Рабочая программа дополнительного образования по математической подготовке детей дошкольного возраста «Вундеркинд», автор: воспитатель Перминова В.Н.
рабочая программа по математике на тему

Проблема развития математических способностей детей дошкольного возраста принадлежит к числу острейших методических проблем последних десятилетий. При этом игра является основной деятельностью дошкольника. Вопрос использования игры как средства для интеллектуального развития, учитывая особенность и самоценность дошкольного детства, сегодня стоит особенно остро.

Игра как деятельность успешно решает задачи формирования математических представлений, так как в ней всегда присутствуют правила и задачи, выполнение которых помогает не только достичь высокого уровня развития игровых умений и замыслов, нои упражнять в апробировании математических знаний и практического опыта.

Знания о числах и отношениях между ними, о времени и пространстве, о форме и величине, а также познавательные функции (внимание, память, мышление, речь, воображение) развиваются и усваиваются значительно легче в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_perminova_v.n.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска

детский сад общеразвивающего вида №72

Рабочая программа дополнительного образования

по математической подготовке детей от 4-х лет

«Вундеркинд»

Руководитель: Перминова В.Н.

Мурманск 2014г.

Пояснительная записка

Проблема развития математических способностей детей дошкольного возраста принадлежит к числу острейших методических проблем последних десятилетий. При этом игра является основной деятельностью дошкольника. Вопрос использования игры как средства для интеллектуального развития, учитывая особенность и самоценность дошкольного детства, сегодня стоит особенно остро.

Игра как деятельность успешно решает задачи формирования математических представлений, так как в ней всегда присутствуют правила и задачи, выполнение которых помогает не только достичь высокого уровня развития игровых умений и замыслов, нои упражнять в апробировании математических знаний и практического опыта.

Знания о числах и отношениях между ними, о времени и пространстве, о форме и величине, а также познавательные функции (внимание, память, мышление, речь, воображение) развиваются и усваиваются значительно легче в игровой форме.

За основу построения программы взят принцип общения ребенка со взрослым, с другими детьми в виде игры. Это – школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Взаимное обогащение друг друга знаниями, интересной информацией сближает детей и зачастую определяет круг общих интересов. Дети, осуществляя свои социальные права, учатся формулировать и соблюдать правила игры, контролировать их выполнение партнерами, вести диалог, достойно отстаивать свою точку зрения в спорных ситуациях, учитывая интересы других, учиться и взаимообучать друг друга.

Программа предназначена для работы с детьми от 4 -х -до 6 лет в дошкольном образовательном учреждении; она обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении всего учебного года. Методика дается в определенной системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактические принципы развивающего обучения. Она реализуется в доступной и интересной форме: работа в рабочей тетради с использованием системы поощрения за старательное выполнение заданий,разнообразных дидактических играх (коллективных, игры с небольшой группой детей, партнерских) и упражнениях с использованием наглядного материала. Разнообразные атрибуты повышают интерес детей к игре, стимулируют игровые действия, связанные с математическими операциями.

Программа также включает в себя использование различного иллюстративного и словесного материала: загадки, потешки, считалки, упражнения, веселые картинки, обеспечивающие наглядно-образный и наглядно-действенный характер обучения.

Новизна дополнительной образовательной программы «Вундеркинд» состоит в том, что каждое занятие проводится в виде путешествий, игр, праздников, что не утомляет дошкольников и способствует лучшему запоминанию математических категорий. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей активизации словарного запаса детей. При подборе игр учитываетсято, что игра не должна быть не слишком трудной, но и не слишком легкой, - только в этом случае игра приносит детям пользу и радость.Внесён новый вид игры – партнерский, где объединяются более активные дети с менее активными: последние стараются подражать своим товарищам и успешнее справляются с заданиями.

Актуальность данной программы обусловлена следующими обстоятельствами:

- более ранним началом систематического обучения в школе,

- значительной продолжительностью рабочего дня многих родителей и увлечение их компьютерным общением, вследствие чего возникает недостаток познавательного, развивающего общения родителей и детей,

- изменение содержания обучения в школе значительно повысило требования к уровню математических представлений выпускников детского сада.

Цель данной программы - повысить уровень познавательной активности детей, развитие элементарных математических представлений в соответствии с повышенными требованиями к ним в школе, развить способность детей решать логические задачи. Цель обучения не только в подготовке к успешному овладению математикой в школе, но и полноценное развитие ребёнка:

- развитие мотивационной сферы;

- интеллектуальных творческих сил;

- качества личности.

Задачи программы:

1. Создание максимально благоприятных условий для раннего выявления и развития интересов, склонностей и способностей ребёнка.

2. Формирование внутренней учебной мотивации, других мотивов учения.

3. Развитие психических процессов (ощущение, восприятие, представление).

4. Развитие вариативного и образного мышления (фантазии, воображение, творческие способности).

5. Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).

6. Формирование умений и навыков (умение обдумывать и планировать действия, осуществлять решения, догадываться о результатах и проверять их, строго придерживаться, заданным, правилам алгоритма.)

Формы работы:

  • НОД – является основной формой работы с детьми, продолжительность которогоот 20 минут (1 академический час). В занятия включены работа в рабочих тетрадях,подвижные игры, физкультминутки, пальчиковые игры, которые позволяют детям расслабиться;
  • беседы;
  • различные виды игр;
  • рисунки и композиции;
  • индивидуальная работа;
  • сюжетно-дидактические игры;
  • викторины;
  • работа с родителями

Методы обучения:

  • наглядный;
  • исследовательский;
  • проблемно-поисковый;
  • объяснительно-иллюстративный;
  • практический.

Содержание дополнительной программы

1. Количество и счет

• Сравнении двух множеств (групп) предметов, выяснение в какой из двух групп больше (меньше) предметов или их поровну.

• Освоение способа практического сопоставления групп: наложения и приложения.

• Освоение принципа построения натурального ряда, т. е образование каждого последующего числа (т+1) и предыдущего (т-1) .

• Отрабатывание счетных навыков.

• Согласование числительных с существительными.

• Обучение отсчету предметов по названному числу, по количеству их на карточке.

• Показ независимости числа предметов от их пространственных признаков (размера, формы расположения, расстояния между предметами).

• Счет групп предметов (множеств, воспринимаемых разными анализаторами (слуховым, осязательно-двигательным).

2. Величина

• Сравнение предметов контрастных и одинаковых размеров по длине, ширине, толщине, высоте с использованием приемов приложения и наложения, а так же на глаз.

• Обучение раскладыванию предметов в ряд в порядке возрастания или убывания размера по длине, ширине, высоте, толщине и по объему в целом.

3. Форма

• Развитие представлений о форме предметов.

• Различение геометрических фигур и ознакомление с некоторыми их свойствами.

4. Ориентировка в пространстве и времени

• Определение пространственного расположения предметов относительно себя.

• Обучение умению передвигаться в указанном направлении.

• Формирование представлений «ближе», «дальше», «близко», «далеко».

• Развитие ориентировки на листе бумаги и на плоскости стола.

5. Логические задачи

• Отгадывание загадок.

• Группировка предметов по определенному признаку.

• Исключение предмета из группы по определенному признаку.

• Составление целого из частей.

Ожидаемые результаты:

В итоге успешного овладения данной программой, у детей будут богаче представления о количественных и пространственных свойствах и отношениях реальных предметов, тем легче им будет в дальнейшем путем обобщения и абстрагирования перейти от этих представлений к математическим понятиям. А это залог успешного обучения математике в школе.

Учебно-тематический план

Неделя

Тема

Цель

Часы

1

2

3

4

 

 

Октябрь

 

1

Количественные представления

Учить выделять признаки предметов, познакомить с понятием «пара», формировать внимание, умение работать по образцу, формировать приемы анализа и синтеза.

– упражнение 1. «Что в мешочке?»

- упражнение 2. «Какая цифра убежала?»

- упражнение 3. Пальчиковая гимнастика «Пять пальцев»

- упражнение 4. «Разрезные картинки»

1 час

2

Числа в пределах 5

Учить считать в пределах 5, соотносить с их количественной моделью, сравнивать две группы предметов, учить порядковой нумерации предметов.

- упражнение 1. «Найди пару»

- упражнение 2. «Работа с палочками»

- упражнение 3. «Постройся по порядку»

- упражнение 4. «Работа с палочками»

1 час

3

Сравнение предметов

учить сравнивать объекты и предметы по различным признакам путем наложения, приложения, уметь ориентироваться в пространстве.

- упражнение 1. «Разноцветные шарики»

- упражнение 2. «Кошки»

- упражнение 3. «Скажи наоборот»

- упражнение 4. «Чем похожи и чем отличаются?»

1 час

4

Ориентировка в пространстве

учить ориентироваться в пространстве: наверху, внизу, над, под; различать лево и право; упражнять в счете в пределах 3; различать цифры 1, 2, 3.

- упражнение 1. «Найди столько же»

- упражнение 2. «Воробышек»

- упражнение 3. «Где правая, где левая?»

- упражнение 4. «Назови соседей»

1 час

 

 

Ноябрь

 

5

Число и цифра 3

продолжать знакомить с образованием числа 3 и соответствующей цифрой;

учить называть числительные от 1 до 3;

считать и раскладывать предметы правой рукой слева направо; уточнить представление о треугольнике.

- упражнение 1. «Работа с палочками»

- упражнение 2. «Найди столько же»

- упражнение 3. «Назови число»

1 час

6

Сравнение фигур

учить сравнивать предметы по высоте, отражать в речи результат сравнения; составлять предметы из трех равнобедренных треугольников; находить в окружении одинаковые по высоте предметы.

- упражнение 1. «Найди игрушки»

- упражнение 2. «Что выше?»

- упражнение 3. «Елка»

- упражнение 4. «Ежик»

1 час

7

Куб, шар

познакомить с геометрическими телами – кубом и шаром; дать представление об устойчивости и неустойчивости, наличии или отсутствии углов; закрепить счет в пределах трех.

- упражнение 1. «Внимание»

- упражнение 2. «Прокати в ворота»

- упражнение 3. «Соседи»

- упражнение 4. «Считай

– не ошибись»

1 час

8

Квадрат

учить составлять квадрат из счетных палочек; называть предметы квадратной формы; считать по порядку, отвечать на вопросы: который, какой? конструировать из квадрата.

- упражнение 1. «Перекличка»

- упражнение 2. «Работа с палочками»

- упражнение 3. «Бегите ко мне»

– упражнение 4. «Какая фигура спряталась?»

1 час

 

 

Декабрь

 

9

Число и цифра 4

продолжать знакомить с образованием числа 4 и цифрой 4; учить порядковому счету (до 4); раскладывать предметы правой рукой слева направо.

- упражнение 1. «Назови цифру»

- упражнение 2. «Назови соседей»

- упражнение 3. «Игра с яблоками»

- упражнение 4. «Дорожки» (6,125)

1 час

10

Конструктивные задачи

развивать конструктивную деятельность, развивать аналитико- синтетические способности.

- упражнение 1. «Разноцветные палочки»

- упражнение 2. «Веселые фигуры»

- упражнение 3. «Пройди и не упади»

- упражнение 4. «Сложи фигуру»

1 час

11

Широкий - узкий

учить сравнивать предметы по ширине, выполнять сериацию (распределение) по одному признаку, учить штриховать не выходя за границы.

- упражнение 1. «Хитрые полоски»

- упражнение 2. «Отгадай, что такое?»

- упражнение 3. «Скажи наоборот»

- упражнение 4. «Веселые фигурки»

1 час

12

Круг

формирование представления о круге, учить складывать круг из разрезных картинок.

- упражнение 1. «Угадай – ка»

- упражнение 2. «Красивая закладка»

- упражнение 3. «Отвечай быстро»

- упражнение 4. «Сложи круг»

1 час

 

 

Январь

 

13

Четырехугольник

учить различать разные фигуры; упражнять в счете в пределах четырех; упражнять в ориентировке в пространстве на листе бумаги: слева, справа, вверху, внизу.

- упражнение 1. «Разноцветные палочки»

- упражнение 2. «Найди свой домик»

- упражнение 3. «Транспорт»

- упражнение 4. «Точечки»

1 час

14

Число и цифра 5

познакомить с образованием числа 5 и цифрой 5; развивать внимание, творческое воображение, моторику рук.

- упражнение1. «Отгадай число»

- упражнение 2. «Назови соседей»

- упражнение 3. «Постройся по порядку»

- упражнение 4. «Сделай лесенку»

1 час

 

 

Февраль

1 час

15

Число и цифра 6

познакомить с числом и цифрой 6, учить решать конструктивные задачи.

- упражнение 1. «Потерянные цифры»

- упражнение 2. «Веселые картинки»

- упражнение 3. «Игра с яблоками»

- упражнение 4. «По бревнышку»

1 час

16

Сравнение фигур по различным признакам

учить сравнивать фигуры по форме, учить соотносить число и множество, развивать долговременную память.

- упражнение 1. «Что лишнее?»

- упражнение 2. «Разложи, как скажу»

- упражнение 3. «Сколько?»

- упражнение 4. «Нарисуй фигуры»

1 час

17

Симметричный орнамент

учить выполнять симметричный орнамент на основе интуитивного восприятия принципа симметрии; продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве, правильно определяя направление.

- упражнение 1. «Красивая салфетка»

- упражнение 2. «Где правая , где левая»

- упражнение 3. «Встань, где я скажу»

1 час

18

Решение конструктивных задач

учить решать конструктивные задачи.

- упражнение 1. «Веселые квадраты»

- упражнение 2. «Собери круг»

- упражнение 3. «Смешные фигурки»

1 час

 

 

Март

 

19

Ориентировка во времени. Число и цифра 7.

закрепить представление о времени суток, учить правильно употреблять слова «сегодня», «вчера», «завтра»; упражнять в счете в пределах 7.

- упражнение 1. «Когда это бывает»

- упражнение 2. «Назови пропущенное слово»

- упражнение 3. «Вчера, сегодня, завтра»

- упражнение 4. «Живая неделя»

1 час

20

Обратный счет

упражнять в порядковом и обратном счете.

- упражнение 1. «Какая цифра убежала?»

- упражнение 2. «Постройся в обратном порядке»

- упражнение 3. «Считай в обратном порядке»

- упражнение 4. «Соседи»

1 час

21

Выше – ниже

учить сравнивать предметы по высоте, устанавливать равенство между двумя группами предметов, различать количественный и порядковый счет.

- упражнение 1. «Лес»

- упражнение 2. «Скажи наоборот»

- упражнение 3. «Что выше»

- упражнение 4. «Сделай лесенку»

1 час

22

Длиннее - короче

упражнять в сравнении предметов по длине, учить раскладывать в порядке убывания и возрастания; развивать глазомер.

- упражнение 1. «Волшебные ленты»

- упражнение 2. «Найди пару»

- упражнение 3. «Зеркало»

- упражнение 4. «Скажи наоборот»

1 час

 

 

Апрель

 

23

Конструирование из геометрических форм

учить находить недостающую часть фигуры, конструировать сюжет из геометрических фигур, изменять конструкцию по заданию.

- упражнение 1. «Найди подходящую часть»

- упражнение 2. «Картинки»

- упражнение 3. «Найди фигуру»

- упражнение 4. «Измени рисунок»

1 час

24

Число и цифра 8

познакомить с числом и цифрой 8. Учить строить количественную модель числа. Уточнить представление о геометрических формах.

- упражнение 1. «Хитрые флажки»

- упражнение 2. «Найди фигуру»

- упражнение 3. «Бегите ко мне»

1 час

25

Измерение объема сыпучих тел

учить детей измерению объема сыпучих тел с использованием мерки.

- упражнение 1. «Сколько?»

- упражнение 2. «Столько же»

- упражнение 3. «Игра в прятки»

1 час

26

Измерение объема жидких тел

учить детей измерению объема воды с помощью мерки, формировать понимание значимости процесса измерения для сравнения объема жидких тел.

- упражнение 1. «Новая мерка»

- упражнение 2. «Странные стаканы»

- упражнение 3. «Налей столько же»

1 час

 

 

Май

 

27

Масса предметов

дать представление о массе предмета, учить сравнивать предметы по тяжести прикидкой на руке.

- упражнение 1. «Чудесные мешочки»

- упражнение 2. «Волшебные кубики»

- упражнение 3. «Скажи наоборот»

- упражнение 4. «Интересные фокусы»

1 час

28

Число и цифра 9

познакомить с числом и цифрой 9. Развивать внимание, образную память, наблюдательность и речь.

-упражнение 1. «Внимание»

- упражнение 2. «Добавить еще одну»

- упражнение 3. «Лови, бросай, дни недели называй»

- упражнение 4. «Когда это бывает»

1 час

29

Решение конструктивных задач

учить решать конструктивные задачи, развивать воображение и пространственное мышление.

- упражнение 1. «Внимание»

- упражнение 2. «Нарисуй, как запомнил»

- упражнение 3. «Путешествие Незнайки»

1 час

30

Повторение

закрепить пройденный материал, на конкретном примере раскрыть понятия «быстро- медленно»

- упражнение 1. «Волчок»

- упражнение 2. «Посмотри вокруг»

- упражнение 3. «Наоборот»

- ВРУЧЕНИЕ ДИПЛОМОВ «ВУНДЕРКИНД»

1 час

Список использованной литературы:

1. А.В. Белошистая. Занятия по развитию математических способностей детей 4-5 лет.

2. В.П.Новикова. Математика в детском саду (средний и старший дошкольный возраст).

3. В.П.Новикова. Математические игры в детском саду и начальной школе.

4. Е.С.Анищенко. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников

5. С.Е. Гаврина, Н.Л.Кутявина, И.Г.Топоркова, С.В.Щербинина. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать.

6. Рабочая тетрадь «Игралочка» Л.Г.Петерсон,Е.Е.Кочемасовой (математика для детей 4-5 лет, 5-6 лет).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе «СКОРО В ШКОЛУ» (для детей 5-7 лет)

Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень ра...

Модифицированная (адаптированная) программа дополнительного образования "Детский оркестр" для детей 5-7 лет Автор - составитель музыкальный руководитель Колесова Елена Николаевна.

Программа  "Детский  оркестр" расчитана на  детей  старшего  дошкольного  возраста, имеющих  уже  первоначальные навыки  и  умения  игры  на...

Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе. «В школу с радостью!»

Комплекс занятий направлен на развитие пяти взаимосвязанных психических процессов, определяющих познавательные возможности, и  включает соответствующие разделы: «Тонкая моторика руки», «Внимание»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА . Развитие творческих и математических способностей детей дошкольного возраста (5-7 лет). Подготовка детей к школе по методикам Воскобовича

Основные принципы, заложенные в основу игр Воскобовича  - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытн...

«Рабочая программа дополнительного образования «Маленькие экологи» для детей 5-6 лет на 2020-20121 учебный год муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 79 «Соловушка» города Смоленска»

laquo;Рабочая программа дополнительного образования «Маленькие экологи» для детей 5-6 лет на 2020-20121 учебный год муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения &laqu...

Рабочая программа дополнительного образования по экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста «Друзья природы» на 2020-2021 учебный год

Рабочая программадополнительного образованияпо экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности«Друзья природы» Возраст детей: 2-3 ...