширине, толщине, высоте с использованием приемов приложения и наложения, а так же на глаз.
• Обучение раскладыванию предметов в ряд в порядке возрастания или убывания размера по длине, ширине, высоте, толщине и по объему в целом.
3. Форма
• Развитие представлений о форме предметов.
• Различение геометрических фигур и ознакомление с некоторыми их свойствами.
4. Ориентировка в пространстве и времени
• Определение пространственного расположения предметов относительно себя.
• Обучение умению передвигаться в указанном направлении.
• Формирование представлений «ближе», «дальше», «близко», «далеко».
• Развитие ориентировки на листе бумаги и на плоскости стола.
5. Логические задачи
• Отгадывание загадок.
• Группировка предметов по определенному признаку.
• Исключение предмета из группы по определенному признаку.
• Составление целого из частей.
Ожидаемые результаты:
В итоге успешного овладения данной программой, у детей будут богаче представления о количественных и пространственных свойствах и отношениях реальных предметов, тем легче им будет в дальнейшем путем обобщения и абстрагирования перейти от этих представлений к математическим понятиям. А это залог успешного обучения математике в школе.
Учебно-тематический план
Неделя | Тема | Цель | Часы |
1 | 2 | 3 | 4 |
|
| Октябрь |
|
1 | Количественные представления | Учить выделять признаки предметов, познакомить с понятием «пара», формировать внимание, умение работать по образцу, формировать приемы анализа и синтеза. – упражнение 1. «Что в мешочке?» - упражнение 2. «Какая цифра убежала?» - упражнение 3. Пальчиковая гимнастика «Пять пальцев» - упражнение 4. «Разрезные картинки» | 1 час |
2 | Числа в пределах 5 | Учить считать в пределах 5, соотносить с их количественной моделью, сравнивать две группы предметов, учить порядковой нумерации предметов. - упражнение 1. «Найди пару» - упражнение 2. «Работа с палочками» - упражнение 3. «Постройся по порядку» - упражнение 4. «Работа с палочками» | 1 час |
3 | Сравнение предметов | учить сравнивать объекты и предметы по различным признакам путем наложения, приложения, уметь ориентироваться в пространстве. - упражнение 1. «Разноцветные шарики» - упражнение 2. «Кошки» - упражнение 3. «Скажи наоборот» - упражнение 4. «Чем похожи и чем отличаются?» | 1 час |
4 | Ориентировка в пространстве | учить ориентироваться в пространстве: наверху, внизу, над, под; различать лево и право; упражнять в счете в пределах 3; различать цифры 1, 2, 3. - упражнение 1. «Найди столько же» - упражнение 2. «Воробышек» - упражнение 3. «Где правая, где левая?» - упражнение 4. «Назови соседей» | 1 час |
|
| Ноябрь |
|
5 | Число и цифра 3 | продолжать знакомить с образованием числа 3 и соответствующей цифрой; учить называть числительные от 1 до 3; считать и раскладывать предметы правой рукой слева направо; уточнить представление о треугольнике. - упражнение 1. «Работа с палочками» - упражнение 2. «Найди столько же» - упражнение 3. «Назови число» | 1 час |
6 | Сравнение фигур | учить сравнивать предметы по высоте, отражать в речи результат сравнения; составлять предметы из трех равнобедренных треугольников; находить в окружении одинаковые по высоте предметы. - упражнение 1. «Найди игрушки» - упражнение 2. «Что выше?» - упражнение 3. «Елка» - упражнение 4. «Ежик» | 1 час |
7 | Куб, шар | познакомить с геометрическими телами – кубом и шаром; дать представление об устойчивости и неустойчивости, наличии или отсутствии углов; закрепить счет в пределах трех. - упражнение 1. «Внимание» - упражнение 2. «Прокати в ворота» - упражнение 3. «Соседи» - упражнение 4. «Считай – не ошибись» | 1 час |
8 | Квадрат | учить составлять квадрат из счетных палочек; называть предметы квадратной формы; считать по порядку, отвечать на вопросы: который, какой? конструировать из квадрата. - упражнение 1. «Перекличка» - упражнение 2. «Работа с палочками» - упражнение 3. «Бегите ко мне» – упражнение 4. «Какая фигура спряталась?» | 1 час |
|
| Декабрь |
|
9 | Число и цифра 4 | продолжать знакомить с образованием числа 4 и цифрой 4; учить порядковому счету (до 4); раскладывать предметы правой рукой слева направо. - упражнение 1. «Назови цифру» - упражнение 2. «Назови соседей» - упражнение 3. «Игра с яблоками» - упражнение 4. «Дорожки» (6,125) | 1 час |
10 | Конструктивные задачи | развивать конструктивную деятельность, развивать аналитико- синтетические способности. - упражнение 1. «Разноцветные палочки» - упражнение 2. «Веселые фигуры» - упражнение 3. «Пройди и не упади» - упражнение 4. «Сложи фигуру» | 1 час |
11 | Широкий - узкий | учить сравнивать предметы по ширине, выполнять сериацию (распределение) по одному признаку, учить штриховать не выходя за границы. - упражнение 1. «Хитрые полоски» - упражнение 2. «Отгадай, что такое?» - упражнение 3. «Скажи наоборот» - упражнение 4. «Веселые фигурки» | 1 час |
12 | Круг | формирование представления о круге, учить складывать круг из разрезных картинок. - упражнение 1. «Угадай – ка» - упражнение 2. «Красивая закладка» - упражнение 3. «Отвечай быстро» - упражнение 4. «Сложи круг» | 1 час |
|
| Январь |
|
13 | Четырехугольник | учить различать разные фигуры; упражнять в счете в пределах четырех; упражнять в ориентировке в пространстве на листе бумаги: слева, справа, вверху, внизу. - упражнение 1. «Разноцветные палочки» - упражнение 2. «Найди свой домик» - упражнение 3. «Транспорт» - упражнение 4. «Точечки» | 1 час |
14 | Число и цифра 5 | познакомить с образованием числа 5 и цифрой 5; развивать внимание, творческое воображение, моторику рук. - упражнение1. «Отгадай число» - упражнение 2. «Назови соседей» - упражнение 3. «Постройся по порядку» - упражнение 4. «Сделай лесенку» | 1 час |
|
| Февраль | 1 час |
15 | Число и цифра 6 | познакомить с числом и цифрой 6, учить решать конструктивные задачи. - упражнение 1. «Потерянные цифры» - упражнение 2. «Веселые картинки» - упражнение 3. «Игра с яблоками» - упражнение 4. «По бревнышку» | 1 час |
16 | Сравнение фигур по различным признакам | учить сравнивать фигуры по форме, учить соотносить число и множество, развивать долговременную память. - упражнение 1. «Что лишнее?» - упражнение 2. «Разложи, как скажу» - упражнение 3. «Сколько?» - упражнение 4. «Нарисуй фигуры» | 1 час |
17 | Симметричный орнамент | учить выполнять симметричный орнамент на основе интуитивного восприятия принципа симметрии; продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве, правильно определяя направление. - упражнение 1. «Красивая салфетка» - упражнение 2. «Где правая , где левая» - упражнение 3. «Встань, где я скажу» | 1 час |
18 | Решение конструктивных задач | учить решать конструктивные задачи. - упражнение 1. «Веселые квадраты» - упражнение 2. «Собери круг» - упражнение 3. «Смешные фигурки» | 1 час |
|
| Март |
|
19 | Ориентировка во времени. Число и цифра 7. | закрепить представление о времени суток, учить правильно употреблять слова «сегодня», «вчера», «завтра»; упражнять в счете в пределах 7. - упражнение 1. «Когда это бывает» - упражнение 2. «Назови пропущенное слово» - упражнение 3. «Вчера, сегодня, завтра» - упражнение 4. «Живая неделя» | 1 час |
20 | Обратный счет | упражнять в порядковом и обратном счете. - упражнение 1. «Какая цифра убежала?» - упражнение 2. «Постройся в обратном порядке» - упражнение 3. «Считай в обратном порядке» - упражнение 4. «Соседи» | 1 час |
21 | Выше – ниже | учить сравнивать предметы по высоте, устанавливать равенство между двумя группами предметов, различать количественный и порядковый счет. - упражнение 1. «Лес» - упражнение 2. «Скажи наоборот» - упражнение 3. «Что выше» - упражнение 4. «Сделай лесенку» | 1 час |
22 | Длиннее - короче | упражнять в сравнении предметов по длине, учить раскладывать в порядке убывания и возрастания; развивать глазомер. - упражнение 1. «Волшебные ленты» - упражнение 2. «Найди пару» - упражнение 3. «Зеркало» - упражнение 4. «Скажи наоборот» | 1 час |
|
| Апрель |
|
23 | Конструирование из геометрических форм | учить находить недостающую часть фигуры, конструировать сюжет из геометрических фигур, изменять конструкцию по заданию. - упражнение 1. «Найди подходящую часть» - упражнение 2. «Картинки» - упражнение 3. «Найди фигуру» - упражнение 4. «Измени рисунок» | 1 час |
24 | Число и цифра 8 | познакомить с числом и цифрой 8. Учить строить количественную модель числа. Уточнить представление о геометрических формах. - упражнение 1. «Хитрые флажки» - упражнение 2. «Найди фигуру» - упражнение 3. «Бегите ко мне» | 1 час |
25 | Измерение объема сыпучих тел | учить детей измерению объема сыпучих тел с использованием мерки. - упражнение 1. «Сколько?» - упражнение 2. «Столько же» - упражнение 3. «Игра в прятки» | 1 час |
26 | Измерение объема жидких тел | учить детей измерению объема воды с помощью мерки, формировать понимание значимости процесса измерения для сравнения объема жидких тел. - упражнение 1. «Новая мерка» - упражнение 2. «Странные стаканы» - упражнение 3. «Налей столько же» | 1 час |
|
| Май |
|
27 | Масса предметов | дать представление о массе предмета, учить сравнивать предметы по тяжести прикидкой на руке. - упражнение 1. «Чудесные мешочки» - упражнение 2. «Волшебные кубики» - упражнение 3. «Скажи наоборот» - упражнение 4. «Интересные фокусы» | 1 час |
28 | Число и цифра 9 | познакомить с числом и цифрой 9. Развивать внимание, образную память, наблюдательность и речь. -упражнение 1. «Внимание» - упражнение 2. «Добавить еще одну» - упражнение 3. «Лови, бросай, дни недели называй» - упражнение 4. «Когда это бывает» | 1 час |
29 | Решение конструктивных задач | учить решать конструктивные задачи, развивать воображение и пространственное мышление. - упражнение 1. «Внимание» - упражнение 2. «Нарисуй, как запомнил» - упражнение 3. «Путешествие Незнайки» | 1 час |
30 | Повторение | закрепить пройденный материал, на конкретном примере раскрыть понятия «быстро- медленно» - упражнение 1. «Волчок» - упражнение 2. «Посмотри вокруг» - упражнение 3. «Наоборот» - ВРУЧЕНИЕ ДИПЛОМОВ «ВУНДЕРКИНД» | 1 час |
Список использованной литературы:
1. А.В. Белошистая. Занятия по развитию математических способностей детей 4-5 лет.
2. В.П.Новикова. Математика в детском саду (средний и старший дошкольный возраст).
3. В.П.Новикова. Математические игры в детском саду и начальной школе.
4. Е.С.Анищенко. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников
5. С.Е. Гаврина, Н.Л.Кутявина, И.Г.Топоркова, С.В.Щербинина. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать.
6. Рабочая тетрадь «Игралочка» Л.Г.Петерсон,Е.Е.Кочемасовой (математика для детей 4-5 лет, 5-6 лет).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе «СКОРО В ШКОЛУ» (для детей 5-7 лет)
Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень ра...
Модифицированная (адаптированная) программа дополнительного образования "Детский оркестр" для детей 5-7 лет Автор - составитель музыкальный руководитель Колесова Елена Николаевна.
Программа "Детский оркестр" расчитана на детей старшего дошкольного возраста, имеющих уже первоначальные навыки и умения игры на...
Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе. «В школу с радостью!»
Комплекс занятий направлен на развитие пяти взаимосвязанных психических процессов, определяющих познавательные возможности, и включает соответствующие разделы: «Тонкая моторика руки», «Внимание»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА . Развитие творческих и математических способностей детей дошкольного возраста (5-7 лет). Подготовка детей к школе по методикам Воскобовича
Основные принципы, заложенные в основу игр Воскобовича - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытн...
Рабочая программа дополнительного образования по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста "Вдохновение"
Актуальность театрализованной деятельности определяется мнооми показателями...
«Рабочая программа дополнительного образования «Маленькие экологи» для детей 5-6 лет на 2020-20121 учебный год муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 79 «Соловушка» города Смоленска»
laquo;Рабочая программа дополнительного образования «Маленькие экологи» для детей 5-6 лет на 2020-20121 учебный год муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения &laqu...
Рабочая программа дополнительного образования по экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста «Друзья природы» на 2020-2021 учебный год
Рабочая программадополнительного образованияпо экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности«Друзья природы» Возраст детей: 2-3 ...